10 важных уроков съёмки от мастера фотографии Анри Картье-Брессона
Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра
Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость — один из признаков хорошего удачного кадра.
«Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», — не уставал повторять фотограф.
Будьте терпеливы, работайте «мягко»
«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему — как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события — французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента ,когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей ддля его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». — советовал он.
Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы — прохожие, фон, композиция — были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.
Путешествуйте, познавайте мир
Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пукнты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.
Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.
Используйте для съёмки один объектив
За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом — 50мм фикс, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилей. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?
Фотографируйте детей
Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей.
Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.
Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы
Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегад выглядели естественными, а снимки получались объективными.
Воспринимайте мир как художник
Анри Картье-Брессон рисует свой автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк.
Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.
Не кадрируйте фотографии
Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.
Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть пострена только один раз — при съёмке: «Процесс фотографирования – это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».
Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров
Трумэн Капоте, 1947 год.
«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залоггом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель.
Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки
Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 г.
“Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу.” – Анри Картье-Брессон.
Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.
Поразительно, что фотолабораторными работами собственных фотографий Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать своим коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны.Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.
Анри Картье-Брессон: наставления в манифесте «Решающий момент» и 200 фотографий | Cameralabs
Анри Картье-Брессон из тех, чьё имя вспоминают первым делом, говоря о людях, заставивших мир воспринимать документальную фотографию как жанр искусства. Его считают своим учителем несколько поколений фотографов, по сей день работы мастера не потеряли актуальности, оставаясь неким эталоном качества. «Решающий момент» – статья, в которой Картье-Брессон блестяще сформулировал свои принципы и объяснил своё видение фотографии, которая, даже будучи написанной человеком из «эпохи плёнки» остаётся актуальной и в наш цифровой век.
Открывается текст цитатой кардинала де Ретца, давшей название всей статье: «В мире нет ничего, что не имело бы своего решающего момента». Как можно понять, под решающим моментом Картье-Брессон подразумевает ту долю секунды, в которую следует нажать на спуск фотоаппарата. Но мастер не был бы мастером, если бы не рассказал в первую очередь о том, как он пришёл к фотографии; какие люди и явления сформировали его уникальное видение. Самое главное, рассказывая равно о жизни и профессиональных навыках, делает он это откровенно и порой в иронической манере, располагающей к себе читателя.
Нет ничего удивительного, что практически ровесник века (будущий мастер родился в 1908 году и умер 2004) Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) с детских лет рисовал – тогдашняя фототехника не позволяла обращаться с ней ребёнку, хотя финансы родителей позволяли одарить мальчика камерой ещё в колыбели. Именно рисованию Анри отдавал большую часть свободного времени, даже такие драгоценные для школьника выходные. Но первая камера марки «Box Brownie» заставила мальчика позабыть о живописи. От ранних опытов фото, как способа развлечь себя, Анри вскоре перешёл к фотографированию вдумчивому. Произошло это не без влияния кинематографа, бегущие по экрану кадры, по словам Картье-Брессона, учили его «видеть, смотреть…». «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Сломанные побеги» Гриффита, «Алчность» Штрогейма, «Жанна Д`Арк» Дрейера – именно эти работы мастер считает своими вдохновительницами, а их режиссёров – учителями.
Первой профессиональной фотокамерой Анри была каноническая коробка на треноге, объектив которой должен был открывать фотограф перед снимком. С помощью подобной техники можно было снимать лишь статичные, не требующие мгновенной реакции образы и сюжеты. Это, само собой, больно ударило по «притязаниям» начинающего фотографа. Здесь же, однако, Картье-Брессон успевает поиронизировать над собой, добавляя, что остальной инструментарий тогдашних фотографов делился в его глазах на «слишком сложный» и «любительский», и то и иное тогда не имело по его мнению ничего общего с Искусством (обязательно с большой буквы). Признаётся мастер и в присущем тогдашнему себе неумении заниматься проявкой снимков – юный Анри не знал, что разная фотобумага способна придавать снимкам необходимую мягкость или наоборот контрастность.
В 1931 году, отправляясь в Кот-д`Ивуар, фотограф покупает миникамеру фирмы «Krauss» и продолжает снимать на неё в течение года. Несмотря на то, что Картье-Брессон на протяжении жизни часто и много ездил по миру, он признаётся, что толком ничего не понимает в путешествиях – привыкая к новой стране он скоро может представить её своей «родиной», которую вовсе не обязательно покидать. Но лишь вернувшись из Африки обратно во Францию, Картье-Брессон встретил свою «любовь» – фотоаппарат немецкой фирмы «Leikа», которая, по словам мастера, стала «продолжением его глаза» и с которой он не расставался больше никогда. Анри стал скитаться по улицам, его снедало желание запечатлеть, ухватить некий секундный момент, который без его фотоаппарата испарится, исчезнет навсегда. Этот процесс мастер сравнивает с попыткой поймать жизнь «в ловушку». Но молодому экспериментатору было далеко ещё от идеи «фоторепортажа», последовательности снимков, которые рассказывали бы целую историю. Несколько лет творческих поисков, наблюдений за коллегами потребовалось ему, чтобы сформировать свой уникальный стиль.
Фоторепортаж
С вершины прожитых лет Картье-Брессон замечает, что редко удаётся сделать снимок, который охватил бы значительное событие, впитал его в себя и представил зрителям. Такая удача, когда «рассеянные в пространстве и времени элементы изображения» создают единое целое, заставляя фотографию «излучать внутренний свет», очень редка. Решением, способным компенсировать недостаточность и обрывочность отдельного снимка является фоторепортаж, способный «свести воедино элементы, разбросанные по разным фотографиям». Нужно это для того, чтобы запечатлеть процесс разворачивания некоего события и максимально точно передать впечатление от него. Чтобы провернуть такую спецоперацию, фотограф должен задействовать одновременно зрение, сознание и чутьё, иными словами – интуицию. Последний пункт важен в силу того, что большинство событий несут в себе одновременно несколько разных смыслов и нужно быть достаточно «подвижным», чтобы успеть ухватить их все. Останавливаться нельзя – мир всё время в движении и, задержавшись на секунду, ты рискуешь его не догнать. Всё вышеперечисленное является единственной постоянной в уравнении фотосъёмки, отмечает Картье-Брессон – только личные качества могут прийти на выручку, ведь никаких готовых схем и концепций в этом деле нет и быть не может.
При этом фотограф должен уметь воздерживаться – слишком много вещей хотят привлечь его внимание, заставить снимать себя, настоящий мастер должен уметь противостоять соблазну «охватить всё на свете». Подобно скульптору, отсекающему всё лишнее, фотограф должен избирательно и осторожно избавляться от несущественного. Картье-Брессон замечает, что часто, даже сделав по ощущениям самый главный снимок, фотограф продолжает снимать не в силах предугадать куда повернёт ситуация дальше, рискуя впасть в состояние «механической» бессмысленной съёмки. Для этого нужна постоянная работа памяти – фотографу следует держать в голове сделанные им только что снимки, что позволяет не только не плодить лишний материал, но и не создать невосполнимых пустот. «Фотограф никогда не сможет повернуть время вспять, чтобы отснять сцену заново».
Далее Картье-Брессон размышляет над не менее сложным процессом – отбором фотографий, который, согласно его мнению, делится на два этапа. Первый происходит непосредственно в момент фотографирования, «через объектив». Второй же наступает после проявки снимков. В этот момент фотографу нужно выбрать лучшие снимки из хороших (наличие плохих мастер, видимо, не предполагает). Это момент истины, в который ты можешь осознать, вспомнить чувство, что твой палец, нажимая на спуск, дрогнул, глаз моргнул и вообще ум был в смятении перед открывшейся ситуацией. В общем, момент, в который была совершена ошибка.
Картье-Брессон делает акцент на том, что фотография – единственное искусство, которому под силу запечатлеть, остановить мгновенье. Писателю и художнику позволительно связывать и менять местами элементы своих произведений даже много лет спустя; создавать черновики и наброски – фотограф начисто лишён такой возможности. Но в этой же слабости, мастер находит и силу, сокрытую в собственной профессии. Документальная фотография по Картье-Брессону – искусство, лишённое искусственности. Фотограф не подтасовывает условия, не манипулирует реальностью (с чем поспорила бы Сьюзен Зонтаг в своём сборнике эссе «О фотографии»).
Больше того, мастер как будто и вовсе противопоставляет фотографа реальности. Тот должен быть как бы шпионом, обладающим «бесшумным ходом и орлиным взором», чувствующим себя всюду незваным гостем, даже если он просто снимает натюрморт(!). Отсюда же вытекает совет использовать вспышку только в крайних случаях. Фотограф не имеет права быть агрессивным и назойливым типом. Если «люди-объекты» воспримут его таким, нельзя и надеяться на качественную съёмку (существуют даже истории о том, что мастер для незаметности заклеивал металлические части фотоаппарата чёрной изолентой). С другой же стороны – при умелой работе фотограф сможет проникнуть камерой даже туда, куда обычно закрыт ход глазам. Здесь Картье-Брессон опять же оговаривается: нет универсальных подходов, каждый вырабатывается сиюсекундно с учётом местного менталитета, социальной группы и множества других условностей. Вообще, читая статью мастера, создаётся впечатление, что тот не только и не столько хотел поделиться с потомками профессиональными секретами, сколько хотел побудить их к размышлению, анализированию своего увлечения, своей профессии.
Портрет
Переходя к осмыслению человека, как объекта изображения, мастер говорит, что нужно быть предельно честными в отношении собственных чувств и ясно осмыслять происходящее вокруг. Картье-Брессон замечает, что фотография в данный момент «отвоевала» у живописи некоторые жанры, «обесценившиеся» после появления фотокамер, например – портрет, на ниве которого трудятся лишь старорежимные живописцы, наследники канувшей викторианской эпохи. К тому же, мастер упрекает как художников, так и заказчиков, заинтересованных в создании льстивого, но далёкого от реальности образа.
Постановочный фотопортрет, пришедший на смену позированию перед художником, по мнению Картье-Брессона обезличивает человека, создавая иллюзию «единообразия рода людского». При этом Картье-Брессон отмечает, что многие фотографы приводят всех своих моделей к некоему общему знаменателю, делая их неосознанно похожими друг на друга, что, конечно же, неверно: настоящий портрет – отражение индивидуальности, изображённого на нём человека. В противном случае, заявляет мэтр, лучше смотреть на фотографии, сделанные для вклейки в паспорт.
А вот для того, чтобы запечатлеть человека настоящим, требуется поместить его «в естественную среду обитания». Ещё до появления Пола Экмана с его теорией о микромимике Картье-Брессон вопрошает: «Что может быть мимолётнее и неуловимее выражения человеческого лица?». Для того чтобы передать характер и душу подопечного, фотограф должен хотя бы на время «сжиться» с ним. Здесь психологизм и проникновение в суть снимаемого стоят выше технических формальностей. Должна соблюдаться неизменная пропорция между внешностью объекта и его внутренними скрытыми качествами. Как тут не вспомнить портрет Дэвида Линча, сделанный Уильямом Эгглстоном, оказавшийся по мнению режиссёра «расфокусированным, но хорошим». Но разве Линч, всю жизнь отдавший киносюрреализму, должен был получиться глянцевым и причёсанным?
Композиция
Переходя к композиции, Картье-Брессон обозначает её, как органичную взаимосвязь нескольких элементов, объединённых, ухваченных глазом фотографа, а следовательно и объективом, которая должна быть «необратимостью себя самой», т.е. включать только те элементы, которые не требуют прибавлений или убавлений. Для того, чтобы сделать снимок, фотограф, как уже говорилось, должен быть подвижен; не просто следуя за моментом, но как бы пытаясь его опередить и предвидеть, однако, само фото, сама композиция, когда наступает «решающий момент», должна находится в некоем гармоническом покое.
При этом не следует забывать, что гармония предопределяется не сама собой, но взглядом фотографа, который движением головы, наклоном туловища или приседанием может регулировать запечатлеваемую действительность. Именно эта попытка уловить неуловимое и формирует композицию снимка. При этом дискуссии о возможных ракурсах съёмки мастер считает необоснованными: совершенно неважно, падает ли фотограф на живот или выделывает иные па, чтобы добиться эффекта – не ракурс определяет удачность снимка, а та самая внутренняя «геометрическая» гармония.
Картье-Брессон буквально в каждой из глав настаивает на том, что шаблонный подход в фотосъёмке недопустим и композиция не есть уравнение из сборника задач по геометрии. «Я надеюсь, не наступит тот день, когда фотомагазины будут продавать схемы-решётки для наложения на видоискатели и мы не найдём на матовых стёклах наших аппаратов выгравированный шаблон золотого сечения». Необходимость последующей обрезки или иной «корректировки» готового снимка мастер оценивает как смерть жизни, сложившейся внутри снимка. Ни больше, ни меньше.
Цвет
Эта глава несёт на себе ощутимый отпечаток времени, ведь в ней мастер сетует на несовершенство цветных плёнок, необходимость использования вместе с ними искусственного освещения, однако, и здесь обнаруживаются нюансы актуальные по сей день. Говоря о печати в изданиях, Картье-Брессон замечает, что постобработка снимков сторонними специалистами может свести на нет результат, к которому стремился фотограф. Сейчас, во времена «корпоративных» фильтров и страсти к постобработке эта проблема выглядит едва ли не более угрожающей. Мастер не любил цветных фото, но не отрицал их перспектив. Впрочем, отбросив «уловки» со стороны технической, Картье-Брессон говорил о том, что цветным снимкам трудно уловить тот «жизненный нерв», с которым мастерски управляется чёрно-белая фотография. Через два простейших цвета, акцентировал он, нецветные фото передают всё цветное многообразие мира, преломляя его в себе, добавляя к впечатляющему результату труднодостижимые для цветной фотографии возможности контраста.
Если же браться за работу с цветной фотографией, то стоит уделить огромное внимание отстаиваемой ещё импрессионистами теории соположенных контрастов, согласно которой каждый цвет, взаимодействуя с пространством фотографии, влияет не только на соседние цвета, но и на композицию, невольно увеличивая или уменьшая объекты в угоду оптической иллюзии; два соседствующих цвета неизбежно создают третий; сталкиваясь, они усиливают или наоборот обесцвечивают друг друга. Таким образом, фотограф, пользующийся цветной плёнкой, должен контролировать не только композицию снимка, его геометрическую зарифмованность, но и «внутреннюю цветовую драматургию происходящего».
Т.е. в представлении Картье-Брессона чёрно-белая и цветная съёмки подчиняются разным законам и являются разными течениями или направлениями в фотографии. На тот момент мастер связывал возможности распространения цветных фото не только с мастерством фотохудожников, но и с техническим совершенствованием, реформированием отрасли. На исполнение пророчества понадобилось почти двадцать лет – Уильям Эгглстон, о которого мы упоминали выше, смог преодолеть чёрно-белую изоляцию консервативного «чёрно-белого» сообщества.
Техника
Техника – ещё одна категория, которая в нынешнее время воспринимается несколько иначе, впрочем, и здесь мастер уронил несколько обязательных зёрен мудрости. Кстати, весьма показательно, что технические категории отложены напоследок, ставя во главу угла работу самого фотографа, а не его «инвентаря». Как бы подтверждая сказанное, Картье-Брессон заявляет: «Техника важна только в той мере, в какой ты можешь овладеть ею, чтобы передать своё видение реальности». А подтверждением состоятельности фотографа является только удачный снимок, распечатанный и действительный, говорит мастер, иронизируя над фотографами, бравирующими что они «вот-чуть-было-не-сняли» нечто гениальное. Допускает промахи не камера, являющаяся по сути инструментом, а фотограф, который подчас, слишком уповая на техническое совершенство, забывает о выработке и постоянной «тренировке» собственного видения. Картье-Брессон сетует на то, что одной из граней «техничности», к которой стремятся многие фотографы, является необъяснимое желание достигнуть максимальной контрастности и резкости, сделать фото ещё более реалистичным чем сама жизнь. Такой типаж в глазах мастера полностью уравновешивает фотографов, наоборот пытающихся спрятать свою несостоятельность в чрезмерной размытости снимков.
Камера, как и любой другой инструмент, должна быть в первую очередь удобной фотографу и выполнять его «приказы». Действие же самого фотографа, вроде работы с выдержкой и диафрагмой должны быть попросту доведены до автоматизма, как привычка пользоваться коробкой передач при обращении с автомобилем. Картье-Брессон оговаривается, что все остальные «технические» советы можно прочитать в инструкции к фотоаппарату, он же пишет для того, чтобы заставить читателя задуматься о природе фотографии. Весь «постпродакшн» мастер также относит к категории технической, замечая лишь что при вмешательстве в фотографию нужно руководствоваться тем видением, которое было у фотографа непосредственно в момент съёмки, т.е., как бы это ни звучало, изменения не должны менять первоначальный снимок. Много позже Картье-Брессон говорил: «Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции…».
Заказчики
Картье-Брессон утверждает, что любой фотограф несёт ответственность за сделанные им снимки, потому что те, вольно или не вольно, дают оценку окружающей действительности. Фотограф, даже воспринимающий свои снимки, как личный дневник, выбирает, что именно он сохранит для истории и какие коннотации будет нести его фотоистория (здесь напротив, мастер вторит уже помянутой выше Зонтаг). При этом, сам фотограф зависит от своих «заказчиков», тех, кто публикует его снимки. Самое сложное не стать заложником редакционной политики того или иного журнала, либо же СМИ. Неправильно подобранный журналистами и редакторами сопровождающий текст может бросить тень на саму фотографию и её создателя; работа верстальщика также может не только приукрасить снимок, но и испортить его.
Заключение
Дав меткие и нетривиальные наставления, а также рассказав о предостерегающих фотографа опасностях самого разного происхождения, Картье-Брессон делает сдержанный поклон в сторону всех не подпадающих под его мерки жанров фотографии (от рекламы до мгновенной съёмки) и формирует своё кредо.
Для того чтобы создать хорошую фотографию, следует «найти равновесие» между миром внутри нас и миром нас окружающим, добиться того, чтобы наше воздействие на мир, осуществляемое с помощью фотоаппарата, не превалировало на воздействием мира на нас и наоборот. Тогда, сплотив эти миры в единое целое, фотограф может передать «опознавание значения того или иного события», организованное в выразительные «смыслоформы» другим людям. Это касается содержания снимка, неотделимая же от него форма должна также конкретизировать и преобразовать «концептуальное видение реальности» фотографа в доступные каждому образы, способные вызывать у зрителя эмоциональное сопереживание.
Довольно просто, не так ли?
Улица Муфтар, Париж, 1954. Фотограф Анри Картье-БрессонТаймс-сквер, Нью-Йорк, 1949. Фотограф Анри Картье-БрессонНеаполь, Италия, 1960. Фотограф Анри Картье-БрессонКороткое платье. Париж, 1969. Фотограф Анри Картье-БрессонКурсанты и юные леди, Нью-Йорк, 1947. Фотограф Анри Картье-БрессонЖелезнодорожный вокзал, Париж, 1958. Фотограф Анри Картье-БрессонДьеп, Франция, 1929. Фотограф Анри Картье-БрессонЖелезнодорожная станция Лондон-Ватерлоо, Лондон, 1953. Фотограф Анри Картье-БрессонДжэксон, Миссисипи, 1962. Фотограф Анри Картье-БрессонБульвар Дидро, Париж, 1969.

Посмотреть полную версию подборки (200 фото) можно на Cameralabs.
Что это значит и как это запечатлеть
Представьте, сколько знаковых моментов не было запечатлено на камеру. Просто немного пораньше или опоздав, вы теряете идеальное сочетание света, движения и композиции. Каждый профессионал стремится к совершенству в захвате этих аспектов.
Одной визуально приятной фотографии недостаточно, так как фотография гораздо глубже, чем просто изображение реальности. Он фиксирует уникальную эмоцию, взгляд или действие , что делает фотографию подлинной и завершенной. Камера останавливает время и фиксирует именно тот момент, когда происходит фотографическое волшебство. Эта доля секунды называется 9.0005 решающий момент .
Эта концепция, придуманная Анри Картье-Брессоном, пионером уличной фотографии, стала настолько распространенной, что о ней слышал почти каждый фотограф. Но что это означает? И как вы можете использовать это в своей практике фотографии?
Откуда взялась концепция
В некотором смысле история фотографии — это также и история фотокниг. «Решающий момент» Анри Картье-Брессона — одна из самых значимых таких книг, отсюда и происхождение термина.
Картье-Брессон известен как мастер уличной фотографии; он показал многим другим фотографам целый новый мир возможностей. Философия новаторской концепции решающего момента проиллюстрирована почти в каждой фотографии, которую он когда-либо делал. С тех пор запечатлеть «решающий момент» стало конечной целью многих фотографов, но достижимой лишь для некоторых из них.
Такой взгляд на фотосъемку стал возможен благодаря технологическим достижениям, которые сделали легкие камеры более доступными. Теперь фотографы могут снимать кратковременные, подлинные сцены, которые были невозможны с камерами большего формата.
Что на самом деле означает решающий момент
Понятие решающего момента подразумевает, что в постоянном потоке событий есть моменты, в которых расположение всего в кадре идеально . Эти моменты всегда спонтанны, поэтому фотограф должен быть готов сразу щелкнуть.
Однако это не означает, что вы должны делать снимки случайным образом, пытаясь найти решающий момент. Вместо этого вам нужно держать глаза широко открытыми, развивать свою способность предвидеть и быть терпеливым . Секрет в том, что когда вы начинаете обращать на что-то внимание, вы на самом деле это замечаете. Так что, как только момент наступит, будьте готовы щелкнуть.
Конечно, запечатлеть решающий момент — не единственный способ сделать фото. Тем не менее, это один из способов расширить свою практику фотографии и раскрыть ее истинный потенциал. Это не догма, а скорее еще один способ познания мира через объектив и передачи его в фотографию.
Основные советы, как запечатлеть решающий момент
1. Идеальное время
Если вы видите решающий момент и не готовы его запечатлеть, он будет уже позади, когда вы наведете на него камеру. Обратите внимание на окружающую среду, которую вы фотографируете, и познакомьтесь со своими объектами — как они двигаются, ведут себя и взаимодействуют со своим окружением. Это поможет вам предугадать момент и быть к нему готовым.
2. Правильная композиция
Хотя это возможно, вы не можете просто надеяться сделать отличный снимок случайно. Композиция не менее важна, чем все остальное, поэтому вы должны выбрать одну и быть готовым придерживаться ее в кадре. Объект должен работать вместе с фоном и освещением, чтобы финальная картина выглядела завершенной.
3. Осмысленный элемент
Чтобы сделать особенное фото, вам понадобится осмысленный элемент в кадре, который передает эмоцию или высказывание. Это сущность решающего момента. Постарайтесь определить значение увиденного — это может быть доброта незнакомца, страх ребенка или привязанность пары. Дело в том, что смысл не универсален; его можно увидеть и воспринять людьми по-разному. Постарайтесь увидеть, что уникального в сцене, которую вы фотографируете.
Как отработать решающий момент
Если вы еще не пытались поймать решающий момент, можете начать с малого. Просто прогуляйтесь и возьмите с собой камеру. Во время путешествия постарайтесь задокументировать все, что кажется вам важным или особенным. Обратите внимание, что происходит до и после того, как перед вашим взором появляется что-то интересное. Экспериментируйте со спонтанными снимками и не ограничивайте свое творчество. Найти решающий момент непросто, но в конце концов вы его найдете.
В завершение
Концепция решающего момента уникальна тем, что позволяет запечатлеть реальность. В этом подходе нет ничего нового, но он и не стареет. Результатом этого являются не только осмысленные снимки, но и интеллектуальная радость для фотографа.
Поиск решающего момента может помочь вам по-новому взглянуть на свою фотографию: вы разовьете терпение, предвкушение и любопытство. Вы можете научиться находить что-то интересное в обычных сценах, которые на первый взгляд кажутся скучными.
Вот некоторые другие статьи, которые могут вас заинтересовать:
Повышение уровня искусства уличной фотографии: 10 практических советов
Изучение тенденций: совершенные незнакомцы в уличной фотографии
Советы по уличной фотографии: максимальное использование скучного места
Окончательный список из 40 типов фотографии, которые нужно изучить и освоить
Дайджест блога Depositphotos
Присоединяйтесь к сообществу из 160 000 читателей в месяц, которые одержимы
удивительными изображениями, полезными советами и отличными историями
Спасибо за подписку на ежемесячный дайджест блога Depositphotos!
Пожалуйста, проверьте свой почтовый ящик, нам есть чем поделиться с вами.

Понимание решающего момента
Поделиться:
«Из всех средств выражения фотография — единственное, которое точно фиксирует момент. Мы играем с вещами, которые исчезают и которые, однажды исчезнув, невозможно оживить. Для нас то, что исчезает, исчезает навсегда: отсюда наша тоска, а также существенная оригинальность нашего ремесла. То, что выходит из этой камеры, не чуждо экономике мира отходов, где напряженность становится все более напряженной, а экологические последствия уже чрезмерны». Анри Картье-Брессон
Фото источника (WP:NFCC#4)
Каждый уличный фотограф рано или поздно сталкивается с догматическим термином «решающий момент». Фотографы, знакомые с этим термином, в основном поклонники легендарного французского фотографа Анри Картье-Брессона.
Хотя это правда, что он придумал этот термин, «решающий момент» не должен был быть догмой, а скорее личной мантрой.
Съемка «решающих моментов» стала важной целью для многих уличных фотографов. В то же время термин Брессона за многие десятилетия стал неправильно истолковываться. Вот почему мы должны подробно объяснить это всем, кто в наши дни увлекается уличной фотографией.
Начало концепции
Чтобы обеспечить некоторый контекст, важно сказать, что в первые годы уличной фотографии, когда Анри Картье-Брессон и многие другие великие фотографы (Брасай, Беренис Эбботт, Ман Рэй, Роберт Дуано, Уокер Эванс), процветала глобальная революция в фотографии.
Легкие 35-мм камеры стали более доступными, и они больше не рассматривались как дешевая альтернатива камерам среднего и большого формата. Эти новые «маленькие камеры» позволяли фотографам быстро делать снимки — они могли запечатлевать людей в реальных и реальных ситуациях.
Фотография первой Leica Картье-Брессона от AlainB на Wikimedia, CC BY-SA 2.0, Я надеюсь, что люди, которые не любят беззеркальные камеры, читают эту статью, потому что она может помочь им понять, что даже их любимый полнокадровый формат когда-то подвергался критике со стороны тем, кто предпочитал средне- и крупноформатную фотографию.
Забавно, что фотография вообще долгое время не считалась изобразительным искусством из-за большого количества диких поклонников классической живописи.
Таким образом, благодаря этому все более популярному формату 35 мм, больше фотографов смогли запечатлеть интригующие уличные сцены. Этот формат открыл для многих фотографов новый мир возможностей — мир, в котором они смогли запечатлеть короткие повседневные сцены и превратить их в осмысленные визуальные композиции.
Питер Степан, искусствовед и куратор, говорит, что Анри Картье-Брессон создал визуальный аналог сюрреалистического письма с помощью своих фотографий. Всю свою жизнь он отстаивал важность не форсировать фотографию, а позволить ей течь.
О своих отношениях со своей 35-мм камерой Leica он писал: «Она стала продолжением моего глаза и никогда не оставляла меня в покое».
Личная мантра
Термин «решающий момент» придумал Картье-Брессон после того, как некоторое время занимался уличной фотографией. Для него это было скорее личным делом, чем-то, чему нельзя было научить, но можно было только преследовать.
Понятие «решающий момент» подразумевает, что фотограф должен уметь предвидеть важный момент в постоянном течении жизни и запечатлеть его за долю секунды. Поэтому ключом к «решающему моменту» является способность предвидеть .
Он также сказал, что если он нажал затвор, наблюдая за моментом, который хотел запечатлеть, то его уже давно нет.
Изображение Federico AlegríaЗдесь я хочу сделать паузу, чтобы поговорить о цене, которую приходится платить за кражу откровенных моментов с помощью цифровых зеркальных камер. С ненавязчивыми камерами — от старинных TLR до дальномеров и, конечно же, с современными беззеркальными камерами — вы можете видеть все это даже при нажатии кнопки спуска затвора из-за отсутствия у них колеблющихся зеркал.
С другой стороны, с зеркальными камерами вам придется заплатить чрезвычайно высокую цену, чтобы запечатлеть откровенные моменты через видоискатель. Возможно, это видео может лучше проиллюстрировать то, о чем я говорю.
Три элемента «решающего момента»:
- Время и предвкушение: Этот вопрос пока в значительной степени раскрыт; ожидание является ключевым.
- Состав: Предвкушения недостаточно. Сцена также должна хорошо выглядеть, а это достигается только с помощью отличной композиции. Композиция превосходит все, особенно если она идеально экспонирована и правильно сфокусирована.
- Значение: Фотография может быть потрясающей, но если в кадре нет осмысленного элемента, то это просто хороший средний снимок.
Фотография сама по себе казалась легким занятием. Это разнообразная и неоднозначная операция, в которой единственным общим знаменателем среди тех, кто ею занимается, является камера.
Картье-Брессон знал, что фотография обладает уникальной способностью улавливать время, приостанавливать его и сохранять в форме изображения.
Сфотографировать что-то — значит задержать дыхание, когда все наши способности сосредоточены на мимолетной реальности. В таких случаях запечатление изображения доставляет большую эмоциональную и интеллектуальную радость. Фотографировать — значит поставить свою голову, глаза, сердце и душу в одну перспективу, настроив не только наши чувства, но и наши чувства и намерения внутри этого маленького видоискателя, в который идеально вписывается весь мир.
Только после изучения технических навыков, необходимых для захвата света, мы можем стать действительно компетентными фотографами, понимающими философию «решающего момента».
Лично я считаю, что если уличные фотографы и сегодня считают Картье-Брессона мастером этого жанра, то для них действительно ценно понять его представления о фотографии, особенно его концепцию «решающего момента».