мастерская Йозефа Судека, знаменитого фотографа. – Кирилл Толль: частный фотограф с захватывающим портфолио.
Йозеф Судек – фотограф чудесный, один из любимых моих людей. Человек с ограниченными возможностями, преодолевший их, создал волшебный мир.
Домик, в котором прожил последние 30 лет великий мастер чешской фотографии Йозеф Судек находится тут. По-сути, это его восстановленная копия. Ведь дом сгорел после его смерти. Ссылка на его волшебные фотографии ждет Вас в конце статьи.
Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру.
Поймать такой момент – я думаю, это очень поэтично.
Йозеф Судек
Конец 19-го столетия. 1896 год.Богемия. Родился Йозеф Судек. Лет до 16 он более всего увлекался музыкой. Фотография – была частью его хобби. Все изменила первая мировая война. Неопасное ранение в правую руку закончилось гангреной и ампутацией. Около трех лет Судек провел в военных госпиталях. Именно тогда он возобновил занятие фотографией: «Затвор можно нажимать и одной рукой», говорил он позже. Искусство помогает смягчить реальность бытия, а свою физическую неполноценность Йозеф переживал остро.
Вот случай, который произошел в 1926-м году. Через 10 лет после ранения.
«Когда музыканты Чешской филармонии пригласили меня: “Йозеф, поедем с нами, мы отправляемся в Италию дать несколько концертов”, я сказал себе: “Идиот, ты был здесь в Императорской армии, но не увидел красот этой прекрасной страны”. И я поехал с ними на эту необычную экскурсию. В Милане нас очень тепло принимали, а затем мы поехали дальше, пока не приехали к тому месту (здесь и далее выделено мной – А.В.). Я сбежал с концерта; было темно, я заблудился, но я был должен его найти. В конечном итоге я нашел это место в полях покрытых утренним туманом, довольно далеко от города. Но моей руки там не было – только бедный фермерский домик стоял как прежде. Это в него меня занесли после ранения в правую руку. Они так и не смогли меня починить, долгие годы я скакал из госпиталя в госпиталь, был вынужден бросить профессию переплетчика.
Ребята из филармонии искали меня, даже полицию подключили, но – сам не знаю почему – я не мог заставить себя уехать. Только через два месяца я вернулся в Прагу. Они не укоряли меня, но с того времени я никуда не ездил и никогда не поеду. Что мне там искать, если того, что мне нужно все равно найти не возможно?»
В 20-ых годах Йозеф прошёл путь от пикторальной фотографии до реалистичной. Об этом можно почитать в викки. Для нас сегодня важно то, что в 27-ом он приобрел не большое фотоателье. Оно находилось в двойном колодце домов, и было весьма неудобно для посещений. Тут он и проработал 30 лет.
После смерти денег на устроение дома-музея не нашлось. И в 80-ых дом сгорел. В 2000-ом году здание было восстановлено. В нем мало экспонатов, принадлежащих Судеку, но лестница-скамейка, на которой сидит моя дочка Василиса на фотографии – была его.
Сумерки – удивительное время для света и тени. Это время оживляет здания и статуи. «Я люблю наблюдать за жизнью объектов», – сказал он однажды в интервью, – «Они оживают, когда дети ложатся спать. Мне нравится рассказывать истории о жизни неодушевленных объектов».
Анонсы некоторых статей на профессиональные темы.
No post found
Оккупация Праги во время второй мировой войны Германскими войсками сделала прогулки с камерой по городу не возможными. Тогда Судек начал серию: «Окно моей студии». С фотографиями этого ряда он работал и после войны, когда стал выходить для ландшафтной съемки.
Судек пользовался большими камерами всю свою жизнь. Чем они привлекали его? Богатством полутонов и бескомпромиссным качеством.
Йозеф Судек один из мастеров прикасающихся своими работами к совершенству. Однажды он сказал: «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы». Я думаю, что это похоже на греческое “scio me nihil scire”.
Фотошкола «Образ». Йозеф Судек (Josef Sudek) — классик чешской фотографии.
Что оставляет после себя фотограф, признанный при жизни «великим»? Иногда – несколько фотографий, ставших частью всемирной истории, таких как Знамя Победы над Рейхстагом, портрет Че Гевары, улыбающийся Юрий Гагарин, астронавт Армстронг, делающий первые шаги по Луне…
Имена авторов забываются, но их фотографии остаются в памяти человечества. Но бывает и иначе. Фотохудожник создаёт свой стиль, свой взгляд, свой мир. В любой его работе безошибочно угадывается личность и душа их автора. Именно этим путём пошёл Йозеф Судек, классик и основоположник современной чешской художественной фотографии.
Судек никогда не позволял себе размениваться на сотни пустяков и обязанностей, которые обычно принято считать существенными. Его не привлекали успех и карьера.
Он демонстрировал отсутствие интереса к одежде, еде, обстановке в квартире, к тому, что следует или чего не следует делать, чтобы соответствовать общественным ожиданиям. «Он был сосредоточен на своем внутреннем мире, а его фотографии всегда были очень тесно связаны с состоянием его души», – писали о нём. Судек любил рассеянный свет, который возникает на заре или в сумерках, этот иллюзорный свет, в котором реальные объекты преображаются в соответствии с настроением фотографа, порой приобретая характер нереальных фантомов. Фотографии Судека позволяют говорить о добре, правде и красоте самых обычных вещей и явлений. Вероятно, именно поэтому его работы и его личность остаются и сегодня столь притягательными для нас.
Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в небольшом городке Колине-на-Эльбе в Богемии. С пятнадцати лет осваивает ремесло переплетчика в Праге.
В разгар Первой мировой войны его призывают на военную службу, и он отправляется на итальянский фронт. Будучи увлеченным фотографом, он берет с собой на фронт все свои фотопринадлежности. В 1917 году, после ранения осколком артиллерийского снаряда и нескольких операций, он теряет правую руку. Проводит много времени в госпиталях, и в 1918 году, во время пребывания в реабилитационном центре для инвалидов войны, решает всерьёз заняться фотографией.
Он снимает левой рукой и настойчиво учится новому для себя ремеслу. Молодой инвалид войны зарабатывает на жизнь рекламной фотографией. В 1920 году он становится членом «Чешского клуба самодеятельных фотографов». В 1924 он вместе с другими фотографами организовывает «Чешское фотографическое общество», которое стало «платформой» для новой чешской фотографии.
Диапазон его сюжетов был необычайно широк — это социальная фотография, портрет, обнаженная натура, реклама, пейзаж, натюрморт… И все же основу его творчества составляют два последних жанра: художественный пейзаж и натюрморт. «Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично», — вспоминал он.
Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. Обычно он использовал аппараты «Лингоф» 13х18 см, деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г. и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для панорамных съемок.
В 1926 году он приобретает деревянную фотостудию с небольшим садиком
в маленьком дворе дома, построенного в конце XIX века, в районе Мала Страна по улице Уезд. В течение сорока лет эта студия будет его мастерской, его домом и местом встреч нескольких поколений многочисленных друзей Судека. В 1928 году выходит его первый альбом «Святой Витус», который приносит фотографу широкую известность.
Но на пути между фотографом и любимым городом стала Вторая мировая война. В марте 1939 года Прагу оккупировали гитлеровские войска и о том, чтоб выйти на улицу с камерой не могло быть и речи – как будто вслед за рукой он потерял ноги! Но у него осталось ателье, да и удивительный дар художника никуда не делся. Мастерская на долгое время становится для Йозефа Судека не только собственно мастерской и домом, но и объектом съемки. Появились новые серии фотографий не уступающие предыдущим работам мастера, а где-то и превосходящие их.
Может быть, самый знаменитый из созданных Судеком проектов – серия фотографий «Окно моей студии». Волшебный мир, даже два мира разделенных (а может быть соединенных) старой рамой с не очень прозрачным стеклом. Один из них – добрый и красивый, грустный и романтичный – принадлежал художнику, второй – всему остальному миру: доброму или злому, дружескому или враждебному. Работа над серией заняла 14 лет: он не оставил ее даже после войны, хотя и опять стал выходить на улицу, фотографировать Прагу или ландшафтные виды. Романтический натюрморт и съемки природы теперь играют доминирующую роль в его творчестве. Атмосфера послевоенной Чехословакии утвердила это направление. Так появились наиболее известные серии: «Прогулка в Мэджик Гардэн», «Натюрморт», «Лабиринты», «Память» и др.
Снимая натюрморты в студии, Судек не измерял экспозицию, а точнее сказать, измерял
ее нетрадиционным способом. Мог во время экспозиции заварить и выпить стакан чая – хороший чай, особенно жасминовый, был его слабостью. Другой его слабостью была музыка – ее он использовал, когда чаю уже не хотелось: «Экспозиция – две стороны Вивальди». Наверно Судек – единственный фотограф, измерявший экспозицию временем необходимым на стакан чая или на прослушивание оперной арии! Фотограф необычайно ответственно относился к печати, часами работая над каждым негативом. «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы», – часто повторял маэстро.
В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в Международном музее фотографии в Рочестере (США). Тремя годами раньше книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были проведены две ретроспективные выставки в связи с восьмидесятилетием Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие. Судек умер 15 сентября 1976 года.
© Copyright
Копирование статьи возможно только со ссылкой на сайт фотошколы «Образ».
Josef Sudek — 118 работ, биографий и выставок на Artsy
528 подписчиков
Bio
Жизнь Йозефа Судека, прерванную двумя мировыми войнами, сформировалась и стала одним из ведущих фотографов Чехии 20-го века. Работая в основном в одиночку, он бродил по улицам Праги и окрестностей с широкоформатной камерой. The …
Посмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды
Обзор
Работы на продажу (53)
Результаты аукциона
Избранные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.
Рекорд аукциона
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Художественные партии
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Artist Name
Artwork Title
Partner
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
.
Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р.
9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Интимный мир Йозефа Судека
Выставка
Посмотреть видео-портрет:
Эта выставка под названием «Интимный мир Йозефа Судека» является первой в своем роде, на которой жизнь и творчество Йозефа Судека (Колин, 1896 – Прага, 1976) пересматриваются в рамках социально-географического и исторический контекст: Прага первой половины двадцатого века, когда чешская столица была настоящим центром художественной деятельности.
На выставке представлены 130 работ, охватывающих весь творческий путь Судека с 1920 по 1976 год, и они позволяют публике оценить, в какой степени его фотографии отражали его личное отношение к окружающему миру. На выставке представлены работы, которые являются результатом фотографических экспериментов Судека, проведенных в уединении его собственной студии, изображения сада
, увиденного из его окна, и фотографии приключений в дальних краях.
Непреходящее увлечение Судека светом и его отсутствием лежит в основе некоторых из самых запоминающихся фотографий двадцатого века. Природа, архитектура, улицы и объекты преувеличены его чувствительностью и мастерством воздействия света, контрастирующего с непроницаемой мантией тьмы.
Как фотограф, Судек особенно заботился о качестве фотопечати, важном компоненте с точки зрения выразительного потенциала изображения. Его мастерство в процессе пигментной печати позволило ему создавать очень атмосферные и вызывающие воспоминания изображения, тем самым пожиная всю отражающую и описательную силу серебряно-желатиновой печати.
На выставке представлены работы Судека в начале его карьеры, а также представлены фотографии ключевого периода экспериментов и инноваций, начиная с 1940-х годов. Сосредоточившись на технических и формальных аспектах фотографии, Судек создал пигментные отпечатки, полутоновые отпечатки, пуридлос (фотографии между двумя окнами) и ветеше (фотографии, вставленные в старые рамы), методы, которые позволили ему преобразовать объективное качество фотографии.
Потеря правой руки во время Первой мировой войны и трудности, с которыми он теперь столкнулся в
, перевозивший свою камеру обзора, не ослабил его страсти к фотографии.
Окно мастерской Судека стало предметом непреходящего восхищения, подобно поверхности холста, отражая моменты утонченной нежности и надежды, когда цветущая ветвь касалась его стекла, или острой меланхолии, когда он наблюдал за своим окном мир, преображенный игривая бесконечность тумана.
Его комната с видом позволила ему запечатлеть на пленке свою любовь к Праге. Его фотографии демонстрируют как точность, так и глубину чувства, подходящие оды богатой истории и архитектурной сложности чешской столицы.
Как и многие художники его поколения, отмеченные опытом войны, Судек выражает особенно острое понимание темных и мучительных аспектов человеческого существования — чувства, которые вдохновили бы его самые меланхоличные и самые трогательные картины. Фотография, сделанная ночью через стекло его окна, показывает город, погрузившийся во тьму во время оккупации во время Второй мировой войны, и передает чувство невыразимого отчаяния — яркая иллюстрация технической способности Судека превзойти буквальное.
В первой части выставки представлены изображения, которые предвещают более поздние работы фотографа, показывающие его ранние пейзажи, портреты других пациентов в Инвалидовне, пражский приют для инвалидов войны, таких как Судек, его нерешительные набеги на модернизм и его внутренние снимки церкви Св. Собор Святого Вита.
Выставка «Интимный мир Йозефа Судека» представляет завораживающую панораму творчества этого уникального художника.
Кураторы: Владимир Биргус (директор Института творческой фотографии Силезского университета, Опава), Ян Джеффри (искусствовед) и Энн Томас (куратор фотографии, Канадский институт фотографии Национальной галереи Канады, Оттава) .