В Италии приняли «афганскую девочку» со знаменитой фотографии Стива Маккарри
25 ноября 2021, 21:21
РИМ, 26 ноября. /ТАСС/. Афганская женщина по имени Шарбат Гула, «афганская девочка» со знаменитой фотографии Стива Маккарри, доставлена из своей страны в Италию в рамках программы помощи афганским беженцам и их интеграции. Об этом сообщила в четверг пресс-служба правительственного дворца Киджи, который занимался организацией перевозки женщины, увековеченной фотографом в 12-летнем возрасте.
Читайте также
Смена власти в Афганистане. Хроника событий
«Вслед за обращениями со стороны представителей гражданского общества и ряда неправительственных организаций о помощи Гуле покинуть страну после августовских событий Совмин Италии взял на себя организацию ее перевозки в Рим в рамках программы по эвакуации афганских граждан и плана правительства по их приему и интеграции», — говорится в заявлении дворца Киджи.
Сейчас Шарбат Гуле почти 50 лет, а когда фотожурналист Стив Маккарри сделал ее фотографию в 1984 году в лагере беженцев на афгано-пакистанской границе, она была осиротевшим после налета на ее деревню подростком. Потрет девочки с пронзительными зелеными глазами был опубликован в журнале National Geographic годом позже и сразу стал символом страдания целого народа, а потом и проблемы беженцев в целом.
В 2012 году, когда известный журнал впервые выставил на аукцион фотографии и картины из своих архивов, снимок «Афганская девочка» на торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке ушел с молотка за $178,9 тыс., что превысило оценочную стоимость почти в четыре раза.
Сама Шарбат, которая потом вернулась в Афганистан, вышла замуж и родила четырех дочерей (одна из которых умерла), не подозревала, что получила всемирную известность. Маккарри, который не записал ее имени, решил разыскать свою героиню спустя 17 лет. В 2002 году он вновь ее сфотографировал. И первая, а потом и вторая фотография экспонировались на выставках в разных городах мира.
Последние годы Шарбат провела в Пакистане, откуда она была выслана в 2016 году, поскольку пакистанский суд признал ее виновной в незаконном проживании на территории страны. Женщина была арестована в своем доме в Пешаваре, где, по данным местных властей, проживала, не имея статуса беженца. Ей грозило до 14 лет тюремного заключения за незаконное пребывание в стране, однако суд приговорил ее к 15-дневному заключению, а также к штрафу и высылке из Пакистана. В Кабуле знаменитую беженку приняли тогдашние власти, обещав предоставить Гуле жилье.
После вывода военного контингента НАТО из Афганистана и прихода к власти представителей движения «Талибан» (запрещено в РФ) тысячи афганцев, оказавшись на грани голода, стали покидать страну. В рамках гуманитарных рейсов из Кабула в августе в Италию были вывезены около 5 тыс. афганцев. Как корреспонденту ТАСС уточнили в МИД республики, больше прямые вывозные рейсы не осуществлялись. Однако по другим гуманитарным каналам, в том числе из соседних с Афганистаном стран, в Италию продолжают прибывать беженцы.
Теги:
АфганистанИталия
Фотопортрет афганской девочки — презентация онлайн
1.

известных и узнаваемых фотопортретов в мире.
После его публикации на обложке National
Geographic девочка с удивительными глазами
цвета морской волны стала олицетворением
миллионов беженцев, чьи жизни навсегда
изменила война.
Cобирая материал о жизни населения близ афгано-пакистанской
границы в пакистанском лагере для беженцев Насир-Баг, Стив
проходил мимо тента под которым проходили занятия учеников
начальной школы и попросил разрешения сфотографировать
нескольких учеников. Его внимание привлекла девочка с
необычными глазами; учительница рассказала, что родители девочки
погибли при обстреле, когда ей было всего шесть лет, а сама она
около двух недель добиралась до лагеря беженцев через горы
вместе с братом, тремя сёстрами и бабушкой.
«Я сразу понял, что девочка очень стеснительна,
— рассказывал фотограф в интервью, — и
понимал, что, если я подойду прямо к ней, а она
откажется, то вряд ли её можно будет уговорить
на фотосъёмку.

фотографировать других учениц, не обращая на
неё пристального внимания. Я хотел, чтобы
девочка сама захотела принять участие в общем
занятии. Думаю, это сработало, потому что она
согласилась на фотосъёмку».
Снимок был сделан вечером, без
дополнительного освещения, на цветную плёнку
Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon
FM2 с объективом Nikkor 2,5/105. Фотосессия
продолжалась всего несколько минут. Позже
Стив признавался, что лишь спустя три месяца,
после проявки плёнки понял, насколько
неординарна получившаяся фотография.
.
Фоторедактор National Geographic сначала не
соглашался поместить снимок на обложку, считая его
«слишком тяжёлым», но всё-таки уступил, и
изображение девочки украсило обложку июньского
номера журнала за 1985 год. Фотография произвела
настоящий фурор. «Она чем-то похожа на Мону Лизу.
Вы не можете точно сказать, о чём думает эта девочка:
испугана ли она, разгневана, удивлена, неуверенна;
знает ли она сама о своей красоте? Каждый раз, когда
вы смотрите на этот снимок, он может выглядеть поновому.

главный редактор издания “American Photo” Дэвид
Шоннер (David Schonauer).
С тех пор, признавался Стив Маккарри, в его
жизни не было ни дня, чтобы кто-то не
поинтересовался у него судьбой «Афганской
девочки». Многие хотели помочь ей деньгами
или удочерить. Мужчины хотели жениться на
ней, а волонтёры признавались, что этот снимок
помог им принять решение и отправиться
помогать беженцам.
В день фотосъёмки у фотографа не было
переводчика, поэтому он не смог даже
поинтересоваться именем своей модели.
Попытки установить её личность, предпринятые
в 1990-х годах, не увенчались успехом. И всё же
оглушительный успех фотографии убедил его
отправиться на поиски девочки с
незабываемыми глазами, как только в
Афганистане было свергнуто правительство
«Талибана».
Эта история с неожиданно счастливым финалом отражена в
апрельском номере National Geographic за 2002 год, а также в
документальном фильме «В поисках афганской девочки»
(Search for the Afghan Girl, 2003).

местного фотографа съёмочная группа разыскала
учительницу, которая работала в начальной школе для
беженцев в то время, когда был сделан снимок, но она не
знала, что случилось с моделью, и на поиски ушло ещё
немало времени. За это время фотограф встретился с очень
похожей женщиной по имени Алам Биби, муж которой
ошибочно опознал снимок. В её биографии также оказалось
много общего с известными ему обстоятельствами жизни
«афганской девочки», что произвело на фотографа глубокое
впечатление. В конце концов Стив Маккарри, показывая
снимок местным жителям, познакомился с братом своей
модели Кашаром Ханом и добился разрешения встретиться с
ней.
Шарбат Гуль (в переводе с пушту «Цветочный
шербет») узнала снимок и вспомнила
обстоятельства, при которых он был сделан. Это
был единственный раз в жизни, когда её
сфотографировали. Муж позволил ей показать
лицо женщине из съёмочной группы. После
того, как анализ рисунка радужки подтвердил
личность «Афганской девочки», ей разрешили
встретиться со съёмочной группой National
Geographic и даже поучаствовать в фотосессии и
видеосъёмке.

«Не думаю, что ей интересна слава как таковая,
— делился впечатлениями от встречи Стив
Маккарри, — но, полагаю, ей было приятно, что
для всего мира она стала символом стойкости и
несгибаемости своего народа… Во время нашей
встречи её лицо было непроницаемо.
Ортодоксальная мусульманка не должна ни
смотреть на другого мужчину, ни улыбаться ему.
Она не могла понять, почему снимок вызвал
такой отклик в сердцах людей. Ей неведома
истинная сила её глаз».
На момент второй встречи с фотографом Шарбат Гуль было
около тридцати лет (она сама не знает точной даты своего
рождения). Знаменитый снимок не понравился женщине,
поскольку её сфотографировали в дырявой шали. Женщина
рассказала, как прожгла её, греясь у печи.
В конце 1980-х Шарбат Гуль вышла замуж за пекаря по имени
Рахмат Гуль и вернулась в Афганистан в 1992 году. Всё это
время женщина прожила в маленьком посёлке неподалёку от
афгано-пакистанской границы (место жительства не
разглашается по просьбе её родных).

и посылал семье деньги, но сама она могла жить в
загрязнённом городе только зимой из-за астмы. В браке у
Шарбат Гуль родились четыре дочери: Робина, Захида, Алия и
ещё одна девочка, умершая вскоре после рождения.
Она почти не помнит своих родителей и никогда
не чувствовала себя в безопасности, однако
вспоминает времена правления «Талибана» как
относительно стабильные после хаоса
гражданской войны 90-х. Она строго
придерживается ислама и считает, что выжила в
хаосе войны по воле Аллаха.
Шарбат Гуль так и не смогла получить
образование, но хотела выучить дочерей, хотя бы
двух младших, поскольку образование откроет
им новые возможности в жизни.
National Geographic оплатил лечение семьи
Шарбат Гуль и помог им совершить
паломничество в Мекку. В 2011 году Стив
Маккарри рассказал в интервью, что
поддерживает контакты с семьёй «Афганской
девочки» и предлагал им материальную помощь,
однако Шарбат Гуль не хочет внимания к себе.

После съёмок документального фильма её семья
переехала в другую деревню.
В последний раз «Афганская девочка» оказалась в центре
общественного внимания в 2014 году. Пакистанские СМИ
сообщили, что она нелегально проживала в Пешаваре по
поддельному удостоверению личности вместе с мужем
Рахматом Гулем и ещё двумя афганцами, Вали Ханом и
Рауфом Ханом, которые якобы приходились ей сыновьями.
Это обычная практика: чтобы легализовать свой статус,
беженцы могут назвать себя родственниками другого
человека, у которого уже есть пакистанское удостоверение
личности. Саму Шарбат Гуль, однако, разыскать не удалось.
Один из родственников семьи на условиях анонимности
сообщил, что они переезжают из Афганистана в Пакистан и
обратно в зависимости от ситуации с безопасностью.
Представители Национального центра регистрации и
обработки данных (NADRA) Пакистана отказались
официально комментировать эту информацию.
Во время поисков Шарбат Гуль National
Geographic создал благотворительную
организацию «Фонд афганских девушек»
(Afghan Girls Fund), которая помогала афганским
девушкам получить образование.

переименовали в «Фонд афганских детей».
В 2015 году известный музыкальный коллектив
из Финляндии “Nightwish” выпустил
инструментальную композицию «Глаза Шарбат
Гуль» (“The Eyes of Sharbat Gula”),
вдохновлённую фотографией «Афганской
девочки».
В 2010 году Джоди Бибер, фотограф из Южной Африки, сделала фотоснимок Биби
Аиши, афганской девушки с изуродованным лицом, который получил награду “World
Press Photo of the Year”. В интервью фотограф подтверждала, что композиция и
ракурс снимка являются намеренной отсылкой к фотографии Стива Маккарри.
Фотовыставка афганских фотографов
На выставке «Жизнь глазами афганцев» представлены фотографии афганских фотографов о повседневной жизни в Афганистане с 2013 по весну 2021 года. будущее всех афганцев, но они также представляют свободы, от которых зависят фотографы, журналисты и другие работники средств массовой информации, стремящиеся рассказать истории Афганистана, включая свободу передвижения, свободу убеждений и свободу выражения мнений.
«Ограничения, которые мы наблюдаем в настоящее время в отношении жизни и свобод афганского народа, если не будут быстро отменены, определят будущее поколений афганцев. Не только будущее женщин и девочек, но и всех семей, всех общин и, по правде говоря, всего Афганистана», — заявила посол Норвегии в ООН Мона Юул.
Независимая журналистика в Афганистане под угрозой. Афганские журналисты сталкиваются с давлением и цензурой со стороны талибов. Женщинам-журналистам и работникам СМИ во многих провинциях не разрешают вернуться на работу. Многие работники СМИ покинули страну из соображений безопасности. Некоторые из них стали прямыми мишенями; ранены и даже убиты. Также несколько медиа-площадок закрылись из-за надвигающегося экономического кризиса. В целом, свобода печати и свобода слова в Афганистане находятся в непосредственной опасности.
Норвегия поддерживает такие организации, как Norwegian PEN и International Media Support, а также OsloMet, в предоставлении экстренной помощи и убежища журналистам и писателям, которым угрожает опасность в Афганистане, и помощи тем, кто был вынужден покинуть страну, чтобы иметь возможность продолжить свою работу в изгнании. .
«В этом году во Всемирный день свободы печати Миссия Норвегии при ООН отдает дань уважения смелым журналистам, фотографам и работникам СМИ в Афганистане и во всем мире, которые сталкиваются с проблемами в своей работе, включая цифровые угрозы», — сказал Юул.
На протяжении нескольких десятилетий Норвегия поддерживает афганский народ посредством гуманитарной помощи и помощи в целях развития, а также поддержки прав человека и гражданского общества. В качестве избранного члена Совета Безопасности на 2021–2022 годы Норвегия взяла на себя роль руководства работой Совета по Афганистану.
Выставка открывается во Всемирный день свободы печати 3 мая и будет стоять в течение 2 недель вдоль изогнутой стены в конференционном здании ООН.
На выставке представлена подборка фотографий с фотоконкурса «Где война, там и жизнь», который был проведен в партнерстве с Афганской ассоциацией фотографов (АРА) при поддержке Министерства иностранных дел Норвегии, Международный центр журналистики и СМИ при Метрополитен-университете Осло, афганское отделение Института мира США (USIP) и Фонд Фритт Орд.
«Афганская девушка» Стива Маккарри
Фото Стива МакКарри
Сначала фоторедактор, работавший над июньским выпуском журнала National Geographic за 1985 год, хотел использовать для обложки журнала другую фотографию вместо той, которая стала символом того, что происходило в мире в 80-е годы. . Но незадолго до выхода в печать что-то заставило редактора журнала передумать и выбрать фотографию, которая впоследствии определила целое поколение.
Фото Стива МакКарри
Снято в 1984 году в лагере беженцев Насир Баг на цветную слайд-пленку Kodachrome 64, камеру Nikon FM2 и объектив Nikkor 105 мм Ai-S F2.5. старая афганская девочка, оба родителя которой погибли во время налета советской авиации на ее родную деревню, вынуждена была бежать на афгано-пакистанскую границу и осталась там жить с сотнями других беженцев.
Тогда Стив Маккарри только начинал свою карьеру и освещал события, происходящие в Афганистане, когда он был оккупирован Советским Союзом. Когда он пересек границу Пакистана, чтобы работать в лагере беженцев, он однажды зашел в палатку, где располагалась школа для девочек. Там он увидел красивую девушку с мудрым ломким взглядом и зелеными жалко горящими глазами.
Левой рукой — правой рукой он никогда не фотографировал, так как она была повреждена в детстве — он сделал несколько снимков девушки без паранджи и вышел из палатки. МакКарри сказал, что знал, что сделал отличный снимок, но он никогда не мог знать, что этот снимок станет историческим и принесет ему всемирное признание.
Вскоре после того, как фотография была опубликована в National Geographic, она была названа «самой узнаваемой фотографией» в истории журнала. Сам автор говорит, что фотография представляет собой «травму и бедственное положение, а также всю ситуацию с людьми, вынужденными бежать». Девочке пришлось продираться через горы и леса с бабушкой, братом и тремя сестрами почти две недели и пожить в двух других лагерях беженцев, прежде чем она добралась сюда, и все это в 11 лет. 0003
Стив хотел ее найти и дважды ездил в близлежащие регионы в течение 90-х, но, к сожалению, безуспешно. В 2002 году он отправился в тот же лагерь беженцев и показал местным жителям фотографию девушки с обложки журнала 1985 года. Одна из них знала ее брата и поехала за ней в ее родную деревню. Глаза женщины нужно было проверить с помощью распознавания радужной оболочки глаза, чтобы убедиться, что это тот самый человек.
Ее звали Шарбат Гула, и когда ее нашли, примерно в 29 лет, она сказала, что до этого момента никогда не видела свою фотографию и не знала, что она превратилась в культовый образ. Тем не менее, она очень хорошо помнит момент, когда ее сфотографировали, так как это была ее первая фотография. На самом деле, второй раз в ее жизни ее сфотографировали во время воссоединения с Маккарри в 2002 году, 17 лет спустя после того, как был сделан ее знаменитый портретный снимок.
Фото Стива МакКарри
Стив МакКарри сделал так много впечатляющих фотографий за свою карьеру, но очевидно, что люди запомнят его только по одному снимку. Маккарри ценит и любит этот факт. Он говорит, что гордится этой фотографией и чувствует себя счастливым. Стив Маккарри и Шарбат Гула поддерживают связь каждый месяц до сих пор.
Позже журнал National Geographic учредил Афганский детский фонд, благотворительную организацию с целью обучения афганских детей, в знак признания Шарбат Гула. Сама Шарбат вернулась в родное село, замужем, имеет трех дочерей.
Чувствуете вдохновение? Зарегистрируйтесь в качестве независимого фотографа в KeepSnap прямо сейчас, отправляйтесь снимать людей, используйте нашу платформу для продажи своих фотографий и зарабатывайте не менее 70% от стоимости фотографии. Зарабатывать себе на жизнь своей страстью очень легко. И совершенно бесплатно для фотографов.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС
Эта статья содержит изображения и отрывки, на использование которых не было предварительного разрешения. Этот материал доступен для целей анализа и критики, а также для улучшения понимания риторики, политики и визуальной культуры.