Фотографы известные: Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Дмитрий Исхаков убеждает начинающих, что не следует бояться копировать известных мастеров

Дмитрий Исхаков

Почему вы стали заниматься фотографией?

Я работал графическим дизайнером. Однако эта профессия меня полностью не удовлетворяла. Правда, следует отметить, очень помогла в будущем. Навыки работы с графическими программами и общее понимание законов гармонии, композиции и цвета мне очень пригодились. Потом я купил фотокамеру. Кстати, все это происходило в Германии, куда я уехал в 17 лет. Потом я вернулся в Москву, где продолжил работать графическим дизайнером и заниматься фотографией «для души».

Если ли бы не стали фотографом, то какую профессию выбрали?

Скорее всего я бы ушел полностью в графический дизайн.

«Поиск своего стиля может продолжаться всю жизнь»

Как вы можете описать свой стиль?

Пожалуй, воздержусь от ответа.

Разговор о поиске стиля долгий и сложный. Признаюсь, я все еще в поиске, и этот поиск своего стиля может продолжаться всю жизнь.

Возникало ли периодически желание бросить фотографию?

Ни разу.

Почему вы никогда не бросите фотографию?

Потому что фотография доставляет мне огромное удовлетворение, это то, что отлично получается.

Когда вы почувствовали, что стали профессиональным фотографом?

Думаю, в тот момент, когда получил свой первый гонорар. А окончательное осознание, что ты состоялся, приходит в тот момент, когда тебя начинают находить заказчики.

Рекламная фотография — это фотография заказчика или фотографа?

Полагаю, что рекламная фотография – это прежде всего фотография заказчика. Все делается по заранее утвержденным эскизам, и пространства для творчества обычно не очень много. Хотя, если твое имя известно на весь мир, то думаю, к тебе чуть больше прислушиваются, и свободы для творчества в этом случае тоже будет побольше.

Однако таких фотографов единицы.

«Рекламная фотография – это фотография заказчика»

Легко ли работать с известными людьми?

Важно быть психологом, понимать, что ты работаешь с непростым человеком. Известная личность не фотомодель, и фотографу приходится буквально за минуты расположить к себе человека с непростым характером. И ни в коем случае нельзя вставать в позу. Это непросто, нужно быть гибким, сдерживать свои эмоции. Время очень ограничено, все нужно делать быстро. Навыки вырабатываются только со временем. Важно помнить, что известным людям небезразлично, какой будет результат. Причем им нужны только отличные фотографии, где они предстанут в выигрышном свете.

Как вы готовитесь к таким съемкам?

Всегда нервничаю… (смеется). Просматриваю готовые снимки других фотографов, пытаюсь понять, какие решения нравятся моей будущей фотомодели. Думаю, как снять по-новому. Иногда просмотрю ленту в сети FaceBook, чтобы составить психологический портрет человека. Никогда не смотрю другие социальные сети. Чтобы получить стилевое вдохновение, изучаю Pinterest, смотрю, сюжеты, стили. У меня нет универсальной световой схемы — всегда принимаю решение уже на площадке. Очень нравится работать с актерами. Как правило, это фактурные интересные люди. Например, 10-минутная фотосессия с Олегом Табаковым мне запомнилась навсегда.

Вы сами обрабатываете изображения после съемки?

Постобработкой я занимаюсь в основном самостоятельно, поскольку у меня есть свое понимание того, что и как я бы хотел видеть. Однако бывает, что приходиться съемку отдавать на сторону. Особенно это касается журнальных съемок. У них свои особенности и требования, связанные с бумагой, типографиями и проч. Кроме того, редакции предпочитают сами доводить сырые кадры до ума. К сожалению, подобная практика нередко оказывается огромной проблемой, потому что зачастую в редакциях постобработкой занимаются совершенно случайные люди, и они вполне могут испортить общий результат.

Сейчас наблюдается тенденция к уменьшению роли «Фотошопа». А вообще им нужно уметь правильно пользоваться.

Каково ваше отношение к аналоговым и цифровым технологиям?

Я сразу начал работать с цифровыми камерами, и никогда не снимал на пленку. Думаю, у пленки нет большого будущего, по очевидным причинам. К энтузиастам я отношусь с большим уважением. Но это фотография не для заработка. Это как ситуация с виниловыми пластинками и «теплым ламповым звуком». У меня на подобные эксперименты просто нет времени.

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Думаю, хорошая фотография это фотография, которая способна удерживать внимание зрителей.

Какие имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?

Слишком много художников, режиссеров, фотографов и операторов, которые своими работами очень вдохновляют и направляют меня. Перечислять их имена не имеет смысла. Это все классики и известные на весь мир творцы.

У вас есть ученики? Есть фотографы, которые называет вас своими учителем, наставником?

Учеников нет пока, но будут. Учителем меня все же никто не называет. Но есть фотографы, с которыми я делюсь своим опытом, а они делятся со мной своим.

Мне нравится в фотографии в том числе и то, что она дает возможность развиваться и экспериментировать постоянно.

Какое ваше самое большое достижение в профессии, самая лучшая работа?

Мне было очень приятно выиграть приз в конкурсе, который проводил сайт AdMe и в котором участвовало много работ. Моя работа «Спящий», заняла первое место в одной из номинаций. Не думаю, что это высшая точка моей карьеры или прямо-таки лучшая работа, но это было действительно круто.

Какая ваша профессиональная цель?

Думаю поработать с голливудскими звездами для известнейших американских изданий. Это было бы очень круто. Может быть еще… сфотографировать английскую королеву (смеется).

Какая ваша профессиональная неудача?

Все люди совершают ошибки. В моей практике были случаи, которыми я не горжусь. Тем не менее каждый (успешный) профессионал отмечает, что умеет держать удар. Психологически. Звезда — может нравиться, может не нравиться. Профессионал промолчит. Не будет включать эго: «А я так вижу», и проч. Он не боится неудач. Нужно тренировать самообладание. Не стоит позволять неудачам сбивать с толку.

Зачем люди сейчас приходят в фотографию?

Кто-то, надеюсь, чувствует призвание. А кто-то потому, что порог вхождения в эту «красивую» профессию довольно низкий, однако это иллюзия, и такое восприятие нередко оказывается ловушкой. Чтобы жить на доходы от фотографии, придется серьезно постараться. Общий уровень повысился. Однако гениев не стало больше, и это здорово. Возросла роль фототехники, что означает неминуемую смерть для профессионала среднего уровня — рынок сокращается. Аналогичные тенденции наблюдаются в видео.

Что должен сделать в настоящее время начинающий фотограф (любитель), чтобы стать известным?

Насчет стать известным трудно что-то посоветовать. Разве что подружиться с какими-то редакторами или тусоваться в правильных тусовках. Это шутка. Но — лишь отчасти. Нередко это действительно срабатывает. Как известно, все решают знакомства. Кроме того, надо быть очень активным, особенно сейчас, когда фотография стала довольно доступной и фотографов, мягко говоря, немало. Вообще я бы посоветовал начинающим много снимать, не лениться, искать себя, экспериментировать и очень много смотреть классиков и известных фотографов. Анализировать их работы и не бояться копировать. Подражание, по моему мнению, важный этап развития — учебный процесс. Однако для успеха в фотографии нужно выработать авторский стиль.

Совет начинающим: «Не бойтесь копировать работы известных мастеров»

похожие статьи

Фотограф, который открыл супермоделей | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Немецкий фотохудожник и режиссер-документалист Петер Линдберг (Peter Lindbergh), один из самых влиятельных фэшн-фотографов в мире, предпочитал снимать знаменитостей такими, какие они есть — без лишней мишуры. Он хотел, чтобы созерцатель видел в них не гламурных кукол, а нормальных людей, которые умеют от души смеяться, злиться, стесняться, горевать.

Намеренно не используя ретуши и спецэффектов, Петер Линдберг осмелился раздвинуть устоявшиеся рамки творчества и отобразить в фотографии новую форму реализма. Заостряя внимание не на внешности, а на внутреннем мире, характере, духовности и индивидуальности, он стал первым, кто изменил стандарты фэшн-фотографии и совершил революцию в визуальном языке известных глянцевых журналов о моде и стиле и модных лейблов.

Петер Линдберг на фоне своей работы, представленной на выставке в Мюнхене в 2017 году

Конек Линдберга — удивительные по выразительности черно-белые фотопортреты. Больше всего этот фотохудожник любил снимать неординарных, харизматичных, знающих себе цену женщин. Среди его героинь были Настасья Кински (Nastassja Kinski), Милла Йовович, Клаудия Шиффер (Claudia Schiffer), Пина Бауш (Pina Bausch), Шарлотта Рэмплинг, Тина Тёрнер, Синди Кроуфорд, — всех не перечислить. Именно фотографии Линдберга положили начало новой эпохи в мире моды — пришло время супермоделей.

А такие культовые сегодня модели, как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон, Кейт Мосс, начинали свою карьеру с подачи этого фотографа. В конце 1970-х — начале 1980-х годов, когда Линдберг их «открыл», они были совсем молоденькими и никому не известными девушками. А после того как их фотографии появились в знаменитых фэшн-журналах, достаточно было просто произнести Наоми, Линда, чтобы тут же стало понятно, о ком идет речь.

Самородок из польской глубинки

Настоящее имя Петера Линдберга — Петер Бродбек (Peter Brodbeck). Он родился в 1944 году в польском городе Лешно, который в то время был оккупирован немцами, а его детство и юность прошли в западногерманском Дуйсбурге. Свою трудовую деятельность он начинал там как оформитель витрин. Затем, в начале 1960-х, уехал в Берлин, где поступил в Академию искусств. Однако вскоре решил следовать по стопам своего кумира Винсента ван Гога и отправился во французский Арль. Там Петер днем работал на ферме, а вечером писал картины, которые продавал на блошиных рынках. А почти год спустя он отправился путешествовать автостопом по Испании и Северной Африке. Два года Петер жил, как битник, — перебирался с места на место, шатался по кофейням, курил траву, часто ночевал на улице. И — много думал. По его признанию, за это время он сильно изменился.

В конце концов, Петер вернулся в Германию, где стал изучать живопись в Высшей художественной школе Крефельда, а в 1969 году один известный галерист даже пригласил его для участия в выставке. Однако некоторое время спустя судьба Линдберга круто изменилась. В 1971 году, переехав в Дюссельдорф, Петер стал подрабатывать ассистентом фотографа — и настолько вошел во вкус, что в 1973 году открыл свою фотостудию. Как-то он получил солидный заказ от престижного журнала Stern. И после того как его фотографии были опубликованы, Линдберг проснулся знаменитым. Продолжать карьеру фотографа он решил в Париже, куда и переехал в 1978 году.

Именно во Франции Линдберг сосредоточился на моде и звездах из мира кино — стал снимать моделей и актрис. В его послужном списке — проекты с Карлом Лагерфельдом (Karl Lagerfeld), Дерил Ханной, Джорджо Армани, сотрудничество с журналами Vogue, Harper’s Bazaar, Vanity Fair, Rolling Stone, The New Yorker, Wall Street Journal Magazine, Visionaire, Interview. Петером Линдбергом создан знаменитый «Календарь Пирелли» 2017 года. За 50-летнюю историю этого издания он — единственный фотохудожник, трижды получавший такой престижный заказ.

Николь Кидман для календаря Пирелли. Работа Петера Линдберга

Не говоря о многочисленных высоких наградах, которыми отмечено его многогранное творчество. Два года назад в художественном музее Kunsthalle в Мюнхене былы организована беспрецедентная ретроспективная выставка «From Fashion to Reality», где было представлено свыше 220 его работ, созданных за последние 40 лет. А в 2019 году на берлинском кинофестивале Берлинале состоялась премьера документального фильма «Women’s Stories» («Питер Линдберг — Женские истории»), посвященного работе известного фотохудожника.

4 сентября стало известно о том, что Петер Линдберг скончался в возрасте 74 лет.

Смотрите также:
Гламурные портреты «золотых двадцатых»

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Ослепительная Дороти Кнапп

    Эта репродукция снимка, сделанного в 1927 году, — один из экспонатов кельнской выставки «Мастер красоты. Гламурные образы Карла Шенкера». Знаменитому берлинскому фотографу позирует Дороти Кнапп, американская актриса и участница конкурса красоты «Мисс Америка — 1922» — второго по счету национального состязания такого рода в США.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Неотразимая Хелла Моя

    На этом снимке запечатлена немецкая актриса, режиссер и сценарист Хелла Моя (Hella Moja, 1890-1951). Фотохудожник Карл Шенкер творил в Берлине в «золотые двадцатые», когда германская столица переживала период расцвета.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Пигмалион

    На этом снимке, выполненном в 1925 году, видно, как сам Карл Шенкер расписывает восковую фигуру. Мастер считал, что красивых женщин в мире не так уж много, и сам создавал прелестниц — разумеется, в соответствии с собственным вкусом.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Мастер совершенства

    После того как фотография была готова, Карл Шенкер ее тщательно ретушировал — «разглаживал» морщины, облагораживал черты лица, подкрашивал ресницы и брови. В результате иных из его натурщиц узнать можно было с большим трудом.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Портрет жены художника?

    Что за дама запечатлена на этом фото (ок. 1916), неизвестно. Но по некоторым предположениям, это супруга фотохудожника Ольга Шенкер.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Под диктовку фотографа

    Карл Шенкер усаживал своих моделей так, как считал нужным. Никакой свободы действий он им не давал. Сам придумывал позу, ракурс, направление взгляда — вот как на этом фото, выполненном примерно в 1920 году.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    Звездная Лотте Нойман

    Немецкая актриса театра и кино, продюсер и сценарист Лотте Нойман запечатлена на этой фотографии (ок. 1920). Автор придал ей поистине ангельский образ.

  • Гламурные портреты «золотых двадцатых»

    В технике постановочной фотографии

    Живые модели Карла Шенкера можно легко спутать с восковыми фигурами — настолько неестественно они выглядят на снимках. Но для фотохудожника это было как раз то, что нужно. Он работал исключительно в технике постановочной фотографии и был одним из лучших мастеров в этой области. На снимке — портрет неизвестной дамы (ок. 1920). Выставка в Музее Людвига в Кельне работает до 8 января 2017 года.

    Автор: Наталия Королева


______________

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и работа» и на Telegram-канал «Что там у немцев?»

Самые известные фотографы

Сегодня фотография является общепризнанным искусством. Профессионалы получают поистине мировую славу. Но что может сделать мастера поистине легендарным? Разве дело лишь в накопленном опыте или выбранном жанре работ? Настоящая слава приходит, благодаря уникальным фотографиям. Большинство из творцов таких снимков стараются не говорить об этом, вполне достаточно того, что на фотографиях стоит их автограф.

Некоторые знаменитые фотографы вообще предпочитают оставаться в тени, скрывая свое лицо. Для аудитории эти личные причины могут стать дополнительным вызовом узнать побольше о кумире, хотя на самом деле речь может идти всего лишь о скромности.

Чествуют творцов уникальных фотографий за то, что они смогли уловить тот поразительный и невероятный миг, который длился доли секунды. Миллионы людей восхищаются тем, как мастер смог за короткое время остановить мгновение. Недаром говорят, что одна удачная фотография может выразить тысячу слов.

Несомненно, каждый из знаменитых фотографов хотя бы один раз за свою творческую жизнь ловил такой кадр, который и приносил славу. Эти люди смогли затронуть сердца поклонников фотографии, поэтому о мастерах и стоит вспомнить.

Роберт Капа (1913-1954). Судьба мужчины сложилась так, что он хотел быть писателем, но в итоге нашел работу фотографа в Берлине. В итоге Капа полюбил свою профессию. В 1933 году из-за роста нацистских настроений в стране, он покинул Германию, переехав во Францию. Там найти место вольнонаемного журналиста оказалось довольно сложно. Мировую славу Капа получил за свою первую опубликованную фотографию. На ней был запечатлен Троцкий, выступавший в Копенгагене с речью «О значении Русской Революции» в Копенгагене в 1932 году.

Кэрол Гузи (род.1956). Сегодня фотографы стоят на переднем крае среди тех, кто несет миру правду. Кэрол Гузи является трехкратным обладателем Пулитцеровской премии, это один из самых известных фотожурналистов Америки. Внимание приковывается к снимкам Гузи, потому что он не просто делает снимок, а пытается отобразить и запечатлеть чувства, которые в этот момент испытывают люди. Объектив фотографа смог проникнуть в самые сокровенные уголки человеческой цивилизации, а все ради достижения понимания между людьми всего мира. За годы работы Гузи снимал беженцев в Косово, женщин Эфиопии, народные беспорядки в Гаити, падение Берлинской Стены и ураган Эндрю во Флориде.

Джеймс Нахтвей (род. 1948). И этот фотограф не смог остаться в стороне от политики. Свои первые работы он сделал под влиянием образов Вьетнамской войны и движения за Гражданские Права Американцев. А в 1976 году Нахтвей начал делать фотоснимки для небольшой газеты в Нью-Мексико. Он работал в самых очагах разных вооруженных и социальных конфликтах. Фотограф объездил Южную и Латинскую Америку, Ближний Восток, Европу, США и Советский Союз. 11 сентября 2001 года Нахтвей сделал серию памятных снимков, работал он и при вводе войск США в Ирак. Там он был ранен – бомба взорвалась прямо в его автомобиле. Выздоровев, фотограф отправился в Азию, где сделал знаменитую серию работ о последствиях цунами 26 декабря 2004 года. С 1984 года Нахтвей сотрудничает с журналом «Time», также он основал собственное фотоагентство VII.

Стив Маккари (род.1950). Этот фотожурналист стал изучать историю фильмопроизводства и кинематографии в Университете Пенсильвании еще в 1968 году. Но на выходе он получил диплом в области театрального искусства. Когда Стив работал над университетской газетой «The Daily Collegian» и делал для нее фотографии, он заинтересовался этим видом изобразительного искусства. Прославился Стив Маккарти, когда сфотографировал 12-летнюю афганскую девочку. Снимок стал настолько удачным и знаменитым, что в 1985 году журнал «National Geographic» даже напечатал его на своей обложке. Та фотография так и называется «Афганская девочка».

Доротея Ланж (1895-1965). Доротея в детстве переболела полиомиелитом, что сделало ее жизнь наполненной болью. Изучать фотографию девушка начала в Нью-Йорке у Кларенса Уайта, еще до Первой мировой войны. В 1919 году Ланж переехала в Сан-Франциско, где открыла собственную студию и подрабатывала там портретистом более 10 лет. Когда страна погрузилась в бездну Великой депрессии, фотография дала возможность Доротее отразить социальную трагедию народа. В 1934 году Ланж познакомилась с Полом Тейлором, доцентом экономики. Вместе с ним в 1935 году была сделана документальная серия фотографий о рабочих митингах в Нипомо, специально для Администрации по вопросам оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах штата Калифорния. Это дало ей известность. Снимала Ланж и в Перл-Харборе в 1941 году, а в 1952 году стала одним из основателей журнала «Aperture».

Анри-Картье Бессон (1908-2004). Этот знаменитый французский художник вошел в историю благодаря своим ранним работам, выполненными в стиле сюрреализм. А любовь к фотографии у Бессона появилась после путешествия по Африке и открытии для себя камеры «Leica» в 1932 году. Уже в 1933 году состоялась его первая выставка, в галерее «Julien Levy» в Нью-Йорке. Слава пришла к фотографу благодаря его снимкам Жана Ренуара. Бессон оказался и первым пользователем формата 35 мм, и одним из лучших мастеров репортажной фотосъемки. Благодаря мастеру развились такие направления творчества, как «уличная фотография» и «достоверный репортаж». Бессон оказал большое влияние на целые поколения своих последователей.

Франк Фурнье (род.1948). И этот фотограф появился на свет во Франции. Отец Фурнье был хирургом, вот почему молодой человек сперва целых четыре года изучал медицину. Карьера же фотографа стартовала в 1975 году в Нью-Йорке. С 1977 году Фурнье работает штатно в агентстве «Contact Press Images». В 1985 году фотограф получил приз за лучшую работу «Агония Омайры Санчес». К моменту появление этого снимка весь мир уже знал о случившейся трагедии, извержении вулкана, одной из ее жертв и стала Омайра. 13-летняя девочка стояла среди обломков по пояс вводе, а спасатели не могли спасти ее. Фотография привлекла к себе внимание. Многие ужаснулись, увидев последние часы жизни ребенка. Сам же Фурнье тут же стал мировой знаменитостью. Это гуманист, который снимает больных СПИДом, жертв изнасилований, геноцида и гражданских войн.

Уолкер Эванс (1903-1975). Американец появился на свет в обеспеченной семье. Он изучал литературу, работал в администрации по защите фермеров. Однако проза его не прельщала, вот почему Эванс решил заняться фотографией. Подобно Ланж, он также снимал последствия Великой депрессии, ее влияние на крестьян. Сам Эванс уделял внимание не только социальным проблемам, но фотографировал еще и природу, архитектуру. Художник смог запечатлеть Кубу в момент ее восстания против диктатора Мачадо. Одним из главных трудов фотографа стала публикация «Давайте воздадим должное знаменитостям», туда вошла документальная серия работ о Великой депрессии и другие труды. Фотографии Эванса стали своеобразными иконами той тяжелой эпохи, в них была показана бедность и нищета обычных людей. По окончании этой серии фотограф стал работать в стиле абстрактного модернизма. Одним из инструментов стала черно-белая фотография, которая позволила точнее показать весь спектр социально-политических проблем. Известность принесла Эвансу и его сотрудничество с Джеймсом Ажи, который наблюдал во времена Депресии за жизнью фермеров на юге. Эти работы вышли наполненными унижением, болью, но и гордостью.

Малколм Браун (1933-2012). Этот знаменитый фотограф появился на свет в Нью-Йорке. Интересно, что мать его являлась представительницей квакеров, пропагандируя антивоенные взгляды. Отец же являлся католиком и архитектором. Сам Браун посещал семинарию и школу квакеров. Затем был колледж квакеров к Пенсильвании, где молодой человек обучался химии. В 1963 году Браун сделал свою самую знаменитую фотографию. На ней был запечатлен буддийский монах, который поджег сам себя в знак религиозных притеснений во Вьетнаме. Тот акт стал поводом для восстания, а США пересмотрела свою внешнюю политику в стране. Сам же Браун получил Пулитцеровскую премию и более 30 лет работал репортером от «Нью-Йорк Таймс» в горячих точках.

Мюррей Беккер (1909-1986). В 1937 году 22 фотографа собралось заснять мгновения посадки дирижабля Гинденбург. Обычное редакционное задание стало для работника «Associated Press» счастливым билетом. Именно фотографии Мюррея Беккера горящего дирижабля стали классикой. Опытный фотограф после возгорания «Гинденбурга» стал ожидать самого яркого момента – взрыва гиганта. Горящий дирижабль падал 47 секунд, за это время Беккер сделал 15 снимков. Фотограф успел заснять в деталях все крушение, после чего сел на землю и заплакал. А его снимки настолько потрясли человечество, что фактически подписали смертный приговор дирижаблям.

Кевин Картер (1961-1994). За свою недолгую жизнь фотограф из Южной Африки успел прославиться и получить Пулитцеровскую премию. Картер посвятил несколько месяцев созданию серии о голоде в Судане. Будучи вольнонаемным фотографом информационных агентств «Reuter» и «Sygma Photo NY», газет «The Mail» и «Gaurdian», Кевин не мог пройти мимо таких острых проблем в родном ему регионе. В 1993 году фотограф получил престижную премию «Ilford Photo Press Awards» за лучшую новостную фотографию. На ней неподалеку от умирающей девочки сидит, дожидаясь, стервятник. Через несколько месяцев после получения премии фотограф покончил с собой, в плену безденежья и мучающих его образов мертвых людей, боли, злобы.

Хелен Левитт (1913-2009). Эта женщина стала одним из самых важных персонажей в современной фотографии. Более 60 лет сделанные ею прямо на городских улицах поэтические снимки вдохновляли целые полонения коллекционеров, студентов, фотографов и просто любителей искусства. Всю свою карьеру Хелен посвятила тому, что показала в своих работах свой юмор и поэтический настрой. С их помощью она сумела искренне показывать жизнь мужчин, женщин и детей, живущих в Нью-Йорке. Знаменитый фотограф даже сняла фильм «На улицах» вместе с Янис Лоеб и Джеймсом Ажи. Особенностью этой ленты было то, что в ней оказался представленным фактически ее движущийся портрет. А главная выставка Левитт состоялась в Музее современного Искусства в 1943 году, вторая же ее персональная выставка прошла уже в 1974 году, там были представлены только цветные работы. Главные ретроспективы творчества фотографа проводились в 1991 году в Музее Искусства Метрополитена и в Музее Сан-Франциско. После этого в Международном Центре Фотографии в Нью-Йорке и Музее Искусства Метрополитен там же, а в 2001 году работы Левитт увидел Париж в своем Центре Национальной Фотографии.

Филипп Халсман (1906-1979). Этот фотограф родился в Риге, Латвия. Однако затем было обучение инженерному делу в Дрездене и переезд в Париж. Там молодой человек в 1932 году основал собственную фотостудию. Халсман прославился благодаря своему спонтанному стилю. Он снимали актеров и писателей, эти работы появлялись на обложках журналов и книг. Фотограф даже успел позаниматься модой, он добился успехов в дизайне шляп. У Халсмана было так много частных клиентов, что к 1936 году он прославился, как один из лучших фотографов-портретистов Франции. С 1940 по 1970 мастер сделал немало отличных портретов знаменитостей, его работы появлялись на обложках «Esquire», «Look», «Paris» Match» и «The Saturday Evening Post», однако особенно с ним любил работать «Life». Фотографии Халсмана появлялись и в рекламе, он сотрудничал с такими брендами, как Ford, NBC, Simon & Schuster, Elizabeth Arden cosmetics.

Чарльз О’Риар (род.1941). Самую известную работу этого американца наверняка видели миллионы людей. Ведь фотография «Безмятежность» стала стандартными обоями для Windows XP. В 1970-х О’Риар участвовал в проекте Агентства по защите окружающей среды Documerica, также он сотрудничал более четверти века с National Geographic. А карьера фотографа О’Риара началась в области виноделия. Свои первые снимки мужчина сделал для организации виноделов «The Napa Valley». Потом О’Риар стал фотографировать уже винодельческую продукцию по всему свету. Сегодня его фотографии опубликованы в семи книгах, посвященных виноделию. А самая знаменитая работа О’Риара была сделана им в 2006 году в Калифорнии.

Роджер Фентон (1819-1869). Это человек стал настоящим пионером фотографии в Британии, он одним из первых стал снимать военные действия. По сути, Фентон стал одним из первых военных фотографов. Известность пришла к нему благодаря снимкам Крымской войны. Жалко лишь, что увлечение батальными сценами не позволило мастеру уделить должное внимание пейзажам. В 1858 году Ричард стал интересоваться восточными мотивами, снимая также английскую архитектуру. Помимо этого Фентон сыграл большую роль в общем развитии фотографии. Неслучайно его включили в список тех ста человек, которые своими фотоработами изменили мир.

5 fashion-фильмов всемирно известных фотографов

С каждым годом видеоформат становится все более и более актуальным. Если раньше для fashion-брендов приоритетом было разместить съёмку новой рекламной кампании в печатном журнале или на рекламном щите в самом центре города, то теперь маркетинг-отделы ломают головы над тем, как зацепить и удержать внимание искушенного потребителя. Но видеоконтент многие бренды начали использовать достаточно давно – и привлекли к съёмке всемирно известных модных фотографов, которые создали шедевры. 


Ник Найт «Supermodel Adwoa Aboah in Full Bloom»

Имя культового британского фотографа Ника Найта неразрывно связано с fashion-видео. Он начинал с фотосъемок для i-D, затем снимал для Vogue и Dazed & Confused. Среди модных брендов, с которыми работал фотограф  – Yohji Yamamoto и Alexander McQueen, а его сотрудничество с Dior продлилось 10 лет. В 2000 году фотограф запустил мультимедийный проект SHOWStudio, который посвящен видеоинсталляциям и интерактивным фильмам о моде. Одна из последних работ Найта – фильм с британской супермоделью Адвоа Абоа для Vogue Hong Kong, в котором она «расцветает» в образах от Alexander McQueen, Vivienne Westwood и Marc Jacobs. 

Питер Линдберг «Walking»

Питер Линдберг по праву считается одним из величайших fashion-фотографов. Его обложка для британского Vogue сделала звездами Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Линду Евангелиста, Кристи Терлингтон, Татьяну Патитц, а самого Питера – самым популярным фотографом мира моды. Более 30 лет он снимал для Vogue, Harper’s Bazaar, Rollinge Stone, Elle, Marie Clare и Vanity Fair. Фильм «Walking» посвящен Франце Соццани и вырос из съемки на Таймс-сквер для Vogue Italia. Короткометражный фильм был одновременно снят  Томасом Лашамбром под руководством Линдберга. 

Брюс Вебер «If I Take Your Photograph, Will You Take Mine?» 

Брюс Вебер – американский fashion-фотограф. Его черно-белые, естественные и реалистичные портреты стали классикой модной фотографии. Он снимал обложки для GQ, Vogue Paris, W Magazine и кампейны для Ralph Lauren, Calvin Klein, Versace. Его самыми значимыми работами считаются календари Pirelli 1998 и 2003 годов. В 2012 году Вебер снял для британского Vogue короткометражный фильм с актрисой Мией Васиковской, в котором кинозвезда дурачится и сама берет в руки камеру.  

Стивен Майзель «Chloé Fall Winter 2018 Campaign»

Один из самых заслуженных коммерческих фотографов нашего времени Стивен Майзель до сих пор регулярно снимает для американского, британского и итальянского Vogue, а также для Interview и W Magazine. Мейзель активно поднимал проблему дискриминации в модной индустрии, и в 2008 году июльский номер Vogue Italia вышел с его съемками, где были задействованы исключительно темнокожие модели. Он снимал рекламные кампании для Versace, Valentino, Dolce & Gabbana, Louis Vuitton, Balenciaga, Calvin Klein и Prada. В 2017 году он снял fashion-видео для  Chloé. 

В этом году фестиваль работает в онлайн-формате – с 10 июня по 3 сентября. В рамках фестиваля проходят лекции от профессионалов кино- и fashion-индустрии: режиссеров и победителей FFFK в 2018 и 2019 годах Джордана Блейди и Павла Буряка, режиссера и члена жюри фестиваля Игоря Стеколенко, главы Департамента креатива и диджитал-контента ЦУМа Маруси Коваль, совладелицы и главного идеолога бренда Kachorovska atelier Алины Качоровской. Также в рамках фестиваля запланирована премьера полнометражного документального фильма «Жан-Поль Готье, с любовью». 

До 1 июля можно принять участие в конкурсной программе фестиваля. Среди работ финалистов международное жюри определит обладателя Гран-при фестиваля − победителя в номинации Best Fashion Film − который получит 50 000 гривен. Победители в номинациях Best Fashion Story и Best Fashion Production получают по 15 000 гривен.

Посмотреть программу и подать работу на конкурс можно на сайте фестиваля: http://www.fffkyiv.com

Организаторами фестиваля выступают FILM.UA Group и Ukrainian Fashion Week.

Фестиваль проходит при поддержке Украинского культурного фонда.


Читайте также:
Топ-7 книг о легендарной Коко Шанель

Кубрик, Тарковский, Линч и другие

01. Ман Рэй

Авангардист, новатор и крупнейший гений фотографии XX века Ман Рэй оставил значительный след в экспериментальном кинематографе. Увлеченный динамикой изображения на пленке, Рэй сделал несколько ключевых работ французского «чистого кино» 20-х годов, в том числе «Возвращение к разуму» и «Морскую звезду». Как оператор он снял не менее безумные опыты Фернана Леже («Механический балет») и Марселя Дюшана (Anémic Cinéma).
 


02. Лени Рифеншталь 

Великая и ужасная Лени Рифеншталь, не найдя места в послевоенном кино, обратилась к фотографии. Главными темами ее работ стали африканские аборигены и подводный мир. Несмотря на то, что с «Триумфом воли» и «Олимпией» фотографии Рифеншталь не имели ничего общего, злые языки даже в изображениях племен нубийцев и коралловых рифов охотно обнаруживали элементы фашистской эстетики. 
 


03. Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик увлекся фотографией в тринадцать лет, а уже в восемнадцать стал снимать для журнала Look. Самыми известными стали серии его снимков, где исследовалась обыденная жизнь улиц таких городов, как Нью-Йорк и Чикаго. Уже в этих работах чувствуется талант Кубрика-режиссера — автор не только создавал яркие визуальные образы, но и выстраивал из своих снимков мини-истории.  
 


04. Кен Рассел

Самый экстравагантный режиссер британского кино тоже начинал как фотограф. Серия снимков, созданных им в 50-х годах на улицах Лондона, обнаруживает семена расцветшей позже на киноэкране эксцентрики, провокации и хулиганства.
 


05. Деннис Хоппер

В Деннисе Хоппере сочетались таланты актера, режиссера, сценариста, художника и скульптора. Также на протяжении всей жизни он увлекался фотографией, которая в трудные моменты (а у Хоппера таких было много) позволяла заработать на хлеб. В частности, Хоппер создал целую галерею портретов икон 60-х годов: от Мартина Лютера Кинга до Jefferson Airplane.
 


06. Андрей Тарковский

Андрей Тарковский увлекся фотографией в конце 70-х годов, последовав примеру Микеланджело Антониони и обзаведясь Polaroid. Готовясь к съемкам «Ностальгии», режиссер взял за привычку везде носить с собой фотоаппарат, итогом чего стала серия атмосферных снимков, сделанных в России и Италии. Не так давно они были изданы отдельной книгой под названием Instant Light.
 


07. Аббас Киаростами

Классик иранского кино Аббас Киаростами также увлекается фотографией, работая в узнаваемом поэтическом ключе. Самые известные его подборки снимков — заснеженные пейзажи в окрестностях Тегерана и капли дождя на стеклах. 
 


08. Вим Вендерс

Излюбленная тема Вима Вендерса в фотографии — пустынные пространства и пейзажи — выработалась во время подготовки к съемкам «Париж, Техас». С тех пор Вендерс исколесил десяток стран вроде Израиля, Кубы, Австралии, Японии, Армении и из каждой привез подобные снимки.
 


09. Дэвид Линч Известная страсть Дэвида Линча — индустриальная архитектура, какую можно увидеть, например, в «Голове-ластике». Ей же режиссер посвятил отдельную и очень мрачную серию фоторабот. Также несколько лет назад Линч делал провокационный проект «Фетиш» в качестве рекламы серийной обуви Кристиана Лубутена. 
 


10. Антон Корбейн Имя Антона Корбейна, несмотря на четыре снятых фильма, по-прежнему вызывает ассоциации прежде всего с клипами и фотографией. Не удивительно, учитывая, что в его объектив попали едва ли не все звезды поп- и рок-сцены, начиная с 70-х годов: от Дэвида Боуи до Ника Кейва и от The Rolling Stones до Nirvana. Кстати, увлечение Корбейна фотографией нашло отражение в его последней картине «Жизнь», повествующей о дружбе фотографа Денниса Стока и Джеймса Дина незадолго до трагической гибели молодого актера.
 


11. Ларри Кларк

Как и в случае Корбейна имя Ларри Кларка, несмотря на вот уже 20-летнюю кинокарьеру, у многих связано в первую очередь с фотографией. Кларк профессионально занимается фотосъемкой с конца 50-х годов. Тогда же оформилась ключевая тема его творчества, отразившаяся и в «Детках», и в «Кен Парке», и в «Нашем запахе» — темная сторона жизни подростков. Слава порнографа тоже тянется с тех самых пор. 
 


12. Нури Бильге Джейлан

Каннский триумфатор прошлого года («Зимняя спячка») известен в родной Турции как фотограф едва ли не больше, чем режиссер. Джейлан не расстается с фотоаппаратом с пятнадцати лет. На его счету несколько крупных фотопроектов. Самый известный из них — Turkey Cinemascope, дающий реалистическую и в то же время поэтическую панораму жизни современной Турции.


 

Знаменитости в объективах мастеров фотографии. Часть 1 — Look At Me

Look At Me начинает серию постов о фотографах, снимавших знаменитостей. Актеры, поп-звезды, рок-музыканты, художники и писатели, которые в разное время попадали в объектив известных фотографов, а уже потом — на обложки и развороты журналов или на рекламные билборды, появятся в рамках этого проекта на Look At Me.

В этом выпуске — 11 суперизвестных фотографов, сделавших себе имя на съёмках знаменитых современников — от Ирвина Пенна, снимавшего в 60-е, до Терри Ричардсона, задавшего тон съёмкам нулевых.



Ричард Аведон

(Richard Avedon)
Аведон в Энциклопедии LAM

Аведон — главный фотограф Harper’s Bazaar, а затем и Vogue, не только придумывал обложки модных журналов на протяжении 30 лет, но и обладал уникальным талантом очистить от медийной шелухи растиражированные образы популярных людей. В его канонических чёрно-белых портретах 8×10, сделанных с разницей в несколько десятилетий, модели одновременно не похожи на самих себя в масс-медиа и выглядят предельно гармонично.

Элизабет ТейлорТрумен КапотеСофи ЛоренЭнди УорхолКатрин ДеневМарлон БрандоДжон и Джеки КеннедиПатти СмитШерБриджит БардоМерилин МанроЭнди УорхолБьоркПабло ПикассоИнгрид БергманНастасья КинскиТильда СуинтонРональд Рейган


Эллен фон Унверт

(Ellen von Unwerth)

Фотограф в Энциклопедии LAM 

Перед тем, как стать фотографом, Эллен фон Унверт 10 лет была фотомоделью, и встав за объектив, стала исследовать женственность и сексуальность, вначале приглашая для съемок просто моделей, а позже и самых известных актрис и певиц. Экспериментируя со съемочными площадками и позами, Эллен добавила в чувственный образ своих моделей весь инструмент девичьего обольщения — чулки, украшения, оборки и кружева.

Ева ГринРоуз МакГованПенелопа КрусКайли МиногБритни СпирсБейонсеДита фон ТизЭмма УотсонБейонсеКлаудиа ШифферДэвид БоуиЛив ТайлерРианнаВайнона РайдерЗоуи Дешанель


Инес ван Лаамсверде и Винуд Матадин

(Ines van Laamsweerde & Vinoodh Matadin)

Дуэт фотографов Инес и Винуда работает вместе около 20 лет, последние 10 из которых постоянно снимает знаменитостей для Dazed&Confused, Numero, V, AnOther и i-D. Чаще всего работая с черно-белым изображением, фотографы, однако, не воспроизводят классические портреты, а стараются завладеть вниманием зрителя при помощи нестандартного ракурса, неестественной позы или контрастного света, делая свои работы напряженными и беспокойными.

Хит ЛеджерЭнтониДжуд ЛоуНатали ПортманРэйчел ВайсСкарлетт ЙоханссонСкарлетт ЙоханссонСофия КопполаДжеймс ФранкоСьюзен СарандонСигурни Уивер


Энни Лейбовиц

(Annie Leibowitz)

Фотограф на Энциклопедии LAM

Хиппушка, учившаяся в арт-колледже Сан-Франциско и не расстававшаяся с камерой, начала свой путь с выезда на гастроли вместе с легендарными The Rolling Stones, запечатлев их будни. От рок-н-ролльной молодости и сопутствовавшей ей наркозависимости Энни Лейбовиц перешла к более безопасному фотографированию знаменитостей разного ранга — от актеров до британской королевы — и последние несколько лет бессменно руководит фотосессиями для Vanity Fair, привлекая для своих съёмок самых востребованных звезд и невероятные бюджеты.

Пенелопа Крус и Вуди АлленКристофер Нолан и Хит ЛеджерСкарлетт ЙоханссонХоакин Фенис и Риз УизерспунОпра УинфриСкарлетт Йоханссон и Кира НайтлиДжуди Денч и Хелен МирренКейт БланшеттУильям БерроузЛеонардо ДиКаприоХлоя СевиньиСьюзен Зонтаг


Ирвин Пенн

(Irvving Penn)

Фотограф на Энциклопедии LAM

Американский фотограф, запечатлевший на своих снимках всех значимых персон второй половины 20 века, начинал свой путь иллюстратором и ассистентом Harper’s Bazaar, но большую часть жизни проработал для Vogue. На его снимках — лучшие люди своего времени и уже настоящие легенды — от Пабло Пикассо и Марлен Дитрих до Трумена Капоте и Гертруды Стайн, идеи и образы которых осветили весь прошлый век.

Аль ПачиноМакс Эрнст и Доротея ТэннингАльфред ХичкокИгорь СтравинскийПабло ПикассоВуди АлленЖан КоктоНиколь КидманМарлен ДитрихТрумэн КапотеДжорджия О’КиффеСимона де Бувуар


Антон Корбайн

(Anton Corbijn)

Фотограф на Энциклопедии LAM

Голландский фотограф Антон Корбайн начал свою карьеру со съёмок персонажей голландской рок-сцены, но затем объехал мир с турами ультрапопулярных U2 и Depeche Mode и придумал им фотосъёмки и видео. Попутно с Боно и Дэйвом Гэханом Корбайн успел снять Дэвида Боуи, Тома Уэйства и Бьорк, а в последние годы переквалифицировался в режиссёра, в фильмах которого сильно чувствуется рука бывшего фотографа.

Depeche ModeДэвид БоуиДжемма АртертонМорриссиАлександр МакКуинТом УэйтсБоноКортни ЛавЛив ТайлерМайлз ДэвисТом УэйтсГенри РоллинзДжонни Роттен


Терри Ричардсон

(Terry Richardson)

Фотограф на Энциклопедии LAM

Судя по фотосессиям, на Терри Ричардсона больше всего повлияли две вещи из детства — пример буйного отца, работавшего фэшн-фотографом, и софиты голливудских студий. 15 лет назад Терри вооружился камерой со вспышкой и изрядной наглостью и начал снимать провокационные, вызывающие и до ужаса очевидные кадры с моделями, а потом и со знаменитостями, которые, как выяснилось, совершенно не возражают против вспышки в лицо и отсутствия гримера и антуража.

Меган ФоксЭми УайнхаусЛеди ГагаЛеди ГагаЛил УэйнЛиндси ЛоханМайк ТайсонБарак ОбамаДжастин БиберМайкл Питт


Ранкин

(Rankin)

Британский фотограф Ранкин снимает студийные портреты уже больше 15 лет, отдавая предпочтение девушкам: поп-звезды женского пола — от Кайли Миног до Лили Аллен — участвуют в фотосессиях Ранкина гораздо чаще. Его фирменный почерк — портрет анфас, эмоциональные клоуз-апы и высокая контрастность: именно такие фотографии привлекают 100%-ное внимание, если их ставить на обложку. Но главной заслугой Ранкина считается основание Dazed&Confused, на страницах которого также можно нередко встретить его фотосессии.

Лили КоулМадоннаХайди КлумКэти ПерриКира НайтлиПит ДоэртиЛили АлленЭмма УотсонРики ДжервейсРоуз МакгованСофи Эллис-БексторДжастин ТимберлейкМадонна


Марио Тестино

(Mario Testino)

Итальянский фотограф, родившийся в Перу, а в начале 80-х осевший в Лондоне, сделал головокружительную карьеру как рекламный и модный фотограф: в его портфолио рекламные компании и съёмки с моделями для Gucci и Dolce&Gabbana перемежаются с портретами самых красивых женщин в мире — Принцессы Дианы, Мадонны, Джулии Робертс и Натали Портман. Чаще всего фотосессии, придуманные Тестино, можно встретить в Vogue, Vanity Fair и V.

Эмма УотсонНатали ПортманМадоннаАнджелина ДжолиЭнн ХэтэуэйДжейк ГилленхалДженюари ДжонсДжессика АльбаДжулия РобертсКейт ХадсонКира НайтлиЛеди ГагаМадоннаДжош ХартнеттЛеди ГагаКейт Уинслет


Юрген Теллер

(Juergen Teller)

Отучившись в Германии, Теллер переехал в Лондон в середине 80-х и увидел своими глазами новое рождение британской культуры, открыл миру Кейт Мосс, а поздже создал новое лицо брендам Марка Джейкобса и Вивьен Вествуд. На смелых фотографиях, сделанных Теллером без всякой пост-обработки, пересвеченные часто до белизны Бьорк, Шарлотт Ремплинг и M.I.A. превращаются в совершенно особенные образы, которые под силу сделать только одному фотографу в мире.

Дита фон Тиз и Мэрилин МэнсонСофия КопполаШарлотта РэмплингШарлотта ГенсбурВивьен ВествудМэг УайтЛили КоулБьоркДевон АокиМила ЙововичДевон АокиШинед О’КоннорБьоркПи Джей ХарвиМ.I.A.БьоркМэг Уайт


Дэвид Лашапель

(David Lachapelle)

Фотограф на Энциклопедии LAM

Американец Лашапель лучше многие знает, как создать продаваемую картинку: возможно, его обложки для музыкальных журналов помогли Эминему и Кристине Агилере получить первые места в чартах в не меньшей степени, чем радио-ротации. Яркие цвета, глазированные поверхности, декорации, макияж и сексуальные образы делают его стиль моментально узнаваемым и уловимым. И именно по фотосессиям Лашапеля легко вести отсчет героев конца 90-х и нулевых. 

Роуз МакгованКристина АгилераАнджелина ДжолиМадоннаАнджелина ДжолиБритни СпирсШерКристина АгилераТупакДрю БерриморЛив ТайлерКирстен ДанстЭминемТори ЭймосДжуд ЛоуУма Турман

Архитектура в объективе: 14 фотографов

Фотографы – исследователи и критики архитекторов. Они вглядываются в пропорции, контекст и ауру зданий. Их профессиональная ниша достаточно узка, но в ее рамках создаются произведения искусства, исследования, равно как и привлекательные картинки для продвижения и презентации современных архитектурных бюро.

Мы попытались собрать нескольких российских архитектурных фотографов в одном материале, базируясь на инстаграм-аккаунтах, но не только. Фотографов, конечно же, много: недавно на вопрос «посоветуйте архитектурного фотографа» в соцсетях рекомендаций оказалось больше ста. Мы выбрали четырнадцать. В материале присутствуют как опытные фотографы, у которых за плечами выставки, призы и публикации в известных журналах, так и начинающие, одни пришли в профессию случайно, другие продолжили семейную традицию, третьи «выстрелили» благодаря новейшим технологиям – съемкам с дрона, например.

Подборку можно использовать как введение в архитектурную фотографию – герои материала делятся опытом и дают советы, по ней также можно составить представление о российской архитектуре – не только современной, но и советской, деревянной, уходящей.

Юрий ПальминЮрий Пальмин не нуждается в представлении – его имя первым возникает перед мысленным взором при упоминании архитектурной фотографии, которой он занимается с 1989 года. Отец Юрия, Игорь Пальмин, – крупнейший российский фотограф, известный в числе прочего сериями снимков архитектуры модерна. Юрий сотрудничает с журналами уровня Domus и World Architecture, преподает в МАРШ, участвует в художественных проектах, его фотографии украшают книги об истории архитектуры. У Юрия нет аккаунта в Instagram, но многие работы можно посмотреть на странице Flickr, а здесь можно почитать краткий экскурс в архитектурную фотографию.

Юрий Пальмин
Я действительно не веду Instagram, несколько лет назад прекратил всякую публичную активность на Фейсбуке и лишь изредка и лениво обновляю свой Фликр. Тому есть несколько причин.

Во-первых, я все больше и больше возвращаюсь к традиционному отношению к фотографии, как к физическому объекту, воспроизведенному или большим тиражом полиграфически, или каким-либо методом штучной печати. Во всех этих случаях у фотографии есть материальный носитель и физический размер. К тому же жизненный цикл таких изображений естественно связан с жизнью как таковой, включая старение и ветшание материалов, потерю или же возвращение интереса к конкретной теме или вовсе случайные и непредсказуемые события.

Во-вторых, занимаясь архитектурной фотографией вот уже более 30 лет, я сформулировал для себя главное условие, при котором фотография считается мной именно «архитектурной». Таким условием является включённость конкретного изображения в процесс профессиональной коммуникации, что сильно сужает поле публичности, на которое претендует такая фотография.

В-третьих мне совершенно не близка парадигма информационного потока, в которой события – тексты, изображения, постройки – существуют лишь постольку, поскольку предполагают обязательную полную смену в регулярном цикле обновления, включая самую радикальную форму прекращения существования, забвение. Тут фотография, сам смысл существования которой – это техническое протезирование памяти, противоречит сама себе.

Из проектов последнего времени, которые я считаю наиболее значимыми, выделю три. Во-первых, это преподавание в архитектурной школе МАРШ, где я участвую в нескольких программах, начиная от короткого курса архитектурной фотографии на Подготовительном отделении и до работы в составе студии «Новгород» третьего курса бакалавриата. Вместе со своими друзьями и замечательными архитекторами Кирилом Ассом и Антоном Горленко я веду дипломный архитектурный проект. Мы, разумеется, используем фотографию и как технику исследования и как средство визуализации проекта и даже как инструмент проектирования.

Во-вторых, работа над книжной серией московского Института Модернизма и музея «Гараж». Это справочники-путеводители по архитектуре послевоенного модернизма городов СССР. Сейчас выпущены книги о Москве и Алма-Ате, готовится Ленинград. И тут для меня чрезвычайно важно сотрудничество с близкими друзьями, Анной Броновицкой и Николаем Малининым. Я к тому же очень рад, что книгу о Ташкенте снимает моя давняя выпускница Ольга Алексеенко, замечательная фотограф архитектуры.

В-третьих, это сотрудничество с журналом «Искусство», где я работаю вместе с замечательной Алиной Стрельцовой. Моя последняя работа в журнале для меня особенно важна, поскольку там нет ни одной фотографии. Тем не менее, я считаю ее полностью фотографической. Это мое интервью об австрийском архитекторе Германе Чехе, в котором я пытаюсь показать важность принципиальной «нефотогеничности» его работ.

В последнее время я очень мало работаю с современными постройками, ограничиваясь съемками для близких друзей: Александра Бродского, Кирила Асса и Нади Корбут, Антона Горленко, Мануэля Херца, Ольги Трейвас, Артема Слизунова и нескольких других архитекторов и дизайнеров.

Изоляция во время карантина потребовала большой работы по перестройке учебного процесса в МАРШ и, так как она пришлась на период наибольшей активности по подготовке дипломных проектов, время пролетело незаметно.