Советские объективы для nikon: Список советских объективов с байонетом Н для камер Nikon

Советские объективы, на которые стоит снимать в 2022-м | Статьи | Фото, видео, оптика

Для любого снимающего человека важно вкладываться и создавать арсенал качественной оптики. Такой, которая не подведёт, выдаст хороший результат и будет не покупкой, а инвестицией на годы плодотворных съёмок.

Увы, цена многих светосильных объективов даже на вторичном рынке достаточно увесистая. Не каждому по карману. Отсюда и не утихающий интерес к винтажной, советской оптике. Она легко составит конкуренцию флагманским линзам крупных брендов.

Рассказываем о топовых советских объективах, которые всё ещё выдают сильный результат и актуальны в 2022 году: разбираем достоинства, недостатки, особенности и примеры снимков.

Фотография: fotoforge.livejournal.com

1. Гелиос 44-2 58/2

Достоинства: красивый закрученный рисунок, цена

Недостатки: в зависимости от конкретного экземпляра может иметь тугой ход кольца диафрагмы или люфт в конструкции

Изображение: radojuva. com

Давайте начистоту: если вы снимаете и называете себя фотографом, то хотя бы слышали про этот объектив или снимали на него сами. Это один из самых массовых фотообъективов, выпускавшихся во всем мире. «Гелиос» был собран на основе немецкого Ziess Biotar и выпускался почти всю вторую половину прошлого столетия на Красногорском механическом заводе, а позднее и заводах «Юпитер» и ММЗ.

В советское время «Гелиосом-44» укомплектовывали почти все фотоаппараты «Зенит», в противовес более дешёвому полтиннику «Индустару». В 67-м году разработали модификацию, «Гелиос 44-2», которая и стала наиболее массовой среди советских объективов. Рабочий отрезок второй версии — 45,5 мм, добавили совместимость с другими байонетами.

Фотография: fotocccp.ru

Объектив отличается характерным туннельным боке, которое способствует формированию почти что акварельной картинки. «Гелиос» имеет резкую середину и смягченную картинку по краям. Именно благодаря характерному боке очень легко опознать снимки, сделанные «Гелиосом». Это идеальный светосильный портретник, который сегодня можно установить почти на любую систему с помощью переходников. За счёт рисунка линз объектив считается достаточно мягким, воздушным, позволяющим скрыть шероховатости и неровности кожи.

Фотография: m42-adapter.in.ua

«Гелиос» распространён до сих пор, приятный бонус — он недорогой. Идеальный вариант в качестве художественного портретного объектива или первого полтинника для начинающих. Почти в любом городе вы найдете такой на фотобарахолках или на полке у ваших дедушек и бабушек. Дело за малым — приобрести переходник.

2. Юпитер 9 85/2

Достоинства: идеальное боке, светосила, плавный переход глубины резкости

Недостатки: может быть слишком мягким на открытых значениях диафрагмы, софт-эффект, не подходит для динамичных съёмок и работы с контровым светом

Изображение: radojuva.com

Второй по известности портретный советский объектив, который привлекает достаточной светосилой для такого фокусного расстояния. В разное время было выпущено порядка десяти различных вариаций «Юпитера 9» под разные байонеты: для «Киевов», зеркальных «Зенитов» с резьбой М39, дальномерных фотоаппаратов с резьбой М39 и поздних «Зенитов» с резьбой М42. Объектив изначально собран по схеме немецкого Sonnar, однако в другой форме, в утолщенном металлическом корпусе и с советским стеклом.

Фотография: sony-club.ru

«Юпитер 9» имеет целых 15(!) лепестков диафрагмы, которыми не могли похвастаться даже импортные объективы того времени. Это обеспечивает идеально круглое боке, которое в сочетании с оптической схемой Зоннара даёт мягкую картинку и плавный переход глубины резкости.

Фотография: fotoselling.ru

Объектив плавный и больше подходит для неспешных студийных съёмок, когда есть время точно проверить попадание в фокус и верные настройки. Не стоит ждать от него резкости бритвы, открытая диафрагма 2.0 может сыграть злую шутку. Лучше всего снимать им на 2. 8-4.0, тем самым увеличивая ГРИП и зону попадания в фокус важных объектов в кадре. Кроме того, как и в случае «Гелиоса», мягкость «Юпитера» способна стать естественной ретушью и скрыть мелкие недостатки при портретной съемке.

3. Юпитер 37А 135/3.5

Достоинства: качество сборки, достаточная резкость даже на открытой диафрагме, боке, приятный рисунок и цветопередача

Недостатки: вес, габариты, длинный фокус, возможное залипание диафрагмы за счет большого количества масла на ней

Изображение: lens-club.ru

Литера А в названии второго «Юпитера» в нашем списке означает, что объектив имеет так называемый «сменный хвост«». Объектив можно закрепить на стандартный советский байонет М42, а значит, и на любой современный фотоаппарат через простой переходник.

Также выпускалась более износостойкая версия с дополнительной маркировкой МС. Такие «Юпитеры» показывали лучшие результаты и были более устойчивы к контровому свету.

Фотография: m42-adapter.in.ua

Длиннофокусный объектив изначально был представлен как портретный, однако, если установить его на камеру с кропнутой матрицей, то можно получить полноценный телефото объектив с достаточной разрешающей способностью и фокусным расстоянием минимум в 200 мм.

Несмотря на конструкцию и фокусное расстояние, чаще всего «Юпитер 37А» выбирают в качестве портретного объектива. Он хорошо прорабатывает тёплые оттенки, за счёт качественных линз выдает объёмную картинку и гарантирует качественную цветопередачу. Резкий даже на открытой диафрагме, что отлично подходит для съёмки крупного плана.

Есть и минусы: объектив весит порядка 400 грамм, поэтому много с таким не погуляешь. Кроме того, несмотря на свои положительные характеристики в качестве портретного, объектив всё-таки длиннофокусный: чтобы снять крупный портрет, отходить придётся минимум на несколько метров. В маленьких помещениях с ним будет сложнее.

Фотография: primelens. ru

При выборе конкретного «Юпитера 37А» стоит обращать внимание именно на экспортные модели с названием латиницей. Также более качественной сборкой отличаются модели, выпущенные к Олимпиаде-1980.

4. Мир-1 37/2.8

Достоинства: отсутствие аберраций, компактность, хорошая цветопередача, мягкий рисунок

Недостатки: отсутствие резкости на открытой диафрагме, неудобное расположение фокусировочного кольца

Изображение: lens-club.ru

Долгое время этот объектив был самым широкоугольным из всех выпускаемых в СССР. «Мир-1» был разработан на основе немецкого Zeiss Flektogon 2.8/35. Выпускался в различных модификациях и под различные байонеты, за что получил широкое признание. В 1958 объектив получил Гран-при на всемирной выставке в Брюсселе.

Фотография: m42-adapter.in.ua

Благодаря удачным улучшениям конструкции, в объективе практически отсутствуют хроматические аберрации, которые свойственны широкоугольным объективам. «Мир-1» даёт приятный рисунок, натуральную цветопередачу и может быть использован в качестве компактного штатного.

Фотография: m42-adapter.in.ua

У объектива есть и отрицательные стороны, к которым нужно быть готовым. Многие из выпускавшихся моделей «Мир-1» на открытой диафрагме могут быть не резкими и давать своего рода эффект монокля. Как отмечают пользователи, лучше всего снимать на него со значением от 4.0 и выше. Кроме того, объектив имеет необычное расположение кольца фокусировки, за счёт чего легко промахнуться по фокусу. Такой объектив подойдёт для неспешных кадров, пейзажных съёмок или кадров из путешествий.

5. МС Калейнар-5Н 100/2.0

Достоинства: сочетание детализации и плавной мягкости картинки, контраст, светосила, даёт ощущение объёма, наличие встроенной бленды, подходит для фотоаппаратов Nikon без переходника

Недостатки: плохо держит контровой свет, некоторые экземпляры могут давать чуть блёклый цвет

Изображение: radojuva. com

Изначально семейство «Калейнаров» планировалось запустить в производство в начале 1930-х годов. За основу были взяты схемы немецкой компании Rüo-Optik G.m.b.H, а сами объективы планировалось использовать в кинопроизводстве. Однако оптика получилась крайне низкой разрешающей способности, советская промышленность просто не смогла воспроизвести необходимые линзы в необходимом качестве. Проект был заморожен до 1960-х. В тот период при помощи новых сортов оптического стекла удалось создать необходимое и «Калейнар» вышел в свет! Только уже в формате фотообъектива. После распада СССР объектив продолжили выпускать на киевском заводе «Арсенал» вплоть до 1999 года.

Фотография: lens-club.ru

«Калейнар-5Н» изначально выпускался под байонет зеркальных «Киевов». Литера Н в названии отсылает к Nikon и их стандартному байонету F, который не менялся десятилетиями. Советский объектив и сегодня совместим с фотоаппаратурой Nikon, с возможностью фокусироваться по всему диапазону и передачей в камеру значений диафрагмы, которая будет учитываться при экспозиции.

На выходе объектив обладает сказочной резкостью и его по праву можно считать одним из самых известных длиннофокусных объективов времен СССР. Даже на полностью открытой диафрагме глубина резкости при крупном портрете захватит персонажа целиком.

Фотография: lens-club.ru

Разумеется, есть и недостатки. Как и многие другие советские объективы, «Калейнар» плохо дружит с контровым светом: картинка сразу покрывается пеленой и становится блёклой, падает контраст. Однако это меньшее из зол, которое уравновешивает разрешающая способность.

6. Таир-11А 135/2.8

Достоинства: светосила, встроенная бленда, возможность ограничивать диафрагму, идеальное боке, красивое размытие при уверенной резкости даже на открытых значениях

Недостатки: большой вес, сложность съёмки при контровом свете

Изображение: lens-club.ru

«Таир-11» — второй объектив из арсенала, который была представлена советской делегацией на выставке в Брюсселе 1958 года. Он также удостоился Гран-при.

Модификация 11А была создана спустя десятилетие: объектив получил новый корпус, более удобный механизм установки диафрагмы, сменный хвост, который позволяет установить объектив на большой диапазон фотоаппаратов, а также, что важно, была пересмотрена оптическая схема. В результате фокусное расстояние было пересчитано со 133 до привычных 135 мм.

Фотография: radojuva.com

«Таир-11А» имеет небывалую диафрагму в 20(!) лепестков, которая позволяет получить идеально круглое боке на любых значениях. Для советского объектива это редкость. Благодаря такому количеству лепестков диафрагмы размытие получается кремовым.

В объектив  встроен ограничитель диафрагмы. С ним переключать диафрагму можно будет только в диапазоне значений, до которого вы установите предохранитель. Дальше ход кольца будет блокироваться. Эта функция выручит на плёночных фотоаппаратах и в тех случаях, когда необходимо точно попасть в резкость, ведь объектив мануальный. Можно сделать несколько соседних кадров, плавно передвигая значение до стопа. Так хоть в одном из них вы точно не промахнётесь.

Фотография: primelens.ru

Светосила — одна из сильнейших сторон «Таира». Для сравнения, современные китовые объективы имеют максимальное значение 135/5.6. Это значит, что «Таир» даёт в несколько более светлую картинку и обыгрывает их по качеству.

Объектив резкий, но за счёт «кремового» размытия вне зоны ГРИПа картинка получается мягкой. Идеальный вариант для портретов. Многие также используют его как телевик, особенно на матрицах с кроп-фактором.

Как и полагается уверенному в себе объективу, взявшему Гран-при в Брюсселе, «Таир-11А» целиком выполнен из металла и стекла. Но это означает солидный вес в 600 грамм.

7. МС Зенитар 16/2.8

Достоинства: резкий, контрастный, компактный, хорошо держит контровой свет, плавное наведение на резкость, качественная сборка

Недостатки: отсутствие возможности установки светофильтров на переднюю линзу, может терять в резкости на полностью открытой диафрагме

Изображение: sturman. ru

Жемчужна выборки — сверхширокоугольный «МС Зенитар», который по сей день выпускается на Красногорском механическом заводе. За всё время существования выходили различные модификации, так что объектив с лёгкостью встанет на популярные байонеты Canon, Nikon, М42 и Pentax.

Из минусов — отсутствие возможности установки светофильтров ввиду особой конструкции. Ввинчивать попросту некуда.

Фотография: radojuva.com

«Зенитар» имеет многослойное просветление на передней линзе, что обеспечивает контрастную, насыщенную картинку и устраняет часть бликов, «зайцев» и световых пятен. Несмотря на возраст ранних моделей — достаточно светосильный.

На полностью открытой диафрагме может быть чуть мыльным по краям, но сохраняет резкость в центре. Как отмечают пользователи, от 5.6 и выше даёт резкую картинку по всему полю без потерь. Минимальные хроматические аберрации на периферии кадра. Прекрасно справляется с контровым светом — нет потери контраста и бликов.

Фотография: c11rem.ru

Фишай — история не для всех и не для ежедневных съёмок, однако, это один из самых распространённых и надёжных вариантов в таком ценовом диапазоне. Объектив имеет угол обзора в 180 градусов и сильную бочкообразную дисторсию, что в его случае лишь характерная фишка. 

Объективы с байонетом Н — Фототехника СССР

В этой статье байонет Н выступает в роли большой такой ложки меда для владельцев Nikon.

Советская оптика для зеркальных фотоаппаратов выпускалась с довольно большим количеством вариантов креплений. Если отбросить разного рода экзотику и не рассматривать пока средний формат, то останется 4 массовые системы:
— Резьба М39
— Резьба М42
— Байонет К
— и (звук фанфар) Байонет Н (Это русская буква. Произносится как «Эн»)

Буква «Н» означает ни что иное как — «Никон»! Этот тип крепления был скопирован советскими инженерами с байонета Nikon. А как мы помним, Nikon уже много лет не меняет геометрию своего байонета и сохраняет совместимость со старой оптикой.
А это значит простую и замечательную вещь: Советская оптика, выпущенная под байонет Н — 100% функционально совместима со старшими моделями современных камер Nikon.

Что я понимаю под 100% совместимостью?

То, что объектив будет передавать значение выставленной на нем диафрагмы в камеру. А камера будет это значение принимать и использовать в расчете экспозиции в режиме приоритета диафрагмы. Визирование и фокусировка, при этом, происходит на открытой диафрагме. Камера подтверждает фокусировку. И сама закроет диафрагму до указанного значения в момент нажатия на спуск.

Вот такие чудеса.

Владельцы Canon, к слову сказать, такой плюшки не имеют. В Союзе оптика под их байонет не производилась. Да и совместимость с тех пор вряд ли бы осталась.

Много ли объективов выпускалось с байонетом Н? У меня, например, есть такие:
— Зенитар-Н 2,8/16
— Мир-20Н 3,5/20
— Мир-24Н 2/35
— Гелиос-81Н 2/50
— Калейнар-5Н 2,8/100
— Телеар-Н 3,5/200
— Гранит-11Н 4,5/80-200
— Янтарь-20Н 3,5-4,5/35-200

Все модели, кроме Янтаря — вполне распространенные. Янтарь — существенно более редкая модель. В литературе можно встретить еще несколько объективов с байонетом Н, но их уже мало кто видел.

На снимке не все объективы, что у меня есть. А поместил именно эти на фото я вот почему.

Двое из этих красавцев — изначально мои с советских еще времен.

Купил совершенно случайно в начале девяностых, и это было большой удачей. В инструкции к каждому — в конце книжечки был перечень основных объективов, производимых под этот тип крепления. Помню как мечталось тогда заиметь весь набор.
Можно ли считать что объективов с байонетом Н — много? Нет, к сожалению, нельзя. Но «подарочек» из советских времен для никонистов все равно приятный.

— Калейнар-5Н — прочно стоит в самых первых строках рейтинга лучших советских портретников.
— Гелиос-81Н — отличный универсал. Многими считается лучшей версией Гелиоса.
— Телеар-Н — тоже неплохой портретик. В сети встречаются как положительные, так и отрицательные отзывы на него. Но в любом случае объектив неплох и самобытен. А диафрагма 3,5 на 200 мм это весьма светосильно!
— Гриант-11Н — самый распространенный (почти единственный относительно доступный) советский зум. Владельцы Nikon оценят моргающую диафрагму. Прочим придется немного сложнее. Вертеть все 3 кольца этого объектива с непривычки — очень необычно.
— Зенитар-Н — рыбий глаз. Объектив творческий. Скорее прикольный, чем полезный. Но мы разве не для удовольствия советскую оптику перебираем?

Миры являются хорошими широкоугольниками. В моей коллекции они занимают достойное место, но для желающих использовать советскую оптику на цифре — ценность таких широкоугольников сомнительна на мой взгляд.

Я считаю, что старые ширики не имеют очевидных преимуществ перед современными объективами.

Подведем небольшой итог.

Если вам нужно не количество оптики на полках, а хорошие снимки, удовольствие от причастности к советской эпохе и минимум мороки с вашим Nikon — найдите несколько объективов c байонетом Н.

Это не сложно и не дорого. Немало их в отличном состоянии дошло до наших дней. Запаситесь терпением и тщательно проверяйте объективы при покупке.
В итоге, получите все, чего хотели и будете снимать в свое удовольствие.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Советский объектив — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

через байонет Nikon F — советский КИЕВ 19 плюс МИР-24Н 3/35 MC

11 января 2015 г.

Между ок. Камеры с байонетом F 1975 и 2001 годов выпускались на заводе «Арсенал» в Киеве (Украина). Фирменным знаком этих камер с байонетом F было «КИЕВ», позже они использовали это же название латинскими буквами («КИЕВ»).

Торговая марка КИЕВ или КИЕВ известна своими дальномерными камерами на базе CONTAX. После Второй мировой войны, в рамках репарационных выплат, производственные линии CONTAX были переведены с завода Zeiss Ikon в Дрездене (Германия) на завод Arsenal.

Арсенал также известен своими недорогими среднеформатными зеркальными камерами, такими как КИЕВ 60 и 88.

1 кг солидной советской техники конца 80-х.
В то время как корпус камеры, по размеру сравнимый с Nikkormat FTx, весит всего 665 г, объектив на удивление тяжел — 335 г.

Информация о камерах Arsenal с байонетом F немного противоречива. Я думаю, что есть четыре серийных модели, все четыре с механическим затвором:

  • КИЕВ 17 : ок. 1975-84, 1-1/1000сек, без замера
  • КИЕВ 17М или КИЕВ 20 : ок. 1983-86, 1-1/1000сек, соединение AI, замер с открытой диафрагмой
  • КИЕВ 19 : ок. 1985-94, 1/2-1/500сек, остановочный замер
  • КИЕВ 19М : ок. 1988-2001, 1/2-1/500сек, связь AI, замер на открытой диафрагме, пластиковый корпус

Четыре камеры имеют одинаковую базовую конструкцию: у корпусов KIEV искатель расположен по центру (в отличие от большинства других 35-мм зеркальных фотокамер, у которых искатели расположены слева), а диск выдержки расположен на передней стороне слева.

Тело КИЕВ 19 по сравнению с Nikkormat FTn.
И камера, и объектив имеют выгравированный логотип Арсенала.
Первые две цифры серийного номера — год выпуска. На нижней стороне объектива есть небольшой логотип «CCCP», что означает «наилучшее качество».

Модели 19 и 19M найти относительно легко. Я заплатил около 30 евро за образец, включая объектив 35 мм f/2.

Байонет с огромным стопорным рычагом слева.
Объективы без искусственного интеллекта полностью пригодны для использования.

Качество сборки корпуса камеры вроде бы очень хорошее! Зеркало, затвор, заводной рычаг, диск выдержки, настройка ISO: все работает отлично. Точно так же и с объективом: и кольцо фокусировки, и кольцо диафрагмы (с полустоп щелчками) работают максимально плавно! Более того, эти два предмета кажутся мне прочными.

На мой взгляд, центрированный видоискатель эргономически невыгоден: правая часть корпуса могла бы быть немного длиннее для лучшего захвата, а левая могла бы быть немного короче для облегчения фокусировки.

KIEV 19 совместим со всеми типами объективов с байонетом F и кольцом диафрагмы, даже с объективами без AI.

Замер должен быть остановлен. Нажатие на огромный рычаг предварительного просмотра глубины резкости включает измеритель. Это умно! Энергию экономит, и перед замером можно не забыть остановиться (типичная проблема никоновских тел, когда блок связи AI сложен). В видоискателе два светодиода, экспозиция правильная, если горят оба. Жаль, один из двух мертв в моем образце. Тем не менее, его можно использовать, и замеры примерно совпадают с другими моими телами.

Диапазон ISO ограничен (20–640), как и диапазон выдержек (B + 1/2–1/500 с).

Искатель яркий. За исключением двух светодиодов, никакая дополнительная информация в видоискателе не отображается. Фокусировочный экран соответствует «K»-экрану Nikon.

На нижней стороне камеры вы найдете батарейный отсек и крепление для штатива (не по центру). Камера питается от двух батареек LR44 (как, например, серия F2, серия F3, серия FM/FE/FA).

Чувствительность пленки должна быть установлена ​​в «ГОСТ». Это не проблема, потому что в держателе памяти есть таблица преобразования между ГОСТ и ASA (ISO). Таблица доходит до ГОСТ 700, но максимальное устанавливаемое значение 500…
Никаких сюрпризов внутри. Еще раз: очень хорошее качество сборки.

Конечно, я пробовал МИР-24Н 2/35 МС на своих зеркалках. Качество объектива МИР, показанное в этих первых испытаниях, было на удивление хорошим! Поэтому я решил попробовать объектив более интенсивно.

Необычная деталь: лепестки диафрагмы сделаны из чистого металла, а не из металла, окрашенного в черный цвет! Возможно, это одна из причин экстремальных проблем с бликами, которые есть у этого объектива.
Недостаток конструкции: в отличие от объективов Nikon, этот объектив нельзя класть вертикально на стол. Иначе он будет стоять на рычаге диафрагмы!

Характеристики объектива МИР-24Н 35mm f/2 MC:

  • 6 элементов в 5 группах.
  • Ближайший фокус 0,24 м(!), макс. увеличение 1:4,2.
  • Размер фильтра 58мм.
  • По интерфейсу он похож на Nikkor, модифицированный ИИ, потому что у него нет поста скорости. Взгляните на мою статью о разнице между объективом с искусственным интеллектом и модифицированным искусственным интеллектом.


Преимущества этого объектива:

  • Очень хорошая резкость в центре кадра при любом значении диафрагмы.
  • Довольно острые углы при хорошо зажатой кромке.
  • Красивое боке для широкоугольного объектива.
  • Даже на открытой диафрагме виньетирование очень низкое.


К сожалению, я также должен сообщить о двух недостатках:

  • Объектив чрезвычайно подвержен бликам. Избегайте солнца! Если вы вампир, то это ваш объектив 😉
  • Значительная кривизна поля и соответствующие искажения на коротких дистанциях.


В конце этой статьи я прикрепил несколько примеров изображений.

Если вы хотите узнать больше о камерах Арсенала с байонетом F в частности или о советском производстве камер в целом, я рекомендую посетить следующие веб-сайты:

  • советские камеры.com
  • Коммунистические камеры
  • СССРфото.ком
  • Информация о советских объективах (на русском языке)

Примеры изображений (Nikon D700 плюс MIR-24N 35mm f/2 MC):

Снято на F2.
Советские объективы для nikon: Список советских объективов с байонетом Н для камер Nikon

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх