Используем штатив правильно
Гарантию чёткого, резкого изображения в съёмке неподвижных объектов обеспечивает штатив. Когда фотоаппарат закреплён, у вас появляется возможность устанавливать сколь угодно длинные выдержки и получать снимки без «смаза», вызванного дрожанием камеры. Как следствие, вы получаете свободу в выборе значения диафрагмы для достижения максимальной чёткости изображения.
Для того чтобы вы могли эффективно пользоваться штативом и создавать желаемые кадры, мы собрали воедино 9 рекомендаций.
9 советов о профессиональном использовании штатива
Совет 1. Подберите подходящий штатив
При съёмке с тяжёлыми объективами от штатива потребуется наличие мощных опор и плотно блокируемой головки. Шарообразная головка хороша, но использовать её с объективами с фокусным расстоянием 300 мм не удобно.
Совет 2. Рассмотрите возможность быстрой установки фотосистемы на штатив
Вам необязательно приобретать штатив с возможностью использования специальных платформ, позволяющих быстро фиксировать вашу фотосистему на штативе и также быстро её освобождать. Но эта возможность очень удобна: единожды ею воспользовавшись, вы удивитесь тому, как вы обходились без неё раньше.
- Прим. переводчика – если у вас несколько фотоаппаратов, приобретите несколько одинаковых платформ и заранее присоедините к каждой камере. Теперь, чтобы установить камеру на штатив потребуется всего лишь отвернуть и отпустить один рычажок на штативе. Обратите внимание, не все производители выпускают дополнительные платформы для своих штативов. Штативы Manfrotto в этом плане удобны. Также, в случае, если вы потеряете одну платформу, можно приобрести ей замену.
Совет 3. Расположите опоры на твёрдой поверхности
Нежелательно, чтобы штатив балансировал, опираясь на обильную растительность. Установите опоры на траву так, чтобы они касались устойчивой поверхности. Если необходимо, вдавите их в рыхлую землю.
Совет 4. Выдвигайте секции штатива «с головы»
Прирост высоты осуществляйте, начиная с более массивных секций. Самые тонкие секции выдвигайте в последнюю очередь. Штативы, в которых в качестве материала для опор используется углепластик, весят меньше, чем их легкосплавные «собратья». Но в одной весовой категории секции у первых короче и толще.Совет 5. Используйте уровнемер
Вместо того, чтобы выравнивать линию горизонта на этапе обработки, установите уровнемер через разъём «горячий башмак» (прим. переводчика – от англ. «hot shoe») на фотоаппарате. Выравнивайте положение камеры на штативе, ориентируясь по уровнемеру.
Совет 6. Тяжёлый объектив крепите к штативу
Если ваш объектив оснащён хомутом, используйте его в качестве крепления вашей фотосистемы к штативу вместо фотоаппарата. В противном случае масса объектива может создать чрезмерное давление на установочную платформу.
Совет 7. Подвесьте груз
Устойчивость лёгких штативов можно повысить, увеличив их массу. Подвесьте к низу центральной опоры штатива тяжёлую сумку с фотооборудованием или нейлоновый чехол из-под палатки, предварительно наполненный камнями.
Совет 8. Уменьшите влияние движущегося зеркала
Если в вашем фотоаппарате есть функция предварительного подъёма зеркала, включите её. Она актуальна, когда вы снимаете с выдержками, длиннее 1/15 секунды. Если этой функции нет, используйте спуск затвора с задержкой во времени. В идеале, используйте обе функции одновременно.
Совет 9. Управляйте затвором дистанционно
Не тыкайте в кнопку спуска затвора пальцем – используйте пульт дистанционного управления. Это особенно важно, если фотоаппарат или объектив сильно выступает за точку крепления фотосистемы к штативу.
Автор статьи: J. Meyer
photo-monster.ru
Используем штатив правильно
Гарантию чёткого, резкого изображения в съёмке неподвижных объектов обеспечивает штатив. Когда фотоаппарат закреплён, у вас появляется возможность устанавливать сколь угодно длинные выдержки и получать снимки без «смаза», вызванного дрожанием камеры. Как следствие, вы получаете свободу в выборе значения диафрагмы для достижения максимальной чёткости изображения.
Для того чтобы вы могли эффективно пользоваться штативом и создавать желаемые кадры, мы собрали воедино 9 рекомендаций.
9 советов о профессиональном использовании штатива
Совет 1. Подберите подходящий штатив
При съёмке с тяжёлыми объективами от штатива потребуется наличие мощных опор и плотно блокируемой головки. Шарообразная головка хороша, но использовать её с объективами с фокусным расстоянием 300 мм не удобно.
Совет 2. Рассмотрите возможность быстрой установки фотосистемы на штатив
Вам необязательно приобретать штатив с возможностью использования специальных платформ, позволяющих быстро фиксировать вашу фотосистему на штативе и также быстро её освобождать. Но эта возможность очень удобна: единожды ею воспользовавшись, вы удивитесь тому, как вы обходились без неё раньше.
- Прим. переводчика – если у вас несколько фотоаппаратов, приобретите несколько одинаковых платформ и заранее присоедините к каждой камере. Теперь, чтобы установить камеру на штатив потребуется всего лишь отвернуть и отпустить один рычажок на штативе. Обратите внимание, не все производители выпускают дополнительные платформы для своих штативов. Штативы Manfrotto в этом плане удобны. Также, в случае, если вы потеряете одну платформу, можно приобрести ей замену.
Совет 3. Расположите опоры на твёрдой поверхности
Нежелательно, чтобы штатив балансировал, опираясь на обильную растительность. Установите опоры на траву так, чтобы они касались устойчивой поверхности. Если необходимо, вдавите их в рыхлую землю.
Совет 4. Выдвигайте секции штатива «с головы»
Прирост высоты осуществляйте, начиная с более массивных секций. Самые тонкие секции выдвигайте в последнюю очередь. Штативы, в которых в качестве материала для опор используется углепластик, весят меньше, чем их легкосплавные «собратья». Но в одной весовой категории секции у первых короче и толще.
Совет 5. Используйте уровнемер
Вместо того, чтобы выравнивать линию горизонта на этапе обработки, установите уровнемер через разъём «горячий башмак» (прим. переводчика – от англ. «hot shoe») на фотоаппарате. Выравнивайте положение камеры на штативе, ориентируясь по уровнемеру.
Совет 6. Тяжёлый объектив крепите к штативу
Если ваш объектив оснащён хомутом, используйте его в качестве крепления вашей фотосистемы к штативу вместо фотоаппарата. В противном случае масса объектива может создать чрезмерное давление на установочную платформу.
Совет 7. Подвесьте груз
Устойчивость лёгких штативов можно повысить, увеличив их массу. Подвесьте к низу центральной опоры штатива тяжёлую сумку с фотооборудованием или нейлоновый чехол из-под палатки, предварительно наполненный камнями.
Совет 8. Уменьшите влияние движущегося зеркала
Если в вашем фотоаппарате есть функция предварительного подъёма зеркала, включите её. Она актуальна, когда вы снимаете с выдержками, длиннее 1/15 секунды. Если этой функции нет, используйте спуск затвора с задержкой во времени. В идеале, используйте обе функции одновременно.
Совет 9. Управляйте затвором дистанционно
Не тыкайте в кнопку спуска затвора пальцем – используйте пульт дистанционного управления. Это особенно важно, если фотоаппарат или объектив сильно выступает за точку крепления фотосистемы к штативу.
Автор статьи: J. Meyer
photo-monster.ru
назначение, пошаговая инструкция, советы и рекомендации
Штатив — это специальное приспособление, позволяющее держать устройство в одном положении. Наиболее востребованы устройства, предназначенные для смартфонов, видеокамер и микроскопов. В этой статье будут рассмотрены самодельные штативы для телефона, микроскопа, камеры, прожектора, а также уровня.
Как сделать штатив для смартфона: вариант №1 — из проволоки
По сути, штативом для телефона может послужить любая вещь, которая сможет зафиксировать устройство и держать его нужное время. Это нужно прежде всего для съемки видео или фотографирования. Как сделать самодельный штатив?
Для первого варианта понадобится обычный кабель. Нужно, чтобы он был достаточно твердый, но гибкий. Следует придать форму кабелю так, чтобы он соответствовал форме обычного штатива для телефона:
- 3 опоры, с помощью которых подставка остается ровной;
- сверху конструкция для крепления смартфона, которую нужно сделать под размер своего телефона.
Конструкция будет выглядеть так, как показано на фото ниже.
Достоинством такого штатива является то, что его можно закрепить на любой трубе, загнув опоры для фиксирования конструкции.
Вариант №2 — из канцелярских зажимов
Второй способ сделать самодельный штатив — из канцелярских зажимов для бумаг. Понадобится 2 зажима и какая-нибудь плоская вещь, на которой можно было бы их закрепить. Нужно зажать скрепки на плоской поверхности на таком расстоянии, чтобы на их ручки можно было установить телефон. Все, штатив готов и можно снимать на такой подставке не хуже, чем на обычной покупной.
Вариант №3 — из карандашей или ручек
Третья идея: самодельный штатив из карандашей и резинок. Нужно сначала соединить 3 карандаша резинками в виде треугольника, чтобы нижний, образующий основание фигуры, выступал. Далее нужно закрепить еще один карандаш позади других, чтобы он играл роль опоры. Конечная конструкция будет выглядеть так, как показано на фото ниже.
Высоту и угол наклона такой подставки можно корректировать, просто передвигая резинки.
Вариант №4 — из коробочки
Еще один способ — сделать самодельный штатив из маленькой коробочки. Такая идея является самой простой, так как для ее осуществления понадобится всего лишь коробочка и нож. Нужно вырезать конструкцию так, чтобы основание оставалось целым, а задняя часть образовывала подставку для смартфона. Этот штатив является несложным, но угол наклона телефона, к сожалению, нельзя регулировать.
Как сделать штатив для камеры: первый способ
Для видеокамер штативы даже более востребованы, чем для смартфонов. При съемке нужна четкая и статичная картинка, чтобы сделать удачные и незабываемые кадры. Конечно, можно приобрести подставку в магазине, однако цены на такие конструкции не совсем низкие.
Для самодельного штатива для фотоаппарата понадобится:
- 3 бритвы.
- Небольшой отрезок доски.
- Прочный клей.
- Винтик с диаметром 0.5 сантиметров.
- Гайка.
- Уплотнительное кольцо.
- Дрель.
Первым делом из доски следует вырезать треугольник с равными сторонами (5-7 см). Посредине фигуры следует сделать отверстие дрелью, в которое нужно будет вставить винт. Теперь с каждой стороны деревянного треугольника нужно клеем приклеить бритвенные станки, чтобы они выступали в роли ножек штатива. На винт нужно вкрутить уплотнительное кольцо, чтобы фотоаппарат не продавливал шуруп вниз. Осталось только закрепить камеру на шурупе, вкрутив винт в соответствующее отверстие на устройстве.
Такая подставка выглядит очень красиво, а также послужит отличным атрибутом даже при любительской съемке видео или фото.
Второй способ
Удивительно, но можно соорудить самодельный штатив из обычной бутылки. Для этого понадобится:
- Бутылка с крышкой (желательно большая).
- Винтик с диаметром 0.5 сантиметров.
- Строительные шайбы (2 штуки).
В крышке от бутылки нужно проделать отверстие, а затем вставить туда винт. Отверстие лучше делать сверлом меньшего диаметра, чем у шурупа, чтобы его можно было вкрутить и зафиксировать. Винт следует вкручивать с внутренней стороны, предварительно положив шайбы внутрь крышки. Теперь конструкция готова для установки на нее камеры. Ее нужно закрутить на винт, который выступает с внешней стороны крышки.
Бутылку необходимо засыпать песком или камнями, чтобы она не опрокидывалась вместе с камерой. Теперь нужно просто закрутить крышку с камерой. Самодельный штатив готов.
Такую конструкцию можно прикрепить к столбу или к дереву с помощью ремешков или резинок, чтобы съемка велась с более высокого места.
Штатив для микроскопа своими руками
Для самодельного штатива для микроскопа понадобится:
- Труба диаметром 25 мм или больше для крепления к столу.
- Две трубы диаметром 25 мм и длиной 20 см.
- Труба диаметром 25 мм, длиной 15 см.
- Переходные уголки с нужным диаметром – 2 штуки.
- Крепления для труб – 2 штуки.
Нужно определиться, в каком месте стола будет закреплена основная труба, на которую будут крепиться остальные части. Нужно установить ее так, чтобы она была неподвижна. Теперь на расстоянии 5 см друг от друга нужно закрепить горизонтально две трубы по 20 см с помощью креплений. На концах этих элементов необходимо установить уголки. Затем прикрепить еще одну трубу длиной 15 см. Получаем основание конструкции, которое плотно фиксируется на столе. Можно установить его в нужное положение для работы. Далее нужно установить крепление для микроскопа, которое идет в комплекте с устройством, на последнюю трубу. На подставку для него уже крепится сам прибор. Чтобы конструкция не шаталась, посредине последней трубы можно сделать подставку из книг или других предметов.
Несмотря на всю сложность данной конструкции, она очень удобна и практична в использовании за счет того, что ее можно установить в любое положение.
Как сделать штатив для прожектора
Для создания конструкции понадобится:
- Брусок (30 мм ширина и 20 мм высота).
- Палка длиной 4,8 метра (прочная).
- 5 шурупов.
- Строительные шайбы – 12 штук.
- Болты – 2 штуки.
- Гайки-барашки – 7 шт.
От палки нужно отделить 6 частей. Надо сделать 3 ножки длиной по 68,2 см; 1 часть длиной 110 см; 1 часть длиной 99,8 см. Теперь из бруска нужно выпилить треугольник, в который будет ставиться основная палка. В этом треугольнике нужно еще сделать квадрат под размер основания палки, которая потом помещается в эту деталь. Теперь нужно прикрутить с помощью гайек-барашков ножки к получившемуся треугольнику с каждой стороны. Концы ножек предварительно срезать по диагонали. Далее к основной вертикальной палке нужно прикрутить перпендикулярно еще одну длиной 110 см, чтобы место крепления находилось на 20 см дальше от середины палки. Осталось лишь закрепить ручку прожектора на горизонтальной штанге с помощью той же гайки-барашка. На этом самодельный штатив для прожектора готов.
В этой статье были представлены основные штативы и описан процесс их пошагового изготовления. Как видно, можно соорудить подставку практически для любого устройства: телефона, видео или фотокамеры, микроскопа, прожектора. Также можно придумать самодельный штатив для уровня и других устройств, которые требуют обеспечения обязательного неподвижного положения при использовании.
Советы по применению
Рекомендации представлены как для самодельных сооружений, так и для покупных изделий.
- Не нужно устанавливать штатив на неровные поверхности. Даже если удалось поставить установку на неровность, она может в любой момент упасть. Устройство придет в негодность в результате удара.
- Не следует устанавливать на штатив, особенно самодельный, слишком громоздкие устройства, так как они могут повредить подставку.
- Горизонтальность поверхности можно проверить уровнем. Это позволит контролировать наклон и исключить неровные кадры при съемке видео или фотографировании.
- Всегда нужно брать подставку с собой на съемку видео, даже если кажется, что она там совсем не понадобится. Возможно, возникнет ситуация, когда в голову придут новые идеи, и окажется, что штатив в данном случае необходим.
- Нельзя использовать непрочную подставку в экстремальных местах (например, на камнях). При падении конструкции можно повредить не только штатив, но и дорогостоящую аппаратуру.
Автор: Владислав Большаков
labuda.blog
Устройство и применение штатива. Как выбрать штатив?
Фотоаппарат — это творческий инструмент с широчайшими возможностями. Однако во многих случаях его потенциал получится раскрыть только при использовании штатива. Длинные выдержки, ночная съёмка, создание тайм-лэпсов — для всего этого будет необходима жёсткая фиксация камеры. В этой статье мы поговорим о штативах: их устройстве и способах применения.
Зачем нужен штатив? Творческие приёмы, которые вы никогда не выполните без штатива
Штатив необходим для надёжной фиксации фотокамеры. Его применение позволяет получить резкие кадры. Чаще всего фиксация камеры необходима при съёмке на длительных выдержках. Когда фотограф держит камеру в руках, она, так или иначе, немного колеблется. С рук в нормальных условиях можно фотографировать при выдержках короче 1/60–1/30 с. Но часто необходимо использовать выдержки длиннее. Бывают случаи, когда съёмка ведётся на выдержках в несколько секунд или даже минут. Однако применение штатива не ограничивается съёмками на длинных выдержках. Давайте разберём подробнее, в каких ситуациях необходима фиксация камеры.
- Пейзажная фотосъёмка. Пейзажи снимаются при естественном, порой очень скудном, освещении. Как правило, диафрагма при съёмке пейзажа закрыта для получения нужной глубины резкости, а ISO устанавливается минимальным, чтобы не портить качество снимка шумами. Стало быть, выдержки для съёмки пейзажа часто будут требоваться весьма длинные.
- Ночная съёмка. Будь то ночная съёмка в городе или съёмка звёздного неба за городом, фотографировать мы будем на длительных выдержках, поэтому штатив будет незаменимым помощником. Исключение составит портретная или репортажная съёмка в ночном городе — штатив там необязателен просто потому, что при съёмке человека всё равно придётся выдержку укорачивать, иначе он смажется от собственных движений.
- Размытие движения. Подчас фотографы специально удлиняют выдержку до нескольких десятков секунд для красивого размытия движущихся элементов снимка: воды, плывущих по небу облаков, «следов» от автомобильных фар, звёзд на небе и прочих движущихся объектов. Так фотограф может лучше передать динамику в кадре. Чаще всего этот приём применяется в пейзажной фотографии, но его с тем же успехом можно использовать и в других жанрах, даже в портретной фотографии.
Вода в горном ручье размыта благодаря выдержке в 5 секунд
- Предметная съёмка с постоянным светом. Фотографируя предметы в помещении, мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и при пейзажной съёмке. Постоянное освещение, будь то комнатная люстра или специальный софит, не очень интенсивное, снимать часто требуется на закрытой диафрагме, при этом мы стремимся к тому, чтобы не повышать ISO. Эти же принципы справедливы и для съёмки предметов в технике световой кисти — для данного метода съёмки длинная выдержка необходима. Для качественной съёмки предметов с постоянным светом камеру фиксируют на штативе.
Натюрморт, сделанный с использованием световой кисти. Выдержка — 100 с. Без штатива тут никак не обойтись.
NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 100 с, 85.0 мм экв.Обеспечение постоянства ракурсов съёмки. Иногда штативом пользуются не для фиксации камеры на длинных выдержках, а для обеспечения постоянства ракурса съёмки, например, в предметной фотографии. Ведь часто фотографу требуется снять множество предметов (например, для каталога) с одного и того же ракурса. Также это актуально в салонах, где делают фотографии на документы. Фотокамера там, как правило, стоит на штативе и уже настроена для получения необходимых результатов.
Съёмка с применением супертелеобъективов. Чем больше фокусное расстояние вашего объектива, тем сложнее им снимать с рук. Картинка в видоискателе при увеличении фокусного расстояния будет дрожать всё сильнее. Если со штатными объективами мы можем фотографировать с рук на выдержке около 1/60 с, то при съёмке на телеобъектив на таких выдержках картинка у нас получится почти наверняка смазанной. Что уж говорить о супертелеобъективах, ведь их фокусное расстояние может быть значительно больше 300 мм. Конечно, немного спасает ситуацию наличие в телеобъективе оптической стабилизации (у Nikon она называется «VR» — Vibration Reduction). Однако фотографы, снимающие супертелеобъективами, часто ставят фотоаппарат (точнее, объектив с прикреплённым к нему фотоаппаратом) на штатив, дабы свести к минимуму вибрацию оборудования. К тому же, телеобъективы могут быть очень тяжёлыми, так что длительные съёмки с рук с ними просто невозможны.
Супертелеобъектив Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR. Его вес составляет 5060 грамм.
- Съёмка тайм-лэпсов. Тайм-лэпс — это короткий видеоролик, составленный из снятых с определённым временным промежутком фотографий. Такой ролик демонстрирует развитие того или иного сюжета в ускоренном времени. Чтобы сделать тайм-лэпс, необходимо снять все кадры строго с одной точки, с одного ракурса. Следовательно, для такой съёмки штатив обязателен.
- Съёмка видео. Штативом почти всегда пользуются при видеосъёмке, чтобы картинка на видео не «тряслась». Сегодня в видеосъёмке используются и другие системы стабилизации начиная с оптической стабилизации в объективах и заканчивая специальными ригами, моноподами и пр. Однако штатив по-прежнему очень часто используется при съёмке видео.
… Наверняка внимательный читатель сможет предложить и другие варианты применения штатива. Напишите о них в комментариях к этой статье!
Когда штатив не нужен?
Штатив будет лишним тогда, когда съёмка ведётся на коротких выдержках с быстрой сменой ракурсов. Например, портрет не получится снимать на длинных выдержках просто потому, что ваш герой смажется от собственных движений, даже если вы аппарат зафиксируете. В репортажной и свадебной фотосъёмке штатив тоже будет помехой и обузой.
Устройство штатива
Сразу отметим, что существует множество конструкций и видов штативов. Однако мы рассмотрим наиболее удобный, классический вариант штатива.
Штативные ноги — это почти всегда тренога (очень редко встречаются четырёхногие штативы), которая позволяет штативу удерживать равновесие, держать фотокамеру на определённой высоте. Обычно ноги штатива имеют складную телескопическую конструкцию. Количество секций штативных ног варьируется от 2 до 5. Как правило, чем больше секций, тем компактнее штатив, но тем менее жёсткую фиксацию камеры он обеспечивает. Секции штатива фиксируются в разложенном виде с помощью резьбовых (цанговых) фиксаторов или эксцентриковых зажимов. Резьбовые (цанговые) фиксаторы довольно надёжны, но работа с ними не столь оперативна, как с эксцентриковыми зажимами. Однако пластиковые эксцентриковые зажимы могут лопнуть на морозе. Кроме того, на холоде они могут перестать надёжно фиксировать ноги и потребовать повторной настройки. Иногда на верхней секции ног есть накладка из пористого материала-утеплителя — она нужна для комфорта работы со штативом в мороз.
Резьбовые (цанговые) фиксаторы ног штатива
Эксцентриковые зажимы
Накладка из утеплителя на штативной ноге служит для комфорта фотографа при съёмке в мороз. Браться за неё руками не так холодно, как за металлические части.
Крестовина — это узел, на котором закреплены ноги и центральная колонна. От качества крестовины во многом зависит то, насколько жёстко штатив будет фиксировать аппаратуру. Поэтому штативы с пластиковой крестовиной будут не лучшим выбором, тогда как металлические крестовины обычно надёжны. К центральной колонне крепится штативная головка. Благодаря ей удобно корректировать высоту съёмки, выдвигая её вверх или опуская. Отметим, что в некоторых моделях штативов центральная колонна отсутствует, а для более жёсткой фиксации штативная головка крепится напрямую к крестовине. Штативная головка — очень важный и сложный узел в современном штативе. Она используется для точной настройки ракурса съёмки. Штативные головки бывают разных видов:
- Шаровые головки имеют в своей конструкции шаровой механизм, позволяющий одним движением руки менять положение фотокамеры во всех плоскостях. Такие головки оптимизируют работу с камерой и довольно компактны. В продвинутых моделях шаровых головок представлена функция регулировки камеры по горизонтали, а также фрикционный механизм, позволяющий «зажать» камеру таким образом, чтобы её в любой момент можно было подвинуть рукой, не откручивая никаких зажимов. На штативах продвинутого уровня шаровые головки можно встретить чаще других.
- Трёхпозиционные (3D) головки снабжены ручками-зажимами, каждая из которых регулирует головку в той или иной плоскости. Такие головки, как правило, проще и дешевле. Однако регулировать ракурс съёмки на них сложнее и дольше, чем на шаровой головке. Трёхпозиционные головки можно часто встретить на бюджетных моделях штативов.
Шаровая головка
Помимо двух основных видов штативных головок, существует множество других специализированных или просто экзотических вариантов. К примеру, панорамные головки облегчают склейку панорам, макроголовки позволяют очень точно выверять ракурс съёмки. Существуют специальные головки для видеосъёмки, не позволяющие делать вертикальные кадры, однако более удобные при работе с видео за счёт плавного перемещения камеры.
На штативной головке, как правило, имеется быстросъёмная штативная площадка. Она прикручивается к фотокамере и позволяет одним движением зафиксировать аппарат на штативе и так же быстро его снять. Штативные площадки могут быть разных стандартов и размеров: разные производители создают свои уникальные штативные площадки. Впрочем, существует стандарт Arca-Swiss, которого некоторые производители стараются придерживаться. Стандартизация обеспечивает более широкий выбор аксессуаров для различных моделей штативных площадок.
Штативные площадки различных видов. В середине — площадка стандарта Arca-Swiss.
Сегодня получили распространение штативные площадки особой формы — так называемые L-plate. Они имеют Г-образную форму. Их использование значительно облегчает съёмку вертикальных кадров со штатива. Они совместимы со стандартом Arca-Swiss. Кроме того, облегая весь низ и левый бок камеры, они обеспечивают фотоаппарату определённую степень защиты от ударов. Бывают и универсальные модели L-plate, однако чаще они выпускаются отдельно под каждую модель фотокамер с учётом конструктивных особенностей.
L-plate для фотокамеры Nikon D810
Nikon D810 с присоединённой L-plate
Обратите внимание, что большинство серьёзных штативов имеют модульную конструкцию: их ноги с крестовиной и центральной штангой продаются отдельно, а головки — отдельно. На любые ноги можно установить любую головку. Это правило не распространяется только на самые экзотические модели штативов. Бюджетные же модели штативов имеют неразборную конструкцию. Следовательно, если на недорогом штативе вышли из строя ноги или головка, то его придётся просто выбросить. В разборном штативе можно обойтись лишь заменой одной детали.
Помимо штативов классической компоновки существует множество других вариантов. Однако они носят узкоспециализированный или даже сувенирный характер. Например, бывают карманные штативы, имеющие очень малую высоту, штативы с гибкими ногами, штативы на базе струбцины, которую можно на что-нибудь прикрутить, штативы на базе лыжных (треккинговых) палок и пр.
Чем заменить штатив?
Часто бывает, что хочется сделать снимок на длинной выдержке в темноте, а штатива нет, как и нет желания или возможности его приобрести. Творческая мысль скупого фотолюбителя нашла множество бытовых заменителей штатива. Рассмотрим некоторые из них.
- Используем местность. Камеру всегда можно поставить на бордюр, ступени, перила. Почти всегда можно найти подобную опору для аппарата буквально под ногами. Однако не факт, что камера на этой опоре будет надёжно лежать и не упадёт. К тому же, такие опоры не всегда «дотягиваются» туда, где находится самая выгодная точка съёмки. Так что придётся смириться с не самым выгодным ракурсом съёмки и заваленным горизонтом.
- Используем предметы быта. Стол, стул, стопка книг, перевёрнутый тазик — всё это может стать мобильной опорой для камеры. А стремянка — это уже почти настоящий штатив. Ставя предметы один на другой и подкладывая что-нибудь мелкое под камеру, мы сможем выбрать нужную высоту и ракурс съёмки.
- Мешочек с крупой. Этот метод позаимствован у стрелков. Тканевый мешочек, плотно набитый крупой, удобен тем, что принимает форму предмета, который был на него установлен, и может этот предмет фиксировать. Таким образом, поставив камеру на мешочек с крупой, будет удобнее выбирать ракурс съёмки.
Попробовав все эти способы на практике, легко убедиться в том, что ни один из них не обеспечит жёсткой и надёжной фиксации аппарата. А многие из них вообще чреваты падением камеры. Итог применения этих способов обычно один — кадры смазаны, нервы потрачены, горизонт завален. Впрочем, это всё же лучше, чем ничего.
Характеристики штатива. Как выбрать подходящий штатив?
Итак, мы убедились, что бытовые и кустарные приспособления не заменят штатив. Пришло время подумать о выборе настоящего штатива. Они различаются по нескольким основным характеристикам.
- Максимальная грузоподъёмность. От грузоподъёмности зависит, насколько надёжно штатив будет держать камеру. Максимальная грузоподъёмность всегда указана в технических характеристиках штатива. Обратите внимание, что характеристика грузоподъёмности есть и у ног штатива, и у его головки. Если вы покупаете их отдельно, убедитесь, что ноги и головка имеют одинаковую грузоподъёмность, иначе комплект будет несбалансированным. Производитель в этой характеристике указывает тот вес, под которым штатив просто не должен сломаться, и о качестве фиксации речь не идёт. Поэтому для надёжной и качественной работы стоит выбирать модель, чья максимальная грузоподъёмность в несколько раз больше, чем вес вашего аппарата с объективом. Не поленитесь и взвесьте свою фотокамеру с объективом на весах, а потом уже выбирайте штатив.
Комплект Nikon D750 + Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor имеет вес 2200 грамм. Для такого оборудования лучше использовать штатив с заявленной грузоподъёмностью более 10 кг. При этом для работы с телеобъективом особенно важно качество штативной головки, чтобы она надёжно держала объектив.
- Максимальная и минимальная высота съёмки. Здесь не стоит гнаться за максимальной доступной высотой съёмки. Если вы не собираетесь пользоваться при съёмке стремянкой, лучше всего выбрать такой штатив, чтобы камера, будучи установленной на него, была на уровне ваших глаз. В этой характеристике, как правило, не учитывается то, что головка штатива и сама камера тоже будут иметь какую-то высоту, обычно учитывается лишь высота ног. Чтобы фотокамера оказалась на уровне глаз, верхняя часть штатива должна находиться на уровне вашей груди. Минимальная высота съёмки будет важна тем, кто любит снимать с нижних точек. Это особенно актуально для пейзажистов, ищущих интересные передние планы для своих кадров. И конечно, это важно для макросъёмки в полевых условиях. У продвинутых моделей штативов минимальная высота съёмки может составлять всего несколько сантиметров.
Низкая точка съёмки позволит взять необычные ракурсы
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 30 с, 18.0 мм экв.- Вес штатива — краеугольный камень, о который бьются все фотографы, выбирая штатив. Ведь никому не хочется носить с собой лишние килограммы, при этом все хотят иметь максимально надёжный штатив. Вес штативов в среднем колеблется в пределах 0,5–5 кг. Чем больше вес, тем надёжнее, жёстче и грузоподъёмнее будет штатив. Безусловно, тяжёлые штативы менее компактны, их сложнее транспортировать. Но чем меньше вес штатива, тем более хлипким он окажется. Поэтому фотографам приходится идти на компромиссы. Минимальный вес штатива, способного выдержать любительскую зеркальную камеру — чуть более 1 кг. Чем больше вес вашего оборудования, тем тяжелее штатив вам понадобится.
- Материал, из которого изготовлен штатив. Современные штативы, если не брать в расчёт сувенирную продукцию и подделки, изготавливаются либо из алюминиевых сплавов, либо из углепластика (карбона). Карбоновые штативы намного дороже алюминиевых и имеют незначительно меньший вес. Обычно карбоновые штативы легче своих алюминиевых аналогов на 100–300 граммов. При этом карбон — материал довольно нежный, боящийся ударов, сильных нагрузок и морозов.
Как выбрать штатив для фотоаппарата? Практические советы
Главным критерием в выборе штатива будет то, как вы его собираетесь применять. Вы покупаете штатив для домашнего или студийного использования? Планируете перевозить штатив исключительно на авто? Тогда для вас вес штатива не имеет значения. Вы можете выбрать недорогой, тяжёлый, но надёжный алюминиевый штатив с высокой грузоподъёмностью.
Для использования длиннофокусной оптики штатив должен быть особенно надёжным. Для телеобъективов выбирайте штатив с повышенной грузоподъёмностью и качественной, надёжной головкой.
Вы покупаете штатив для путешествий? Тогда вес штатива для вас крайне важен. Как уже упоминалось, для любительской зеркалки с китовым объективом сегодня можно найти подходящие штативы весом чуть более 1 кг. Карбоновые штативы дороже, однако какого-то принципиального выигрыша в весе или качестве они не дадут.
«Настольный» штатив никогда не заменит полноценного штатива. Обычно настольные штативы носят характер подарочной продукции, не предназначенной для серьёзного использования. Маленький по высоте штатив будет очень сложно применять в большинстве ситуаций просто потому, что с ним вы не сможете выбрать подходящий ракурс для съёмки. На природе он будет утопать в траве, снегу или грязи вместе с камерой. Если вы хотите делать красивые снимки, то и силы на подъём полноценного штатива появятся. Иногда фотографы заносят штативы даже на вершину Эвереста.
Скупой платит дважды. Не гонитесь за дешевизной. Чудес не бывает, качественные материалы и соответствующее изготовление стоят определённых денег. Покупая дешёвый китайский штатив, готовьтесь к тому, что он не будет выполнять своих функций и, скорее всего, быстро сломается. Кроме того, у самых дешёвых штативов головка обычно изготовлена из пластика, поэтому она может сломаться под нагрузкой, и камера упадёт. Брать в путешествие такой штатив не следует, ведь он может сломаться где-то на полпути. Лучше всего выбирать продукцию хорошо зарекомендовавших себя брендов: Manfrotto, Sirui, Benro. Если есть финансовые возможности, можно рассмотреть штативы Gitzo, FLM.
Штатив как обувь: покупать через интернет опасно — вдруг не подойдёт. Лучше всего перед покупкой потрогать штатив руками. Достаточно ли он надёжен? Хорошо ли фиксирует фотоаппарат? Установив камеру на штатив, убедитесь в том, что штатив стоит жёстко, не шатаясь.
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.Использование штатива. Практические советы
- Чтобы штатив хорошо выполнял функцию фиксации камеры, он должен быть надёжно и устойчиво установлен. Убедитесь, что ноги штатива расставлены достаточно широко, чтобы он не шатался на ветру. Обычно ноги штатива фиксируются будучи разложенными под нужным углом. У более продвинутых моделей ноги могут фиксироваться под разными углами. Ставьте штатив ровно. Так, чтобы его крестовина находилась в горизонтальном положении. Это обеспечит максимальную устойчивость и комфорт работы. Если штатив устанавливается на неровный грунт, одну ногу можно сделать длиннее, другую — короче, с учётом рельефа местности.
- Если штатив побывал в грязи, песке или солёной воде, его нужно очистить от загрязнений. Следите за тем, чтобы песок не попадал в трубы штатива. Фиксаторы тоже должны содержаться в чистоте. Если не ухаживать за штативом, его составные части быстро расшатаются, и он придёт в негодность.
- Всегда имейте при себе ключи-шестигранники для полевого ремонта штатива. Обычно необходимые ключи идут в комплекте со штативом.
- Штативную площадку очень легко потерять, если не носить её на аппарате всё время. Плюс стандартных штативных площадок — приобрести новую взамен потерянной достаточно легко.
- Классический совет: чтобы не трясти камеру на штативе в момент нажатия на кнопку спуска, включите на фотоаппарате автоспуск. Более выгодная альтернатива автоспуска — режим задержки экспозиции, присутствующий в старших моделях зеркалок Nikon (Nikon D7200, Nikon D750, Nikon D810). Даже при съёмке с автоспуском создаются вибрации от поднимающегося зеркала в фотокамере. В режиме задержки экспозиции сначала поднимается зеркало, затем таймер отсчитывает несколько секунд (время настраивает пользователь), а уже после этого тихонечко открывается затвор, без малейших вибраций камеры.
Настройка режима задержки экспозиции
- Чтобы не трясти камеру в момент съёмки, не держитесь за аппарат или штатив руками! Если вы боитесь, что камера упадёт со штатива в момент съёмки, придерживайте её за ремешок.
- При съёмке со штатива удобно пользоваться пультом дистанционного управления.
- Выдвигайте центральную колонну в максимально высокое положение только в крайнем случае, ведь в таком положении камера будет не так надёжно зафиксирована. Используйте центральную колонну лишь тогда, когда хочется добиться максимальной высоты съёмки.
- Не переносите штатив с прикреплённой к нему камерой. Вы рискуете уронить камеру со штатива или что-нибудь ею задеть.
- Если вы не хотите преждевременной поломки штатива, не опирайтесь на него во время ходьбы.
- Чтобы при съёмке в сильный ветер сделать штатив устойчивее, на него можно подвесить какие-то тяжести. Например, фотосумку. Для этого во многих моделях предусмотрен специальный крючок в нижней части центральной колонны.
prophotos.ru
Как использовать штатив — Уроки и секреты фотографии
При работе на длинных выдержках устойчивый штатив – обязательный инструмент для устранения вибрации камеры и съёмки резких фотографий. Хотя установка, настройка и использование штатива может показаться простым делом, не требующим каких-либо пояснений, я часто сталкиваюсь с фотографами, которые не знают, как правильно использовать штатив.
Даже владея самым дорогим штативом, и чётко зная, что нужно сделать для получения резких фотографий, вы можете получить изображения неудовлетворительного качества просто из-за неправильной установки штатива.
В этой статье, я хотел бы рассмотреть правильные методы настройки, установки и использования штативов.
NIKON D800 + 85mm f/1.8 @ 85mm, ISO 400, 1/50, f/8.0
Не экономьте на штативе
Прежде чем перейти к основной теме статьи, я хотел бы подчеркнуть важность инвестирования ваших средств в хороший штатив. К сожалению, когда дело доходит до покупки штатива, многие из нас в итоге делают неправильный выбор. Я помню, как я, перепробовав несколько дешевых штативов, купил штатив средней ценовой категории, как оказалось, только затем, чтобы понять, что мне нужно что-то более высокого качества. В итоге я потратил слишком много времени и денег на «эксперименты» с различными штативами. Не повторяйте моей ошибки и постарайтесь купить хороший штатив как можно раньше – это существенно сэкономит ваше время и деньги. Если вы затрудняетесь с выбором и не знаете с чего начать, прочтите нашу подробную статью о выборе штатива. Имейте в виду, что хорошие штативы часто не комплектуются головкой, поэтому позаботьтесь и о выборе надежной штативной головки. Выбор типа штативной головки во многом зависит от того, что снимаете, но в настоящее время на рынке наиболее распространены шариковые головки, как наиболее универсальные для любых жанров фотографии.
NIKON D800E + 800mm f/5.6 @ 1600mm, ISO 800, 1/500, f/11.0
Когда использовать штатив
Крайне важно чётко знать, когда вам следует использовать штатив. Съёмка с рук существенно проще и быстрее по сравнению с установкой штатива и камеры на него, поэтому многие из нас (в том числе и я), предпочитают фотографировать с рук, когда это возможно. Хотя большинство современных камер способны выдавать отличные результаты с очень низким уровнем шума при высоких ISO, и таким образом, безусловно, снижают необходимость использования штатива, штативы по-прежнему остаются востребованы при съёмке в условиях низкой освещенности, особенно когда фотограф от камеры с высоким разрешением хочет добиться максимального качества изображения с малым количеством шума или вовсе без него.
Поскольку есть множество переменных, таких как техника съёмки с рук, выдержка, производительность камеры на высоких ISO, размер матрицы, фокусное расстояние, система стабилизации изображения, резкость объектива, расстояние от камеры до объекта съёмки, не существует волшебной формулы, которая могла бы подсказать вам, когда следует использовать штатив.
Однако, у меня есть некоторые соображения, основанные на личном опыте, и в списке ниже я собрал основные факторы, определяющие, когда вам нужно использовать объектив:
- Вес: если используемая вами система очень тяжелая, то чтобы избежать утомительной съёмки с рук, лучше воспользоваться штативом. Попробуйте вручную поснимать с объективом 600mm f/4, установленным на профессиональную зеркальную камеру, — уверен, что ваши руки устанут очень быстро, даже если вы имеете ежедневный опыт съёмки с этим объективом.
- Жанры фотографии: Пейзаж, Макро, Архитектура и некоторые другие жанры фотографии могут потребовать использования штатива для точного кадрирования и создания желаемой композиции, даже в условиях хорошей освещенности. Или же вам захочется добиться эффекта размытия движения, например, при съемке водопадов, движущихся облаков и т.д. Кроме того, некоторые техники фотосъёмки, такие как панорама, HDR, интервальная съемка и совмещение экспозиции также могут потребовать использования штатива.
- Ваша техника съемки с рук, определение выдержки, а также используемая система стабилизации изображения: знать, как правильно держать камеру в руках при съёмке, безусловно, очень важно, но если вы снимаете на длинной выдержке, то избежать вибрации камеры вам будет очень сложно. В качестве общей рекомендации, правило определения выдержки, гласящее о том, что длительность выдержки должна быть не длиннее обратного отношения фокусного расстояния к единице, работает достаточно хорошо. Например, если вы фотографируете с 300-мм объективом, вам следует использовать выдержку не длиннее 1/300 секунды. Применяя это правило к камере с кропнутым сенсором, не забудьте умножить фокусное расстояние на кроп-фактор вашей камеры. Наконец, если ваша камера или объектив оснащены системой стабилизации изображения, активируйте её – это позволит вам использовать выдержку длиннее рассчитанной на 2 стопа и более (в зависимости от эффективности системы стабилизации изображения и вашей техники съемки с рук).
- Производительность на высоких ISO и приемлемый уровень шума: некоторые из современных полнокадровых камер на высоких ISO способны выдавать великолепные изображения с малым количеством шумов, теряя при этом в динамическом диапазоне и цветах. Тем не менее, всегда существует тонкая грань между тем, что камера может сделать, и тем, что для вас приемлемо в плане качества изображения. Некоторые фотографы не прочь видеть много шума, в то время как для других неприемлем даже намек на него. Определите границу качества изображений вашей камеры, ниже которой вы не хотели бы опускаться, и если условия съёмки требуют более высоких ISO, то вы уж будете знать, когда использование штатива будет обязательным.
- Размер печати / вывода изображения: также важно знать, насколько большим вы планируете отображать или распечатывать фотографию. Если вам необходимо потрясающее качество на уровне пикселей для крупноформатной фотопечати или просмотра изображений на мониторе с ультравысоким разрешением, то, возможно, вам будет необходимо снимать на низких значениях ISO, и как следствие этого – на более длинных выдержках (что, естественно, влечет за собой необходимость использования штатива). Если же вас не интересует крупноформатная печать, и вы планируете демонстрировать свои фотографии только в Интернете, то вы можете просто уменьшить их размер, что резко снижает размытость, шум и другие проблемы изображений.
- Фокусное расстояние и расстояние до объекта съёмки: чем больше объектив, тем короче должна быть выдержка для получения резких изображений при съемке с рук. Также важно и расстояние до объекта съёмки – если объект находится далеко и занимает лишь небольшую часть кадра, плохая резкость будет более заметной.
- Разрешение камеры и объектива: чем выше разрешение вашей камеры, тем более требовательна она будет к вашей технике съемки с рук – не забывайте об этом.
NIKON D800E + 28-300mm f/3.5-5.6 @ 40mm, ISO 100, 1/4, f/8.0
Не позволяйте своему штативу навязывать вам кадрирование и композицию
Одним из главных подводных камней использования штатива является то, что он развивает туннельное зрение при кадрировании и композиции. Многие из нас поступают следующим образом: расставят ноги штатива пошире, установят на него камеру, а затем начинают кадрировать сцену и подыскивать лучшую композицию. Вам, наверное, приходилось наблюдать картину, наподобие этой:
NIKON D3S + 24-70mm f/2.8 @ 32mm, ISO 3200, 1/8, f/8.0
Все снимают одну и ту же сцену под одинаковыми углами. Перед установкой штатива, обойдите место съёмки, подыщите эффектные ракурсы и проработайте композицию кадра, держа камеру в руках. Присядьте и оцените, как сцена выглядит с низких ракурсов, или же поднимитесь повыше и попробуйте кадрировать сцену из новой точки. И только поняв, как будет выглядеть ваш снимок, можете устанавливать штатив и закреплять на нем камеру. Старайтесь выработать привычку работать в таком порядке, а не наоборот. Не позволяйте вашему штативу мешать вашей креативности и диктовать вам свое видение кадрирования и композиции!
Настройка штатива
Итак, у вас есть представление о том, как должна быть кадрирована ваша сцена, так что самое время поговорить о том, как настроить штатив.
- Размещение и выравнивание штатива. Прежде чем начать настройку штатива, определитесь, где он будет размещен. В то время как большинство мест имеют твердую и относительно ровную поверхность, на которой достаточно легко установить штатив, другие не так просты для его установки, и вам будет необходимо отрегулировать дну или две ноги штатива по длине. Всегда устанавливайте штатив строго горизонтально – для этого следите за показаниями пузырьковых уровней на нём. Это необходимо для того, чтобы нагрузка приходилась на центр штатива и равномерно распределялась на каждую из трех ног. Думаю, вы вряд ли хотите, чтобы ваша камера перевесила штатив в одну из сторон и опрокинула его, подвергая риску и себя и объектив. Кроме того, будьте крайне осторожны, устанавливая ноги штатива на любую поверхность, склонную к осыпанию или разрушению (тонкий лед, песок и т.д.).
- В первую очередь выдвигайте толстые секции ног штатива. Я использую легкий штатив Gitzo Traveler, но последняя секция его ног достаточно тонкая. Поэтому,если мне нужно использовать только одну или две секции, я начинаю выдвигать более толстые секции, оставляя тонкие напоследок – это делает штатив более устойчивым. Это справедливо и для всех других штативов – опирая штатив на более толстые секции ног, вы делаете его устойчивее.
- Полностью выдвигайте секции ног. У каждого штатива есть фиксированная точка, дальше которой секция ноги не выдвигается. Устанавливая штатив, всегда проверяйте – полностью ли вы выдвинули секцию ноги или нет. Иначе в самый неподходящий момент неполностью выдвинутая секция может сместиться, из-за чего нарушится равновесие штатива и он может опрокинуться, подвергая ваше фотооборудование опасности разбиться.
- Размещение ног штатива. Размещайте штатив так, чтобы одна из его ног смотрела в сторону объекта съёмки или середины снимаемой сцены – так вы сможете удобно стоять между двумя другими ногами штатива, не рискуя запнуться об них.
- Используйте центральную колонну только в крайних случаях. Я стараюсь использовать центральную колонну штатива только в крайних случаях – тогда, когда у меня нет другого выбора и мне необходимо поместить фотооборудование повыше. В первую очередь я выдвигаю все из имеющихся секций ног штатива, и только после этого – если высоты штатива все еще недостаточно – использую центральную колонну. Почему? Поскольку центральная колонна всегда дестабилизирует вашу установку, то отказ от её использования – когда это возможно – единственный вариант избежать этого. Если же вы всё-таки используете её, убедитесь, что база штатива строго горизонтальна – если центральная колонна будет отклоняться от вертикали, камера может перевесить вашу установку, и опрокинуть её.
- Проверьте надежность установки камеры / объектива. Во избежание любых несчастных случаев убедитесь, что камера или объектив надежно закреплены на штативе. Установив оборудование, попробуйте пошевелить его руками – не должно быть никаких заметных люфтов и вибраций в местах крепления оборудования к штативу.
- Используйте L-кронштейн для камеры. При установке камеры на штатив, хорошей идеей будет использования L-кронштейна. Он обеспечит большую безопасность вашей камеры при расположении ее в портретной ориентации. Конечно, L-кронштейны могут быть дорогими, но в долгосрочной перспективе они гарантированно окупаются.
- Установка длинного / тяжелого объектива. Устанавливайте тяжелый объектив на специально предназначенный для этого кронштейн. Если вы закрепите на штативе камеру, а не объектив, то он может перевесить и прокинуть всю вашу установку. Кроме того, это убережет камеру от повреждения байонета, которое может произойти из-за тяжести объектива, лишенного поддержки в виде штатива.
- Штативный крюк. Если штатив оснащен крюком на центральной колонне, повесьте на него вашу фотосумку или мешок с песком – это придаст установке дополнительную устойчивость. Однако, не забывайте о том, что в ветреную погоду, если ваша сумка или мешок недостаточно тяжелы, их подвешивание на штативный крюк может иметь совершенно обратный эффект, дестабилизируя установку.
NIKON D700 + 24-70mm f/2.8 @ 24mm, ISO 800, 1/25, f/5.6
Использование штатива
После того как штатив и камера были полностью настроены, пришло время познакомиться с несколькими дополнительными методами, позволяющими избежать дрожания камеры.
- Снимите с фотокамеры ремень. Ремень, безусловно, полезный и нужный аксессуар, но только не при съёмке со штатива. В ветреную погоду он может стать причиной микровибраций камеры, которые будут стоить вам четких снимков.
- Снимайте на базовом ISO и отключите режим автоматического ISO. Большинство камер имеют наименьшее количество шума и наиболее высокий динамический диапазон при базовом значении ISO (обычно между ISO 64 и ISO 200) – так что старайтесь использовать самое низкое из базовых значений ISO вашей камеры. Перед началом съёмки не забудьте убедиться, что функция ISO Авто отключена.
- Используйте спусковой тросик. Нажатие кнопки спуска затвора пальцами, безусловно, вызывает дрожание камеры, так что, чтобы избежать этого используйте спусковой тросик или пульт дистанционного управления.
- Используйте автоспуск. Если у вас нет пульта или спускового тросика, воспользуйтесь двух или односекундной задержкой перед автоспуском.
- Предварительный подъём зеркала. Если вы снимаете на DSLR-камеру, то, скорее всего, знаете, что движение зеркала в ней при экспонировании каждого кадра вызывает вибрации. Функция предварительного подъёма зеркала позволяет вам поднять зеркало, подождать некоторое время пока погасятся любые вибрации, вызванные его подъёмом, а затем сделать снимок. Для использования этой функции вам потребуется спусковой тросик или пульт дистанционного управления.
- Задержка экспозиции. Если ваша камера оснащена этой функцией, вы можете эффективно бороться с вибрацией камеры и без использования спускового тросика. В этом режиме камера предварительно поднимает зеркало, выжидает определенное время, а затем делает снимок. На некоторых камерах время задержки вы можете выбрать самостоятельно, кроме того, некоторые камеры позволяют использовать автоспуск в сочетании с задержкой экспозиции.
- Отключите стабилизацию изображения. Если ваш объектив не имеет специального режима стабилизации изображения, предназначенного для работы со штативом, вы всегда должны отключать стабилизацию. Когда ваша камера устойчиво установлена на штативе нет никакой нужды в работе системы стабилизации, пытающейся компенсировать несуществующее движение. Зачастую именно невыключенная стабилизация изображения становится причиной нерезких фотографий при съёмке со штатива.
Автор и фото: Насим Мансуров / Photographylife.com
Поделиться новостью в соцсетях
Об авторе: spp-photo.ru « Предыдущая запись Следующая запись »
spp-photo.ru
Использование штатива. Когда и как применять штатив
Когда то давно, мы публиковали статью о том, как выйти из положения если штатива нет.
Сегодня же, несколько простых советов, как использовать штатив, если он есть.
Когда нужно использовать штатив
Итак, рассмотрим основные ситуации, когда без штатива вам будет просто не обойтись, или же будет сложно получить снимок надлежащего качества.
Недостаточное освещение
Недостаток освещение — первая и самая распространенная причина использования штатива. Закаты, рассветы, ночная фотосъемка…. когда используется длительная выдержка, более 1/10 секунды. Даже самые лучшие системы стабилизации матрицы или объектива вам могут не помочь. Штатив — поможет всегда.
Съемка видео
Сейчас фотокамеры с поддержкой видео уже не экзотика. Использование штатива, поможет вам сделать видео красивым и плавным, а не трясущимся, как будто вы снимаете видео убегая от монстра.
Съемка пейзажа или живой природы
Натуралисты и пейзажисты чем то похожи на рыбаков. Они могут часами находиться на одном месте, ожидая подходящего момента для того чтобы сделать кадр. Держать все это время камеру в руках — весьма сложно
Макро фото
Еще одна ситуация, когда без штатива не обойтись. При съемке макро или просто очень крупного плана — у вас будет очень небольшая глубина резкости даже на диафрагме F8 и выше. Чтобы объект съемки оказался в зоне резкости — камера должна быть хорошо зафиксирована.
Съемка в движении или спортивная съемка
Как ни странно, но съемка со штатива в таких условиях позволит получить намного более качественный результат, особенно если вы используете длиннофокусные объективы. Обратите внимание, что все профессиональные репортеры на съемках гонок или спортивных соревнований — используют штатив.
Использование длиннофокусных объективов
При использовании длиннофокусных объективов с большим увеличением, малейшее сотрясение камеры безнадежно испортит кадр. Так что — если вы раздобыли объектив на 300-500мм — не забудьте о штативе.
Когда вы хотите сделать что то по настоящему хорошее
Не самая очевидная, но очень важная причина. Съемка со штатива затягивает процесс. Плохо ли это? Не совсем. Наоборот, у вас появляется время, чтобы спокойно подумать — оценить свет, ракурс, композицию…. Хорошие снимки делаются с холодной головой. Создать шедевр просто вскинув камеру и нажав на спуск — такое редко удается даже настоящим гуру фотографии.
Как использовать штатив
Теперь, когда мы рассмотрели наиболее частые ситуации, в которых потребуется штатив, давайте рассмотрим и то, как правильно и эффективно его использовать.
Используйте хорошие головки и площадки
Не поскупитесь и купите себе головку или площадку, позволяющую очень быстро, надежно и оперативно присоединять камеру к штативу. Как пример Arca-swiss style plate. Такая полезная мелочь позволит вам быстрее работать и тратить меньше времени на сбор и разбор системы между сериями снимков.
Не торопитесь
Используя штатив не торопитесь. Перед тем как поставить камеру, проверьте надежность установки штатива. Проверьте что все нужные соединения надежно зафиксированны, а штатив стоит устойчиво. Нет ничего более печального, чем камера, разбитая при падении плохо закрепленного штатива.
Раскладывайте штатив правильно
Обычно ноги штатива сделаны по принципу телескопа. Приучите себя выдвигать секции последовательно и начинать «с конца», то есть не с тонких внутренних частей, а наоборот, с самой толстой — наружной.
Не всегда требуется выдвигать ноги штатива полностью. В этом случае, будет лучше, если штатив будет стоять на более толстых наружных секциях — он будет более устойчивым.
Используйте балласт
Чем тяжелее штатив, тем он более устойчив. Хорошие штативы имеют специальный крючок внизу центральной штанги, позволяющий подвесить дополнительный балласт и увеличить вес штатива. В качестве балласта можно использовать сумку или рюкзак с фотопринадлежностями.
Не нагружайте штатив сверх меры
У каждого штатива есть цифра, показывающую максимальную нагрузку. Не ставьте тяжелую камеру с длиннофокусными тяжелыми объективами на дешевый штатив, не предназначенный для такой нагрузки и не навешивайте не него балласта сверх меры. Если все рухнет — будете сильно сожалеть.
Практика… практика… практика
Тренируйтесь в установке штатива и креплении камеры на него. Доведите до автоматизма навыки по проверке соединений, проверке устойчивости установки, присоединения и отсоединения камеры. Все это убережет вас от возможных неприятностей, когда вы второпях забудете что что то проверить, а кроме того, снизит время на саму установку и разбор штатива.
Пользуйтесь уровнем
«Горизонт завален» — конечно, можно все выправить и потом, но многие штативы и головки имеют встроенный уровень. Если его нет, то можно купить специальный уровень для крепления в разъем вспышки или воспользоваться электронным, если он есть в вашей камере.
Избегайте чрезмерного удлинения центральной штанги
Когда высоты штатива не хватает, некоторые прибегают к нештатным центральным штангам или специальным удлинителям. Но помните — чем длиннее центральная штанга, тем менее устойчив ваш штатив.
Скупой платит дважды
Не гонитесь за дешевизной. Хороший штатив стоит достаточно дорого и это не случайность. Лучше 1 раз купить хороший, чем 5 раз плохие, тем более рискуя камерой. Если есть возможность, ищите легкие, но прочные штативы из композитных материалов. Их легко таскать с собой, но за счет очень высокой прочности, можно усилить вес штатива ощутимым дополнительным грузом, для придания большей устойчивости.
Купите дополнительную головку
Профессиональные штативы позволяют устанавливать разные типы головок. Для достижения наилучшего результата, позаботьтесь о покупке подходящей головки. Например — для съемки панорам лучше купить специальную панорамную головку. А для съемки видео — видео головку, позволяющие плавно изменять положение камеры на штативе.
Относитесь к штативу бережно
Не забываете чистить и сушить штатив после съемки в не самых благоприятных условиях. Песок, остатки соленой воды, остатки земли — все это постепенно приведет к износу штатива.
Используйте настройки камеры
Основные настройки, о которых вам стоит помнить — включите режим предварительного подъема зеркала (Mirror Lock-Up) и используйте дистанционный спуск затвора при помощи пульта или тросика, или таймер спуска затвора. Ценность использования штатива — в том чтобы обеспечить абсолютную неподвижность камеры в момент срабатывания затвора. Нажатие пальцем на спуск, хлопок зеркала — приводят к микро сотрясениям, которые вы возможно не заметите глазом, но которые способны испортить снимок.
Всегда берите штатив на съемку
Если у вас есть штатив, не забывайте взять его на съемку даже, если кажется, что он не потребуется. Пусть у вас камера или объектив с навороченной системой стабилизации, она не всегда сможет полностью заменить штатив. Не смотря на яркое солнце, возможно вы заметите интересный кадр в тени. И тогда даже самый лучший штатив вам не поможет, потому что вы забыли его дома.
lightroom.ru
Ремонт штатива
Про штативы в разделе «Цифровое фото» уже было написано. И я бы не стал писать на эту тему еще, если бы не поломка любимой треноги. Когда она сломалась и нужно было искать замену, найти что-то подобное оказалось не просто. Во-первых, штатив обладал определенными качествами, не свойственными основной массе продукции. А во-вторых, он уже стал частью «системы».
То, что принадлежностей к камере в арсенале фотографа предостаточно, не удивительно. Но, что к штативу «прирастает» множество полезных узлов, понимаешь только тогда, когда штатив приходится менять на новый, а всю систему перестраивать. А потому возникает желание починить устройство. Сначала починить еще на съемке, на которой штатив сломался, ведь работать-то надо. Ну а затем починить, чтобы сохранить слаженную систему. В первом случае предполагается временный ремонт. Во втором — более-менее основательный. Для первого случая стоит иметь при себе универсальный ремкоплект. Ясно, что специфический ремкомплект для штатива носить при себе было бы слишком большой роскошью. А вот что-то легкое и универсальное по применению — вполне разумно.
Системный штатив
Но начнем со штатива и его системы. Из нескольких штативов, которыми я пользуюсь, наиболее востребованным, особенно для выездной съемки, оказался алюминиевый digi 714SH(B-Black) компании Manfrotto. Он легок (весит примерно 1 кг), помещается в небольшой портфель или рюкзак (в собранном состоянии длина штатива около 35 см), выдерживает нагрузку до 2,5 кг и позволяет снимать с уровня от 32,5 см (центральную колонку можно перевернуть и тогда снимать с уровня пола) до 122 см. Каждая ножка состоит из 4 секций. Крайние тонкие благодаря «сложному» профилю трубок совсем неплохо держат нагрузку и не очень «вибрируют». Штатив комплектуется встроенной шаровой головкой, зажимной механизм которой вполне удовлетворит фотографа с легкой камерой (компактом), занимающегося неторопливой съемкой. Для оперативной работы такая шаровая головка не подходит. Когда я покупал этот штатив, планировал заменить центральную колонку на обычную, однако найти такую не удалось. И еще оказалось, что если вес груза, носимого на себе, критичен, встроенная шаровая головка — хороший вариант и, несомненно, более практичный, чем просто неподвижный узел крепления камеры.
При выборе штатива я искал вариант с замками быстрой фиксации ножек, так на прошлом штативе с резьбовым зажимом сломался именно этот зажим. После 3 лет эксплуатации на Manfrotto digi 714SH снова сломался именно замок. Свои три года штатив отслужил исправно, и никаких претензий к производителю нет. Конечно, более качественная пластмасса или даже композитный пластик служили бы дольше. Но цена таких материалов «не войдет» в цену качественного алюминиевого штатива с профилированными ножками и штативной головкой, который на момент покупки стоил чуть больше 100 долларов.
Но вернемся к системе штатива. Первая добавка к ней — адаптер для быстросъемной площадки 200PL-14 (Manfrotto 323). Его можно закрепить на шаровую головку и оперативно монтировать камеру на штатив при съемке.
Адаптер быстросъемного крепления Manfrotto 323
Съемная центральная колонка штатива может использоваться как упор для съемки с уровня колена или мини-монопод
Чтобы работать со штативом было удобнее, на него нужно установить нормальную штативную головку. Для это центральная штанга переворачивается и остается только сделать переходник с метрической резьбы зажимного узла встроенной шаровой головки на стандартную для крепления камер к штативам дюймовую 3/8″.
За неимением нормального резьбового адаптера его можно сделать из стандартных переходников 1/4″—3/8″, пройдя внутри такого переходника метрическим метчиком М6 и подмотав при монтаже для надежности веревочный уплотнитель. При наличии станка переходник лучше выточить. Так как хвостовик М6 является частью натяжного зажимного узла шаровой головки («висит» на пружине), он не всегда точно отцентрован. Для точного позиционирования шаровой головки между ней и центральной колонкой нужно установить толстую металлическую прокладку с центральной дыркой большей чем 3/8 дюйма. Тогда основа шаровой головки будет опираться на срез центральной колонки и естественно окажется соосной центральной колонке.
На штатив можно установить легкую или среднюю по весу шаровую головку:
Штатив с установленной шаровой головкой Manfrotto 482. Головка выдерживает вес до 2 кг и сама весит чуть более 100 г. По грузоподъемности и надежности она, вероятно, не лучше встроенной штатной, но зато позволяет настраивать положение камеры более точно и просто.
Штатив с установленной шаровой головкой Manfrotto 488RC2. Головка выдерживает вес до 8 кг и сама весит почти как штатив — ≈0,8 кг. Головка кроме шарового узла имеет и узел панорамирования. Она удобна, но для используемого штатива чрезмерно громоздкая и тяжелая. Тем не менее именно такой комплект я использую чаще всего.
Для панорамной съемки или макросъемки удобно использовать адаптер, позволяющий перемещать площадку крепления камеры вдоль направления съемки. Одна из его версий — Manfrotto 357Pl. Диапазон допустимых перемещений — 80 мм. Масса адаптера — 0,33 кг.
Для съемки с вертикальным положением камеры в систему стоит добавить уголок поворота положения камеры на 90 градусов. Он может работать в паре с описанной выше площадкой с продольным перемещением Manfrotto 357Pl. Приведенный на фотографии адаптер изготовлен из металлического уголка и комплекта адаптера быстросъемного крепления Manfrotto 323. Существуют и заводские версии подобных конструкций.
Ремонт
Когда на съемке лопнул замок крепления ножки штатива, а снимать нужно было обязательно с использованием штатива (видео легкой камерой), в ход пошли обычные бухгалтерские резинки. На иллюстрации далее их всего две, но реально я закрепил замок четырьмя резинками. Обычно я закрепляю такими резинками комплекты пальчиковых аккумуляторов для вспышки и диктофона и наматываю их с запасом. Так что подобные резинки — одна из необходимых составляющих в моей «аптечке».
Более жестким и надежным решением временного крепления трещины может быть металлический хомут с червячным резьбовым натяжением. Такие хомуты легки и достаточно прочны. В фоторюкзаке стоит иметь подобные приспособления с диаметрами и под ножки штатива, и под максимальный диаметр используемых объективов.
Описанные выше способы ремонта — временные меры. С ними использовать штатив неудобно. Так как я не захотел разукомплектовывать свою штативную систему и создавать новую, пришлось выполнить основательный ремонт замка крепления ножки. Надежного клеевого соединения, которое можно реализовать в домашних условиях для узла работающего на разрыв, не создать. Поэтому пришлось «надеть» на замок постоянный хомут из композитного материала — капроновой нити и эпоксидной массы с отвердителем.
Для крепления капроновой нити на замок можно нанести несколько капель обычного клея-геля, который не даст нити при намотке сползать.
Далее на нить и замок наносится слой эпоксидной массы с отвердителем.
Для надежности после высыхания первого композитного слоя я нанес на замок еще один. В результате получился надежный «постоянный» хомут.
Отремонтированный замок
На самом деле ремонтировать замки штативов Manfrotto подручными средствами вовсе не обязательно. Для меня оказалось неожиданностью, что ремкомплекты для фототехники все еще продаются. Всего за ≈5 долларов мне продали в магазине «Кинолюбитель» на Ленинском проспекте (Москва) комплект Manfrotto R714,16, который легко установить на место сломанного замка. Чтобы облегчить процесс установки замка, можно руководствоваться документами с описаниями и схемами сборки, выложенными на сайте Manfrotto в описаниях продуктов. Так как ссылки на них, судя по виду, не являются постоянными, я скачал схему штатива Manfrotto digi 714SH. Может, пластик сломавшегося замка был и не очень хорошим, но схемы полезны для ремонта и красивы сами по себе.
Источник: ixbt.com
www.takefoto.ru