Правило диагоналей в фотографии – Фото композиция – что такое композиция в фотографии – ФотоКто

Содержание

Правило диагоналей в фотографии, съемка восьмеркой

Золотое сечение и правило третей.

Впервые термин «золотое сечение» использовал Леонардо да Винчи.

Правила композиции

По этому правилу снимок условно должен делиться на части. Эти части не равны: большая часть должна относится к целому, как меньшая часть к большей.

Золотое сечение исключает симметрию в фотографии. Для получения сетки золотого сечения квадрат нужно разделить на три равные части двумя вертикальными и горизонтальными линиями и провести диагональ. Зоны пересечения линий считаются зрительными центрами и они больше всего сосредотачивают внимание зрителя. соблюдение этого правила позволит создавать более гармоничные фотографии.

В пейзажных снимках линию горизонта рекомендуют размещать на верхней или нижней горизонтальной линии.

Существует и упрощенное правило золотого сечения. Его называют правило третей. По этому правилу кадр делится на три равные горизонтальные и равные вертикальные части. В точках пересечения линий сосредоточены зрительные центры. Многие фотоаппараты имеют сетку, которая позволяет делать разделение не в уме, а видеть его воочию.

Диагонали

Диагональное расположение объектов добавляет снимкам динамику.

Снимки воспринимаются по-разному в зависимости от присутствия объектов на той или иной диагонали.

В зависимости от степени наклона и вида диагонали они могут быть медленными и быстрыми. Ощущения зависят не только от диагоналей, но и от объектов, которые заполняют кадр. Так автомобиль может подниматься по диагонали вверх или опускаться вниз. Таким образом, создается различное ощущение скорости.

Также диагональные линии используются как ведущие. Они подводят взгляд зрителя к главному объекту.

Направление

Важную роль в фотографии играет и направление движения. Так, движение слева направо передает ощущения начала пути, старта, а движение в обратную сторону заставляет почувствовать завершение пути, финиш.

Данное правило позволяет правильно передавать динамику снимка.

Взглядом тоже можно передавать направление. Модель, смотрящая налево, ассоциируется с человеком, который смотрит в прошлое. Это создает настроение грусти, а взгляд вправо передает стремление к будущему, движению вперед.

Фон и портрет

В портретной фотографии стоит особое внимание уделить заднему плану. Фон может полностью испортить снимок. К примеру, из головы модели могут торчать ветки или столбы. Горизонтальные лини, проходящие через центр кадра, разрывают его на две части, делая не целостным. Подобные кадры не вызывают тех ощущений, которые фотограф хотел вложить в данные кадры. Также очень важно, чтобы объект съемки выделялся из фона. Открытая диафрагма поможет выделить объект съемки и размыть фон.

Пространство

Делая портретные снимки, следует оставлять немного пространства. Взгляд зрителя не должен упираться в границы кадра. Лишь несколько видов портретной съемки позволяют исключать пространство из кадра. В большинстве случаев лучше позволить зрителю рассмотреть фон и модель, которая расположилась на этом фоне.

Для передачи пространства в пейзажной съемке следует использовать естественные рамки. Это могут быть ветви деревьев, образующие арку или оконные и дверные проемы в зданиях.

На основе материалов с сайта: http://www.mitru.ru/

Что такое восьмерка

Клуб Любителей Кино

ЧТО ТАКОЕ 8? ЭТО – ЦИФРА!

И все-таки, что же это, в самом деле
такое
«восьмерка»?
Чтобы ответить на этот вопрос, представим, как бы мы стали снимать «говорящий» фильм.  Чтобы снять диалог героев о любви, или их спор о том, кому идти за хлебом, нужно знать нехитрые правила. Если вы просто снимите героя, а затем героиню, как на домашнюю фотографию – в фас – на экране они у вас оба будут смотреть прямо на зрителя, и без дополнительных объяснений, общих планов и прочих атрибутов, довольно сложно будет понять, кто же с кем из них разговаривает. Таковы особенности восприятия.

Айвор Монтегю в своей книге «Мир фильма» объясняет это так: «Как показать на экране диалог А и В? А смотрит мимо камеры на В. Что он видит? Естественно, что теперь надо показать, как В смотрит мимо камеры на А. Это, разумеется, вовлечет зрителя в самое непосредственное эмоциональное участие в ситуации. <…> Чтобы создать задуманное впечатление, необходимо некоторое мошенничество – мы должны заставить А смотреть мимо камеры в одну сторону, а В должен смотреть мимо камеры (занявшей второе положение, т.е. повернутой на 180° от своей первоначальной позиции) в противоположную сторону»1.
Это значит, что если на экране герой смотрит влево, то героиня должна смотреть вправо, и только так может возникнуть ощущение диалога между ними. Это простое правило знает каждый, самый незатейливый телевизионный оператор, приехавший снимать брифинг для новостной программы. Только в телевидение прием называется не «восьмеркой», а «паркетом». Оператор ни в коем случае не должен пересечь воображаемую черту между президиумом и публикой, иначе на экране и аудитория, и ораторы будут смотреть в одну сторону.

10 правил композиции

Так что, если в кино камера как бы описывает «восьмерку» из-за плеча одного героя – за плечо другого, то на телевидение камера как бы выстилает паркетные плитки: один кадр из угла налево, другой – из того же угла – направо.
Общие правила съемки диалога «восьмеркой», установились на всех мировых киностудиях еще в 40-е годы, и так были описанные Сидни Люметом в его воспоминаниях: «Каждую сцену нужно было «обработать». То есть снимать следующим образом: широкоугольный «мастер-план» всей декорации, желательно со статичной камеры; вся сцена через плечо актера – на лицо актрисы; то же самое через ее плечо на его лицо; по свободному наезду – на героя и героиню и, соответственно, по крупному плану каждого. При такой съемке любую фразу из любого диалога можно было легко вырезать. <…> Подобная система не только препятствовала оригинальности, она превращала жизнь актеров в настоящий ад, вынуждая вновь и вновь повторять одну и ту же сцену, да еще закуривать сигарету точно на одной и той же реплике, каждый раз снимаемой с восьми различных ракурсов. Разумеется, при съемке с каждой из восьми точек делалось и несчетное количество дублей. Когда актер закуривал сигарету не на «той» фразе, монтажер выбрасывал лучший дубль, потому что гораздо проще было использовать тот, где сигарету закуривали вовремя»¹. В принципе, ничего не изменилось – так снимают и до сих пор.

В отношении диалога «восьмерка» является наиболее прозрачной формой съемки, что даже позволило Рику Олтмену свести ее механизм к формуле «я говорю, следовательно я существую». Он писал: «актеры получают право на место в изображении, если они до этого получили место в фонограмме. Наиболее грубое проявление этого правила и одновременно сердцевина классической раскадровки – это «восьмерка», где камера попеременно направлена, вовлеченного в диалог».2 Олтмен намеренно сгущает краски, подразумевая под собеседниками, попеременно появляющимися в кадре только тех, кто произносит реплики, хотя в действительности, самая элементарная «восьмерка» может содержать не только планы говорящих, но и слушающих участников разговора, вполне при этом соответствуя переключению «то на одного, то на другого собеседника». Монтажная склейка однозначно совмещается с точкой действительной синхронной реплики только в мексиканских сериалах, язык даже стопроцентно говорящего фильма немного вариативнее.
Обычно у зрителя дежурные сцены фильма, снятые «восьмеркой», и попеременно показывающие говорящие и слушающие головы участников диалога, не оседают в памяти, большинство даже не отмечает, на что они смотрят, слушая диалог – разумеется, на лица. А между тем, в реальной действительности так ли часто при разговоре мы смотрим в лицо собеседнику? В зависимости от обстоятельств разговора, мы вольны разглядывать, как его костюм или ковер у него за спиной, так и считать проезжающие мимо машины. Такая же степень свободы существует и в театре: ни что не мешает зрителю изучать устройство декораций даже во время произнесения самых проникновенных монологов. Кино – единственное из искусств обладает возможностью тотально управлять зрительским вниманием: ни писатель, ни театральный драматург, ни художник не имеют такой власти над воспринимающим, как режиссер. И, если лица говорящих и слушающих, в основном, отождествляются у зрителя с объективным показом действительности, то иное наполнение кадра во время произнесения реплики моментально приобретает особое значение. Даже если предположить, что деталь обстановки попала в кадр случайно, воображение смотрящего неизменно наградит его смыслом, пусть ей вовсе даже не присущим, и погрузится тем самым в бездну контекстов. Поэтому, отказываясь во время съемки разговора от пресловутой «восьмерки», режиссер неизменно навязывает зрителю определенную точку зрения, и таким образом, порывает с иллюзией объективности происходящего на экране.
Вот эти-то редкие моменты и интересны Клубу любителей КИНО.

_____________________________
1 Люмет, С. «Как делается кино» // Искусство кино, 1998, №11, с. 129-130
2 Олтмен, Р. «Движущиеся губы: кино как чревовещание» // Киноведческие записки, № 15, М.: 1992, с. 170.

© Copyright: Клуб Любителей Кино, 2003
Свидетельство о публикации №203120100017

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Клуб Любителей Кино

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Клуб Любителей Кино

Композиция в фотографии. Правила создания выразительного снимка.

Правила композиции в фотографии

Советы для начинающих

Правила композиции

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

     

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения». Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя.

Ритм и правило диагоналей в фотографии

Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

 

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

     

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

     

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила «золотого сечения». Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

     

Советы для начинающих:

       Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

       Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

       Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

       Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

       Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

       Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела «тяжелее», чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

       Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

       Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.

       Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Все программы обработки изображений.

Наверх

Композиция: правило диагоналей

Соединение планов не позволит в дальнейшем зрителю разделить кадр на две части.

Базовые композиционные правила фотографии

Естественно, необязательно на втором плане ставить, например, фикус &#8211; там можно поместить световое пятно, которое будет уравновешивать композицию.

Неуравновешенная композиция более динамична, нежели композиция центральная. Наметившаяся связь «передний план &#8211; второй план» задает кадру внутреннюю динамику. Уравновешивая элементы композиции, фотограф не приводит композицию к неподвижности. Задача &#8211; создать посыл, обозначить стремление к равновесию, оставаясь в структуре неуравновешенной композиции. Гоген, считал, что художник должен найти символ, миф и возвысить быт до мифа. А Ван Гог думал, что нужно научиться извлекать миф из самого прозаического. В целом перед нами неуравновешенная композиция. Нет правил без исключения. Если знать правила можно и нужно создавать исключения. Это относится и к работе с неуравновешенной композицией. Можно поставить задачу не уравновешивать на втором плане композицию. И в этом случае объект будет выпадать из кадра. Но кто сказал, что это не может быть замыслом?

Диагональной композицией называют композиционные построения, стремящиеся к диагонали.

К образованию диагональной композиции приводит смещение точки съемки относительно центральной.

Фотографирование под углом к объекту позволяет показать вторую сторону предметов, тем самым создавая иллюзию объема, а также выстроить динамичную перспективу: внутри кадра движение может отсутствовать, но подчеркнутая направленность основных линий наполнит кадр внутренней динамикой.

В искусстве живописи диагональная композиция хорошо изучена и часто применяется, помогая раскрыть смысл произведения. Диагональ &#8211; это не только движение как таковое, но и направление движения.

Диагональ может помочь зрителю в чтении композиции, может «ускорить» движение объекта, а может и «притормозить». Все зависит от расположения диагонали в кадре. Если диагональ на картинной плоскости располагается слева направо, то эффект движения увеличивается. Зритель взглядом «подталкивает» объект, расположенный на диагонали. Если диагональ на картинной плоскости располагается справа налево, то эффект движения замедляется. Зритель взглядом препятствует движению объекта, расположенного на диагонали.

Эти эффекты связаны с культурой чтения. В Европе, Америке и России читают слева направо. Это естественно. В каком-то смысле можно говорить о генетическом коде. Все, что движется слева направо, получает дополнительную «энергию взгляда». Все, что движется справа налево, встречает сопротивление.

Исходя из этого говорят о восходящей и нисходящей диагоналях: восходящая &#8211; это проведенная из нижнего левого угла кадра в правый верхний угол, нисходящая &#8211; из левого верхнего в правый нижний.

Есть одно «золотое правило»: не подходить к созданию диагональных композиций с линейкой, то есть не стараться направить жесткой рукой движение строго из одного угла кадра в другой, если в этом нет особой необходимости. Объекты не обязательно должны размещаться по диагонали геометрически точно.

Я рассмотрел основные типы композиционных построений. На самом деле схем больше: композиции могут быть вписаны в окружность, могут носить форму синусоиды, могут быть линейно-поступательными и т. д. Но любая схема, любая скрытая структура должна выражать содержание и помогать раскрыть идею произведения.

Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний. Так называемая «нисходящая» диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя, как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.

Изображение перевернуто. В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом.

Репродукция оригинального изображения.

Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний &#8211; так называемая нисходящая диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.

Изображение перевернуто

В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх, в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом. В центре образовалась пустота. Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен.

Фердинанд Ходлер. «Дровосек». Репродукция оригинального изображения. Холст, масло.

«Дровосек» Ходлера &#8211; это наглядная иллюстрация того, как работает структура.

Ходлер выстраивает умозрительную диагональ из нижнего левого угла в верхней правый. Это так называемая восходящая диагональ. Взгляд зрителя скользит по предполагаемой диагонали вверх и как бы препятствует планируемому движению топора в руках дровосека вниз. Тем самым создается большая напряженность, и дровосеку необходимо преодолеть это условное препятствие. Используя структуру, художник подчеркивает мощь этого человека. Кажется, что дровосек срубил все на свете и остались последние хилые два деревца. Собственно, чтобы покончить с этими остатками былого и размах такой не нужен, но и этот контраст подчеркивает идею автора о несокрушимой мощи дровосека, которого ничто и никто не могут остановить.

Изображение перевернуто

«Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть», и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.

Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен. Изображение перевернуто. «Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть» и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.

Маленькие итоги

Центральная композиция

• Тип композиционного построения, предполагающий размещение объекта съемки в центре кадра.

• Композиция устойчива, равновесна, статична.

• Зритель имеет возможность целиком увидеть объект съемки.

• Композиция носит плоскостной характер.

• Добиться более выразительного композиционного рисунка можно, работая с освещением объекта съемки, разрабатывая светотеневой рисунок на модели и фоне.

Фронтальная композиция

• Тип композиционного построения, при котором объект съемки располагается анфас и перпендикулярно оптической оси объектива.

• Композиция носит плоскостной характер, так как объект съемки виден с одной стороны.

Неуравновешенная композиция

• Композиционное построение, создающее эффект неустойчивости, достигается приемом смещения основного объекта в одну из сторон кадра.

• Неуравновешенные фигуры переднего плана требуют введения дополнительных элементов в композицию, «уравновешивающих» передний план.

Композиция в этом случае будет стремиться к равновесию.

• Фигуры переднего плана и элементы композиции на фоне должны быть связаны общим линейным рисунком, распределением световых пятен, колоритом, в противном случае зритель сможет визуально разделить кадр на отдельные составляющие.

• При портретной съемке, как правило, модель располагают таким образом, чтобы по направлению взгляда оставалось свободное пространство.

• Ощущение динамики, внутреннего движения создается за счет неустойчивых связей между элементами композиции. Динамика подобных связей может быть выявлена сочетанием резкого и нерезкого в кадре, разницей в масштабных соотношениях между элементами композиции, цветовыми контрастами.

Перспектива здания

Перспектива здания образуется из преспективы множества точек принадлежащих ему. Преспективы всех этих точек строятся как след луча зрения на картинной плоскости. В этом состоит один из методов построения перспективы — метод архитектора. Картинную плоскость располагают под углом к зданию и проводят след ее через один из углов.
Перспектива здания строится, исходя из соблюдения следующих правил:

Перспектива здания

— главный луч зрения, направленный перпендикулярно картинной плоскости, делит картину примерно пополам или находится в средней трети картины. То есть необходимо придерживаться соотношения
AB/BC=AKBK/BKCK;
— угол между плоскостью картины и сооружением должен составлять 20° — 40°.
— наблюдатель должен находится на таком расстоянии от предмета, чтобы предмет был в конусе ясного зрения или был в поле ясного зрения. Для этого угол между крайними лучами зрения должен составлять 23° — 37°;

Перспектива здания

Угол между крайними лучами зрения регулируется расстоянием от наблюдателя до сооружения;

Перспектива здания

Точка зрения выбрана так чтобы была обеспечена видимость основных элементов здания.

Понятие фото композиции – 21 совет

Линию горизонта проводим на уровне низа оконных проемов. Проверку по вертикали выполняем упрощенно, проверкой угла наклона крайнего верхнего луча SB к горизонтальной плоскости. Для этого луч SB вращаем вокруг вертикальной оси до положения параллельного фронтальной плоскости проекций SB1.

— определяем точки схода для основных направлений плана, проводя из точки стояния прямые параллельно сторонам сооружения до пересечения их с картинной плоскостью. Точка схода F1 является точкой схода для всех прямых горизонтального направления на плане. Точка схода F2 является точкой схода для всех прямых горизонтального направления на плане;
— из точки S1 проводим лучи зрения в каждую точку сооружения и в пересечении их с следом картинной плоскости отмечаем точки — следы лучей на картинной плоскости.

Используя метод архитектора, строится перспектива здания на свободном поле чертежа или на отдельном листе, поэтапно.
На первом этапе строится кровля:
— переносим след картинной плоскости (со всеми отмеченными на нем точками) с планом, точкой зрения и точками схода на то место где будет строится перспектива;
— линию горизонта проводим параллельно основанию картинной плоскости кк на заданной высоте;
— на линию горизонта переносим точки схода с основания картины;
— картинная плоскость проходит через точку. Из точки восстанавливаем перпендикуляр к основанию картины и на нем откладываем высоту точки, взятую с фронтальной проекции ортогонального чертежа. В этом зак;
— нижнюю и верхнюю точки ребра соединяем с точками схода F1 и F2, получая направление сторон здания в перспективе;
— Из других точек восстанавливаем перпендикуляры к основанию картины и на них откладываем высоту этих точек;
— нижнюю и верхнюю точки всех ребер соединяем с точками схода F1 и F2, получая направление сторон здания в перспективе;
— для получения точек в перспективе продолжим линии конька до пересечения с картинной плоскостью в точках N1 и N2;
— Из полученных точек восстанавливаем перпендикуляры к основанию картины и на них откладываем высоты точек, взятые с фронтальной проекции ортогонального чертежа;
— соединив точки N1 и N2 с точками схода из точек восстанавливаем перпендикуляры к основанию картины и в пересечении их с найденными прямыми линиями получаем перспективное изображение конька кровли.
На втором этапе строится фундамент:
На третьем этапе строятся стены:
На четвертом этапе строятся дверные и оконные проемы в стенах и дымовая труба:
Здание на картине не будет висеть в воздухе, если около него изобразить тротуар, дорогу.

+

triumph-strategy.ru

Фото-школа. Урок №9: Основы композиции — Диагонали. — Фотография

Добрый день, дорогие коллеги!
Сегодня мы продолжаем нашу с Оксаной фото-школу 🙂 Присылайте нам работы по темам, мы всегда рады их рассмотреть и дать совет. Кроме того, если у вас есть идеи, на какие темы вы бы хотели увидеть урок — пишите! И мы постараемся сделать все возможное!

Диагонали.


Этот композиционный прием – один из моих любимых. Именно его можно чаще всего увидеть на моих фотографиях, и не зря! Ничто так не оживит композицию и не добавит ей динамики и выразительности, как введение в кадр диагональных линий. И кроме того, диагонали — это простой, но при этом мощный и эффектный композиционный прием.


Способы образования диагоналей

Диогональ в кaдре может быть образована разными способами.

1.Один предмет и его расположение

Кажется самый очевидный способ – это положить под углом к краю кадра какой-либо предмет. В применении к фуд-фотографии это в певую очередь столовые приборы. А может быть вы украсили свою сервировку свежим цветком, травами или лентами?
Практически любой предмет, имеющий прямые края, может стать диагональю. По диагонали к краю кадра мы можем расположить край тарелки, салфетки, формы для запекания или даже стола.

2. Линии

Диагональ может задавать не только сам предмет, но и линии внутри предмета. Полоски на скатерти или салфетках, расписанные тарелки, даже следы от гриля на мясе или тосте могут стать не самыми явными, но красивыми диагоналями, оживляющими фотографию.

3. Ряд предметов

Для образования диагонали не обязательно иметь предмет с прямой стороной или полосатым рисунком. Диагональ легко можно образовать даже с помощью яблока! Вернее нескольких 🙂 Просто расположите их в ряд и выберите подходящий ракурс. Посмотрите вот на этот пример с суши, я очень люблю такой композиционный прием. Образуется не только приятная глазу диагональ, еще ритм и глубина, которую можно дополнительно обыграть, поэкспериментировав с глубиной резкости – получится чудесная фотография!

Разные углы наклона и количество диагоналей.

Диагонали принято делить по расположению — на диагонали ухода и прихода, и они придают кадру определенное ощущение. Диагональ прихода имеет наивысшую точку в левой части кадра, и постепенно спускается, такая диагональ ведет взгляд зрителя внутрь кадра. Диагональ ухода, наоборот, имеет наивысшую точку в правой части изображения и уводит взгляд за рамку кадра.
Используя тот или иной вид диагонали, фотографии можно придавать особое значение (как вводимого предмета в кадр, так вскоре уходящего предмета), или просто располагать диагональ в соответствии с общей композицией снимка и ощущением автора.


Диагонали приходи и ухода на одном снимке.

Еще один аспект в использовании диагоналей может оказать существенное влияние на итоговое изображение. Это угол, под которым диагональ располагается по отношению к краям кадра.

Принято считать, что наибольший эффект имеет диагональ под углом 45 градусов. Больший или меньший угол снижают динамический эффект. Но это совсем не значит, что диагональ нужно строго располагать только под 45 градусов. Совсем наоборот! Ведь с помощью разных углов мы можем добиться совершенно разного эффекта. Я довольно часто перекладываю предметы под разными углами по нескольку раз, чтобы выбрать тот, который наиболее подходит к снимку и моей задумке.

Если вы используете в кадре несколько диагоналей, они так же могут располагаться под одним углом, то есть параллельно друг другу, или же под разными углами.


Все диагонали под разными углами.

Принято считать, что наибольшую динамику придатут диагонали расположенные под разными углами. Так и есть! Такие диагонали создадут определенное напряжение в кадре, что не может не сказаться на эмоциях зрителя. Они заставят раз за разом проходить взглядом по созданным диагоналям, рассматривая фотографию. Разноугловые и разнонаправленные диагонали помогут направить взгляд зрителя на несколько разных точек изображения, заставят уделить внимания тем деталям, на которые он, возможно, не обратил бы внимания. Конечно, при этом не стоит забывать о замысле фотографии и о главном предмете вашей композиции.

Вот несколько вариантов взаимного расположения непараллельных диагоналей:

1) дианоганли образуют косой крест

2) диагонали образуют «веер»

3) диагонали образуют стрелку

4) диагонали образуют треугольник

С другой стороны параллельные диагонали зададут определенный ритм и также сделают фотографию интересной для более длительного разглядывания. А при внимательном использовании, когда параллельные диагонали будут создавать ощущение ухода вдаль, при подобранной глубине резкости – создадут невероятное ощущение пространства в кадре, глубину. Также стоит сделать выбор в сторону параллельных диагоналей, если в снимке не хватает устойчивости. Возможно, в вашем кадре и так достаточно динамики, или по какой-то причине одна часть фотографии перевешивает, тогда параллельные диагонали исправят положение и придадут статичности, при этом не уменьшая эмоциональной нагрузки.


Параллельные диагонали.

Куда указывает диагональ?

Я уже обмолвилась, что диагонали могут служить для того, чтобы направлять взгляд зрителя. Конечно, невозможно не проследить за таким мощным визуальным элементом. Поэтому нам необходимо обращать внимание, куда указывает диагональ, и куда она ведет взгляд.

Несомненный плюс – если диагональ или указывает, или неявно привлекает взгляд к главному предмету в кадре. Представьте блюдо и вилку опирающуюся кончиком о край тарелки, или ложка, которая лежит в супе.


Все диагонали указывают на горячий шоколад.

Другой вариант очень удачного направления – это углы, то есть диагональ указывающая в один из углов снимка. Такие диагонали становятся логичным началом рассматривания фотографии или его завершением, в зависимости от того, в какой угол диагональ смотрит. По поводу того, в какой последовательности мы рассматриваем изображение есть различные теории, но обобщить их можно общей направленностью слева на право.


Диагональ от угла.

Нужно сказать, что для того, чтобы диагональ указывала куда-либо, совсем не обязательно чтобы линия прямо упиралась в нужный предмет. Предмет, создающий диагональ, вообще может находиться в удалении от смыслового центра изображения — угол и направление заданные диагональю сыграют свою роль, и мы автоматически продолжим линию у себя в голове.

Если же мы используем диагональ не как один из значимых элементов в кадре, например, пара столовых приборов на заднем плане, обращайте внимание, чтобы такой яркий визуальный элемент не уводил взгляд зрителя в сторону от главного предмета в кадре. Использование менее ярких цветов и размытия от небольшой глубины резкости смогут смягчить эффект.

Обсудить:

А как часто вы используете прием диагонали в своих фотографиях? Какие предметы чаще всего выступают у вас в качестве диагоналей? Вы используете одну или множество диагоналей? Задумывались ли вы о том, какой эффект используемые вами диагонали оказывают на снимок и на зрителя?

Домашнее задание:

Конечно же фотографируем диагонали! Я предлагаю вам поэкспериментировать вдоволь: снимайте диагонали образованные разными способами и предметами, диагонали с разными углами, параллельные и не очень, приходящие и уходящие! Обязательно попробуйте направлять взгляд зрителя.

Во время работы не забываем про другие композиционные приемы, расположение предмета в кадре, равновесие, разные углы съемки и выбор объектива. Обязательно помните, что вы снимаете, что главное в кадре.

Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

ourstockphoto.livejournal.com

Правила Третей, Диагоналей и Золотого Сечения – ФотоКто

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

 

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

     

 

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения». Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

 

 

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

     

 

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

     

 

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила «золотого сечения». Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

     

 

Советы для начинающих:

       Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

       Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

       Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

       Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

       Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

       Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела «тяжелее», чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

       Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

       Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.

       Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

fotokto.ru

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Сила линий — PhotoDzen.com

29 Апреля 2015

Мы уже говорили о золотом сечении, теперь давайте рассмотрим другие элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке.

Очень мощный инструмент для улучшения композиции в фотографии – это использование линий. Во-первых, они создают настроение, во-вторых, они «ведут» глаза зрителя по фотографии к главному объекту снимка. Фотограф как будто бы берет зрителя за руку и ведет по местности, указывая путь.

Линии в композиции можно разбить на следующие типы:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • диагональные;
  • все остальные — ломанные, кривые, дугообразные, “S”- образные и т.д.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Горизонтальные линии – это безмятежность и покой, равновесие и бесконечность. На снимке они дают ощущение, что время остановилось и могут быть использованы для контраста с другой более динамичной частью снимка. Линия водоёма, линия горизонта, поваленные объекты, спящие люди – это все примеры образов, что говорят о постоянстве и безвременье. Чтобы фотографии, состоящие сплошь и рядом из горизонтальных линий, не были скучными, необходимо добавить в кадр какой-нибудь предмет. Красивый камень на берегу моря, которое соприкасается с небом, одинокое дерево в поле и т.д.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Вертикальные – передают настроение мощи, силы, стабильности (небоскребы) а так же роста и жизни (деревья). Правильное использование вертикальных линий может также придавать чувство мира и спокойствия. Например, дерево в окутанном туманом лесу, старые столбы в воде, или поле, фигура на уединенном пляже рано утром. Если вертикальные линии повторяются, они задают ритм в фотографии и усиливают динамику.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Диагональные линии говорят о движении, придают снимку динамичность. Их сила в способности удерживать внимание зрителя: его взгляд, как правило, движется вдоль диагоналей. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, ручьи, волны, ветви деревьев и т.д. можно расположить несколько объектов по диагонали. Диагональными могут быть и цвета одного объекта. Используя диагональные линии, располагайте их чуть выше или ниже левого угла фото, поскольку наши глаза сканируют изображение слева направо. Это позволит также предотвратить визуальный раздел кадра на две части. Впереди движущегося объекта всегда оставляйте “место для шага” – это придаст ему еще больше динамики.

КРИВЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Кривые линии – изящны, чувственны, динамичны, создают иллюзию живости, разнообразия. Они могут приблизить или удалить объект или создают баланс. “С”- образные кривые линии или дуги наиболее распространенные — поскольку это и – берег моря, озера, округленный камень, скала или изогнутые стебельки травы. Если говорить об архитектуре – то это арки. Очень эффектно смотрятся несколько повторяющихся арок.

S-ОБРАЗНАЯ КРИВАЯ В КОМПОЗИЦИИ

Такие линии ещё называют линиями красоты. Это эстетическое понятие, компонент художественной композиции, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придает изображению особенное изящество. Человеческое тело – наилучший пример, от арки стопы до изгиба шеи.

«S» образной кривая – это устья рек, извивающиеся дороги, тропинки.

В кадре могут сочетаться прямые и кривые линии. Это придает композиции кадра уравновешенность, стабильность. Корпус этой акустической гитары прекрасный примером «S»-образной кривой. Обратите внимание на использование других линий в этом фото — диагональные линии гитарных струн, и горизонтальных линий — ноты на листе на заднем плане.

ЛОМАНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Ломаные линии придают снимкам тревожный, и даже агрессивный характер. Такое впечатление при просмотре фотографий с ломаными линиями возникает из-за того, что взгляду приходится часто «скакать» по линиям и изменять направление.

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Особая роль при линейных построениях в кадре отводится линиям, которые принято называть «вводящими в кадр» или «ведущими линиями». Это реальные или воображаемые линии, которые берут начало у одного из нижних углов кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенного в точке «золотого сечения». Построенные по этому принципу снимки легко «прочитываются», их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.

Помните, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если снимок не насыщен содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми (как разметка дорог, световые следы, оставленные фарами, фонари, решетки, арки домов, дуги мостов, парапеты набережных, изгибы реки и т. д.) — это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и соответственно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести. Они также служат для передачи глубины снимка. 

Сами по себе линии в отрыве от окружающих предметов и цвето-тонального окружения ничего не означают, поэтому содержание кадра – основа успеха!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Геометрия в фотографии

Равновесие в композиции (Часть 1)

photodzen.com

примеры и советы – ФотоКто

В этой статье вы узнаете самые тонкие нюансы искусства композиции в фотографии. Надеемся, что следующие советы и примеры окажутся для полезными.

1. Точка съемки

Перед тем как нажать на кнопку, постарайтесь увидеть картину глазами фотографа, это поможет вам понять, что должно войти в кадр, а что нет. Кадр будее удачнее, если вы стоите на одной линии с главным объектом, а не по диагонали. Также работайте с различных ракурсов: фотографируйте сверху  и снизу. Таким образом вы сможете дать зрителю новое для него видение привычных вещей.

3. Геометрические формы

Ищите формы, текстуры, симметрию, прямые и кривые линии: притягивающую взгляд геометрию. Пробуйте компоновать кадр, ориентируясь на эти формы. Дело в том, что геометрические формы придают фотографии ритмичность и делают ее восприятие проще для зрителя.

4.Баланс

Чтобы избежать пустот или перегруженности изображения, следует обращать внимание на его общую балансировку, соотнося объекты в кадре между собой или, например, уравновешивая главный объект второстепенными. Можно достигнуть хорошего баланса с помощью правильного распределения теней и света, физических объектов и персонажей, контрастных цветов и так далее. Также, изменение точки фокусировки может принести весьма интересный результат! 

6. Кадрирование

Знание того, какой формат изображения нам требуется, и кадрирование помогают избежать множества ошибок. Не все кадры выходят идеальными с самого начала, очень часто именно кадрирование делает фотографию более сильнодействующей. Мы кадрируем фотографию для того, чтобы избавиться от отвлекающих элементов, для концентрации внимания зрителя на главном объекте, а также для изменения ориентации самого изображения.

fotokto.ru

Композиция кадра и правило третей

Фото видео студия «Бекар» — свадебная, детская, семейная фото и видео съёмка!

 В этой статье предельно лаконично и максимально информативно мы рассмотрим не только правило третей, но и поговорим о фотографии как о довольно масштабном, по количеству фотографов, виде изобразительного искусства и в качестве фундамента, на который Вы водрузите свою фото состоятельность, расскажем о композиции в общем смысле и как её формировать в видоискателе своей фотокамеры.
 

Уже с того времени, когда человек научился тем или иным способом фиксировать и сохранять какие-либо изображения (отражать окружающий мир, например, в наскальных рисунках), он стал активным членом неформального объединения любителей композиции. Согласитесь, сейчас большинство решивших заниматься фотографией, обязательно наберут в поисковике сначала : «Как хорошо фотографировать?«, а затем «Композиция кадра«. И будут совершенно правы!
 Композиция кадра для фотографа — это один из главных инструментов, помогающий создавать фото шедевры, а для зрителя — это инструмент, позволяющий зацепиться за снимок, проникнуться его фабулой. (Фа́була — фактическая сторона повествования, то есть события, случая, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются фотографом в сюжет). Учитывая, что фотография является видом изобразительного искусства, она не только несёт в себе задачу визуального отражения окружающего мира, но и подчиняется всем законам изобразительного искусства и следует его рекомендациям. В переводе с латинского композиция (compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. В изобразительном искусстве композиция — компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, а также соподчиняющий все элементы произведения для формирования в нём художественного замысла автора. Сложноватая формулировочка? В фотографии возможен и первый вариант, и второй. Смысл один — грамотной расстановкой объектов съёмки (живописи) в кадре (на холсте) относительно друг друга и окружающего пространства донести до зрителя всю драматургию снимка (рисунка). При чём здесь драматургия? Разберёмся. Любой вид изобразительного искусства что-то изображает. Кинематограф — кинофильмы, театр — пьесы, живопись — картины и т. д. И всё, что обладает художественной выразительностью, отражает драму, конфликт. Если кинофильм или театральная постановка не проносят через себя какую-то идею, они пусты. Так и фотография, являясь видом изобразительного искусства, должна сначала заинтересовать зрителя, затем окунуть в себя, заставить поразмышлять и сделать вывод. В этом и заключается основное назначение композиции как инструмента.
 Идём дальше. Как и в любом другом виде изобразительного искусства, композиция в фотографии, чтобы передать драматургию, должна отвечать как минимум на следующие вопросы: Кто? Когда? Где? Почему?. «Кто» указывает на абсолютно любую принадлежность объекта съёмки (мужчина или женщина, пенсионерка или шахтёр, дерево или младенец). «Когда» характеризует то или иное проявление течения времени (днём или ночью, зимой или летом, в радости или в печали), «Где» — пространственную (географическую) привязанность, «Почему» (или для чего) отвечает за поведенческую (эмоциональную) составляющую снимка. Из всего многообразия существующих жанров фотографии есть те, которым по назначению достаточно ответить на вопрос «Кто?» (или что). К таковым можно отнести рекламную фото съёмку как предметов, так и моделей (фэшн фотография по своей сути — коммерческая фотография, поэтому однозначно не является художественной), натюрморт, о котором совсем не обязательно знать, когда он был снят и где, макросъёмка и т. п. И нитей, связывающих все вопросы зрителя в один ответ автора, в этих жанрах практически нет. Они, скорее просто информативные, чем художественно изобразительные.
  

Правило:
    — создавая художественную фотографию, формируйте композицию кадра таким образом, чтобы показать на снимке внешнюю среду (внешнее пространство) и Вы ответите на первый вопрос «Где?». Для чего это нужно? Пример, который я приведу, возможно не очень удачный, но довольно просто указывает на ход мыслей: если сделать портрет девушки максимально крупным планом, зритель вряд-ли поймёт причину и следствие её эмоционального состояния.

 Он скорее увидит форму, но этого будет достаточно только для ответа на его вопрос «Кто?». Да, это девушка, но снимок больше не открывает зрителю информации. Драматургия отсутствует. А может фотограф хотел показать бюст? Всё может быть. Этот снимок даже не укажет на то, что это, возможно, невеста… А если этот же снимок сделать средним или общим планом и приоткрыть пространство, в котором в данный момент времени существует данный объект, зритель обязательно увидит содержание (драматургию) снимка.

 В данном случае понятно, что это невеста, сидящая на полу напротив камина в комнате. Фотограф ответил на вопрос «Где?». Этим же снимком и соответственно этой же композицией фотограф ответил и на другие вопросы: «Когда» — скорее всего в День свадьбы (в другие дни вряд ли одевают свадебный наряд), «Почему» — скорее всего потому, что жениха нет рядом. Вопрос «Для чего» — для того, чтобы согреться в ожидании любимого.

Перед зрителем открылась полноценная картина происходящего. Невеста ожидает жениха и несмотря на то, что она в красивом и уютном помещении, ей холодно. Без его глаз, без его слов и прикосновений, без него… Почему я решил, что пример не очень удачный? Портрет, как яркий выразительный жанр фотографии, в принципе не должен отвечать на вопросы. Он должен передать эмоциональную глубину объекта через его глаза, губы, мимику.

 Перейдём к правилу третей, которое является одним из основных и относительно понятных средств композиции и позволяет грамотно заполнить пространство кадра с учётом физиологических и психологических особенностей восприятия и анализа зрителем изображения.

Произведение изобразительного искусстваИнструментСредство
«Интересная фотография»Грамотная композиция кадраПравило третей
Правило диагоналей
План
Ракурс (угол съёмки)
Точка съёмки
Перспектива
Свет и тень

 

Из таблицы видно, что фотография, которая обязательно привлечёт к себе внимание зрителя своей наполненностью — это результат работы фотографа, который грамотно использует в качестве основного инструмента композицию кадра, а в качестве вспомогательных средств — перечисленные правила. Согласитесь, чтобы повесить картину на стену, не достаточно одного молотка. Нужен ещё, как минимум, гвоздь.
 Ввиду того, что в начале статьи было заявлено о том, что информация будет лаконичной, расскажем о главном: сейчас все фотокамеры, как любительские, так и профессиональные, снабжены функцией отображения в видоискателе так называемой сетки. Видели? Так вот, эта сетка и является графическим отображением правила третей.

 Являясь упрощённым вариантом правила золотого сечения и учитывая как психологические, так и физиологические особенности восприятия и анализа изображения человеческим глазом, правило третей гласит: целое изображение должно состоять из девяти равновеликих частей, образованных двумя равноудалёнными параллельными вертикальными и двумя равноудалёнными параллельными горизонтальными линиями. Основные части композиции, несущие важную смысловую нагрузку, должны располагаться либо вдоль этих линий, либо на их пересечении — в точках силы. Именно такое расположение позволяет акцентировать внимание зрителя на первостепенных, обладающих большой концентрацией энергии деталях снимка. Объект, расположенный без учёта правила третей или просто в центре кадра (только если это не портрет) может и привлечёт к себе внимание зрителя, но художественной выразительности снимку не придаст и как следствие не окунёт зрителя в себя.

 Поэтому если Вы решили заняться фотографией, активируйте в видоискателе сетку. Понимание и опыт придут со временем, избавив Вас от неё. И ещё: использовать правило третей можно как в процессе фотографирования (сетка в видоискателе), так и после него (кадрирование в графическом редакторе). Следующий снимок является наглядным примером кадрирования в редакторе.

 Несмотря на утверждение фотографов, что правило — это отсутствие всяких правил, стоит всё-таки научиться делать правильно, чтобы потом в любой момент можно было сделать неправильно. В обратном порядке это будет сложнее осуществить. Соблюдая правила, не ограничивайте свои художественные возможности и желания. В этом и состоит поиск себя, как индивидуальной творческой личности. Создавайте свой неповторимый стиль, ищите новые выразительные средства, и удача Вам улыбнётся.

  В следующих статьях мы обязательно рассмотрим другие выразительные средства, помогающие правильно создать композицию кадра.

Наши работы

Статьи по теме:

Ритм и правило диагоналей в композиции кадра

Виды съёмочных планов и их практическое применение

Основные элементы композиции кадра и композиционные конструкции

Виды освещения в фото и видео съёмке и световые схемы

Точка съёмки и ракурс как выразительные средства композиции

Композиционное равновесие

Количество пикселей VS размер матрицы

Монтажные соединения в видеосъёмке

Наглядное позирование

Основы позирования

 Тень — незаменимый элемент композиции кадра

Перспектива изображения как способ формирования композиции кадра

Таймлапс — определение и особенности

Панорама — творческий приём в фоттографии и кинематографе

© Студия Бекар. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

bekarstudio.ru

Правила композиций в фотографии | Фоточайник

Глядя на ту или иную фотографию, мы можем часами рассматривать изображение на ней или же сразу отвести взгляд. Почему одни фотографии притягивают наше внимание, а другие – нет?

Наличие профессиональной аппаратуры – совсем не залог качественных снимков. Всё дело в умении правильно скомпоновать объекты в кадре. Научиться этому поможет знание основ композиции в фотографии.

Композиция (от лат. «compositio», что означает «соединение») – это грамотное сочетание объектов в кадре.

Рассмотрим несколько основных правил композиции:

Композиция в фотографии: Правило третей

Это простейшее правило композиции, которое обязаны знать даже новички. Заключается оно в следующем: кадр делится на три равные горизонтальные и вертикальные части. По этим линиям располагаются ключевые области изображения. Несколько примеров расположения объектов в соответствии с правилом третей:

  • горизонт в пейзажных фотографиях располагается не по центру кадра, а на уровне верхней или нижней горизонтальной линии этой сетки;
  • вершины гор гармонично смотрятся в кадре, если расположить их по верхней горизонтальной линии;
  • одинокое дерево или столб будут эффектно смотреться на фотографии, если их сдвинуть от центра кадра к левой или правой вертикальной черте.

Композиция в фотографии: Правило золотого сечения

Гармонизировать изображение можно, разместив элементы в кадре по точкам золотого сечения.

Понятие «Золотого сечения» пришло в современную фотографию со времён Леонардо да Винчи и Евклида. На протяжении многих веков правилом «Золотого сечения» пользовались всемирно известные художники, создавая свои шедевры.

Точки, расположенные в 1/3 от вертикальных и горизонтальных границ кадра, наиболее удачные для размещения объектов съемки, т.е. точки пересечения линий из правила третей и будут точками золотого сечения. Размещённые в этих зрительных точках элементы фотографии на подсознательном уровне притягивают внимание зрителя.

Композиция в фотографии: Правило диагоналей

Соблюдение правила диагоналей поможет улучшить снимки. Суть правила диагоналей заключается в том, что важные объекты располагаются в кадре по линии слева вниз, либо слева вверх. Восходящие линии приводят кадр в движение, ассоциируются с динамикой. А нисходящие – настраивают зрителя на спокойствие, умиротворение.

Линии не должны быть ровными. Диагональной направляющей может служить дорога, рельсы, ветка дерева и другое.

Композиция в фотографии: Точка съемки или Ракурс

Важно правильно выбрать ракурс, если хотите получить снимок, который вызовет у зрителя те или иные эмоции.

Несколько простых правил размещения ракурса:

  • Если фотографировать человека снизу вверх (т.е. точка съемки ниже уровня глаз), возникает искажение – голова кажется меньше, а ноги – длиннее. Такое расположение точки съемки подходит, если объекту требуется предать некой величественности, «монументальности». С этого ракурса можно фотографировать динамичные сцены: прыжки, танцы, бег.

  • Напротив, точка съемки выше уровня глаз сделает объект более статичным. При этом объект кажется меньше, чем в реальности.
  • Точка съемки портрета должна располагаться на уровне глаз модели.
  • Фотографируя животных или детей, нужно опустить точку съемки до уровня их глаз.

Существует ещё множество различных правил композиции в фотографии, в этом обзоре затронуты только основополагающие моменты, которые должен знать каждый. Больше принципов композиции в следующих обзорах. Удачных кадров!

Далее по теме:

Смотрите так же:

fotochaynik.com

Правило диагоналей в фотографии – Фото композиция – что такое композиция в фотографии – ФотоКто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх