Визуальный язык фотографии: его назначение и метод изучения
Необходимость изучения языка фотографии редко ставится под сомнение, вот только сроки, и творческий период, всегда оказываются предлогом, чтобы оставить это на потом; ведь еще не пришло время: нужно заработать денег, найти учителя, обновить комплект фототехники. Увы, но понимание, что выбор профессии — начало путешествия, в котором деньги играют совсем не главную роль, приходит не сразу.
Да, фотограф открывает для себя новый мир, заново переосмысливает существующий, но что с этого, если «местные» не понимают тебя, а ты не понимаешь их?
Азбука фотографии не ограничена световыми схемами (вернее она ими завершается, а начало учебника — система условных знаков и композиционные решения), поэтому очень полезно, в самом начале изучения фотографии, обучиться не только грамоте, но и понимаю общества, от интересов которого зависит «грамотность» фотографа, точнее — допустимые погрешности:
- по сложности повествования;
- по манере изложения;
- по объему содержания;
- по количеству допущенных ошибок.
Вспоминаю 2012 год. Осень. Вечер. За окном туман. Открываю письмо от учителя, внутри — фотографии Лиллиан Бассман и ценное наставление:
Photo by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanPhoto by Lillian BassmanАндрей, если ты не лукавишь, когда твердо заявляешь, что фотография — это светопись, то тебе неплохо бы понять работы Бассман, но вот беда — ты не поймешь ее, если не выйдешь за рамки современной рекламной фотографии, которая тебе не нравится (чувствую это), но ради которой ты изучаешь свет, точнее: схема номер один, номер два и… Сколько уже изучил? 🙂
Изображение должно быть понятно любому зрителю, но изображенное — тому, кто обучен визуальной грамоте.
Понимаешь, светопись — как письменность: есть основы, но какие произведения писать — от автора зависит, но есть момент: неплохо бы, чтобы тебя хоть кто-то читал, вернее — мог прочесть, если мы говорим про фотографию, как искусство. Посему, вот тебе мой совет: не стремись громоздить сложные системы на плоскости из того что знаешь, а пиши то, о чем хочешь рассказать, а будет ли это цветок, пейзаж или портрет — твое дело, ты автор (только так им можно стать, иное — генератор контента, — самостоятельно пойми разницу).
Вот перед тобой работы Лиллиан Бассман, онлайн-превью (конечно, не идеал, но лучше так, чем ничего), открою тебе маленький секрет: по всем учебникам фотографии, по техническим стандартам, ее снимки — технический брак, но с точки зрения Фотографии — искусство, самой высокой пробы. Понять это — твое следующее задание, но уже не на неделю, а на год-другой. Учиться тебе придется самому, по учебникам «букварям», которые затрагивают вопросы ритмов, масс, символов и образов (с последним все непросто, поскольку касается духовной жизни человека, а отнюдь не «тряпочек» или трендов).Не сдавайся (будет трудно).
Конечно, фотографии Бассман очаровали меня (кто бы сомневался), но тем вечером пришло в голову более важное понимание: оказывается, фотограф не ограничен оборудованием и облик фотографии тоже, но самостоятельность не дается, ее нужно взять, — нужно изучить язык.
Основные функции языка фотографии
Базовые функции языка, как знаковой системы, которые выделил Андре Мартине:
- Коммуникативная (функция общения) — использование языка для достижения взаимопонимания.
- Мыслеформулирующая — основание мыслей.
- Экспрессивная — выражение отношения к высказанному.
Отлично подходят для обозначения роли визуального языка фотографии (по крайней мере так аргументы более наглядны, — аргументы, чтобы принудить себя учиться).
Изучение языка фотографии
Вышеуказанную систему неплохо бы распечатать и разместить над рабочим столом, чтобы не забывать ее применять:
- во время изучения работ классиков фотографии;
- во время подготовки собственных кадров;
- во время изучения реакции зрителей на свои работы.
Собственно, так легче всего закрепить теорию на практике, а делать это придется, потому что когда читаешь слова автора книги (того же Александра Лапина), то все понятно и логично (не верится, что тема сложная), но стоит самостоятельно заняться прочтением… беда!
Традиционную начитанность при изучении именно визуального языка стоит разделять на две — насмотренность и классическая начитанность; первое — на основе фотографий, второе — на основе литературных предпочтений, поскольку из слова формируется образ — ключевой и самый трудный урок, из всего, что касается визуального искусства.
Хорошим «пинком» или вернее сказать — стимулом, который поможет не бросить начатое, от которого не устанет голова при повторении, можно считать изречение Йозефа Судека:
«Я фотографирую, потому что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.»
Но это, конечно, больше из области мотивации (порой без нее никак).
Так же будет не лишним обратить внимание на задачку из книги Антона Вершовского (задача про спички), поскольку ею автор обращает наше внимание на существование тонкой границы — она отделяет мир объективной реальности от мира сознания фотографа.
В детстве мне нравилось пробовать на взрослых задачу: расположить шесть спичек так, чтобы они образовали четыре равносторонних треугольника со сторонами не короче одной спички. Несмотря на всю простоту условий, решить задачу не удавалось почти никому. Каких только узоров не выкладывали подопытные из этих несчастных шести спичек — некоторые даже пытались их расщеплять! А решение было простым и предельно элегантным: из спичек нужно было сложить тетраэдр — ту самую фигуру, которая у всех советских людей сидела в сознании с детства, прочно ассоциируясь с молочным пол-литровым пакетом. А чтобы сложить этот тетраэдр — надо было перестать мыслить в плоскости и перейти в трехмерное пространство.
Мне очень нравится, что автор обращает внимание читателей на развитие навыка восприятия фотографии через открытие плоскости в которой изображение может иметь самостоятельную художественную ценность, независимую от ценности того, что находится по обе ее стороны.
…
Примечание:
Но кое-что меня все-таки беспокоит. Чем больше изучаю знаковую систему, все эти текстуры, фактуры, пятна, массы, ритмы и прочее, тем больше признаю studium и punctum (вспоминаем Ролана Барта), не без опасения.
Изначально, мир искусства использовал образы из Библии (которые универсальны и понятны всем, — вне времени), но сейчас они наполовину забыты; мы уже не можем так ясно, с листа, читать все, что говорили в своих произведениях художники и поэты, композиторы и писатели прошлых столетий (ну и конечно же фотографы, представили старой школы). Мы обленились и это факт.
Мы все чаще опираемся на чувственное восприятие, которое является только частью замысла — его внешней стороной.
Если мы хотим стать свидетелями дальнейшего развития визуального языка, а не деградации, нужно поддерживать одну из главных его функций — мыслеформулирующую.
Дополнено 10.02.2019
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Язык фотографии
от Александр Максимов
Фотографу доступна только одна сторона передачи информации – визуальная. Воздействовать на другие органы чувств напрямую фотография не может.
Как передать зрительно запахи или звуки? Или прикосновение тёплого ветра к коже? Или причудливые картины песочного шоу Sand-Show?
Лишённая этих возможностей, фотография изобретает особые средства зрительно передавать ощущения, которые в реальности приходят к нам через другие каналы восприятия.
Мы любим 2020г ДнепрЗнаки должны быть, с одной стороны, понятны узнаваемы для большинства людей, а с другой – достаточно свежи и не затёрты, ещё не превращены в штампы.
Здесь и включается творчество, поиск новых выразительных средств, новых «слов» и «фраз» визуального языка, языка фотографии.
На фотографии проявляется ритм окружающей жизни. Он может присутствовать там в виде повторяющихся объектов (вроде столбов электропередач вдоль дороги, уходящей вдаль), чередования тёмных и светлых участков, цветных пятен. Это своеобразная визуальная «музыка».
Внезапный ливень 2019г ЗапорожьеХолодноватые оттенки и «размазанные» длинной выдержкой струи дождя – вызвать лёгкий озноб. Неустойчивая композиция – пробудить тревогу или передать стремительность движения. Язык фотографии, при кажущейся скудости средств, достаточно выразителен.
Подобно немому кино, фотография способна создавать эффект присутствия. Ей верят больше, чем живописи – в последней довольно много условности, в то время как фотография всегда, вольно или невольно, претендует на правдоподобие.
Воскресная служба 2012г ЗапорожьеДаже если это не правдоподобие жизни, то правдоподобие сна, где имеют право на существование самые необычные метафоры. Зрителю обычно приходится делать усилие, чтобы увидеть на снимке некий набор символов и метафор, как того хотел автор, а не «настоящую» жизнь.
Говорят, по большому счёту, каждый фотограф всю жизнь снимает себя: свой внутренний мир и своё ощущение окружающей реальности.
Работы разных мастеров не похожи друг на друга, даже если снята одна ситуация, одно лицо, один пейзаж. Эти различия наверняка могут многое сказать психологу о личности каждого фотографа. Но речь не об этом.
Времена пандемии 2020г ЗапорожьеЛюди настолько разные, что им всегда приходится думать о том, как быть понятыми всеми остальными. Хотим мы или нет, мы на каждом шагу изобретаем свой язык для общения с реальностью.
Как выразить себя? Как рассказать о своих желаниях? Как стать полноправной частью этого мира, оставшись самим собой?
Вечерняя прогулка 2020г ЗапорожьеВ творчестве этот поиск особенно интенсивен. Каждый вид искусства накладывает свои ограничения, которые стимулируют фантазию. Литература вынуждена рисовать словами, музыка – говорить без слов. Живопись и фотография – звучать безмолвно и передавать движение с помощью статичных изображений.
Свет, цвет, композиция, точка съёмки, некоторое количество художественных приёмов – набор выразительных средств не так уж велик, но это не мешает фотографии быть разнообразной.
Обучение ремеслу в искусстве – это обучение основам его особого языка. Но только основам. Потому что мастер – всегда немного иноземец, приносящий в привычную речь что-то новое и, может быть, не сразу понятное, похожее на вызов. Немой язык фотографии – не исключение.
Рубрики Советы фотографу, СтатьиПочему и как Говоря языком фотографии
Как я уже говорил в этой статье, фотография — это средство художественного выражения. У него есть язык. Как и в любом языке, автор должен уметь точно владеть правилами грамматики.
Подводная фотография требует большого мастерства в использовании фотографического языка (бычок на твердом коралле).
Содержание
- Фотографическое письмо имеет свой собственный язык
- Мастерское владение семантикой фотографического языка
- Художественная фотография имеет два измерения
- Универсального фотографического языка не существует
Стр. 1
Стр. 2
Фотографическое письмо имеет свой собственный язык
Овладение фотографическим языком позволяет фотографам писать легко, но особенно быть понятным тем, кто будет смотреть фотографии.
Язык по определению является функцией выражения мысли и общения. Язык – это система знаков, позволяющая осуществлять общение. Одним из способов общения является письмо.
Ранее мы видели, что фотография представляет ряд знаков через фотографическое письмо. Чтобы фотограф мог выразить себя через свой личный фотографический стиль, он или она должен совершенствовать фотографический язык.
Язык фотографии включает в себя выравнивание знаков, которые, будучи собраны воедино посредством фотографического письма, позволяют автору выразить свои желания и цель фотографии. Этот процесс открывает зрителю возможность понять смысл фотографии. Язык фотографии позволяет обоим субъектам — автору и зрителю — понять друг друга.
Однако все не так, как кажется. Основная причина этого в том, что фотография имеет очень важное психоаналитическое измерение.
Исходя из своего опыта, я пришел к выводу, что фотографический язык можно разбить на четыре совершенно разные части.
Прежде всего, этот язык рассматривает эстетику фотографии: гармонию цветов или оттенков серого, различные балансы между массами, экспозициями, формами и т. д.
Далее этот язык должен учитывать технику экспозиции, резкость, глубина резкости, шум и т. д.
Этот фотографический язык должен также учитывать элементы, используемые для составления сцены. Например, на фотографии природы неразумно включать город, дома или любые признаки человеческого присутствия. Если бы это было сделано, это не имело бы смысла.
Наконец, этот язык должен содержать определенные инструменты для перевода сообщений, особенно эмоций, которые автор хочет передать зрителю. Например, мы не будем использовать те же инструменты для передачи мучительных, беспокойных эмоций, что и для мирного, спокойного духа. Это было бы то, что называется встречным смыслом. Например, фотография, отражающая мучительное состояние, скорее всего, будет создана в черно-белых тонах с сильными контрастами. Изображение, передающее счастливое состояние, скорее всего, будет включать в себя мягкие и жизнерадостные цвета.
Если художественный фотограф не использует должным образом одну из этих точек, предложение будет неполным, и зритель фотографии не поймет его.
Например, фотография может быть технически совершенной. Он может быть резким, хорошо контрастным, хорошо экспонированным и творчески управлять цветами и оттенками. Однако элементы той же фотографии могут не определить душевное состояние, в результате чего намерения фотографа будут упущены зрителем.
Другим примером является технически совершенная фотография, которая содержит только хорошие эстетические качества, но чьи фотографические элементы не имеют никакого отношения к основному предмету изображения. Это не было бы интересной картиной, поскольку она не могла бы передать зрителю сообщения, кроме сообщения о замешательстве.
Мастерское владение семантикой фотографического языка
Одного знания фотографического языка недостаточно.
Действительно, возьмем пример изучения иностранного языка. Изучаем словарный запас, грамматику и правила спряжения. Затем мы посетим страну, связанную с этим языком.
Мы можем решить поговорить с кем-нибудь. Если мы повторяем выученные слова, соблюдая грамматические правила, но эти слова не имеют смыслового значения в контексте беседы, наш родной друг нас точно не поймет. То же самое относится и к фотографическому языку. Если вы хотите обратиться к аудитории со своими фотографиями, вы должны определить тему вашего сообщения или эмоции, которые вы хотите передать. Затем вы должны использовать правильные семантические элементы, иначе вас не поймут правильно.
Я встречал многих фотографов, которые делали фотографии, но рассматривали только техническую сторону. Их фотографии были превосходны с технической точки зрения, но никакой семантики.
Знание фотографического языка является важным первым шагом для фотографа, желающего создавать красивые фотографии пейзажей, подводных сцен или животных. Знание того, как правильно говорить на языке, безусловно, самый трудный шаг в освоении.
Желание показать личный взгляд на мир весьма похвально, однако нельзя импровизировать. Это требует времени и терпения. Тем не менее, сильное внимание к обучению приведет к улучшению личных качеств и хорошей дозе общей культуры, что будет побуждать человека продолжать учиться, таким образом создавая цикл.
Художественная фотография имеет два измерения
Язык фотографии — Словарь фотографов
Аберрация
Это то, что препятствует четкому фокусированию света и, следовательно, препятствует формированию четкого изображения. Точно так же это может быть и неспособность объектива воспроизвести точное, сфокусированное, резкое изображение.
Диафрагма
Отверстие в объективе, через которое свет от снимаемой сцены попадает в камеру. Самое главное, что ширина диафрагмы измеряется в диафрагменных числах.
Соотношение сторон
Соотношение сторон — это просто отношение высоты к ширине или (h) x (w) . Впоследствии вы можете изменить соотношение сторон в своей камере, если знаете, как хотите напечатать изображение. С другой стороны, вы также можете обрезать свою фотографию, когда редактируете ее до нужного соотношения.
Боке
Сферы, возникающие, когда источники света на изображении не в фокусе, например размытые гирлянды на фоне свадебного снимка. Изучите технику (с помощью вашей камеры, а не вашего программного обеспечения для редактирования) здесь.
Неяркий
Яркие участки, выходящие за рамки диаграммы, в правой части гистограммы, следовательно, не имеющие деталей в белых областях изображения.
Брекетинг
При брекетинге фотографии вы делаете серию кадров (обычно 3) одной и той же сцены с разными настройками камеры. Например, сейчас широко используется брекетинг экспозиции для HDR, о котором мы поговорим позже.
Корпус камеры
Это настоящая камера, которую вы держите в руках во время съемки. Если вы еще не приобрели камеру или собираетесь купить новую, прочитайте наш блог о покупке новой камеры, прежде чем инвестировать.
Дрожание камеры
Это размытое изображение, вызванное недостаточно короткой выдержкой при удерживании камеры рукой. В результате я являюсь серьезным сторонником штатива или подушки-мешка.
Круги путаницы
Самое большое пятно размытия, которое не различимо от точечного источника, который визуализируется. Итак, объекты вне глубины резкости изображения, которые человеческий глаз может определить как «не в фокусе». Тесно связано с вышеупомянутым боке.
Коррекция цвета
Корректировка цветов для получения желаемого изображения. Чаще всего, чтобы попытаться получить наиболее реалистичное или истинное отражение цветов из изображения.
Композиция
Эстетически приятное расположение элементов фотографии. Такие вещи, как симметрия, пространство, баланс и правило третей, способствуют композиции.
Обрезка
Обрезка части изображения для улучшения композиции.
Глубина резкости
Какая часть изображения находится в фокусе. Камера сфокусируется на одном расстоянии, но есть диапазон расстояний впереди и позади этой точки, которые остаются резкими. Портреты часто имеют мягкий, несфокусированный фон, что является малой глубиной резкости. Пейзажи, с другой стороны, часто имеют большую часть изображения в фокусе, что является большой глубиной резкости, с большим диапазоном расстояний, которые остаются резкими.
dSLR
Цифровая зеркальная камера с одним объективом. Любая цифровая камера со сменными объективами, в которой изображение просматривается с помощью зеркала и призмы, а изображение снимается непосредственно через этот объектив.
Сгустки пыли
Темные пятна, появляющиеся на изображении из-за пыли на цифровом сенсоре.
Экспозиция
Экспозиция определяет, насколько светлым или темным является изображение. Недоэкспонированные изображения слишком темные, переэкспонированные изображения слишком яркие.
Треугольник экспозиции
Экспозиция устанавливается с помощью трех параметров: диафрагмы, выдержки и ISO. Это известно как экспозиционный треугольник. Это, вероятно, самые важные термины в языке фотографии, так что изучите их как основу.
F-Stop
Мера раскрытия диафрагмы в объективе, определяемая путем деления фокусного расстояния объектива на диаметр апертуры. Чем выше значение диафрагмы, тем больше уменьшается отверстие объектива. Последовательность диафрагм кратна квадратному корню из 2 (1,414…): 1, 1,4, 2, 2,8, 4, 5,6, 8, 11, 16, 22 и т. д. Каждый шаг удваивает количество света.
«Рыбий глаз»
Описывает сверхширокоугольный объектив с углом обзора более 100°, а иногда и более 180°, который делает сцену сильно искаженной и круглой.
Рамка
Границы или стороны, в которых содержится изображение, или видимые границы видоискателя камеры. Естественное обрамление — это элемент сцены, такой как ветка или дверной проем, обрамляющий объект.
Фокусировка
Когда ваши глаза фокусируются на близком объекте, удаленные объекты кажутся размытыми. Обычный фотографический термин «фокус» имеет то же значение. То, что находится в фокусе, резкое, а то, что не в фокусе, резкое. Различные зоны фокусировки определяют, фокусируется ли камера на нескольких точках или на одной точке, выбранной вручную.
Вспышка
Устройство, используемое в фотографии, создающее вспышку искусственного света для освещения сцены.
Золотой час
Первый и последний час «солнечного света» в дне. Свет в это время дня, как правило, лучше всего подходит для фотографии. Подробнее о том, как использовать естественный свет, читайте здесь.
Оттенки серого
Диапазон монохроматических оттенков от белого до черного в изображении. Изображение в оттенках серого не содержит цвета — только оттенки серого или тона (256 из них) — и более известно как черно-белое изображение.
HDR
Разница между самым светлым и самым темным, которые вы можете запечатлеть на фотографии, — это ваш динамический диапазон. Как только ваш объект выходит за пределы динамического диапазона камеры, светлые участки становятся белыми, а темные просто превращаются в черные пятна. Таким образом, вы делаете несколько снимков с разной экспозицией и склеиваете их вместе, получая четкое изображение с детализацией каждого диапазона экспозиции. У вас будут детали как в бликах, так и в тенях.
Гиперфокальное расстояние
Расстояние фокусировки, обеспечивающее наибольшую глубину резкости на ваших фотографиях. Это очень широкая тема, и для некоторых язык фотографии превращается в латынь, не переживайте! Вы будете наклоняться, когда идете.
ISO
Относится к тому, насколько чувствителен сенсор вашей камеры к свету. Таким образом, если ISO низкое, сенсор менее чувствителен к свету, и изображение будет казаться более темным (и менее зернистым).
Пейзажная фотография
Фотография земли и ее совокупности природных особенностей с одной точки зрения. Пейзаж – предмет пейзажного изображения. Прочтите наши советы и рекомендации, чтобы получить более полную картину по этому вопросу.
Альбомный формат
Прямоугольное изображение, у которого горизонтальные стороны длиннее вертикальных, в отличие от «портретного формата», у которого вертикальные стороны длиннее.
Объектив
Оптический объектив или набор объективов, используемый с корпусом камеры и механизмом. Используется для создания изображений объектов либо на фотопленке, либо на других носителях, способных хранить изображение.
Длинная выдержка
Техника, использующая длительную выдержку для резкого захвата неподвижных элементов изображения с размытием, размытием или затемнением движущихся элементов.