Самообладание и характеристики волевого поведения
Автор: Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ.
Самообладание включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность — те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем, с самоограничением эмоционального реагирования; его величина зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.
В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Это понимание более конкретно и содержательно, чем научные определения этого качества, даваемые в различных публикациях.
Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.
Выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути в этом качестве проявляется тормозная функция воли.
Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.
На первый взгляд может показаться, что к выдержке следует отнести и терпеливость. Однако это разные волевые проявления. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Терпеливость же, наоборот, связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия. Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Проявляется в агрессивном поведении.
Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными навыками поведения: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.
К. К. Плaтoнoв родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Плaтoнoва, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.
Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания.
Противоположна смелости трусость. Она рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.
Рассматривать любое проявление трусости как отрицательное в социальном аспекте, так же как любое проявление смелости — как подвиг, неправомерно. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком наличной или предстоящей ситуации как опасной для здоровья или престижа и является эмоциональным отражением необходимости избежать опасности (К.
Страх должен возникать у всякого нормального, разумного человека при объективно или субъективно опасной для него ситуации; поэтому бесстрашных, в истинном значении этого слова, людей нет. Совершенно прав был персонаж одной из отечественных кинокомедий, когда отказываясь, как разумный человек, лезть к тиграм в клетку, говорил: «Я не трус, но я боюсь».
Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее.
Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.
Говоря о решительности, надо сразу подчеркнуть, что она не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях. Безусловно, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. И все же решительность и смелость — это два самостоятельных волевых качества.
Решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.
Решительность проявляется в двух ситуациях принятия решения: делать — не делать и готов — не готов (когда заведомо известно, что делать надо).
Для того чтобы доказать, что время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, И. П. Петяйкин прокоррелировал этот показатель решительности при выполнении трех различных тестов и получил достоверные связи (на уровне значимости р = 0,05–0,01). Это значит, что если в одной ситуации какие-либо субъекты проявляют большую решительность, чем другие, то и в других ситуациях они будут действовать так же, т. е. тратить меньше времени на принятие решения.
Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени принятия решения, является постоянной характеристикой личности, служит обнаруженная И. П. Петяйкиным связь этого волевого качества с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками.
Изучение соотношений между смелостью и решительностью (И. П. Петяйкин) не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда решителен. Это особенно отчетливо проявляется в спортивной деятельности, и не случайно в исследовании В. А. Иванникова и Е. В. Эйдемана именно спортсмены в своих представлениях провели различие между этими волевыми качествами.
В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными — смелые.
Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности.
В нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько волевых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и сочетанием волевых качеств.
Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.
Частный случай проявления самостоятельности — инициативность поведения (от лат. initiare — начинать). Она выражается в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость.
В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативности, говорят: «взял на себя смелость»). Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.
Дисциплинированность и организованность поведения. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения.
В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.
Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой. Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.
Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество. Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела.
Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он охарактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.
Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.
Принципиальность. Принципиальным (от лат. principium — основание, первоначало) считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов.
Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.
***
Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества поведения служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.
Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.
Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.
Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки.
В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.
Развить свое самообладание вы можете изучив курсы «Развитие уверенности в себе» и «Психология мотивации и влияния»:
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курсИзучите сегодня
Также смотрите
Выдержка и самообладание ~ Проза (Психология) ~ Алексей Гадаев
Выдержка — способность выносить нагрузку и лишения, держа себя в формате и не привлекая к себе ненужного внимания, после чего быть способным эффективно действовать.
Выдержка — время в течении которого необходимо укрепить самообладание и при котором одни представления. мысли и поступки надо подавить, а другие укрепить.
Выдержка — это волевое качеств характера, связанное с целеустремленностью. Физиологическим механизмом выдержки является возникновение в мотивационной сфере стойкой инертной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом субъекта, тормозя другие влечения и интересы. Субъект не тратит своё время и силы на второстепенные для него объекты. Выдержке своейственно проявление планомерности, терпеливости, упорства и настойчивости.
Существует специальная выдержка (К.Л.Бабаян, 1977). Выдержка проявляется в ситуации ожидания желаемого при «отсрочки удовлетворения» и последующей награды. Выдержка — это особый вид самопринуждения. Но выдержка может служить и к осуществлению неблаговидных поступков, целей. Выдержка может проявляться с того момента, когда субъект встречается с внутренним препятствием при достижении своей цели или проживанием этого затруднения. При выдержке может игнорироваться чувство усталости, боли или лишения.
Выдержка — это своебразное самовнушение с представлениями, мыслями и поступками для преодоления вспыльчивости, грубости, формирования вежливости, тактичности и укрепления самообладания.
Выдержка и самообладание — это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
А.С. Макаренко считал, что выдержка — это большая воля.
А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».
Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.
В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.
Выдержка – это способность
индивида не спешить с реакцией. Выдержка — это умение и привычка контролировать
своё поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться
от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
Выдержанный человек умеет
сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных
действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствие духа, сохраняет
хладнокровие, умеет взять себя в руки. Выдержанный человек вынослив и терпелив
как по отношению к кратковременным раждражителям (например резкая боль), так и
к продолжительно действующим 9ною.щая боль, скучная работа, томительное
ожидание) Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие
ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод,
жажду, потребность в отдыхе и т.д.).
Е.П.Ильин относит выдержку и
самообладание к собирательной волевой характеристике.
Самообладание относят к искусству
владением такта, толерантности, а так же терпения. Искусство самообладания отмечается
возможностью поступать рационально, а не эмоционально. Самообладание позволяет
властвовать не только над собой, но и над другими индивидами.
Чтобы развить самообладание
необходимо знать о посильных средствах для его развития:
- Игнорировать внешние раздражители;
- Оттягивать время и реагирование на взрывную реакцию оппонента;
- Уметь переключать своё внимание и расслабляться.
- Всегда находить внутрии себя точку покоя (воображаемое место, релаксация, медитация).
- Сдерживать свои порывы и страхи, когда это необходимо.
- Принимать твёрдые и взвешенные решения.
- Отказываться от пагубных привычках и культивировать в себе полезные поведенческие нормативы.
- Проговарить свои трудные эмоции.
- Заниматься активным отдыхом, спортом,
самогипнозом.
- Уметь предугадывать события (антиципация), а также прогнозировать результаты своей деятельности.
Необходимо помнить, что Эмоциональная сдержанность человека зависит от его эмоциональной устойчивости и уровня развития его волевых качеств и умения влиять на других людей в процессе межличностных контактов и взаимодействия.
Что делает меня «я»? Отрывок из детской психологии
Почему мы спим? Что такое чувства? Как мы принимаем решения и как мы извлекаем из них уроки? Психология помогает нам задавать и отвечать на эти важные вопросы о себе, других и мире вокруг нас.
Психология для детей: наука о разуме и поведении Клэр А. Б. Фриланд, доктор философии, и Жаклин Б. Тонер, доктор философии, знакомит читателей в возрасте от среднего класса и старше с психологией. Эта живая и информативная книга предлагает главы о мозге, личности, интеллекте, эмоциях, социальных отношениях и многом другом.
Наслаждайтесь этим отрывком из книги
.Глава 5: Что делает меня «я»?
Кто ты? Вы тот человек, который любит проводить время в одиночестве, или вам нравится быть в окружении друзей? Являетесь ли вы лидером, который любит делиться своими идеями, или вы держитесь в стороне и анализируете то, что говорят другие? Конечно, как бы вы ни ответили на эти вопросы, это, вероятно, не всегда характеризует вас. Но психологи изучили, как обычно действуют разные люди, и могут ли они, зная это, предсказывать свои мысли, чувства и поведение. Эти индивидуальные склонности называются черты характера .
Одним из самых известных психологов был Рэймонд Кеттелл. Он собрал данные о большой группе людей… На основе своих выводов он предложил 16 основных личностных черт, которые отличались друг от друга и были полезны для прогнозирования поведения. Он разработал тест под названием 16PF (тест 16 личностных факторов), который можно использовать для определения черт личности человека.
Исследования более поздних психологов показали, что 16 категорий личности Кеттелла все еще слишком много. На самом деле, большинство психологов сейчас сосредотачиваются на основных чертах личности «большой пятерки». Человек может быть на одном конце каждой из этих черт, или на другом, или где-то посередине.
Большая пятерка черт личности | ||
Интересующийся миром, готовый пробовать новое, предприимчивый и творческий. | Открытость к новому опыту | Не любит перемен, предпочитает предсказуемое. |
Делает все вовремя, планирует, уделяет внимание деталям. | Добросовестность | Не любит расписания, забывает делать важные дела, неорганизованный. |
Общительный, любит знакомиться с новыми людьми, любит быть в центре внимания.![]() | Экстраверсия | Любит проводить время в одиночестве, с трудом знакомится с незнакомцами, ведет себя тихо. |
Сотрудничество, внимательность, помощь. | Приятность | Не то чтобы интересуется другими, не заботится о чужих проблемах и чувствах. |
Капризный, легко расстраивается, беспокоится. | Нейротизм | Очень спокойный и спокойный, хорошо справляется со стрессом. |
В качестве трюка, чтобы запомнить «большую пятерку», обратите внимание, что первые буквы каждого слова объединяются в слово «ОКЕАН».
Ознакомьтесь с исследованиями
Хотя черты характера влияют на действия человека, это не означает, что такое поведение происходит постоянно. Психолог-исследователь Уильям Флисон интересовался, что произойдет, если кто-то притворится, что обладает другими чертами характера. Он знал, что экстраверты в целом более счастливы, чем интроверты (в отличие от экстравертов).
Во время десятиминутного разговора некоторые экстраверты и некоторые интроверты вели себя как экстраверты. Мало того, что все его участники могли вести себя экстравертно, но все они сообщали, что чувствовали себя счастливее после этого — даже интроверты!
Попробуй!
Большинство реальных людей не впадают в крайности большой пятерки личностных черт, но могут тяготеть к тому или иному концу. С другой стороны, вымышленные персонажи часто изображаются проще. Возьмите любимого персонажа из книги, фильма или телешоу, которое вам нравится. Как бы вы описали их на основе «большой пятерки»? Вот пример для начала:
Большая Птица
Этот добродушный парень очень приятный. Он добрый, хорошо работает с другими и помогает настолько, насколько может. Он также очень открыт для нового опыта и стремится учиться у окружающих. Он довольно экстраверт и любит знакомиться с новыми людьми, но он не пытается привлечь к себе много внимания, так что, вероятно, он находится посередине по этой черте.
Ворчун Оскар
Определенно неприятный тип. Оскар сварлив и, кажется, больше всего интересуется собой, а не другими людьми. Оскар тоже не очень экстраверт. Иногда кажется, что он был бы счастлив, если бы все оставили его в покое. Однако обратите внимание, как бывают моменты, когда эти персонажи выходят из образа. В то время как их черты характера экстремальны, иногда обстоятельства оказывают большое влияние на их поведение. Бывают моменты, когда даже Ворчун Оскар может быть добрым и заботливым!
Ознакомьтесь с содержанием и стилем иллюстраций Psychology For Kids здесь.
Клэр Фриланд, доктор философии.
Автор этой статьи
Клэр А. Б. Фриланд, доктор философии, частный клинический психолог, более 35 лет работающая с молодежью и их семьями. Стремясь донести психологические концепции до широкой аудитории, она стала соавтором нескольких книг для детей и подростков на темы, связанные с эмоциями и поведением.
Жаклин Тонер, доктор философии
Автор этой статьи
Жаклин Б. Тонер, доктор философии, является соавтором ряда книг для детей и подростков, посвященных социальным и эмоциональным проблемам. Она практиковала клиническую психологию более трех десятилетий, работая с детьми, подростками и семьями. Доктор Тонер живет в Балтиморе, штат Мэриленд, со своим мужем. У них три замужние дочери и два внука.Книги по теме от Magination Press
Психология для детей: наука о разуме и поведении
Клэр А. Б. Фриланд, доктор философии, и Жаклин Б. Тонер, доктор философии
Эта захватывающая новая книга знакомит детей с наукой психологии, с главами о мозге, личности, интеллекте, эмоции, социальные отношения и многое другое. В сопровождении красочных иллюстраций больших идей психологии и множества практических экспериментов, которые можно попробовать дома, нет лучшего способа погрузиться в увлекательную науку о разуме.
Почему мы спим? Что такое чувства? Как мы принимаем решения и как мы извлекаем из них уроки? Психология помогает нам задавать и отвечать на эти важные вопросы о себе, других и мире вокруг нас.
Magination Press Amazon Barnes & Noble
Отрывок из последней книги Стивена Пинкера «Рациональность» — Harvard Gazette
Выдержка из « Рациональность: почему это кажется недостаточным и почему это важно» », Стивен Пинкер, Семейный профессор психологии Джонстон.
Рациональность должна быть путеводной звездой для всего, что мы думаем и делаем. (Если вы не согласны, разумны ли ваши возражения?) Тем не менее, в эпоху, благословленную беспрецедентными ресурсами для рассуждений, публичная сфера наводнена фальшивыми новостями, шарлатанскими лекарствами, теориями заговора и риторикой «постправды». Мы сталкиваемся со смертельными угрозами нашему здоровью, нашей демократии и пригодности для жизни на нашей планете. Хотя проблемы пугают, решения существуют, и у нашего вида есть интеллектуальные ресурсы, чтобы найти их. Тем не менее, среди наших самых острых проблем сегодня — убедить людей принять решения, когда мы их найдем.
Что мы должны думать о человеческой рациональности? Способность познания понимать мир и использовать его в своих интересах — это не трофей западной цивилизации; это наследие нашего вида. Сан из пустыни Калахари на юге Африки — один из древнейших народов мира, и их образ жизни, связанный с добычей пищи, который сохранялся до недавнего времени, дает представление о том, как люди проводили большую часть своего существования. Охотники-собиратели не просто бросают копья в проходящих животных или угощаются фруктами и орехами, растущими вокруг них. Ученый-следопыт Луи Либенберг, который десятилетиями работал с сан, описал, как они обязаны своим выживанием научному мышлению. Они рассуждают от фрагментарных данных к отдаленным выводам с интуитивным пониманием логики, критического мышления, статистических рассуждений, корреляции и причинно-следственной связи, а также теории игр.
Сан отслеживает убегающих животных от следов их копыт, миазмов и других следов. Они различают десятки видов по форме и расстоянию между их следами, чему помогает их понимание причин и следствий. Они могут сделать вывод, что заостренный след исходит от проворного спрингбока, которому нужна хорошая хватка, тогда как след с плоской ногой исходит от тяжелого куду, которому приходится выдерживать его вес. Затем они делают силлогистические выводы: стенбока и дукера можно сбить в сезон дождей, потому что мокрый песок заставляет их копыта раздвигаться и суставы становятся жесткими; куду и канна могут быть истощены в сухой сезон, потому что они легко устают в рыхлом песке.
Сан также склонны к критическому мышлению. Они знают, что нельзя доверять первому впечатлению, и осознают опасность того, что видят то, что хотят видеть. Они также не примут аргументов авторитета: любой, включая молодого выскочку, может опровергнуть гипотезу или выдвинуть свою собственную до тех пор, пока в результате спора не возникнет консенсус.
Еще одна важная способность, используемая сан, — отличать причинность от корреляции. Либенберг вспоминает: «Один следопыт, Борох// хао, сказал мне, что когда [жаворонок] поет, он высушивает почву, делая корни пригодными для еды. Впоследствии !Нейт и /Уасе сказали мне, что Боро// хао был неправ — не птица сушит почву, а солнце сушит почву. Птица только говорит им, что почва высохнет в ближайшие месяцы и что это время года, когда корни хороши для еды».
Тем не менее, несмотря на всю смертоносную эффективность технологии Сан, они выживали в неумолимой пустыне более ста тысяч лет, не истребляя животных, от которых они зависели. Во время засухи они заранее думают о том, что произойдет, если они убьют последнее растение или животное в своем роде, и щадят представителей исчезающих видов. Они разрабатывают планы сохранения с учетом уязвимости растений, которые не могут мигрировать, но быстро восстанавливаются после возвращения дождей, и животных, которые могут пережить засуху, но медленно наращивать численность.
Разумность сан обостряет загадку человеческого разума. Несмотря на нашу древнюю способность рассуждать, сегодня нас наводняют напоминания о заблуждениях и безрассудствах наших собратьев. Три четверти американцев верят по крайней мере в одно явление, которое бросает вызов законам науки, включая психическое исцеление (55 процентов), экстрасенсорное восприятие (41 процент), дома с привидениями (37 процентов) и призраков (32 процента). люди верят в дома с привидениями, но не верят в призраков. В социальных сетях фальшивые новости (такие как Джо Байден называет сторонников Трампа «отбросами общества» и мужчина из Флориды, арестованный за усыпление и изнасилование аллигаторов в Эверглейдс) распространяются дальше и быстрее, чем правда, и люди с большей вероятностью распространят ее, чем боты.
Как же тогда мы можем понять то, что называется рациональностью, которая, казалось бы, является нашим неотъемлемым правом, но так часто и вопиющим образом попирается? Отправной точкой является понимание того, что рациональность — это не сила, которой агент либо обладает, либо не обладает, как рентгеновское зрение Супермена. Это набор когнитивных инструментов, которые могут достигать определенных целей в определенных мирах.
Чтобы понять, что такое рациональность, почему она кажется редкой и почему она важна, мы должны начать с основных истин самой рациональности: способов, которыми разумный агент должен рассуждать, учитывая его цели и мир, в котором он живет. Эти «нормативные» модели исходят из логики, философии, математики и искусственного интеллекта, и они являются нашим лучшим пониманием «правильного» решения проблемы и того, как его найти. Они служат стремлением для тех, кто хочет быть рациональным, что должно означать всех. Основная цель этой книги — объяснить наиболее широко применимые нормативные инструменты разума.
Нормативные модели также служат эталоном, по которому мы можем оценить, как человеческие шлемили рассуждают, что является предметом изучения психологии и других наук о поведении. Многочисленные недостатки обычных людей стали известны благодаря исследованиям Даниэля Канемана, Амоса Тверски и других психологов и экономистов, получивших Нобелевскую премию. Когда суждения людей отклоняются от нормативной модели, как это часто бывает, нам нужно решить загадку. Иногда это несоответствие обнаруживает настоящую иррациональность: человеческий мозг не может справиться со сложностью задачи, или он обременен ошибкой, которая снова и снова приводит его к неверному ответу.
Но во многих случаях проблема может быть представлена им в обманчивой форме, и когда она переводится в более дружелюбную форму, они справляются с ней. Или сама нормативная модель может быть правильной только в определенной среде, и люди точно чувствуют, что они не в этой среде, поэтому модель не применима. Или модель может быть разработана для достижения определенной цели, а люди, к добру или к худу, преследуют другую.
Хотя объяснения иррациональности могут снять с людей обвинение в откровенной глупости, понять — не значит простить. Иногда мы можем требовать от людей более высоких стандартов. Их можно научить замечать глубокую проблему сквозь ее поверхностные проявления.