Развитие технологий: история Eastman Kodak
Джеймс М. Аттербек, McKinsey & Company
Технологические инновации могут с головокружительной скоростью перекроить карту целой индустрии. Уже установившиеся компании подчас не могут угнаться за прогрессом и теряют высоту, а новички с новыми концепциями или методами занимают доминирующее место. Эта схема проявляется в различных областях, когда новый продукт или технология бросают вызов прежним категориям. Взглянем на одну из областей, в истории которой именно инновации сыграли решающую роль, чтобы пролить свет на эту схему и выявить качества, определяющие, выживет ли фирма в столкновении с кардинальными технологическими переменами.
Индустрия фотографииТе, кто смотрел сериал телекомпании “PBS” о Гражданской войне в Америке, впервые транслировавшийся в 1990 году, были поражены сотнями фотографий, которые знакомили зрителей с историей этого трагического конфликта. Портреты генералов и солдат, поля сражений, несчастные жертвы войны сменяли друг друга на экране фоном для бесед с историками, отрывков из писем и дневников того времени. Большинство фотографий были необычайно яркими, несмотря на то, что снявшие их аппараты были сделаны по технологии середины XIX века. На самом же деле, ко времени Гражданской войны (1861-1865) технологии производства фотоснимков было уже два десятка лет, она была широко распространена и уже вышла на второй виток технического развития. От медных пластинок до сухого и влажного стекла Индустрия фотографии восходит к 1839 году, когда во Франции был изобретен дагерротип. Этот метод, применяющий медные пластинки с чувствительным серебряным покрытием, был мгновенно подхвачен и разнесен по Америке, и появились первые производители, поставщики и фотографы. В том же 1839 году Самуэль Морзе, будущий изобретатель телеграфа, сделал первый фотоснимок в истории западного полушария. Уже в середине 1840-х гг. в крупных городах Америки образовалась сеть фотоателье.
К середине 1850-х гг. дагерротип уступил место новой технике, основанной на стеклянных пластинках, покрытых прозрачным и липким коллодием. Непосредственно перед съемкой коллодиевую пластинку надо было сделать фоточувствительной при помощи нитрата серебра. После того, как стекло подвергалось воздействию света, на нем можно было проявить негатив в темной комнате и отпечатать на фоточувствительной бумаге, подставив пластинку и бумагу под лучи яркого света. Фотографии резко улучшились с появлением влажных коллодиевых пластинок. Технология была медленной и не способной отображать цвет, но снимки получались очень качественные, составляющие конкуренцию сегодняшним. Основной недостаток был в том, что пластинки надо было обрабатывать нитратом серебра и проявлять непосредственно до и после съемки. Это требовало массы оборудования, темного помещения и достаточных познаний в химии. Еще один минус – вес и размер десятков, и даже сотен стеклянных пластинок, которые могли понадобиться фотографу за короткое время.
Сочетание необходимой химической обработки и громоздкого оборудования ограничивало сегмент рынка горсткой профессионалов и заядлых любителей. Распространению фотографического оборудования и материалов мешали технические барьеры: недолговечность светочувствительных материалов и сложность процесса для среднего человека. Для того, чтобы впоследствии технические достижения позволили фотоиндустрии максимально использовать свой потенциал, потребовались некоторые промежуточные шаги. Одним из таких шагов стало изобретение стеклянных пластинок с сухой желатиновой эмульсией в 1870 году. Таким образом, стало возможно производить долговечные фотопластинки на фабриках, и фотография стала проще, удобнее и дешевле благодаря массовому производству одного из главных своих компонентов. К тому же снимки на сухих пластинках делались быстрее.
Один из многих предпринимателей, ухватившихся за это нововведение, был молодой фотограф-любитель из Рочестера, штат Нью-Йорк, по имени Джордж Истмэн. Вооруженный практическими знаниями фотохимии, небольшим опытом в бизнесе и финансовой поддержкой удачливого местного бизнесмена, Истмэн в 1878 году основал компанию по производству сухих фотопластинок. Как и конкуренты, фирма “Eastman’s Dry Plate Company” стремилась выйти на национальный рынок, и Истмэну первому удалось разработать технологии и оборудование (печатные прессы, системы сушки, машины для очистки и покрытия стекла) для широкомасштабного производства. Но в отличие от конкурентов, Истмэн был среди немногих, кто разрабатывал усовершенствования и для другой фотопродукции: фотоаппаратов, увеличителей, бумаги и сопутствующих товаров.Вскоре производство сухих пластинок было возведено в ранг товарного бизнеса. Вначале продукт был везде практически один и тот же, но когда по всей Америке начали появляться усовершенствования, цены взлетели. Депрессия 1854-55 гг. отсеяла малые фирмы, оставив лишь олигархов, из которых никто не получал существенных прибылей с производства фотопластинок.
Доступность сухих пластинок, разумеется, упростила работу профессионалов и любителей, но рынок от этого не расширился. Фотоаппараты оставались громоздкими, сухие пластинки были такими же тяжелыми и хрупкими, как и влажные, а фотографу по-прежнему требовалось множество средств и оборудования для проявления и печати негативов. Истмэн, видимо, понял это раньше всех и, как Эдисон с лампами накаливания, решил создать целую новую систему и изменить всю индустрию фотографии. Как и Эдисон, он начинал не с чистого листа, а пользовался техническими достижениями своего времени. Технология пластинок с сухим покрытием оказалась ступенью к тому, что он искал.
