Правила фотографирования: Композиция в фотографии. Правила и примеры

Содержание

Композиция в фотографии. Правила и примеры


Композиция отвечает за целостность кадра и соподчиняет элементы фотографии друг другу и идее художника.

Композиционное решение в изобразительном искусстве подчиняется творческой задаче автора. Прежде всего фотограф отвечает на вопросы «Что я вижу? Зачем эта фотография? Как передать идею зрителю?». И только затем автор решает, как использовать такие основные элементы композиции кадра как пространство, линии, формы или фигуры, движение и ритм, текстуры, свет, цвет и точка фокуса. Благодаря этому он может управлять настроением зрителя, обращать его внимания на важные объекты в плоскости изображения, прятать «второстепенные элементы». Язык композиции – это набор из многих правил как рассказать историю на плоскости, но мы поговорим только о самых важных.  

Больше композиционных приемов вы можете узнать на таких курсах Дмитрия Богачука как:

1. Онлайн фотокурс «Композиция в фотографии. Ступень I».

 

2. Онлайн фотокурс «Колористика в фотографии».

3. Онлайн фотокурс «100 приемов Арт-фотографии».

 

1. Правило «золотого сечения» – правило третей

Его описал математически великий Леонардо да Винчи. Об этом правиле можно было услышать ещё в школе, на уроке математики. Помнишь этот рисунок?

Золотое сечение — это деление отрезка С, при котором весь отрезок С так относиться к большей части В, как большая часть В относиться к меньшей А. Формула этого выражения такая: С:В=В:А=1,618. Это число, ещё называют «золотым числом». Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией». А термин «золотое сечение» ввел Мартин Ом в 1835 году. Это соотношение отрезков можно перенести и на плоскость фотографии. Эту сетку часто можно увидеть в видоискателе фотокамер.

На точках пересечения и линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотографируемого изображения. Например, совмещай линию горизонта с нижней линией сетки, если нужно сделать акцент на небо. Как на этой фотографии с одинокой сосной на вершине Демерджи… 

Располагай героя своего сюжета (дерево, человека, цветок, здание) на одной из четырех активных точек сетки третей. Используя правило третей, ты сможешь сделать акцент на важных объектах в кадре. 

2. Правило ФОРМАТА

Каким будет твой следующий кадр – горизонтальный или вертикальный? Решай это до того как нажать кнопку. Формат кадра определит объект съемки. Снимаешь высокое дерево или человека в полный рост – поверни камеру вертикально. Часто мы видим фотографии стандартных форматов, с соотношением сторон 4:3, например альбомный или горизонтальный формат.

Но формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскрёбов, я хочу показать зрителю их высоту. Тогда я выберу узкий, вертикальный, нестандартный формат. Формат изображения усилит восприятие сюжета.

Или, к примеру, формат квадрата. Квадрат – очень статичная форма. В квадрат часто заключают натюрморты. Мало того, что сюжеты натюрмортов действуют успокаивающе, так ещё и квадратный формат усиливает чувство покоя и стабильности. Всегда задумывайся на тем, какой формат подойдёт именно твоему сюжету.

 

3. Правило равновесия и симметрии

На фотографии следует уравновесить и пятна, и смыслы. Если в одной небольшой части фотографии сконцентрировано много смысла, нужно найти по смыслу что-то ещё и расположить в противоположную часть кадра, чтобы уравновесить сюжет. 

 На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Симметрия всегда приятна глазу. Часто композиция пейзажа и архитектуры строитсЯ на симметричных отражениях в воде.

 

4. ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ.

Используйте естественные линии, чтобы провести глаз зрителя по фотографии к важному объекту.

А.Л.Ярбус в книге «Роль движений глаз в процессе зрения» показал, что глаз человека прилипает к ярким пятнам, буквам, лицам, и движется по контрастным линиям. Именно эти ведущие линии, действительные или воображаемые, являются маршрутом для глаз зрителя в пейзаже. У линий в кадре будет разная чувственная нагрузка.

  • Горизонтальные – линии постоянства, покоя, безмятежности. 
  • Вертикальные – линии силы, стабильности, власти.
  • Кривые – s-образная линия в композиции пейзажа добавит движения, изящества, живости. 
  • Диагональные – эти линии вызывают ощущение движения, энергии и могут подчеркивать глубину кадра. Восходящие и нисходящие диагонали рассматривают как линии развития и упадка, сопротивления и легкости, ухода и возвращения. 

 

5. ДИАГОНАЛИ. Диагональные линии – великолепный прием передать перспективу и движение на снимке.

 

6. ОБРАМЛЕНИЕ (framing).

Используй естественные рамы, такие как окна и двери для обрамления «героя» кадра.

 

7. КОНТРАСТ объекта и фона.

Любой контраст между объектом и фоном будет усиливать красоту снимка: текстурный контраст, цветовой, контраст масштабов. Найди контрастный по тону фон для героя фотографии. 

 

8. КРУПНОСТЬ ПЛАНА. 

Заполняй кадр. Подойдите ближе к объекту съемки. Крупный план – один из самых простых способов избавиться от мусора в кадре и дать понять зрителю кто герой кадра.

 

9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры в композиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают впечатление.

Находи такой ракурс, когда глаз увидит кв кадре три базовых фигуры – квадрат, треугольник, круг и их производные – овал, эллипс, трапецию, ромб.

 

10. РИТМЫ, узоры, повторы, текстуры.

Повторяющиеся детали приносят эстетическое наслаждение нашему глазу. Но в идеале повторы следует разбивать контрастным объектом.

 

11. ПЛАНЫ. Глубина визуального поля строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах.

 

 

 

12. НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО. 

Оставляй свободное пространство перед объектом для его умозрительного движения. Помни, что развитие движения происходит слева направо. Слева направо охотники в мультфильмах идут в лес, а справа налево – возвращаются домой.

 

13. РАКУРС. Неожиданный ракурс всегда привлечет внимание! Старайся снимать по-новому, не так как другие.

 

14. ПРОСТОТА приятна глазу.

Упрощай геометрию снимка, убирай все лишнее если это возможно. Фотограф, как скульптор секущий мрамор, должен убрать из кадра все, что может отвлечь внимание зрителя от главного объекта. 

На это обратили внимание еще древние китайские художники и стали рисовать черной тушью очень лаконичные пейзажи.

 

10 правил композиции в фотографиях Стива МакКарри (Steve McCurry), всемирно известного фотожурналиста National Geographic 

Видео онлайн-журнала Cooperative of Photography, рассказывается как фотограф Стив Маккарри использует правила композиции, снимая портреты или жанровую фотографию. Тут правила композиции он иллюстрирует на примере портретов. Например, он утверждает: «Центрируй доминантный глаз в портрете. Расположи доминантный глаз по центру фотографии. Этот прием придает особое выражение глазам, которые следит за тобой» . 

 

Больше композиционных приемов вы узнаете на онлайн фотокурсе «Композиция в фотографии».   

 

Нарушая правила композиции…

Очень подробно обосновал приемы художественного нарушения правил композиции в своей книге «Мифология композиции в фотографии (скачать в открытом доступе) Андрей Зейгарник, фотограф и исследователь воздействия снимка на зрителя. 

«На множество правил съемки и композиции: правило золотого сечения, правило восьмерки, правило динамической симметрии, правило уравновешивания снимка, правило диагоналей, правило свободного пространства (воздуха) впереди объекта, правило желательного направления движения (слева направо), правило «подойди ближе» и т.д. есть огромное количество примеров, опровергающих эти правила», – утверждает Дмитрий Чернышев в книге «Как человек видит» (скачать).

«Помните! Композиция важна, но правила создаются для того, чтобы их нарушать. Самое важное это самому получить удовольствие и снимать в своем стиле», – считает Стив Маккарри.

В статье 10 мифов о правиле третей • Учим композицию и английский одновременно 

Тэвис Гловер рассуждает об изящном нарушении правила третей и предлагает использовать в построении композиции кадра корневые прямоугольники, т.е. более сложную опорную сетку. Этим пользуется Annie Leibovitz при создании своих гармоничных групповых портретов.

Также вам будет интересна статья «Композиция в фотографии: советы Дрю Хоппера» 

Правила фотографирования для участия в проекте SelfRebootCamp – #SelfRebootCamp

Вы начинаете свои восемь недель в проекте. Для того, чтобы отслеживать свой прогресс, радоваться успехам и получать персональные рекомендации от команды, мы в selfrebootcamp, помимо прочих методов контроля, используем сравнительные фото. Точкой отсчёта для сравнения «было-стало» станут ваши стартовые фотографии. Качественные стартовые фото — залог правильного сравнения. С нашей инструкцией в вопросах и ответах у вас все получится!

Пожалуйста, просмотрите ролик в самом верху страницы. Начинайте фотографироваться только после того, как просмотрели видеоинструкцию.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТАРТОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ФОТО НЕ ПРИБЕГАЙТЕ К ПОМОЩИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ФОТОГРАФИРУЙТЕСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

1. Какие ракурсы?

Перед началом вашего участия необходимо сделать фото в полный рост от головы до пяток в трех проекциях — со спины, в профиль и спереди. Мы просим вас до старта вашего потока загрузить к нам на сайт ОРИГИНАЛЫ ФОТОГРАФИЙ (не собранные в коллаж, не обрезанные, не уменьшенные, не растянутые, не повернутые набок или вверх ногами)

, чтобы иметь возможность исправить типичные ошибки при фотографировании (в случае их возникновения). Кроме того, таким образом гарантируется сохранность исходников, которые то и дело теряются.

Возможные причины, почему фотографии не грузятся к нам на сайт
— фотографии пересылались каким-либо мессенджером (ФБ, Телеграмом и т. п.), они зачастую фото пережимают, если отправка была именно как картинка, а не как файл;
— фотографии загружались на dropbox, google drive и прочие облачные хранилища;
— фотографии были откадрированы, пережаты, к ним добавлены подписи, они обрабатывались в любом редакторе или подвергались любым другим манипуляциям, приводящим к потере EXIF-данных.
— некоторые телефоны делают фотографии недостаточного разрешения (iPhone 4, например), тогда надо переключить камеру с фронтальной на заднюю и сделать фотографии заново.

— если вы проапдейтили систему до iOs 11 и снимаете в режиме «высокая эффективность», то формат фотографий будет HEIF/HEVC, такой формат наша система не принимает. Проверьте имеющийся у вас формат фотографий и, если они не JPEG, переделайте их в режиме «наиболее совместимые».
— вы снимаете на iOs в режиме Live, делая фото надо нажать на значок live (он из желтого превратится в белый зачеркнутый) и фото будет совместимого формата.

Если никакой из упомянутых вариантов не относится к вашему случаю, попробуйте переслать фотографии сами себе как файлы вложением в Телеграме, сохраните их на свое устройство, а потом загрузите в личный кабинет сохраненные из Телеграма файлы. Не на почту, а из Телеграма в Телеграм!

Рекомендуем использовать браузеры Safari и GoogleChrome для всех стационарных и мобильных устройств, в других возможны проблемы.

В случае, если загружаемые в систему фотографии отображаются на предпросмотре горизонтально — не волнуйтесь, они будут правильно развернуты системой автоматически перед созданием коллажа.

2. Как одеваться?

Плотное темное белье, купальник, плавки (если вы мужчина) – самые подходящие варианты. Лучше, если купальник будет раздельным, иначе в определенные моменты могут возникнуть сожаления о том, что вы не можете посмотреть, каким было ваше тело на старте.

3. Где ставить камеру?

Идеальное расстояние — чтобы ваше тело поместилось в кадре целиком и занимало 70-80% кадра. Обязательно запомните или отметьте точку, на которой стоит камера — для сравнительных коллажей снимки нужно будет делать с той же точки и в том же ракурсе. В этом случае изготовление сравнительных коллажей займёт у вас минимум времени, и сравнивать фотографии будет легко и удобно.

4. Снимаем от пояса.

Расположите камеру на уровне талии или пупка. В противном случае пропорции тела будут искажены — на фото внезапно окажется коротконогое широкоплечее тело, способное демотивировать любую длинноногую модель.

НЕ НАДО: фото от уровня глаз (на примере слева)

НАДО: фото от уровня пояса (на примере справа)

5. С посторонней помощью или самостоятельно?

Рекомендуем фотографировать себя самостоятельно. Если вы с самого начала научитесь делать это без помощи других людей, то избавитесь от необходимости в будущем снова и снова просить их помочь, вы не будете зависеть от их настроения и свободного времени. Для самостоятельной съёмки используйте функцию «фото с задержкой». Найдите в настройках фотокамеры или вашего телефона пункт «отложенный пуск», «автоспуск» или что-то аналогичное. Шаг задержки может быть разным, ставьте максимальный (10 секунд). Установите в выбранном для съемки месте любой предмет, который поможет вам надежно разместить камеру или телефон (это может быть стул, стол, тумбочка, стремянка, гладильная доска, детский высокий стульчик).

Помните, что камера должна находиться на уровне вашего пупка или талии. Телефон можно поставить в широкий стакан, на специальную подставку, примотать малярным скотчем. Важно: СЛЕДИТЕ ЗА ВЕРТИКАЛЬНОСТЬЮ ТЕЛЕФОНА! Установите телефон так, чтобы на экране вы хорошо видели то место, в которое планируете встать. Проверьте положение камеры по предметам мебели, стыкам стен, пола, потолка, попадающим в кадр. Линии пола и потолка должны быть горизонтальны и параллельны. Линии шкафов, дверей, углов стен должны быть вертикальны и параллельны. Вертикальность камеры достигается, например, прикреплением телефона к цилиндрическому сосуду — бутылке, цилиндрической чайной кружке или консервной банке.
Нажмите кнопку спуска камеры. Пока идёт отсчёт отложенного старта, встаньте на запланированное место и примите нужную позу. Запомните собственное расположение и расположение телефона и воспроизводите их каждые две недели при контрольных замерах.

6. Фон — это важно.

Выберите максимально гладкий фон из возможных. Предпочтительнее – нейтральные, однотонные, хорошо освещенные стены. Не фотографируйтесь на фоне занавесок, лучше встаньте у противоположной от окна стены.

7. Поза.

Встаньте прямо, разверните плечи, при желании втяните живот — он все равно будет меняться, даже если на первой фотографии вы его втянете максимально глубоко.

8. Создание коллажей в системе.

После того как фото будут загружены в систему, и проверены модератором (это может занимать до 48 часов после даты старта потока) из них необходимо собрать коллаж. Пожалуйста, внимательно прочтите инструкции по сборке коллажа.

Правила фотографирования. История фотографии — презентация онлайн

фотографирования
Говорят, что правила
созданы чтоб их
нарушать.
Один мудрый
человек сказал , что
если вы
намереваетесь
нарушать правило,
то стоит сначала его
изучить.
Тогда вы можете
быть уверенным,
что нарушение
правила сделает ваш
снимок эффектнее!

3.

Правило третейОсновной принцип таков. Разбейте
изображение на трети (и горизонтально, и
вертикально) таким образом, чтобы у вас
получилось 9 частей.
В процессе съемки делайте это в уме. Эта сетка позволяет определить четыре точки,
в которые лучше всего помещать что-то интересное. Кроме того она позволяет
определить 4 линии, которые также являются полезными позициями для элементов
вашего снимка.
Исследования показывают, что когда человек смотрит на
изображение, то его взгляд сам по себе направляется в точку
пересечения линий а не в центр снимка. Правило третей
помогает подстроиться под естественный способ человека
смотреть на фото.
На этом снимке фотограф умышленно разместил голову человека в точке
пересечения линий (в частности его глаза являются смысловым центром портрета).
На этой фотографии девушка расположена вдоль линии и таким
образом создана дополнительная точка интереса. Поместите её в
центр и вы получите заурядный снимок.
При фотографировании пейзажей тоже используйте это
правило.
Горизонт расположен вдоль одной из наших линий.
При изучении использования правила
третей нужно задать себе пару
вопросов:
— Что является смысловым центром на
этой фотографии?
— Куда же их теперь поместить?
Ещё раз напоминаю — нарушение этого правила может быть оправдано в какомто выдающемся снимке. После того как вы освоите правило — можете в целях
эксперимента начинать нарочно его нарушать.
Ну и напоследок.
Держите в уме правило третей при постобработке.
Современные графические редакторы имеют на своем вооружении
инструменты для кадрирования снимка.
Поэкспериментируйте со своими старыми фотографиями, чтобы
оценить как они будут выглядеть при использовании правила третей.
Портретист
людей,
которые
перевернули
мир

10. Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

(Yousuf Karsh)
(23.12.1908 — 2002)
Если, глядя на мои портреты, вы узнаете об
изображенных на них людях что-нибудь более
значительное, если они помогут вам разобраться в своих
чувствах относительно кого-нибудь, чья работа
оставила след в вашем мозгу – если вы взгляните на
фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете
о человеке что-то новое – значит это действительно
удачный портрет.
Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился 23 декабря
1908 года в армянской семье в городе Мардин
на юго-востоке Турции.
Его детство никак нельзя назвать счастливым ,
оно прошло в самом центре геноцида
армянского населения проводимой турецким
правительством в первой четверти XX века.
Два его дяди были арестованы, позднее без
суда и следствия казнены – живыми брошены
в колодец. Он из тех, кто пережил погромы,
погибал от многочисленных болезней – так, во
время эпидемии тифа умерла сестра Юсуфа.
Удивительно, но позже он вспоминал эти
времена не только как нечто ужасное, а как
«странную смесь смерти и красоты, гонений и
покоя».

12. История фотографии

В 1936 году в Канаду приехал американский
президент Франклин Рузвельт и Карша
пригласили фотографировать важного гостя.
Позднее он вспоминал, что это был его
первый опыт в качестве фотожурналиста, но
что еще важнее – во время этой работы он
познакомился с премьер-министром Канады
Маккензи Кингом; вскоре они подружились и
Карш получил возможность фотографировать
всех сколько-нибудь значимых политических
деятелей своей второй родины, а также ее
гостей.
30 декабря 1941 года произошло событие, о
котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала:
«Это, вероятно, было первым серьезным
поражением Черчилля». И нанес это
поражение всесильному премьер-министру
Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф
Карш, который был в то время достаточно
известным в Канаде фотографомпортретистом, но не более того. Этот случай
заслуживает того, чтобы рассказать о нем
более подробно.
Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней – и имел
время установить оборудование и сделать все необходимые
приготовления. Он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит
свое выступление. В конце-концов, премьер-министр вошел в
комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное
оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», –
рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш
сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас
в этот исторический момент?». «Почему меня не
предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из
его окружения усмехнулся и фотограф на минуту подумал, что
его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил,
что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один
снимок», – бросил он, закуривая сигару.
Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр
вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А,
может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех
изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел,
чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту,
потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не
обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш
подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул
сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я
вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и
воинственно, словно хотел меня сожрать», – вспоминал Карш. В
этот момент он и нажал на кнопку.
Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым.
Уинстон Черчилль Юсуф Карш
В своих портретах
Карш контрастно
отличается от других
портретистов.
Он не использует
драпировку или
яркие фоны.
Карш рисует фон
светом.
Он четко понимает
понятие
«фотографія».
Карш – классик, но
не фотографакадемист.
Карш – мастер.
У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от
заказчиков – он фотографировал королей и
президентов, римских пап и космонавтов, ученых и
врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов.
Из 100 самых знаменитых людей XX века, Карш
сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет
побит.
Среди наиболее знаменитых его работ были портреты
Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта
Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма,Фиделя
Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста
Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт. При
этом два последних, наряду с портретом Уинстона
Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.
Джордж Бернард Шоу, 1943
Ян Сибелиус

19. Одри Хепберн

20. Кристиан Диор

21. Никита Хрущев

22. Пабло Пикассо

23. Фидель Кастро

24. Альберт Эйнштейн

25. Эрнест Хемингуэй

27. ПАПАРАЦЦИ

Неудачные фотографии получаются у
большинства людей.
Кто бы то не был: президент или же просто
олигарх, никто из них не может быть
застрахован от неудачного фото со
случайно- перекошенным лицом.
Неудачные фотографии политиков — это
прерогатива самых талантливых папарацци.
Ведь политики — народ особенно
сдержанный, как и положено по протоколу
официальных мероприятий, и поймать их
так, чтобы фотографии получилось
наиболее неудачно — вероятно, что это
целое искусство, для настоящих
профессионалов, мастеров своего дела.

36. Дай название фотографии

37. Дай название фотографии

38. Дай название фотографии

39. Дай название фотографии

40. Дай название фотографии

41.

Дай название фотографии

42. Дай название фотографии

43. Дай название фотографии

44. Дай название фотографии

45. Определяем к какой фотографии придумано название. Соответствует ли данное название сюжету фотографии.

1
2
4
7
3
5
8
6
9

47. Домашнее задание:

• Подготовить материал о каком-нибудь
известном фотохудожнике.
• Рассказать историю известной фотографии.
• Сделать тематическую подборку
интересных фотографий.
• Показать на своих старых фото, что вы
умеете применять «правило третей».

Подводная фотография: правила участия

  • Главная