Жанр городского пейзажа: Городской пейзаж | Arthive

Пейзаж жанр живописи — кратко


Пейзаж – один из жанров живописи.

Во французском языке это слово имеет значение «местность, страна», и его темой является как раз определённая местность.

Привычнее всего под понятием «пейзаж» подразумевать только изображение природы, но оно шире: пейзаж может быть архитектурным, городским.

А документально точное изображение в городском пейзаже называется «ведутой» (итал. veduta). Излюбленным жанром голландских (нидерландских) художников был не только натюрморт, но и ведута.

Вот как выглядит ведута нидерландского художника Яна Вермеера «Вид Дельфта», созданная в 1660 г.


Развитие пейзажного жанра

Пейзажный жанр формировался постепенно, в соответствии с наукой. Оказывается, между пейзажной живописью и наукой много общего, т.к. при создании реалистического пейзажа необходимо иметь понятия о воздушной перспективе, пропорциональности, светотени и т.д.

Такой привычный и знакомый для каждого жанр пейзажа долгое время был только подсобным, как фон, хотя был известен ещё в древневосточном изобразительном искусстве. Природу изображали в качестве фона на портретах, иконах. В таком варианте он чаще был идеализированным, обобщённым.

Поэтому пейзаж считается относительно молодым жанром живописи – самостоятельное значение он получил примерно в XIV в.  


Разновидности пейзажа

В жанре природного пейзажа выделяют морской и космический пейзажи. Марина (от лат. marinus – морской). Художники-маринисты изображали морской вид, сцены морских сражений и всё, что было связано с морем. Российский художник Айвазовский написал около 6 тысяч морских пейзажей (марин).

Космический пейзаж – изображение небесного пространства, планет и звезд.

С точки зрения времени пейзаж может быть историческим, футуристическим (пейзаж будущего), современным.

А ещё пейзажи различаются по принадлежности к определённому стилю искусства

Например, романтический пейзаж английского художника Уильяма Тёрнера необыкновенно поэтичен, прозрачен. Пейзажи немецкого художника Каспара Давида Фридриха отличаются мистической атмосферой, а реалистичные пейзажи Ивана Шишкина изображают величественную красоту северных просторов, причём в основе многих картин художника лежит «портретное» изображение конкретного места. 



Европейский пейзаж

В европейской живописи явный интерес к пейзажу проявился в эпоху Раннего Возрождения. Итальянский художник Джотто в XIII в. изображал пейзаж в трёхмерном пространстве, создавая иллюзию глубины. Но в его время пейзаж всё-таки оставался вспомогательным средством.

В эпоху Высокого Возрождения (XVI в.) пейзажная живопись уже начала интенсивно развиваться, особенно в творчестве художников Венецианской школы Джорджоне, Тициана, Эль Греко.

Свобода и искренность отличает пейзажи нидерландского художника Питера Брейгеля (Старшего).

Испанский художник Веласкес делал первые попытки пленэрной живописи (на открытом воздухе), хотя её основоположником считается английский художник XIX в. Джон Констебль. Большой вклад в развитие пленэрной живописи сделали французские художники-импрессионисты (Коро, Писсарро, Ренуар, Моне), которые стремились передать на своих пейзажных полотнах движение воздуха.

Пейзажи Рубенса были такими же жизнеутверждающими и динамичными, как и его персонажи.


Русский пейзаж

В России пейзажная живопись всегда пользовалась популярностью и интенсивно развивалась. Многие картины русских художников считаются шедеврами пейзажной живописи.

Самостоятельным пейзажный жанр в России стал в XVIII в. Основоположником его считается Семён Щедрин (1745-1804). Его пейзажи эмоциональны, выразительны и наполнены светом.

Ф. Алексеев (1753/1755-1824) одним из первых начал писать городские пейзажи, он крупнейший мастер русской ведуты.

А. Мартынов (1768-1826) много путешествовал по России и создал пейзажи Сибири, Крыма, берегов Волги.

Сильвестр Щедрин (1791-1830) – автор замечательных романтических пейзажей.

А. Венецианов (1780-1847) был автором неярких пейзажей среднерусской полосы.

Вторая половина XIX в. дала целую плеяду талантливых пейзажистов: Ф. Васильева, В. Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева, А. Саврасова, А. Куинджи, И. Шишкина и др. Все пейзажные традиции продолжили своё развитие и в XX в. в творчестве П. Кончаловского, И. Грабаря, К. Юона и многих других художников. 

Популярен пейзаж и в наше время, это вечный жанр, и он никогда не иссякнет. 

 

 

Городской пейзаж. Разбираемся с терминами

Блог

Название жанра «Городской пейзаж» говорит само за себя – в художественном сегменте так называют картины, где изображены города, здания и улицы, архитектурные сооружения, реальные или выдуманные достопримечательности. Как жанр живописи он делится на несколько подвидов:

·         Ведута – изображение города;
·         Архитектурный – изображение архитектурных памятников;
·         Каприччо – рисование вымышленных руин;
·         Урбанистический – изображение башен, небоскребов, современных городов;
·         Индустриальный – романтизированное представление промышленных строений.

Ранее он был, скорее, абстракцией, являющейся частью заднего плана других полотен. Только со временем его выделили в отдельный жанр, заслуживающий внимания. Познакомиться с этим миром можно в Галерее Русского искусства Old-Art . 

История направления


Первоначально городской пейзаж акварелью, маслом, акрилом или карандашом выполнял роль фона в религиозных картинах. В самостоятельный вид он перерос после ряда работ европейских художников, отчасти являющихся изобретателями масляной живописи и геометрии перспективы.

Независимым городской пейзаж стал в XVII веке в Голландии. С тех пор он использовался известными деятелями для построения сложных композиций городского ландшафта. Среди мастеров, использовавших его, выделяют Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена, Карло Кривелли, Яна Вермеера, Марко Риччи и других.

Наибольшую популярность сразу после Голландии жанр получил в Англии, Франции и Германии. Затем распространился в Европе. Пик популярности пришелся на Венецию в XVIII веке, отчасти благодаря таким великим художникам как Каналетто и Гварди. Городской пейзаж зимы, осени и других времен года, дождя, города, села, с луной, солнцем и другими деталями быстро стал достоянием открыток, которые активно покупали туристы.

Самым известным художником Венеции, который работал в этом направлении, является Каналетто или Джованни Антонио Каналь – его настоящее имя. Он являлся главой венецианской школы и оказал значительное влияние на работы всех мастеров, которые творили после него. Одной из самых популярных является «Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей». В этой работе есть много сложных приемов: отражение в воде, реалистичные облака, игра тени и света, максимально выигрышный ракурс архитектурных объектов.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей Холст, масло, 1730 г, 182×259 

В конце XIX века, когда на пике популярности были великие художники Камиль Писсаро и Поль Синьяк, городской пейзаж стали изображать в динамике повседневной жизни. В центре были маленькие улочки, широкие бульвары, вокзалы, мосты, а работы с людьми имели колоссальный спрос.

Камиль Писсарро Старый рынок в Руане 
1898 г., 81.3×65.1 


Однако ажиотаж со временем угас, что связано с изобретением фотографии – теперь запечатлеть нужный вид можно было за пару секунд без всякого труда.

Интересные факты о жанре урбанистического пейзажа


Интересно, что большой вклад в развитие внес художник, который не собирался это делать. Он не рисовал именно в этом стиле, не агитировал деятелей искусства обратить внимание на него.
Джон Ренд – так звали мастера – просто изобрел в 1841 году оловянный тюбик для масляной краски, и этим незамедлительно воспользовались его коллеги. Такой вклад повлек за собой то, что полотна стали более реалистичными, живыми и близкими к зрителю.

Еще одним интересным фактом стало «модное» в XIX веке направление – рисование так, будто все объекты виднеются сквозь стекла окон, залитых дождем. Казалось, импрессионисты соревновались в способности прорисовать как можно больше вещей: парков, улочек, площадей, водосточных труб и наклеенных на них афиш, крыш домов или фонарей ночью. Иногда добавляли туман, что выглядело еще более загадочно и мистично.

В наши дни популярность приобретают смешанные техники написания городских портретов и урбанистической архитектуры, абстрактные композиции и индустриальные пейзажи в различных стилях. Не уступает им символизм, акцентирующий внимание не на внешней, а на внутренней составляющей изображенных на рисунке объектов.

Бато Дугаржапов. Набережная

Кошелев В.П. Старый город. Таллин. б. акв. 38Х61 (Галерея русского искусства Old-Art)

  • Архитектурный,
  • Ведута,
  • городской пейзаж,
  • Индустриальный,
  • Каприччо,
  • пленэр

Городской пейзаж: история и развитие жанра

В древности римляне и греки создавали пейзажные и садовые настенные росписи. Однако после падения Римской империи количество изображений чистых пейзажей сократилось, и пейзажи рассматривались только в контексте религиозных или фигуральных сцен. Эта традиция просуществовала до 16 века, когда некоторые художники стали рассматривать пейзаж как самостоятельный предмет.

РАЗВИТИЕ ЛАНДШАФТА И РОЛЬ НИДЕРЛАНДОВ

Термин «ландшафт» происходит от голландского слова «landschap», что означает «участок земли или регион». Однако в начале 1500-х годов оно приобрело художественную окраску и превратилось в «картину, изображающую наземные пейзажи».

Логично, что этот термин был придуман в Нидерландах, потому что это было одно из мест, где пейзажи были популярным предметом живописи. Однако потребовалось больше времени, прежде чем этот жанр получил признание во влиятельных художественных академиях Франции и Италии. Исторические картины, такие как религиозные, классические, аллегорические и мифологические темы, были помещены выше других предметов в респектабельной предметной иерархии живописи. Пейзажный жанр, натюрморт, портреты и др. считались второстепенными картинами. Только в 17 веке пейзаж был принят в академии.

РОСТ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА

Классический пейзаж был создан в 17 веке и испытал сильное влияние классической античности. Он искал иллюстрацию идеального пейзажа, такого как легендарная Аркадия. Позиционирование объектов продумано в рамках классического пейзажа: каждое животное, камень и дерево должны быть тщательно размещены для вневременного, уравновешенного и гармоничного настроения. Французские художники Клод Лоррен и Николя Пуссен усовершенствовали классический пейзаж. Пуссен считал, что пейзажи могут выражать такие же сильные эмоции, как и человеческая драма, которую изображают исторические картины. Именно с этого момента он начал работать над повышением статуса ландшафта.

В то время многие художники путешествовали в Гранд-туры со своими покровителями, и многие предпочитали путешествовать по Италии. Начиная с 18 века Италия оставалась известным источником вдохновения, особенно для художников-пейзажистов. Популярность Гранд-тура росла и достигла своего пика во второй половине 18 века. Позже Англия и Франция стали новыми очагами ландшафтного искусства, хотя идеалы итальянских и голландских пейзажей 17-го века, включая классический пейзаж, в народе сохранялись.

Хотя меценаты заказывали пейзажи, они все еще не были высоко оценены в иерархии академий, особенно академии во Франции (которая была очень могущественной организацией, устанавливающей стандарты того, что следует выставлять и преподавать в стране).

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕЙЗАЖ

В истории пейзажного жанра XIX века было немало вех. Подъем промышленной революции уже изменил некоторые традиции сельской жизни, и старая субъектная иерархия начала рушиться. Повсюду в Северной Америке и Европе пейзажная живопись вновь завоевала господство. Несколько художников Барбизона, такие как Шарль Добиньи и Теодор Руссо, перестали интересоваться идеализированным классическим пейзажем. Вместо этого их внимание переключилось на живопись на открытом воздухе, непосредственно с натуры — практика, называемая живописью на пленэре.

В 19 веке также зародилась пейзажная фотография, которая оказала значительное влияние на композиционный выбор художников-пейзажистов. Появление художников-революционеров, таких как Гюстав Курбе, еще больше раздвинуло пейзажную живопись за ее пределы, сделав ее более визуальной и тактильной.

Революционная техника живописи Курбе и его независимый дух проложили путь новому поколению художников – импрессионистов, отколовшихся от Академии. К импрессионистам относились такие художники, как Клод Моне, Альфред Сислей, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро. Они посвятили свою карьеру рисованию и изучению пейзажа, причем большинство их работ были сделаны на открытом воздухе. Однако особый метод использования красок Курбе и то, как были структурированы его пейзажные взгляды, оказали влияние, выходящее за рамки импрессионистов, и повлияло на работы Ван Гога и Сезанна, а также на многих художников 20-го века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Развитие жанра пейзажа происходит давно. Он начался с периода, когда он не был признан за пределами Нидерландов и переместился в другие страны, был принят в более низкую иерархию академий и превратился в то, чем он является сегодня.

Биография автора: Томас Джексон — профессиональный внештатный писатель в службе написания эссе, обзоры и активный член нескольких писательских клубов в Нью-Йорке. Он написал несколько песен, так как он был ребенком. Кроме того, его вдохновляют живые концерты, которые он дает перед близкими друзьями и членами семьи.


Раскройте свой творческий потенциал с помощью этих 7 советов по фотосъемке городских пейзажей

Фотосъемка городских пейзажей — это освежающая альтернатива фотографированию красоты природных ландшафтов. Широкий жанр предоставляет творческие возможности, сочетающие архитектуру, горизонты, уличную фотографию и фотожурналистику.

Сюжеты городского пейзажа можно найти повсюду. К ним относятся промышленные районы, городская среда, витрины магазинов, строения и даже новый топографический стиль фотографии.

Это стало известно в 1970-х годов такими великими фотографами, как Стивен Шор, Льюис Бальц, Роберт Адамс, Бернд и Хилла Бехер. Даже вид из вашего окна можно превратить в интересный городской пейзаж, если вы живете в поселке или городе.

Взгляните на наши 7 советов по фотосъемке городских пейзажей, чтобы узнать, как максимально использовать этот захватывающий сюжет! Вот краткий обзор того, что мы рассмотрим:

    • Измени свою перспективу
    • Стрелять из движущегося автомобиля
    • Используйте ведущие линии, диагонали и другие приемы композиции
    • Перейти к абстракции
    • Поиск шаблонов
    • Попробуйте снимать черно-белые городские пейзажи
    • Используйте приложения для освещения, чтобы найти лучший свет и счастливые моменты

1:  Change Your Perspective

Большинство людей склонны делать снимки городских пейзажей с уровня глаз, стоя, но это часто приводит к тому, что изображения выглядят одинаково. Это особенно верно, если на фотографии изображено известное здание или достопримечательность. Немного встряхните ситуацию, изменив точку обзора. Вы можете сделать это, поднявшись выше и стреляя вниз, или приблизившись к земле и стреляя вверх. Даже отодвинувшись сбоку от объекта, чтобы снять его под другим углом, вы можете получить разнообразные и уникальные изображения.

Иногда, забравшись на возвышенность, открывается прекрасный вид на местность вдалеке! Фото Мэтью Сэвилла. Иногда GoPro — идеальная камера для действительно уникального ракурса! Изображение Бенс Бакони | См. полную версию здесь

2: Съемка из движущегося автомобиля

Вы можете получить отличные снимки городских пейзажей, фотографируя из движущегося автомобиля — хотя, конечно, не во время вождения. Может быть, вы сможете уговорить друга или члена семьи отвезти вас по городу. Или почему бы не сесть на автобус или поезд и не сфотографироваться через окна? Я пробовал это сам несколько раз, и вы можете получить действительно крутые эффекты с (или без) размытием движения на городском пейзаже, в зависимости от того, какую выдержку и диафрагму вы используете. Поэкспериментируйте, чтобы увидеть, что у вас получится. Если вы посещаете город впервые, это может быть лучшим способом сделать максимальное количество снимков за короткий промежуток времени.

Это фото в Стокгольме было сделано во время прогулки по городу на лодке.

3: Использование направляющих линий, диагоналей и других композиционных приемов

В фотографии городских пейзажей обычно используется множество смелых диагональных форм и направляющих линий, которые можно использовать в своих композициях. Эти формы притягивают взгляд, и в искусственных сооружениях их, как правило, много. Представьте себе узкий переулок между двумя зданиями — линии переулка направляют ваш взгляд внутрь изображения и к другому концу. Архитектура, мосты, дорожки и перила также являются местами, где вы, вероятно, найдете направляющие линии и диагональные формы.

Направляющие линии

Симметрия

Красивая архитектура часто бывает симметричной. Хотя это не самая интересная или креативная композиция, она, безусловно, необходима для вашего набора инструментов для городской пейзажной фотографии.

Отражения

Негативное пространство

Негативное пространство может добавить интересующую вас статую или негативный объект к фотографии.

Отрицательное «космос» — комета NEOWISE, июль 2020 г. | Фото Мэтью Сэвилла

4: Go Abstract

Изображение Эдаса Вонга | См. полную версию

Чтобы получить отличные кадры, не обязательно снимать городской пейзаж целиком. Иногда, подойдя поближе и зафиксировав мелкие детали, вы получите интригующие изображения. Текстуры, цвета, граффити, архитектурные элементы и уличные знаки — все это самостоятельные предметы. Возможно, вы даже захотите попробовать свои силы в макросъемке в городских условиях.

5: Попробуйте снимать черно-белые городские пейзажи

Хотя городские пейзажи часто полны цвета, иногда стоит избавиться от этого отвлекающего фактора и сосредоточиться на форме, текстуре, свете и форма вашей сцены вместо этого. Черно-белая фотография — идеальный способ показать, как свет падает между зданиями или сквозь окна.

Вы можете снимать в черно-белом режиме прямо в камеру, но часто лучше сначала снять в цвете, а затем преобразовать изображение в черно-белое в программе редактирования изображений. Это означает, что у вас будет больше контроля над типом черно-белой обработки изображения.

6: Ищите повторяющиеся узоры

Изображение Эдаса Вонга. Посмотреть полную версию

В городских пейзажах нет недостатка в повторениях и узорах. Хотя человеческому глазу они могут показаться обыденными, тщательное кадрирование и использование этих повторяющихся узоров делают изображения поразительными. Найдите здание с окнами одинакового размера и формы и увеличьте этот повторяющийся узор — заполните им кадр. Создавайте удивительные фотографии, используя цветовые схемы, плитку, воздушные провода и брусчатку.

В противовес этому, все, что является разрушительным и нарушает повторение или шаблон, автоматически привлекает внимание зрителя. Так что следите за любыми разрушительными фокусами, которые вы можете использовать, например, с отсутствующей плиткой в ​​стене из плиток или широко открытым окном здания, когда все остальные закрыты.

7: Используйте приложения для освещения, чтобы найти лучший свет и счастливые моменты! Центр города Лос-Анджелес Зимний восход луны на закате, декабрь 2020 г. | Фото Мэтью Сэвилла

Это последний из наших советов по фотосъемке городских пейзажей, но многие фотографы часто упускают его из виду. Приложения для освещения сообщают вам, где будет находиться солнце (или луна) в любой момент времени в определенном месте, чтобы вы могли заранее спланировать съемку. Многие из этих приложений бесплатны и доступны для устройств iOS или Android.

Заключительные мысли

Надеюсь, вам понравились наши советы по фотосъемке городских пейзажей, и вы вдохновились попробовать некоторые из идей. Одна из замечательных особенностей городской фотографии заключается в том, что вы можете делать это в своем родном городе или отправиться в большой город.

Жанр городского пейзажа: Городской пейзаж | Arthive

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх