Фотограф мартин мункачи все фотографии: мастер фотографии со вкусом к жизни

Мартин Мункачи (Martin Munkácsi)

Имя Мартина Мункачи / Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункачи является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз. Он реализовал свежие идеи и создал новые образы. В фотографию, которая до него была статичной, он привнес жизнь. Он оказал существенное влияние на последующие поколения фотографов, и среди них такие имена, как Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон.  

Мартин Мункачи (Мартон Мермельштейн) родился в 1896 году Колошваре (Австро-Венгрия) в небогатой семье. Отец Мартина работал маляром и подрабатывал фокусником. Уже в 16 лет Мункачи оставил родительский дом и уехал в Будапешт, где начал работать репортером. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункачи становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом.  В то время фотографии спортивных мероприятий  можно было сделать только при ярком свете на открытом воздухе. Инновацией Мункачи было то, что он делал спортивные фотографии из нескольких снимков. Мункачи признавался, что на его конечных фотографиях иногда видно лишь часть оригинального снимка. Все это требовало как художественного, так и технического мастерства.

Вратарь, 1928

Вратарь, 1928

Вратарь, 1928

Берлин, 1928

Большим легендарным прорывом Мункачи была случайная фотография уличной драки. Эти фотографии повлияли на исход судебного процесса над обвиняемым убийцей, что прославило Мункачи. Известность помогла ему устроиться на работу в Берлине в 1928 году в Berliner Zeitung Illustrirte , где впервые был опубликован известный снимок гоночного мотоцикла, проезжающего с брызгами через лужу.  Он также работал для модного журнала Die Dame .

Мужчина на мотоцикле, 1929

1930-е

1928

Лени Рифеншталь, 1931

Больше, чем спорт и моду, он фотографировал берлинцев, богатых и бедных, которые занимались разнообразной деятельностью.

1929

Летний лагерь, 1929

1930

Карштадт, Германия

Веселье на пляже, Берлин, 1930

Прыжок терьера, 1930

«Опереточная субретка Рози Барсони в своем восхитительном гротескном танце», около 1932

«Танцевальный дуэт Тибора вон Хэлмея и Евы Зильт», около 1931

«Прекрасная осень: последние теплые лучи солнца», около 1929

1930

Лицо, 1930

1929

Отражение в зеркале мотоцикла, Берлин, 1930

1929

Веселье во время перерыва на кофе 

Ванная комната

Фотография фигуристки

Германия, 1929

Он побывал в Турции, Сицилии, Египте, Лондоне, Нью-Йорке, Либерии и других странах, фото которых публиковалось в Berliner Zeitung Illustrirte .  В объектив его камеры попадали люди разных социальных слоев и национальностей, он снимал на улицах, пляжах, фермах, аэропортах.

Париж

Турция, 1929

«Каирский бедуин скачет галопом возле египетских пирамид», около 1929 

Танцующие в Севилье, 1930

Грета Гарбо на отдыхе, 1932

Палермо, Сицилия, 1927

Рио де Жанейро, 1932

Рабочие на кофейной плантации, Бразилия, 1932

Мадрид, 1931

Свой самый знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика» он сделал во время одного из путешествий по Ливии. На фото видны изящные силуэты трех черных мальчиков на фоне белого прибоя в то время, когда они бегут к воде. Снимок передает чувство волнения и свободы.

Именно это фото произвело неизгладимое впечатление на Картье-Брессона: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок – единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все ещё продолжает шокировать меня. Я не мог поверить, что такая вещь могла быть поймана камерой. Я сказал: «Черт побери!», взял свою камеру и вышел на улицу».

Ричард Аведон под впечатлением от произведений Мукачи создал знаменитый снимок «Женщина с зонтиком». И это не единственный пример вдохновения, подаренного Мункачи другим фотографам.

Мартин Мункачи, 1934

Ричард Аведон

В 1934 году из-за распространения нацизма Мункачи иммигрировал в США, где получил должность главного редактора журнала «Harper’s Bazaar». С тех пор Мункачи начал работать в жанре фэшн-фотографии. Среди его моделей были такие знаменитости как Кэтрин Хепберн, Лесли Ховард, Джин Харлоу, Джоан Кроуфорд, Джейн Расселл, Луи Армстронг и многие другие.

Фрэд Астор, 1936

Джин Харлоу, 1938

Дорис Дюк и ее муж Джеймс Кромвел, 1939

Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункачи является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение». 

Однако, к большому сожалению, к концу своей жизни фотограф стал невостребованным и был забыт обществом. Он умер в бедности в Нью-Йорке 13 июля 1963 года.

После смерти Мартина Мункачи  основные американские музеи по непонятной причине отказались принять в дар его творческое наследие, и в результате имя фотографа оказалось неоправданно забытым на несколько десятилетий. Работы разошлись по всему миру, и большая часть архива оказалась утерянной. И в настоящее время существует лишь два места, где сосредоточено наибольшее количество его фоторабот — архив Ullstein в Берлине и коллекция профессора F.C. Gundlach, которая хранится в Доме фотографии/Haus der Photographie в Гамбурге. 

В последние годы интерес к творчеству Мартина Мункачи возрос, выставки-ретроспективы проходят во многих странах мира, а мастера считают одним из самых великих фотомастеров XX века.

Женщина с велосипедом, 1938

Harper’s Bazaar, 1935

В воздухе, Harper’s Bazaar, 1935.

1936

Фото для Harper’s Bazaar, 1936

Harper’s Bazaar, 1935

Фрида Кало и Диего Ривера

Париж, 1961

«New Look» Cristian Dior, Площадь Согласия, Париж, август 1947 г.

Парашютист, 1935-45

Люсиль Брокау на Лонг-Айленд, Harper’s Bazaar, 1933

1930

Говорящие фото Мартина Мункачи (1896–1963)

В какой бы восторг пришёл Эдвард Мьюбридж, занимавшийся в конце XIX века фотографическим исследованием характера движения человека и животных, при виде экспрессивных фотографий Мартина Мункачи, запечатлевших людей в необычном ракурсе, в мгновения их движения.

Виртуозно владея искусством отображения движения в моде, спорте, танце, Мункачи вместе с тем был талантливым фоторепортёром, запечатлевшим эпохальные политические и социальные события в мире. Его дерзостный смелый взгляд, его стиль восприятия оказали значительное влияние на целое поколение фотографов. Мартин Мункачи ввёл в мир фотографии подлинный ритм жизни. Но, как порой бывает, в силу стечения обстоятельств, судьба жестоко обошлась с Мартином Мункачи — за взлётом известности и признания он ещё при жизни был забыт и умер в нищете.

Мартин Мункачи (Мартон Мермельштейн) родился в городе Колошвар (Венгрия) в семье маляра, вынужденного порой, по бедности, подрабатывать в роли фокусника. Из-за роста антисемитизма отец Мартина изменил фаимлию на Мункачи. Мартина с детства интересовала литература, он писал стихи, короткие рассказы.

В 16 лет Мартин покидает дом и приезжает в Будапешт. Здесь юный поэт и журналист начал печататься в журналах и газетах, поставляя новости, светские сплетни и стихи. Он рассказывал, что занялся фотографией, когда потребовался снимок для новостной статьи о похоронах. Мункачи нигде не обучался фотографии. В какой-то мере что-то о фотографии он познал, когда работал в то время в портретной студии, зарабатывая на жизнь.

Мункачи любил снимать сцены повседневной городской жизни, но особенно его увлекала спортивная фотография, где важно было запечатлеть выразительное мгновение действия. Это ему удавалось великолепно.

Мункачи обладал каким-то особым чувством восприятия апогея ситуации. Восхождение фотографической карьеры Мартина Мункачи было стремительным и ярким. Он быстро приобретает известность как профессиональный фотожурналист и спортивный фотограф. С 1921 года он снимал спорт для журнала Az Est.

За короткое время Мункачи становится самым высокооплачиваемым фотографом в Будапеште. Одержимый романтическим чувством риска, он мог, не страшась травм, привязать себя к мчащемуся на большой скорости гоночному автомобилю лишь бы сделать захватывающую, новаторскую фотографию. Его девизом было: «Думать, что ты снимаешь и успеть уловить момент».

Но что Будапешт в сравнении с Берлином, в те годы центром всего лучшего в архитектуре, кино, театре, полиграфии, дизайне, фотографии… «Весь мир тогда глядел на Берлин», — писал Илья Эренбург в 1920-х годах. На театральной сцене царил Макс Рейнхардт, широко исполнялись сочинения Арнольда Шенберга и Ханса Эйслера, кумирами литературы были Райнер Мария Рильке и Бертольд Брехт, наиболее ярко представляли общество живописцы-эксрессионисты Отто Дикс, Макс Бекманн, Джордж Гросс…

В 1919 году Вальтер Гропиус основал в Веймаре знаменитую школу Баухауз, переместившуюся впоследствии в Берлин. Баухауз стремился соединить изобразительное и прикладное искусство, человеческую изобретательность и современную технологию для создания нового искусства. Кредо «Искусство и технология, новое единство» объединяло интерес к современному материалу с эмоциональной сущностью экспрессионизма. Среди преподавателей Баухауза были Василий Кандинский и венгерский художник-конструктивист и фотограф Ласло Моголи-Надь, влиятельные идеологи авангарда и в живописи, и в фотографии.

Вот в такой художественной среде формировался талант Мартина Мункачи, приехавшего в Берлин в 1927 году, где насчитывалось 120 газет и журналов с неимоверным спросом на фотографию. Его снимки публикуют журналы Kozalle, Die Dame (немецкий журнал моды), Vu, Modern Photography. Работая на информационное агентство Ullstein Bild, став штатным фотографом еженедельного журнала Berliner Illustrirte Zeitung, имевшего тираж до двух миллионов экземпляров, разъезжая по Германии и по всему миру, Мункачи делает много фото эссе и журнальных обложек.

Он побывал в Алжире, Египте, Либерии, Палестине, Турции и во многих странах Европы. В Египте Мункачи снял экспрессивную фотографию каирского бедуина, скачущего галопом возле пирамид. В Либерии он сделал одну из своих известных фотографий «Мальчики, бегущие навстречу волнам» (1930).

Фоторепортажи Мартина Мункачи были необычайно разнообразны: от борьбы с малярией в Бразилии и Либерии, первом независимом государстве в Африке, до исторического заседания рейхстага 21 марта 1933 года, на котором президент Германии Пауль фон Гинденбург передал власть Гитлеру, и Дне труда, первого мая 1933 года, с участием министра пропаганды Йозефа Геббельса. К этому времени относится и известная его фотография Лени Рифеншталь, стремительно мчащейся на горнолыжном спуске на фоне заснеженных гор (1931), опубликованная на обложке журнала Time.

Сам Мункачи считал своей лучшей фотографией этого периода «Дети в Киссингене, Германия», (1929), снятой с «птичьего полёта». На ней всё поле кадра плотно заполнено фигурками детей детского сада и их воспитателями, распластанными на траве под солнцем. Мункачи рассматривал этот снимок, опубликованный в Berliner Illustrirte Zeitung, как предчувствие тоталитаризации Европы, символизирующий безнадёжную судьбу людей, сходную с судьбой сельдей, спресованных в бочке.

Вскоре его предчувствия оправдались. В 1934 году нацисты национализировали Berliner Illustrirte Zeitung. Главный редактор Курт Корфф (Карфункельштейн) был уволен, а сотрудничавший с изданием выдающийся фоторепортёр Эрих Саломон в 1944 году погибнет в концентрационном лагере Аушвиц. Журнал перешёл в ведомство Геббельса.

В ноябре-декабре 1933 года Мартин Мункачи находился в США. Его европейские новаторские фотографии привлекли внимание легендарного редактора Harper’s Bazaar Кармел Сноу. По её предложению он делает фотографии моды, но в необычной обстановке. Так он фотографирует Люсель Брокау, бегущую в развевающейся чёрной накидке по берегу Лонг Айленда. Фотография была опубликована в декабрьском номере журнала и стала визитной карточкой Мункачи. Она выражала ощущение радости и красоту каждого мгновения жизни.

Когда в 1934 году он эмигрирует в США, его уже ждал контракт с Harper’s Bazaar. В известном журнале моды он проработает до 1947 года. Здесь Мартин Мункачи начинает сотрудничать с известным художественным директором Алексеем Бродовичем. Совместно они разрабатывали динамичные сцены танцующих, прыгающих моделей, стремясь отразить многие аспекты движений современного человека. Мункачи вывел модели из студии, снимая их на открытом воздухе, на пляже, в аэропорту. Он привнёс в американский мир моды абсолютно новые духовные качества: молодую энергию, жизненную силу и пластичность движения.

Как некогда в Будапеште, Мункачи становится самым высокооплачиваемым фотографом своего времени. Наряду с Harper’s Bazaar Мункачи сотрудничал также с журналами Good Housekeeping, Town and Country. У него был длительный контракт с журналом Ladies’ Home Journal на создание серии «How America Lives». В период 1940 — 1946 годы он запечатлел повседневную жизнь различных слоёв американского общества в период Второй мировой войны.

В годы жизни в Америке Мартин Мункачи продолжил заниматься портретированием. Он запечатлел многих голливудских артистов: Фред Астер (1936), Кэтрин Хепберн (1936), Кэрол Ломбард (1937), Джин Харлоу (1937), Гэри Купер (1937) и многих других. Особенно известна фотография Фреда Астера, снятого в одном из его ярких па танца. Она часто показывается на выставках и публикуется в книгах.

Мартин Мункачи в совершенстве владел искусством отображения движения. Он объединил репортёрскую точность с эстетикой представления образа. Мункачи говорил: «Суметь увидеть в сотую долю секунды то, что простые люди не замечают — это теория фоторепортажа. А суметь в следующую тысячную долю секунды сфотографировать увиденное — это уже практическая сторона фоторепортажа».

Новаторское видение Мартина Мункачи было воспринято многими фотографами. Анри Картье-Брессон, Ричард Аведон, Юджин Смит отмечали, что работы Мункачи способствовали формированию их собственного мироощущения. В 1977 году Анри Картье-Брессон, став уже известным фотографом, рассказал одному из журналистов о своём ярком, ослепительном впечатлении от фотографии Мункачи «Мальчики, бегущие навстречу волнам. Озеро Танганьика, ок. 1930», увиденной в 1931 году в журнале Photographies, круто изменившей его жизнь начинающего хужожника: «То, единственное, что стало для меня совершенным чудом и привело в фотографию, — это работа Мункачи. Когда я увидел чёрных детей, резвящихся в набегающих волнах, я не мог поверить, что такое может запечатлеть камера… Я уловил ритм и ощутил жизнь, свободу… и вдруг осознал, что фотография может обрести вечность через мгновение. Я сказал: «’Чёрт возьми», взял камеру и пошёл на улицу». Эта фотография Мункачи висела над рабочим столом Картье-Брессона всю жизнь.

Судьба жестоко обошлась с Мартином Мункачи. Неурядицы в личной жизни (разводы, смерть дочери), неудачные работы в кино и ряд других проблем подорвали его силы. Последние годы он был в нищете, всеми забыт. Мункачи умер от сердечного приступа. Ряд музеев отказались принять в дар его фотографии, они рассеялись по всему миру. Ныне наибольшее количество фотографий Мункачи находятся в архиве Ullstein Bild в Берлине и в коллекции профессора F. Gundlach, хранящейся в Доме фотографии в Гамбурге.

После смерти Мартина Мункачи Ричард Аведон сказал: «Сегодня мир того, что называется модой, населён последователями Мункачи. От него я получил свой первый урок фотографии, а после ещё много других уроков, все они усвоены у Мункачи, хотя я никогда с ним не встречался. Он привнёс вкус к счастью, честности и любви к женщинам в то, что до него было безрадостным и лживым искусством».

Ныне признание творчества Мартина Мункачи вновь обретает достойное внимание. Его персональные выставки фотографий состоялись в Международном центре фотографии в Нью-Йорке (2007, 2009), в Музее современного искусства в Сан-Франциско (2008), в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве (2008). Издано несколько монографий, посвящённых его творчеству.

Мартин Мункачи — фотограф движения и экспрессии. Его изображения парящих танцоров, спортсменов в прыжке, моделей на пленэре, застигнутых в какой-то выразительной позе, присущей человеку в движении, прекрасно отражали современную жизнь. Он преобразовал мир моды, придав ему новое настроение.

Мартин Мункачи — один из блестящих талантов в фотоискусстве, появившихся в творческую эпоху между двумя мировыми войнами. Он обладал редким даром сочетания репортёрского инстинкта журналиста с восприятием художника. Вся его творческая карьера прошла под девизом: «Думай, когда снимаешь!».

Лев ДОДИН

Мартин Мункачи — Художники — Галерея Говарда Гринберга

Люсиль Брокау, Harper’s Bazaar, декабрь 1933 г.

Мартин Мункачи (1896-1963) начал свою карьеру фотографа в 1921 году, освещая спорт для венгерской газеты  Az Est . В значительной степени самоучка, он служил в австро-венгерской армии во время Первой мировой войны и работал писателем и репортером, прежде чем стать профессиональным фотографом.

В конце 1920-х Мункачи получил выгодный контракт с Ullstein Verlag и выполнял модные задания для Harper’s Bazaar. Мункачи иммигрировал в Соединенные Штаты в 1933 году по заданию Berliner Illustrierte Zeitung.  В то время он встретил Кармель Сноу, редактора Harper’s Bazaar ; она быстро признала его талант и наняла его для съемки репортажа о моде на пляже Пайпинг-Рок. В то время моду фотографировали в студиях, и когда Мункачи снял бегущую к нему модель в действии, он полностью сломал шаблон и задал тренд, который до сих пор с нами. Его широко имитируемая спонтанность и действия вдохнули жизнь в журнальную моду и принесли ему прозвище «кинетический человек».

Фотографии Мункачи находятся в коллекциях Музея современного искусства (Нью-Йорк), Международного центра фотографии (Нью-Йорк), Дома Джорджа Истмана (Рочестер) и Музея современного искусства Сан-Франциско.

Калифорния, около 1935 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 1997
14 х 11 дюймов

Развлечение за завтраком, Берлин, около 1933 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2005
11 7/8 х 9 дюймов

Сырный рынок, Голландия, около 1932 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано около 1932 г.

13 1/4 х 10 1/2 дюйма

Обнаженная с зонтиком, Harper’s Bazaar, июль 1935 г.  
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2010
8 3/8 х 12 1/4 дюйма

Люсиль Брокоу, Harper’s Bazaar, декабрь 1933 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2011
12 х 9 3/8 дюйма

Купающиеся красавицы, Берлин, около 1929 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2011
12 1/2 x 9 7/8 дюймов

Фред Астер, ЖИЗНЬ, 1936
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано позже
14 х 11 дюймов

Roof Baby, Нью-Йорк, 1940
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2008
11 7/8 х 91/4 дюйма

Всемирная выставка в Нью-Йорке, Harper’s Bazaar, сентябрь 1938 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2008
12 х 9 1/8 дюйма

Лени Рифеншталь, 1931
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано 2008
11 7/8 х 9 3/8 дюйма

Мартин Мункачи | 151 произведение искусства на аукционе

Фрида Кало и Диего Ривера, Мексика, 1934 год.

Ферротипированная серебряно-желатиновая печать

13 3/8 x 10 5/8 дюйма

Марлен Дитрих, около 1935 г.

Серебряно-желатиновая печать

11 x 9 дюймов (27,9 x 22,9 см)

Прыгун по лужам, 1934 год.

Серебряно-желатиновая печать

Изображение 29,6 x 23,4 см, фейль 30 x 24 см (изображение 11  5/8  x 9¼ дюйма, лист 11 ¾ x 9 ½ дюйма)

Посмотреть все произведения искусства

Прошедшие выставки

Берлинская галерея

Кройцберг | Берлин | Германия

04 ноября 2022 г. — 06 февраля 2023 г.

Национальный музей мексиканского искусства

Пльзень | Чикаго | Иллинойс | США

01 апр. 2022 г. — 07 августа 2022 г.

Еврейский музей Нью-Йорка

Верхний Ист-Сайд | Нью-Йорк | США

02 апр. 2021 г. — 11 июля 2021 г.

Посмотреть все выставки

На аукционе

Предстоящие лоты

Последние результаты аукциона

ПОДБОРКА МОДНЫХ ФОТОГРАФИЙ

Мартин Мункачи

Аукционы Чизвик

ПОДБОРКА МОДНЫХ ФОТОГРАФИЙ

Мартин Мункачи

Аукционы Чизвик

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ МОДНЫЕ ФОТОГРАФИИ

Мартин Мункачи

Аукционы Чизвик

Просмотреть все результаты

Артикул

Исчезнувший гламур печатных СМИ середины века

ArtDaily 05.
Фотограф мартин мункачи все фотографии: мастер фотографии со вкусом к жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх