«Я вас вижу словно через дымку, но могу домыслить по контурам». Фотограф Александр Петросян
Александр Петросян снимает Санкт-Петербург и его жителей уже 20 лет — с тех пор, как врачи сказали, что у него падает зрение. Сегодня его называют гением стрит-фотографии. В День фотографа мы публикуем большое интервью с Александром — о том, как снимать на улице, не видя четкого изображения, и что помогает воспринимать все события как дверь, а не как тупик.
Я подумал: «Когда, если не сейчас?»— Почти год назад вы рассказали, что зрение ухудшается, несмотря на операции по пересадке роговиц. Как вы живете все это время?
— Да как ни в чем не бывало. Каких-то прогнозов насчет зрения мне не дают. Поэтому просто получаешь кайф от каждой секунды. Либо ты раскиснешь — тогда точно все пропало, либо радуешься тому, что есть здесь и сейчас. Второй же вариант явно предпочтительнее (улыбается).
Для меня 2020 год, наоборот, был очень плодотворным. Приходилось больше ходить, искать, применять свои навыки, вопреки внешним обстоятельствам. Особенно весной. Пустой город смотрелся ошеломительно, можно сказать, почти апокалиптично. Соответственно, и фотографии в какой-то мере передавали этот драматичный эффект.
— 20 лет назад и в вашей жизни случилась драма — стало быстро садиться зрение. Но именно в этот момент вы занялись стрит-фотографией. Почему?
— Когда видишь, что дверь может вот-вот закрыться и щелочка все меньше, больше ценишь отпущенные моменты и начинаешь острее их чувствовать. Все уходящее ценится сильнее.
Я имел вполне неплохой заработок на бытовой и прикладной фотографии — снимал свадьбы, школы, детские садики, мебель по заказу рекламных агентств, но бросил все и ушел в никуда просто потому, что ясно осознал: «Когда, если не сейчас?»
— Тогда вам не хотелось, наоборот, усиленно снимать свадьбы, чтобы накопить «финансовую подушку», или обучиться другой профессии?
— В обществе слепых, где я до сих пор состою, мне предлагали освоить шрифт Брайля, пойти на курсы массажистов или в комбинат, где изготавливали какие-то выключатели. Но мне это было неинтересно.
Я и ученикам на мастер-классах всегда говорю, что надо делать то, что больше всего нравится. А поскольку живая, не постановочная фотография приносила мне реальное удовольствие, я решил заниматься ей до тех пор, пока возможно. Как выяснилось, это оказалось правильным решением.
— Можете ли рассказать, как вы сейчас видите?
— Один глаз — неконтрастный, но относительно резкий, а другой — абсолютно не резкий, но с нормальным контрастом. И в голове у меня эти разные картинки как-то соединяются. Вдобавок ко всему стекла очков на солнце затемняются, потому что зрачок не реагирует на свет.
Вот вы сейчас напротив света, и я вас вижу словно через дымку, подсвеченную контровым светом. В итоге передо мной такая загадочная фигура. Я не знаю, как вы выглядите на самом деле, но по контурам могу домыслить. Поэтому есть простор для фантазии!
Когда я снимаю, я не всегда вижу, смотрит на меня человек или нет, улыбается или наоборот.
Зато потом на большом экране рассматриваю фотографию и понимаю, что, оказывается, меня видели. То есть это еще один фактор неожиданности, неопределенности, и это бывает интригующе.
Александр Петросян
— Ваши врачи знают, что вы фотограф?
— Знают, конечно, я же комиссии проходил.
— Они не отговаривают вас от съемок?
— Отговаривать может кто угодно, но какой в этом смысл, если фотография — это одна из важных радостей моей жизни! Все удивляются, конечно, но я давно привык к этому.
— А в фотослужбе «Коммерсанта», где вы работаете, знали о вашей особенности?
— Я сказал, но не сразу, потому что понимал, что меня не возьмут на работу. А сказал, потому что есть проблема: фотографии со съемок нужно сразу передавать в редакцию, а с маленького дисплейчика выбирать кадры мне трудно.
Теоретически меня давно могли уволить, но раз этого пока не произошло, значит фотографии я делаю все же неплохие (улыбается). В любом случае я знаю: даже если одни двери закрываются, тут же открываются другие, чтобы ты двигался куда-то дальше, а раз так — бояться нечего.
Невеста и старушка, плачущий ветеран и другие— В какой момент вы поняли, что уличная фотография — ваше любимое дело?
— Я не зацикливаюсь на стрит-фотографии. Мне просто привычен сам формат, когда я куда-то иду и там мне что-нибудь встретится или нет. Это то, к чему я пристрастился с детства. Сейчас мне 55 лет, а когда папа подарил фотоаппарат, мне было 14. Он сказал: «Иди куда-нибудь и сними что-нибудь». Ну я и пошел, и начал снимать.
И по сути сейчас я не сильно отличаюсь от себя 14-летнего: также выхожу из дома с желанием отыскать то, не знаю что. Интересно почти все, что попадет в поле зрения, жизнь во всем спектре и диапазоне. Поэтому просто иду, открытый тому, что будет показано.
— Как, например, вы сняли кадр с пожилой женщиной и невестой? Вы специально ждали такое совпадение?
— Кто-то снимал свадьбу, а я под видом какого-то зеваки рядом маячил неподалеку… И вдруг вижу: идет бабушка, довольно колоритная. Еще секунда, и она поравняется с невестой. В этот момент остается внезапно оказаться рядом, чтобы быстро щелкнуть и мгновенно раствориться в толпе прохожих. Как правило, никто толком не успевает понять, в чем дело, а все уже случилось. Это и есть тот самый решающий момент.
— Вы сразу почувствовали этот момент?
— Конечно, интуиция вырабатывается за годы тренировок. Но все решают доли секунд.
— Человека, перешагивающего мост, — один из самых известных ваших кадров — тоже сняли так случайно?
— Конечно. В тот год Благовещенский мост был закрыт на ремонт, и рядом стоял мост-дублер. По нему я шел с Васильевского острова на Английскую набережную — во дворец бракосочетаний, снимать чью-то свадьбу. А поскольку опаздывал и спешил — камера была уже в руках, чтобы сразу начать снимать. Проходя мимо, заметил, как рабочие сновали туда-сюда через пролет. Затормозил на секунду, щелкнул и дальше пошел. Вот так просто.
Вообще мне очень нравятся непредвиденные ситуации. Например, ты снимаешь какой-то объект, выстраиваешь композицию, уже нажимаешь на кнопку и вдруг в этот момент в кадр влетает нечто, которое «вопреки», оно мгновенно меняет твою вымученную композицию, но привносит что-то уникальное.
Ведь основные сюжеты и эмоции — все, что нас волнует, — неизменны с библейских времен, меняется только форма, а суть та же. Но каждое поколение вносит свои нотки в их осмысление. И если мы не будем импровизировать и двигаться дальше, фотография будет повторением повторенных повторений.
Поэтому свою вторую книгу я назвал «Кунсткамера» — там фотолетопись парадоксальных странностей и абсурдных ситуаций нашей жизни.
— В этой книге у вас есть фотография человека, рисующего мелками на асфальте. Почему вы решили сделать этот кадр?
— Это один из моих любимых кадров, начала 2000-х. Тоже просто шел по мосту, гляжу — сидит колоритный дяденька, и рисунок у него необычный — какой-то храм, олицетворение невидимого горнего мира, про который он вещал проходящим мимо людям.
Какая-то женщина присела и стала слушать его рассказ. И мне показалось это моментом истины — настолько все было трогательным, искренним и настоящим… Наверное, эти ощущения и есть самое ценное, что мы ищем в фотографии.
Настоящие фотографии оставляют послевкусие, проникают в душу, становятся частью тебя. Они несут особую энергию, которую может считать зритель, рождают у него массу сопутствующих ассоциаций, вдохновляют о чем-то задуматься, становясь неким символом.
Да, бывают незатейливые сюжеты, но тот же кадр с человеком, перешагивающим через разведенные пролеты моста, мне показался символичным. Хотя в газете фотография была так и подписана: «Рабочий перешагивает Благовещенский мост».
— А для вас это символ чего?
— Объяснения банальны или даже опошляют, но для себя я в этом кадре вижу некий переломный момент, эдакий Рубикон. Человек перешагивает над бездной, и этот шаг позволяет ему продолжить движение из одного состояния бытия в другое…
Хуже всего — когда ты используешь ходовые, проверенные сюжеты и изобразительные решения, зная, что такие фотографии пользуются популярностью.
— На это вам могут сказать: что, например, глубокого на снимке, где Петр I упал на Дворцовой площади?
— Это прикол, типа визуального анекдота — такие фотографии тоже нужны для разнообразия.
Глубокие вещи иной раз проходят почти незамеченными, ведь для постижения месседжа, заложенного автором в сложную форму, требуется какой-то уровень визуальной культуры, и он есть не у всех.
— Вас это расстраивает?
— Вряд ли, я не отношусь к снимкам настолько серьезно. Ты их родил, отпускаешь в мир, а дальше у каждого своя судьба. К тому же бывает так, что у современников фотография не вызвала отклик, а спустя эпоху — наоборот. Главное, что в тот момент она мне самому сильно нравилась. Если так — уже все не зря.
Интереснее всего удивлять самого себя. А это с каждым годом труднее.
Но когда тебе удается отбросить все ловушки ума, удивиться, как в детстве, и с помощью языка фотографии передать твое «О» — это реальный кайф!
— Когда вы работаете на больших, официальных мероприятиях, тоже стараетесь ловить на камеру что-то неожиданное?
— Какое-то количество «дежура» на мероприятиях, конечно, нужно снять, а дальше ты ищешь что-то «вкусное», уникальное. Может случиться, а может и нет.
— Как вы поймали другой известный ваш кадр — ветерана с шариком на параде 9 мая?
— Все участники парада и фотографы уже ушли вперед, а этот ветеран просто отстал, и я случайно оказался рядом. И вот он идет один, его все поздравляют, дарят шарики — и он плачет…
Я там сам чуть не прослезился, глядя в видоискатель, хотя вроде не сентиментальный, — настолько щемящий был момент…
Мне иногда и вправду кажется, что это не мы снимаем фотографии, а каждая фотография ждет именно своего автора. То есть что-то показывается тебе или через тебя, но твоя роль скромна — быть ретранслятором…
Забирался на шпили, купола и Александрийский столп— Но все-таки для фотографии вы однажды забирались на Александрийский столп. На что еще вы шли ради необычных ракурсов?
— Я побывал почти на всех высотных доминантах в городе — шпилях, куполах, башнях. Это было одно из самых захватывающих исследований, длиною в несколько лет.
Тогда у меня не было возможности путешествовать, и я решил: окей, можно искать неизбитые ракурсы и горизонты прямо здесь. Так, например, было очень интересно обойти крыши в центре города, ощущая себя в буквальном смысле на высоте и наедине с городом. Правда, своими путешествиями по верхним пространствам я вскоре стал причастным к буму руфинга, который быстро стал коммерческим.
В середине 80-х, когда я начинал свой профессиональный путь, корочка «пресса» действовала, наверное, как удостоверение депутата. В наши дни она почти ничего не значит, поэтому вся моя практическая деятельность последнее время построена по принципу: нельзя, но если очень хочется, ты уже там!
— То есть как?
— Вот типичный случай: в июне 2014 года я приехал из Москвы — меня пригласили на свадьбу, и выяснилось, что через час должны провезти «Аврору» по Неве. На набережной уже толпа. Что делать? Снимать со спины — глупо. А рядом стоит Академия художеств, и я решил попасть внутрь. Но это было воскресенье, и я понимаю, что попытки согласовать через редакцию, скорее всего, безнадежны.
И я пошел ва-банк. Захожу с деловым видом и как будто разговариваю по телефону: «Да-да, конечно, скоро зайду». Прохожу так вертушку. Вахтер кричит: «А вы куда идете?» Отвечаю: «В реставрационную». — «Зачем?» — «Насчет фото». — «Но там никого нет!» — «А я, по-вашему, с кем разговариваю?» И пока так пререкался, успел свернуть за угол, выйти во двор, а там — лестница. Быстренько залез и снял хорошую картинку.
— Что же было дальше?
— А дальше я преспокойно вышел. Да и охранник сменился, поэтому говорить ничего не пришлось.
Важно понимать, что ты забираешься куда-то не для того, чтобы сделать что-то плохое, а чтобы показать другим что-то хорошее. А раз так — совесть чиста.
— В вашей практике бывали случаи агрессивной реакции от прохожих, которых вы снимаете?
— Самый частый вопрос на мастер-классах: «Александр, скажите, как снять прохожего и при этом не получить по морде?» (улыбается). Я всегда говорю, что опасность эта сильно преувеличена. Случаев, когда мне хотели реально «навалять», не больше числа пальцев на руке.
Года два назад был в командировке в Краснодаре и увидел: по улице идет мужчина в красной ковбойской шляпе, красной рубашке и красных штанах. Мог ли я пройти мимо? Вдруг мужчина без предупреждения вскидывает ногу в каратистском жесте, пытаясь попасть по камере.
Я успел отклониться, нога пролетает мимо. Говорю: «Что ж ты такой мазила!» И он неожиданно отвечает: «Да не очень-то и хотелось».
Ну, наверное и мне — кадр оказался не настолько интересным, и я его стер.
Самое забавное, что это был редчайший случай — обычно максимум обругают и все.
— А камеру у вас не выхватывали?
— Было, но опять-таки — очень редко. И я всегда говорю своим ученикам: у каждого фотографа должны быть сотни сценариев, которые в нештатной ситуации можно включить на автопилоте и выиграть несколько драгоценных секунд.
На мастер-классах девушки часто говорят: «Мне страшно». Но как раз девушки обладают огромнейшим преимуществом только лишь за счет своего обаяния. Ведь важно даже не что, а как человек говорит, как держится, какая невербальная информация от него считывается.
Однажды в Москве хотел сфотографировать крутого дядьку рядом с роскошной машиной. А он мне сразу же: «Э, ты чо тут?» Я приблизился к нему в упор и, глядя прямо в глаза, негромко, но твердо сказал: «Так надо». Классический «нежданчик», разрыв шаблона, после которого остается спокойно снять и невозмутимо уйти.
— Герои фотографий когда-нибудь подавали на вас в суд?
— Пытались. Помню, гулял по набережной, увидел — на парапете стоит мужчина, целует женщину, Петропавловка, солнце заходит, красота. Ну и на следующий день фото на обложке в газете «Мой район» (я тогда там работал) с подписью типа «Весна пришла».
Вскоре объявился разъяренный герой снимка: «Это моя сестра, я ее провожал, у меня вообще-то жена недовольна, это вмешательство в мою личную жизнь!» Ему объяснили, что в таком публичном месте, как городской пейзаж, такое может случиться с каждым. Забавно, что раньше требовали на растерзание именно фотографа, а теперь все хотят исключительно штрафных денег…
Но этика, конечно, должна быть на первом месте. Я стараюсь никому не навредить. Если человек вежливо говорит: «Пожалуйста, не надо», «Мне кажется, я не очень хорошо выгляжу», я, конечно, удалю снимок, каким бы хорошим он ни был. А если требует в грубой форме, с наездами и угрозами — нет. К счастью, и то, и другое бывает крайне редко. Как правило, никто меня не видит или всем все равно.
— Перед вами стоял выбор: публиковать фотографию или нет?
— Периодически бывает. Например, снимаешь Крещенские купания. Женщины выныривают, с них невообразимым образом слетают купальники, у людей соответствующая реакция, и вроде бы кадр получается прикольный. Но совесть шепчет: «Не стоит публиковать». У меня есть папка, которую я никому не показывал, кроме жены, там немало подобного.
Помню, когда-то в Манеже кто-то выставил эпатажную фотографию: три бедных бабушки хоронят свою подругу, а рядом, на их фоне, танцуют девушки обнаженные. Это, на мой взгляд, просто отвратительно. Глумление какое-то над горем.
В фотографии самое главное — гуманистическое начало, без этого любой сюжет — мимо.
Стрит-фотография — это бескорыстная любовь— Периодически вам ставят в упрек, что снимаете не парадный Петербург, «очерняете» его. Как вы воспринимаете такую критику?
— Наверное, в каком-то плане диалектика естественна. Есть свет и тьма, есть радость и боль, есть счастье и несчастье. Из этого и состоит жизнь в этом мире. И понятно, что есть более трудные фотографии, чем котята и закатики. Реакция на них может быть разной, и к этому тоже надо быть готовым.
Аксиома: любая фотография — это всегда автопортрет автора.
Бывает, настроение плохое, идешь и думаешь «Какие мрачные люди вокруг» и снимаешь такую фотографию. Но на самом деле ты снимаешь себя: это ты мрачный.
Зритель ведь тоже воспринимает фотографию, исходя из своего опыта. Моя любимая фраза: «В действительности все несколько иначе, чем на самом деле». Она звучит парадоксально, но мне кажется, это лучший эпиграф к тому, чем я занимаюсь!
В мире 8 миллиардов человек. Каждый живет в своей действительности, и вашей все несколько иначе, чем в моей (улыбается). У каждого свой мир — и в этом вся суть!
— По некоторым фотографиям ваш мир могут назвать «иронично-ехидным».
— Доля истины есть. Одна из любимых строчек, прочитанных у Довлатова: «Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда».
И сохранить здравый смысл можно, только если относиться ко всему с долей доброго юмора. Это единственный способ, который помогает держаться на волнах жизни и воспринимать все с надеждой и любовью, зная, что тебя все равно не бросят.
— 20 лет вы фотографируете в центре Петербурга. Когда-нибудь ловили себя на мысли: «Как же надоело снимать в одних и тех же местах»?
— Так называемый «золотой треугольник» — между Невским проспектом, Невой и Фонтанкой — действительно маленький. Но с таким же успехом можно спросить, а вам не наскучило у себя в квартире ходить? (улыбается) Вот это ваша кухня, спальня — вы знаете каждый миллиметр. И такое же ощущение у меня.
В Петербурге я живу больше 45 лет и здесь все знаю. Как может наскучить? Это просто моя естественная среда обитания. Такой дом большой. Да, в основном я снимаю в центре — именно здесь видно, что это Питер.
Не хочу говорить каких-то патетических фраз про родину, но в Петербурге я ощущаю себя в нужном месте и времени. Хотя во многих местах в мире был, но не почувствовал там своей энергии. Мое место здесь.
К тому же, возможно, в другом городе мне пришлось бы делать не только то, что хочется, а я так не привык. Когда работа и хобби одно и то же — это невероятное счастье!
— Для кого, как вам кажется, существует уличная фотография? Например, в свадебной или детской фотосъемке есть конкретный заказчик…
— Стрит-фотография — это чистая, бескорыстная любовь. Она не предполагает вознаграждения, потому что, как правило, эти фотографии не покупаются — в отличие от тех же открыточных видов, которые расходятся как горячие пирожки. На стенку наверняка приятнее повесить красивый пейзаж, чем «какие-то физиономии».
— Социальные сети не помогают делать стрит-фотографию востребованнее и с финансовой стороны? Ведь в инстаграме @petrosphotos у вас больше 155 тысяч подписчиков.
— Если фотографии там и покупаются, то, скорее, как исключение. Иногда бывает раз в сезон немного рекламы, но это копейки. Скорее, для меня инстаграм — это визуальный дневник.
Если бы я хотел иметь бешеный успех и монетизацию аккаунта, я бы выкладывал только хайповые картинки, которые собирают много лайков. Но мне важнее сохранить продукт чистым, «без ГМО». Это что-то вроде любимого сада, который вряд ли кто-то будет пичкать неэкологичной химией. Такой вот эксперимент.
В моем аккаунте — Дух Города. А он же во всем — и в людях, и в ситуациях, в атмосфере разных мест. И всем этим очень интересно делиться!
Любое событие — это дверь, возможность, а не тупик— Вы часто проводите мастер-классы. А где и как вы учились фотографии, умению чувствовать этот дух города?
— Я самоучка. В начале 80-х единственным доступным вариантом обучения были походы в библиотеку и просмотры журналов типа «Советское фото». Да, были фотоклубы, но это совсем не тот уровень обучения, который доступен сейчас, в эпоху интернета: когда можно сконцентрированно проходить этапы, на которые раньше уходили годы.
Мои родители — отец был композитором, а мать певицей — обучали меня игре на фортепиано, хотели, чтобы я тоже был музыкантом. И я наверняка бы стал им, но страсть к фото пересилила.
Хотя я твердо уверен, что хорошие фотографии — как музыка. Они проходят, минуя фильтр сознания, внутривенно, в самую глубь.
Восхищаюсь мультиинструменталистами, способными сочинять разные композиции в разных стилях на разных инструментах. Именно это я и пытаюсь делать в своих фотографиях, не зацикливаясь на каком-то приеме или жанре.
— Тогда, в середине 2000-х, близкие поддержали вас в этом решении — уйти из коммерческой фотографии?
— Родители переживали, что я буду невостребованным, но они видели, что у меня хорошо получается. Спасибо им, конечно, большое. И конечно, любимой жене Ольге, без которой не было бы того, что есть. Недаром в шапке ее аккаунта скромно написано «МУЗА фотографа Александра Петросяна» (улыбается).
Ольга
Как и многим мужчинам, раньше мне казалось, что на первом месте — дело. Но со временем пришло понимание: главное — семья. Уверен, что Всевышнему важнее, с какими чувствами и намерениями мы проходим свое поприще и сможем ли в итоге приблизиться к тому образу, к которому Он нас призывает.
— Когда зрение стало падать, вы спрашивали Бога, жизнь в целом: «За что?»
— А зачем? Я думаю, что любое событие — это дверь, это возможность. Не за что, а для чего. И тогда уже видишь не тупик, а варианты. И это не какой-то безудержный оптимизм, а анализ жизненных событий, не говоря уже об ощущении постоянной поддержки свыше.
— Почему вы почти никогда не рассказывали о своем зрении?
— Наверное, можно было бы сделать на этом фишку, использовать для какого-то пиара… Но это не мое. Это необязательные подробности, без них можно обойтись. Главное — конечный результат.
Все, о чем я хочу рассказать, — в моих фотографиях.
Александр Петросян: «Для фотографа важнее не особенности ремесла, а особенности восприятия»
Фотограф с мировым именем и многолетний корреспондент издательства «Коммерсант» Александр Петросян проведет в Лондоне творческую встречу и мастер-класс по уличной фотографии– Как возникла идея мастер-класса именно в Лондоне?
– Случайно. Давно хотел побывать в Лондоне. Периодически свои намерения поощряю. Подумал, почему бы и нет, сейчас тот момент, когда стоило бы это реализовать.
– Какие у вас ожидания от поездки?
– Я проведу в Лондоне около шести дней. За это время, конечно, мало что можно успеть посмотреть, знаю по опыту других поездок. Нет цели охватить все, скорее – составить первое впечатление.
– У вашего мастер-класса удачный набор локаций.
– Да, но практика показывает, часто подобные мероприятия протекают не совсем так, как предполагалось. Если ты в каком-то месте застаешь нечто интересное, остаешься дольше намеченного. Это дело случая, никогда наперед не знаешь, с чем столкнешься. План мастер-класса – это некая схематичная канва, а там как пойдет.
– Зависит ли ход съемок от того, в каком городе они планируются?
– Конечно. Например, в местах с полярно разной культурой: европейские города в сравнении с городами Азии или на Ближнем Востоке. В европейских городах, безусловно, много общих моментов в съемках: в каких ситуациях ты можешь оказаться, что ты можешь поймать в объектив, а что нет. При всех возможных неожиданностях города Европы в этом смысле похожи. Ты уже знаешь, как там складывается уличная жизнь, как люди относятся к тому, что их снимают.
– Вы занимаетесь фотографией очень давно. Реакция людей, обнаруживающих, что их снимают, за эти годы поменялась?
– В России точно поменялась. Пару лет назад мы проводили мастер-классы в Берлине, их местные фотографы напуганы введением закона о запрете на частное фотографирование людей. Какие-то люди так или иначе попадают в кадр уличного фотографа. Потом они разыскивают опубликованные снимки и предъявляют претензии. И некоторые успешно выигрывают по таким искам в суде. Мы тоже потихоньку дрейфуем в этом направлении. Если раньше обычный прохожий, которого ты фотографируешь, мог сказать: «О, снимать будешь? Ну, давай, увековечь!» То сейчас начинаются разговоры про юридическое разрешение на съемку и т.д.
– У вас есть потрясающие фотографии зимнего Петербурга. В Лондоне снег бывает редко, и многим хочется это запечатлеть. Поделитесь секретами?
– Технические тонкости общеизвестны. Обладая минимальными знаниями по фотографии и вооружившись Гуглом, легко найти конкретные рекомендации. Я считаю более интересными особенности не ремесла, а восприятия. Петербург часто сравнивают с Венецией. Но если в Венеции выпадет снег, это будет фантастической удачей для фотографа. Самое главное – суметь поймать, оказаться внутренне созвучным состоянию среды вокруг. И тогда фотография сама каким-то чудом создается. Конечно, при условии, что ты знаешь азы.
– Расскажите о своей самой нашумевшей фотографии, ставшей хитом в соцсетях.
– Фотография была сделана в 2007 году и опубликована в местной газете. Такого рода съемки повторяются на каждый День Победы. Ты как штатный фотограф ходишь и снимаешь это событие. Я надеялся встретить того человека снова, но не вышло. В 2015 году один публичный аккаунт в «Фейсбуке» сделал репост этой фотографии, за очень короткое время набравший фантастическое количество просмотров и лайков. В одночасье мне стали писать из разных изданий, в том числе из британского The Telegraph, интересуясь судьбой человека. А мне было нечего сказать. Мы занялись его поиском через соцсети. К сожалению, девушка, представившаяся его внучкой, сказала: «Что же вы раньше не вспоминали о нем! Это мой дед, его уже нет в живых. И ни с кем я общаться по этому поводу не хочу». Герой остался инкогнито, не удалось узнать ни его имя, ни подробности его жизни.
– Мы живем в эпоху соцсетей. Это повлияло на работу репортажного фотографа?
– Разумеется, повлияло. Более того, все, кто давно в теме, отлично знают предпочтения публики. Знают, что этим можно манипулировать, создавая популярные аккаунты и насыщая их соответствующим контентом. Мне, как фотографу, интереснее делать свою работу без оглядки на ее потенциальный рейтинг. Иначе можно скатиться к тому, что будешь угождать массовому вкусу для получения какой-то выгоды. Может быть, это неплохо для расширения аккаунта или его монетизации, но мне это неинтересно.
– Имея аккаунты в самых посещаемых соцсетях, вы продвижением, прицельным расширением аудитории не занимаетесь?
– Не занимаюсь. Хотя знаю, как это можно делать. За всю свою историю в соцсетях я ни копейки не вложил в раскрутку. Более того, всегда, когда размещаю какие-то приятные, заведомо более популярные фотографии, тут же для контраста следуют снимки более жесткие, более сложные для восприятия. И наблюдается эффект разорвавшейся гранаты: сотни людей отписываются. А потом приходят новые. Происходит непрерывная ротация подписчиков.
– Вам мешают ограничения на содержание снимков, выкладываемых в соцсетях?
– В моей жанровой специфике я редко сталкиваюсь с тем, что подпадает под ограничения. Раньше я выкладывал свои снимки в сеть «ВКонтакте». Увидев, как там меняется конъюнктура, в том числе политическая, предпочел уйти. Остался в «Фейсбукe» и «Инстаграмe». Последний, как ни крути, все же более развлекательная площадка. Все крупнейшие мировые СМИ там представлены. Стоит учесть, его формат подразумевает публикацию приятного, а не острого или проблематичного. В «Фейсбук» чаще выкладываю работы с политической подоплекой или конфликтные, вызывающие бурные обсуждения, нежели красивые закаты или котят.
– Это внешние ограничения. А есть ли какие-то внутренние? Сюжеты, которые вы никогда и ни при каких обстоятельствах не будете снимать?
– Не снимать никогда я могу только в случаях, если речь идет о жизни и смерти человека, когда надо срочно помочь, а не браться за камеру. Такие ситуации редки. Чаще бывает, когда рефлекторно нажал на кнопку, сделал кадр. А потом, сидя у монитора, понимаешь, что по каким-то своим внутренним этическим соображениям ты это фото выкладывать не будешь. И своим ученикам я говорю, что в нашей профессии, как и у врачей, один из основополагающих принципов – «не навреди». Бывало, когда я по недомыслию своему снимок выкладывал, а кто-то из изображенных просил меня его убрать. И я убирал.
– Вы учились фотографии по большей части самостоятельно?
– Да, учился в основном сам, путем проб и ошибок. Советское образование в этой сфере было профанацией. На своих мастер-классах я говорю: тем, кто приходит учиться сейчас, повезло больше, и они могут быстро освоить то, на что раньше уходили годы. Обучение фотографии сейчас эффективнее.
– Можете ли вы назвать мастеров фотографии, у кого вы бы хотели учиться сами, сейчас или в прошлом?
Когда я начинал, в 70-80-х годах, единственный, кто был у нас известен из зарубежных, это Анри Картье-Брессон. И мое фотографическое видение во многом сформировалось благодаря ему. Половину классиков фотографии тех лет из агентства «Магнум» я считаю своими учителями и продолжаю учиться у них до сих пор. Многие из них еще живы и выкладывают свои фотографии. Учеба – это непрерывный процесс.
– Для фотографа отсутствие непосредственного контакта с учителем не препятствие?
– Соглашусь лишь отчасти. С одной стороны, доступны онлайн-семинары, можно учиться, глядя на портфолио. Но ничто не заменит опыта личного общения, когда ты рядом с мастером, погруженный с ним в одну и ту же ситуацию. Ты видишь, как он реагирует на те или иные вещи, каков его взгляд. И потом можешь сравнивать снимки, которые вы сделали, оба находясь там.
Творческая встреча с Александром Петросяном пройдет 24 апреля, начало в 19:00, в русской театральной мастерской «Сова и крокодил» по адресу: Unit 23, Baseline Business Studios, Whitchurch Road W11 4AT London
С программой мастер-класса, который пройдет 25-29 апреля, можно ознакомиться на сайте aleksandrpetrosyan. com/
instagram.com/petrosphotos/
Беседовала Мария Акопова
Александр Петросян: «Для того чтобы сделать удачную фотографию, нужно просто открыть глаза»
Перед матчем с ЦСКА петербургский фотограф Александр Петросян в рамках «Фан-Променада» выступил с лекцией в центральном фойе 1хСтавка Трибуны А и поделился секретами фотоискусства.
«Фотография — это тот же спорт, который предохраняет от эмоционального выгорания»— Никогда не стоит пытаться сделать то же, что и все. Просматривая фотографии в соцсетях, я поражаюсь, как люди довольствуются привычными ракурсами. Попробуйте поменять точку съемки! Это откроет перед вами безграничный простор. Каждый раз я ставлю перед собой планку, которую впоследствии стремлюсь превзойти. Для меня это тот же спорт, который предохраняет от эмоционального выгорания. Ведь никогда не знаешь, во что выльется идея сделать тот или иной кадр. Непредсказуемость рождает драйв. Приключений в работе фотографом хватает!
«Я имею моральное право залезать на крыши, колокольни, ведь я — фотограф, исследователь»
— Фотографировать — значит путешествовать по родному городу. Тебе даже необязательно куда-либо выезжать — достаточно просто выйти на прогулку. Скажем, мне захотелось забраться на какую-нибудь крышу — я забрался. Считаю, что имею на это полное моральное право, ведь я — фотограф, исследователь. Все, что я делаю, — просто хожу по всем доступным местам. Только представьте, какое это классное ощущение, когда ты увидел что-то привычное с необычного ракурса.
«Самое главное — пробовать и не искать отговорок»
— Конечно, в моей работе имеются препятствия. Например, в виде закрытых крыш. Однако перед вами откроются все двери — стоит только этого захотеть. Самое главное — пробовать и не искать отговорок, мол, там не пустят, там закрыто. Многие свои кадры я сделал с самых обычных жилых комплексов, не имея специальных пропусков и разрешений. Ты не делаешь ничего такого — просто хорошие фотографии.
«Интереснее всего — идти правилам наперекор»
— Свои первые фотографии я сделал в начале 2010-х — тогда же, кстати, произошел взрыв так называемого «руфинга». Разница между «руферами» и мной заключается в том, что они залезают на разные здания, чтобы показать, какие они крутые. Я же делаю это просто ради фотографии. Конечно, с появлением современного оборудования, в частности коптеров, наша работа стала проще. В интернете можно найти очень много советов, как сделать хороший кадр. Для меня же самое интересное в том, чтобы идти правилам наперекор. Что-то должно пойти наперекосяк — не так, как ты ожидал. Иначе получится самая обычная работа.
«Красота фотографии относительна. Смыслами кадр наполняет зритель»
— Фотографии способны воспроизвести чувства, которые ты испытал. И помочь испытать те же чувства зрителям. Весь секрет — в моменте съемки. Все, что ты делаешь, ты делаешь ради этого кайфа. Если у тебя получилось выразить эмоции в кадре, их получит и зритель. Красота фотографии относительна. Важнее — смысл, а смыслами кадр наполняет именно зритель. Он может проникнуться, зарядиться идеями кадра, а может и нет. Если тебе удалось поймать в объектив нужный момент — его будет невозможно повторить. Для большинства же кадров не требуется какого-то особенного мастерства. Все, что нужно, — просто открыть глаза. А ваш интерес приведет вас в нужную точку.
«Пошел обратный отсчет». Фотограф Александр Петросян
Известный российский фотограф Александр Петросян не любит «приторности и слащавости», банальных видов и скучных постановочных снимков с готовым лицом. Иностранцы так и пишут: он показывает Россию, которую вы никогда не увидите на открытках. Его работы всегда эмоциональны, заряжены энергией, часто ироничны и парадоксальны.
посмотреть в Instagram
Чего стоит, например, этот «непарадный портрет»: до боли знакомое каждому и совершенно незнакомое лицо.
посмотреть в Instagram
Раньше жесткий реализм уводил его практически в «чернуху», но теперь он пытается «найти не плохое в хорошем, а наоборот» – так интереснее.
посмотреть в Instagram
В своем инстаграме Александр предупреждает: «Если вы надеетесь видеть здесь большое количество открыточек, закатиков, лютиков, котиков, куполочков, цветочков, ангелочков, умильных мосек, голых сисек и т.п. и т.д. то – зря! Этот аккаунт о другом».
Впрочем, он лукавит: здесь есть и потрясающие закаты над питерскими крышами, и куполочки, и котики. Но даже такая классика у него не бывает пустой, которую лайкнул и забыл. Мастерство схватывать в одном кадре противоречия, создавать из одного мига яркую объемную историю сделало его одним из лучших фотографов России.
посмотреть в Instagram
Александр Петросян в очередной раз получил звание «фотограф года» в 2018 году. Фото из его инстаграма
«Я толком не вижу, скорее угадываю»
Мало кто знает, что «гений репортажной и уличной фотографии» с необыкновенным видением окружающего мира – буквально не видит почти ничего. Человек, чьи снимки заслужили множество наград и публикуются на страницах ведущих российских и мировых изданий, давно является инвалидом по зрению и состоит в обществе слепых.
Говорить об этом фотограф не любит, лишь пару раз откровенничал:
«Меня всегда слегка колбасит от таких высказываний, как «Ах, Александр, какой у вас глаз! Вот бы мне такой!» На самом деле у меня всего один глаз зрячий, да и то на 20%, что, мягко говоря, не совсем здорово для фотографирования. Хотите верьте – хотите нет, но во время съемки я зачастую толком не вижу, что снимаю, а скорее угадываю, довольствуясь возможностью более основательного просмотра уже на мониторе».
посмотреть в Instagram
«Снимаю в очках, у меня и астигматизм, и минус, и чего только нет, делал штук семь операций, но тему муссировать не хочется. Получится, я хвалюсь: я член общества слепых, пожизненный инвалид второй группы по зрению, приехал фотографировать, вот какой я молодец! Ну, хожу я раз в месяц в общество слепых, на меня там даже муку какую-то начисляют, – но кому какая разница? Сам я привык, снимаю с Божьей помощью. В плохом зрении есть неоценимый плюс: мне все люди кажутся красивее, чем они есть».
посмотреть в Instagram
«Пошел обратный отсчет»
Ситуация не только неисправима, но и ухудшается. 5 августа Александр поделился в фейсбуке, что побывал у одного из лучших докторов в Москве, и тот вынес приговор – «безнадежно».
«Все дело в роговице. Мне пересадили их на оба глаза еще 20 лет назад, взяв у погибших доноров (спасибо им огромное за это). С тех пор эти живые линзы неоднократно пытались кроить лазерными коррекциями. К сожалению, пересаженные, как выяснилось, имеют меньший ресурс, чем собственные, и по словам доктора, это еще очень приличный результат, что удалось продержаться так долго. Но увы, теперь когда дело близится к финишу, пошел обратный отсчет», — написал фотограф.
посмотреть в Instagram
Это фото вошло в подборку лучших кадров 2019 года, составленную редакцией «Коммерсанта»
Но стремление художника найти хорошее в плохом проявилось и в этой ситуации.
«В принципе, я ни о чем не жалею, — пишет Александр. — Более того, я твердо намерен выжать до последнего все из оставшегося времени, а там, глядишь, и очередное чудо настанет, в виде какого-нибудь уникального хирурга, который снова приделает мне новые глаза благодаря триумфу технологий будущего или чего-то в этом роде »
посмотреть в Instagram
Примерно так видит единственный зрячий глаз фотографа
«Ничего другого мне не надо»
16 августа Александру Петросяну исполнится 55 лет. Из них более 40 лет он занимается фотосъемкой, с тех пор как в 14 лет получил на день рождения от папы свою первую камеру «Смена».
«Какое же это было счастье: любоваться голубеньким зрачком объектива, поглаживать непонятные рычажки и кнопочки, нюхать футляр, класть фотик под подушку и мечтать во сне о том, что теперь весь мир можно собрать на пленку! Это «счастливый билет»: я сразу понял, что ничего другого мне не надо, и до сих пор не жалею о сделанном выборе», — делится фотограф в инстаграме.
Александр Петросян в детстве. petrosphotos / Instagram
Его первые снимки публиковались в школьной стенгазете, после армии была заводская многотиражка, а дальше настали «лихие 90-е». Работы не стало, но даже тогда парень не расстался с любимым делом: поначалу торговал на рынке фототехникой, потом стал неплохо зарабатывать фотографом на свадьбах и корпоративах.
Александр Петросян, «селфи» середины 80-х. petrosphotos / Instagram
Но настоящим началом своей фотокарьеры Александр считает 2000 год.
«Не выдержав скуки и однообразия бытового фотообслуживания, плюнул на доходный бизнес и в 2000 г. ушел в никуда, в ноль, на улицу, снимать то, что нравится, — вспоминает он. — Время было нелегкое, денег не было, но каким-то чудом шло по восходящей, и самое главное, я снова поймал ту волну «фотоинтересности», что когда-то в юности захлестнула меня с головой!»
«Дальше – все лучше и лучше: газеты, журналы, выставки, конкурсы, награды, и самое главное, огонь увлечения со временем не гаснет, а только разгорается сильнее», — пишет человек, которому при всех препятствиях очень повезло найти себя в жизни.
А еще Александру повезло жить в Питере – одном из самых фотогеничных городов. «Я бы охарактеризовал Питер ключевым словом «вопреки», — отзывается о нем художник. — Город возник вопреки здравому смыслу и, несмотря на попытки его сломить, он живет и остается интересным».
посмотреть в Instagram
Хотя Александр родился во Львове, характером, похоже, весь в Питер: «Для меня это город-преодоление, в нем есть скрытый драматизм, который интуитивно чувствуется среди всего великолепия. А ощущение «на грани», как все в этом городе, сильно стимулирует творчество».
посмотреть в Instagram
Книга «Кунсткамера», Александр Петросян
«Кунсткамера» Александра Петросяна — это книга про Санкт-Петербург и его обитателей, добрых и наивных, злых и страшных, про скоморохов и блаженных, про сильных и слабых мира сего. Автор — один из лучших современных фотографов, работающих в жанре репортажной и уличной фотографии.
В новой книге Александра Петросяна нет фантастических видов Санкт-Петербурга, панорам и архитектурных ансамблей, снятых зачастую с труднодоступных точек, известных только самому художнику и птицам. «Кунсткамера» – это особый альбом, без великолепия видовых картин. Здесь собраны репортажные фотографии — с различными героями и сюжетами, с забавными или тревожными историями. Но в этих работах город Петербург играет не менее значимую роль, чем на прекрасных открытках.
Этот альбом заставляет по новому оценить пространственно-временной континуум северного города. В Петербурге время может течь не только вспять (как Нева), тут оно может двигаться и развиваться в любом направлении. В пределах одного кадра (одной улицы, одной минуты) одновременно можно наблюдать истории любой эпохи. Петербург — город морской и воинской славы или авансцена, на которой деревенские скоморохи примеряют венецианские маски, колыбель трех революций или единственный «европеец» среди городов российских. И то, и другое, и пятое с шестым — все сразу.
Непрекращающийся карнавал — ряженые и юродивые, ангелы и силовики, коммунисты с плакатами и священнослужители с хоругвями, все они составляют свои колонны в общем праздничном шествии по улицам современного города.
Это очень петербургские фотографии. Угадываются не только памятные даты или праздники, не только узнаваемые декорации тех или иных событий, но сами лица персонажей Петросяна — иногда прекрасные и наивные, иногда злые и отталкивающие — на них всех лежит печать северной столицы.
Балы и маскарады сменяются пролетарскими демонстрациями и митингами, церкви строятся и разрушаются, и возводятся заново, вековой атеизм сменяется всеобщим воцерковлением, город выдерживает блокаду, дважды меняет имя и возвращает свое изначальное, Летний сад перекраивают до неузнаваемости, а вот лица жителей остаются все те же. Как и городские легенды, которые повторяются и рифмуются. И в обновленном саду снова звучит лютневая музыка, а ряженый для потехи туристов царь-Петр пьет пиво у ограды с ряженым Лениным.
Изначально многонациональный, многоязычный город, фактически придуманный, нарисованный и созданный иностранцами (художниками, архитекторами, скульптурами, инженерами), немцами и итальянцами, англичанами и французами, теперь принимает в свои ряды жителей бывших южных республик. Они надевают яркие жилеты и чистят городские улицы от снега, который сами возможно видят впервые. Все мы тут приезжие, нету коренных, все гастарбайтеры, пускай и в седьмом колене. И город Петербург — он всех примет, перемелет, перекроит по своему образцу, наложит свою суровую северную печать.
Погружаясь в мир фотографий Петросяна, начинаешь верить в петербургскую мифологию. Верить в легенды про древние капища и захоронения на дне Обводного канала, которые провоцировали волны самоубийств. Про трех ангелов — золотого, серебряного и бронзового, чья стража гарантирует благополучие Петербурга. Про жестокие царские потехи и про свадьбу шута Анны Иоанновны на козе. Про отрубленную и заспиртованную голову Марии Гамильтон, фрейлина была казнена за детоубийство, но народная молва уверяла, что просто слишком красива оказалась девица Гамильтон, вот и срубил ей царь Петр голову собственноручно и выставил для общего внимания как образец дивной красоты. Про польскую графиню, которую царь Павел выслал из Петербурга — «за уродство!». Про оживающие памятники, про мистических двойников, искушающих разум и предсказывающих несчастье, про дворцовых и музейных привидений. Про петербургских святых и блаженных, которые по сей день являются страждущим, спасая и благославляя их.
Абсурд и мистицизм в истории Петербурга шествуют параллельно. Пешком по Невскому — через Дворцовый мост — к стрелке Васильевского острова — в Кунсткамеру. Кунсткамера Петросяна, как квинтэссенция петербургской мифологии и эстетики, потому что эстетика — это наука о прекрасном и безобразном, внутри прекрасной петербургской архитектуры существуют чудовища и уродцы, и они подпитываются друг от друга — красивое и чудовищное, нельзя изъять одну составляющую — рухнет и другая.
“Я вообще не вижу, что фотографирую”. Интервью.
Питерский, а теперь московский фотограф Александр Петросян меня всегда удивлял своей уникальной производительностью. Он — завод по изготовлению фотографий высокого качества. Отличных фотографий, или, как говорят в репортерских агентствах, «крепких карточек» при одинаковом износе камеры, у него получается намного больше, чем у любого другого фоторепортера. Многие за всю свою жизнь столько не наснимают, сколько Петросян за неделю. И секрет здесь не в том, чтобы с утра до ночи жать на кнопку, а в особом таланте видеть и чувствовать окружающий мир. Петросян ходит там же, где и тысячи других людей, но видит совсем другое. И эти тысячи, потом, выпучив от удивления глаза, говорят, как же так, мол, мы тут ничего такого не видели, а проходим каждый день по три раза.
У Петросяна свой особый, яркий стиль. В изобразительной ткани снимков он сочетает многие вещи, которые даже осознать трудно. Во-первых постоянно оказывается в нужном месте в нужное время, во-вторых, у него в друзьях парадокс и особое чувство композиции, которая дружит со временем и, которое, интуитивно чувствует Петросян. Он сам часть этого времени, которое предназначено именно для фотографии. С этим надо родиться. И, как бы не учились фототворцы, не осваивали приемы фотографирования, не изучали конъюнктуру, такому не научишься. Петросян постоянно побеждает на конкурсах. Но он уже и сам захлебывается в том количестве кадров, которые делает. А остановиться, подумать, разложить, времени нет. Да правильно, наверное. Ловить живое мгновение интереснее, чем разгребать мертвые.
Запись разговора : Александр Ляпин
Записано на: Olympus LS-11
Интревью:
Фотограф Рита Островская и ее истории. Видео
Рита Островская ярчайший представитель украинской документальной фотографии. В восьмидесятые годы в составе творческого объединения «Погляд» пыталась изменить мир к лучшему.
Санкт-Петербург | «Искусство пойманного момента» : фотограф Александр Петросян рассказал о своем подходе к работе
Залог успешных снимков для Петросяна — это город и люди. Фото: instagram.com/petrosphotos/Петербургский фотограф Александр Петросян известен не только в Северной столице, но и в других городах и странах.
К несчастью, творческий деятель столкнулся с серьезной проблемой со здоровьем — постепенной потерей зрение. Тревожную новость о скорой слепоте ему рассказал офтальмолог на очередном приеме.
Несмотря на это Петросян намерен до последнего заниматься любимым делом. Больше всего фотограф любит снимать город и людей. На кадрах весьма интересно получаются их взаимодействие. Причина для начала съемки в подобном стиле достаточна очевидна. Ведь это именно город и люди окружают нас каждый день. При этом фотограф может сам решать, что будет на его снимках и какое настроение они будут передавать — все зависит от расставленных акцентов.
Рассказал Петросян в интервью «ЛенТВ24» и о людях, которых снимает, ведь далеко не все хотят оказаться на фотографиях. Фотограф отметил, что обычно проблем с получением разрешения не возникает, но выразил понимание того, что в нынешнее время все стремятся как можно тщательнее защитить свои личные данные.
Источником вдохновения Петросян называет «ощущением некоторого чуда во время съемки». Сопричастности к таинству, без которого со временем съемка могла бы перестать быть интересной.
«Это, может быть, звучит как-то банально или высоким штилем, но ощущение чуда действительно было. И оно настолько сильное, что его удается поддерживать до сих пор», — делится Петросян.
Ранее gazeta.spb.ru сообщала, что Минпромторг может запретить фотографировать книги в магазинах до покупки.
Виктория Романова, Gazeta.SPb Узнать подробнее3 000 000 читателей в один клик
Ещё новости о событии:
«Искусство пойманного момента» : фотограф Александр Петросян рассказал о своем подходе к работе
Залог успешных снимков для Петросяна — это город и люди. Фото: instagram.com/petrosphotos/
Петербургский фотограф Александр Петросян известен не только в Северной столице, но и в других городах и странах.
20:40 05.10.2020 ГАZЕТА.СПб — Санкт-Петербург
Теряющий зрение фотограф рассказал о самом удивительном чувстве
Петербургский фотограф Александр Петросян.Фото: скриншот
Фотограф из Петербурга Александр Петросян рассказал, что для него самое ценное ценное в работе, а также, как он живёт с пониманием, что теряет зрение.
20:00 05.10.2020 Moika78.Ru — Санкт-Петербург
Об авторе «Петросян Александр
После того, как в 2000 году начал заниматься фотографией, Александр Петросян понял, что для того, чтобы по-настоящему понять окружающий его мир, он должен сначала попытаться запечатлеть его через объектив камеры, что ему постоянно удавалось. Петросян находит истинное удовольствие в исследовании и изображении своих предметов новаторскими способами, фотографируя не только прекрасные, но и гротескные аспекты жизни.
Работая в журнале «Мой район» с 2003 по 2008 год, Петросян стал настоящим профессионалом, способным точно представить трехмерность только в двух измерениях и осветить бесконечные уровни своего окружения на одной фотографии.
В настоящее время Петросян является штатным фотографом «Коммерсанта», где он продолжает раздвигать границы своего окружения, доказывая, что даже в самых, казалось бы, обычных аспектах жизни есть что-то экстраординарное.
Публикации
Работы Петросяна были отмечены во множестве известных изданий, включая, помимо прочего: «Newsweek», «National Geographic», «GEO», «Le Monde», «Русский репортер», «Spark», «Money». , «Власть», «Коммерсантъ», «Новости», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Деловой Петербург».
Награды
2020, 2017 — Победитель Санкт-Петербургского конкурса журналистов «Золотое перо» в номинации «Фото года».
2015 г. — Победитель международного фотоконкурса «Наследие поколений» в номинации «Историческое наследие».
2014 — Победитель IV Международного фотоконкурса им. Карла Буллы «Эпоха видимых черт» в категории «Новости».
2012, 2009 — Первая открытая национальная премия «Лучший фотограф» — 1 место в категории «Архитектура», 1 и 2 место в категории «Жанр.«
2009 г. — Гран-при призового фонда фотожурналистики, 1 место в номинациях «Повседневная жизнь», «Природа и окружающая среда», 3 место «За искусство и культуру».
2008 г. — Победитель второго Всероссийского конкурса «Мой город. Взгляд через объектив».
2007, 2066 — Лауреат Санкт-Петербургской премии «Фотограф года» (номинация: фото).
2003 г. — Почетная медаль (Award of Exellence) в категории «Фотожурналистика» 25-го всемирного конкурса «Society of New Design» в Сиракузах (Нью-Йорк, США).
В 2011 году торговый дом «Медный всадник» выпустил книгу фотографий Петросяна «Санкт-Петербург». В 2016 году издательство «Галерея печати» выпустило вторую книгу — «Кунсткамера».
Россия, которую вы никогда не увидите на открытках через объектив фотографа Александра Петросяна
Александр Петросян
Отмеченный наградами фотограф Александр Петросян на протяжении десятилетий обнаруживал, что движет его родным городом: повседневная комедия и драма города, построенного на противоречиях.Александр Петросян не думает, что изображения могут изменить мир, но он верит, что они могут помочь вам немного лучше его понять. Получив свою первую камеру в подарок на день рождения в возрасте 12 лет, фотограф уволился и несколько раз возвращался к практике, прежде чем стать профессионалом в 2000 году.
Более подробная информация: Александр Петросян, Instagram (h / t: huckmagazine)
Александр Петросян
Постоянное вдохновение — улицы Санкт-Петербурга.Петербург, где он прожил всю свою жизнь. Исторический центр города занимает всего несколько десятков квадратных миль, и Александр знает наизусть каждый уголок. По его словам, любые фотографии, которые он делает во время путешествия, лучше держать в секрете — взгляд туриста может дать лишь мимолетный взгляд со стороны. «Это мой мир», — говорит он о Санкт-Петербурге.
Александр Петросян
«Самое сложное — не повторяться», — говорит он. «Отойдите от собственного фирменного стиля и традиций; вы должны обновлять свое мышление и постоянно искать перемены.”
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
Александр Петросян
(Посещали 1 раз, Посещали сегодня 2)
50 откровенно честных фотографий России показывают, что такой страны нет
Фотограф Александр Петросян провел годы, открывая и документируя бесконечные слои Св.Петербург. Его обширная коллекция — не только красивая, но и гротескная — приглашает посторонних шагнуть по грубым и непредсказуемым улицам и испытать их без фильтра, что характерно для отполированных открыток или документальных фильмов о путешествиях.
Петросян получил свой первый фотоаппарат в качестве подарка на день рождения, когда ему было 12 лет, но он бросил и возвращался к фотографии несколько раз, прежде чем, наконец, стал профессионалом в 2000 году. Его самое большое вдохновение происходит на улицах Санкт-Петербурга, где он жил. вся жизнь.Со времен Российской империи, почти до разрушения во время Второй мировой войны и возрождения при Владимире Путине — город полон истории, и Александр знает каждый ее уголок наизусть. «Это мой мир», — говорит он.
Сейчас Александр работает фотожурналистом и не выходит из дома без фотоаппарата и резервного аккумулятора. «Восприятие зависит от множества различных факторов», — говорит он. «Но если снимок сделан с определенной энергией, зритель это почувствует независимо от географии и культуры.”
Дополнительная информация: aleksandrpetrosyan.com | Instagram | Facebook (h / t: dyt, boredpanda)
Подробнее
# 1
# 2
# 3
# 4
# 5
# 6
# 7
# 8
# 9
# 10
# 11
# 12
# 13
# 14
# 15
# 16
# 17
# 18
# 19
# 20
# 21
# 22
# 23
# 24
# 25
# 26
# 27
# 28
# 29
# 30
# 31
# 32
# 33
# 34
# 35
# 36
# 37
# 38
# 39
# 40
# 41
# 42
# 43
# 44
# 45
# 46
# 47
# 48
# 49
# 50
«Фотография — настоящая алхимия» Александр Петросян о фотографии
© Александр Петросян
Ощущать момент, когда у вас получается отличный снимок, похоже на прослушивание музыки — впечатления почти такие же.Недаром Александр Петросян, лауреат многочисленных премий, замечательный фотограф, говорит о себе: «Если бы меня не увлекала фотография, я бы стал музыкантом». … И пока неизвестно, что бы получилось лучше — для талантливого человека преград нет.
© Александр Петросян © Александр Петросян
© Александр Петросян
Детские шалости — лазанье по крышам — переросли в острое желание увидеть город сверху.Как говорит Александр: «Сверху все иначе!» … Полностью присоединяюсь к его словам, уроженец Ленинграда, я просто не узнаю свой родной город, он кажется светлее, красивее, задумчивее. То, что мы видим снизу, проходя по красивым улочкам Северной столицы, — прекрасные памятники архитектуры, но они словно нависают над вами, даже давят своим величием. И дело не только в этом. Внизу кипит жизнь, все меняется каждую секунду, и это непрерывное движение захлестывает голову, полностью поглощая ее.А наверху — время идет намного медленнее и есть возможность ощутить и ощутить самобытную сущность города …
© Александр Петросян© Александр Петросян © Александр Петросян
Александр подошел к любимой работе с другой стороны, он не забывает гулять по улицам самого красивого города мира, но изредка использует небольшой дрон — такие красивые и необычные фотографии летят сверху ему в руки. К каждому объекту фотографии автор относится с особым уважением и тревогой — чтобы не напугать Мусу, не разрушить очарование момента, это может никогда не повториться!
© Александр Петросян
Петербургские рассказы © Александр Петросян
Однако съемка Петра с большой высоты — лишь одна из составляющих его творчества.Другой, и, пожалуй, самый важный, — это люди и их отношения, уличная жизнь.
Петербургские истории © Александр ПетросянПетербургские истории © Александр Петросян
Работать в Санкт-Петербурге фотографом и легко, и сложно, материала для съемок хоть отбавляй, но все отснято и переснято всеми и повсюду; все «открыли Америку» и «изобрели велосипед» несколько раз, как выбрать именно то, что есть хоть что-то свежее и необычное? Поэтому каждый интересный кадр — это всегда незапланированное явление, своеобразный подарок свыше.Они, эти кадры, как крик души, как какое-то откровение, как вспышка! Они всегда «неловкие», «внезапно», «вопреки» .. А без этого — только ремесло.
© Александр Петросян
Настоящему таланту присуща невероятная щедрость, ведь музыкант полностью отдает себя публике, а после концерта — стресс, состояние потери. Видимо, поэтому Александр сравнивал себя с музыкантом — он также чутко передает отношения с окружающим его миром, мимолетными, трепетными и столь важными для каждого из нас.
© Александр Петросян© Александр Петросян
© Александр Петросян
И не так важно, что именно вы почувствуете, просмотрев коллекцию отличного фотографа. Важно, чтобы он умел «дотянуться» до вашего сердца, не мог оставить вас равнодушным хотя бы на несколько минут.
Петербургские истории © Александр Петросян
© Александр Петросян
Санкт-Петербург — уникальный город не только потому, что здесь так много архитектурных памятников.Жалко, жаль, что этот город не был выбран Булгаковым при работе над романом «Мастер и Маргарита». Город, наполненный мистикой до краев, он просто выплескивается из него, как вино из бокала во время шторма. Город, который дышит совершенно по-другому. Приезжайте в Санкт-Петербург — среди прохожих вы сразу узнаете коренных жителей. Они разительно отличаются от новичков — в глазах такая глубина чувств, переживаний, такая душа… Вы не сможете отвести взгляд.
Оборотная сторона © Александр Петросян
© Александр Петросян
Оборотная сторона © Александр Петросян
Итак, Александр Петросян пытается передать в своих работах не столько форму предметов, сколько эмоции и настроения, которые они испытывают — людей, предметы, предметы. Он так равнодушно хочет видеть то, что мы обычно передаем … или стараться не замечать. Но чуткая душа художника все видит и улавливает, ведь каждый момент, запечатленный на фотографии, непременно нужен, даже если поначалу только сам фотограф.Мы уже потеряли часть своей истории, беспечные, беспечные. Спасибо Александру — его фотографии, пожалуй, не пропадут даром, они в свое время послужат и уроком, и напоминанием.
© Александр Петросян © Александр Петросян
Оборотная сторона © Александр Петросян
На вопрос, какую технику использует фотограф, прозвучал лаконичный ответ: «Нет близких, на каком бы аппарате я ни снимал, большая часть снимков отправляется в мусор. . Так что дело не только и не столько в технологиях.. «
© Александр Петросян
Петербургские рассказы © Александр Петросян
Александр продолжает работать, вот его последняя книга, еще есть время подписаться, издание уникальное, через пару лет обязательно станет редкостью.
Вы также можете увидеть работы Александра Петросяна в социальных сетях
Сегодня наш блог посещает позитивный и талантливый фотограф из Санкт-Петербурга Александр Петросян … Александр — фотограф, которого узнают в Рунете по собственному юмористическому почерку и, конечно же, по теплоте и любви, с которой его рассказы о родном городе снимались.В этом почерке сочетаются забавные, иногда сатирические, но искренние образы его персонажей, тонкое видение цвета, ощущение момента и т. Д.
Буквально на прошлой неделе мы с Александром серьезно поговорили о фотографии, которую можно послушать в аудиоформате:
Здравствуйте, Александр! Привет друзья! Прежде всего, хочу поздравить Александра с тем, что его фотографии вошли в шорт-лист лауреатов премии «Лучший фотограф». Александр, расскажите, пожалуйста, было ли это целенаправленное участие в конкурсе или вы решили подать заявку спонтанно?
Отвечая на вопрос вашего интервью, могу сказать, что я участвую в этом конкурсе почти каждый год.Какие-то работы появляются через год, почему бы их не показать? А стали они призерами или нет — это уже второй раз. Здесь принцип такой старый и короткий: делай то, что должен, и будь тем, кем ты будешь. Фотограф, думаю, должен показывать свои работы.
И как, по вашему мнению, хорошее фото заслуживает участия в конкурсе? Какое фото хорошее?
Точного ответа нет, потому что сколько раз я участвовал в конкурсах как участник и могу сказать, что понятие хорошей фотографии для всех субъективно.Между участниками и жюри идут жаркие споры по поводу распределения определенных мест.
Хорошая фотография — сплошная алхимия, вещь совершенно непонятная. Это зависит от многих вещей: от тренда, от моды, от настроения оценивающих и от множества всевозможных факторов — конкретно сказать нельзя. На мой взгляд, хорошая фотография — это фотография, которая никого не оставляет равнодушным. Грубо говоря, мы каждый день листаем тысячи фотографий, и если среди них есть одна, которая прижилась, то это хорошая фотография.
На ваших фотографиях обычно все композиционно в нужном месте и в правильных пропорциях. Но я еще не видел, чтобы вы подробно рассказывали о своем отношении к композиции в интервью. Скажите, насколько для вас важно формальное оформление рамы?
Каждый фотограф в своей работе проходит несколько этапов. Как известно, сначала все снимается просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо, наконец, просто и хорошо.Проходя какой-то этап, осваиваем композиционное построение кадра. Соответственно, мы считаем своим большим достижением, когда нам удается все красиво уместить в кадре. Но потом, как вы это делаете, вы осваиваете это и понимаете, что это не главное. А главное другое. Надо даже стремиться «разложить» фрейм. Напротив, попробуйте выполнить некоторую работу, которая небрежна во внутреннем плане, какая-то, возможно, несовершенная. В то же время они могут иметь больше силы, чем правильная, выверенная, грамотная, хорошая, основательная, но скучная фотография.
Для вас важнее сюжетная линия, чем композиция?
Я бы сказал, что и то и другое сложно, и третье. Причем с каждым разом все сложнее и легче. На первый взгляд это парадоксально, но я объясню. Суть в том, что если на каком-то этапе вы добились каких-то фотографических достижений, то потом уже сложно превзойти себя. Тогда выясняется, что, может быть, и не нужно превосходить себя, перепрыгивать еще более высокую планку.Может, вам просто нужно выбрать другой вектор, посмотреть в другую сторону, и тогда откроется новое направление, где не будет необходимости брать записи. Я говорю внешне абстрактные вещи, но именно так для меня звучит ответ на ваш вопрос.
Еще вопрос по составу. Вы по праву являетесь мастером высотной съемки. Но если с крышами все понятно, то на некоторых ваших уличных фото кажется, будто вы парите в воздухе. И вы делаете это довольно часто, как вы это делаете?
Это просто самый простой и неприхотливый из всех.Понятно, что сейчас все лезут на крыши, а что касается более-менее высокой точки съемки, то есть практических и технических приемов, начиная с камеры, закрепленной на штативе и поднимаемой вверх, и заканчивая радиоприемником. управляемый вертолет. Это просто чистая технология. Это ни хорошо, ни плохо. Это может быть, а может и не быть подходящим. Трудно уйти за счет одной технологии; нужно еще кое-что.
Бывает ли в вашем случае, что кадр кажется правильным по композиции, сюжет кажется отличным, но при просмотре на компьютере фото получается обычным?
Очень часто, и это такое обманчивое состояние: вы сфотографировали, мельком посмотрели на дисплей, и это вам показалось выдающимся.Приходишь домой довольный, думаешь: «Сегодня улов хороший». Потом открываешь на большом мониторе и видишь: вот не так, вот кто-то попал в кадр, вот как-то криво. И уже ничего такого, что вас не поразило. Понятно, что когда вы смотрите на маленький дисплей, вы видите маленькую картинку и можете не заметить кучу разных вещей, которые видны на большом экране. Такое разочарование случается очень часто. Бывает, что рамка кажется обыкновенной, ничего особенного, но смотришь на большой экран (может, кадрируешь, полежишь), и вдруг появляется третье значение.
Каковы ваши внутренние критерии, чтобы понять, что это именно тот выстрел, который удался?
Критерии просты. Есть просто хорошие кадры, которые не стыдно показать, просто обычные фото, пусть будут. Есть кадры, которые, например, находишь, листая съемку на большом мониторе. Листал, листал и вдруг — один раз, остановился; чувствуешь — рамка есть.
Все просто, критерий только один.Испытывали ли вы вау-эффект или нет, или вы просто шлифуете картинку в ожидании наполнения еще одного дня в социальных сетях.
И все же этот «вау-эффект» у разных фотографов и на разном уровне разный. И что на него влияет, это фотографическое видение?
Мне кажется, больше всего влияет личность фотографа. Его внутреннее состояние, духовное. В зависимости от вашего внутреннего и духовного состояния вы видите то, что нужно увидеть.Понятно, что если ты в плохом состоянии, то видишь, соответственно, плохое — и наоборот. Проще говоря, каждый видит то, что у него внутри.
Влияет ли наблюдение на зрение?
Скорее, это влияет на некоторую адекватность оценки. Увидев многое, вы понимаете, что фотографии, которыми вы восхищаетесь, — штука довольно показная и нравится вам только потому, что таких фотографий вы видели мало. Фактически, это тот же этап пройденный. Наблюдение позволяет вам более осознанно оценивать, но на уровень чувств, прежде всего, влияет не то, что за вами наблюдают, а то, насколько близок полученный результат к вашему состоянию, которое вы хотели передать.
Все очень сильно зависит от внутреннего состояния. Как это достигается? Или это что-то вроде музы?
Дело в том, что это достигается разными способами. Понятно, что какие-то доли процента должны быть талантами, но по большей части это эффективность и самомотивация. Вдобавок ко всему, чем больше в вашей жизни всевозможных переживаний, всевозможных впечатлений, всевозможных ситуаций, которые ее наполняют, тем больше это все так или иначе отражается в ваших работах.Грубо говоря, если ты пустой и плоский, то трудно ожидать, что вдруг что-то появится. Вы должны наполниться. Заполните так, чтобы у вас было, из чего можно найти эти изображения, созвучные тому, что у вас внутри. Если вас не волнует ничего, кроме пива и сосисок, то это, соответственно, будет на фотографиях.
Сама тема, которую выбирает фотограф, ваша тема, например «Город», может ли она быть тем вдохновением?
Понятно, что это должно быть интересно.Фотографировать на заказ не интересно. Если снимаете и не интересуетесь, то получаете заказ за деньги. Какой смысл снимать? Понятно, что у фотографа должен быть мотив, когда он снимает: либо это «просто так», либо это какая-то исследовательская работа, либо это попытка каким-то образом найти за пределами мира то, что вам подходит внутри.
Вы занимаетесь офисной работой? Есть ли у вас работы, которые вы не показываете и откладываете на будущее?
У меня в отдельной папке хранится много работ, которые я считаю плохими или недостаточно хорошими.Каждый год я выбираю из этой папки довольно большое количество отличных работ, которые, на первый взгляд, мне так не показались.
Какие фотографы повлияли на вас, ваше фотографическое видение?
Их очень много. Если вы перечислите их все, мы бы говорили с вами не один день.
Хотя бы самое необходимое.
Если я упомяну некоторые из наиболее значительных, которые приходят мне в голову, меня могут оскорбить те, которые также являются значительными, но по некоторым причинам я сейчас не вспомнил.Поэтому я не готов ответить на этот вопрос. Но, поверьте, они есть.
В одном из интервью вы сказали, что у вас есть целая подборка фотографий, которые вы дали своим студентам посмотреть на фотокурсах. Что бы вы посоветовали смотреть фотографам, которые хотят повзрослеть в этом отношении?
Во-первых, проще сказать то, что я бы не рекомендовал смотреть. Наверное, я бы не рекомендовал заглядывать на такие вещи, как фото-сайты, где начинающие профессионалы в основном публикуют работы одного уровня и сюжета, бесконечные вариации классических любительских сюжетов.Это тупик.
Мне кажется, нужно смотреть на работы, которые на несколько порядков выше, чем вы можете сделать. В противном случае у вас разовьется некое спокойствие. Вы обнаружите, что большинство снимают почти так же, как и вы, не хуже и не лучше. А значит, все ок. И когда вы сравниваете себя с лучшими представителями фотографического наследия, вы понимаете правду. Это такой богатый коктейль, плодородная почва, из которой растут ваши новые деревья.
Спасибо, конечно, но я думаю, что без ложной скромности есть масса фотографов, которые действительно более достойны.Которые в первую очередь стоит учитывать.
Думаю, со временем человек начинает различать хорошее и очень хорошее. Очень хорошее из восхитительного, из великолепного. Поначалу это сложно понять. Это вообще сложно для всех нас. Даже их хорошие произведения можно отличить от плохих, не говоря уже о посторонних, но есть общепринятые мировые классики в любом жанре, в любом жанре, о чем нельзя не знать.
В каком-то смысле согласны ли вы с утверждением Лапина, который сказал, что фотограф, как кактус, растет очень медленно и не следует поливать слишком много?
Конечно.Это абсолютно верно. Причем не всегда, если фотограф начал снимать, то он постоянно растет. К сожалению, иногда он растет в обратном направлении. Бывает даже, что он делает все возможное на начальном этапе своего творчества. Затем он совершенствует свои технологии, но идея остается прежней. Это, конечно, спорно, тем не менее, мы должны понимать, что все мы переживаем несколько разных периодов развития. Невозможно с уверенностью сказать, что я сегодня лучше, чем вчера.
Были ли у вас моменты, когда вы чувствовали какой-то застой в развитии и прекращали сниматься?
Конечно. Это почти всегда присутствует, даже сейчас. Да, в любой момент, если меня спросят, я скажу, что это сейчас период. В противном случае, если бы я так не думал, я бы успокоился. Я думаю, все идет отлично. А как только успокоишься и остановишься — все.
Даже на ваших фотографиях меня всегда очаровывали цветовые решения.Цветовые сочетания. Но как насчет восприятия цвета, это тоже визуальный опыт или его можно как-то изучить?
С точки зрения цветового восприятия я не авторитет. В какой-то период то, что многим нравилось в моих усилиях, было только следствием того, что я работал на старом, потускневшем мониторе. Как оказалось, я слишком сильно покрутил насыщенность.
Если серьезно, технология — это отдельная вещь. Действительно есть такие сильные авторитеты, которые могут сказать вам все наверняка, начиная с экскурсии в историю и заканчивая какой-то физической и технической частью, восприятием.Например, он является признанным светилом в этом отношении. Я просто расскажу, как добавить сахар в чай по вкусу. Это все.
То есть внутренние ощущения?
Да чисто по внутренним ощущениям. Без всяких теорий.
Ваши рассказы иногда поражают своей конфиденциальностью. Вы настолько сближаетесь с людьми, что кажется, что человек должен отключиться. Но у вас есть люди на ваших фотографиях, несмотря на то, что вы снимаете так близко, под большим углом, они открыты и живут своей жизнью.Что вы делаете, чтобы люди не обращали на вас внимания?
Честно говоря, ничего не делаю. Я просто хожу, а на меня обращают внимание. Снимаю, а им некуда идти, а картинка уже есть. Все очень просто.
То есть ваш подход больше не учитывается?
Я не пытаюсь остаться незамеченным. Скорее, я стараюсь быть максимально деликатным. Это очевидно — если они вас видят, то какой смысл прятаться.Вам просто нужно стрелять в открытую и все. Лучше стрелять на открытом воздухе, чем пытаться верить, что вас не заметили. Хотя на самом деле это не так.
Разве эта философия более полезна, чем попытка остаться незамеченной?
Знаете, все перепробовал. Я старался брать маленькие фотоаппараты, чтобы снимать незаметно. Я могу снимать с одинаковым успехом (или неудачей) на небольшую компактную камеру, которая позволяет мне маскироваться под любителя и полагать, что меня не заметили, и на большую репортерскую зеркалку, которая имеет то преимущество, что ее слишком часто замечают на съемках. наоборот.Здесь нет возможности спрятаться, и люди понимают, что от вас никуда не деться.
То есть у людей в принципе такое же отношение, и не надо бояться стрелять на улице?
Хуже всего, когда люди видят, что ты боишься стрелять. Чувство страха сразу вызывает ощущение, что если вы боитесь, значит, вы делаете что-то не так, с какой-то неправильной целью. А если снимать открыто, без страха, у людей совсем другие ощущения.Все зависит от ситуации. Например, если вы фотографируете церковные вещи, где есть какое-то особое духовное состояние, то, конечно, ни в коем случае нельзя быть наглым, надоедливым, навязчивым. А если снимать на улице, где идет постоянный поток прохожих, 99% людей это совершенно не волнует.
И ощущение того, где правильно, а где нет, тоже приходит с опытом?
Эта профессия основана на очень тонких нюансах.О тонких нюансах отношений. Я должен очень чутко чувствовать, где ты в теме, а где не в теме.
Вы занимаетесь чем-нибудь, кроме жанровой, уличной фотографии? Кем вы работаете?
Я зарабатываю на жизнь штатным фотографом в «Коммерсанте». Кроме того, я делаю обычное фото по Петру. Это тоже востребовано.
Нравится ли вам эта работа?
Мне это интереснее, чем снимать свадьбы.
Вы все перепробовали и остановились на таком подходящем для вас варианте?
Не то, чтобы он остановился. Но пока меня это устраивает. В будущем, может, сниму еще что-нибудь. Останавливаться никогда не стоит, это то, что я могу сказать точно.
Нужно все попробовать?
Конечно. Понятно, что в одном можно добиться большего, если углубиться. Но вы никогда не поймете, что это ваше, если не попробуете и то, и другое.
Да.Мудрый совет. Александр, я видел в вашем блоге тему про краудфандинг. Скажите, а вы использовали этот метод для продвижения каких-то своих проектов?
Могу честно сказать, пока нет. По той же причине я еще не написал первую книгу. Несколько издателей уже предложили мне это сделать, причем без какого-либо краудфандинга. К сожалению, нам еще не удалось найти время, чтобы все освоить и собрать материал, осмыслить и отсортировать. Думаю, что в ближайшее время у меня все получится, возможно, без какого-либо краудфандинга.Сама идея, конечно, интересная.
А что вас в нем привлекает?
Как один из запасных вариантов. Если, например, традиционный вариант с возможностью внешнего спонсорства отсутствует, то как дополнительный.
Как вы думаете, какой должна быть книга или каким должен быть проект фотографа, чтобы его можно было продвигать таким образом и собирать средства?
Мне кажется, в первую очередь, нужно понимать, что есть проекты сами по себе интересные и полезные, актуальные, но они вряд ли вызовут массовый коммерческий интерес.Есть фотографии, на которые всегда есть спрос, например, фотографии Питера всегда расходятся, как горячие пирожки, чего нельзя сказать о публицистической фотографии, которая востребована в какой-то момент, в какой-то редакции, проекте, а не всегда. Такие же рабочие виды на Петропавловскую крепость и другие достопримечательности востребованы всегда и везде в нашем небольшом локальном секторе.
То есть должно быть что-то модное?
Наверное, да.
А от чего все это зависит?
Александр, у меня к вам последний вопрос. Что бы вы пожелали нашим слушателям в будущем?
Прежде всего, хочу пожелать то, что я постоянно повторяю себе: нужно искать свой путь. На мой взгляд, это самое настойчивое желание. На начальном этапе все повторяют чужие достижения, это затягивается, и в результате у фотографа нет своего лица.Надо стараться искать свое, особенно свое — я думаю, это самое главное.
Второе, чего я хотел бы пожелать, — это приспособиться к тому, чтобы это не было бременем, изо всех сил, выпадающим из моей кожи. Он должен приносить радость себе, радость зрителям. Принесите какую-то энергию. Это самое главное. Вам интересно — и всем остальным интересно. Он захватывает вас — и все остальные это принимают. Если да, то все остальное приложится.
Спасибо, Александр!
И вас, друзья и коллеги, приглашаю высказать свое мнение в комментариях!
Фотограф Александр Петросян много лет снимает родной Санкт-Петербург.-Петербург, открывая его зрителю с совершенно новой точки зрения — от неожиданных встреч, гротескных персонажей и необычных происшествий. Фотограф видит одновременно красоту и абсурдность обычных вещей и рутинного хода городской жизни.
Свой первый фотоаппарат Александр получил на день рождения в возрасте 12 лет, но прошло много лет, прежде чем он решил, что хочет связать свою жизнь с фотографией. С 2000 года он начал профессионально фотографировать, и главным источником его вдохновения являются улицы Санкт-Петербурга.Петербург. Это целый мир, в котором постоянно что-то происходит, и глядя на фотографии Александра, в этом нет никаких сомнений.
«Хорошая фотография — чистая алхимия, вещь совершенно непонятная», — говорит Александр Петросян. «По моему личному ощущению, хорошая фотография — это фотография, которая никого не оставляет равнодушным. что зацепило — это хорошее фото. «
Фотографии Александра настолько хороши, что буквально просят открытки, хотя в любом случае это не« проверенные »и« гламурные »открытки в их классическом понимании.Александр уверен, что в своей работе каждый фотограф проходит несколько этапов: сначала все снимают просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо, наконец, просто и хорошо. И с каждым этапом фотограф осваивает все новые и новые способы построения кадра, пока в конце концов не приходит к пониманию, что даже самая выверенная фотография может оставаться скучной, а «некоторая небрежная работа во внутреннем плане» тронет сердце зрителя. к живым и останутся в его памяти.
Александр Петросян также считается мастером высотной фотографии — на его фотографиях часто можно увидеть город с воздуха или с крыши здания. Иногда он использует штатив, иногда снимает с вертолета. Но Александр считает, что такой персонал не может извлечь выгоду из одних только технологий, «нужно что-то еще», — добавляет он.
Фотограф признает, что не каждый кадр, который отлично смотрится на маленьком экране камеры, оказывается правдой, когда вы позже просматриваете его на мониторе компьютера.Разочарования присущи любой профессии. И чтобы понять, стоит ли публиковать снимок, Александр руководствуется одним критерием: «Испытывали ли вы вау-эффект или нет».
Александр Петросян: Из России с любовью
Редактор Висенте Дольц
Опубликован 8 мая 2020 года
Сегодня мы возьмем интервью у Александра Петросяна, фотографа, фотографии которого мне всегда кажутся шокирующими, а также парадоксальными и неожиданными.Город, который его больше всего вдохновляет и который все мы хорошо знаем, — это Санкт-Петербург. Он был полностью разрушен во время Второй мировой войны.
Начнем с первого неизбежного вопроса. Расскажи о своем происхождении и о том, как впервые увлекся фотографией, Александр.
Мне в детстве подарили фотоаппарат, и все началось с ЭТОГО. Сначала я попытался застрелиться. Потом училась на факультете киносъемки Института культуры, но в основном была самоучкой.Доступное в то время фотографическое образование было далеко не идеальным. Интернета не было, приходилось собирать все по крупицам. Все достижения были получены на практике, методом проб и ошибок.
Где вы сейчас работаете? Вы все еще работаете в российской газете «Коммерсантъ»?
Да, с 2010 года работаю в ИД «Коммерсантъ».
Вы также работали в National Geographic, Newsweek и My District, не так ли?
Да, я работал со всеми этими публикациями на протяжении многих лет.
Каким был ваш опыт там?
Вполне нормально было. Как и везде, когда я уверен в своих силах …
Вы делаете уличные фотографии, но, на мой взгляд, они имеют сильную эмоциональную и сентиментальную составляющую. Как вы попадаете в такие уникальные моменты?
Обладая определенным навыком, вы начинаете замечать их повсюду.Это моя попытка уйти от рутины предсказания значений и традиционных стереотипов. Сравнение несочетаемого порождает новое восприятие привычного.
Расскажите о своей фотографии молодых солдат с женщиной в зеленом платье, как это было сделано? Соответствие цвета совпадению? Как ты это нашел’?
Конечно, эта картинка, как и большинство других, появилась случайно.В военном училище был танцевальный вечер, и я там снимал. На улице я заметил эту девушку, выходящую на прогулку во время перерыва, и как раз тогда мимо проходила рота солдат. Очевидное решение объединить эти объекты в один кадр пришло сразу!
На мой взгляд, цвет очень важен в ваших фотографиях. Однако я вижу, что вы также делаете их черно-белыми. Почему вы иногда выбираете черное и белое?
Изначально я занимался черно-белой фотографией, потому что в те времена цветная фотография была доступна не каждому.Затем, с появлением мини-лабораторий, я атаковал цвет, не совсем понимая его значение. И, наконец, с появлением рисунка весь вопрос свелся к простому решению (за исключением случаев, когда черный и белый изначально и принципиально удалены): все файлы показаны в цвете, поскольку люди почти исключительно покупают цветные изображения. . А для личного портфолио следую известному совету: если рамка в черно-белом цвете выглядит хотя бы не хуже, чем в цвете, то цвет — лишний.
Какие камеры вы используете?
Что касается камеры, то главное мое требование к ней — не мешать и не раздражать. Идеальной камеры пока нет, поэтому выбирайте исходя из своих практических предпочтений. Сейчас снимаю в основном беззеркальными камерами. На данный момент я использую беззеркальный фотоаппарат Olympus EM-1 Mark 2: легкий, тихий, маленький и быстрый фотоаппарат.Это большой плюс для уличной съемки. Основная задача камеры — не отвлекать и не тормозить.
Какой объектив вы обычно используете? У меня такое ощущение, что вы иногда очень близки с людьми.
Да, это классический «эффект присутствия»: как сказал Каппа — (… «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близки»…) Я согласен с этим мнением и широкоугольник в этом случае отличный помощник. Мой любимый фокус 24-70.
Вы фотографируете «охотник» или «рыбак»?
Я больше охотник; неудивительно, что слова «стрелять» (применительно к стрельбе из пистолета) и «стрелять» (в смысле фотографирования) написаны одинаково: «стрелять». Никогда не знаешь, принесет ли тебе трофей еще один выстрел, но ты пытаешься делать это снова и снова…
Какие фотографы вас вдохновляют? Вы Cartier Bresonian?
Да, конечно. Он самый авторитетный и любимый, да еще в молодости … Какой-то Абсолют в этом жанре фотографии … Перечисление всех остальных авторов, работы которых мне тоже очень нравятся, заняло бы слишком много места для такого короткого интервью.
Как вы думаете, почему уличная фотография так привлекательна?
Снимая уличную жизнь, вы можете лучше понять мир, в котором проходит большая часть нашей жизни… Сейчас такие фото остаются незамеченными и недооцененными, но через некоторое время о них будут судить потомки о нашем времени. И не о ремеслах с минимальным содержанием сахара, которыми многие так привыкли восхищаться. Все эти «ласкающие глаза» картинки, в которых преобладают гремучие техники, технологии и т. Д. Формальные излишества неминуемо пропадут даром, потому что при техническом совершенстве возможностей будущего все это окажется пустой архаикой. , ценно только с точки зрения изучения вкусов и предпочтений прошлого.
Ложные и отфильтрованные изображения не выдержат испытания временем, а ценность истинных изображений как «документа эпохи» будет только возрастать, потому что это невозможно повторить ни в каких фильмах и стилизациях!
Какая из ваших фотографий ваша любимая?
Фотография еще не сделана.
Считаете ли вы, что ваши фотографии — отражение российского общества?
В некоторой степени да, но это очень субъективное мнение, которое больше говорит о моем отношении к окружающей ситуации. Даже если я вкладываю в свою работу свои идеи и чувства, зритель соглашается не с ними, а с их собственными смыслами, которые они придают данной фотографии. Поэтому вряд ли мои фотоработы можно считать 100% объективными…
Русских фотографов мало или мало русских фотографов?
Скорее всего, в мире мало интереса к России и ко всему, что в ней происходит … Пик интереса, совпавший с падением «железного занавеса», давно миновал. Даже если вы просто наберете в поисковой системе хэштеги # Нью-Йорк и # Петербург, а затем сравните количество запросов и упоминаний, разница будет огромной! Хотя в нашей стране достаточно фотографов мирового уровня, о них пока почти никто не знает.
Вы сейчас работаете над личными проектами?
Мой личный проект всегда один: снимай реальность, в которой я живу!
Александр, большое спасибо за то, что позволили нам узнать немного больше о русской фотографии.
Vicente Dolz
Моя личная благодарность Карлоте за помощь с этим интервью и Карле за перевод.
Честные фотографии России от уличного фотографа Александра Петросяна — Onthebright.com
Александр Петросян много лет своей жизни пытался задокументировать свою жизнь в Санкт-Петербурге. Его фотографии честны и трогательны, они показывают правду о России. Вы не найдете ни одной из этих картинок ни на одной открытке, потому что открытки всегда показывают вам живописные вещи, а не реальность жизни в России.Есть много людей, которые изо всех сил пытаются прожить жизнь, и, увидев картинки, вы получите лучшее представление о жизни и борьбе людей.
Один и прекрасный
с помощьюЭта женщина одна, и в ее одиночестве есть что-то прекрасное. Она сидит в своем окне с ширмой перед ней. Мы не уверены, работает ли она над чем-то или просто просматривает социальные сети.
Дотянувшись до камеры
с помощьюЭтот кот не боится поцарапать линзу фотоаппарата.Она просто хочет посмотреть, как получился ее снимок и уловил ли фотограф хорошую сторону ее лица.
Каждый семейный ужин
с помощьюСемейные обеды детям часто скучны, потому что они не понимают, о чем говорят взрослые. Вы часто будете видеть отражение лица этой девочки в детях за столом.
Скрытие любви
с помощьюгомосексуальность — преступление в России, поэтому этим девушкам приходится скрывать свою любовь от мира.Они на крыше, наслаждаются дремотой под небом, вдали от любопытных взглядов людей внизу.
Глаза мудрости
с помощьюЭта пожилая женщина и ее кот многое пережили в своей жизни. Их глаза хранят довольно много историй, и они могут часами плести нить своих приключений.
Личное пространство
с помощьюЭта девушка-гот едет в поезде, и все держатся от нее подальше. Мы не уверены, боятся ли они ее или просто держатся подальше от ее крыльев.
крадется
с помощьюЭта женщина крадется в свой дом через окно после веселой ночи. Ее высокие каблуки и красное платье выглядят вызывающе, и мы уверены, что вчера вечером она не заплатила за свои напитки.
Cow Crossing
с помощьюЭта корова куда-то идет в своей жизни. Она опустила голову и хочет добраться до места назначения. Это коровий переход по зебровому переходу.
застрял внутри
с помощьюЭтот волк искал пищу и мог уловить запах кошки.Однако внутри машины кошка была в безопасности, и после снегопада мы уверены, что волк не сможет ее найти.
Смотровая площадка
с помощьюСолдаты, которых вы видите на фотографии, находятся здесь, чтобы защищать политический митинг в России, а старик со своим биноклем пытается хорошо рассмотреть происходящее.
Фотограф делает потрясающие фотографии, описывающие простую и аутентичную русскую жизнь без фильтров и модного редактирования
Санкт-Петербург — город с историей на каждом углу старых городских улиц.И самое большое вдохновение для Александра Петросяна происходит именно с этих улиц, на которых он провел всю свою жизнь.
Александр — профессиональный фотограф, запечатлевший самые настоящие краски городской жизни, людей и запечатлевший непредсказуемые улицы сырого города. Его изображения поступают без каких-либо фильтров и необычного редактирования, что делает его снимки более аутентичными и реальными.
Фотография стала неотъемлемой частью жизни Александра, и он никогда не выходит из дома без фотоаппарата и аккумулятора, потому что каждый шаг может быть идеальным материалом для пополнения его коллекции фотографий.Фотограф знает Петербург наизусть, историю, жизнь, каждый его уголок. Санкт-Петербург — это мир Александра, и это шоу любви и энергии в его сериале и зрители обязательно это чувствуют.
Так что прокрутите вниз, чтобы исследовать Россию, сырую, голую и самую настоящую русскую, которую вы, вероятно, никогда раньше не видели.
№1.
Фото: © petrosphotos# 2.
Фото: © petrosphotos# 3.
Фото: © petrosphotos# 4.
Фото: © petrosphotos# 5.
Фото: © petrosphotos# 6.
Фото: © petrosphotos# 7.
Фото: © petrosphotos# 8.
Фото: © petrosphotos # 9.