ФотопленкаУже в конце 1870-х гг. Леон Варнерке, эмигрант из России, живущий в Англии, придумал фотоаппарат, действующий по той же системе, что и современные. Материя из коллодия, покрытая желатиновой эмульсией на резиновой основе, сворачивалась в рулон в задней части аппарата и протягивалась там, где обычно ставилась стеклянная пластинка, и после каждого снимка перематывалась. Затем экспонированную эмульсию надо было тщательно отделить от резиновой основы и для проявки прикрепить на стекло.
Система Варнерке была неуклюжей и дорогой, и не получила распространения. Но суть ее была известна Истмэну и его товарищу по разработке фотоаппаратов, Уильяму Уокеру, и к 1885 году они изобрели особую форму задней части корпуса фотокамеры с системой катушек фотопленки на бумажной основе с покрытием, предшественницы современных пленок. Держатель для катушек можно было установить на обычный пластиночный аппарат, а в катушке было до 48 кадров. Это изобретение выгоднейшим способом отличалось по весу от стеклянных пластинок. Но бумажная пленка оказалась неудачной, так как не отвечала требованиям профессионалов в скорости, разрешении и контрасте.
Истмэн с коллегами вернулись в лабораторию. В то время появилась еще одна технология, представляющая интерес для фотографии: целлулоид. Изобретенный в 1860-х, этот похожий на пластик материал будоражил воображение многих людей, занятых в фотоиндустрии, в 1870-х – 80-х гг. В итоге изобретения двух братьев из Нью-Йорка – Джона и Исаии Хайетов – сослужили им добрую службу. Во-первых, они изобрели механизм, позволявший резать целлулоид на листы толщиной всего в одну сотую дюйма (ок. 25 мм), а во-вторых, разработали раствор нитроцеллюлозы в амил-ацетате, который можно было разливать и высушивать, получая сверхтонкие листы. Первое изобретение навело на мысль о замене стеклянных пластинок на целлулоидные, второе – о еще более тонкой пленке.
В поисках материала для замены стекла Истмэн в итоге обратился к целлулоиду. Его свойства делали его хорошей основой под фоточувствительную эмульсию: он был легок, гибок, прозрачен, долговечен и не смешивался с химикалиями, используемыми в фотографии. Что могло бы быть логичнее перехода от нанесения фоточувствительной эмульсии на стеклянные пластинки к тому же действию, но с полоской прозрачного целлулоида?
Истмэн и главный химик его лаборатории Генри Рейхенбах к весне 1889 года создали фоточувствительную целлулоидную пленку и необходимые для ее коммерческого производства технологии. Примерно в то же время он и его помощники создали простой и недорогой фотоаппарат “Кодак” специально для новой пленки. Пленка, фотоаппарат и производственные технологии были расставлены по местам и согласованы, и в руках у Истмэна были все составляющие, нужные для прорыва через традиционные границы рынка фотопродукции. Успех системы Истмэна После неудачных попыток продать пленку профессионалам Истмэн решил выйти на сегмент рынка, который пока не реагировал ни на какие инновации: фотолюбителей. Система фотосъемки, предложенная им, была проще простого. От новичка требовалось три простых действия: потянуть за шнур (для взвода затвора), повернуть ключ (для перемотки пленки) и нажать на кнопку.
Фотоаппарат “Кодак” продавался в комплекте с катушкой пленки на 100 кадров и стоил 25 долларов. Отсняв пленку, покупатель почтой высылал сам аппарат вместе с пленкой фирме “Eastman Company” в Рочестер, штат Нью-Йорк, где пленку вынимали, проявляли, печатали, а аппарат заряжали новой пленкой, за что клиент платил 10 долларов. Новая система поступила в продажу летом 1888 года, еще с бумажной пленкой, вскоре замененной на целлулоид. Успех пришел сразу же. Национальный съезд фотографов объявил “Кодак” изобретением года.
Эта система помогла преодолеть два фактора, сдерживавших фотографию изнутри: недолговечность фотоматериалов и сложность фотосъемки для обычного человека. Теперь фотография могла сделать качественный скачок за пределы профессионального рынка. Спрос на пленку и камеры “Кодак” взлетел, и следующие десять лет компания отчаянно пыталась за ним поспеть. Главной заботой фирмы стало усовершенствование технологий для производства пленки в больших количествах. Джордж Истмэн и ранее проявлял свою проницательность во всем, что касалось инноваций в технологическом процессе. Его первым принципом было достигать масштабного производства за счет машин. Взяв за основу свое раннее детище – механическую систему очистки, покрытия и сушки стеклянных пластинок, он в команде с Уокером разработал способ покрытия и сушки очень длинных полос фотобумаги. Их протягивали через барабан, частично погруженный в чан с желатиновой эмульсией, потом подвешивали к потолку, свернув наподобие серпантина для экономии места, пока эмульсия не высыхала, а затем нарезали на листы. Истмэн тщательно следил за тем, чтобы каждый этап производства был запатентован, понимая, что это важно для успеха его бизнеса.
Как и фотобумагу, пленку надо было покрывать эмульсией, сушить и нарезать, но для начала требовался еще один важный этап: создание целлулоида из жидких ингредиентов. Первоначально пленка изготавливалась партиями, то есть раствор нитроцеллюлозы при помощи хоппера ровным слоем разливался по 12 стеклянным столам метр в ширину и 15 метров в длину и оставлялся на ночь сохнуть. На следующий день полученный целлулоид в темноте покрывали эмульсией и резали на ленты. Растущий спрос заставил Истмэна построить новый завод в 1890-91 гг. Здесь применялся тот же процесс, но столы были уже 60 м в длину. Через год объемы производства потребовалось удвоить.
Как ни странно, Истмэн продолжал производить пленку партиями до середины 90-х, хотя братья Хайеты уже пять лет назад нашли способ непрерывного производства целлулоида, а несколько лет назад конкуренты, “Blair-Waterman Company” разработали технологию непрерывного производства и покрытия фотопленки. В фирме Истмэна покойного Генри Рейхенбаха сменил молодой Дэрраг де Лэнси, сыгравший главную роль в приобретении патентов и создании проектов, позволивших Истмэну в 1899 году успешно запустить первый станок, который и производил, и покрывал эмульсией непрерывную ленту фотопленки. Вскоре в строй вошли новые станки.
В 1902 году фирма “Eastman Kodak” производила 80-90% фотопленки в мире. К 1930-м годам она использовала десятки огромных, специально созданных машин, таких как “Kodak Plant”. Сырьем для пленки служил “сироп” – вязкий как мед раствор, получаемый из хлопка, обработанного серной и азотной кислотами и растворителями, в основном, древесным спиртом. “Сироп” распределялся по полированным поверхностям огромных вращающихся колес. Тепло ускоряло испарение растворителей, оставляя тонкую пленку чистого целлулоида. Машины работали днем и ночью, производя бесконечные ленты фотопленки.
Реакция старой технологииХотя уровень продаж пленки и пленочных фотоаппаратов после внедрения системы “Кодак” взлетел вверх, ни фотография на стеклянных пластинках, ни поддерживающие ее компании не были обречены на быстрый упадок. Сухие желатиновые пластинки прочно держались на рынке еще 15-20 лет, так как профессиональные студийные фотографы все еще предпочитали старую систему. Тем не менее, фирмы, ограничившиеся этим рынком, упустили весь потенциал, которым воспользовалась фотоиндустрия, и в итоге устарели. Некоторые производители смирились с катушечной пленкой и стали выпускать камеры собственных патентов, совместимые с продукцией Истмэна. Другие пытались прямо имитировать ее, за что и были наказаны бесконечными судебными процессами, так как Истмэн успел построить непроходимый забор из патентов на продукцию и технологии.
Со стороны некоторых уже устоявшихся фирм последовала интересная реакция: попытки усовершенствовать технику фотосъемки на сухих пластинках. Как и в других отраслях, прежняя технология улучшается, столкнувшись с серьезной конкуренцией. И в этом случае на рынок были представлены несколько усовершенствований: автоматические затворы, камеры, рассчитанные на целлулоидные пластинки вместо стеклянных и на маленькие фотопластинки.
Один производитель, на несколько лет предвосхитив мультиэкспозиционные возможности катушечной пленки Эдисона, выпустил фотоаппарат с внутренним магазином на 20 пластинок. После того, как был сделан один снимок, экспонированная пластинка автоматически убиралась на дно корпуса аппарата, а перед объективом вставала новая. Такой аппарат, скорее всего, был объемен и очень тяжел. Поздние варианты его работали как со стеклом, так и с целлулоидом.Уроки эволюции фотографии В истории развития фотографии можно найти массу примеров, показывающих роль инновации в отраслях, производящих несборные продукты. Прослеживаемые здесь закономерности во многих отношениях применимы и к сборной продукции, и менеджер может извлечь для себя несколько полезных уроков.
Волны инноваций и переменРанние разработки в фотоиндустрии показывают, как технология, лежащая в основе производства, всего за 40 лет прошла через несколько волн изменений. То же самое видно из истории печатных машинок, холодильников, ламп и листового стекла. Эти волны часто обладают общими свойствами: Параллели с существующими формами. Часто на мысль об инновации наводят существующие формы. Вспомните технологический прогресс от дагерротипа к влажному коллодию, потом к сухой желатиновой эмульсии сначала на пластинках, потом на пленке – он переносил из старого в новое многие элементы, связанные с лежащей в основе всего фотохимией. То же самое и в истории пишущих машинок: клавиатура QWERTY была и остается главным элементом механических, электрических и компьютерных клавиатур, переходившим с одной волны инноваций на другую.
Производители искусственного льда решили делать бруски таких же размеров, что и сборщики льда новой Англии, хотя технология не ограничивала их в размерах. А Эдисон, продавая свою систему электрического освещения, намеренно придал ей как можно больше сходства с газовыми рожками.
Появление доминирующей формы. Катушечная форма, найденная Истмэном, за редким исключением быстро стала доминирующим стандартом фотопленки. Сегодня 35-миллиметровая пленка в светонепроницаемых кассетах принята во всем мире. Даже нововведение от самого “Кодака”, дисковая пленка, не встретило поддержки.
Это явление в первую очередь является результатом необходимости технических стандартов. Разумеется, можно найти много преимуществ у 45- и 30-миллиметровой пленки, но совместимость пленки и камеры гораздо важнее. В этом смысле, стандарт 35 мм для фотоаппаратов – это клавиатура QWERTY для пишущих машинок и компьютеров.
Инновации со стороны. Крупные инновации, особенно в сборных продуктах, приходят со стороны. Первый пример тому – Эдисон, не имевший никакого опыта в области освещения до свих экспериментов с лампами накаливания. IBM тоже пришла на рынок пищущих машинок со стороны, более того, ни одна из фирм, занявшихся производством текстовых редакторов, а позже и компьютеров, не имела никакого статуса в сфере пишущих машинок.
В истории фотографии этот принцип иллюстрируется весьма слабо, так как Истмэн уже занимал важное место в этой отрасли к моменту изобретения целлулоидной пленки. Однако последние нововведения в съемке приходят сейчас из сферы электроники, не имеющей ничего общего с фотохимией. В отраслях, ориентированных на процесс, например, стеклопроизводстве, инновации часто приходят от поставщиков оборудования, а не от самих производителей.
Нежелание устоявшихся фирм переходить на радикально новые технологии. Во многих случаях давно существующие фирмы далеко не сразу переходят на новые технологии. Некоторые фирмы, например, занимавшиеся газовым освещением, просто покинули свой рынок, добровольно или принудительно. Другие решили не сдаваться: например, приспособить корпуса своих фотоаппаратов под целлулоидную пленку. Среди выживших в 1930-е – 40-е фирм, производящих механические пишущие машинки, многие попытались заняться электрическими машинками, но никто не смог удержаться на волне компьютеров и текстовых редакторов.
В результате нежелания принимать удачные нововведения в переломные моменты происходит смена лидерства. Устоявшиеся фирмы не могут догнать прогресс, и эстафетная палочка переходит к новым лидерам. IBM затмила фирму “Royal” в момент перехода от механических пишущих машинок к электрическим; газовые компании исчезли с рынка при появлении “Edison Electric”, “Westinghouse” и им подобных; ведущие производители фотопластинок пришли в упадок с изобретением катушечной фотопленки. В современной фотоиндустрии, похоже, грядет новая смена лидерства. В 1989 году глава “SONY” Акио Морита созвал пресс-конференцию, на которой впервые представил новый продукт: не портативный телевизор, не новую микроволновку, а не что иное как новый фотоаппарат. Самое необычное в нем было то, что он делал снимки с использованием электронного цифрового метода. Это был радикальный отход от химической традиции, начатой во Франции в 1839 году и с тех пор доминировавшей в фотографии. Новая система “SONY” позволяла сразу же просматривать снимки на экране без проявления или обработки.Будущее новой технологии “SONY” неясно. Возможно, она будет применяться только в узкой специальной сфере; возможно, она станет будущим любительской фотографии, и тогда встает вопрос, как ответит на это огромная индустрия, основанная на фотопленке. Многомиллиардный бизнес фирм “Kodak”, “Fuji Film”, десятки изготовителей фотоаппаратов и десятки тысяч фотоателье могут оказаться под угрозой. Если цифровая фотография станет волной будущего, кто из современных производителей окажется в силах сделать рывок к новой технологии?
Связь продукта и инноваций в процессахСвязь продукции и инноваций в производственных процессах лежат в основе развития промышленности. Они проявляются в нескольких важных аспектах:
Сдвиг от инновации в продукте к инновации в процессе. По мере того, как производители и покупатели приходят к согласию о свойствах и функциях продукта, а рынок сбыта расширяется, происходит сдвиг в скорости, с которой появляются инновации в продукте и производстве. Хотя “Eastman Company” не переставала усовершенствовать пленку, делая снимки быстрее, контрастнее, а затем и цветными, на ранней стадии произошел значительный сдвиг от инновации в продукте к инновации в процессе, как и в других индустриях. Для несборных продуктов этот сдвиг обычно наступает раньше. Фотопленка несомненно обладала всеми признаками несборного продукта, однако став цветной, она стала гораздо сложнее. Получился некий гибрид из простейшего несборного продукта и более сложных.
Двойной фокус на стоимости и качестве. Истмэн всегда придерживался стратегии думать о затратах, и в самой продукции и в производственном процессе. Например, он быстро заменил первоначальный фотоаппарат “Кодак” на модель №1 из-за того, что система затвора первой была дорогой. Сегодня многие понимают, что около 70% затрат на производство вызваны дизайном самого продукта. Истмэн дошел до этого интуитивно, и в его аппарате №1 затвор был гораздо проще и дешевле.
Размышляя о том, почему Истмэн, действуя в провинциальном Рочестере, стал лидером мирового рынка, вытеснив немцев, технических лидеров в оптике, точной химии и фотоаппаратах, Риз В. Дженкинс замечает, что “немецкая продукция была обычно весьма дорогой и производилась поэтому в относительно небольших количествах. Джордж Истмэн же нашел удачное соотношение цены и качества, сконцентрировав свои финансовые и человеческие ресурсы на международном массовом рынке и масштабном производстве”. Здесь прослеживаются параллели с американской автопромышленностью, построенной по схеме “массовое производство – хорошее качество” со времен Генри Форда до 1970-х гг., и европейской того же периода, строившейся по принципу “малый масштаб – высокое качество”.
Затраты на внедрение технологических инноваций. По мере того, как индустрия становится стабильнее, использование специализированного и дорогого оборудования становится более надежным. Нововведения, требующие изменений производственного процесса, обходятся дорого. В этом и состоит жестокая ирония: Инновации в технологическом процессе содержат обещания (но не гарантии) значительных производственных прибылей, но за огромную цену.
Истмэн столкнулся с этой проблемой, когда его фирма переходила от сравнительно дешевого метода изготовления целлулоида партиями на стеклянных столах к непрерывному производству пленки, требующему громадных затрат на оборудование. Было ясно, что затраты будут высоки, но прибыль была неясной.
Важность системСистемы играют важную роль в достижении масштабного успеха для новой индустрии. Для лампы накаливания Эдисона требовалось одновременно разработать лампы, провода, розетки, генераторы и так далее; для фотографии “для всех” требовалась простая фотокамера и несложный процесс проявки, оба недорогие. В современной компьютерной сфере жизненно важными оказались связи с внешними компонентами сети – телефонами, факсами, и даже навык слепой печати. Создавая такие системы, пионеры индустрии ставят барьеры своим конкурентам.
Важность компетенцииОдин из способов оценить масштабы вызова, брошенного традиционной индустрии, будь то производители печатных машинок, газовых ламп или автомобилей, – это сопоставить инновации с существующими возможностями в бизнесе и технике. Нововведения в большей или меньшей степени либо увеличивают, либо разрушают накопленную фирмой компетенцию. Изобретение катушечной фотопленки, с одной стороны, расширяло опыт тогдашних фирм (идея покрытия прозрачного материала фотоэмульсией), а с другой стороны, перечеркивало его своей новизной (изготовление полосок целлулоида ровной толщины, без пыли и пузырьков воздуха).Талант Истмэна к проектированию и усовершенствованию автоматизированных процессов покрытия фотопластинок и фотобумаги сослужил ему добрую службу в приобретении компетенции, необходимой для успешного массового производства фотопленки. Его конкуренты по фотопластинкам обладали теми же возможностями в покрытии эмульсией, но не имели опыта в производстве целлулоида, что и могло быть причиной их неспособности угнаться за фотопленкой.
Точно так же “Дженерал Электрик” легко перешла от ламп накаливания к электронным лампам для радиоприемников и телевизоров, но не так просто оказалось перейти с ламп на транзисторы; фирма “Кодак” успешно переключилась с кинопленки на видеопленку, “Сильвания” перешла от ламп накаливания к флюоресцентным. Во всех этих случаях инновации обогащали имеющийся опыт фирм. Давление со стороны существующих навыков и мнений было велико, что Дж. Герберт Холломон сказал, что лишь когда он построил новый завод на новом месте, с новыми людьми, “Дженерал Электрик” наконец смогла производить транзисторы.
Компетенция Истмэна в производстве фотопленки помогала ему по мере того, как для нее появлялись новые применения. Когда Томас Эдисон попросил его изготовить пленку для изобретенной недавно кинокамеры, у Истмэна был уже необходимый опыт. Ему надо было лишь уплотнить и удлинить пленку и проделать по краям отверстия.
Важность компетенции подчеркивает и пример перехода от пишущих машинок (механических и электрических) к текстовым редакторам. Весь опыт, накопленный фирмами “Роял”, “Ундервуд”, “Ремингтон” и другими производителями, не мог подготовить их к такому нововведению, так текстовый редактор, работающий без кареток, литер, красящих лент и других принадлежностей традиционной индустрии. Знания в этих областях не помогли им перейти к созданию редакторов. Так же и газовые компании были озадачены, не имея опыта в электричестве, когда оно угрожало выбить их с рынка. Как правило, расширяющие компетенцию инновации исходят как от установившихся на рынке фирм, так и со стороны, а инновации, перечеркивающие прошлый опыт, приходят главным образом со стороны. Важная часть долгосрочного успеха в бизнесе – необходимость строить новые знания, предвосхищая будущие изобретения. Джордж Истмэн был одним из успешных новаторов, осознававших это требование. У его фирмы не было никаких знаний о цветной пленке, когда ранние предвестники этой техники стали появляться в лабораториях Европы, но он понимал необходимость накопления этих знаний.
Цветную фотографию в 1900-х гг. , как и другие радикальные инновации, изобрели аутсайдеры, братья Люмьер. Истмэн остро осознавал угрозу, которую их техника “Автохром”, появившаяся в 1904 г. представляла для его пленки, хотя она и не имела коммерческого успеха в 1907 г при поступлении на рынок. Он активно поощрял независимые попытки разработать эту технологию, а один надежный помощник наблюдал для него за ходом прогресса у конкурентов, в основном немцев.
Ранние попытки Истмэна разработать цветную фотопленку не удались, и это подтолкнуло его к тому, чтобы поставить исследования на официальную основу и учредить Исследовательские Лаборатории “Eastman Kodak”. Впоследствии, в 20-х годах, его фирма все же смогла производить цветную пленку. Скорее всего постаревший Джордж Истмэн, по опыту знающий необходимость догонять технологические перемены, видел в цветной пленке залог сохранения ведущего положения в фотографии.
Компетенция жизненно важна для всех фирм при встречах с нарастающими и неравномерными технологическими переменами. Как мы видели, всего 40 лет понадобилось для полной перестройки всей индустрии фотографии, при этом многие фирмы, когда-то успешные, исчезли. Мы еще не знаем, как поведут себя фирмы сегодня, в эпоху быстрых и радикальных перемен в технологиях.
The Photonews Post: ПЕРВОЕ ФОТО В ИНТЕРНЕТЕ.
18 июля — очередной День рождения фотографии. Но этот раз в сети Интернет. Именно 18 июля в 1992г была загружена в Интернет первая фотография !
Самое забавное в том, что это была не фотография какого-нибудь коллайдера, или известного нобелевского лауреата. Это был самодельный рекламный кадр пародийного музыкального коллектива «Les Horribles Cernettes» — девичьей группы лаборатории CERN из предместья Женевы.
Девушки, стилизованные под 50-е, пели песни с названиями «Жидкий азот», «Моя любимая Нобелевская премия», «Коллайдер» и прочий стеб, который сами физики и сочиняли. Фотография этой группы и открыла эру сетевой (или виртуальной, если хотите) фотографии. Кстати, ещё один интересный факт. Это изображение прошло постобработку в одной из первых версий графического редактора Photoshop.
Сегодня эта фотография нам кажется наивной и смешной, но, тем не менее, с неё начался «весь этот джаз».
Фотограф Сильвано де Дженнаро, снявший девчонок, был одним из айтишников в лаборатории CERN. Он работал вместе с Тимом Бернерсом-Ли и другими учеными, которые собственно и изобрели Интернет и сделали его доступным для общего пользования народом в 1991 году. Кроме того Сильвано тоже писал песни для своей «лабораторной» группы. Вот и в тот памятный день 18 июля 1992 он поджидал девчонок за кулисами музыкального фестиваля, чтобы сделать пару снимков для обложки CD-диска любимым Кеноном EOS 650. Эта фотография и попала в просторы Всемирной паутины.
Но почему же «Les Horribles Cernettes» суждено было стать частью истории фотографии, а не, скажем, ускорителю частиц? Наверное, сейчас уже это не столь важно. Главное, что изобретатель Всемирной паутины, URL, протокола HTTP, языка HTML и других «интернетовских штучек» Тим Бернерс-Ли – увлекающийся и весёлый человек. Он не только любил «свой» музыкальный коллектив, но иногда и выступал вместе с ними в пантомиме.
Поэтому, когда Тим и его команда запустили первую систему, поддерживающую фотографические файлы, а у Сильвано де Дженнаро под рукой оказалась обработанная фотка музыкальной группы в формате GIF, то Беренс Ли не сомневался. Это будет весело – заявил метр и процесс пошел. Фотография появилась на странице музыкального проекта лаборатории CERN.
Размещая эту фотографию в сети, разработчики Всемирной паутины даже не предполагали о начале смещения информационных акцентов. В 1992 году интернетом пользовалось микроскопическое количество людей и это были в основном ученые-физики.
Прошли годы и сегодня без развлекательного сегмента интернет просто немыслим. По странному стечению обстоятельств в июле 2012г, состоялся последний в истории концерт группы «Les Horribles Cernettes», т.
Валерий Пичко для Photonews Post
_______________________________________________________________________________________
Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Нравится»!
В каком году была изобретена фотография
В 1839 году человек по имени Луи Дагер изобрел фотографию. Он был французским художником и фотографом. Он разработал способ захвата изображения и фиксации его на металлической пластине.
Содержание
- 1 Какая самая первая фотография?
- 2 Кто первым изобрел фотографию?
- 3 Была ли фотография в 1700-х годах?
- 4 Сколько лет самой старой фотографии?
- 5 Почему на старых фото не улыбались?
- 6 Как назывались фотографии в 1800-х годах?
- 7 Когда фотографии стали цветными?
Какая самая первая фотография?
Какая самая первая фотография?
Первая фотография была сделана на камеру-обскуру в 1826 году Жозефом Нисефором Ньепсом.
Кто первым изобрел фотографию?
История фотографии длинная и сложная, в ее развитии участвовало много разных людей. Однако некоторые историки считают, что первая фотография была сделана Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году.0007
Ньепс родился во Франции в 1765 году. Он был ученым-самоучкой, который увлекся фотографией в начале 1800-х годов. В 1826 году ему удалось создать первую фотографию, используя процесс, который он назвал гелиографией. Это включало использование камеры-обскуры для проецирования изображения на пластину, покрытую битумом из Иудеи, которая затем реагировала на свет. На фотографии Ньепса был вид из его окна в Ле Гра, Франция.
Хотя фотография Ньепса была значительным достижением, в то время она не получила широкой известности. Фактически, только в 1839 г.что сын Ньепса, Нисефор-Анри, отпечатал фотографию и показал ее миру.
Несмотря на новаторскую работу Ньепса, его не всегда считают изобретателем фотографии. Некоторые историки считают, что заслуга в этом принадлежит Луи Дагеру, который разработал конкурирующий процесс, называемый дагерротипией. Дагер родился во Франции в 1787 году и был художником и фотографом. Он начал заниматься фотографией в 1829 году, а в 1839 году представил дагерротип, первый практический фотографический процесс.
Однако важно отметить, что Ньепс и Дагер работали над развитием фотографии не в одиночку. Многие другие ученые и изобретатели также внесли важный вклад, в том числе Уильям Генри Фокс Талбот, который изобрел процесс калотипии, и Джон Гершель, который изобрел процесс цианотипии.
Итак, кто же первым изобрел фотографию? На этот вопрос сложно ответить, так как в его разработке участвовало много разных людей. Однако историки обычно считают Жозефа Нисефора Ньепса создателем первой фотографии 1826 года.0007
Была ли фотография в 1700-х годах?
В 1700-х годах фотография все еще находилась на ранней стадии развития. Не было камер в том виде, в каком мы их знаем сегодня, и процесс фотографирования был намного сложнее. Тем не менее, некоторые фотографы смогли добиться впечатляющих результатов, используя примитивные фотографические приемы.
Первые фотографии были сделаны в начале 1800-х годов, и процесс включал покрытие листа бумаги нитратом серебра, а затем выставление его на свет. Полученное изображение «закрепляли», промывая его в фиксирующем растворе.
Несмотря на свои ограничения, фотография быстро завоевала популярность у широкой публики. В первые дни фотографии считались диковинкой и часто использовались в рекламных целях. К середине 1800-х фотография стала популярным средством запечатления семейных воспоминаний.
Несмотря на медленное начало, фотография со временем стала одним из важнейших средств коммуникации и рассказывания историй. Он сыграл значительную роль в документировании мировой истории и помог сохранить память поколений людей.
Сколько лет самой старой фотографии?
Сколько лет самой старой фотографии?
На этот вопрос сложно ответить, так как однозначного ответа нет. Самая старая известная фотография — это дагерротип человека по имени Луи Дагер, сделанный в 1838 году. Однако существуют и более ранние фотографические процессы, такие как гелиограф 1826 года.
Возможно, старые фотографии все еще существуют, но еще не обнаружены. Есть также фотографии, которые, как утверждается, старше дагерротипа 1838 года, но их трудно проверить.
Процесс фотографирования не был изобретен до 1839 года, поэтому любые более ранние фотографии были сделаны с использованием других методов.
Почему на старых фотографиях не улыбались?
Улыбка — естественная реакция на счастье, так почему же на старых фотографиях люди не улыбались?
Есть несколько причин, по которым люди могли не улыбаться на старых фотографиях. Во-первых, в те времена камеры были дорогими, и не у всех был к ним доступ. В результате люди могли быть более сдержанными перед камерой.
Кроме того, в 1800-х и начале 1900-х люди обычно меньше улыбались, потому что это считалось неприличным и неуместным. Улыбка считалась признаком слабости и отсутствия утонченности.
Кроме того, до появления Photoshop людям приходилось часами сидеть, пока фотограф кропотливо проявлял и печатал фотографии. В результате люди могли не улыбаться, потому что им было неудобно или скучно.
Как называли фотографии в 1800-х годах?
Фотографии 1800-х годов называли «дагерротипами». Дагерротипы, названные в честь Луи-Жака-Манде Дагера, изобретшего фотографический процесс в 1839 году, были одними из первых когда-либо созданных фотографий. Они были очень популярны в 1800-х годах, и многие люди делали портреты в этом формате.
Дагерротипы создаются путем воздействия на свет медной пластины с серебряным покрытием. Свет создает изображение на пластине, которое затем проявляется с помощью паров ртути. Затем изображение фиксируется в соляной ванне, что делает его постоянным.
Дагерротипы довольно хрупкие и обычно имеют металлический блеск. Они также довольно дороги в производстве, поэтому в 1800-х годах их в основном использовали для портретов. Сегодня они считаются редким и ценным видом фотографии.
Когда фотографии стали цветными?
Когда фотографии стали цветными?
Ответ на этот вопрос немного сложен. Первые фотографии были на самом деле черно-белыми, а цветная фотография была изобретена только в 1930-х годах. Однако прошло много времени, прежде чем цветная фотография стала обычным явлением.
Первые фотографии были сделаны в 1826 году Жозефом Нисефором Ньепсом. Эти фотографии были черно-белыми и не очень хорошего качества. Они были сняты с помощью камеры, которую изобрел Ньепс и назвал гелиографом.
В 1839 году Луи Дагер изобрел первый практический фотографический процесс. Этот процесс назывался дагерротипом, и он давал черно-белые фотографии.
В 1873 году Джеймс Клерк Максвелл опубликовал статью, в которой объяснял, как может работать цветная фотография. Однако только в 1930-х годах, что цветная фотография была фактически изобретена.
Первые цветные фотографии были сделаны человеком по имени Джон Д. Уайденер. Уайденер использовал процесс, называемый трехцветной фотографией, для создания своих фотографий. Однако этот процесс не был очень популярен, и только в 1940-х годах цветная фотография стала более распространенной.
Сегодня цветная фотография очень распространена. Почти все фотографии сделаны в цвете, и большинство фотографий также печатаются в цвете.
Фотография гражданской войны | Фотоархив сообщества и конфликтов
В 1826 году французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом была создана первая фотография, когда он использовал камеру-обскуру, чтобы записать постоянное изображение сельской местности на оловянную пластину с химическим покрытием. Он назвал эту технику гелиографией, что означает рисунок солнца. После этого фотография привлекла внимание ученых и изобретателей, которые продолжали совершенствовать эту форму искусства. В начале 1839 года французские ученые Жак Луи Манде Дагер и Франсуа Араго создали дагерротип — единственное в своем роде резко сфокусированное изображение, запечатленное на медной пластине с серебряным покрытием. Дагерротипы также были первым коммерчески практичным фотографическим процессом, позволившим людям, которые не могли позволить себе написание своих портретов профессиональным художником, сохранить свое изображение.
Подробности удивительного процесса были оглашены в августе того же года и прибыли в США осенью 1839 года, быстро распространившись по стране. Одним из первых практиков дагерского искусства был Сэмюэл Ф.Б. Морзе, изобретатель телеграфии, который научился этому процессу у самого Дагера. К 1842 году в Сент-Луисе был постоянный дагерриан, и даже такие места, как Литл-Рок, штат Арканзас, уже в 1846 году пользовались услугами «дагерской галереи». пластина. В июле 1854 года бостонец Джеймс А. Каттинг получил патент на амбротипию, изображение коллодия на стекле, и к следующему лету популярность амбротипии возросла. Амбротипы были даже более доступными, чем дагерротипы, и их можно было использовать для изготовления бумажных отпечатков того же изображения. Они также не требовали громоздких манипуляций для просмотра изображения, в отличие от полированной зеркальной поверхности дагерротипа.
Далее, в конце 1855 г. появилось первое упоминание о тинтайпе, или «феррографе», изображении коллодия на японском листовом железе. Гамильтон Л. Смит из Огайо получил патент на этот процесс в начале 1856 года, что сделало его первым фотографическим процессом, возникшим на Среднем Западе. К 1860 году «ферротип», «мелайнотип» или тинтайп также были довольно распространены.
Вторая революция в фотографии произошла в конце 1850-х годов. Введенная придворным фотографом Наполеона III, «карта посещения» или CDV представляла собой очень маленькую, легкую бумажную фотографию, которую можно было производить массово. Впервые они появились в Америке в январе 1860 года, продвигаемые бродвейским фотографом, который рекламировал «Лондонский стиль — ваша фотография на открытке» по цене всего 1 доллар за 25 экземпляров. Новые фотографии можно было легко отправить по почте друзьям и родственникам или поместить в семейный фотоальбом.
С ростом населения и доступностью дешевых фотографий массового производства фотоиндустрия процветала. К весне 1860 года в США насчитывалось 3154 фотографа. Фотографы были более заметны в густонаселенных городах и штатах, таких как Нью-Йорк, где было больше клиентов. В штате Нью-Йорк было 646 фотографов (83 в Нью-Йорке). Напротив, в Миссури было 84 фотографа (35 в Сент-Луисе), 19 в Арканзасе и 9 в Канзасе. Но даже в некоторых относительно небольших городах в регионе Транс-Миссисипи, таких как Лоуренс, штат Канзас, и Спрингфилд, штат Миссури, пользовались услугами фотографа.
Помимо того, что фотографы зарабатывают себе на жизнь семейными фотографиями, они также заявляют о своей способности снимать пейзажи, дома, коммерческие предприятия, домашний скот и почти любой другой объект.
Начало Гражданской войны в апреле 1861 года предоставило американским фотографам беспрецедентную и историческую возможность как получить прибыль от постоянных желающих клиентов, так и задокументировать самое важное событие в американской истории.
Хотя к 1861 году большинство американцев, вероятно, хотя бы раз сфотографировались в одиночестве, с супругом или в составе семейной группы, война требовала, чтобы мужчин, отправляющихся воевать, фотографировали. В отличие от сегодняшнего дня, ни на службе Союза, ни на службе Конфедерации не было военного требования, чтобы воин фотографировался. Но, как и сегодня, те, кто собирался «увидеть слона», просто хотели сохранить свое наследие для семьи и друзей.
Большинство солдат, вероятно, фотографировались в какой-то момент службы, а некоторых фотографировали много раз. Это могло произойти в любое время — при зачислении дома или в учебном лагере, после месяцев или даже лет службы в армии, после повышения по службе, при наличии денег или фотографа. Индивидуальная портретная фотография была основным продуктом искусства фотографа, и действительно, большинство сохранившихся фотографий войны — это портреты отдельных солдат, будь то в виде простого бумажного CDV, амбротипа в корпусе или тинтайпа. Такие фотографии было относительно легко сделать и обработать фотографу, и они были недорогими для среднего солдата.
Некоторые амбициозные фотографы даже выходили из своих студий на поле боя. На востоке боевые действия в Антиетаме, штат Мэриленд, едва прекратились, как члены фотостудии известного фотографа Мэтью Брейди начали фотографировать мертвых, подобных которым американцы никогда не видели. Затем фотографии были доставлены в нью-йоркскую галерею Брейди, где в течение месяца после битвы он выставил множество изображений.
Комментируя выставку, газета «Нью-Йорк таймс» заявила, что «г. Брейди кое-что сделал, чтобы донести до нас ужасную реальность и серьезность войны. . ». Некоторые фотографы также задокументировали поля сражений за Миссисипи, но немногие из их изображений сохранились.
Процесс фотографирования на поле боя был сложным и трудоемким. В идеале на место должны прибыть два фотографа. На чистую стеклянную или металлическую пластину наливали коллодий, затем пластину сенсибилизировали погружением — в темной комнате — в раствор азотнокислого серебра. Темная комната часто состояла из покрытой тканью рабочей зоны в фургоне или переносной подставке. Помещенная в закрытый держатель светочувствительная пластина затем вставлялась в камеру, которая была предварительно установлена и сфокусирована другим фотографом. Раздвижная дверь на держателе будет открыта, обнажая пластину. Экспозиция пластины и проявление фотографии должны были быть завершены в течение нескольких минут. Экспонированную пластину срочно отправили в фотолабораторию для проявления в сульфате железа и «фиксации» в тиосульфате натрия.