Новое интервью Мартина Парра — легендарного фотографа Magnum
T
КУЛЬТУРА•ИНТЕРВЬЮ
Аэропорт Сочи. Сочи, Россия, 2008
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Этой весной в петербургском Манеже должна была открыться масштабная выставка «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» — о России глазами фотографов легендарного агентства. Она охватывает более полувека (с 1947 по 2020 год) фотографии и российской истории; в проекте заняты несколько десятков знаменитых фотографов. Из-за пандемии коронавируса открытие выставки пришлось отложить (дата пока неизвестна), зато в последний момент в экспозицию решили включить совсем новый проект Нанны Хайтманн — про врачей и пациентов 52-й московской больницы. А мы решили поговорить с другим участником выставки — великим Мартином Парром, и попросили сделать это его коллегу Катю Туркину: российского фотографа и контрибьютора The Blueprint, которая сейчас живет в Лондоне.
Kатя Туркина: Привет! Как дела?
Мартин Парр: Все в порядке. Ну точнее, я связан по рукам и ногам, потому что я снимаю людей и их общественную жизнь. Я не могу полноценно сейчас этим заниматься. Точнее, могу, но только в некоторой степени. Но это не одно и то же. Еще я разбираюсь в архивах, фотографирую. Но конечно, это все удручает.
Kатя: Ты говорил, что собираешься экспериментировать с телевиками (длиннофокусные объективы, позволяющие приближать удаленные объекты. — Прим. The Blueprint). Наверное, сейчас для этого самое время?
Мартин: Да, и у меня есть несколько таких фотографий. Это интересный эксперимент и странные обстоятельства.
Kатя: В Лондоне довольно много людей на улицах. Как обстоят дела в Бристоле?
Мартин: У нас не так много людей умирают в Бристоле, но и на улицах не так много всего происходит. Я думаю, это из-за того, что в Лондоне в принципе больше людей, особенно в парках. В целом, я думаю, что мог бы больше фотографировать, но как-то не идет.
Фотосессия для журнала Black Square. Модель — Галина Смирнская. Сочи, Россия, 2008
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: У себя на сайте ты отвечаешь на кучу вопросов своих фанатов. Какой вопрос ты бы задал сам себе, если бы брал у себя интервью?
Мартин: Это нечестный вопрос. Я не знаю. Я никогда об этом не думал. Вообще, меня так не одурачишь.
Kатя: Я знаю, что это нечестно, но, может быть, есть что-то такое?
Мартин: Я не попадусь на эту удочку. Извини. Хорошая попытка. Но она не сработала. Задавай свои вопросы.
Kатя: Фотография для тебя — что-то вроде игры?
Мартин: Это гораздо больше, чем игра. Это призвание. Я как миссионер, я отношусь к этому почти религиозно. «Игра» — неверное слово.
Kатя: Тогда, может быть, одержимость? Ты рассказывал, что тебе подарили первую камеру, когда ты был маленьким. Так бывает со многими фотографами, и со мной тоже.
Мартин: Я могу принять слово «одержимость». Это подойдет. Не стану спорить.
У санатория в Сочи. Сочи, Россия, 2008
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: У тебя будет выставка в России. Планируешь приехать на открытие?
Мартин: Никаких планов на данный момент. Но ты знаешь, мне нравится приезжать в Россию. Кстати, я не могу даже вспомнить, какие фотографии они отобрали для выставки. Я только помню, что там несколько снимков, не так много материала.
Kатя: Когда ты в последний раз был в России?
Мартин: Я был в Санкт-Петербурге лет пять назад. А до этого много раз был в Москве. Может, раз шесть.
Kатя: И как впечатления?
Мартин: Мне нравится Москва. Вообще, когда упал железный занавес, я съездил в Санкт-Петербург из Хельсинки. Это было интересно.
Kатя: Мой знакомый из одной из российских школ фотографии Photoplay рассказывал, что ты изучал Москву вместе с ним, снимая всякие вечеринки.
Мартин: Что именно он рассказывал?
Kатя: Что вы ездили на московские корпоративные вечеринки и снимали их.
Мартин: А, да! Точно! Это была веселая работа.
Kатя: Это один из моих хороших друзей. Он мне сказал, что ты позвонил и провел воркшоп. Это было замечательно. Я не могла поверить. Я подумала, что он врет, это звучало как мечта — таскаться с Мартином Парром по безумным вечеринкам!
Мартин: (Смеется.)
Kатя: Потом я увидела одну из фотографий из тех приключений в Национальной портретной галерее. Пришлось поверить.
Мартин: Это правда!
Фотосессия для журнала Black Square. Модель — Галина Смирнская. Сочи, Россия, 2008
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: Ты выпиваешь, когда работаешь на подобных вечеринках?
Мартин: Да, я могу. Но не слишком. Может быть, пропускаю один бокальчик, чтобы легче работалось ночью. Ничего особенного, скорее, за компанию. Я же работаю. Мне нужно соображать. Мы часто работали больше, чем на одной вечеринке за ночь. С одной едем на другую, это требует сил.
Kатя: Тебе нравится что-то из русской еды? Ты пробовал что-то чисто русское?
Мартин: Я пробовал старомодные блюда эпохи коммунизма еще тогда, в начале 90-х. Ну еда в России стала намного лучше в последнее время. Но она дорогая, если вы пробуете высокую кухню.
Kатя: Ты бы отправился куда-нибудь глубже на восток, ну например, во Владивосток или еще куда-нибудь?
Мартин: Неохота пока никуда летать. В этой ситуации это кажется невозможным. И к тому же очень сложно получить российскую визу. Это настоящая боль.
Kатя: Как для меня получить британскую.
Мартин: (Снова смеется.)
Kатя: У меня есть виза фотографа, но мне на это потребовалось несколько лет и много денег. Это для каждого боль. Вообще, в глубинке в России проходит много сумасшедших вечеринок.
Мартин: Да-да, я знаю, это может быть интересно. Но пока сложно представить себе такую поездку.
Kатя: Какое место в твоей жизни занимает фэшн-фотография?
Мартин: Я могу работать в моде. За последние несколько лет я довольно много работал в фэшн-фотографии. Это интересно. Я делал фэшн-съемку в России, в Сочи, кстати. Не могу вспомнить, для какого издания… Какое-то сложное название. Я в принципе люблю морские побережья, и Сочи мне понравился, и понравились люди. Это нечто невероятное.
Из серии The Last Resort. Нью-Брайтон, Англия, 1983–85
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: Не могу сказать, что я фанат этого города. Точнее, не люблю проводить там отпуск. Но для фотографии много колорита. Я родом из соседнего региона. У людей из тех краев особый стиль, манера одеваться и лайфстайл.
Мартин: Я бы хотел провести там больше времени, но у нас был довольно плотный график.
Kатя: Ты помнишь серию фотографий… У меня плохо с именами. Есть фотограф, который исследовал Сочи, и…
Мартин: Да. Я понял, о чем ты. Не могу вспомнить тоже его имя. Надо подумать!
Kатя: Очень хороший проект о местной культуре и певцах.
Мартин: Очень круто, что он успел это запечатлеть. Эта часть культуры как будто погибает из-за того, что сюда тоже пришла джентрификация и все становится обычным, как везде.
Kатя: Есть ли у тебя проект в уме, который ты хотел бы реализовать?
Мартин: Я с радостью возвращаюсь в те места, где я был, и это для меня всегда привлекательный проект. Но есть некоторые вещи, куда у тебя нет доступа, например, день рождения королевы. Было бы классно поснимать там. А вообще, если я хочу снимать, просто сажусь, еду и снимаю.
Kатя: Роб Хорнстра снимал ту историю в Сочи.
Мартин: Точно.
Kатя: Периодически я встречаю тебя на фэшн-вечеринках в Лондоне. Что тебя в них привлекает?
Мартин: Фэшн-люди очень интересные. Они наряжаются, они очень узнаваемы. Это всегда хороший материал. Я, кстати, работал на русских фэшн-вечеринках. Посмотри эти фотографии на сайте Magnum. Там много всего. Но мне нравится работать в разных жанрах. Документальная фотография, мода, реклама… Я не постоянен.
Kатя: То, что ты делаешь, можно назвать антропологическим исследованием?
Мартин: Я не против того, что меня немножко обвинили в увлечении антропологией.
Kатя: Так, вечеринка в честь дня рождения королевы, что еще? Есть ли что-то еще? Может быть, более достижимое?
Мартин: На самом деле нет. Я просто хочу больше фотографировать в Великобритании. Это мой самый большой проект. Я буду рад ближайшие несколько лет фотографировать только здесь. Я старею. Рано или поздно мне придется замедлиться и даже остановиться.
Kатя: А ты обращаешь внимание на свой гардероб/внешний вид, когда собираешься на модные вечеринки?
Мартин: Нет. Я безнадежен. Даже иногда забываю, во что одет.
Фотосессия для журнала Black Square. Модель — Галина Смирнская. Сочи, Россия, 2008
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: У тебя есть любимый цвет?
Мартин: Много разных. Наверное, не выделю один. Мне нравится твой красный джемпер.
Kатя: Ты сказал, что хочешь больше работать в Британии. Но был ли у тебя период, когда ты вообще не хотел снимать?
Мартин: Нет. Мне нравится снимать. И я пойду фотографировать сразу, как мы закончим интервью. Там есть большая очередь у почтового отделения, которую мне хочется заснять.
Майнхед, Англия, 1998
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: Только скажи, если я тебя задерживаю!
Мартин: Не переживай. Почта откроется не раньше 10. Но я надеюсь прийти заранее, чтобы все снять.
Kатя: Мне очень любопытно посмотреть, что происходит в Бристоле и как люди выстраиваются в очередь. Вообще много фотографов сделали проекты во время изоляции. Это настоящий бум, и люди начали фотографировать свою семью, снимали дома и на улице. Ты задумывался над тем, чтобы сделать проект?
Мартин: Я сделал несколько фото недалеко от дома, например. Я сделал несколько работ. Но они не сильно глубокие или основательные. Просто снимаю то, что есть.
Kатя: Раньше ты много фотографировал себя. А сейчас?
Мартин: Нет, уже перестал.
Kатя: Жаль! Мне нравится проект с обоями и прочим. Это великолепно. У меня есть младшая сестра, и ей интересно…
Мартин: Она живет в России?
Kатя: Она сейчас со мной, но так она живет в России. Она застряла в Великобритании, так как приехала на каникулы, но не смогла вернуться из-за того, что границы закрыли. Итак, вопрос от Алисы. Кем ты хотел стать, будучи ребенком?
Мартин: (Смеется. ) Я начал снимать в 10–11 лет, и я не хотел быть определенным фотографом. Я просто хотел быть сам себе фотографом, без правил. Это то, что я, наверное, и сделал в итоге. Я не держал в голове образ определенного человека, кем я хотел бы стать, я просто снимал.
Kатя: Мне всегда помогала камера спрятаться и защититься от внешнего мира, например, когда я училась в меде и мне было страшно. Я знаю, что для многих фотографов это тоже в какой-то степени защита. Что ты думаешь по этому поводу?
Мартин: Для меня это предмет природного любопытства. Это то, что я действительно люблю. Не думаю, что это защищает тебя. Это повод выбраться и также попробовать обозначить свое отношение к этому миру.
Kатя: Тебе снятся сны? Я знаю, что это странный вопрос. Но я все равно хочу его задать.
Мартин: Я помню, что мне снился сон прошлой ночью, что очень необычно. Я исполнял стендап-номер, но у меня не оказалось материалов. О чем тебе это говорит? Я проснулся в легкой панике на самом деле.
Kатя: Еще один вопрос от аудитории. Мой муж интересуется… Но для начала первый вопрос, тебе нравится классический фиш энд чипс?
Мартин: Да, безусловно, я часто об этом упоминаю. Хотелось бы сейчас отведать фиш энд чипс. Давно не ел (смеется).
Kатя: Где самый лучший фиш энд чипс?
Мартин: Тебе нужно в Уитби на йоркширское побережье. Вот там вкусно!
Kатя: Кстати, какое в Британии у тебя любимое побережье?
Мартин: На самом деле мне все они нравятся. Я в принципе люблю пляжи. Мне нравится Южный Уэльс. Люблю Йоркшир, мне нравятся Уэльс, Дорсет.
Kатя: Это правда, что люди с юга и севера Британии отличаются? Я иностранка, для меня это не родная страна. Немного наивный вопрос.
Мартин: Я много лет жил на севере Англии. Он приветливее. Юг роскошнее, богаче, конечно, но не такой дружелюбный, как север.
Kатя: Я очень хочу поехать в Блэкпул. Ты когда-нибудь фотографировал в Блэкпуле?
Мартин: Да. Я также снимал [документальный] фильм в Блэкпуле. Это то места, куда хочется возвращаться снова и снова. Много лет там не был.
Kатя: Ты никогда не думал снять художественный фильм?
Мартин: Я думал об этом, даже пытался представить, как я могу это снять. Но знаешь, это занимает очень много времени. Поэтому больше не буду снимать видео. И у меня нет достаточного режиссерского опыта. Да и я заржавел. Мода немного похожа в какой-то степени по подходу: это реальность и постановка одновременно. Вообще, я стараюсь снимать моду не так, как моду. Я работаю с документалистикой, и мне даже не интересно думать о постановке сюжетов или создании героев, так что фильма не будет.
Kатя: Твоя работа вдохновила много фотографов. Где проходит граница между кражей и отсылкой. Когда отсылка становится кражей?
Мартин: Я принимаю то, что люди вдохновляются тем, что я делаю. Мне это очень льстит в первую очередь. Думаю, что мы все крадем. Я ничего не имею против кражи идей и людей, которые присваивают их. Я надеюсь, люди так же относятся и к тому, что я делаю.
Kатя: Очень щедро с твоей стороны. А ты сам когда-нибудь испытывал чувство зависти к чьей-либо работе?
Мартин: Если честно, я очень доволен всем, что со мной происходит. Безусловно, у нас у всех есть амбиции. Я очень доволен тем, что делаю свою работу хорошо. У меня были фантастические моменты за время моей карьеры фотографа. Поэтому не могу жаловаться и не завидую.
Kатя: Какой твой самый любимый проект?
Мартин: Если нужно выбрать один, то это «Последний курорт», который я снимал много лет назад. Это моя самая известная работа.
Из серии The Last Resort. Нью-Брайтон, Англия, 1983–85
© Мартин Парр/ Magnum Photos
Kатя: Что тебе нравится в ней?
Мартин: Это первый проект в цвете. Это было потрясающее время. Я был молод, амбициозен, голоден. И казалось, что все получится.
Kатя: И все получилось! Ты не боялся подходить к этим людям?
Мартин: Нет. Люди были приветливыми. Поэтому все легко прошло.
Kатя: Страх может разрушить работу?
Мартин: Я думаю, что страх и некоторое отсутствие навыков помогает.
Kатя: Я знаю, что ты много преподаешь.
Мартин: Не много. Практически нет. Но я посещаю школы, периодически отсматриваю дипломные и текущие проекты.
Kатя: Что бы ты сказал фотографам из России?
Мартин: (Закатывает глаза.) Не только из России. Я бы всем сказал найти предмет, который вас интересует, и вложить ваше особое отношение в этот проект, и все у вас получится.
Kатя: Ты знаешь, почему я заговорила про русских фотографов? У нас только недавно начали появляться фотошколы и индустрия стала развиваться. До этого все было странно. Люди не знали, что делать. Сейчас становится все интереснее. Но суть в том, что молодые авторы много копируют. Они как будто не могут создать свою идентичность и позволить себе быть собой.
Мартин: Эти люди потерпят неудачу.
Kатя: Мне очень понравилось интервью в YouTube, где у тебя спрашивают про программный режим (режим P у цифровых камер, когда камера просчитывает все значения, а пользователь устанавливает только светочувствительность, полуавтоматический любительский режим. — Прим. The Blueprint) и где ты сказал, что это самое лучшее, что можно сейчас использовать в работе. Вернешься ли ты когда-нибудь к пленке?
Мартин: К пленке? Нет-нет. Да и почему? Ведь цифровая съемка намного проще. И цифра спасает в сложных ситуациях, ночью, когда настройки довольно сложно просчитать. Ты получаешь 500 фото на карту. Потом загружаешь в компьютер и редактируешь, а потом распечатываешь те, что тебе нравятся. И уже потом отбираешь финальное фото из распечатанных. И все. Это очень быстро. Даже мгновенно, если кадры хорошо получились. Когда я снимал 6х7, мне нужно было менять пленку каждый раз, как я делал снимок. В общем, я никогда больше не вернусь к пленке.
Kатя: То есть ты теперь настоящий современный цифровой фотограф.
Мартин: Как скажешь (смеется). Мне нужно бежать через минуту, кстати. Нужно собираться на почту.
Kатя: Давай, была рада провести свое утро с тобой. Большое спасибо.
Мартин: Пока-пока.
{«width»:1200,»column_width»:120,»columns_n»:10,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:». editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}Мартин Парр — ловец жемчужин в море повседневности
Труднее всего снимать повседневность, вылавливая в ней то, что мы привыкли не замечать или даже игнорировать; искать типичное или необычное, удивительное или новое, рассказывая языком, понятным любому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Звезда мировой фотографии, англичанин Мартин Парр снимает, на первый взгляд, простые бытовые сюжеты, которые благодаря ему становятся яркой метафорой, обобщением, рассказом о явлении или проблеме. Парр в своих работах ищет и борется с «пропагандой повседневности», с тем «как принято», «как положено», с ожидаемым и очевидным, выводя их на поверхность, часто резко или даже вульгарно, заставляя зрителя смотреть на то, что для него с детства было невидимым культурным фоном. Он доступен для общения и демократичен. Его работы наполнены юмором, иронией, самоиронией и гротеском.
Текст: Александр Наану, Фото:Мартин Парр
Martin Parr /Magnum Photos/agency. photographer.ruGB. England. Weymouth. Playing bowls on a bowling green. 1998.
Великобритания. Англия. Уэймут. Игра в шары на траве. 1998 год
Современный британский фотограф и фотожурналист. Родился 23 мая 1952 года в Эпсоме, Суррей, Англия. Его отец был фотографом-любителем, возможно, поэтому Мартин с 14-летнего возраста мечтал заниматься документальной фотографией.
С 1970 по 1973 год Парр изучал фотографию в Манчестерском политехническом университете, который сейчас известен как Метрополитен.
С середины 1970-х он начал карьеру профессионального фотографа, а также преподавал фотографию.
В 1980 году он женился на Сьюзен Митчелл, в 1986-м у пары родилась дочь Эллен.
Мартин Парр поначалу создавал черно-белые фотографии и создал несколько успешных проектов, в том числе Bad Weather (1982) и A Fair Day (1984), но в 1984 году начал снимать на цветную пленку. Через два года была опубликована его книга Last Resort: Photographs of New Brighton.
С 1994 года Мартин Парр — член агентства Magnum Photos, а c 2008-го — почетный доктор искусств университета Метрополитен.
В 2004-м году Парр был куратором выставочной программы фотофестиваля в Арле. В 2007 году он снимал рекламную кампанию «осень-зима 2007/2008» для марки Paul Smith, а позже, в 2008-м, рекламу для Louis Vuitton.
Он опубликовал почти 50 фотокниг и участвовал примерно в 80 выставках по всему миру.
Фотограф-документалист повседневности, Мартин Парр также известен как собиратель фотоотпечатков и фанатичный коллекционер книг и фотоальбомов, почтовых открыток с изображениями банальных вещей, интерьеров и мест. Он заполнил ими несколько этажей здания, которое он снимает в Лондоне. Это свое собрание Парр опубликовал в нескольких альбомах и демонстрировал на выставках.
С 1997 года Парр выступает как режиссер, продюссер и оператор: ему принадлежит ряд картин для британского телевидения, а в 2006 году вышла малобюджетная лента It’s Nice Up North.
Весной 2012 г. выставка фотографий Мартина Пара демонстрируется в Мультимедиа Арт Музее (Москва) в рамках девятого месяца фотографии «Фотобиеннале-2012».
Труднее всего снимать повседневность, вылавливая в ней то, что мы привыкли не замечать или даже игнорировать; искать типичное или необычное, удивительное или новое, рассказывая языком, понятным любому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Звезда мировой фотографии, англичанин Мартин Парр снимает, на первый взгляд, простые бытовые сюжеты, которые благодаря ему становятся яркой метафорой, обобщением, рассказом о явлении или проблеме.
Парр в своих работах ищет и борется с «пропагандой повседневности», с тем «как принято», «как положено», с ожидаемым и очевидным, выводя их на поверхность, часто резко или даже вульгарно, заставляя зрителя смотреть на то, что для него с детства было невидимым культурным фоном. Он доступен для общения и демократичен. Его работы наполнены юмором, иронией, самоиронией и гротеском.
Мартин начал свою карьеру фотографа в середине 70-х, в середине 80-х перешел «на цвет» в противовес распространенной в европейской фотожурналистике черно-белой фотографии. И до сих пор, находясь в постоянном поиске нового видения и нового визуального языка, он остается актуальным, экспрессивным, парадоксальным, весьма востребованным мастером, который остро чувствует современные тенденции и во многом задает их.
— Мартин, Вы фотограф, куратор, колекционер, кинемотографист (film maker) и отец. Как получается вместить все это в Вашу жизнь?
— (Cмеется) Я очень рано встаю и очень интенсивно работаю. Я помешан на своей работе.
— Я ничего не пропустил?
— Вроде бы нет: куратор, редактор, фотограф… Отец — я раньше никогда не слышал этого в списке! Но почему бы и нет?
— А какой пункт Ваш любимый?
— Фотограф, конечно, — мое любимое занятие.
— Важнее семьи?
— Это нечестный вопрос!
(Смеемся оба)
— Можете не отвечать…
— Нет-нет, я с радостью отвечу, просто это нечестно. Конечно, семья — это главное! Ну и после этого я фотограф.
— Ваша семья интересуется, чем Вы занимаетесь?
— Да, но у семьи мало выбора: настолько это большая часть моей жизни. Моя жена и партнер очень редко ездит со мной куда-либо. Иногда, но редко. Ей не нравится летать, ей не хочется быть «Миссис Мартин Парр» и просто присутствовать. Так что она очень тщательно выбирает, куда ей ехать, она сопровождает меня на очень большие мероприятия, все остальное пропускает.
— Ваш ребенок занимается фотографией?
— Нет. У меня дочь, она шеф-повар, и она не фотографирует.
— Переключимся на фотографию. Что Вас забавляет и раздражает в этом деле?
— Меня на самом деле очень мало что раздражает. У меня привилегированное положение: я езжу и фотографирую по всему миру, мне за это платят, я стою на платформе, которую я вырабатывал годами. Так что меня в фотографии ничего не раздражает, даже, наоборот, мне фантастически повезло: имея такие возможности, делиться моими работами.
— Большая часть Вашей работы — это проекты. Вы работаете на заказ, по заданию?
— Да, правда, на данный момент я чаще работаю над культурными проектами, чем на журналы. Меня приглашают сделать серию или может быть книгу про какое-либо место и потом ее, книгу, в этом месте презентовать. Сначала я еду туда на две-три недели работать, а потом возвращаюсь на презентацию. У меня есть мои собственные проекты и идеи, которые я постепенно собираю, и, в конце концов, они тоже превращаются в книги, выставки и другие проекты.
Эти два направления живут параллельно, иногда они пересекаются. У меня всегда много проектов одновременно в работе, например, в 2012-м планируются к выходу пять моих книг. Постоянно приходится смотреть и разбирать съемки, общаться с дизайнером, кураторами, организаторами — это настоящая работа. У меня даже есть офис в Лондоне и два с половиной сотрудника, которые мне помогают.
— В основе большей части Ваших проектов лежат Ваши идеи?
Martin Parr /Magnum Photos/agency.photographer.ru
HUNGARY. Budapest. Szechenyi thermal baths 1997
Венгрия. Будапешт. Лечебные купальни Сечени 1997 год
— На самом деле чаще всего это смесь моих идей с заказом. Например, когда меня пригласили в Атланту, мне никто не говорил, что именно фотографировать, и это были мои идеи. Заказчик помогал мне продюсировать работу, организовывал доступ. Иногда бывает так: у меня свои идеи, у заказчика свои, мы их обсуждаем, потом строим плотный график, так как я предпочитаю работать в интенсивном режиме. Обычно я снимаю с 8 утра до полуночи каждый день, чтобы максимально отработать ситуацию.
— Один проект или несколько одновременно?
— У меня всегда в работе несколько проектов. Но я не могу снимать больше одного проекта в какой-либо один момент времени. Но мне нужно заполнять пробелы в графике, на следующий год у меня уже запланировано 7 или 8 проектов, одни — небольшие и короткие, другие — длительные. У меня очень запутанная жизнь, я очень самонадеян с точки зрения того, что, мне кажется, я могу в нее вместить. (Смеется.)
— Вы курируете собственные проекты?
— Я редактирую и курирую собственную работу, да и большую часть своих проектов, но я также часто работаю с редактором, с которым делю этот опыт, и почти всегда работаю с командой, в которой обязательно есть дизайнер и редактор.
— Чужие фотографии Вам нравятся так же, как и Ваши собственные?
— Конечно! Я наслаждаюсь чужими работами, и это привело меня к кураторской деятельности, потому что меня раздражает, когда серьезные молодые фотографы не имеют возможности реализовать свои проекты.
— Вы работаете с чужими архивами?
— Обычно я не смотрю чужие архивы, а стараюсь искать новых фотографов и выставлять их или публиковать. Почти всегда это уже целостная работа, я иногда помогаю с отбором, но я стараюсь не доходить до чужих архивов.
— Как Вы сочетаете работу фотографа с кураторской деятельностью?
— Работа фотографа — основное, курирование и отбор — это то, что я иногда делаю рано утром, ну еще бывают специализированные поездки. Я только что вернулся из Китая, часть времени я снимал, часть времени работал над своей книгой о Китае, встречался с фотографами, кураторами, ходил по книжным магазинам и торговцам, работал со своим партнером в Пекине.
— Новые люди, новые находки?
— Да, всегда!
— Вы ищете новые фотографические имена в России?
— Я всегда ищу новые работы и новые имена, и не важно, откуда они. В этом смысле Россия ничем не отличается от других стран.
— В этой поездке Вы на задании?
— Есть коммерческое задание, еще лекции и семинары. Для меня это шанс увидеть, что тут происходит, посмотреть на новые альбомы, книги… Я всегда ищу что-то новое.
— Судя по архиву «Магнума», Ваши первые фотографии в России были сделаны в 92-м…
— Я точно не помню даты, но да, похоже на правду…
— Вы несколько раз после этого приезжали в Россию, в середине и конце 90-х, начале 2000-х…
— Вы знаете мои поездки лучше, чем я! (Смеется.)
— Я просто перерыл Ваш архив на сайте «Магнума». Изменилась ли Россия, на Ваш взгляд?
— Конечно, Россия стала богаче, признак богатства — это пробки. И вы — короли пробок и заторов!
— Как же Токио, и рекорд на самую длинную пробку?
— Нет, Токио — ничто по сравнению с Москвой, может, там и была самая длинная пробка, но в Токио автомобильное движение никогда не является проблемой, а в Москве — просто катастрофа!
— А что не изменилось?
— Россия все еще остается Россией, слава богу! Еще об изменениях. Еда, хорошая еда — очень дорогая, но когда я впервые сюда попал, мне кажется, это было сильно раньше 90-х, еда была плохой, просто ужасной, почти не съедобной…
— Некоторые скучают по той еде…
— Я это видел, понимаю, что ностальгия по коммунистическим временам — это неизбежно, но у меня никакой тоски по той еде нет, и я не удивляюсь тому, что московский «Макдоналдс» был таким успешным, когда он впервые открылся в начале 90-х.
— Вы планируете проекты, связанные с Россией?
— Пока нет, ничего конкретного, но я бы хотел сделать здесь большую выставку. Россия — очень энергичный фоторынок, полный энтузиазма, я очень жду того, что произойдет в Хьюстоне на полностью русском «Фотофесте». Россия — одна из ключевых стран в мире фотографии, место, за которым сейчас надо очень внимательно наблюдать, место, где очень неплохо показывать серьезные выставки.
— Можете назвать любимых русских фотографов?
— Я видел очень многих, в моей коллекции целая полка отдана русским фотографам, все — от Родченко до современных мастеров, но, извините, мне трудно даются русские имена.
— Давайте сменим тему и поговорим о цифровой эре. Вы все еще снимаете на пленку?
— Нет, я уже три или четыре года не снимал на пленку.
— В 2007 году вы сказали, что Flickr* станет угрозой таким агентствам, как Getty Images, а сейчас Flickr и Getty — это одно и то же**. Каково быть пророком?
— Пророком?!
— Вы же предсказали, что социальные фотохостинги, такие сайты, как Flickr, будут серьезно конкурировать с большими агентствами на рынке.
— Я плохо помню, что я такое говорил, я совсем не пророк, но это вполне логично — создав коллекцию фотографий, продавать ее.
— И что дальше?
— Цифровая фотография будет расти, это фантастически демократическое занятие. За то время, что я фотографирую, аудитория фотографии и количество фотографов выросли до невообразимых масштабов. Сейчас, в эру Интернета, у всех есть более простой и дешевый механизм распространения. Я очень рад распространению фотографии и ни в коем случае не считаю это угрозой для себя или для самой фотографии. Я очень рад, что это происходит, моей основной аудиторией сейчас могут быть другие фотографы, а это самая преданная публика. Конечно, я не хочу быть в гетто, а хочу иметь самую широкую аудиторию, но я знаю, что фотографы очень внимательно и преданно смотрят других фотографов.
— Вы пользуетесь социальными фотографическим сайтами для распространения своих фотографий?
— Нет, но сайт «Магнума» (www.magnumphotos.com) доступен всем, и там 25 тысяч моих фотографий, и если кто-то захочет увидеть много фотографий Мартина Парра, то у него есть такая возможность. К тому же меня есть группа на Flickr — называется Martin Parr WE Love U (//www.flickr.com/groups/martinparr).
— То есть Flickr не является угрозой для фотографии?
— Ни в коем случае! Flickr — одна из самых интересных платформ, которая есть у фотографов.
— Многие фотографы боятся массового притока людей в фотографию…
— Да, многие боятся, но я этому притоку только рад. Считаю, что глупо бояться, так как самое интересное и важное свойство фотографии — это ее постоянный рост и демократизация.
— Что Вы думаете о массовом самиздате, как относитесь к таким сервисам, как blurb.com***?
— Отлично, это просто отлично! Одна из сторон русской фотографии, что мешает ей развиваться так, как развивается фотография остального мира, — это то, что русские фотографы недостаточно занимаются изданием и раскруткой своих работ, они пока не осознали, насколько эффективными и интересными могут быть новые способы распространения. Но я надеюсь, что ситуация в скором времени улучшится.
— Вы сами издаете собственные проекты?
— Нет, но только потому, что мне очень повезло: у меня нет недостатка в издателях. Но есть исключения, например, в прошлом году мы с другом сделали одну книгу на blurb, и это было правильное решение.
— Такие сервисы, как blurb.com, заменят книжную индустрию?
— Нет, они ее дополнят. В blurb.com издается более миллиона книг в год, это просто феноменально! И не забывайте про то, что нам нужны плохие книги, чтобы лучше понимать хорошие. Так что вся эта конкуренция и распространение хороши для фотографии, потому что только в сравнении с плохим мы можем оценить хорошее.
— На данный момент есть и совсем новые рынки: приложения для планшетов и других мобильных устройств. Вы двигаетесь в этом направлении?
— Есть несколько предложений — как «Магнуму», так и мне — на изготовление приложений, у меня нет с этим проблем. Но я все еще считаю, что книга работает именно как физический объект. Я знаю, что за последние десять лет случился расцвет интереса к книге, ее публикации, коллекционированию. Приложения никогда книгу не заменят, но они будут дополнять этот рынок.
— За последние несколько лет сильно упали бюджеты редакций газет и журналов на editorial. Это как-то отразилось на Вашей работе?
— Конечно, я сейчас гораздо меньше работаю на журналы. Но на замену журналам пришла идея издания собственных проектов и, как я уже говорил, культурных проектов. Это гораздо более интересная работа, чем съемка по редакционному заданию: у вас больше свободы и времени, можно более серьезно работать, вам больше платят. Вместо нескольких разворотов в журнале вы можете рассчитывать на книгу как на продукт вашей работы. По сути, это только хорошие новости. Все то, что другие красят черным цветом, я считаю хорошими новостями и прогрессом.
— Еще два вопроса напоследок: за свою карьеру Вы делали какие- либо ошибки, о которых хотели бы рассказать или от которых хотели бы предостеречь начинающих?
— (Смеется) Я не знаю об ошибках!
— Совет для начинающих фотографов или первый совет, который Вы даете своим студентам?
— Работайте не покладая рук и любите то, чем занимаетесь. Будьте честны перед собой. Проблема в том, что большая часть студентов совсем не работает, они не знают, что такое работать. Проблема заключается в том, что профессия фотографа выглядит как очень зрелищная и яркая карьера. Люди думают, что это просто: взял камеру — и пошел снимать. Но на самом деле в фотографии нельзя скрыть того, сколько труда стоила работа, а точнее нельзя скрыть то, насколько мало труда было вложено в проект. Это всегда видно. Фотография интересна тем, что это одновременно и самое простое занятие, и в то же время самое сложное.
Martin Parr. From the series The Last Resort: Photographs of New Brighton. 1983-1985.
Courtesy of Martin Parr / Magnum Photos
Мартин Парр. Из серии «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона». 1983-1985.
(C) Мартин Парр / Magnum Photos
Фотографии из серии «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона» предоставлены Мультимедиа Арт Музеем (Москва). Выставка фотографий Мартина Парра проходит в рамках девятого месяца фотографии «Фотобиеннале-2012».
Благодарим также агентство Photographer.ru за предоставленные фотографии.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Flickr — сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем цифровых фотографий и видеороликов. Один из самых популярных сайтов среди блогеров для размещения фотографий. По состоянию на 4 августа 2011 года сервис имел в своей базе более 6 млрд. загруженных изображений. Flickr был приобретен Yahoo! в марте 2005 года.
Википедия, //ru.wikipedia.org/wiki/Flickr
** В 2008 году Flickr и Getty Images объявили о намерении завязать более тесное сотрудничество в области фотографии. Представители GI отметили, что будут рады воспользоваться теми коллекциями Flickr, которые сочтут наиболее подходящими стандартам известного стока. Редакторы GI исследовали коллекции пользователей на предмет лучших стоковых снимков, связывались с авторами и предлагали заключить договор на продажу их фотографий на GI. В течение двух лет в коллекцию GI вошло более 100 000 изображений. Сегодня уже любой пользователь Flickr может предложить свои снимки на продажу, выбрав опцию Request to License.
*** Американский сайт blurb.com специализируется на выпуске авторских книг любого формата и содержания небольшим тиражом (от одного экземпляра). Сайт также дает возможность выставить книгу на продажу.
Глобальный туризм • Мартин Парр • Magnum Photos
Мартин Парр Ялта, Украина. 1995. © Мартин Парр | Magnum Photos
«Туризм — крупнейшая индустрия в мире; только нефть приближается к этому, и в любом случае многие из них используются в туристической индустрии. Этот фолиант изображений показывает туриста (т. е. вас и меня), делающего то, что мы делаем, когда прибываем на пляж или в другую глобальную приманку. Мы стоим в очереди, загораем и тратим деньги на зачастую совершенно бесполезные сувениры».
Мартин Парр Пизанская башня. Из «Маленького мира». Пиза, Италия. 1990. © Мартин Парр | Magnum Photos
«Затем мы фотографируем себя на фоне посещаемой достопримечательности. Это доказывает, что мы были там и являемся частью мира, каким мы его знаем. Посещение достопримечательностей — это современная форма паломничества, а полученные в результате фотографии — главный приз».
«У всех нас есть представление о том, как выглядит место, особенно если это знаковое место, такое как Пирамиды или Эйфелева башня.
«Многие страны полагаются на туризм как на основной источник дохода, но, как и у всего, у него есть и обратная сторона, поскольку туризм часто может разрушить то, ради чего люди приехали в первую очередь. Подумайте о каком-нибудь месте вроде Мачу-Пикчу, где толпы людей кишат над древними стенами».
Место инков, расположенное на высоте 2400 метров (7875 футов) над уровнем моря. Мачу-Пикчу, который часто называют «Затерянным городом инков», вероятно, является самым известным символом Империи инков. Он также находится на (…)
e Новых семи чудес света. Мачу-Пикчу, Перу. 2008.
«Я не говорю, что туризм — это плохо, это далеко не так, поскольку он обеспечивает средства к существованию для многих людей. Такие организации, как Tourism Concern в Великобритании, вносят очень важный вклад в лучшее понимание инь и ян туризма. Эта благотворительная организация освещает проблемы, вызванные туризмом — от нехватки воды в недавно застроенных местах до чистого изнасилования нашей постоянно сокращающейся естественной среды обитания — и пытается обеспечить, чтобы местные жители извлекали выгоду из плодов туризма. Нам необходимо лучше понять проблемы, связанные с этим огромным бизнесом. Надеюсь, эти фотографии послужат хорошей отправной точкой. Помните, что мы, богатые жители Запада, ищем удовольствия от туризма, так что мы все вместе». – Мартин Парр
Мартин Парр Сфинкс. Гиза, Египет. 1992. © Мартин Парр | Magnum Photos
Узнать большеОставайтесь на связи
Введите ваш адрес электронной почты:
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Полевые заметки Magnum
Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.
Магазин «Магнум»
Будьте первыми, кто узнает о недавних выпадениях из магазина «Магнум». От новых книг и ограниченных изданий до специальных предложений — все это можно найти в еженедельном информационном бюллетене Magnum Shop.
Magnum LearnРаз в две недели получайте советы и статьи с рекомендациями, узнавайте о последних семинарах, бесплатных онлайн-мероприятиях и курсах по запросу.
Fine Print Gallery
Ежемесячно получайте информацию об онлайн- и офлайн-выставках, фотоярмарках, мероприятиях галереи, а также о новостях и мероприятиях, проводимых мелким шрифтом.
Распродажа квадратной печати
Узнайте, когда начнется наша ежеквартальная 7-дневная распродажа квадратной печати.
Magnum Creative
Ежемесячные новости о последних заданиях, проектах фотографов и сотрудничестве с брендами.
Последнее прибежище • Мартин Парр • Фотографии Magnum
Мартин Парр | Последнее прибежище Нью-Брайтон, Англия. 1983-85 гг. © Мартин Парр | Magnum Photos
Cafe Royal Books (CRB), издатель еженедельных фотожурналов, посвященных британской документальной фотографии, выпустил 32-страничное издание о работах Мартина Парра на побережье. Вы можете приобрести подписанные копии здесь,
CRB также выпустила бокс-сет журналов Парра, который включает его работы о t британском побережье, а также Чайнатаун, Йейтс, заброшенный Моррис Минорс в Западной Ирландии и Прествичскую психиатрическую больницу. Вы можете приобрести его в CRB здесь или подписать в Фонде здесь .
Досуг во всех его проявленных формах занимал Мартина Парра на протяжении всей его карьеры. Но от ярмарок до еды и цветочных выставок нигде погоня за удовольствиями не проявляется так открыто, как на пляже. «Пляж всегда будет неотъемлемой частью того, чем я занимаюсь — он продолжается и продолжается», — говорит Парр. — Завтра я еду на пляж.
Самые запоминающиеся фотографии британского побережья были сделаны Парром в период с 1983 по 1985 год, когда он посетил ливерпульский пляжный курорт Нью-Брайтон. Его теперь характерное использование насыщенных цветов и бортовой вспышки освещало страну, находящуюся в состоянии упадка, но все еще находящую удовольствие там, где это возможно. Упадок британской экономики и общества в целом, казалось, проявился на усыпанной мусором бетонной набережной Нью-Брайтона.
«Это был особенный момент в 80-х, — говорит Парр. «Нью-Брайтон изменился; это было несколько облагорожено. Я был там в прошлые выходные, и это не так неряшливо. Так что работа связана с тем моментом времени, в разгар тэтчеризма и как раз перед закрытием пляжа. Вся энергия этого места была частью этого».
80-е годы Нью-Брайтон был популярным местом для экономически неблагополучного рабочего класса, и оценка Парром этого социального слоя — с недостатками и прочим — вызвала споры, когда
Мартин Парр | Последнее прибежище Нью-Брайтон, Англия. 1983-85 гг. © Мартин Парр | Магнум Фото
Мартин Парр | Последнее прибежище Нью-Брайтон, Англия. 1983-85 гг. © Мартин Парр | Магнум Фото
Мартин Парр из «Последнего пристанища». Нью-Брайтон, Англия. 1983-85 гг. © Мартин Парр | Magnum Photos
«Я довольно рано понял, что полемика не причинила вам никакого вреда».
— Martin Parr
Наряду с яркими нарядами и дешевыми развлечениями игровых автоматов документальный подход Парра привлекает внимание к иронии жизни разрушающегося морского курорта. Вместо золотых песков, которые исчезли в 1960-х годах из-за приливных изменений реки Мерси, изобилует бетон, что делает обычные пляжные сцены несколько антиутопическими. Вместо замков из песка вырисовываются большие куски транспортной техники, а полотенца, уложенные на твердый цемент, являются неудачной альтернативой шезлонгам.
«Противоречия британской жизни можно увидеть повсюду — пляж ничем не отличается», — говорит Парр. «Меня интересуют двусмысленность и противоречия, которые я вижу, и поиск способов сформулировать это с помощью фотографии». Эту оценку эксцентричности британского общества легко романтизировать, но Последнее пристанище далеко не ностальгическое. «Мы оглянемся через 30 лет и подумаем: «Хотел бы я быть здесь до 20-летнего возраста», — говорит он. «Очень легко оглядываться назад и ностальгировать, думая, что в «старые добрые времена» все было лучше. Ну, это не так, он просто развивается».
«Всякий раз, когда я осваиваю новую технику, я обычно сначала применяю ее на пляже, чтобы поэкспериментировать с тем, что возможно.»
— Мартин Парр
Развлечения лежат в основе фотографии Парра и особенно заметны в его работе на пляже. “ Я хочу, чтобы фотографии были доступны для более широкой аудитории. Я не хочу, чтобы люди были озадачены или озадачены тем, что я делаю», — говорит он. «Хочу, чтобы фотографии были яркими и жизнерадостными. Ну, может быть, они и не веселые, но уж точно яркие». Этот «жизнерадостный» внешний вид стал возможен благодаря смелому использованию цвета, который был частично вдохновлен языком коммерческой фотографии и частично американскими фотографами-документалистами, такими как Стивен Шор и Уильям Эгглстон. «Они вселили в меня уверенность, что цвет тоже может быть серьезным», — говорит он.
The Last Resort был одним из первых экспериментов Парра с цветом, поэтому пляж стал его лабораторией для проверки новых идей. «Всякий раз, когда я осваиваю новую технику, я обычно сначала применяю ее на пляже, чтобы поэкспериментировать с тем, что возможно», — говорит Парр. «Это варьировалось от среднего формата New Brighton 6 × 7 до перехода от черно-белого к цветному. Затем использование стандартного объектива — сначала широкоугольного, затем — макрообъектива, а совсем недавно — телеобъектива». Пляж остался плодотворным полигоном просто потому, что «люди просто лежат и ждут, когда их сфотографируют».
Опубликовано как часть летней серии рассказов Magnum: «Жизнь у моря: изучение идентичности через общество в свободное время и в погоне за удовольствиями». Остальные истории из серии смотрите здесь.
Мартин Парр из «Последнего пристанища». Нью-Брайтон, Англия. 1983-85 гг. © Мартин Парр | Magnum Photos
Просмотрите плакаты Life By The Sea и коллекцию мелкого шрифта в магазине Magnum
ПодробнееОставайтесь на связи
Введите ваш адрес электронной почты:
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Полевые заметки Magnum
Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.
Магазин Магнум
Будьте первым, кто узнает о недавних выпадениях из магазина Магнум. От новых книг и ограниченных изданий до специальных предложений — все это можно найти в еженедельном информационном бюллетене Magnum Shop.
Magnum Learn
Раз в две недели получайте советы и статьи с рекомендациями, узнавайте о последних семинарах, бесплатных онлайн-мероприятиях и курсах по запросу.