Фотограф Александр Родченко
Родченко Александр Михайлович
(23.11) 5.12.1891, Петербург — 3.12.1956, Москва
Живописец, график, фотограф, дизайнер, педагог, член группы конструктивистов ИНХУКа (Институт художественной культуры), член группы «Октябрь», член Союза художников по секции графики
В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе, в 1916 году переехал в Москву. Выставлялся как живописец с 1916 года, один из организаторов профессионального союза художников-живописцев в 1917 году. С 1918 по 1922 работал в отделе Изо Наркомпроса (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения) как заведующий музейным бюро и как член художественной коллегии.
Одновременно разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 участвовал в важнейших выставках русского авангарда, в архитектурных конкурсах и работе комиссии Живскульптарх (комиссия по живописному, скульптурному и архитектурному синтезу).
Одновременно с живописью и графикой занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920-21) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу.
В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».В 1920 стал профессором живописного факультета, в 1922 — 1930 годах — профессор металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские — Высший художественно-технический институт). Учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. В 1920-1924 был членом ИНХУКа.
С 1923 работал как дизайнер универсального профиля. Занимался полиграфией, фотомонтажом и рекламной графикой (совместно с В. Маяковским), входил в состав группы ЛЕФ (Левый фронт), позднее был членом редакционной коллегии журнала «Новый ЛЕФ».
В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба».
С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).
В конце 20-х -начале 30-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927-28, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.
Один из организаторов и руководителей фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».
В 1932 вышел из «Октября» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 работал как художник-оформитель журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 30-е и 40-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года.
В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.Литература:
Chan-Magomedov S.O. Rodchenko. The complete work. London, 1986
А.М.Родченко и В.Ф.Степанова. (Из серии Мастера искусства книги). М., 1989
Alexandr M. Rodchenko, Varvara F. Stepanova: The Future Is Our Only Goal. Munich, 1991
А.Н.Лаврентьев. Ракурсы Родченко. М., 1992
Alexander Lavrentiev. Alexander Rodchenko. Photography. 1924-1954. KЪln, 1995
Александр Родченко. Опыты для будущего. М., 1996
Alexandr Rodchenko. (Published in conjunction with the exhibition Alexandr Rodchenko at the Museum of Modern Art). New-York, 1998
Фотограф Александр Михайлович Родченко | Музей Российской Фотографии
Александр Михайлович Родченко (05. 12.1891/г.Санкт-Петербург — ☦ 03.12.1956) — фотограф, живописец, график.
Родченко, будучи обычным художником, вел непрерывные эксперименты в искусстве от живописи до скульптуры, от фотографии до графического дизайна. Он является важнейшим фотографом-авангардистом на службе революции, добившейся мирового признания.
Во времена Родченко советская фотография, фотомонтаж и графический дизайн были на голову выше всех.
«В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — «съемки с пупа», аппарат на животе.
Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме «с пупа», пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним.»
А. М.Родченко.1927 г.
Письмо в редакцию «Советского фото» на страницах «Нового Лефа».
Первые годыАлександр Родченко родился в семье рабочих в Санкт-Петербурге. Его отец, Михаил, работал с театральным бутафором, а его мать, Ольга, работала прачкой. В 1905 году семья переехала в Казань. Спустя всего два года умирает его отец. Из малого семейного бюджета мать находит деньги для обучения сына, и молодой Саша поступает в Казанскую художественную школу, где обучается с 1910 по 1914 годы. На последнем году обучения он встречает свою будущую жену Варвару Степанову. Для молодого и амбициозного художника Казань становится слишком мала и в 1916 году вместе с Варварой они уезжают жить и работать в Москву.
Родченко конструктивистКак художник Родченко очень быстро впитывал все новое и революционное. В 1910-х годахего вдохновляли работы таких художников, как Обри Бердслей в стиле модерн. Позже его внимание привлекли футуристы, последователем которых и стал Александр, тут на него повлияли работы Владимира Татлина, а так же работы Казимира Малевича в стиле супрематизм.
Позднее эти увлечения привели Родченко к революционному в то время конструктивизму. Можно с уверенностью сказать, что Александр стал одним из отцов советского конструктивизма. Тут он мог проявить себя не только в живописи, его абстрактные формы стали материальны, новое направление дало возможность выразить себя во многих плоскостях искусства, а революционный настрой воодушевлял и подпитывал его идеями. Художник творил свои геометрические скульптуры из всевозможных материалов, создавая производственное искусство.
В 1921 году Родченко временно оставляет живопись и начинает работать во благо революции. Он присоединился к группе художников, идеей которых было внести в повседневную жизнь художественные формы. Тут Александр проявляет себя в качестве дизайнера. Он проектирует мебель, одежду, различных предметов домашнего обихода, узоры в текстильной промышленности, а также создает декорации для кино и театра. Теперь Родченко предпочитает дизайн, который бросает вызов классическому пониманию «произведения искусства». Он пропагандирует идею художника как инженера.
Родченко фотограф-авангардистС 1923 по 1925 года Родченко плодотворно сотрудничает с поэтом Владимиром Маяковским. Он иллюстрирует некоторые из его книг и журналов, публикуемых современных советских писателей, таких как «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Так же вместе с Маяковским делают серию рекламных плакатов, в которых явно можно заметить революционный настрой.
В поисках самовыражения Александр приходит к фотографии, где вначале использует фотографии для публикаций статей и фотомонтажа. Но очень скоро открывает для себя всю эстетику этого искусства, тут он начинает эксперименты с игрой теней, ищет увлекательные композиции и нетрадиционные углы для съемок.
Так же в это время фотограф делает серию снимков великого поэта.
В 1920-ые году фотография приносит наибольший успех Александру. Он работает в качестве корреспондента ряда советских газет и журналов, его фотографии выставляются по всему миру. Его экспериментальный подход и авангардистские композиции удостаиваются больших похвал и признания.
Сталинский период. Последние годы жизниС приходом к власти И. В. Сталина в середине 1930-х годов, Родченко оказался в очень рискованном положении. Вся идеология советского искусства была преобразована. Свободных духом авангарда активно подавляло государство. Александра с Варварой чудом миновала сталинская чистка, прокатившаяся по Советскому Союзу, в ходе которой были казнены и заключены в лагеря многие чиновники, пришедшие к власти во время большевистской революции.
В это время Родченко окончательно переходит к фотожурналистике. Его фотографии олицетворяют высшие достижения в эпоху сталинизма, изображая радужные парады, огромные промышленные предприятия и сельское хозяйство.
Внизу статьи представлены три номера иллюстрированного советского журнала «СССР на стройке», оформленные Родченко и Степановой. Эта пара была всей душой отдана искусству и поражала всех своей новизной взглядов и отважными решениями в полиграфии и фотомонтаже, опережавшие мастеров многих стран.
Конечно же, в то непростое для Александра время, фотографам категорически запрещалось отображать все ужасные человеческие потери этой широкой модернизации.
В 1940 году он вновь хочет возвратиться к живописи, представляя ряд абстрактных работ. Но эти работы все-таки не будут восприняты обществом и критиками.
Родченко возвращается в фотожурналистику и продолжает свою работу в качестве фотографа-корреспондента вплоть до своей смерти в 1956 году.
В 1920-ые годы Родченко внес важный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа, а плакаты и книги оформленные Александром, до сих пор остаются вершиной советского графического дизайна. После себя он оставил большое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.
Из материалов paxel.ru
Семья Родченко:
Александр Родченко, его жена — Варвара Степанова.
Дочь — Варвара Родченко — ее муж Николай Лаврентьев.
Внук — Александр Лаврентьев — его жена Ирина Преснецова.
Работы Александра Михайловича Родченко представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).
Родченко | Фото книга
Родченко
Фотограф: Александр Родченко
Александер Родченко, Питер МакГилл, Герхард Штайдл
Издатель: Steidl
Дата публикации: 2012
Длина. Диапазон:
Отзывы:
На протяжении многих лет уважаемые галеристы Питер Макгилл, Рудольф Кикен и Эдвин Хоук собирали фотографии Александра Родченко.
Эта книга представляет собой тщательно отобранные изображения, в основном воспроизведенные в исходном размере. Отличительные черты неподражаемого конструктивистского видения Родченко можно увидеть здесь, независимо от того, фотографирует ли он людей, архитектуру или технику: смелые диагонали, абстрактные формы и движущиеся объекты, прорезающие пространство.
Поиск
Следуйте за нами
YouTube
Blogspot
All About Photo Magazine
Выпуск № 26
Фотографии из того же художника
Отбранные книги
Кони-остров : Шиффер
2022 | 208 страниц
Кони-Айленд — всемирно известная американская икона, страна фантазий прошлого с развивающимся настоящим и неуемным оптимизмом в отношении будущего. Это демократичное развлечение, в котором собираются люди из всех слоев общества и мест.
Такого нет больше нигде, и в этом его привлекательность. Здесь 170 вызывающих воспоминания черно-белых изображений, сделанных выдающимся фотографом Харви Стайном в период с 1970 по 2020 год, одновременно оглядываются назад во времени, давая современный взгляд на людей и деятельность этой «Ривьеры для бедняков». Изображения передают чудо и близость Кони-Айленда. Не было опубликовано ни одной фотокниги, в которой задокументирован 50-летний период известного места, снятого одним фотографом. Пребывание на Кони-Айленде похоже на переход в другое общество, а не просто на дневное развлечение.
Все о Харви Стайне
Глория Бейкер Файнштейн: Надеюсь, вы найдете то, что ищете
Глория Бейкер Файнштейн
Издатель: Yellow Bird Press
2022 | 96 страниц
«Надеюсь, вы найдете то, что ищете» 96 страниц, в том числе 55 ч/б дуотонов в твердом переплете Очерки Дугласа Бизли, Джулиана Андерсона и Глории Бейкер Файнштейн Стихи Ким Стаффорд, бывшего поэта-лауреата штата Орегон напечатано в Verona Libri в Вероне, Италия опубликовано Yellow Bird Press
Гарри Груярт: Между мирами
Гарри Груярт
Издатель : Thames & Hudson
2023 | 144 страницы
В этой книге удостоенного наград фотографа Magnum Гарри Грюярта собраны его самые кинематографические изображения на сегодняшний день.
Мастер насыщенной цветом атмосферы, Гарри Грюярт более сорока лет бродил по миру в поисках идеального света. Его интуитивное и физическое отношение к местам погружает зрителя в мир, который заимствован из кинематографической вселенной и вселенной художника. «Хорошая фотография — это фотография, которая многое говорит о месте и моменте, когда она была сделана», — говорит Грюйарт. Пространство — его сложность, то, как мы его воспринимаем, его пластичность — является основным компонентом изображений Грюйарта, как будто двойственность между цветом и пространством растворяется, чтобы создать произведение, в котором единственное, что имеет значение, — это удовольствие от восприятия. погружение.
Все о Гарри Груярте
Стив Шапиро и Теофилус Донохью: Семьдесят Тридцать
Стив Шапиро и Теофилус Донохью
Издатель : Damiani
202002 | 144 страницы
Отец и сын вместе создают фотографическую панораму человечества. Знаменитый фотожурналист Стив Шапиро (1934–2022) и его сын Теофилус Донохью (1982 г.р.) совместно работали над фотопроектом, в котором Шапиро на 70%, Донохью на 30%. «Семьдесят тридцать» изображает различные лица и выражения людей, от жителей мегаполисов до мигрантов, от бездомных до выдающихся знаменитостей, таких как Алек Гиннесс, Аллен Гинзберг, Мухаммед Али, Роберт Де Ниро, Рене Магритт, Дженис Джоплин и Энди Уорхол. Шапиро фотографирует первых нью-йоркских скейтбордистов, а Донохью документирует нынешних колумбийских брейк-дансеров.
Последние интервью
Интервью
Эксклюзивное интервью с Аве Пилдас
Моя новая книга STAR STRUCK посвящена людям и местам Голливудского бульвара. Вскоре после того, как я переехал в Лос-Анджелес в 70-х, я начал там снимать. Я работал в Capital Records, всего в полутора кварталах отсюда, в качестве одного из четырех арт-директоров. В обеденное время мы ходили поесть в «Браун Дерби», «Муссо» и «Фрэнс» или в какой-нибудь другой местный ресторан, и мне приходилось наблюдать за всей деятельностью, которая происходила на Голливудском бульваре. Это было потрясающе и весело, несмотря на то, что локация была «на очереди».
Подробнее
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Элейн Мэйс
набор портретов молодежной культуры в ее районе. Мэйс был молодым фотографом, жившим в Сан-Франциско в 1960-х годах. Она фотографировала Монтерейский поп-фестиваль в 1967 году, и позже в том же году движение хиппи превратилось из эйфории в более тяжелые наркотики, а Хейт перестал быть убежищем для молодых людей, ищущих лучший образ жизни, чем дом на полпути. для сбежавших подростков.
Читать дальше
Интервью
Эксклюзивное интервью с Теофилусом Донохью
Новый выпуск Seventy-thhirty (опубликованный Damiani) изображает различные лица и выражения людей, от жителей мегаполисов до мигрантов, невидимых бездомных и знаменитостей, таких как Роберт Де Ниро. , Мухаммед Али, Рене Магритт, Дженис Джоплин и Энди Уорхол. Стив Шапиро фотографирует первых нью-йоркских скейтбордистов, а Теофилус Донохью фотографирует нынешних колумбийских брейк-дансеров. Попеременно глубокие и игривые, фотографии отца и сына отражают широкий спектр человеческих эмоций и переживаний. Для этого проекта Шапиро выбрал изображения движения за гражданские права 60-х годов и вместе с Донохью предоставил фотографии с сегодняшних протестов Black Lives Matter и экологических митингов.
Подробнее
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Джессикой Тодд Харпер о ее книге здесь
Подобно голландским художникам 17-го века, которые изображали обычные внутренние сцены наполненными смыслом, фотограф Харпер из Пенсильвании Джессика Тодд выглядит наполненной смыслом. за ценность в повседневных моментах. В своей третьей монографии «Здесь» (опубликованной Дамиани) используется то, что находится прямо перед художником. Харпер показывает, как наше неисследованное или даже кажущееся скучным окружение иногда может освещать
Подробнее
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Роджером Балленом о его книге «Отрочество»
«Отрочество» (опубликовано Damiani) Фотографии и рассказы Роджера Баллена ведут нас через континенты Европы, Азии и Северной Америки в поисках детства: детство, как оно проживается в Гималаях Непала, на островах Индонезии, в провинциях Китая, на улицах Америки. Каждая потрясающая черно-белая фотография, составленная из 15 000 изображений, сделанных Балленом в течение четырехлетнего путешествия, изображает волшебство юности, проявленное в их играх, их приключениях, их мечтах, их Несчатье. Первая книга Баллена больше похожа на оду, чем на документальное произведение. Сегодня она так же мощна и актуальна, как и 43 года назад, — потрясающая серия вечных образов, выходящих за рамки социальных и культурных особенностей.
Читать дальше
Интервью
Эксклюзивное интервью с Ким Уотсон
Многопрофильный художник с многолетним опытом, Ким Уотсон написал, снял и сфотографировал самые разные предметы, от культовых артистов нашего времени до «невидимых». «Люди из маргинализированных сообществ. Очень влиятельный режиссер на заре создания музыкальных видеоклипов, Уотсон снял лауреатов премии «Грэмми», снял их в уникально удаленных местах и написал сценарии для различных жанров, включая рекламу, художественные фильмы для голливудских студий, таких как Universal (Honey), MTV Films и Warner Brothers. и издатели, такие как Simon & Schuster. Его страстный союз искусства и социальной справедливости был стремлением на протяжении всей жизни, и в 2020 году, после консультации по вопросам взаимодействия и воздействия для ITVS / PBS, Ким вернулся на улицы, чтобы создать TRESPASS, документируя изображения и истории бездомных жителей Лос-Анджелеса. TRESPASS выставлен в The BAG (архитектурная галерея Bestor) в Силвер-Лейк, Лос-Анджелес, 17 сентября 2022 г. — 11 октября 2022 г.
Читать далее
Интервью
Эксклюзивное интервью с Джулией Дин, основательницей проекта «Лос-Анджелес» 2021. Джулия, уроженка Небраски, давно стремится создать специальный проект, в котором любовь к ее приемному Лос-Анджелесу и ее страсть к документальной фотографии могут быть разделены в более широком масштабе.
Подробнее
Интервью
Эксклюзивное интервью с Эммануэлем Коулом
Эммануэль Коул, лондонский фотограф, отмечает пятую годовщину съемок карнавала в Ноттинг-Хилле, который возвращается в этом году после двухлетнего перерыва. Фотография Эммануэля воплощает в себе самую суть карнавала и увековечивает чистые эмоции более 2 миллионов человек, собравшихся вместе, чтобы отпраздновать на улицах Западного Лондона.
Подробнее
Интервью
Эксклюзивное интервью с Бреттом Форакером
Бретт Форакер начал свою карьеру в качестве художника, прежде чем переключиться на фотографию и кинопроизводство. Все его проекты пронизаны лирической и порой сюрреалистичной точкой зрения. Помимо того, что Форакер является востребованным режиссером и сценаристом, он работал над несколькими портфолио абстрактной и экспериментальной фотографии. Они представлены здесь впервые.
Подробнее
Нравится ли вам печенье? 🍪 Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте, показывать вам персонализированный контент и анализировать трафик нашего веб-сайта. Узнать больше
Советское искусство, культура СССР
Знаковое фото Лили Брик. 1925. Советский фотограф Александр Родченко
Большинство фотографий его фотографии Советский фотограф Александр Родченко создан в конце 20-х – 30-х годах прошлого века. В то время он в основном работал в журнальной фотографии. Вместе с Варварой Степановой создает один из первых тематических фотоальбомов по истории СССР. В частности, Красная Армия и социально-экономическое развитие среднеазиатских республик СССР. В это же время советское фотоискусство достигло своего расцвета. И это не было случайностью. Фотографы смогли запечатлеть невиданные по своим масштабам процессы индустриализации, запечатлеть грандиозный процесс социалистического преобразования страны и общества. В редакционной колонке первого известного журнала «СССР на стройке», с которым Родченко постоянно сотрудничал как фотограф и дизайнер, фотография была провозглашена одним из основных видов советского искусства, отображающим социалистическое строительство в динамике.
Варвара Степанова и советский фотограф Александр Родченко
Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились в 1913 году в Казанской художественной школе. После окончания и прохождения срочной службы в армейской санчасти Родченко, сын прачки и театрального работника, остался в петербургском холодном подвале без всяких возможностей существования и с большим желанием работать.
Мост, 1920-е гг. Советский фотограф Александр Родченко
В 1917 году сразу после Февральской революции в Москве был создан профсоюз художников. Родченко стал секретарем ее молодой федерации, занимавшейся прежде всего организацией нормальных условий жизни и работы молодых художников, большинство из которых приветствовало Октябрьскую революцию. «Мы громко восхваляем революцию как единственный двигатель жизни», — заявили Родченко и Степанова. Это было время анализа окружающей их действительности, начало нового понимания происходящих в обществе революционных процессов и закономерностей их причин, определения будущих целей. И это понимание у каждого началось с осознания собственной позиции.
В первые годы Революции Родченко и Степанова вместе с Василием Кандинским, Малевичем, Татлиным, Эль Лисицким, Алексом Ганом вошли в московскую группу супрематистов и абстракционистов, провозгласивших устаревшими любые конкретные формы искусства. В этот период они экспериментируют с цветом и композицией произведений, а в 1918 году объявили о переходе к беспредметности как о новом этапе развития искусства. Однако параллельно Родченко создавал технические модели, называемые «пространственными конструкциями», это первые эскизы и модели новостроек.
С 1923 года активные сотрудники журнала Левого фронта искусств «ЛЕФ», которым руководил Маяковский. Публикуя его в своих теоретических материалах, Родченко одновременно разрабатывает первые коллажи для оформления журнала, ставшие затем образцом конструктивистского дизайна. Работая над ними, он решает подчеркнуть проблему важнейших графических деталей для максимальной силы идейного воздействия художественного образа — в коллажах Родченко, по выражению современника, «это взгляд на идеологию». В то же время были созданы статические и динамические титры для кинохроник Дзиги Вертова, первого новатора советского документального кино. (Позже, в 1925 именно он выпустил афиши к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, обойденные картиной капиталистического мира). В свою очередь, Степанова совместно с Л. Поповой выполнила передвижную театральную инсталляцию, которая надолго определила «лицо» театра Всеволода Мейерхольда.
Затем, в 1923 году, Родченко вместе с Маяковским начинает работу над серией рекламы знаменитого Моссельпрома. Всего ими сделано более 100 этюдов – «стихов», точнее, куплетов Маяковского, из которых в общий тираж вышло около шестидесяти. Рекламировались самые разнообразные товары – товары первой необходимости, одежда, товары для дома, сигареты, кондитерские изделия. Характерной чертой рекламного замысла Родченко было вплетение в его композицию и графические концепции знаковых элементов, таких как стрелки, указатели, подчеркивающие образность куплетов Маяковского. Популярность этой новой советской рекламы была огромной, она сразу вытеснила господствовавшее ранее «нэповское искусство» (НЭП). «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, вернее, поменяли свой старый царско-буржуазно-западный стиль рекламы на новый советский», — с гордостью вспоминал впоследствии Родченко.
По крайней мере, высокий балл этой работе был получен, а на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, проходившей в 1925 году в Париже, Родченко получил за нее серебряную медаль в номинации «уличное искусство». По окончании выставки Родченко выполнил знаменитый советский дизайн каталога выставки.
В том же 1925 году, в Париже, Родченко пожелал встретиться с Пикассо, Леже, с их большим интересом к развитию советского искусства. По словам очевидцев, эта встреча не состоялась в основном только из-за языковых трудностей, а также потому, что замкнутый по натуре Родченко чувствовал себя за границей некомфортно. Он признался Степановой, что только однажды почувствовал себя комфортно в Париже, когда увидел в метро группу рабочих, поющих «Интернационал»: «Тогда я впервые понял, что я не один в Париже». Однако именно парижская выставка стала открытием нового советского искусства, где впервые было признано его всемирное значение.
Известно, что Родченко и Маяковского интересовала технология организации праздничных демонстраций, механизм их проведения. Они пытались «теоретически» построить розыгрыш, обработку для достижения максимального эффекта от мероприятия.
В театре работал и советский фотограф Александр Родченко. В 1929 году Родченко создает сценографию пьесы А. Глебова «Инга», поставленной в Театре Революции. Используя современную тему спектакля о жизни молодой женщины – директора швейной фабрики, Родченко и Степанова детально разрабатывают домашнюю, офисную, клубную мебель и одежду.
Александр Родченко начал фотографировать в 1924 году, а через год начал свои первые — в Советской России — эксперименты с перспективой и точечной съемкой. Его, как художника, не удовлетворяет стандартная горизонтальная композиция и прямой ракурс, бывшая «нерушимой традицией» для фотографов того времени. Другой сделал чрезвычайно важный шаг в самой принципиальной смене сюжетов фотографии. В начале 20-х годов он часто изображал статичные «скульптуры», «изготовленные в художественных позах». Родченко увидел, что фотография может — а потому должна быть единственно истинным искусством, максимально точно отражающим жизнь — в моментах, составляющих ее движение. Для этого нужно было снимать жизнь молодой советской республики, развивающуюся, выстраивающуюся вокруг, тут и там, показывая ее с самых разных сторон, позволяющих, по его мнению, «уловить» и раскрыть содержание происходящего. предметом или даже общественным явлением.
Между тем, в 1929 году критики пытались обвинить Родченко в подражании западным фотографам, но в опубликованной статье «Нового Лефа» он в простой форме датирует хронологию создания своих работ, опровергает все подозрения в заимствование у «буржуазных фотографов». В 1933 году в качестве корреспондента журнала он целый год провел на строительстве Беломорканала, где создал серию из двух тысяч изображений. В это же время Эль Лисицкий с супругой создают фотосерию «СССР на стройке», посвященную Днепровской ГЭС. В дальнейшем журнал продолжает публиковать о той или иной стройке в виде «эпического фоторепортажа».
По сути, это и есть идеи Родченко – опять же недекларированные, а просто выразившиеся в новаторских образах. Они быстро завоевали огромную популярность среди молодых фотографов и создали в советской фотографии целое направление фотокорреспондентов. Кроме того, большое влияние оказали молодежные подразделения армии «рабочих корреспондентов». И из этой школы вышли лучшие советские фотографы 30-х годов — Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.
Наконец, в конце двадцатых годов появилось объединение «левых» фотографов – группа «Октябрь», одним из лидеров которой стал Родченко.
Колонна фехтовальщиков. Парад спортсменов в Москве. А.М. Родченко 1936
Колонка. 1935 г. Советский фотограф Александр Родченко
Сумасшедший, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов
Четыре музы советского искусства (слева направо – Шостакович, Маяковский, Мейерхольд, Родченко) на репетиции спектакля «Жук», 1929 г.
Стекло и графин, 1928 Фотопечать со стеклянных негативов
Плакат. Характерное для Родченко простое и точное решение темы – темная страница истории перевернута, открывается сменяющая друг друга новая красная эпоха, 1923
Мать, 1924 г.