Равновесие в фотографии: Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Основы композиции в фотографии

Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Основы композиции в фотографии

Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости

Итак, теперь мы знаем, что после выбора сюжета фотографу необходимо определить, какая именно часть сюжета, какая фигура в группе или деталь пейзажа должна выступать как главная при общем распределении материала в пределах поля кадра.

Где следует поместить этот доминирующий мотив, в какой части картинной плоскости он должен оказаться? Как сопоставить его с второстепенным по значению материалом, который тоже важен, передает среду, разрабатывает основной мотив, дает зрителю дополнительную информацию, завершает композиционный рисунок кадра?

Следовательно, речь дальше пойдет об общей схеме рисунка изображения, о заполнении картинной плоскости, способах и приемах, которые помогают решить эту проблему. Это будут обобщения, подсказанные творческим опытом фотографии, закономерности, проявляющиеся в самых различных жанрах фотоискусства.

Выразительность и завершенность снимка тесно связаны с понятием «

композиционное равновесие». Это термин условный, но известно, что законы равновесия масс на плоскости существуют объективно, как законы зрительного восприятия. Под «зрительным равновесием» разумеется правильно найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, что дает ощущение гармонии рисунка, устойчивости, композиционной стройности картины. Такой изобразительный результат достигается в том случае, когда изображаемый материал — фигура, предметы и все остальные компоненты рисунка — размещаются в рамке видоискателя и на снимке так, что ни одна из частей фотографической картины не кажется перетруженной и гармонично сочетается с другими ее частями.

Среди объективно существующих законов зрительного восприятия картинной плоскости один из важнейших — закон равновесия масс, опирающийся на естественное для человека чувство равновесия, в данном случае на эстетическое чувство гармонии рисунка, откуда и рождаются требование и необходимость организовать элементы рисунка в определенную композиционную конструкцию картины.

Причем равновесие не следует понимать как элемент только конструктивный, декоративный, дающий внешний, чисто изобразительный эффект. Как и все другие изобразительные средства и приемы в искусстве, оно должно быть использовано для развития сюжета и играть смысловую роль.

Как же следует организовать кадр, чтобы его рисунок стал законченным, гармоничным, а общая его композиция приобрела необходимую уравновешенность?

У начинающего фотографа нередко появляются простейшие, но тем не менее строго уравновешенные композиции. Они подсказаны интуицией, стремлением пусть к элементарной, но зато к предельно четкой структуре рисунка. Объектив «смотрит в упор» на центральную фигуру объекта съемки, и она оказывается точно в геометрическом центре кадра, как показано на фото 42. Главный метод здесь — акцентное изображение ведущего элемента композиции, или единственного объекта изображения (портрет). Мы уже знакомы с этим приемом создания акцента для его получения следует размещать сюжетно важный элемент кадра именно в центральной части картинной плоскости.

Но фото 42 имеет еще одно достоинство: строго уравновешенное изображение, поскольку правая и левая части кадра здесь совершенно тождественны. Так фотограф интуитивно пришел к уравновешенной композиции. Центральное размещение в кадре главного объекта изображения — один из нередко используемых, простейших способов достижения устойчивого равновесия рисунка. Приближение объекта съемки к центральной вертикальной оси кадра часто встречается в композициях портретных снимков, этот прием использован при изобразительном решении фото 10. Применяются такие построения и в других жанрах фотографии.

Однако использование этого приема требует известной тактичности, так как простое размещение главного объекта изображения точно в геометрическом центре кадра часто приводит в образованию крайне примитивного линейного рисунка, когда, например, снимаемый человек стоит или сидит в центре снимка, развернут фронтально на аппарат, а взгляд его направлен прямо в объектив. При этом нередко справа, слева, вверху и внизу от фигуры фотограф оставляет совершенно одинаковое свободное пространство. Решения проблемы равновесия он, конечно, в этом случае добивается, но одного этого мало. Снимок оказывается таким примитивным, что полученное равновесие никакой особой ценности ему не придает.

Поэтому в подобных случаях структура снимка должна быть и сложнее, и богаче. Рисунок кадра разрабатывается, усложняется введением в поле зрения объектива дополнительных элементов, которые, разумеется, прежде всего несут смысловую нагрузку, но участвуют и в разработке композиции снимка. Человек, находящийся в центре кадра, не обязательно должен быть повернут в сторону точки съемки строго фронтально, взгляд его может быть направлен не прямо в объектив и т. д.

Например, рисунок фото 10, построенного по принципу центральной композиции, обогащается интересным тональным решением, изящным сопоставлением мягкого и нежного по тональным переходам лица с черным, глухим тоном фона.

С уравновешенной центральной композицией мы уже встретились на фото 41, которое имеет удивительно поэтичный композиционный ключ: центральное положение основной группы — это главный, но далеко не единственный элемент рисунка, в разработке которого участвует многообразный, важный и по смыслу, и по композиционному значению материал, — ведь обстановка здесь не менее важна, чем сама сцена.

Центральная группа привлекает основное внимание, но, рассматривая картину, зритель обязательно заинтересуется всем, что окружает эту группу, и именно в сопоставлении лирического, мирного момента краткой передышки бойцов и военной обстановки, в которой происходит действие, — звучит прекрасная музыка Чайковского, и заключается весь смысл картины. Здесь важно все: и характер освещения, и глубокое пространство, переданное с помощью элементов воздушной перспективы. Словом, удивительно гуманной, поэтической сцене найдено адекватное ей законченное изобразительное решение. Вот какой результат может дать уравновешенная центральная композиция! Она — верный помощник фотографа во многих случаях, и подобные снимки ничего общего не имеют с упрощенным линейным рисунком неумелых, примитивных кадров, где центральная композиция понята слишком прямолинейно.

Заметим, что уравновешенная центральная композиция крайне устойчива, иначе говоря, статична, и это ограничивает ее применение при съемке сюжетов, связанных с движением.

Быстро движущийся объект, зафиксированный в центре кадра, теряет свою динамику, движение тормозится, а в крайних случаях неудачи и вообще на снимке не передается.

Фото 42. Центральное положение главного объекта изображения

Но вот иной композиционный замысел фотографа: главный объект изображения смещается в сторону от центра, оказывается у левой границы кадра. Он дается в укрупненном масштабе, на нем сосредоточивается внимание зрителя: задача создания смыслового и зрительного акцента на сюжетном центре композиции решена. Как же выглядит кадр, показанный на фото 43? Он изобразительно не закончен, свободное пространство в правой части картинной плоскости для разработки композиционного рисунка кадра не использовано, его появление ничем не мотивировано. Правая и левая части снимка нагружены по-разному: слева — человек, справа — пустота, и эти части изображения становятся несопоставимыми ни по смысловому, ни по изобразительному значению компонентов. Таким образом, мы имеем все основания заключить:

левая часть кадра перегружена изобразительным материалом, а гармония рисунка, равновесие в кадре нарушены.

Фото 43. Главный объект смещен в сторону от центра. Равновесие нарушено

Фото 44. Композиция уравновешена дополнительным элементом

Существует традиционный прием приведения такой системы в равновесие: свободное пространство должно быть использовано для развития темы и для композиционной ее разработки, а это значит, что пустой участок кадра необходимо заполнить материалом, важным и по смыслу, и по живописности структуры. И тогда на фото 44 как противовес основному, весомому элементу кадра в правой его части появляется дополнительная деталь. Портретное изображение теперь сопоставляется не с пустым, незаполненным фоном, а с уравновешивающим композицию элементом. Это шаг вперед: уточняется характеристика персонажа; изобразительно композиция приобретает более развернутую структуру, становится строго уравновешенной.

Фото 45. А.Вовк. «Портрет на опушке леса»

Фото 46. А. Вовк. «Жил-был у бабушки беленький козлик»

Заключая это рассуждение, скажем, что смещение фигуры в левую часть кадра с самого начала предполагало именно такую (или подобную) структуру будущего снимка, ибо только при такого рода конечном результате приобретала смысл начальная фаза построения этого рисунка изображения — смещение фигуры от центра к левой границе рамки кадра.

Правильность сделанных выводов подтверждают фото 45 и 46. Эти примеры показывают, что композиционно портрет можно решить по-разному: достаточно выразителен по рисунку и первый его вариант (фото 45). Положение фигуры здесь почти центрально, но и кадрирование снимка сделано с учетом особенностей центральной композиции ни справа, ни слева от фигуры нет сколько-нибудь значительного лишнего, не мотивированного свободного пространства. А во втором варианте (фото 46) фигура смещена от центра, зафиксирована в правой части картинной плоскости. Но сделано это с определенной целью — ввести в кадр новый сюжетный элемент и использовать его для композиционного и смыслового завершения картины. И, конечно, дело здесь не просто в декоративном обогащении рисунка; новый компонент обладает активной характеризующей силой, и такой вариант портрета сообщает о главном персонаже много дополнительных сведений.

Близко к этому приему получения уравновешенной композиции стоит другой способ достижения такого же результата: применение в ряде случаев, часто в архитектурной съемке, так называемых

симметричных композиций, т. е. рисунков изображения, в которых правая и левая части картины тождественны, а материал, представленный в этих частях, одинаков и качественно, и количественно.

Симметрия обусловливает самую строгую уравновешенность частей фотоснимка и возникает чаще всего при использовании центральной точки съемки, когда оптическая ось объектива, направленного на предмет изображения, совпадает с центральной осью объекта. На фото 22 мы уже встречались с центральной композицией, которая нередко дает симметрию изображения. Здесь, как и во всех случаях применения такого построения кадра, прием возникает в виде отклика на характерные особенности снимаемого объекта. В архитектурных съемках, например, симметрия кадра, как правило, применяется при фотографировании сооружений и ансамблей, симметричных по своим архитектурным формам, причем очевидно, что архитектор рассчитывал на рассмотрение этих сооружений именно с центральной точки, откуда зритель оценивает строгую соразмерность частей сооружения, его гармонические геометрические формы, его собственную композицию. Именно при обозрении с центральной точки наибольшее впечатление гармонии архитектурных форм производит классический фасад Большого театра на площади Свердлова в Москве и по достоинству оцениваются стройность и легкость архитектурной композиции здания Московского государственного университета на Ленинских горах.

Но вот на фото 47 мы встречаемся с новым для нас случаем уравновешенной композиции. Полезно здесь также вернуться к фото 38. Это кадры, различные по сюжетам и жанровым признакам: первый — портретная композиция, второй — спортивный репортаж. В то же время их роднит и нечто общее: в обоих случаях в основе композиционного решения кадра лежит принцип равновесия, и достигается оно похожими приемами. И там, и здесь в левой части кадра оставлено значительное свободное пространство, но появилось оно не случайно, и, что самое удивительное, это фактически ничем не заполненное пространство на фото 47 не нарушает гармонии композиции. Не возникает никакого желания уточнять эти снимки с помощью кадрирования, напротив — срез свободного пространства рамкой кадра привел бы к ухудшению изобразительного результата, к разладу композиционного рисунка.

Фото 47. Уравновешенная композиция

В чем здесь дело? Мотивом для своеобразной равновесной композиции на этот раз служит развивающееся в кадре движение, его направление, и тогда незаполненная часть кадра приобретает свой смысл и значение. Мы подробно рассмотрели эту проблему в разделе «Определение границ кадра».

До сих пор речь шла об установлении гармоничных соотношений правой и левой частей картины, т. е. о равновесии в горизонтальном направлении. Но те же законы заполнения картинной плоскости относятся и к сопоставлениям верха и низа кадра. Глаз человека так же чувствителен к перегрузкам верхней и нижней частей картины, как и к излишней загруженности одной из ее сторон. Вот почему фото 48 кажется зрителю незаконченным, своеобразный «центр тяжести» изображения здесь резко смещен книзу, все выражающие его фигуры и предметы размещены ниже линии горизонта. Верх кадра не заполнен, пустота в верхней части снимка ничем не мотивирована, и снимок легко кадрируется сверху.

Как же следует соотносить верх и низ снимка? Возможные способы достижения равновесия по вертикали показаны на фото 49 и 50. В первом случае элементами, уравновешивающими тяжелый низ рисунка, стали впечатанные в кадр изобразительные детали — графические штрихи в верхней его части, важные также и по смыслу, по конкретизации обстановки. На фото 50 этими элементами стали живописные облака и их отражения в мокром асфальте, что приводит в состояние равновесия всю изобразительную структуру кадра.

Фото 48. Равновесие по вертикали нарушено. Перегружен низ кадра

Фото 49. Композиция уравновешена дополнительными элементами рисунка в верхней части кадра

Активную роль в решении композиционного равновесия играют свет, характер светового рисунка кадра, отдельные элементы этого рисунка — форма световых пятен, распределение свето-тональных масс, раскладка падающих теней. Об этом речь пойдет ниже, в гл. V и VI, посвященных световому и тональному рисункам снимка.

Фото 50. В композицию включены облака и отражения в воде

Неуравновешенные композиции, как правило, применяются при съемках динамичных сюжетов. Пример нарушения классического принципа равновесия показан на фото 51. Фигуры юных спортсменов расположены в правой части кадра, у самой его рамки, и сюда же, как бы выходя за границы картинной плоскости, направлено и происходящее в кадре движение. Центральная ось группы наклонена и потеряла свое устойчивое вертикальное положение. Все это и есть особенности композиции, которую принято называть неуравновешенной. Как к ней приходит фотограф? Он знает, что равновесие сообщает снимку общую устойчивость. Но тогда потеря равновесия есть выход из устойчивого положения и, следовательно, содержит в себе динамическое начало. Значит, неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря композиционного равновесия на фото 51 усиливает эффект внутрикадрового движения.

Фото 51. Неуравновешенная композиция

Все примеры, которые мы рассматривали до сих пор, несмотря на разнообразие их тематики, жанровой принадлежности, изобразительных решений, оказались построенными как композиции уравновешенные. Это и не удивительно, так как в фотографии, как, впрочем, и в других видах изобразительного искусства, уравновешенные композиции распространены более, чем какие-либо другие.

Однако существуют и иные композиционные формы, в частности такие, в которых принцип равновесия автор сознательно нарушает (не случайно, конечно), но в целях достижения определенного изобразительного эффекта. Такое необычное решение всегда обусловлено содержанием картины, фотограф использует такого рода построения только потому, что сюжет в этом случае получает особую выразительность.

Неуравновешенная композиция, вносящая известное беспокойство и, следовательно, подвижность в изображенный сюжет, хотя и не часто, но используется и в портретных снимках. Главный объект изображения — человек здесь опять-таки должен находиться у границы кадра, а взгляд его порой буквально упирается в эту границу, возникающую как препятствие движению. Какой же изобразительный эффект дает такой прием организации кадра?

Движение, возникшее здесь, кажется порывистым, внезапным, резким. Словно человек неожиданно повернулся либо быстро двинулся с места. И если фотограф хочет выразить именно такой характер действия, то его прием композиционного построения кадра следует оценить как правильный, дающий должный эффект.

Итак, применение неуравновешенной композиции может быть хорошо продуманным приемом организации кадра, которым фотограф добивается определенного зрительного эффекта, глубже и полнее выражает содержание картины. Нарушение равновесия вносит в нее элемент беспокойства, неустойчивости, отчего и возникает эффект динамичности изображения. Эти свойства неуравновешенной композиции используются художником, который вполне сознательно отказывается от равновесия во имя особого выразительного решения определенных смысловых задач.

Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значительно реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое распространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих других разделах фотографии. Но на своем месте они прекрасно служат действенным изобразительным средством решения сюжетов и тем, требующих динамического построения кадра.

Принцип равновесия в кадре

Принцип равновесия в кадре Во всяком произведении изобразительного искусства соблюдается принцип равновесия, который заключается в том, чтобы найти пропорциональное соотношение правой и левой частей картины. Несоблюдение этого принципа при построении композиции

Принцип работы эхолотов

Принцип работы эхолотов Прижившееся у нас название «эхолот» хорошо отражает заложенный в основу прибора принцип: «эхо» – отраженный звук, и «лот» – пришедший к нам из глубины веков измеритель глубины. Вместе это получается как «измеритель глубины с использованием

Принцип работы радиолокатора

Принцип работы радиолокатора Прежде, чем переходить к конкретным приборам, кратко познакомимся с основными элементами и принципами работы радиолокатора.Любой радиолокатор имеет три основных элемента – антенну, приемопередатчик и дисплей (рис. 70). В современных судовых

Задание 11 Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости

Задание 11 Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости Проведите съемку в различных жанрах фотографии. Добейтесь гармоничного заполнения картинной плоскости снимка, использовав принципы уравновешенных композиций.А. Используйте рисунок центральной

2.1.1. Принцип работы устройства

2. 1.1. Принцип работы устройства На логических элементах микросхемы DD1.1, DD1.2 К561ЛА7 собран сигнализатор влажности. Перед этим узлом стоит важная задача – сигнализировать о сухой почве и не допустить ее переувлажнения, так как в последнем случае это может погубить цветы.

2.2.1. Принцип работы приставки

2.2.1. Принцип работы приставки При включении питания в первый момент времени на вход R DD1.1 благодаря разряженному конденсатору С2 поступает высокий логический уровень, который обнуляет триггер так, чтобы на прямом выходе Q установился низкий уровень напряжения. Транзистор

2.3.1. Принцип работы устройства

2.3.1. Принцип работы устройства Принцип работы устройства таков.Включение маячка осуществляется с помощью включателя SB1. Принцип работы мультивибратора подробно описан в литературе.В первый момент времени на выводе 3 микросхемы DA1 высокий уровень напряжения и светодиоды

Принцип действия

Принцип действия Возможность поворота цилиндра зависит от положения пинов, которое в свою очередь определяется силой тяжести, действием пружин и усилием ключа (или отмычки; информацию об отмычках см. в главе 9). При отсутствии ключа сила тяжести и пружины вдавливают

Принцип работы

Принцип работы На рис. 7.22 приведен покомпонентный вид типичного цилиндра, на котором видны основные элементы двойной замочной системы Medeco. Наиболее важный компонент – набор пиновых механизмов секретности, которые должны подниматься вырезами ключа. Еще один важный

Нарушение равновесия в кадре для подчеркивания действия

Главная » Теория фотографии » Композиция в фотографии

Композиция в фотографии

Продвинутые фотографы знакомы с общими принципами построения композиции снимка и неукоснительно их соблюдают. Эти принципы сохраняют свою силу и срабатывают в большинстве случаев. Однако фотография может применяться в различных областях и поэтому имеет свои специфические особенности. Поэтому использование изобразительных и технических средств фотографии специфично.

Кроме того, при съемке различных тем, сюжетов или объектов возникает большое количество частных случаев и конкретных деталей, которые невозможно учесть при общем подходе к построению снимка.

Поэтому общие принципы композиции и освещения для фотографа не должны быть некими догмами или законами, от которых нельзя отступать. Скорее они должны являться для фотографа определенным руководством в деятельности и должны видоизменяться, обогащаться в процессе работы над различными сюжетами.

Данное утверждение подтвердим на конкретных примерах. Рассмотрим равновесие в кадре как один из основных принципов построения композиции. Данный принцип является одним из наиболее распространенных, и его игнорирование зачастую приводит к нарушению стройности и четкости снимка.

Это справедливо для большинства случаев съемки. Но всегда есть исключения. Посмотрите на снимок ниже. В первую очередь внимание фокусируется на выразительно переданном характере волевого человека.

Снимок 1. Нарушение равновесия в кадре создает иллюзию движения

Зритель обращает внимание на стройность композиции, динамичность, убедительно передаваемом движении. За счет использования каких средств и приемов достигнут этот эффект?

В числе таких средств сознательно использовано нарушение состояния равновесия в кадре. Главный объект снимка сдвинут вправо к правой границе кадра, за счет этого возникает ощущение перегруженности материалом и именно в эту часть устремляется все движение.

Такая компоновка кадра позволяет создать эффект движения и передать зрителю всю динамику кадра, ибо нарушение равновесия в кадре, выход из состояния равновесия уже является движением.

Несмотря на потерю равновесия в кадре композиция рассматриваемого снимка является стройной и вполне завершенной. Посмотрите на следующий снимок. В нем также нарушено равновесие.

В снимке 1 фотограф тщательно продумал решение, учел принцип равновесия в кадре, как и результат его нарушения. Кадр был сознательно построен с нарушением равновесия для воспроизведения движения.

На снимке 2 не ощущается продуманности изобразительного решения, фотограф, похоже, вообще не задумывался над тем, как создать равновесие в кадре. Скорее всего, равновесие отсутствует по причине неумения правильно построить кадр.

Таким образом, проблема равновесия в кадре возникает перед фотографом всегда, во всех случаях съемки и неизбежно должна им продумываться. Но это вовсе не означает, что все кадры должны обязательно строиться по принципу уравновешенных композиций.

Фотограф, осмысленно используя эту композиционную закономерность – закономерность равновесия в кадре, применяя ее при решении различных тем, разнообразных задач, превращает сухое правило в уникальный творческий прием.

Понимание баланса в фотографии

Баланс — это композиционная техника в фотографии, которая совмещает изображения в кадре таким образом, чтобы объекты имели одинаковый визуальный вес. Когда разные части фотографии в равной степени привлекают ваше внимание, достигается идеальный баланс. В фотографии есть две основные техники баланса, о которых вам следует знать: формальная и неформальная. Мы обсудим разницу между ними и то, как они могут повлиять на вашу фотографию.

*** Чтобы узнать больше о балансе белого, посетите наш мастер-класс по фотографии 101 в нашем магазине.

Умение эффективно сбалансировать объекты на фотографии — это навык, которому должны овладеть все серьезные фотографы. Проблема с неправильно сбалансированными фотографиями заключается в том, что они менее привлекательны и могут мгновенно оттолкнуть зрителя.

Баланс элементов в фотографии становится важным, когда вы кадрируете кадры. Если вы вспомните главу о правиле третей, вы вспомните, как мы объясняли, как размещение основного объекта вашей фотографии не в центре может создать более динамичную фотографию. Это потому, что асимметрия делает фотографию более привлекательной для зрителя, потому что вызывает визуальное напряжение.

Единственная проблема с правилом третей заключается в том, что оно также может оставить широкое открытое пустое пространство на фотографии, из-за чего сцена может казаться пустой. В некоторых случаях это может очень хорошо сработать для вашего изображения, но если это не так, вы должны попытаться сбалансировать визуальный вес вашего объекта, включив другие объекты, чтобы заполнить пустое пространство.

Два основных метода использования баланса в фотографии классифицируются как формальный и неформальный баланс.

Формальный баланс

Формальный баланс может быть определен как симметричный баланс. В предыдущей главе мы научили вас, как добиться симметричного баланса в фотографии. Все, что вам нужно сделать, это кадрировать кадр так, чтобы один или несколько одинаковых или похожих объектов повторялись симметрично по обе стороны от заданной точки.

Фото ниже — отличный пример формального баланса. Обратите внимание, как яйцо обрамлено в середине фотографии с одинаковым пространством со всех сторон. Цветные треугольные формы на столешнице также подходят для использования этого типа баланса. Если бы эта фотография была оформлена по-другому (с использованием правила третей), с яйцом, расположенным на одной из левой или правой стороны кадра, она, скорее всего, выглядела бы несбалансированной, потому что одна половина изображения была бы совершенно пустой.

Фото PhotoChart

Портреты могут значительно выиграть, используя формальный баланс. Обрамление объекта в середине кадра для портрета может помочь уменьшить любые визуальные отвлекающие факторы, которые может содержать фон. Это всегда безопасная ставка, чтобы обрамить портрет таким образом. Сделав такой стандартный снимок, как этот, вы можете перейти к другим типам позиционирования модели, которые более интересны визуально, но при этом должным образом сбалансированы. Этого можно достичь, используя неформальный баланс.

Фото Cosmopolitan of Las Vegas

Неформальный баланс

Неформальный баланс — менее очевидная форма баланса в фотографии, требующая большего внимания. Конкретизировать эту концепцию может быть сложно, потому что ее можно достичь различными способами. Проще говоря, неформальный баланс возникает, когда разнородные элементы уравновешивают друг друга по обе стороны кадра. Размер каждого элемента может не иметь значения, но чаще всего лучше иметь более крупный элемент рядом с меньшим элементом или элементами, чтобы создать хорошую композицию.

Хорошо скомпонованная фотография с неформальным балансом обычно более привлекательна по сравнению с формально сбалансированной фотографией.

Возможно, лучший способ узнать о неформальном балансе — это посмотреть на несколько фото-примеров, которые эффективно его демонстрируют.

Фото Chang Liu

Обратите внимание, как правильно сбалансирована фотография выше, когда на ней два объекта. Положение человека в левом нижнем углу кадра прекрасно уравновешивается морским существом (которое меньше по размеру) в правом верхнем углу. Если вы попытаетесь представить эту фотографию без одного из этих предметов, она будет выглядеть несбалансированной. Например, если морское существо отсутствовало на изображении, оно могло казаться слишком перегруженным визуально в нижней части кадра, когда только человек смотрел на пустое пространство вверху. Если бы это было так, формальный баланс, выровненный по центру, мог бы казаться лучше для глаз.

Фото Shannon Kokoska

Выше приведен еще один отличный пример того, как два объекта разного размера могут использоваться для уравновешивания друг друга в кадре. Знак OUT высокий и вертикальный, а здание длинное и горизонтальное. Сопоставление размера и направления прекрасно дополняет друг друга. Расположение обоих элементов в кадре также обеспечивает правильный баланс для этой фотографии. Обратите внимание, как в альтернативных примерах справа фотографии кажутся несбалансированными. Если бы здание было в центре кадра, ближе к вывеске, с левой стороны кадра оставалось бы большое пустое пространство, что создавало бы ощущение несбалансированности. Такое же неуравновешенное ощущение возникло бы, если бы знак был расположен в середине кадра, ближе к зданию, создавая пустое пространство справа от кадра.

Photo by Photography Corner

Выше приведен последний пример фотографии с использованием неформального баланса. Фотограф расположился так, чтобы поместить можжевельник на передний план и в левую часть изображения, а скалу — на задний план и в правую часть изображения. Такое обрамление эффективно придает композиции интерес и баланс на переднем плане. Если бы можжевельник не попал на эту фотографию, она могла бы показаться зрителю несбалансированной.

Правило третей хорошо работает с неформальным балансом

Если вы еще не заметили, каждый из предыдущих примеров следовал правилу третей. Важно помнить об этом, когда пытаетесь создать самые красивые фотографии, используя технику неформального баланса.

Другие способы использования неформального баланса

В предыдущих примерах мы показали вам, как можно использовать объекты разного размера для уравновешивания друг друга в кадре. Хотя это самый очевидный способ использовать неформальный баланс в фотографии, есть и другие способы.

Другие методы, которые вы можете использовать, включают:

Свет против темноты
Небольшая область белого на фотографии может быть уравновешена большей областью черного, и наоборот. Каждый из них не должен иметь одинаковую интенсивность.

Цвета
Небольшая область яркого цвета может быть уравновешена большей областью нейтрального цвета. Яркие цвета обеспечивают большую интенсивность, поэтому для ее компенсации можно использовать большие нейтральные области.

Текстура
Небольшие области с интересной текстурой на фотографии можно сбалансировать большими областями с гладкими нетекстурированными элементами.

Это отрывок из книги «Овладение искусством фотографии». Чтобы узнать больше советов и приемов, которые профессиональные фотографы используют для создания великолепного дизайна изображений и создания красиво скомпонованных изображений, ознакомьтесь с книгой в его магазине Amazon Store. Автором книги является FreeDigitalPhotographyTutorials.com, веб-сайт, посвященный тому, чтобы помочь другим стать лучшими фотографами с помощью бесплатных учебных пособий по фотографии. 9. Если вы хотите написать нам, прочитайте здесь.

Запутанная или беспорядочная композиция не очень интересна большинству зрителей. В этом хаосе нет значимых областей, способных удерживать внимание зрителя, и нет места для отдыха глаз. В результате фотограф теряет возможность создать совместную связь со зрителем.

С другой стороны, слишком упорядоченная композиция столь же неэффективна. Элегантный дизайн кажется искусственным, а излишняя регулярность кажется суетливой.

Следовательно, композиция должна включать порядок и беспорядок. Если фотограф достигает этого баланса, зритель может быть очарован хаотичными областями, расслабляться в упорядоченных частях и доверять подлинности фотографии.


Композиционный баланс

Когда фотографы создают композиционный баланс, они создают пространство, на которое зрителям легко смотреть. В целом баланс воспринимается, когда фотография включает области, сбалансированные в каждой части композиции. Это достигается путем смещения кадра и сопоставления предметов внутри него, так что объекты, тона и цвета имеют одинаковый визуальный вес.

Сбалансированное изображение выглядит здоровым, устойчивым и завершенным, когда его элементы сбалансированы; возникает всеобъемлющее ощущение равновесия, гармонии и единства. Многие теории в психологии говорят о том, как баланс эмоций и личностных качеств способствует психическому здоровью.

Визуальный баланс может принимать различные формы, как визуальные, так и психологические. Тем не менее, мы должны учитывать, что когда баланс отсутствует, в игру вступают результаты напряженности.

Далее вопрос вращается вокруг равновесия напряжения и баланса. Например, когда мы используем асимметричный баланс и золотое сечение, изображения становятся более интересными, поскольку мозг тратит больше времени на их изучение.


Добиться баланса в фотографии — непростая задача

Во-первых, мы должны ознакомиться со следующими идеями:

  1. Визуальный вес
  2. Точка опоры
  3. Золотое сечение
  4. Вертикальное/Горизонтальное
  5. Отдых/Энергия
  6. Передний план/фон
  7. Эмоциональное равновесие
  8. Баланс по процентам, размеру и тону
  9. Баланс сходства и различия
  10. Баланс контрастов
  11. Симметричные весы
  12. Асимметричный или динамический баланс
  13. Радиальная и кристаллографическая симметрия

Начнем с идей визуального веса и точки опоры. Во-первых, мы должны понять, что те элементы изображения, которые более заметны, ярче и красочнее, имеют большее значение, чем объекты меньшего размера, более темные и менее красочные. Более того, чем больше визуальная ценность, тем больше внимание притягивается к этому элементу изображения. И последнее, но не менее важное: относительный визуальный вес элементов изображения способствует ощущению равновесия, так как, когда пропорции веса кажутся правильными, фотография кажется сбалансированной (см. фото ниже).

Вторая идея, на которую мы должны обратить внимание, — это точка опоры. По принципу точки опоры элементы фотографии можно расположить на качелях. Если объект фотографии находится далеко от точки поворота, ему может противодействовать более массивный объект, находящийся ближе к этой точке (см. фото ниже).

Затем мы должны обратиться к известной идее асимметричного или динамического равновесия, которая связана с концепцией правила третей. Концепция правила третей была упомянута Джоном Томасом Смитом в 179 г. 7, в его книге «Заметки о сельском пейзаже». Смит цитирует работу сэра Джошуа Рейнольдса 1783 года, в которой он обсуждает баланс темных и светлых значений в картине. Затем он продолжает заявлять, что «два разных одинаковых источника света никогда не должны появляться на одном и том же изображении». Одна должна быть главной, а остальные подчиненными как по размеру, так и по степени», называя эту идею «правилом третей».

Неравные части и градации быстро направляют внимание на разные позиции, в то время как аспекты сходного внешнего вида удерживают его в неловкой подвешенном состоянии. Соответственно, максимальной силы и солидности мы добиваемся введением в фотографию светлых и темных элементов (см. фото ниже).

Однако, если фотограф неосторожен, в такой композиции легко создать дисбаланс.

Концептуальный баланс — это более философская точка зрения на асимметричный баланс. Это связано с идеей, что два предмета могут дополнять друг друга и отличаться не только размером, формой и формой. Во многих аспектах концептуальный баланс достигается, когда за его сюжетами стоят две контрастные фактуры или смыслы (см. фото ниже).

Еще один интересный способ создать асимметричный баланс — использовать цвета. Если слишком много ярких цветов, таких как красный и оранжевый, изображение будет выглядеть подавляющим. Следовательно, цветовой баланс может быть достигнут путем уравновешивания небольшой области яркого цвета большей площадью нейтральных или более пастельных тонов или наоборот (см. фото ниже).

Наконец, тональный баланс, который является еще одним аспектом асимметричного баланса, лучше всего наблюдается на монохроматических изображениях, где мы можем различать разные тона. В этом случае тональный баланс виден с точки зрения контраста (см. фото ниже).

Вторым общим правилом является известная идея «золотого сечения» или спирали Фибоначчи. Золотое сечение является составной частью каждого природного объекта и может быть записано как математическое уравнение или как 1:1,618.

Когда речь идет о золотом сечении и правиле третей, решение зависит от того, что вы фотографируете, так как правило третей добавляет интерес к минималистичной сцене, а золотое сечение подчеркивает движение. Когда фокус изображения четко подчеркивает один конкретный предмет, его стоит поместить на пересекающемся конце сетки из девяти.

С другой стороны, используя концепцию золотого сечения, взгляд зрителя движется вдоль линии, заканчиваясь на конце спирали (см. фото ниже).

Симметричный баланс, также называемый неформальным балансом, является наиболее распространенным способом фотографирования изображения, поскольку для людей естественно размещать основной объект съемки прямо в центре кадра. На симметрично сбалансированных фотографиях обе стороны кадра имеют одинаковый вес и намеренно центрированы, чтобы выглядеть идеально симметрично при разделении пополам по горизонтали или вертикали. В симметричном балансе обе стороны, а также верх и низ изображения отражают друг друга очень предсказуемым, формальным и упорядоченным образом. Фотография приятная, но иногда может показаться слишком предсказуемой и, возможно, даже скучной (см. фото ниже).

Следуя симметричному балансу, мы должны обратиться к радиальной и кристаллографической симметрии, в которой элементы и узоры исходят из центральной точки, создавая ощущение спиралевидного движения внутрь/вне (см. фото ниже).

Баланс интереса, размера и тона означает, что маленькие интересные области изображения могут уравновешивать большие, тусклые или, другими словами, большие или яркие элементы могут уравновешивать маленькие, приглушенные или темные (см. фото ниже).


Баланс контраста

Баланс контраста приписывается школе фотографии Баухаус (начало 1900-х годов) и особенно Йоханнесу Иттену, одному из мастеров этого направления. Они составили список возможных контрастов, включая такие элементы, как:

  1. Точка/линия.
  2. Высокий/низкий.
  3. Длинный/короткий.
  4. Широкий/узкий.
  5. Толстый/тонкий.
  6. Светлый/темный.
  7. Черный/белый.
  8. Много/мало.
  9. Прямой/изогнутый.
  10. Заостренный/тупой.
  11. Горизонтальный/вертикальный
  12. Диагональный/круглый.
  13. Гладкая/шероховатая
  14. Неподвижный/движущийся.
  15. Легкий/тяжелый.
  16. Прозрачный/непрозрачный.
  17. Непрерывный/прерывистый.
  18. Жидкость/твердая.
  19. Кисло-сладкий.
  20. Сильный/слабый.
  21. Громко/тихо.

Предыдущие идеи включают чувства зрения, вкуса, звука и осязания, которые должны быть не только переведены в графику относительно фотографии, но и сбалансированы внутри изображения (см. фото ниже).

Баланс также может быть обеспечен передним и задним планом, а также вертикальным и горизонтальным аспектами изображения. Ум рассматривает плоскую часть как состояние покоя, а вертикальный элемент как движение вверх или вниз. Это приводит к балансу отдыха и энергии (см. фото ниже).

Баланс сходства и различия относится к идее, что элемент изображения, который резко отличается от других аспектов, выделяется как фокус. В целом баланс и единство могут быть потеряны, если все элементы очень похожи. Наоборот, компенсация сходства и различия единством и разнообразием часто приводит к захватывающему образу (см. фото ниже).

Наконец, мы должны помнить, что приведенные выше композиционные правила являются только рекомендациями. Фотографы должны тренировать свое творческое чутье и создавать фотографии по-своему, которые могут даже не соответствовать ни одному из вышеперечисленных «ограничений».


О

Д-р Анастасиус Мумцоглу

Он изучал фотографию в Нью-Йоркском институте фотографии и пишет статьи о фотографии в своей колонке «Постскриптум» журнала «Photographos». Он является президентом фестиваля фотографии Mountainous Corinth и соорганизатором конкурса фуд-фотографии Edibles.

Равновесие в фотографии: Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Основы композиции в фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх