Павел кривцов фотограф: Фотограф Павел Кривцов

Павел Кривцов: Фотография – это мука

Беседы

Павел Захаров

21 апреля 2015, 13:36

_Один из классиков советской школы фотографии, мастер с громадным опытом за плечами, которого в фотосреде порой именуют «православным художником» Павел Кривцов встретился сегодня в Тюмени с молодыми фотографами и увлеченными искусством светописи. Губернаторский зал ТюмГУ, ставший местом встречи, едва вместил всех желающих пообщаться с Павлом Павловичем. Мастера спрашивали об искусстве, о душе, православии, его героях и, конечно же, секретах мастерства._

— Мастер живет в каждом из вас. Если художник чуть зазнается, он остановится на своем пути. Мы все будем сейчас разговаривать о визуальном искусстве, речь пойдет о работе зрения, умении порассуждать, погрузиться в фотографию. Мы в равном положении, просто у меня чуть больше опыта, — призвал к диалогу фотограф.

— Павел Павлович, для чего вы снимаете?

— Вначале фотография была моим увлечением.

Я занимаюсь ею с 1960 года, тогда я был восьмиклассником. Потом я познакомился с молодежной газетой, в девятом классе начал печататься. Все шло дальше, я продолжил заниматься фотографией в армии. После службы меня приняли в молодежную газету. С тех пор фотография стала моей профессией, я стал зарабатывать ей на жизнь.

Приступив к работе я стал осваивать фотографию и понял, что она несет огромные возможности. Постичь мир, человека, постараться заглянуть ему в глаза, в душу. И с этого момента фотография превратилась в муку. Не в хобби, не в увлечение и не в профессию, а в муку.

Чтобы прикоснуться к внутреннему миру человека нужно напрячься, помучиться. Так что фотография для меня — способ познания мира и человека. Но без мук, без напряжения не сочинишь песню. То, что легко делается — легко воспринимается.

— Почему ваши снимки черно-белые?

— В 1960-е годы, когда я начинал заниматься фотографией, о цвете речи быть не могло. Естественно, я учился черно-белой фотографии.

17 лет проработал в молодежной газете, затем шесть лет в Москве в центральной газете «Советская Россия». Ну, а потом меня пригласили в «Огонек».

По своему внутреннему восприятию я всегда был склонен к аскетизму. И в изобразительном плане тоже. Есть художники, которые пишут яркими красками, а есть — сдержанными. Искусство это условность. Каждый творческий человек выбирает то, что ему ближе по душе. В черно-белой фотографии можно выразить больше и глубже, чем в цветной.

— Расскажите о вашем первом напечатанном снимке.

— Это было в школе. Я начал увлекаться фотографией, в фотокружок ходил. Сфотографировал мальчика со скрипкой. А руководитель фотокружка перед этим напечатал пару моих снимков в газете под своей фамилией. Я отдал ему пленки, потому что мне негде было проявлять фото. Перед этим я его спросил, сколько нужно учиться, чтобы напечататься в газете? Он мне ответил: лет пять, шесть. А тут вдруг я через месяц вижу свою фотографию в газете, но не под своей фамилией.

Потом у преподавателя совесть проснулась, и он отнес в редакцию моего мальчика со скрипкой. Оказалось, что это был двоечник музыкальной школы. Они спросили преподавателя: «Что это ты принес?» Он им ответил, что это не он снял, а ученик. В общем, заставили меня прийти в редакцию.

Я пришел, вижу в одном кабинете мужик сидит солидный. Я постучал, он спросил, чего пришел. «Ааа, это ты!» — ну и стал меня журить. Пожурил, пожурил и сказал: «Слушай, вот чтобы не было таких вещей, приноси снимки сам». И вот с тех пор у меня загорелась душа.

— Вас называют православным и свободным художником. Согласны ли вы с этим? Не обижает ли вас, что все ваше творчество описывают всего двумя словами: православный художник?

— Я был свободным всегда. Каждый человек имеет свободу выбора. Даже при той коммунистической идеологии я шел этим путем и делал что хотел. Я ломал стереотипы. Был даже случай, когда меня чуть не исключили из партии за мои фотографии. Тем не менее, это фото потом получило на всесоюзном конкурсе бронзовую медаль, и я был реабилитирован.

Свобода — это волевой акт. Если человек проявляет его, он свободен. Ну, а насчет православия… Ну, моя бабушка ходила в церковь и мать. Да, не очень это жаловали, но народ то молился. Меня не обижает это и не смущает. У меня есть альбом «Святая Русь». В нем фотоочерк из психбольницы. Это ведь не церковь. Как и фотоочерки, на которых раненые афганцы или ветераны.

— Если бы вы не стали заниматься фотографией, то чему посвятили жизнь?

— Я был бы геологом или охотником. Я мечтал об этом в детстве, но не получилось, — смеется.

—  Расскажите, как вы относитесь к обработке фото? На какой фотоаппарат снимаете?

— Я всегда проявлял и печатал фотографии лично. Снимал на пленку, и сейчас тоже на нее снимаю. Несмотря на господство цифры я никогда не расстанусь с пленкой, потому что мне жалко расставаться с этим волшебством. В пленке есть первородное звучание слова «фотография». Это ведь светопись. А сейчас какая-то цифрография.

Что касается фотоаппарата, снимаю на Leica. К цифре я отношусь нормально, дерзайте, осваивайте. Это легко: нажал и ни о чем не думаешь, в компьютер закинул, тут же отпечатал. Больше времени свободного.

— Один из ваших самых знаменитых снимков «Грустный праздник», сделанный в психиатрической больнице им. Кащенко. Как вы попали туда?

— Мне поручили сделать серию снимков о том, как люди разных конфессий помогают больным. Таким образом я снимал баптистов в психбольнице. Когда я напечатал свой репортаж, ко мне приехал главный врач Юрий Козырев. Я ему подарил несколько журналов, он их полистал, посмотрел и сказал: «Слушай, а мне нравится как ты снимаешь. Хочешь я тебе первому в истории разрешу снять нашу больницу?» Я присел. Конечно, я согласился.

Две недели каждый день ездил в больницу как на работу. Передо мной поставили два условия: первое — если человек в состоянии аффекта, в кризисе, никто не должен его узнать на снимке, второе — если он из аффекта вышел, ты должен спросить его разрешения.

Этот снимок в колпаке был сделан 31 декабря, когда в больнице отмечали Новый год.

Больные шили себе костюмы, делали украшения. Эта фотография получила в Голландии на World Press Photo «Золотой глаз». Хотя я посылал весь очерк, они выдернули только эту фотографию. Но что такое снимок — это символ. А какой же здесь символ? Что мы все дураки? В очерке же страдания, сочувствие.

— В последнее время вы стали чаще снимать или реже, как-то меняется это с годами?

— Реже, потому что я пенсионер. За последние десять лет выпустил пять альбомов. Это мало или много? 55 лет я занимаюсь фотографией и каждый год снимаю по 500-600 метров пленки. Конечно, это довольно много.

— Фотография это искусство?

— Искусство — это то, что вызывает чувство. И чем сильней чувство, тем выше искусство.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.

Последние новости

Вслух.ру

26 февраля, 10:47

Какие тюльпаны пользуются наибольшим спросом у тюменок

На выгонку цветов в теплице уходит 1,5 месяца.

#цветы

#предприниматель

#бизнес

Вслух.ру

26 февраля, 10:31

После праздников игроки МФК «Тюмень» проведут сбор в национальной команде

В 15-м туре Суперлиги игроки встретятся с соседями по турнирной таблице.

#МФК

#мини-футбол

#Суперлига

#сборная

#Тюмень

#новости Тюмени

Вслух.ру

26 февраля, 09:42

Тюменкам рекомендуют рожать до 35 лет

Чем больше проблем со здоровьем, тем меньше шансов на успех даже с ЭКО.

#родители

#ЭКО

#врачи

#советы

Вслух.ру

26 февраля, 09:33

Папа строгий, а мама заботливая: россияне назвали главные качества современных родителей

И чему они должны научить детей.

#опрос

#родители

#мнение

#новости России

Вслух.ру

26 февраля, 09:17

В Тюмени до конца февраля прогнозируют резкое потепление, снег с дождем и сильный ветер

Прогноз погоды на ближайшие дни.

#прогноз

#погода

#Тюмень

#новости Тюмени

Павлу Кривцову – 75! / Картина дня

Павлу Кривцову – 75! / Картина дня

Главная

Картина дня

Павлу Кривцову – 75!

23.10.2018

Сегодня исполняется 75 лет фотографу с мировым именем Павлу Кривцову.

Один их лучших фотографов России, член Союза фотохудожников родился в 1943 г. в деревне Рождественке Белгородской области. Здесь прошло его детство, а старшие школьные годы Павел провёл в Белгороде, где серьёзно увлёкся фотографией, которой он и посвятил всю свою жизнь.

В своё время Павел Павлович был ведущим фотокорреспондентом таких центральных изданий, как «Советская Россия» и «Огонёк», журнал «Слово». Он участник многих всесоюзных и международных выставок и конкурсов, награждён золотыми медалями Интерпрессфото. Обладатель престижной международной премии «Золотой глаз» World Press Foto, лауреат премии Союза журналистов СССР, удостоен звания «Мастер международной фотографии».

Его снимки сразу обращают на себя внимание. За их, казалось бы, простой формой всегда скрывается глубокий смысл, передаётся суть ситуации, сложность душевного мира героев фотохудожника, их психология.

«Для меня фотография — способ познания жизни, действи­тельности, которая меня окружает, способ познания человека, его характера, жизненных ситуаций, которые складываются вокруг людей, – говорит Кривцов. – Поэтому мне хотелось, чтобы мои фотографии были ненавязчивыми и, одновременно, чтобы они заставляли человека их рассматривать. Хорошая фотография должна призывать, чтобы к ней вернулись. Как хороший рассказ, картина или музыка. Нас влечёт к тому, что затронуло наши чувства. В этом тайна искусства. Ведь искусство познаётся чувствами. Если человек прочитал рассказ, который затронул его душу, через некоторое время он обязательно к этому рассказу вернётся. Это процесс глубинного воздействия искусства — общение автора и читателя, композитора и слушателя, фотографа и зрителя.

Даже если сегодня кого-то не волнуют вещи, которые интересуют меня, то пройдёт время, и, возможно, сама жизнь приведёт человека к тем проблемам, которыми я занимаюсь».

Фотограф отмечает, что «добро, любовь, нежность, философские мысли, отношение к природе, выявление человеческого характера – всё это вмещает в себя фотография. Она многолика и разнообразна: как люди, так же неповторима и фотография».

Многие работы фотохудожника посвящены духовному возрождению России, которое началось в 1988-м, в год тысячелетия Крещения Руси. Протоиерей Василий Ермаков говорил: «Хотелось бы, чтобы до каждого русского человека дошёл альбом замечательного мастера фотографии Павла Павловича Кривцова «Святая Русь», в котором так ярко запечатлена душа нашего народа. Здесь ясно отражён народный порыв, стремление вновь вернуться на святую тысячелетнюю дорогу Православия… Один из главных образов в творчестве Павла Кривцова – воздвижение Креста. Он снимал это великое событие и на Соловках, и в в Москве в Крестовоздвиженском храме, прихожанином которого стал… Поднимающиеся из руин храмы, чудесные лица русских людей показывают всем: смотрите, Русь не погибла! Она возрождается, она возродится и всегда будет Святой Русью!».

По материалам сайта «Планета людей», блога Compartstudio.


Материалы по теме:

  • Павел Кривцов: «Всегда будут и те, кто отстаивает что-то светлое»
  • Картина дня
  • Текущий момент
  • Политика
  • Россия и мир
  • Зарубежье
  • Экономика
  • Общество
  • Славянское поле
  • Территория истории
  • Созидатели
  • Взгляд
  • Культура
  • Литературная гостиная
  • Фоторепортаж
  • Эксклюзив
  • На первую полосу
  • Геополитика
  • Версия
  • Русский проект
  • Позиция
  • Великая война. 1914-1918
  • История Второй мировой: факты и интерпретации
  • Факт и комментарий
  • Архив рубрик

1989 Павел Кривцов DL1 | Фото мировой прессы

Поделиться изображением

1989 Фотоконкурс, Повседневная жизнь, 1 место

Фотограф

Павел Кривцов

Огонёк

Больше информации о фотоМеньше информации о фото

Подробнее о фото Меньше информации о фотографии

Истории по теме

Кен Сакамото

Эндрю Холбрук

Победители фотоконкурса 1989 года

Жерар Рансинан

Марио Пиньята-Монти

Майкл фон Граффенрид

Лилиана Ньето дель Рио

Чарльз Нанимает

Себастьян Рибейру Сальгадо

Питер Тернли

Стефан Дюруа

Эрик Валли

Эндрю Холбрук

Александр Копачев

Доминик Обер

Дэвид Тернли

Аллан Танненбаум

Андрей Соловьев

Джеймс Нахтвей

Чарльз Нанимает

Питер Тернли

Алисдер Макдональд

Кор Малдер

Николай Низов

Кристофер Норт

Филип Ванутрив

Франс Лантинг

Чарльз Мейсон

Франс Лантинг

Александр Поляков

Дэвид Тернли

Доминик Обер

Аллан Танненбаум

Александр Копачев

Джеймс Нахтвей

Чарльз Нанимает

Андрей Соловьев

Питер Тернли

Чарльз Мейсон

Чарльз нанимает

Чарльз Мейсон

Лилиана Ньето дель Рио

Борис Юрченко

Энтони Суау

Мирослав Зайич

Лев Шерстенников

Жерар Рансинан

Кеннет Джарек

Энтони Суау

Джеймс Дикман

Глинн Гриффитс

Александр Циарас

Джеймс Дикман

Алон Райнингер

Ян Гишауа

Лутц Бонгартс

Колман Дойл

Брайан Смит

Мартин Фюгер

Энтони Суау

Рольф Нафзигер

Кристофер Стил-Перкинс

Аллан Танненбаум

Мэнни Гарсия

Дэвид Тернли

Programs

Благодаря нашим образовательным программам World Press Photo Foundation поощряет различные рассказы о мире, представляющие истории с разных точек зрения.

Перейти к образованию

На наших выставках рассказываются истории, которые заставляют людей останавливаться, чувствовать, думать и действовать перед мировой аудиторией.

Перейти на выставки

Наш ежегодный конкурс признает и награждает лучших в фотожурналистике и документальной фотографии.

Перейти к конкурсу

Мы используем файлы cookie для анализа использования нашего веб-сайта, определения индивидуальных предпочтений после получения вашего явного согласия и улучшения вашего пользовательского опыта.

Соглашаясь, вы даете нам согласие на установку файлов cookie и принимаете наши Политика в отношении файлов cookie .

Я согласен

Отклонить

Фильм Я снимал.

. (2003)

Говорит фотограф Павел Кривцов.

Фотографии — скульптор со своей скульптурой.

Говорит Кривцов.

Фотографии Кривцова — скульптор ломает свою работу в овраге.

Говорит Кривцов.

Фотографии разбитой скульптуры.

Различные ч/б фотографии Кривцова — молодой резчик по дереву за работой, мастер с кубком в руках, пожилой мужчина в избе с петухом, мужчина с балалайкой на траве и т.д.

Кривцов на стройке, осматривает объект.

Сварщики наверху.

Кривцов поднимается по лестнице, на заднем плане идут сварочные работы.

Группа строителей в касках.

Причал, стоят теплоходы, Кривцов идет по стройке, подходит к рабочим.

Различные производственные процессы — рабочие поднимают металлические листы, ведутся сварочные работы.

Кривцов фотографирует рабочий процесс.

Кривцов фотографирует строителей и рабочих.

Строители собираются для группового фото, Кривцов фотографирует.

Различные ч/б фотографии Кривцова — рабочие, сталевары, пожилые люди, ветераны, портреты, лица простых людей и др.

Крупно — Кривцов рассматривает фотографии.

Фотографии разного жанра — деревня, дети, жители села и др.

Фотографии — зимний пейзаж с деревьями, девушка в окне, старые деревья, пни, коряги и др.

Фотографии на сельскую тему — мужчина у костра, женщины в поле, люди с лошадьми в поле, дети возле школы под зонтом под дождем, семья на мотоцикле с коляской, разные фото с детьми.

Говорит Кривцов.

Панорама на фото ветеранов.

Говорит Кривцов.

Фото ветерана в распахнутом плаще с орденами и медалями.

Разные фото с ветеранами.

Торжественное мероприятие, группа людей поднимается по лестнице, среди них поэт и писатель Сергей Михалков.

Михалкова встречают хлебом-солью, аплодируют, вокруг много корреспондентов, операторов, фотографов.

Среди фотографов Павел Кривцов.

Михалков за столом.

Кривцов стоит на коленях и фотографирует.

Крупный план — лицо Кривцова с камерой.

Михалков за столом.

На фото Кривцова — писатели Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Леонид Леонов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, актер Николай Крючков, певица Татьяна Петрова, летчик Алексей Маресьев, композитор Георгий Свиридов и др.

Различные фотографии священников, монастырей, храмов, монахов и монахинь и т.д.

Кривцов в мастерской, работает со специальной аппаратурой.

Большой — уголок с иконами в комнате.

Кривцов за работой, проявляет фотографии.

Процесс проявления фотографий.

Кривцов за работой.

Павел кривцов фотограф: Фотограф Павел Кривцов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх