Цифрозадник для кадра 90 120 – Среднеформатный Pentax 645NII + 120mm FA Macro, СФ Слайд-сканер Minolta, цифрозадник Sinar 23 HR

I’m Back — новый цифровой задник для старых 35-миллиметровых пленочных фотокамер

Устройство обещает дать новую жизнь аналоговым камерам, подарив им возможность снимать цифровые фото и видео.

I’m Back подключается к пленочной камере; картинка, обычно передаваемая на пленку, попадает на фокусировочный экран задника, и изображение создает его собственная 16-мегапиксельная матрица. Снимок сохраняется на карту памяти, его можно просмотреть на ЖК-дисплее или экране подключенного смартфона.

Также устройство позволяет снимать видео в формате UHD (2880px x 2160px) на 24 к/с и в формате 1080p, со скоростью 60 к/с.

I’m Back совместим с достаточно большим числом камер, например, с Nikon F, Minolta Maxxum 7000, Olympus om10, Pentax и Praktica B200. Если вы хотите подключить его к фотоаппарату других марок/моделей, убедитесь, что у него есть отверстие для крепления штатива, он поддерживает режим ручной выдержки, синхронизации вспышки, а также может работать с открытой задней дверцей.

Это видео об I’m Back полностью снято на старую пленочную камеру с присоединенным задником:

Подробнее рассмотреть устройство можно с помощью этой 3D-модели:

Сама идея не нова. Например, в 2012 году Nikon патентовала собственный цифровой задник, да и отдельные фотографы пробовали силы в создании подобного устройства. Сейчас I’m Back находится на стадии прототипа, разработчики собирают средства на его производство на Kickstarter. Цель — собрать 85 000 тысяч евро; если это удастся, первые поставки цифрового задника начнутся в апреле-мае 2018 года. Краудфандинговая кампания продлится еще 44 дня, для желающих поддержать разработку на ранней стадии I’m Back стоит 175 евро (при розничной цене в 250 евро).

Несколько фотографий, сделанных на старую камеру с цифровым задником:

Nikon F и 50mm f1.2Minolta Maxxum и 35-70mmNikon F и 50mm f1.2Nikon F и 50mm f1.2

И еще одно видео о создании устройства:

fototips.ru

Цифровые задники — от пленки к цифре

Начинающим любителям фотографии вряд ли хорошо знакомы такие устройства, как цифровые задники. Дело в том, что многим фотографам полюбились среднеформатные пленочные камеры, к которым они уже успели подобрать широкий набор подходящих сменных объективов. Другие же просто не хотят выкидывать или расставаться с традиционным 35-миллиметровым зеркальным фотоаппаратом. Единственный переход на «цифру» для обладателей таких камер заключается как раз в приобретении цифрового задника, который устанавливается в фотоаппарат вместо кассеты с пленкой.

Цифровой задник представляет собой отдельный модуль со светочувствительной матрицей, процессором, памятью и интерфейсом для подключения к компьютеру. Достаточно подключить такой цифровой задник к компьютеру и можно свободно просматривать и редактировать отснятые кадры. Таким образом, это устройство позволяет снимать и редактировать цифровые фотографии любым фотоаппаратом, у которого предусмотрена возможность смены задника.

Sinar eXact — 40 Мп (192 Мп в мультирежиме) цифровой задник

Казалось бы, с широким распространением цифровой фототехники с высоким разрешением цифровые задники должны были, в принципе, уйти в прошлое. Но они до сих пор востребованы, даже несмотря на свою относительно высокую стоимость. Все потому, что на свете остается немало фотографов, нежелающих расставаться с полюбившимися им пленочными фотоаппаратами.

Преимущества цифровых задников

На самом деле цифровые задники по-прежнему популярны не только потому, что это, по сути, единственная возможность переоборудования пленочного фотоаппарата в «цифру». У цифровых задников существуют определенные особенности и преимущества, которые следует отметить:

Универсальность применения

Цифровые задники, представленные сегодня в продаже, подходят к фотоаппаратам от различных компаний-производителей. К тому же они позволяют использовать все возможности пленочных фотокамер и их оптики. К одним камерам устройство может крепиться к задней панели, а к другим подсоединяться через специальные адаптеры, которые также выпускаются производителем.

Высокое разрешение

Качество изображения, получаемое при фотосъемке на цифровой задник, заслуживает самых лестных оценок даже в сравнении с профессиональной цифровой съемкой. Все дело в том, что цифровые задники обеспечивают очень высокое разрешение. Еще совсем недавно большинство зеркальных цифровых фотоаппаратов обладали разрешающей способностью матрицы, не превышающей 12 мегапикселей. В это же самое время цифровые задники уже были способны выдавать кадры в разрешении 22 мегапикселя. Сегодня же некоторые модели цифровых задников оснащаются сенсором с разрешением 100 мегапикселей. При всем при этом они отличаются достаточно низким уровнем цифрового шума.

80 Мп цифровой задник Phase One IQ180

К слову сказать, один из мировых лидеров по поставкам профессионального фотографического оборудования, компания Phase One некоторое время назад выпустила на рынок модели цифровых задников IQ180, IQ160 и IQ140, которые имеют максимальное разрешение в 80, 60,5 и 40 мегапикселей, соответственно. А компания Mamiya Leaf, специализирующаяся на среднеформатных камерах, в свою очередь, представила цифровые задники Leaf Credo для фотоаппаратов типа Mamiya 645DF, Hasselblad V и H, и Contax. Они также имеют очень высокое разрешение — 80, 60 и 40 мегапикселей. Кроме того, цифровые задники Leaf Credo оснащены сенсорным экраном, с помощью которого можно быстро проверить точность фокусировки и цветопередачу.

Широкий динамический диапазон и превосходная оцифровка изображения

Современные модели цифровых задников обладают также широким динамическим диапазоном — до 12 диафрагм, что не в пример больше, чему у подавляющего числа цифровых зеркальных камер. Особенностью задников является и то, что они осуществляют оцифровку изображения до 16 бит по цвету на канал, что в совокупности дает более 16 000 градаций серого. В зеркальных же фотоаппаратах оцифровка обычно идет 8 бит по цвету на канал, то есть только 256 градаций серого. Это означает, в частности, что снимок, сделанный при помощи цифрового задника, можно растянуть до практически любого формата, без потери в цветопередаче или яркости изображения.

Удобство пользования

Sinarback eMotion75 — 33 Мп (48х36 мм, 6668х4992 пикселей) цифровой задник

Все цифровые задники всегда можно легко подключить к компьютеру с помощью интерфейса FireWire 800 или USB 3.0. Некоторые модели также оборудованы ЖК-дисплеем, который обеспечивает возможность предварительного просмотра кадров непосредственно на месте съемки. Цифровые задники с внутренним источником питания и функцией записи отснятых кадров на карты памяти типа CompactFlash отличаются автономностью использования. Самое главное, что для удобства пользователя практически все компании-производители, выпускающие цифровые задники, оснащают свои устройства фирменным программным обеспечением. Как раз с его помощью и можно быстро просмотреть отснятый материал сразу после того, как была нажата кнопка спуска затвора.

Область применения

Переоборудовать с помощью цифрового задника можно самые разные среднеформатные камеры. Однако сами цифровые задники отличаются между собой по области применения – одним модели можно использовать преимущественно только в студии, другие же годятся для выездной фотосессии. При работе в студии фотографирование при помощи цифрового задника мало чем отличается от съемки на стандартную среднеформатную пленку. Достаточно настроить камеру, присоединить к ней цифровой задник, затем выставить правильное освещение и можно начинать фотографировать.

Студийные снимки можно либо сбрасывать на карты памяти, либо при подключении задника к компьютеру тут же передавать их на жесткий диск. Поскольку сенсоры цифровых задников отличаются очень высоким разрешением, то размеры файлов изображений получаются большими (зачастую свыше 100 Мб). Поэтому все же лучше сбрасывать отснятые кадры прямо на жесткий диск компьютера. Область применения цифровых задников в студии – это, главным образом, портретная съемка, а также фотографирование различных предметов, например, экспонатов и художественных изделий, которые затем выставляются в галереях или музейных экспозициях.

Понятно, что для репортажной съемки цифровой задник не подходит, но для выездных фотосессий такие устройства вполне можно использовать. Например, цифровые задники нередко используются профессионалами при съемке свадеб или в пейзажной фотографии. Для обеспечения большей автономности цифровые задники оборудуются встроенным источником питания. Кроме того, некоторые производители предлагают фотографам дополнительно приобрести и карманный персональный компьютер, который взаимодействует с цифровым задником. С его помощью можно просматривать фотографии, выставлять экспозицию и осуществлять множество других полезных манипуляций. По сути, это такой персональный фотоассистент, который облегчает и делает более удобной съемку посредством цифрового задника на выезде.

В современных моделях цифровых задников реализованы сразу два режима съемки — однокадровый и многокадровый. Последний не стоит путать с режимом непрерывной съемки, который имеется практически в любом цифровом фотоаппарате. При выборе однокадрового режима работы цифрового задника камера будет производить съемку, используя единственную экспозицию, точно так же, как это делает стандартный 35-милиметровый зеркальный фотоаппарат. При многокадровом же режиме камера автоматически отрабатывает сразу три экспозиции для каждой группы фильтров отдельно: зеленых, синих и красных.

Как известно, в сенсорах пиксели располагаются в виде матрицы. Фильтры, в свою очередь, сгруппированы в шахматном порядке. При этом красные и синие фильтры находятся между зелеными. Последних, кстати, в два раза больше, чем красных или синих, что обусловлено особенностями человеческого глаза, который более чувствителен именно к зеленому свету. При передаче информации с сенсора на компьютер недостаток данных по красному и синему пикселям восполняется за счет соседних пикселей, что неизбежно приводит к потерям в небольшой части цветовой информации.

При многократном режиме съемки цифрового задника осуществляется не только отработка трех экспозиций для каждой группы фильтров, но и последующее наложение данных для формирования единого, композитного изображения, без потери цветовой информации. Соответственно, переданное изображение будет отличаться высоким качеством и превосходной цветопередачей. Однако многокадровый режим требует больше времени для обработки данных и формирования готового снимка. Такой режим имеет смысл применять, например, при фотографировании натюрмортов или в рекламных съемках, где качество цветопередачи имеет важное значение.

Цифровые задники – это прекрасное дополнение к среднеформатным зеркальным или форматным карданным камерам, которое превращает их в настоящее цифровое решение профессионального уровня. С помощью лишь одного такого устройства фотограф имеет возможность «оцифровать» все имеющиеся у него в наличии камеры и наборы сменной оптики к ним.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Фотограф превратил камеру Sony в цифровой задник для плёночной зеркалки Nikon FE

Дата публикации: 09.03.2017

С того самого момента, как появились цифровые фотокамеры, некоторые снимающие на пленку фотографы начали мечтать о возможных путях превращения своих любимых пленочных фотоаппаратов, к которым они привыкли и которые в чем-то продолжают иметь свои преимущества даже сейчас – в цифровые камеры. Фотограф Робин Гаймер (Robin Guymer) взялся за дело и, используя свои знания в области электроники, превратил беззеркальную камеру Sony NEX-3 в цифровой задник для зеркальной пленочной камеры Nikon FE.

Для реализации концепции «электронной пленки», как он её называет, Гаймер «урезал» конструкцию Sony NEX-3, оставив только необходимые компоненты и открыв светочувствительную матрицу, и врезал камеру в крышку пленочного отсека своего Nikon FE. В результате при закрывании крышки матрица Sony оказывается точно в плоскости обычного расположения «родной» для камеры Nikon 35-миллиметровой пленки.

Гаймер устанавливает на Sony NEX-3 пятисекундную выдержку, а также задает на обеих камерах значение чувствительности ISO 800. Процесс фотографирования выглядит так: сначала нужно нажать кнопку на Sony, запуская выдержку в 5 секунд, а дальше уже собственно сделать снимок камерой Nikon. Хотя формально выдержка получается пятисекундной, фактически матрица Sony получает лишь столько света, сколько пропускает Nikon.

Пример снимка, сделанного с помощью «самодельного цифрового задника»:

Важный положительный момент во всех этих преобразованиях состоит в том, что целостность и работоспособной пленочной зеркалки Nikon сохраняется. Точнее, нужно просто снять «цифрозадник Sony», вернуть на место стандартную крышку пленочного отсека – и можно снова полноценно снимать на пленку. Более того, можно легко переключаться между съемкой обычных цифровых фотографий и инфракрасных – путем установки и снятия инфракрасного фильтра перед матрицей Sony.

В следующем 9-минутном видеоролике Гаймер показывает своё детище и как оно работает:

Если вас заинтересует возможность самостоятельно сделать аналогичное устройство, то разработчик подготовил следующий 15-минутный ролик с инструкциями, а также открыл специальный сайт на эту тему.

«Я совершенно счастлив от того, как работает камера и каким получается качество фотографий», пишет Гаймер. «Начиная проект, я был уверен, что получатся хорошие снимки, но никак не ожидал, что режимы Live View и Move будут также прекрасно работать. К тому, что надо сначала включить Sony, а потом уже снимать Nikon’ом – я привыкаю!»

prophotos.ru

Цифровой задник Leaf valeo 11

Компания Leaf Systems Inc. образовалась в 1984 году и с самого начала специализировалась на цифровой фотографии. Свой первый цифровой задник она представила на выставке Photokina в 1992 году. Цифровой задник — вероятно, самое логичное решение для перехода от пленочной к цифровой фотографии, однако, массовым он так и не стал и теперь уже вряд ли станет. Причин тому несколько. Сначала, почему это решение казалось самым простым им логичным. Сменные кассеты для того, чтобы иметь возможность снимать на разные типы пленки, давно используются в среднеформатных камерах. О некоторых из них я писал в этой статье.

Из советских самой известной камерой этого типа был Салют, в дальнейшем сменивший фамилию на Киев-88. Съемная кассета, в которую заправляется пленка, пристыковывается к аппарату сзади. Отсюда и жаргонное название задник. Перед отстыковкой кассеты пленка закрывается металлическим шибером, кассета отстыковывается, на ее место может быть поставлена другая, заправленная другой пленкой. Таким образом, можно сделать снимки одного объекта на несколько пленок, причем для перехода не надо снимать всю пленку до конца, а можно ограничиться всего одним кадром. Казалось вполне логичным сделать точно такую же кассету, в которой вместо пленки установлена матрица. Тогда у фотографа есть возможность снимать на пленку, при необходимости и на цифру, используя одну и ту же оптику и привычный ему аппарат. Я не знаю, как конкретно реализована в рассматриваемой модели связь с камерой Hasselblad 503, но в принципе, толкателя, проверяющего наличие шибера, уже достаточно, чтобы передать информацию заднику о том, что вы начали нажимать на спусковую кнопку, а сигнала с синхроконтакта — о том, что затвор открылся. Как видите, все очень логично, но для того, чтобы все было хорошо, нужно изготовить еще и матрицу размером как минимум 4,5×6 см, да еще с количеством пикселей, сопоставимым с разрешением пленки. В 90-е годы это даже за астрономические деньги было нереально, и камера была скорее прототипом, чем реальным инструментом. За прошедшие 20 лет были изготовлены матрицы профессионального качества, но все меньшего размера. Цифровая фотография сперва пришла к любителям и только сейчас начинает завоевывать профессиональный рынок. Поскольку матрицы все же меньше кадра среднеформатных камер, то даже при наличии большого количества среднеформатной оптики экстра-класса более дешевым решением может стать приобретение 35-мм цифровой зеркалки и использование дешевых и доступных переходников. Идея о том, что будет необходимость снимать и на цифру, и на пленку одним аппаратом, оказалась не очень перспективной. Профессиональные фотографы обычно снимают сюжет либо на цифру, либо на пленку, а если на то и другое, то — разными камерами. Из-за меньшего размера матрицы идея цифрового «Поляроида» так и не была реализована, поскольку главная задача кассет с комплектами «Поляроид», которые выпускались для среднеформатных камер, была задача оценить композицию всего кадра, а не только его центральную часть. Похоже, что надежду получить большую матрицу для среднего формата раньше, чем появятся массовые и доступные высококачественные объективы для цифровых камер оставили даже гиганты индустрии. В своей новой камере Hasselblad h2 фирма отказалась от кадра 6×6, вероятно, считая, что перспективы выживания связаны с совместимостью и с пленкой, и с цифрой, а надежд сохранить легендарную линейку камер с квадратным форматом кадра в эпоху цифры уже не осталось.

Цифровые задники на выставках мне приходилось видеть и раньше, и только сейчас благодаря семинару, проводимому торговым представительством швейцарских фирм SINAR AG, BRON ELECTRONIC AG, FOBA AG, удалось познакомиться поближе. Тестирование камеры существенно отличалось от нашей привычной практики. На семинаре мне удалось сделать несколько снимков внешнего вида камеры и завладеть файлом, записанным во внутреннем формате «*.mas». Снимок был сделан в импровизированной студии, оснащенной роскошным новым рефлектором PARA компании Bron. 

Описание камеры

Ниже представлена попытка интерпретации того, что мне удалось понять из выступлений представителей фирмы и сайта компании. Отмечу, что, возможно, я что-то неправильно понял или был неудачный перевод, поскольку семинар я на диктофон не записывал, а сайт компании информативностью не блещет. Камере посвящена статья и два pdf-файла суммарным объемом почти 2 МБ. Однако принадлежность к клану профессиональных фотографов, вероятно, предполагает обладание телепатическими способностями. Во всяком случае, информативность описания многих 200$ камер на порядок больше. Итак, Leaf Valeo выпускается в двух модификациях: Leaf Valeo 6:3150×2100 пикселей и Leaf Valeo 11: 4056×2684 пикселей. Про размер сказано только, что full frame sensor, судя по фотографии, понимать это надо как полный размер 35 мм кадра — несколько неожиданная единица измерения для задника, предназначенного для среднеформатных камер.

Динамический диапазон:

Leaf Valeo 6 — 11 диафрагменных чисел, Leaf Valeo11 — 12 диафрагменных чисел. АЦП: Leaf Valeo 6 — 14 бит (16384 уровней на каждый из каналов), Leaf Valeo 11 — 16 бит (65532 уровней на каждый из каналов). И тут очень интересно. Два в 14 степени — действительно 16384, а вот два в 16 степени — это 65536, поэтому, куда четыре уровня девались, хотелось бы от фирмы узнать поподробнее. Никакого принципиального значения они, естественно, не имеют, но наводят на размышления о профессиональном подходе.

Чувствительность:

Leaf Value 6 — ISO 125-250, Leaf Value 11 — ISO 25-200.

Минимальные системные требования:

Mac G4, PowerBook G4 or iBook with FireWire interface
Mac OS 9 (OS X compatible)
ColorSync 2.6
FireWire driver 2.8
512 МБ RAM
Monitor 1024×768 pixels at 24-bits per color

Переносная конфигурация

Предполагается, что эти камеры могут использоваться как в студийном варианте, когда они прямо подключены к компьютеру через FireWire, так и в переносном, когда к камере снизу подстыковывается блок, содержащий диск 5 ГБ, два аккумулятора от Sony, а также внешний пульт Leaf DP 67.
Камера с подстыкованным снизу накопителем на жестком диске и блоком питания с двумя аккумуляторами. Видно множество прооводов, в том числе и провод, подключенный к синхроконтакту центрального затвора.


Игра в четыре руки — камера и пульт управления.

Как видно на фотографии, пульт представляет собой не что иное, как КПК Compaq iPAQ. К сожалению, конкретную модель я не разглядел. Но в любом случае, это экран 240×320 точек, что дает нам 76800 пикселей, что в полтора раза меньше, чем ЖК экран у большинства любительских цифровых камер, и компьютер этот работает под Windows CE или Pocket PC 2002. Таким образом, продекларированная выше приверженность к Mac OS вызывает некоторое недоумение. КПК позволяет выводить изображение, показывать гистограмму, задавать чувствительность и проводить другие настройки камеры.

Размер: 94×90×57 мм.

Вес: 450 г.

Комментарии к вышеизложенному после анализа файла, снятого камерой

Камера записывает изображение в файл с расширением *.mos размером 21548 КБ. Мне удалось урвать один кадр, записанный в такой файл, и его же, преобразованного родным программным обеспечением в формат TIFF.

Поскольку вокруг меня одни окна и явный недостаток витаминов и яблок, то пришлось изобретать способ работать с этим файлом под Windows. Оказалось, что все очень просто. Переименовываем файл в RAW и открываем в Photoshop. Правда, час ушел на подбор параметров, но зато дальше никаких проблем. Заголовок составляет 645216 байт, размер кадра 2672×4008 пикселей.

И перед нами на экране возникает черный прямоугольник. Открываем меню Уровни и видим, что все изображение использует 15/256 от 65 тысяч оттенков. Это тоже немаленькая величина, 3855, то есть почти два в 12 степени.

Далее, обрезаем отсутствующие значения яркости, преобразуем в 8 бит RGB, получается вполне прилично без намека на «пилу»:
Фрагмент. 4х кратное увеличение при верстке.

поворачиваем изображение на 90 градусов против часовой стрелки, и далее, по-наезженному, применяем фильтр DeBayerize 1 и получаем цветное изображение. Теперь сравним с тем, что сделало родное программное обеспечение.

Миниатюра после оработки RAW в Windows Миниатюра после оработки MAS родным программным обеспечкением под Mac OS

Цвета, конечно, немножко разные, но это не удивительно, поскольку коэффициент нелинейного преобразования я не подбирал, а вот размеры у изображений стоит сравнить. У нас получилось 2672×4008, с родным программным обеспечением получилось 2550×3825 пикселей, а в спецификации указано 2684×4056. Анализ изображения показывает, что родное программное обеспечение работает со всеми пикселями исходного изображения, то есть на обоих кадрах видно абсолютно одинаковое изображение, а вот размер заключительного изображения чуть меньше. Программное обеспечение перед записью в TIFF изменяет размер изображения. Другими словами, ни одна точка окончательного изображения не соответствует конкретному чувствительному элементу. И по этому файлу нет возможности выяснить, а нет ли в матрице «битых» пикселей. 

Заключение

Качество получаемого изображения очень высокое, см. фрагмент.

Задник предназначен, в первую очередь, для студийной работы с камерами типа Hasselblad (список совместимости с камерами), то есть без всякой автоматики, в полностью ручном режиме управления камерой. Вручную наводим на резкость, с помощью флешметра или экспонометра замеряем освещенность, определяем выдержку и диафрагму, устанавливаем их на камеру и снимаем. Реальная чувствительность, естественно, минимальная, 25 ISO, но 16-битный АЦП позволяет относительно безболезненно поднять чувствительность в восемь раз. На мой взгляд, ручному управлению камерой больше бы соответствовал аналогичный подход и к процессу компьютерного преобразования изображения. Как я выше показал, никаких принципиальных проблем, привязывающих эту камеру к определенной операционной системе, нет. Поскольку эта камера предназначена для профессионалов, то профессионалы в цифровой фотографии, безусловно, захотят и смогут использовать собственное программное обеспечение или обеспечение третьих фирм. И если бы фирма опубликовала более подробную техническую информацию о структуре файла и протоколе обмена с КПК и компьютером, то она сэкономила бы фотографам пару дней работы. А проффесионалы ценят и уважение к себе, и свое время.

Возможность использования камеры на выезде — скорее декларация, т.е. если вам иногда надо поснимать на выезде, это, наверное, оправдано, хотя все равно лучше при этом работать с помощником, который держит либо камеру, либо КПК. Если необходима оперативная работа в полевых условиях, и у вас много объективов для среднеформатных камер, то, на мой взгляд, Canon EOS 1Ds с переходником смотрится предпочтительнее. 

www.ixbt.com

Кастомный цифровой задник, 8х10 дюймов / Habr

Читая западные новостные ленты, не перестаешь убеждаться в том, что мир не без сумасшедших людей. Казалось бы, фотографы — люди, чья профессия грозится скоро стать бесформенным нарицательным и так уже умеют в своем распоряжении полный набор инструментов для цифровой фотографии. Конечно, в контексте hi-end сегмента, где все еще преобладают пленочные фотоаппараты (опять же — с подключаемыми цифровыми адаптерами) — то выбор там чуть поменьше, но он в любом случае продиктован скорее общими тенденциями в широкоформатной фотографии.

Однако, одному человеку — Митчеллу Фейнбергу (Mitchell Feinberg), который специализируется на фотографии красивых и дорогих вещей, вроде машин и драгоценностей, этого показалось мало. И он решил не покупать Leaf или Hasselblad, но проспонсировать создание самого большого в мире цифрового адаптера к зеркальному фотоаппарату. Наверное, другой бросил бы подобную затею на полделе, но Митчелл посчитал, что для него это вполне окупит расходы на полароидную пленку, которой он закупает на $50 000 в год (с помощью Polaroid’а он делает тестовые фото перед основным). Задник был собран в феврале 2010 и попал к своему владельцу в начале этого года.

Его собственное название «изобретения» — Maxback. Размером 8х10 дюймов (20х25,5 см) он полностью удовлетворяет требованиям Фейнберга, который даже при всем желании и деньгах смог бы себе позволить, в лучшем случае, задник Hasselblad CFV-50, чьи размеры составляют 36,7х49,1 мм. Самые большие цифровые адаптеры, которые может позволить себе простой смертный, в среднем формата 4,5х6 см. На примере это выглядит так:

Что ж, разница есть. Однако в отличие от популярных коммерческих продуктов (вроде уже упомянутого задника от Хассельблада) «Maxback» Фейнберга не дает 50 или 80 Мпкс — лишь 10, 16-битного качества. Хотя это, пожалуй, лучшие на сегодня десять мегапикселей, из-за размера матрицы и качества используемых объективов. Тем не менее — 10 мегапикселей недостаточно для широформатной печати высокой плотности: для билбордов, глянцевых журналов и т.д.

Сейчас вместо того чтобы делать тестовые снимки полароидной пленкой 8x10 (которая стоит в США около $15 за снимок), Митчелл сначала фотографирует с цифровым адаптером, проверяя фокус и другие параметры фотографии и, в том случае если он удовлетворен, делая финальный снимок на классическую пленку.

Что касается цены, то точной суммы инвестор не называет, обходясь лишь отговорками: «Разработка и производство двух экземпляров равнялось стоимости хорошего дома — перед ипотечным кризисом». TechCrunch комментирует, что скорее всего сумма изготовления двух таких монстров колеблется в районе $500 000.

TechCrunch via APhotoEditor

habr.com

Цифровой задник

TR | UK | KK | BE | EN |
цифровой задник in english, цифровой задник стол
Цифровой задник — сменный модуль системного фотоаппарата, предназначенный для преобразования оптического изображения в файлы цифровых фотографий. Цифровой задник устанавливается на плёночный фотоаппарат, превращая его в цифровой. В отличие от цифровых фотоаппаратов, выполненных как одно целое, конструкция со сменным задником позволяет снимать также на фотоплёнку.

Содержание

  • 1 Разновидности
  • 2 История
    • 2.1 Малый формат
    • 2.2 Средний формат
    • 2.3 Большой формат
  • 3 Ключевые характеристики
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Разновидности

Существуют две основных разновидности цифровых задников: сканирующие и с прямоугольным сенсором, создающим снимок за одну экспозицию. Сканирующие задники представляют собой гибрид фотоаппарата и сканера и основаны, как правило на линейке ПЗС, перемещающейся вдоль одной из сторон кадра. Поскольку сканирование занимает существенный промежуток времени, подобные устройства пригодны только для съёмки неподвижных изображений, но формат сканируемого кадра практически не ограничен, а качество получаемого изображения исключительно высоко. Использование трёх ПЗС-линеек с цветными светофильтрами позволяет оцифровывать цветное изображение за один проход и втрое сокращает время сканирования.

Однако, наибольшее распространение получили задники, основанные на прямоугольной ПЗС-матрице с массивом цветных светофильтров, позволяющие считывать изображение кадра за одну экспозицию. Такие устройства позволяют фиксировать движущиеся объекты с короткими выдержками, как обычный цифровой фотоаппарат. Некоторые задники с такой матрицей рассчитаны на тройную экспозицию за цветными светофильтрами для получения цветных снимков. Конструкция позволяет обойтись без массива цветных фильтров и повысить разрешающую способность при том же количестве светочувствительных элементов.

Задники с прямоугольной матрицей в свою очередь делятся ещё на два класса: студийные и автономные. Студийная разновидность непригодна для натурных съёмок, поскольку требует соединения с компьютером и внешним источником питания. Зачастую такие задники не имеют даже собственного жидкокристаллического дисплея, что исключает возможность настройки и контроль отснятого материала без внешнего монитора.

История

Фотоаппарат Nikon F90 со снятым цифровым задником Kodak DCS 420

Первая потребность в цифровой фотографии возникла в сфере фотожурналистики, нуждающейся в быстрой доставке готовых изображений с места события. Поэтому, первые эксперименты и успехи в разработке связаны с небольшими форматами светочувствительного элемента видеофотоаппаратов, представлявших собой видеокамеру для съёмки неподвижных кадров.

Малый формат

Первым цифровым задником можно считать гибридное устройство «Electro-Optic Camera», спроектированное электронным подразделением Kodak по заказу правительства США с использованием профессионального фотоаппарата Canon New F-1. Основой стала созданная «Кодаком» за год до этого чёрно-белая ПЗС-матрица «M1», разрешение которой впервые превысило 1 мегапиксель. Она размещалась в блоке, закрепляемом на съёмной задней крышке фотоаппарата.

Полученный гибрид оказался слишком громоздкими и неудобными, и следующим этапом стала разработка проектов «IRIS» для фотожурналистов и «Hawkeye II» для военных. Оба прототипа собирались вокруг зеркального фотоаппарата Nikon F3, а часть военных приставок комплектовалась новой матрицей «М3» с фильтром Байера, ставшей первой цветной матрицей с разрешением более 1 мегапикселя. Она же стала основой для первого коммерчески успешного и серийно выпускаемого цифрового гибрида Kodak DCS 100, также собранного вокруг фотоаппарата Nikon F3 HP. Гибрид, выпущенный в 1991 году, состоял из цифрового задника с ПЗС-матрицей, подключённого кабелем к внешнему блоку, носимому на плече. Устройство стало первым, ориентированным на совместную работу с компьютером, а не видеооборудованием, как это было в большинстве предыдущих разработок других производителей.

Дальнейшие разработки были сосредоточены в гражданском секторе компании «Kodak» (англ. Professional Photography Division), с 1994 до 1998 года выпустившей более компактные устройства серии DCS, стыкующиеся с фотоаппаратами Nikon F801, Nikon F90 и Canon EOS-1N. Все созданные гибриды стали промежуточным этапом перед созданием полноценных цифровых зеркальных фотоаппаратов неразъёмной конструкции. В конце концов, Canon и Nikon создали линейки фотоаппаратов Canon EOS-1D и Nikon D1, основой при проектировании которых послужили предыдущие опыты с цифровыми задниками.

Ещё одной попыткой дать цифровое будущее плёночным фотоаппаратам стал проект компании «Imagek». 11 февраля 1998 года она анонсировала выпуск цифровой приставки «EFS-1» (англ. Electronic Film System), которая должна была вставляться в фильмовый канал и отделение для кассеты с плёнкой любых малоформатных фотоаппаратов. Была заявлена ожидаемая разрешающая способность 1,3 мегапикселя при встроенной памяти 40 мегабайт. Через год аналогичную совместную разработку начали компании Intel и Kodak. Однако, сложности согласования таких приставок с любыми существующими фотоаппаратами не позволили вписаться в заявленный ценовой предел 1000 долларов. В итоге проект так и остался техническим курьёзом. Создание цифрового фотоаппарата с полностью интегрированными цифровыми системами для малого формата оказалось дешевле и эргономичнее, чем попытки превратить стандартную плёночную фототехнику в цифровую с помощью приставок.

В 2004 году был представлен цифровой задник «DMR» (англ. Digital Module for the R-system) для камер Leica R8 и Leica R9, но дальнейшего развития подобные конструкции не получили из-за повсеместного прекращения выпуска плёночной аппаратуры. В 2010 году производство фотоаппаратов линейки Leica R и всех аксесуаров для неё, включая приставку, прекращено. Вместо этого налажен выпуск цифрового фотоаппарата Leica S2 неразъёмной конструкции. Наиболее широкое распространение такое явление, как «цифровой задник», получило в среднеформатной и крупноформатной аппаратуре модульного типа.

Средний формат

Среднеформатный фотоаппарат «Alpa» с цифровым задником Hasselblad Цифровой задник «Leaf Aptus II»

В отличие от фотожурналистики, требующей моментальной съёмки и портативности, студийная фотография допускает съёмку с большими выдержками и в несколько экспозиций. Поэтому чёрно-белые матрицы, неприемлемые для новостной фотографии, можно использовать со студийными среднеформатными фотоаппаратами, проводя цветоделение не массивом цветных фильтров, а при помощи последовательных экспозиций, сохраняя большое разрешение. Первым серийным задником среднего формата считается «DCB I» компании Leaf. Устройство, выпущенное в 1991 году и прозванное фотографами «кирпичом», оснащалось чёрно-белой ПЗС-матрицей размером 3×3 сантиметра и с разрешением 4 мегапикселя (2048×2048). Для получения цветного снимка требовались три экспозиции за цветными светофильтрами. Диск со светофильтрами устанавливался перед объективом, и при помощи электропривода синхронизировался со специальным программным обеспечением компьютера, генерирующим цветные файлы снимков. Эта же матрица послужила основой для аналогичного устройства Sinar.

В 1995 году появился задник «Kodak Professional DCS 465» для среднеформатных фотоаппаратов с присоединением типа Hasselblad. Приставка позволяла в одну экспозицию делать моментальные снимки на матрицу размера APS-H с цветоделительным фильтром Байера и рекордным на тот момент разрешением 6 мегапикселей. В ранних конструкциях задников с большим сенсором, превосходящим малоформатный кадр, не предусматривалось наличие встроенного дисплея, аккумулятора и накопителя информации, тем более что такие устройства в большинстве случаев использовались только в студийных условиях, не требующих автономности. Отказ от энергопотребителей в одном корпусе с матрицей уменьшал её шумы, особенно заметные при большом размере. Некоторые задники до сих пор оснащаются термоэлектрическим охлаждением матрицы. В среднеформатных задниках до недавнего времени традиционно использовались только ПЗС-матрицы, потребляющие больше электроэнергии, чем малоформатные КМОП-матрицы. Поэтому их питание осуществляется от сети переменного тока или от мощного внешнего аккумулятора, а отображение информации и настройка — на подключенном компьютере. Ещё одна особенность среднеформатных задников — принципиальный отказ от преобразования исходной информации RAW и её сжатия в JPEG, что неизбежно увеличивает объём данных. Поэтому, в качестве носителя информации чаще всего используется внешний жёсткий диск или диск подключённого компьютера. Примерами подобных линеек фотоаппаратов могут служить: «Phase One» серии H, «Leaf Valeo». Такие задники практически не пригодны для натурных съёмок и могут использоваться только в студии.

Одним из первых автономных задников в 2000 году стал «Kodak Professional DCS Pro Back» с ПЗС-матрицей «М11» разрешением 16 мегапикселей и двумя картами Compact Flash В 2004 году налажено производство цифровых «задников» для фотоаппаратов Hasselblad серии «V». Первая модель «Hasselblad Ixpress V96C» оснащалась квадратной ПЗС-матрицей размером 37×37 мм с разрешением 16 мегапикселей. При этом для среднеформатных объективов кроп-фактор составляет 1,5.

Такие, более современные задники оснащены дисплеем, аккумулятором большой ёмкости и картами памяти. Другими примерами подобных линеек могут служить: «Kodak DCS Pro Back 645», «Phase One» серии Р, «Leaf Aptus», «Sinar eMotion». Современные среднеформатные задники позволяют получать файлы с разрешением до 100 мегапикселей, но обладают сравнительно невысокой светочувствительностью. Дальнейшее развитие пошло по пути малоформатной аппаратуры: цифровой задник интегрирован в корпус фотоаппарата, как например, в фотосистеме Hasselblad HxD. Однако, даже такие камеры позволяют снимать на плёнку, заряжаемую в специальный сменный модуль.

Большой формат

Большинство крупноформатных задников относятся к сканирующему типу, поскольку производство сенсоров большого размера связано с большими техническими сложностями и экономически нецелесообразно. В 1995 году был представлен цифровой задник Sinar со сканирующей ПЗС-линейкой. Время сканирования составляет 20 минут, и поэтому такие устройства пригодны только для съёмки неподвижных объектов в специально оборудованной студии. Аналогичная сканирующая приставка Power Phase FX формата 4×5 дюймов позволяет за один проход получать цветные файлы с разрешением 132 мегапикселя. Кроме рекламной предметной съёмки подобные устройства применяются крупными музеями для создания высококачественных репродукций и каталогов.

Дальнейшее развитие технологии изготовления фотоматриц позволило создавать цифровые задники большого размера, позволяющие снимать с моментальными выдержками. Однако, стать полноценной заменой листовой фотоплёнке крупного формата такие устройства не смогли до настоящего времени. Они используются отдельными студиями для замены дорогостоящих фотокомплектов одноступенного процесса Polaroid, традиционно применяемых для тестовой съёмки. Так, задник «Maxback» большого формата 8×10 дюймов (20×25 сантиметров) был выпущен в двух экземплярах в 2011 году по заказу фотографа Митчела Файнберга. Несмотря на низкое разрешение 10 мегапикселей, стоимость проекта и реализации составила 500 000 долларов. Однако, экономия на комплектах Polaroid благодаря приставке, составила 50 000 долларов ежегодно. Задник устанавливается на карданную камеру Sinar, и после контроля качества снимка на мониторе подключённого компьютера, окончательная съёмка выполняется на листовой фотоматериал.

Это единственный известный крупноформатный задник, пригодный для моментальной съёмки. Попытки наладить его мелкосерийное производство не привели к успеху из-за отсутствия заказов. Все остальные задники, выпускаемые для камер большого формата, имеют сканирующую конструкцию или сенсор небольшого размера, который не превосходит среднеформатные аналоги. Последние позволяют использовать карданную камеру для цифровой съёмки в лучшем случае на формат 4,5×6 см. Моментальная съёмка в крупном формате до сих пор производится на листовую фотоплёнку.

Ключевые характеристики

Сравнительные размеры матриц существующих цифровых задников

Ключевыми производителями цифровых задников являются Kodak, Agfa, Phase One и Hasselblad. Выпускаемые задники комплектуются ПЗС-матрицами Kodak и Dalsa, которые на мировом рынке выступают их основными поставщиками. С 2013 года некоторые производители наладили выпуск КМОП-матриц, ранее не использовавшихся в задниках. В настоящее время представлены задники только среднего формата, поскольку более компактная фототехника выполняется неразъёмной.

Цифровые задники можно разделить по мобильности и универсальности.

  • По мобильности: от чисто студийных, требующих внешнего источника питания, накопителя данных и компьютера для настройки (например, Phase One H5), до мобильных (например, Leaf Aptus II с сенсорным экраном или Leaf Valeo с синхронизацией с компьютером DP-67).
  • По универсальности: от универсальных с переходниками для большинства среднеформатных (например, Sinar eMoution и Leaf Credo) и некоторых крупноформатных камер, до специализированных под конкретную модель камеры (например, Phase One h201 для Hasselblad h2). Универсальные цифровые задники и некоторые специализированные, подходящие к системам, изначально ориентированным только на рольфильм, имеют, в лучшем случае, только механический синхроконтакт, что влечёт ошибки синхронизации работы матрицы и затвора. Отсутствие объективов с центральным затвором приводит к виньетированию и сдвигу цветов в полученном изображении, но позволяет воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми плёночными системами. Цифровые задники, при стыковке их с цифровыми системами, электрически и электронно согласованны и имеют богатый функционал, а использование объективов, учитывающих особенность восприятия света матрицами избавляют от вышеперечисленных проблем, но требует от фотографа покупки корпуса, а зачастую смены всего парка оптики. Универсальность выбора системы, с которой стыкуется цифровой задник, реализовано универсальное крепление, зачастую через переходники, что не может похвастаться герметичностью и существенно снижает мобильность устройства.

Основными характеристики являются:

  • формат (габариты) или кроп-фактор матрицы (от 24×36 до 57×41 мм или от 1,62 до 1),
  • размер пикселя фотоматрицы (относительно большой, до 9 мкм в диаметре) или динамический диапазон (порядка 12EV),
  • разрешение (обычно, от 20 до 80 Мпикс.),
  • глубина цвета (относительно высокая, от 10 до 16 бит).

Другие характеристики, также влияющие на качество изображения и сферу применения:

  • невысокая чувствительность при допустимых шумах и шумы при длительных выдержках;
  • особенности CCD-матрицы: блюминг, муар (отсутствует АА-фильтр), тепловой шум;
  • отсутствие серийной съёмки, скорость съёмки чуть более 1 кадра/сек, длительное запаздывание после включения 4 — 10 сек;
  • Live View реализован не у всех моделей и не в полном размере.

См. также

  • Системная камера
  • Цифровой фотоаппарат

Примечания

  1. Аналогичная матрица с массивом цветных фильтров генерирует цветные снимки вчетверо меньшего разрешения, поскольку в качестве одного цветного пикселя используется 4 монохромных

Источники

  1. 1 2 3 Среднеформатные цифровые фотоаппараты (рус.). Фотонциклопедия. Фотостудия «Сказочная жизнь». Проверено 28 января 2014.
  2. 1 2 3 4 5 6 Валентин САВЕНКОВ. Ну очень большие матрицы (рус.). Фото&Техника. журнал «Потребитель» (2004). Проверено 21 января 2014.
  3. Крупноформатные фотокамеры (рус.). Проверено 28 января 2014.
  4. Nikon Video Still Camera Model 1 & Nikon QV-1000C Still Video Camera (англ.). Photography in Malaysia. Проверено 20 января 2014.
  5. The Electro-Optic Camera (англ.). The World’s First DSLR. James McGarvey. Проверено 18 января 2014.
  6. 1 2 3 4 5 Jim McGarvey. The DCS story (англ.). NikonWeb (June 2004). Проверено 18 января 2014.
  7. Jarle Aasland. Kodak DCS 100 (англ.). 17-летняя история цифровых фотоаппаратов Kodak 1987-2004. NikonWeb. Проверено 18 января 2014.
  8. A brief info on Kodak DCS-Series Digital Still SLR cameras (англ.). Photography in Malaysia. Проверено 18 января 2014.
  9. 1 2 3 Foto&video, 2004
  10. John Henshall. IMAGEK EFS-1 (англ.). Every 35mm Camera a Digital Camera. Electronic Photo Imaging (1998). Проверено 20 января 2014.
  11. Foto&video №4, 2006, с. 84
  12. LEICA DIGITAL-MODUL-R (рус.). Новости индустрии Hi-Tech. iXBT.com (27 июня 2003). Проверено 20 января 2014.
  13. Alexander Odukha. Фотораритеты (рус.). Персональный блог (8 февраля 2011). Проверено 28 января 2014.
  14. John Henshall. LEAF DIGITAL CAMERA BACK (англ.). Turning over a new Leaf. журнал «The Photographer» (April 1993). Проверено 28 января 2014.
  15. Фотокурьер, 2006, с. 17
  16. 1 2 3 4 Антон Носков. Информаторий: цифровые задники (рус.). Проверено 23 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  17. 1 2 PhaseOne анонсировала первый среднеформатный задник с CMOS сенсором (рус.). Новости. «Фототехника» (24 января 2014). Проверено 28 января 2014.
  18. 1 2 3 Фотокурьер, 2006, с. 16
  19. Devin Coldewey. Сотни тысяч долларов за сенсор 8×10 дюймов (англ.). TechCrunch (25 August 2011). Проверено 20 января 2014.
  20. Единственный в мире цифровой задник для большого формата (рус.). Новости. «Фототехника». Проверено 20 января 2014.
  21. 1 2 Mitchell Feinberg’s 8×10 Digital Capture Back (англ.). Photographers. A Photo Editor (23 August 2011). Проверено 28 января 2014.
  22. Цифровые сканирующие приставки (рус.). Фотоэнциклопедия. Фотостудия «Сказочная жизнь». Проверено 28 января 2014.
  23. 1 2 Цифровые задники: мирная революция (рус.). Фототехника. Мультимаркет «Fotomag». Проверено 20 января 2014.
  24. Anders Torger. Guide to second hand medium format digital backs (англ.). Персональный сайт (May 2012). Проверено 21 января 2014.

Литература

  • Б. Бакст Цифровой Hi-End, что он может и сколько стоит (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 12/120. — С. 14—27.
  • Сергей ЩЕРБАКОВ Обманчивая цифра (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2004. — № 2.
  • Андерс Ушольд Леечная смена (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4. — С. 84—88.

Ссылки

  • A Unique Medium Format Digital Solution (англ.). — тест. Проверено 23 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  Фотография
ЖанрыАвтопортрет • Архитектурная • Документальная • Ломография • Любительская • Макросъёмка • Микрофотография • Мобилография • Натюрморт • Ночная съёмка • Обнажённая натура • Панорамная съёмка • Пейзаж • Подводная съёмка • Портрет • Посмертная • Промышленная • Рекламная • Репродукция • Свадебная • Селфи • Уличная • Фотоохота • Фоторепортаж
Типы фотоаппаратовОднообъективный зеркальный • Двухобъективный зеркальный • Дальномерный • Шкальный • Простейший • Крупноформатный • Среднеформатный • Малоформатный • Полуформатный • Компактный • Панорамный • Стереоскопический • Цифровой • Цифровой среднеформатный • Цифровой зеркальный • Псевдозеркальный • Цифровой беззеркальный
ТерминыБаланс белого • Боке • Ведущее число фотовспышки • Виньетирование • Главный фокус • Глубина резкости • Диафрагмирование • Дисторсия • Кадрирование • Кроп-фактор • Освещённость • Относительное отверстие • Пятно рассеяния • Рабочий отрезок • Светосила • Синхронизация фотовспышки • Фокальная плоскость • Фокусное расстояние • Фотографическая широта • Экспозиция • Эквивалентное фокусное расстояние
ПроизводителиAgfa • Canon • Casio • Eastman Kodak • Fujifilm • Hama • Konica • Konica Minolta • Leica • Minolta • Nikon • Olympus • Panasonic Lumix • Pentax • Polaroid • Ricoh • Samsung • Sigma Corporation • Sony • Tamron • Арсенал • БелОМО • КМЗ • ЛОМО • ФЭД
ТехникаАвтофокус • Адаптер • Байонет • Батарейная рукоятка • Башмак • Бленда • Вайндер • Головка • Видоискатель • Дальномер • Затвор • Матрица • Меха • Мира • Монопод • Моторный привод • Наглазник • Насадочная линза • Объектив • Охотничья камера • Переходник • Репетир диафрагмы • Светофильтр • Телеконвертер • Трансфокатор • Удлинительные кольца • Фильтр Байера • Фотовспышка • Фоторегистратор • Фоторужьё • Цифровой задник • Широкоугольный конвертер • Штатив • Экспонометр
Портал • Список самых дорогих фотографий

цифровой задник in english, цифровой задник для, цифровой задник на, цифровой задник стол


Цифровой задник Информацию О




Цифровой задник Комментарии

Цифровой задник
Цифровой задник
Цифровой задник Вы просматриваете субъект

Цифровой задник что, Цифровой задник кто, Цифровой задник описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Среднеформатные камеры

Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.

Средний формат

Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.

Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.

Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).

В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).

Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!

Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:

  • Дальномерные
  • Двухобъективные зеркальные
  • Однообъективные зеркальные

Дальномерные среднеформатные камеры

В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).

На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.

Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.

Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.

Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!

Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).

Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Двухобъективные среднеформатные камеры

Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).

Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день. Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные. Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.

В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть. Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель. Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.

Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.

Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.

Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.

Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.

 

Зеркальные камеры

Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.

Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.

Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.

Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель. Пожалуй, одназначно  лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно. Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.

Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).

Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив. Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники. Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.

Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года. К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики. Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.

Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.

Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.

Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.

Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.

Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.

Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).

Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.

Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!

Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.

Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага. Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой. Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.

С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.

Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой MFB-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.

По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус. Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше. Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.

Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.

В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.

Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и  оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.

И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.

В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.

Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.

Продолжение следует..

fototips.ru

Цифрозадник для кадра 90 120 – Среднеформатный Pentax 645NII + 120mm FA Macro, СФ Слайд-сканер Minolta, цифрозадник Sinar 23 HR

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх