Выставки — История России в фотографиях
Выставки
Сначала новые
Сначала популярные
Фотовыставки
Видео
Путешествие через всю Россию в 1908 году
В 1908 году моя бабушка – Анна Дмитриевна Степанова – села на поезд, идущий по КВЖД, с целью посмотреть всю Россию. Путешествие было длинным и возможно даже таило в себе опасности для молодой девушки без спутников. С дороги она отсылала домой вест…
Опубликована: 01.12.2022
Лыжный поход старшеклассников московской школы № 23 в окрестностях подмосковного Звенигорода в 1938 году
Самодеятельный поход длился несколько дней. Ночевали в деревнях – в то время пустить к себе в дом на ночлег совершенно незнакомых ребят было обычным делом. Фотографии из архива участницы похода Анны Вормс. Автор: пользователь Иван Владимирович Его. ..
Опубликована: 30.11.2022
Профессор Альфонс Вормс – жизнь, судьба, семья
Альфонс Эрнестович Вормс – известный российский и советский юрист, адвокат, экономист, профессор МГУ и общественный деятель – создатель «крестьянского права», давшего российским крестьянам общегражданские права и свободы. Автор: пользователь Ива…
Опубликована: 30.11.2022
15 лучших фотографий Макса Альперта
Опубликована: 28.11.2022
«Свеча горела…»
Опубликована: 26.11.2022
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Прогулка по ночным зимним городам в сопровождении стихотворения Александра Блока:
«Ночь, улица, фонарь, аптека, /
Бессмысленный и тусклый свет.
Опубликована: 22.11.2022
Сезон шапок
Опубликована: 20.11.2022
Первый снег
Опубликована: 13.11.2022
Москва 5734: осенние праздники в Хоральной синагоге
Выставка посвящена целому циклу еврейских осенних праздников и одному экспонату из коллекции Музея истории евреев в России – альбому фотографий с дарственной надписью председателя Московской религиозной еврейской общины Е. Г. Каплуна. Снимки сдела…
Опубликована: 11.11.2022
Переселенцы в Сибирь
Фотографии из Государственного исторического музея Южного Урала, сделанные неизвестным автором в первой половине ХХ века.
Опубликована: 10.11.2022
Вы можете создавать собственные онлайн-выставки, познакомиться с интересными людьми и делиться опытом с другими участниками проекта.
0:01:20
0:01:17
0:01:20
0:03:48
0:51:32
0:01:16
0:01:28
0:03:23
0:01:23
Дореволюционная Россия в цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского
Коллекция цветных снимков одного из самых известных фотографов России — Сергея Прокудина-Горского.
Царь Николай II поручил ему съемку всех уголков Российской империи, впечатлившись цветным портретом Л. Н. Толстого и другими работами Прокудина-Горского.
На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.
Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.
На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир — Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.
Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов
Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).
Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.
Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.
За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.
Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.
Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй — с зеленым, а третий — с синим.
Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.
Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.
Портрет Льва Николаевича Толстого.
Исфандияр Юрджи Бахадур — хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).
Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.
Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.
Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.
Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.
Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала — «Фотограф-любитель».
Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.
К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.
Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.
Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.
Девушка в ярко-фиолетовом платье.
Надсмотрщик Черниговского водоспуска
Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.
Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.
Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.
Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.
На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.
Состоятельная женщина в роскошном наряде и головном уборе позирует на открытом воздухе, стоя на великолепном ковре.
Женщина в Самарканде, Узбекистан.
Мальчик-пастух на реке Сим в Уральских горах, 1910 год
Рабочие и прорабы на фоне подготовки к заливке цемента для основания шлюза плотины через Оку. Белоомут, 1912 год.
Сельский пейзаж. Крестьяне в поле, обед.
Телеграм
невероятных раскрашенных фотографий показывают Россию до коммунистической революции
Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.
Военные и оборонные
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.Скачать приложение
Пинхус Карлинский, восьмидесятичетырехлетний смотритель Черниговского шлюза, позирует фотографу. Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса
Перед началом Первой мировой войны, чуть более ста лет назад, в 1914 году, европейские империи все еще контролировали обширные территории, коммунистические революции еще не распространились по всему миру, а Российская империя контролировала Финляндию, Прибалтику, Украину, и большая часть Польши.
Следующие фотографии из коллекции Прокудина-Горского, хранящейся в Библиотеке Конгресса, предлагают удивительный взгляд на докоммунистическую Россию. Фотографии были сделаны по всей территории Российской империи между 1905 и 1915 и были раскрашены, чтобы дать уникальное представление о том, какой была жизнь в последние дни империи.
Вид на церковь Успения Богородицы в Девятинах, которой на фото 1909 года исполнилось 200 лет.
Церковь Успения Богородицы в Девятинах (200 лет в 1909).
Андрей Петров Калганов, бывший мастер производственного завода, позирует в регалиях после того, как смог преподнести хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II.
Андрей Петров Калганов. Бывший мастер на заводе.
Три девушки предлагают ягоды посетителям своей избы, традиционного деревянного дома, в сельской местности вдоль реки Шексна, недалеко от города Кириллова.
Три молодые женщины предлагают ягоды посетителям своей избы, традиционного деревянного дома, в сельской местности вдоль реки Шексна, недалеко от города Кириллова.
Семья сидит перед стогами сена на поле во время уборки урожая.
Семья (?) Сидит перед стогами сена на поле во время сбора урожая. Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаКараульное помещение стоит в лесу, пока охранник возделывает землю снаружи.

Пинхус Карлинский, 84-летний смотритель Черниговского шлюза, позирует фотографу.
Пинхус Карлинский.
Рыбак работает на берегу реки Исеть в 1910 году.
Рыбак на реке Исеть 1910 Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаКрестьянка позирует в «Малороссии», современной Украине.

Рабочие на дрезине под Петрозаводском Мурманской железной дороги.
В дрезине под Петрозаводском Мурманской железной дороги Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаВ лесу у водопада Кивач на реке Суна.

Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский и двое мужчин в казачьих одеждах сидят на земле.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский и двое мужчин в казачьей одежде(?) сидят на земле.
Лайка отдыхает на берегу озера Линдозеро в 1910 году.
Исследования Линдозеро (лайка [порода собак]) Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаГруппа участников строительства железной дороги позирует возле города Кеми.

Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта.
Паровая машина «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаЭкипаж теплохода «Шексна» Министерства связи и транспорта.

На рубке теплохода «Шексна» Министерства связи и транспорта.
На рубке парохода «Шексна» М.
Группа детей позирует в 1909 году.
Группа детей. [Российская империя] 1909 г. Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаВход на территорию Леушинского женского монастыря, Леушина, Российская империя.

Памятник, посвященный открытию Онежского канала, Российская империя.
Памятник, посвященный открытию Онежского канала.
Крестьяне отдыхают во время сенокоса, 1909 г.
Крестьяне на сенокосе. [Российская империя] 1909 г. Коллекция Прокудина-Горского/Библиотека КонгрессаДва человека с лодкой, 1909 год.

Стрелочник позирует на Транссибирской магистрали, недалеко от города Усть-Катав на реке Юрюзань.
Стрелочник позирует на Транссибирской магистрали, недалеко от города Усть-Катав на реке Юрюзань.
Читать далее
LoadingЧто-то загружается.Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Подробнее…
90 000 фотографий дореволюционной России в потрясающих цветах 90 001 90 006 Задолго до появления цветной пленки эти изображения запечатлели красоту Российской империи в ярких красках. Даже в 1940-х и 1950-х годах цветная фотография не была распространена. Цветная пленка была дорогой и редкой, и многие публикации в любом случае печатались только в черно-белом цвете. Даже первые годы телевидение транслировалось только в черно-белом режиме. Поэтому для нас нормально думать о начале 20-го века как о периоде, когда цветные фотографии просто не были доступны. Но это не совсем так. Различные методы создания цветных фотографий существовали до Первой мировой войны, как показывают эти цветные фотографии дореволюционной России.
Один из методов получения цветных фотографий в то время основывался на трехцветном принципе. Один объект будет сфотографирован с использованием 3 разных фильтров: красного, синего и зеленого. При совместном отображении цвета перекрываются, создавая многоцветное изображение, воссоздающее большинство цветов сцены, воспринимаемых человеческим глазом в реальной жизни.
Этот метод трудоемок, так как для завершения процесса каждое фото необходимо сделать 3 раза. У некоторых камер были механизмы, упрощающие работу, но они были подвержены собственным уникальным проблемам. Сергей Прокудин-Горский, дворянин дореволюционной России, был членом старейшего фотообъединения империи. Он предпочитал метод с тремя изображениями для создания своих цветных фотографий, и ему было поручено сделать тысячи этих ранних цветных фотографий для царя Николая II после того, как просмотр его цветных фотографий сильно заинтересовал царя, который хотел увидеть русскую «родину», представленную через цветная фотография.
Царь хотел, чтобы красота сельской России и ее колониальных аванпостов была задокументирована для потомков, но для Продукина-Горского цель была гораздо шире. Он хотел, чтобы его изображения превратились в «оптические цветные проекции», которые можно было бы использовать для обучения школьников. Он проявлял изображения в передвижной фотолаборатории, расположенной в вагоне, который ему предоставил царь.
Ему также были выданы разрешения сервала, которые позволяли ему доступ в запретные зоны с целью документирования империи. Между 1905 и 1915 Продукин-Горский сделал тысячи этих цветных фотографий, запечатлев мир, который вскоре погибнет в войне и революции.
Через: Сергей Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Группа еврейских детей с учителем. Самарканд» (Узбекистан). (Via: Sergey Prokudin-Gorsky/Library of Congress Идеализированная жизнь русских крестьян в деревне была темой, к которой неоднократно возвращался Продукин-Горский. Хотя фотографии действительно показывают некоторые захватывающие дух сцены, фермеры и рабочий класс Российской империи не жили беззаботной жизнью, вместо этого трудились за скудную пищу и часто страдали зимой в убогих домах.Если бы простолюдины были довольны, сомнительно, что революция вообще могла бы начаться.0003
К 1918 году большая часть российской царской семьи была убита, и большевистская революция шла полным ходом. В начале 1920-х годов Сергей Прокудин-Горский переехал в Париж, а вместе с ним ушли и тысячи фотографий, сделанных им в России, Грузии, Узбекистане и других местах.
«На дрезине под Петрозаводском Мурманской железной дороги» (1915). Через: Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса В 1948 году (через 4 года после его смерти) коллекция фотографий Прокудина-Горского была приобретена у его наследников Библиотекой Конгресса. С помощью специализированного программного обеспечения для оцифровки в начале 2000-х многие дефекты, возникающие в процессе цветопередачи с тремя фильтрами, были устранены. Но на некоторых фотографиях все же можно увидеть артефакты этого метода.
Когда вы смотрите на некоторые из его изображений, вы можете заметить легкую нечеткость цветов, почти как если смотреть на 3D-изображение без специальных очков для коррекции сцен. Это связано с тем, что некоторые аспекты объекта изменились между тем, когда были сделаны 3 разных изображения. Синяя область может очертить немного другую область, чем красная, в подобном случае, создавая менее определенные цвета и формы или даже двойные изображения.
Монастырь на озере Селигер, к северо-западу от Москвы (1910 г.). Через: Сергей Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Алим-хан, эмир Бухарский, сидит с мечом» (Узбекистан, 1915). Via/ Flickr Сегодня эти потрясающие фотографии запечатлели время, давно утерянное для истории. Соломенные крыши венчают коттеджи, которые стоят на краю поля с цветами русского мака. Эмир Бухары сидит в шелковом жаккардовом одеянии и держит меч. 3 молодые женщины в традиционных одеждах словно торжественно вручают зрителю тарелки с едой.