Жанр натюрморт: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

НАТЮРМОРТ.

  • ВСЕ
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э

марта 12, 2019 21:24

Константин Коровин. Сирень. 1915г.

Натюрморт — от франц. nature, итал. natura morta — дословно “мёртвая природа”; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life — дословно “тихая жизнь”.

1). Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, демонстрирующий изображение предметов, вещей, иногда растений, цветов и др., окружающих человека в реальной жизни. Как и любое преимущественно станковое произведение искусства, натюрморт строится по законам композиции с учётом особенностей зрительского восприятия, то есть предметы не переносятся на лист или холст механически с натуры, а соотносятся, подбираются друг к другу, организуются в единый ансамбль по размерам, цвету, смыслу, фактурам и т. д. при помощи постановки и композиционных законов и правил.

2). Картина, фотография, иллюстрация, изображающая неодушевлённые предметы.

Мартирос Сарьян. Московский натюрморт. Холст, масло, 1956г..
Martiros Saryan — Oil On Canvas — 57 x 65 cm — 1956

  Помимо “неживых” объектов: предметов быта, элементов одежды и аксессуаров, предметов культа или научной деятельности, в натюрмортах часто изображают битую дичь, растения и цветы, изолированные от живой природы (срезанные или в горшках). Реже дополняют изображения натюрмортов фигуры людей, животных, птиц и насекомых (например, Жан Батист Симеон Шарден “Натюрморт с рыбой, устрицами и кошкой”).
   Часто натюрморт имеет символическое истолкование — предметы символизируют некоторые философские категории, христианские или любовные условно-знаковые обозначения, например, стекло олицетворяло хрупкость, зеркало — тщеславие и т.д.. Таким образом, художник в натюрморте не просто фиксирует знаки реального мира, но и включает зрителя в своеобразную интеллектуальную игру, пряча одни смыслы за другими, а натюрморт имеет несколько содержательных уровней.

Илья Иванович Машков. Синие сливы 1910г. 80х116см

  Жанр натюрморта специфичен обилием деталей, повышенным вниманием к структуре, объёмам, фактурам. Цель искусства натюрморта не только символическая загадка, точная фиксация реального мира или декоративно-украшательская функция — посредством натюрморта художник создаёт яркий многослойный художественный образ со сложным смыслом.
  Характер предметов в натюрморте, а также композиционное, цветовое, стилистическое, символическое решение картины данного жанра выражает характерные черты эпохи и передаёт авторскую идею.

Якопо де Барби

История натюрморта. Натюрморт в истории искусств


Натюрморт в Древнегреческом искусстве.

Натюрморты включены в сюжетные изображения (росписи Помпеи).
Искусство Древнего Востока.

Натюрморт присутствует как часть композиции.

Натюрморт в Эпоху Возрождения.
Появление натюрморта как самостоятельного жанра. Это связано с вниманием художников к материальному миру. Появляются так называемые “обманки” — “trompe l’oeil” — жанр иллюзорно точно воссоздающий предметы (Якопо де Барби).

М.Кампидольо

Натюрморт в XVII веке.

Натюрморт распространяется как жанр в конце XVI — начале XVII веков. На это повлияло развитие естественных наук, повышенное внимание к бытовой составляющей жизни людей (нидерландец П.

Артсен, фламандец Я. Брейгель Бархатный и другие).
В XVII веке натюрморт получает наивысшее развитие в мировой живописи — становление национальных реалистических школ живописи и влияние ведущих художников эпохи (например, Караваджо в Италии и Испании) способствуют развитию жанра. Появляется множество типов и форм натюрморта.

  Особенно выделяются в станковой живописи этого времени голландские и испанские натюрморты, в которых излюбленными темами стали цветы, фрукты, овощи, кухонная посуда, рыба и морепродукты. В испанских натюрмортах предметы особо строги и значительны (П.П. Бонци, М.Кампидольо, Дж. Рекко и другие).

Дж. Рекко

   Голландские натюрморты характерны особой интимностью, тщательной передачей освещения предметов, богатством живописных фактур, изяществом цвето-тональных отношений. Композиционный строй голландских натюрмортов разнообразен, а сюжеты и типы жанра разноплановы: от ограниченных по колориту завтраков В. Хеды до мощных, насыщенных по цвету десертов В.

Калфа, от изображения рыб А. Бейерена до битой дичи Я. Венике, от “цветов и фруктов” Я. Д. де Хема до аллегорического “vanitas” М.Б. де Стомме. Характерные отличия голландского натюрморта — малый формат (картины покупали бюргеры, аристократы и даже зажиточные крестьяне для украшения сравнительно небольших домов), повышенная детализация, тщательность прописки, малофигурность. Только в голландских натюрмортах присутствует изображение карманных часов, олицетворяющих ход времени.
  Фламандский натюрморт разительно отличается от голландского. Для фламандских натюрмортов характерно — декоративная выразительность композиции, пышность (такие натюрморты писались для украшения парадных залов, монастырских трапезных (Амброзиус Босхарт Старший, Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс).

Франс Снейдерс
Натюрморт с виноградом и добычей
Национальная галерея искусств (Вашингтон)

  Также получает развитие жанр натюрморта в Германии (Г. Флегель, К. Паудис), Франции (Л. Божен, Ф. Депорт, Ж. Б. Моннуайе). Выдающимся мастером натюрморта эпохи Классицизма является Жан Батист Симеон Шарден. Его работы отличает характерная строгость и элегантность композиции, изящество колорита и особая “человечность” художественного образа.

Жан Батист Симеон Шарден

Натюрморт в XVIII веке.

   В середине века складывается академическая иерархия жанров и натюрморт отходит на второй план по отношению к историческом, батальному жанру и портрету, предпочитаемым художниками.
  В России натюрморт появляется в виде картин-”обманок” Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова, Т. Ульянова.

Г.Н. Теплов

Натюрморт в XIX веке.
“Воскрешают” жанр натюрморта в своих картинах художники, пишущие сюжетные композиции (Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Густав Курбе, Эдуард Мане). Признанными мастерами натюрморта ХIХ века являются А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).

  Второе своё рождение натюрморт получает в искусстве художников-постимпрессионистов, для которых мир человеческих вещей становится основой понимания бытия (Ван Гог, Гоген, Сезанн).
     В России искусство натюрморта проявляется лишь в начале ХIХ века в картинах И.Т. Хруцкого, акварелях Ф. П. Толстого и художников школы А. Г. Венецианова. Позже натюрморт лишь эпизодически появляется в творчестве художников И.Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Поленова и других, нося скорее этюдный характер. Как самостоятельный жанр натюрморт не востребован в художественной системе передвижников, отдающих предпочтение сюжетной картине.

И.Н. Крамской

Натюрморт в XX веке.
  С появлением и развитием множества художественных течений натюрморт претерпевает изменения, связанные с поисками новых художественных форм и средств выражения (Анри Матисс, Жорж Брак, Пабло Пикассо и другие). Социальный характер носят натюрморты Диего Риверы, Ренато Гуттузо, Альфаро Сикейроса.

  В русском искусстве натюрморт становится самостоятельным жанром, благодаря творческим поискам Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова. Расцвет искусства натюрморта в России приходится на период существования объединения “Мир искусства”. Художники объединения и ближнего круга — К. А. Коровин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь — работающие на границе исторического и бытового жанров, придают натюрморту особую атмосферность, лёгкость, импрессионистическую выразительность.

  Художники объединения “Голубая роза” — П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян создают особо выразительные декоративные натюрморты. А мастера “бубнового валета” — И. И. Машков, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский — объединяют в своих картинах линии натюрмортов Сезанна с традициями русского народного творчества. Их натюрморты колористически богаты и насыщены.

И. Э. Грабарь

Натюрморт в советском искусстве.
Метод социалистического реализма нашёл своё отражение и в жанре натюрморта. Это философские натюрморты Петрова-Водкина, наполненные революционной патетикой натюрморты Ф. С Богородского. Появляются экспериментальные по цвету и фактурам натюрморты Н. И. Альтмана, Д. П. Штеренберга. Тонким колористическим построением и новизной сюжетов выделяются натюрморты Ю. И. Пименова, В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы.
Повышенной материальностью отличаются натюрморты А. Ю. Никича, В. Ф. Стожарова. Крупные мастера натюрморта союзных республик — М. А и Е. А. Асламазян (Армения), Т. Ф Нариманбе (Азербайджан), Л. Свемп, Л. Эндзелина (Латвия), Н. И. Кормашов (Эстония).
Характерен повышенный интерес художников 70-80-хх годов к жанру натюрморта. В их картинах основное внимание  сосредоточено на повышенной эстетизации мира вещей, окружающего человека (О. В. Булгакова, Я. Г. Анманис и другие).

Е. А. Асламазян

Литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; — Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.

5. Большой энциклопедический словарь. 2000;
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.

7. Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. 1969-1978;

8. Б. Р. Виппер. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей), Казань., 1922.

9.  Ю. И. Кузнецов. Западноевропейский натюрморт. -Л.-М., 1966.

10.  Ю. Я. Герчук. Живые вещи. — М., 1977.

11. М. И Щербачёва. Натюрморт в голландской живописи. -Л., 1945.
12. В. И. Пушкарёв, И. Н. Пружан. Русский и советский натюрморт. -М.-Л., 1971.
13. К. С. Кнабе. Язык бытовых вещей// Декоративное искусство СССР, 1985. № 3. -С. 743.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂


Что такое натюрморт. Известные художники жанра

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа», полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890
Сезанн, Поль. Натюрморт с яблоками и апельсинами. 1895-1900

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

И. Левитан
И. Левитан

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

1 Рождение нового жанра — The Eclectic Light Company

Хуан Санчес Котан (1560–1627), Айва, капуста, дыня и огурец (около 1600 г.), холст, масло, 69 x 85 см, Художественный музей Сан-Диего , Сан-Диего, Калифорния. Викисклад.

Чуть более четырех столетий назад родился новый жанр в живописи: натюрморт. Почти сразу же он стал наименее значимым из жанров, даже ниже пейзажей, с тех пор он оказался одним из самых популярных, и лишь немногие художники завершили свою карьеру, не нарисовав хотя бы одного натюрморта. Эта серия рассматривает натюрморты через историю искусства и размышляет о том, как мы должны их читать. Дают ли они возможность заглянуть глубоко в искусство художника или даже в его душу, или это просто искусно нарисованные каракули?

Художник неизвестен, Натюрморт с фруктами и вином (63-79 гг. н.э.), фреска, 70 x 108 см, Национальный археологический музей Неаполя, Неаполь, Италия. Викисклад.

Римские художники в классические времена действительно создали несколько работ, которые узнаваемы как натюрморты в современном понимании. Считается, что этот образец был написан между 63-79 гг. н.э. и был обнаружен на руинах Помпеи. Считается, что его изображение фруктов в стеклянной вазе относится к обряду, связанному со смертью.

Ганс Мемлинг (ок. 1430-149 гг.)4), «Цветы в кувшине» (ок. 1485 г.), масло на доске (оборотная сторона «Портрета молящегося молодого человека»), 29,2 x 22,5 см, Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания. Викисклад.

Вероятно, Ганс Мемлинг (ок. 1340–1494) написал один из первых натюрмортов на обратной стороне панели с портретом молящегося юноши примерно в 1485 году. Было высказано предположение, что это была часть диптих или триптих, и в сложенном виде мог образовывать его заднюю обложку.

Его выбор кувшина и цветов подтверждает его религиозный характер: монограмма Христа видна на корпусе кувшина, и каждый из цветов имеет определенное значение. Лилии относятся к чистоте Девы Марии, ирисы к ее роли Царицы Небесной и в Страстях, а маленькие цветы аквилегии ассоциируются со Святым Духом. Восточный узор на ковре настолько характерен для художника, что его стали называть коврами Мемлинга.

Якопо де Барбари (ок. 1460/70–1516), «Натюрморт с куропаткой и железными перчатками» (1504 г. ), липа, масло, 52 x 42,5 см, Старая пинакотека, Максфорштадт, Германия. Викисклад.

Несмотря на явный прецедент Мемлинга, вы можете увидеть эту работу Якопо де Барбари как первый натюрморт. Натюрморт с куропаткой и железными перчатками был написан в 1504 году и, безусловно, отходит от мысли, что этот жанр связан только с цветами и фруктами.

Бронированные рукавицы отличали действующие арбалеты того времени и соединены арбалетным болтом. Менее ясно, использовались ли они для убийства куропатки, но тема явно связана с охотой. Художник использует идиосинкразический прием, ставя свою подпись на листе бумаги, который, кажется, приложен к картине, аккуратно обманка. К сожалению, других картин де Барбари почти не сохранилось, поэтому неизвестно, писал ли он другие натюрморты.

Джузеппе Арчимбольдо (1526/7–1593), Библиотекарь (ок. 1570), холст, масло, 97 × 71 см, Замок Скоклостер, Хобо, Швеция. Викисклад.

Традиционная история живописи натюрмортов упускает из виду ее величайшего представителя шестнадцатого века: уникального Джузеппе Арчимбольдо, который превратил свои натюрморты в портреты. Это, пожалуй, наиболее очевидно в Библиотекарь вверху и в самом экстремальном виде в аллегорическом натюрморте Лето внизу.

Джузеппе Арчимбольдо (1526/7–1593), Лето (1572 г.), холст, масло, 92 x 71 см, Художественный музей Денвера, Денвер, Колорадо. Wikimedia Commons.

Арчимбольдо был единственным в своем роде, у него не было последователей, и, похоже, он не побудил других последовать его примеру.

Джованни Амброджо Фигино (1553–1608), Металлическая тарелка с персиками и виноградными листьями (1591–94), масло, панель, 21 x 29 см, Частная коллекция. Викисклад.

Мой следующий пример приписывается Джованни Амброджо Фигино (1553–1608), и это Металлическая тарелка с персиками и виноградными листьями (1591–1594). По более поздним меркам это вполне обычно, с популярными фруктами и украшением. Совершенно непонятно, почему Фигино нарисовал его.

Караваджо (1571–1610), Корзина с фруктами (ок. 1599), холст, масло, 31 x 47 см, Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия. Викисклад.

Первый настоящий эпохальный натюрморт — « Корзина с фруктами» Караваджо , созданный незадолго до начала века, который не только является первым произведением в этом жанре, написанным крупным мастером, но и стал предметом многочисленных споров.

То, что на первый взгляд кажется trompe l’oeil корзиной летних фруктов, включая персики, яблоки, груши, инжир, айву и виноград, не подходит для употребления в пищу. Почти все они, за исключением айвы, являются жертвами паразитов или болезней. Предложения относительно того, как это следует читать, включают увядающую красоту, естественный упадок и метафору католической церкви того времени.

Более поздний натюрморт также приписывается Караваджо.

Примерно в то же время первые художники, написавшие несколько натюрмортов, начали развивать новый жанр.

Хуан Санчес Котан (1560–1627), Айва, капуста, дыня и огурец (около 1600 г.), холст, масло, 69 x 85 см, Художественный музей Сан-Диего, Сан-Диего, Калифорния. Викисклад.

Испанский художник Хуан Санчес Котан (1560–1627) был среди них, о чем свидетельствует его Айва, капуста, дыня и огурец примерно 1600 года.0013 trompe l’oeil небольшой ниши с подвешенными айвой и капустой, чтобы насладиться резким контрастом на черном фоне.

Это форма bodegón, жанра, уникального для испанской живописи, со ссылками на еду и ее повседневное потребление. К тому времени, когда Диего Веласкес нарисовал их позже, в семнадцатом веке, они стали более сложными и обычно образными по содержанию.

Феде Галиция (1578–1630), Хрустальная подставка для фруктов с персиками, айвой и цветами жасмина (1607), масло, панель, 31 x 42 см, Частная коллекция. Викисклад.

В Италии первым художником, написавшим несколько натюрмортов, по-видимому, была Феде Галиция (1578–1630), миланка. Ее Хрустальная подставка для фруктов с персиками, айвой и цветами жасмина , вероятно, датируется 1607 годом и демонстрирует ее опыт в росписи стекла, а также в захвате различных текстур поверхности фруктов.

Феде Галиция (1578–1630), Майолика Корзина с фруктами (около 1615 г.), холст, масло, размеры неизвестны, Частная коллекция. Викисклад.

Галиция чуть позже Майолика Корзина с фруктами датируется 1610-ми годами и представляет собой еще одно проявление реализма.

Это, безусловно, больше, чем совпадение, что одним из первых крупных представителей этого жанра была еще одна сильно недооцененная художница, на этот раз из Антверпена: Клара Петерс (fl 1607-1621).

Клара Петерс (fl 1607-1621), Натюрморт с венецианским стеклом, Ремером и подсвечником (1607), панель, масло, 23,7 x 36,7 см, местонахождение неизвестно. Викисклад.

Венецианское стекло, ремер и подсвечник (1607 г.) — одна из самых ранних известных работ Петерса, демонстрирующая необычайное мастерство в изображении разнообразных поверхностей и их оптических свойств. Это также один из первых натюрмортов, в который художник включил собственное изображение, отраженное в мотиве, в данном случае в основании подсвечника.

Как и во многих натюрмортах, его содержание имеет интересное символическое значение. Показанные кондитерские изделия сладки и эфемерны, кольцо — знак земных богатств и временных отношений, муха — индикатор земного упадка, а горящая свеча сочетает в себе память со строгими ограничениями продолжительности жизни в этом мире. Это не просто натюрморт, а выражение vanitas, тщетность и пределы нашего земного существования. Я вернусь к работе Петерса и vanitas в следующей статье этой серии.

Амброзиус Босхарт (1573–1621), Цветочный натюрморт (1614), медь, масло, 30,5 x 38,9 см, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния. Викисклад.

К этому времени натюрморты пользовались все большей популярностью на оживленном рынке Голландского Золотого века. Амброзиус Босхарт (1573–1621) нарисовал этот Цветочный натюрморт 9.0014 маслом на меди в 1614 г., в первые годы.

Сначала его эклектичная смесь различных цветов и летающих насекомых кажется бессистемной. Однако они заслуживают более глубокого прочтения: цветы включают гвоздику, розу, тюльпан, незабудки, ландыши, цикламен, фиалку и гиацинт. В то время они никогда не могли зацвести одновременно. Бабочки, пчелы и стрекозы так же эфемерны, как и цветы вокруг них. Это тоже имеет больше, чем прикосновение vanitas.

К 1620 году натюрморты пользовались большим спросом в Северной Европе и перестали быть редкостью. Карьера и семейный бизнес Босхарта были основаны на натюрмортах, которые, наконец, достигли совершеннолетия.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Натюрморт – история жанра – BOCCONI STUDENTS ARTS SOCIETY

«Я думаю, что для настоящего художника нет ничего труднее, чем нарисовать розу, так как раньше он может это сделать, он должен сначала забыть все розы, которые когда-либо были нарисованы». Анри Матисс

Картина Натюрморт с синей скатертью , Анри Матисс, 1906 г., холст, масло, Эрмитаж

фрукты, цветы и виды стеклянной посуды). Первые натюрморты были найдены внутри древнеегипетских гробниц, где их изображали в религиозных целях. Их тема была настолько проста, что они почти не считались искусством вплоть до 16 века, когда они стали важным шагом в карьере любого художника. С тех пор к натюрморту пересматривалось бесчисленное количество художников, и этот жанр включает в себя одни из самых известных картин в мире.

Простота этой живописной композиции делает ее одной из самых узнаваемых, но также вызывает вопрос: как натюрморт стал таким заметным стилем? Как может простое изображение обычных предметов создать такое изобилие произведений? Мы рассмотрим истоки этого движения, чтобы попытаться понять, почему этот стиль так привлекателен как для зрителей, так и для художников.

Натюрморт начинался как простое изображение еды, нарисованной в гробницах богатых египтян: считалось, что в загробной жизни эта еда станет реальной и может быть съедена мертвыми. Эти картины имели очень утилитарное назначение и предназначались не для того, чтобы их видели, а просто для точного изображения реальности. Поэтому они включали ограниченное художественное участие.

Натюрморт вновь возник в Древней Греции, где он действительно начал приобретать декоративный характер; однако все еще не считается искусством. Обычно его рисовали на вазах, но поэтому ограничивали кулинарной сферой и видели только на кухнях или во время еды. Он приобрел статус непритязательного, повседневного украшения, так как его предмет «не имел благородства» и считался слишком вульгарным.

Во времена Римской империи, как свидетельствуют мозаики, найденные в Помпеях и Геркулануме, натюрморт окончательно утвердился в качестве формы искусства. Он по-прежнему относился к украшению провинциальных домов, вероятно, из-за истории эллинского художественного влияния, но простота изображаемых сцен подталкивала художников к экспериментам с реализмом с целью создания максимально реалистичных изображений. Одна из главных характеристик натюрморта, trompe-l’oeil .

Остатки римских времен также свидетельствуют о появлении еще одного из наиболее важных аспектов натюрморта: его связи со смертностью. Присутствие черепа во многих из этих натюрмортов, наряду с надписью Omnia mors aequat (Смерть делает всех равными), станет повторяющейся темой, которую мы называем vanitas , или «тщетностью жизни».

Vanitas — это особый тип натюрморта, который, вероятно, возник независимо от искусства, связанного с едой, которое можно найти на греческих вазах. На самом деле она по своей природе более тесно связана с египетской интерпретацией натюрморта, неразрывно связанной со смертью. Поскольку натюрморт по определению лишен какого-либо живого предмета, неудивительно, что он стал эмблемой смерти и начал нести тяжелое символическое значение, которое в основном вновь появилось в эпоху Возрождения.

Хотя натюрморты были непопулярны в Средние века, когда основная художественная продукция была религиозной, они продолжались, особенно благодаря иконографии и миниатюрным иллюстрациям, которые иллюстрировали рукописи. Их возрождение действительно произошло в эпоху Возрождения, наряду с открытием других античных искусств. Хотя отчасти эта одержимость старинным искусством сделала натюрморт обязательным для начинающих художников, это изменение статуса было также связано с растущим интересом к науке: в частности, к научной иллюстрации. Природные объекты стали восприниматься как отдельные объекты изучения, вне всяких религиозных или мифологических ассоциаций. Натюрморт был включен в голландскую живопись раннего Возрождения и в конечном итоге распространился из Антверпена в Италию, где он стал знаком художественных школ и доказательством мастерства в художественном сообществе.

Именно эти факторы: простота, банальность, смертность и вневременность парадоксальным образом создают сложность натюрморта. Специфика жанра заставляет художников работать на пределе своих возможностей, поскольку они стремятся создать оригинальное произведение, которое будет узнаваемо среди сотен. Наконец, и, пожалуй, самое главное, натюрморт представляет собой эфемерность одного художника, которая передается потомству через вневременность его творчества.

Жанр натюрморт: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх