Натюрморт как жанр изобразительного искусства
В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, включающий свободное расположение объектов повседневной жизни на столе:
- срезанных цветов, особенно, роз,
- кухонной утвари,
- предметов домашнего хозяйства,
- плодов, овощей, фруктов,
- продуктов питания,
- рыбы,
- приготовленной еды.
Термин является прямым переводом голландского слова «Stilleven», которым пользуются с 1656 для описания жанра картин. Ранее такие полотна назывались просто – «Фрукты», «Цветок», «Розы», «Завтрак», «Банкет» или пронк (показной).
В эпоху барокко аллегорические изображения с религиозным подтекстом получило обозначение Ванитас («тщеславие»). Обязательным атрибутом и главным акцентом на картинах был череп.
Оглавление
Виды
Условно натюрморты делятся на четыре основные группы, в том числе:
- цветочные;
- завтраки или банкеты;
- эмоциональные;
- символические.
Некоторые работы выполняются для демонстрации технической виртуозности рисования и способности художника или демонстрируют эмоции.
- эмоциональные;
- роскошные;
- полотна-иллюзии.
В известных натюрмортах содержались сложные символические сообщения, выраженные в типе объектов. При изучении состава натюрморта каждый отображаемый элемент являлся символом и вносил в картину определенное значение. В результате, жанр натюрморт, как и пейзаж, обычно не содержит человеческие формы, но способен передавать политическое, нравственное или духовное послание. Хотя сторонники академического изобразительного искусства считают натюрморт простейшим среди пяти основных жанров.
Особенности древнегреческой вазописи
Символические полотна — это широкая категория любого типа натюрморта с явным религиозным характером. Конкретным примером такой символики является Ванитас живопись, которая процветала между 1620 и 1650 г. и содержала символические образы черепов, свечей, роз, песочных часов, игральных карт, бабочек и других предметов, которые должны напомнить зрителю о быстротечности и тривиальности земной жизни.
Символические образы на картинах бывают открыто религиозными – хлеб, вино, вода и другие.Основные характеристики полотен
Магия натюрмортов состоит в возможности показать собственное восприятие обычных предметов вокруг нас. Особое расположение и изображение предметов с помощью краски, чернил, пастели или любого другого материала придает объектам совершенно новый смысл.
Объекты, выбранные для полотен, имеют особое значение на личном, культурном, социальном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие произведения изобразительного искусства провоцируют самоанализ и отражение на настроение зрителя. Поэтому изображенные объекты вызывают широкий спектр эмоций, в зависимости от размещения, выбор цвета, освещенности.
Предмет в натюрмортах определяется представленными объектами. Исследование символики позволяет проникнуть в смысл картины.лужат эмоции и события, которая базируется на материальных качествах цвета или текстуры. Темы изящно вплетаются в изображение красивых предметов, но увидеть смысл в рамках одного произведения удается не каждому.
Бытовая живопись
История
Изображение пищи практиковалось в древнем мире, но возродилось в истории искусства как самостоятельный жанр в 16 веке. Независимо от формирования названия жанра, натюрморт активно развивался на севере Европы — в Голландии и Фландрии среди художников конца Северного Возрождения. Появляются школы натюрморта в Неаполе, Испании и Франции.
Исторически сложилось, что натюрморты были пропитаны религиозным и мифологическим смыслом.
К 16 веку общество меняется. Наука и природный мир стали вытеснять религию на картинах.
К середине 19 века естественный мир и розы вышли из моды. В работах живописцев появилась заинтересованность в изучении нашего внутреннего мира, настроения и эмоций.
В 20 веке натюрморты растворились в геометрии. К концу тысячелетия, объекты на картинах стали в движениях поп-арт и фотореализм. Картины сегодня включают безграничный спектр современных объектов — от писсуара до пустых пивных банок.
Натюрморт Северного Возрождения и голландского реализма после 1517 года
Для богатого буржуазного общества Нидерландов характерно материалистическое отображение показного потребления. Но именно в западноевропейской живописи получила свое начало эзотерическая христианская символика и ее сложный язык во времена Средневековья и Возрождения.
Характеристика сюжетно-тематического жанра
Натюрморт стали называть «мертвая природа или натура», а картины содержали упор на неживые символические коннотации. Символика развивалась в абстрактном и метафизическом маньеризме Италии, Испании в 17 веке:
- Затем во Франции, благодаря гармоничной простоте полотен Ж. Б. Шардена (1699-1779) в 18 веке.
- Караваджо, Микеланджело Меризи (1573-1610) служит примером интереса к натюрмортам в других странах.
- Известная композиция «Корзина с фруктами» продвинула жанр с севера Италии в соседние страны.
- Появились суровые и мистические картины испанского художника Х. С.Котана (1531-1588),
Ф. де Сурбарана (1598-1664), Л. Мелендеса (1716-1780). Картины назывались «бодегонес» и изображали пищу, скромные предметы обихода. - Рембрандт (1606-1669) внес изменение в традиции натюрморта – его композиции лишились стола.
- В отличие от этого стиля Голландия и Фландрия в 17 веке поражали цветочными композициями Я. Брейгеля Старшего (1568-1625), Хема (1606-1684) и других.
- Другими фаворитами жанр были роскошные столы с роскошной едой, хрусталем и серебром, как у Кальфа (1622-1693), А. ван Бейерена (1620-1690).
- Трофеи удачной охоты или хороший улов отражены на полотнах Ф. Снейдерса (1579-1657).
Портрет в живописи
В 18 веке
Во французской живописи Ж. Б. Шарден (1699-1779) был мастером многих видов натюрморта, от скромных кухонных предметов до неповторимых аллегорий и поэтической передачи эмоций простым расположением плодов и роз. Его работы отличаются реалистичностью за счет игры цвета и художественной передачи освещенности.
Анна Костер (1744-1818) была последовательницей Шардена. Ее работы часто путают с мастером. Но композиции Костер более деликатные и воспроизводят очень странные предметы.
Экстравагантные коллекции кораллов и раковин на каменной полке поражают почти фотографической точностью.
В 19 веке
До середины девятнадцатого века натюрморт считался низшим жанром с ограниченным потенциалом для выражения темы. Философия реализма и чистой живописи Курбе (1819-1877) расценивалось как независимое средство для формы, цвета и краски. Живописцы игнорировали насмешливое отношение к жанру.
Революция в живописи во главе с Мане, Ренуаром (1841-1919), Сезанном (1839-1906), К. Моне (1840-1926) и Ван Гогом (1853-1890) навсегда закрыла тему этой дискуссии. Поклонники признали, что натюрморт красноречивым, поэтичным, «благородным» жанром изобразительного искусства.
В 20 веке
Неодушевленные предметы в новом натюрморте выражают тайну мира с помощью соответствия между формами и пространством.
Карикатура в живописи
Все восхищались тарелкой устриц Мане, черепами и часами Сезанна или вазой с ирисами Ван Гога, как чудесной интерпретацией окружающего мира.
Сезанн рисует яблоко в виде женщины или горы, а Ж. Брака (1882-1963) изображает яблоко как набор перекрывающихся геометрических граней.
Трансформация формы и содержания в чистейшие элементы геометрии, цвета, а также символизм видны в композициях Дж.Кирико (1888-1976) и С. Дали (1904-1989) – это начало 20 века.
Загадочный Дж.Моранди (1890-1964) принес в живопись свой стиль — пластичность с ограниченной палитрой, напоминающую римскую живопись.
Максимально эксплуатировал жанр Пабло Пикассо (1881-1973), поражая немыслимыми формами и широким спектром стилистических перестановок.
Знаменитый поп-арт Энди Уорхола повседневный объект превращает колоссальный образ.
Художники в 20 веке использовали натюрморт в качестве лаборатории для открытия новых методов и испытывали новые концептуальные идеи. Они делали это в репрезентативных и абстрактных форматах, расширяясь в другие жанры, смешивая живопись со скульптурой, коллажем, фотографией, видео и голограммами, в произведениях, которые относят к натюрмортам. В полотнах сегодня можно видеть различия:
- В колорите от холодного к теплому;
- В цветовой гамме от контрастов до нюансных тонов;
- В направлении освещенности на полотне;
- В фоновом расположении объектов;
- В постановке задачи от декоративной функции к реалистичному изображению.
Религиозная живопись
Свобода стиля для передачи изображения с помощью кубизма, кубофутуризма, поп-арта, фотореализма, нео-попа позволяет представлять натюрморты в новом виде, отчего жанр продолжает радовать любителей.
история жанра и основные виды
Содержание
- История жанра
- Основные виды и стили натюрморта
- Натюрморт в разных видах творчества
Натюрморт буквально переводится с латинского как «мертвая природа». Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра — «застывшая жизнь». Это жанр живописи, в котором основную роль играют неодушевленные предметы природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована.
Картины отличаются детальностью, они продуманы и подчеркивают эстетическую ценность каждого изображенного предмета. В целом полотна подчеркивают красоту самых простых вещей и через них передают ценность жизни, царящие в ней взаимосвязи, радость ее восприятия и быстротечность.
История жанра
Картина делится на классические три плана по глубине. На втором плане находится центр композиции, на переднем изображены мелкие детали, дополняющие основную идею, а на заднем плане — фоновые драпировки.
Основателями жанра принято считать голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа — ярких представителей школы «малых голландцев». Разумеется, изображения предметов природного происхождения существовали задолго до них, но обычно в виде фрагментов на более крупных полотнах, а как отдельный жанр станковой живописи оформились именно в 17 веке.
Натюрморт долгое время относили к низшим жанрам, полагая, что бытовые темы ограничивают потенциал картины, но в 19 веке Ван Гог, Ренуар, Мане и другие знаменитые художники своими работами доказали ошибочность этого мнения. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов — игрой цветовых пятен, бликов, воздушностью изображения. В этот период натюрморт переживал свой расцвет, в том числе и благодаря появлению в продаже красок в тюбиках, значительно упростивших работу живописцев.
В 20 веке эксперименты над жанром продолжили П.Пикассо, Дж.Моранди и С.Дали экспериментируя в новых формах, цветах и стилистических приемах.
Основные виды и стили натюрморта
В настоящее время натюрморт делится на ряд поджанров согласно предметам и темам, представленным на холсте. Деление достаточно условное — поджанры могут пересекаться.
Суета сует. В композиции должны фигурировать предметы, олицетворяющие бренность человеческого бытия: оплывшая свеча, часы, череп, испортившиеся фрукты или увядшие цветы, бабочка.
Охотничий или Охотничьи трофеи. На полотне должны быть результаты охоты: битая птица, ружье или другие охотничьи принадлежности: рог, сумка, патроны. В этом поджанре в качестве фона часто используется парк или лес.
Цветочный. Центральный объект композиции этого поджанра — букет цветов в вазе. У каждого цветка своя символика, например, чертополох олицетворяет зло, мак — забвение, а гвоздика напоминает о пролитой крови Христа.
Обманка. Предметы на холсте изображены максимально реалистично, создавая полную иллюзию реальных объектов.
Религиозный натюрморт объединяет предметы с религиозной атрибутикой: иконы, свечи, библию, кадило, лампады.
Рыбный. Голландия — родина натюрморта — страна на берегу моря, поэтому тема морепродуктов вынесена в отдельный поджанр.
Накрытый стол — жанр делится на две разновидности: Завтраки и Роскошный натюрморт.
Завтраки. Хронологически эти застолья появились первыми, на картинах изображался сыр, булочки, ветчина — самые обычные для голландцев продукты в простой сервировке.
Роскошный натюрморт. Основная тема — шикарно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократического общества.
Натюрморт с животными. Картины с налетом философского анимализма, из живого мира чаще всего встречаются змеи, кошки, собаки, насекомые и птицы.
Ученый натюрморт. На полотнах фигурирует атрибутика из мира науки или искусства: книги, карты, глобус, ноты, музыкальные инструменты.
Натюрморт в разных видах творчества
Прошлое накладывало свои ограничения на техники изображения, отличия могли быть в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. Начиная с прошлого века стали появляться акварели: волшебные цветы в технике многослойной акварели Сергея Андрияки, фотографически точная стеклянная посуда Лорина МакКракена, нежная дымка вокруг букета в вазе китайского художника Лю И.
Сейчас приобщиться к изображению натюрморта может любой ценитель прекрасного. Разнообразие стилей и техник, в которых можно создать классическую картину старого жанра, очень велико. У вас есть возможность создать картину по номерам, работу в технике алмазной вышивки, бисерной вышивки, папертоли. Можно получить натюрморт вышивая по канве крестиком или гладью, а можно создать композицию в технике декупажа, использовав салфетки с соответствующими темами. С помощью акриловых красок у вас получится нарисовать натюрморт на тарелке или керамической вазе.
Вы можете придерживаться старой школы или найти набор со свободной интерпретацией жанра, согласно вашим личным вкусам. Например, украсить кухню картиной по номерам «Кофейный натюрморт» или алмазной вышивкой «Глинтвейн», которые с натяжкой укладываются в рамки привычных поджанров. А картина «Пивной натюрморт» будет неплохо смотреться в гараже.
Подобрать картину по номерам
Объяснение жанров: Натюрморт в живописи
Давайте исследуем историю натюрморта с помощью подборки из 10 картин, соответствующих двум ключевым моментам: 17 веку в Нидерландах и 19 веку во Франции. Голландские и фламандские художники с большим мастерством рисовали натюрморты, иногда с целью передать моральные послания. В конце 19 века предметы повседневного обихода стали предметом формального исследования с точки зрения цвета, стиля и композиции для французских художников-импрессионистов и постимпрессионистов.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – произведение искусства, в котором преобладающим сюжетом являются неодушевленные предметы, природные или искусственные. Живописное изображение предметов существует с Античности, но только в эпоху Возрождения натюрморт выделился как самостоятельный жанр. Натюрморт с куропаткой и перчатками (1504) Якопо де Барбари обычно считается первым в своем роде. Термин «натюрморт» происходит от голландского слова 9.0009 Stilleven , что буквально означает неподвижную или безмолвную жизнь. Эта терминологическая деталь напоминает нам о том, что расцвет этого жанра пришелся на Золотой век Голландии.
Голландские и фламандские натюрморты XVII века
Франс Снейдерс (1579-1657) писал классические натюрморты с фруктами и цветами, но больше всего известен как художник-анималист из-за его великолепной способности изображать мех и перья. Он рисовал сцены охоты и боев животных, а также натюрморты, в которых сочетал фрукты, овощи и дичь или включал в композицию живых животных. Фруктовая девочка — хороший пример роскошного натюрморта в стиле фламандского барокко. Помимо своих художественных качеств, эта картина вызывает процветание и богатство.
Снайдерс был сотрудником Питера Пауля Рубенса и Якоба Йорданса, а также главным художником эрцгерцога Австрии Альберта VII. Его работы также были высоко оценены в Испании, где он принял участие в оформлении Торре-де-ла-Парада, бывшего охотничьего домика, расположенного недалеко от королевского дворца Эль-Пардо. Сегодня 28 его работ можно увидеть в Музее Прадо.
Франс Снейдерс, Корзина с фруктами , c. 1633 г., Музей Прадо, Мадрид, Испания.Виллем Клас Хеда (1594–1680) и Питер Клас (1597–1661) были голландскими художниками Золотого века, посвятившими себя натюрморту. Как мы видим на фотографиях ниже, оба рисовали почти монохромными палитрами сдержанных цветов, уделяли особое внимание фактуре и мастерски ловили отражение света на различных объектах. Объекты, на которых эффекты света наиболее очевидны, — это стеклянные предметы: a roemer (или rummer) — большой стакан, который доминирует в композиции на обеих картинах, — и tazza — декорированный серебряный кубок, который появляется с правой стороны картины Питера Класа.
Виллем Клас Хеда, Натюрморт с Ремером и часами , 1629, Маурицхейс, Гаага, Нидерланды. Питер Клас, Натюрморт с Таззой , 1636, Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды.Натюрморт с ветчиной Флориса ван Шутена (1585/1588-1656) сочетает в себе условность и спонтанность. Еда написана с большой технической виртуозностью, а композиция соответствует правилам того времени. Голландские художники 17 века часто изображали сыры, сложенные в виде пирамиды, с крупными и желтоватыми снизу и мелкими, темными и более зрелыми сверху. Однако в то же время стол накрыт для неформальной и, возможно, импровизированной трапезы, а еда находится в процессе поедания (см., например, недавние следы от ножа в сыре, найденные на дне лавки). пирамида).
В контексте голландской живописи 17-го века этот вид натюрморта, изображающий легкие блюда и следующий строгому набору композиционных правил, известен как ontbijtjes , что буквально означает «маленький завтрак». Их можно понимать в более общем смысле как описание закусок или легких блюд, которые можно принимать в любое время дня. Виллем Клас, Хеда и Питер Клас, работы которых мы видели выше, также были специалистами по ontbijtjes .
Флорис ван Схоотен, Натюрморт с ветчиной , середина 17 века, Лувр, Париж, Франция.Стол с десертами , вероятно, самый ранний натюрморт Яна Давидса де Хема (1606-1684). Это относится к его антверпенскому периоду, куда он переехал в 1635 году после того, как до этого жил в Утрехте и Лейдене. Эта картина больше напоминает роскошную работу Снайдерса, чем строгий ontbijtjes , который мы только что видели. Помимо разнообразных блюд и роскошной посуды, де Хем изображает два музыкальных инструмента: лютню и блокфлейту. Формально эта работа впечатляет точностью передачи фактур, искусно написанными световыми эффектами и почти театральной композицией. Как написала Аделина Колланж в своем описании картины для Лувра, это «блестящий синтез голландской точности и фламандского барокко». Также по смыслу оно передает сообщение об эфемерности чувственных удовольствий. Это отражает символизм, которому де Хем научился в Лейдене, и делает картину похожей на vanitas , своего рода натюрморт, направленный на передачу моральных посланий о тщетности удовольствия.
Художник-фовист Анри Матисс (1869-1954) нарисовал собственную интерпретацию Стола Десертов . Работа выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это приводит нас к следующему разделу, в котором мы исследуем пять натюрмортов, созданных французскими художниками-импрессионистами и постимпрессионистами.
Ян Давидс де Хем, Стол с десертами , 1640, Лувр, Париж, Франция.Французские натюрморты XIX века
В течение десятилетия между 1860 и 1870 годами Анри Фантен-Латур (1836-1904) написал несколько натюрмортов. Он был современником художников, позже сформировавших группу импрессионистов, но его стиль оставался более академическим. Как мы видим в «Цветы и фрукты на столе» , его композиции часто включали цветы. Многие из его натюрмортов были оценены и проданы в Англии, где он также нашел покровителя в лице богатого коллекционера Эдвина Эдвардса.
Анри Фантен-Латур, Цветы и фрукты на столе , 1865, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.Бриошь работы Эдуара Мане (1832–1883), вероятно, была вдохновлена одноименной картиной Жана Симеона Шардена, которую недавно приобрел Лувр. Однако манера письма Мане и использование света делают картину уникальной, подчеркивая мягкую и кремовую текстуру знаменитой французской булочки. Эта картина демонстрирует мастерство Мане в жанре, который он считал «пробным камнем художника». Натюрморты составляют примерно пятую часть 9 работ художника.0009 oeuvre и были ключевыми в его творческой практике. Сообщается, что он сказал, что художники могут изобразить все, что захотят, с помощью фруктов, цветов и даже облаков.
Эдуард Мане, Бриошь , 1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.Следующая картина принадлежит Клоду Моне (1840-1926), основоположнику импрессионизма. Натюрморт с дыней изображает плоды лета и блюда, напоминающие китайский фарфор. Его округлые формы и тщательно выстроенная композиция, слегка напоминающая «9» Фантена-Латура.0009 Цветы и фрукты на столе, очень приятны на ощупь. Благодаря цветам и свету эта картина достигает импрессионистской цели передачи реалистичных ощущений. Такое ощущение, что мы можем попробовать сладость фруктов.
Художественный стиль Моне присутствовал в самых разных сферах его жизни. Прогуляться по его дому и садам в Живерни — все равно, что погрузиться в его картины. Он также проявлял интерес к кулинарному искусству, изучение рецептов и прием гостей за трапезой были для него частью искусства жизни. Среди его гостей были художники Огюст Ренуар и Поль Сезанн, а также бывший премьер-министр Жорж Клемансо. Les Carnets de Cuisine de Monet — очень информативная и хорошо написанная книга, основанная на его рецептах.
Клод Моне, Натюрморт с дыней , 1872, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.По мере приближения к ХХ веку мы наблюдаем переход к менее фигуративной живописи. Менее реалистичные формы и композиции характерны для произведений последнего десятилетия XIX века. Ваза с соломенной отделкой, сахарница и яблоки автора Поль Сезанн (1839-1819)06) и «Цветы и ваза с фруктами на столе » Поля Гогена (1848–1903) — показательные примеры. Фрукты нарисованы в виде упрощенных круглых форм, а невероятный наклон столов показывает отклонение от реалистичной перспективы. На картине Сезанна, например, создается впечатление, что предметы вот-вот упадут. Такие визуальные эффекты были распространены в различных постимпрессионистских стилях.
Поль Сезанн, Ваза с соломенной отделкой, сахарница и яблоки , 1890-1893, Музей Оранжери, Париж, Франция. Поль Гоген, Цветы и ваза с фруктами на столе , 1894, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.Позднее, уже в ХХ веке, Пабло Пикассо переосмыслил натюрморты в кубистической манере. Его «Большой натюрморт » (1918 г.), на котором изображен стол, наклоненный к зрителю, и объекты, основанные на геометрических формах, имеет сходство с работами Сезанна.
Пабло Пикассо, Большой натюрморт со столом на пьедестале , 1931, Музей Пикассо, Париж, Франция.«>
Определение, искусство и история – Artlex
Что такое натюрморт?
Натюрморт — это произведение искусства, обычно изображающее неодушевленные предметы. Натюрморт — один из основных жанров западного искусства. Обычно обычные объекты, которые изображаются в натюрмортах, включают растения и цветы, еду, книги и многие другие объекты, которые передают предполагаемое сообщение, стоящее за произведением искусства. Натюрморт приобрел огромную популярность в Европе, особенно в Нидерландах, в 16 веке, но имеет корни в древнеегипетском, греческом и римском искусстве.
Известный натюрморт
Якопо де Барбари, Натюрморт с куропаткой и перчатками, 1504. Старая пинакотека, Мюнхен. https://www.sammlung.pinakothek.de/en/artwork/jWLpZYX4KY/jacopo-de-barbari/totes-rebhuhn-mit-eisenhandschuhen-und-armbrustbolzenЯн Брейгель Младший, «Корзина цветов», ок. 1620 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/435814
Питер Клас, Натюрморт с черепом и пером, 1628 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/435904
Поль Сезанн, Натюрморт с кувшином для воды, 1892–1893, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/cezanne-still-life-with-water-jug-n04725
Винсент Ван Гог, «Ирисы», 1890 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/436528
Джон Фредерик Пето, Книги, кружка, трубка и скрипка, около 1880 г., Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. https://www.museothyssen.org/en/collection/artists/peto-john-frederick/books-mug-pipe-and-violin
Ванесса Белл, Натюрморт на углу каминной полки, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/bell-still-life-on-corner-of-a-mantelpiece-t01133
Энди Уорхол, Черепа, 1976, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/warhol-skulls-ar00609
Рене Магритт, Личные ценности, 1952, Музей современного искусства Сан-Франциско, Сан-Франциско. https://www.sfmoma.org/artwork/98.562/
Рой Лихтенштейн, Бутерброд и газировка, 1964, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/lichtenstein-sandwich-and-soda-p77811
Яёи Кусама, Натюрморт, 1996. Частная коллекция. https://www.artsy.net/artwork/yayoi-kusama-still-life-1
История натюрморта
Традиция создания натюрморта прослеживается на протяжении всей истории искусства. Ранние культуры создавали предметы, такие как керамика, которые были украшены элементами натюрморта. Элементы натюрморта были найдены в египетских храмах и греко-римских настенных росписях, включая ссылки на еду, богатство и смерть.
В Средние века или средневековый период (около 500-1520 гг. н.э.) элементы натюрморта были важной частью украшений, обычно встречающихся в иллюминированных рукописях и вотивных панелях. Эти элементы натюрморта обычно представляли собой предметы, как естественные, так и искусственные, которые дополняли повествование, представленное в рукописи. Вотивные панели обычно содержали символические изображения, в том числе предметы, отражающие религиозные аллегории.
Натюрморт был оформлен в конце 17 века Французской академией художеств. Согласно иерархии жанров, сложившейся в период Высокого Возрождения, натюрморт занимал низшее место, поскольку не изображал человеческие предметы. Натюрморт не был по-настоящему популярен до 17 века, когда голландские и фламандские художники упорядочивали неодушевленные предметы для создания аллегорий, используя религиозную символику.
Первым официальным натюрмортом считается Натюрморт с куропаткой и перчатками итальянского художника Якопо де Барбари, датированный 1504 годом. Хотя вполне вероятно, что другие художники изучали натюрморты и гравюры примерно в то же время. , работы де’Барбари начали формализовать жанр натюрморта в европейском искусстве.
Начиная примерно с 1600 года, элементы натюрморта часто добавляли к портретам, чтобы украсить предмет, будь то внешность, состояние или репутация человека. Символы богатства, жизни и смерти, такие как деньги, черепа, книги, песочные часы, свечи, музыкальные инструменты, еда и другие материальные удовольствия, были наиболее популярны в символических картинах, известных как 9.0009 Ванитас . Картины Ванитаса часто были темными и жуткими, напоминая зрителям о быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Художники-натюрморты, в основном голландские художники и французские художники на тот момент, изображали свои предметы с растущим реализмом, тогда как художники, такие как Ян ван Эйк, часто рисовали повседневные предметы в гиперреалистичном стиле. Природные объекты и цветочные картины также были распространены в голландской живописи. Это было связано с отказом от религиозной аллегории среди таких художников, как Альбрехт Дюрер и Леонардо да Винчи, чьи акварельные наброски, рисунки и гравюры изображали пищу, флору и фауну в качестве предметов.
Живопись Trompe l’oeil была еще одним популярным стилем натюрморта, который возник в Древней Греции, завоевал популярность среди голландских и фламандских художников в 18 веке, а позже стал фаворитом художников рококо. Картины Trompe l’oeil должны были заставить зрителя поверить в то, что изображенная сцена реальна, отсюда и название trompe-l’œil , что переводится с французского как «обманывать глаз».
Натюрморт также использовался для празднования научных достижений, в частности, классификации животных и ботанических образцов, а также последствий растущей индустриализации. Морские раковины, лекарственные растения и когда-то экзотические фрукты, такие как лимоны, были среди предметов и часто изображались.
Традиция натюрморта следовала аналогичной тенденции в периоды барокко и рококо, когда цветочные мотивы были включены почти везде, от картин до штор, от мебели до обоев. Художники продолжали отворачиваться от религиозных аллегорий и даже морали картин vanitas.
Натюрморт в современном искусстве
К концу 19 века многие художники-модернисты использовали натюрморты разными способами и для разных целей. Хотя религиозный оттенок натюрмортов вышел из моды, многие художники по-прежнему опирались на эту историю, хотя бы для того, чтобы еще больше ее отвергнуть.
Натюрморты ушли от символических композиций к простым изображениям повседневных неодушевленных предметов. Тем не менее, многие художники продолжали ориентироваться в своих произведениях по отношению к иерархии жанров, где натюрморт занимал шестое и последнее место в списке. Иерархия началась с исторической или религиозной живописи, портретной живописи, жанровой живописи, пейзажной и городской живописи, анималистической живописи и, наконец, натюрморта.
Иерархия жанров быстро потеряла популярность, поскольку художники-реалисты изображали сцены из повседневной жизни, а не религиозные аллегории или исторические сцены. Реалистов больше интересовали реалии современного мира, и, хотя портреты людей из рабочего класса были популярны, многие элементы натюрморта были включены, чтобы рассказать об условиях, с которыми столкнулись многие люди из рабочего класса.
К 20-му веку художники-импрессионисты и постимпрессионисты, такие как Эдуард Мане и Анри Латур, отвергли иерархию и написали множество натюрмортов, которые часто прославляли природу и повседневную жизнь. Винсент Ван Гог был еще одним художником, который часто использовал природу и повседневную жизнь в качестве сюжета при создании картин. Это подрывное возрождение натюрмортов стало еще более революционным благодаря методам, которые такие художники использовали для изображения своих предметов. Когда-то точные и почти научные в своих изображениях художники-импрессионисты и постимпрессионисты предпочитали использовать смелые цвета и толстые мазки.
Натюрморт продолжал развиваться и снова стал популярным в Европе и даже на других континентах, таких как Соединенные Штаты. В то время как европейские традиции живописи все еще были заметны, натюрморт стал отдельным движением в Америке. Trompe l’oeil и мир природы по-прежнему были популярными предметами среди американских художников, которые также часто использовали гиперреалистическую живопись.
Сдвиг в сторону абстракции в мире искусства также изменил представление о том, как выглядели натюрморты, что было справедливо и для большинства картин, созданных в начале 20-го века. Такие художники, как Анри Матисс, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Марсель Дюшан, Жоан Миро, Джорджия О’Киф и Фрида Кало, входят в число художников, ответственных за инновации в натюрморте, которыми восхищаются и по сей день.
Натюрморт в современном искусстве
Ко второй половине 20 века натюрморты уже вышли за рамки холста и вошли в сферу скульптуры и фотографии. Художники экспериментировали с определением натюрморта и глубиной смысла, который могли передать предметы быта. Дадаизм и реди-мейд были одним из способов, которым искусство натюрморта сломало бесчисленные границы в мире искусства и привело к еще большему количеству изменений в последующих движениях современного искусства.
Поп-арт стал движением, почти полностью посвященным искусству натюрморта. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн изображают предметы массового производства и понятие потребительства, используя типичный графический стиль, характерный для произведений поп-арта. Лихтенштейн Sandwich and Soda, 1964 года заново изобретает натюрморты, в том числе картины vanitas, для критики американской потребительской культуры.
Искусство натюрморта продолжает оставаться популярной традицией среди многих современных художников. Такие художники, как Яёи Кусама, продолжают создавать натюрморты, которые бросают вызов визуальным условностям и самому искусству. Такие произведения, как «9 Кусамы».0009 Натюрморт , выпущенный в 1996 году, демонстрирует, насколько сильно изменилась натюрмортная живопись со времен Средневековья в Северной Европе. Со всеми технологическими разработками, произошедшими с начала 21-го века, натюрморт, несомненно, будет продолжать развиваться увлекательными способами.
Известная цитата о натюрморте
«Сезанн сделал живое существо из чашки, точнее, в чашке он осознал существование чего-то живого. Он поднял натюрморт до такой степени, что он перестал быть неодушевленным. Он писал эти вещи, как писал людей, потому что был наделен даром угадывать внутреннюю жизнь во всем. Его цвет и линия одинаково подходят к духовной гармонии. Человек, дерево, яблоко — все это использовалось Сезанном для создания того, что называется «картиной» и представляет собой образец подлинной внутренней и художественной гармонии».
– Василий Кандинский (1866-1944) Русский живописец.
Известные художники-натюрморты
- Абрахам ван Бейерен (1620–1690)
- Адриан Корте (1665–1707)
- Амброзиус Босхарт (1573–1621)
- Андре Дерен (1880–1954)
- Антуан Воллон (1833–1900)
- Бальтазар ван дер Аст (1593–1657)
- Караваджо (1571–1610)
- Клара Питерс
- Клод Моне (1840–1926)
- Эдуард Мане (1832–1883)
- Фернан Леже (1881–1955)
- Флорис ван Дайк (1575–1651)
- Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
- Франсиско Гойя (1746–1828)
- Франс Снайдерс (1579–1657)
- Фрида Кало (1907–1954)
- Жорж Брак (1882–1963)
- Джорджия О’Киф (1887–1986)
- Джорджио Моранди (1890–1964)
- Джованна Гарцони (1600–1670)
- Гюстав Курбе (1819–1877)
- Хармен Стенвейк (1612–1656)
- Анри Фантен-Латур (1836–1904)
- Анри Матисс (1869–1954)
- Джейкоб Фоппенс ван Эс (1596–1666)
- Ян Брейгель Старший (1568–1625)
- Ян Давидс.Жанры натюрморта: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин