Формат кадра это – 16:9 или 4:3? Что лучше выбрать для фотосъемки — Советы — Mi Community

Содержание

16:9 или 4:3? Что лучше выбрать для фотосъемки — Советы — Mi Community

Приветствую вас, мои дорогие Mi-фаны!

Вы готовы дальше повышать ваш уровень в фотосъемке? Сегодня я хочу поговорить с вами о такой настройке в камере как «формат кадра». Вы знаете, как правильно использовать данную функцию? Или вы просто пользуетесьстандартам 16:9, чтобы съемка вашей камеры была полноэкранной? Если да, то этатема специально для вас!

И так, не топчемся на месте и начинаем разбираться!

Что такое соотношение сторон камеры? Для чего это нужно?

Кадр изображения описывает пропорциональное соотношение между его шириной и высотой. Существуют некоторые установленные форматы или коэффициенты, которые широко используются в индустрии фото/видео, и в последнее время 4:3 и 16:9 широко используются в качестве стандартных пропорций в большинстве фотографий и кино (И здесь я сосредоточусь на фотографиях со смартфона, так как эти два соотношения поступают по умолчанию).

Давайте так же посмотрим в чем отличие между 16:9 и 4:3. Первый формат на сегодня является самым популярным, который используется практически во всей мультимедиа и технике: у большей части смартфонов соотношение сторон 16:9, так же и практически все фильмы выходят в этом формате чтобы удобно было смотреть и в кинотеатре и дома на телевизоре. А если на телевизоре с форматом 16:9 мы будем смотреть кино/фото с форматом 4:3, то посторонам от кадра будут черные полосы. Мало кому это понравится, конечно.

Почему в настройках камеры всего 2 формата, когда есть множество вариантов?

Данные стандарты были приняты сообществами фотографов и кинематографистов. Никто не спорит, что есть множество вариантов формата, но для пользователей смартфонов важна легкость и простота использования. Поэтому и было выбрано всего 2 популярных формата. Но если вам нужен другой формат, вы запросто можете кадрировать (обрезать) фото. Как это сделать, вы можете прочитать это в моей теме, пройдя по
ссылке

Какой из форматов выбрать?

Пришло время ответить на самый главный вопрос: какой именно формат стоит выбрать? Дело в том, что однозначный ответ дать нельзя. При соотношении 16:9 длина почти в 2 раза больше ширины. Этот формат полезен, когда «небо» и «земля»в кадре не нужны, а важно то что слева и справа от объекта. 4:3 — это примерно квадратное изображение. Данное соотношение сторон можно использовать, когда объект в кадре один, но важно показать то, что сверху и снизу его, так называемые «небо» и «землю».

ниже я привожу для вам несколько примеров съемок в этих двух форматах, чтобы вы видели разницу.

Я очень надеюсь, что эта тема была полезной для вас и вы будете в дальнейшем выбирать формат ваших фото. Желаю всем хорошего настроения и до встречи на просторах

Mi Community!


ru.c.mi.com

Соотношение сторон экрана — Википедия

Соотноше́ние сторо́н экра́на или Отноше́ние ширины́ ка́дра к высоте́ (также форматное соотношение, англ. aspect ratio) — понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея. В кинематографе применяется обозначение соотношения сторон экрана, отличное от фотографии и телевидения, в которых соотношение обозначается целыми числами[1]. В киностандартах короткая сторона принимается равной единице, а длинная сторона обозначается десятичной дробью, показывающей отношение к короткой стороне.

Содержание

  • 1 Наиболее распространённые соотношения
    • 1.1 1:1
    • 1.2 1,25:1 (5:4)
    • 1.3 1,33:1 (4:3)
    • 1.4 1,34:1
    • 1.5 1,375:1
    • 1.6 1,5:1 (3:2)
    • 1.7 1,56:1 (14:9)
    • 1.8 1,6:1 (16:10)
    • 1.9 1,66:1; 1,85:1 (Flat)
    • 1.10 1,78:1 (16:9)
    • 1.11 2:1 (18:9)
    • 1.12 2,05:1 (18,5:9)
    • 1.13 2,17:1(19,5:9)
    • 1.14 (19:9)
    • 1.15 2,2:1
    • 1.16 2,3:1 (21:9)
    • 1.17 2,35:1
    • 1.18 2,39:1; 2,4:1 (Scope)
    • 1.19 2,55:1
    • 1.20 2,6:1
    • 1.21 2,75:1 (11:4)
    • 1.22 Иные соотношения сторон
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Наиболее распространённые соотношения[править | править код]

Если для кинематографических систем соотношение сторон экрана является техническим параметром, учитывающим размеры кадрового окна и коэффициент анаморфирования, то для систем телевидения и компьютерных мониторов эта же величина непосредственно привязана к стандарту разложения и разрешению в пикселях при определённом соотношении его сторон. Однако, в большинстве случаев пиксель считается квадратным. Подавляющая часть видеоконтента использует горизонтальный кадр, поэтому первая цифра, обозначающая горизонтальный размер, всегда больше второй. Исключение составляет мобильное видео с вертикальным кадром 16:9, получившее распространение благодаря приложению Snapchat. Это единственный случай, когда большая цифра обозначает вертикальную сторону кадра.

1:1[править | править код]

Квадратный кадр до недавнего времени использовался только в фотографии. Преимуществом такого соотношения сторон была возможность конструирования аппаратуры, не требующей поворота для выбора вертикальной или горизонтальной компоновки кадра. Наиболее известные форматы квадратного кадра — среднеформатный 6×6 сантиметров и малоформатный тип-126 с кадром 28×28 миллиметров. Гораздо шире известен квадратный формат 7,9×7,9 сантиметра интегральных комплектов для моментальной фотографии серий Polaroid «SX-70» и тип-600. Считается, что особенности этих технологий и формат кадра стали основой квадратных изображений социальной сети Instagram. В кинематографе квадратный кадр 18,67×18,67 миллиметра использовался для фильмокопий системы «Суперскоп», при проекции дававший широкоэкранное изображение

[2]. В настоящее время квадратный кадр получил широкое распространение в мобильном видео. Большую роль в этом сыграла социальная сеть Instagram с квадратным форматом фотографий.

1,25:1 (5:4)[править | править код]

Ранние модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладали таким соотношением сторон экрана[3]. В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно[4]. В 2010-х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.

1,33:1 (4:3)[править | править код]

С 1895 года кадр большинства кинематографических систем на 35-мм киноплёнке имел размеры 18×24 мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 1 дюйму (25,4 мм). В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Полуформатные фотоаппараты имеют кадр, совпадающий с немым кинематографическим, и то же соотношение сторон.

Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съёмке со скрытым кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры, имеет другое соотношение сторон кадра.

В аналоговом телевидении стандартной чёткости стандартным считается соотношение сторон экрана 4:3, позаимствованное у кинематографа. В цифровом телевидении 4:3 используется наряду с другими форматами, а для алгоритма компрессии MPEG-2 это стандартный кадр. Современные цифровые компактные фотокамеры обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим своё происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения VGA и EGA. Наиболее распространённый формат мониторов до середины 2000-х годов с разрешениями 1024×768, 1152×864 и 1600×1200 пикселей. Позднее телевизоры и мониторы формата 4:3 начали вытесняться широкоэкранными мониторами с соотношением сторон 16:9.

1,34:1[править | править код]

Формат IMAX использует широкую киноплёнку 70-мм с продольным расположением кадра. Ключевая особенность формата заключается в планировке кинозала с экраном, рассматриваемым с небольшого расстояния. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, повышая эффект присутствия. Соотношение сторон экрана, близкое к классическому, примерно соответствует полю зрения человека. Такое же соотношение сторон экрана даёт стандартный формат на 16-мм киноплёнке[5]

.

1,375:1[править | править код]

С появлением звука в кинематографе соотношение изменилось, поскольку теперь на плёнку впечатывалась оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1)[6]классического формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на плёнке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932 году Американской академией киноискусства[7]. Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.

В середине 1950-х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать своё место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с цветным телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.

1,5:1 (3:2)[править | править код]

Соотношение сторон негатива кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX[8][9]. Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению близок к малоформатному фотографическому негативу, снятому на фотоплёнке (тип-135) или среднеформатному кадру 6×9 см. В отличие от практически не использующегося широкоплёночного формата, кадр размером 24×36 мм до сих пор существует без каких-либо изменений почти сто лет. Такое же соотношение сторон фотоотпечатка 10×15 см позволяет печатать малоформатный кадр без потерь. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такое соотношение сторон кадра и матрицы.

1,56:1 (14:9)[править | править код]

Использование кадра 14:9 в разных вещательных форматах

Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания того же контента в разных форматах[10]. При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.

Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015 года[11]. 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания)[П 1] и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания)[12]. В кинематографе близкое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК[13]. Получаемое на киноплёнке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению. Однако, исходное соотношение сторон никогда не использовалось в конечных копиях, оставаясь лишь форматом негатива.

1,6:1 (16:10)[править | править код]

Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков с разрешениями 1280×800, 1440×900 и 1680×1050 пикселей[3]. В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10. Наиболее близко к величине «золотого сечения» 1,6180339887. Такое соотношение сторон очень популярно у Apple MacBook, в частности у MacBook, MacBook Pro и у MacBook Air.

1,66:1; 1,85:1 (Flat)[править | править код]

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures») первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран[14][15]. Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953 года, обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае того же года кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта[16]. В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1.

В современном цифровом кинематографе последний стандарт стал одним из двух основных — Flat. Соотношение сторон 1,66:1 имеет кадр негатива производственного формата «Супер-16»[17].

1,78:1 (16:9)[править | править код]

Широкоэкранный формат 16:9 используется в телевидении высокой чёткости (ТВЧ, HDTV) и при цифровом вещании телевидения стандартной чёткости (SDTV). В ТВЧ этому соотношению соответствуют разрешения 1920×1080 и 1280×720 с квадратным пикселем, а в телевидении стандартной чёткости используется цифровое анаморфирование и прямоугольный пиксель. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и наиболее распространённым в современных компьютерных мониторах. Чаще всего встречаются разрешения мониторов 1920×1080, 1600×900, 1366×768, а также соответствующие стандартам ТВЧ[3]. Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации. Такое же соотношение сторон было у кадра негатива вышедшей из употребления усовершенствованной фотосистемы.

2:1 (18:9)[править | править код]

Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36 мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1)[18]. Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1[19]. Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы. Современные телесериалы в сетях онлайн-дистрибуции стали часто использовать этот формат[20].

2,05:1 (18,5:9)[править | править код]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы Samsung замечено в первый раз на модели Samsung Galaxy S8. Технология так же называется WQHD+. Соотношение сторон имеет разрешение 2960×1440.[21]

2,17:1(19,5:9)[править | править код]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы «Apple» замечено в первый раз на модели iPhone X. Соотношение сторон имеет разрешение 2436×1125.

(19:9)[править | править код]

Соотношение сторон имеет разрешение:

  • 5.8” дюйма, Full HD+ 2280×1080 пикселей, 1080p, 19:9.
  • 6.1” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.
  • 6.4” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.

2,2:1[править | править код]

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70-мм и сферической оптики[22]. Первой из таких систем стала американская «Todd-AO», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1[23]. В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.

2,3:1 (21:9)[править | править код]

Формат экрана LED-телевизоров, выпускаемых некоторыми производителями. Впервые такой экран с диагональю 56 дюймов создан компанией Philips в 2009 году[24][25]. Такое соотношение сторон наилучшим образом подходит для просмотра фильмов, снятых по системе CinemaScope или его современных версий с кадром 2,39:1[26].

Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.Изображение

2,35:1[править | править код]

В 1953 году, кинокомпанией «XX век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope»), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35-мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri»[27].

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и т. п.

2,39:1; 2,4:1 (Scope)[править | править код]

В 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1[28][17]. Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.

2,55:1[править | править код]

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55»[29][30]. Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года, когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1[править | править код]

Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама» (англ. Cinerama) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1[31]. Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» — документально-видовой (англ. travelogue) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama») был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных: «Как был завоёван Запад» (англ. «How the West Was Won») и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm») (оба в 1962 г.) и «Парусник: путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» — съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle», 1958, прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанорама» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Изображение обладает таким же соотношением сторон 2,6:1[23].

2,75:1 (11:4)[править | править код]

В 1957 году «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1[32][33].

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон[править | править код]

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

  1. ↑ При этом из 576 активных строк развёртки изображение содержат только 494
  1. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 36.
  2. ↑ The Rich Man’s Poor Man’s Version of CinemaScope (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 3 августа 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  3. 1 2 3 Сергей Асмаков. Широкий формат: за и против (рус.). Обзоры. Компьютер Пресс (июль 2009). Дата обращения 16 марта 2015.
  4. ↑ Какой формат монитора выбрать? (неопр.). Дата обращения 25 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  5. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 66.
  6. ↑ Коноплёв, 1975, с. 28.
  7. Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Леонид Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения 26 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  8. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  9. ↑ Specifications at a glance — VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  10. ↑ Области безопасности программ с широкоэкранным 16:9 и стандартным 4:3 форматами изображения (рус.). РЕКОМЕНДАЦИЯ МСЭ-R BT.1379-2. ITU. Дата обращения 2 декабря 2012. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  11. ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
  12. ↑ Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал
  13. ↑ Коноплёв, 1975, с. 32.
  14. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 14.
  15. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 66.
  16. ↑ Коноплёв, 1975, с. 30.
  17. 1 2 Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 38.
  18. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 71.
  19. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 18.
  20. Benedict Seal. From Storaro to Star Trek: Discovery – 2:1 aspect ratio’s big journey to the small screen (англ.). VODzilla.co (25 September 2017).
  21. ↑ Характеристики Samsung Galaxy S8 и S8+ (рус.)  (неопр.) ?. Samsung ru. Дата обращения 3 марта 2019.
  22. ↑ Коноплёв, 1975, с. 33.
  23. 1 2 Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 66.
  24. 2010-12-10. Philips launches World’s First Cinema Proportion Full HD 3D LED Pro TV with Ambilight (англ.) (недоступная ссылка). Philips Media. Дата обращения 20 марта 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.
  25. Rasmus Larsen. Exclusive first-look at Philips Cinema 21:9 (англ.). Flatpanelshd (5 March 2009). Дата обращения 20 марта 2017.
  26. Paul Miller. Vizio bringing 21:9 Cinema HDTV to CES with 2560 x 1080 resolution (англ.). Engadget (1 April 2011). Дата обращения 20 марта 2017.
  27. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 15.
  28. ↑ Facts On The Aspect Ratio (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 5 августа 2012. Архивировано 11 сентября 2012 года.
  29. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 76.
  30. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 533.
  31. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 41.
  32. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 422.
  33. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 32.
  • Е. А. Иофис. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 7-67. — 440 с.

ru.wikipedia.org

Универсальный формат кадра — Википедия

Универса́льный форма́т ка́дра, УФК — производственная кинематографическая система на 35-мм киноплёнке, разработанная в СССР в 1967 году для съёмки кинофильмов[* 1]. Особенность формата заключается в том, что изображение занимает всю ширину киноплёнки между перфорациями. При этом исходный кадр негатива никогда не используется полностью, а является основой при печати фильмокопий в других общепринятых прокатных форматах. УФК близок к зарубежной системе «Супер-35», но имеет несколько принципиальных отличий, накладывающих особенности на технологию съёмки.

Универсальный формат кадра позволял получать негатив, пригодный для печати прокатных фильмокопий как в классическом, так и в различных широкоэкранных форматах, а также для демонстрации по телевидению с наименьшими потерями изображения[2]. Съёмка могла производиться аппаратурой, предназначенной для обычного формата, сферической (аксиально-симметричной) оптикой со стандартной частотой 24 кадра в секунду[3]. В кинокамере производилась замена кадровой рамки, и при наличии технической возможности оптическая ось объектива смещалась к середине киноплёнки. Принципиальным отличием от других форматов является отсутствие пространства, зарезервированного под оптическую совмещённую фонограмму, и использование всей ширины киноплёнки между перфорациями. Это позволяет повысить информационную ёмкость негатива и получить соотношение сторон кадра 1,56:1, более близкое к основным широкоэкранным форматам. Размер экспонируемого кадра составлял 16×25 мм, позволяя как контактную печать в классическом формате с потерей части изображения слева, так и оптическую печать широкоэкранных и широкоформатных фильмокопий[4].

Также возможна оптическая печать с масштабом 1:1 в обычном формате, и с уменьшением на узких киноплёнках 16-мм и 8-мм. При широкоэкранной печати происходит незначительная потеря симметричных частей изображения сверху и снизу. По телевидению стандартной чёткости с соотношением сторон 4:3 фильм демонстрировался во весь экран с потерей боковой части изображения слева. Наиболее близкое соотношение сторон кадра 1,66:1 обеспечивается в кашетированном формате, но печать таких фильмокопий, требующая оптического уменьшения, стандартом не предусматривалась. Необходимость учитывать возможность печати в различных форматах усложняла работу кинооператора, вынужденного снимать со скрытым кашетированием по разметке видоискателя, но позволяла использовать полученный негатив для печати любых фильмокопий[5][6].

Основными считались границы изображения, соответствующего широкоэкранному кадру с соотношением сторон 2,35:1, которое компоновалось оператором в пределах поля размером 10,63×25 мм[7]. Печать в этом случае велась с оптическим увеличением 1,76× при одновременном анаморфировании с коэффициентом 0,5 в горизонтальном направлении[4]. Для изготовления широкоформатных фильмокопий на специально модифицированном кинокопировальном аппарате оптической печати 23МТО—1 с кадра УФК производилась выкопировка участка изображения размером 11,5×25 мм с двукратным увеличением на 70-мм киноплёнку[8]. Небольшие потребности отечественного кинопроката в широкоформатных фильмокопиях позволяли печатать их непосредственно с негатива УФК, без промежуточного дубль-негатива[9]. В результате, качество изображения оставалось приемлемым, несмотря на увеличение. Из-за близости границ широкоэкранного кадра широкоформатному, последний в видоискателе не размечался. Во время съёмки оператор следил за тем, чтобы сюжетно важные части кадра не выходили за пределы поля широкоэкранного изображения, но появление за его границами посторонних предметов со съёмочной площадки (микрофоны, прожекторы) не допускалось для возможности печати в обычном формате всей высоты кадра. Декорации строились также с учётом полной высоты кадра. Дополнительным ограничением была недопустимость расположения сюжетно важных предметов и лиц в левой части кадра, обрезаемой при контактной печати[10].

Первый фильм в формате УФК «Нейлон 100%» снят доработанными киносъёмочными аппаратами «Mitchell BNC» и «Конвас-автомат» на киностудии «Мосфильм» в 1973 году[11][12]. Премьера состоялась 14 января 1974 года[13]. Следующим стал широкоформатный «Романс о влюблённых», часть которого отснята на 70-мм киноплёнку, а основной материал увеличен с негатива УФК[14]. В течение 1974 года формат использован для съёмки ещё нескольких картин: «Они сражались за Родину», «Единственная дорога», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Легенда о Тиле» и «Маршрут в бессмертие»[15]. Позднее список пополнили «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Мимино» (1978), «Экипаж» (1980), «Тегеран-43» (1981) и «Сказка странствий» (1983)[13]. Всего в формате УФК снято более 30 кинокартин, многие из которых выходили на экран в широкоформатном варианте. В начале 1990-х годов производство своей киноаппаратуры в России было свёрнуто, и формат УФК больше нигде не использовался. Съёмка современных отечественных фильмов производится зарубежной цифровой или плёночной киносъёмочной аппаратурой форматов «Супер-35» или «Супер-16». При подготовке видеорелизов на оптических видеодисках соотношение сторон изображения, снятого в формате УФК может быть как 4:3, так и 16:9, в зависимости от используемого стандарта разложения. Видеокопии одного и того же фильма на разных носителях могут иметь различное соотношение сторон, ни одно из которых не является искажением оригинала, поскольку система не имеет собственного формата изображения[7].

Кроме основного варианта УФК с шагом кадра в 4 перфорации, на киностудии «Мосфильм» был разработан формат с укороченным шагом в 3 перфорации, рассчитанный на специальную технологию печати фильмокопий. Из-за некоторого сходства с системой «Технископ» этот вариант УФК в некоторых источниках упоминается под названием «Совтехнископ»[16]. Размер кадра при этом составлял 25×12,8 мм, что на 30% больше по площади, чем оригинальный «Технископ». С такого негатива оптическим кинокопировальным аппаратом «23МТО—1» с двукратным увеличением печатался мастер-позитив на 70-мм широкоформатной киноплёнке, который мог служить для печати дубль-негатива как широкоэкранного, так и обычного форматов. Широкоэкранные контратипы изготавливались аппаратом «23ЛТО—1» с анаморфотным объективом, и в дальнейшем использовались для тиражирования таких же фильмокопий. За счёт широкоформатного промежуточного позитива эти фильмокопии ничем не уступали таким же, отпечатанным с анаморфированного широкоэкранного негатива[17][18].

Аппаратом «23РТО—1» печатались контратипы обычного формата с пансканированием, пригодные для изготовления как 35, так и 16-мм фильмокопий[19]. Исходный негатив мог быть также использован для контактной печати кашетированных фильмокопий с кадром 22×12,8 мм и незначительным срезанием части изображения слева. Соотношение сторон кадра полученной фильмокопии было близким к стандартным кашетированным форматам: 1,72:1. Кроме преимуществ сферической оптики и экономии 25% негативной киноплёнки система «Совтехнископ» обеспечивала гибкость при выборе формата фильмокопий, поскольку широкоформатный интерпозитив позволял осуществлять перевод с пансканированием в обычный и узкоплёночные форматы без дезанаморфирования и потери качества[20]. В то же время, система предусматривала использование киносъёмочной аппаратуры с нестандартным шагом кадра, что предопределило её ограниченное распространение в советском кинопроизводстве. Кинооператором В. Я. Эпштейном по технологии «Совтехнископ» был отснят экспериментальный фильм из двух частей, но о создании таким способом полнометражных картин ничего не известно[18].

По большинству параметров УФК совпадает со своим зарубежным аналогом «Супер-35», поэтому часто эти две системы путают или считают одним форматом. Это неверно в силу ряда принципиальных отличий, одно из которых — размер кадра, который в советском формате по высоте соответствовал обычному, а по ширине превосходил современный ему «Суперскоп»[7]. Размеры кадра формата «Супер-35» составляют 18,66×24,89 мм, и межкадровый промежуток практически отсутствует, затрудняя склейку при физическом монтаже[* 2]. При съёмке по системе «Супер-35» кадр всегда компонуется симметрично во всю ширину, поскольку не рассчитан на контактную печать в классическом формате[21][22]. Обе киносистемы — УФК и «Супер-35» — появились в результате попыток оптимизации кинопроизводства в эпоху бурного развития телевидения и широкоэкранного кино, но разрабатывались независимо друг от друга[23].

Источники[править | править код]

  1. ↑ Мир техники кино, 2012, с. 39.
  2. ↑ Иофис, 1980, с. 195.
  3. ↑ Коноплёв, 1975, с. 31.
  4. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 406.
  5. ↑ Мир техники кино, 2012, с. 40.
  6. ↑ Техника кино и телевидения №8, 1973, с. 62.
  7. 1 2 3 Гордийчук, 1979, с. 20.
  8. ↑ Техника кино и телевидения №1, 1973, с. 65.
  9. ↑ Иофис, 1980, с. 196.
  10. ↑ Гордийчук, 1979, с. 21.
  11. ↑ Техника кино и телевидения №8, 1973, с. 58.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 14.
  13. 1 2 Мир техники кино, 2012, с. 41.
  14. ↑ Пааташвили, 2006.
  15. ↑ Техника кино и телевидения №7, 1975, с. 59.
  16. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 225.
  17. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 226.
  18. 1 2 Техника кино и телевидения, 1971, с. 28.
  19. ↑ Техника кино и телевидения, 1971, с. 25.
  20. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 274.
  21. Владимир Поддубицкий. История создания 35-мм кинокамер (рус.) // Техника и технологии кино : журнал. — 2009. — № 2. Архивировано 16 октября 2012 года.
  22. Леонид Коновалов. Формат Супер-35 (рус.). Форматы кадра. www.leonidkonovalov.ru (18 ноября 2011). Дата обращения 9 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.
  23. ↑ Формат кадра и восприятие телевизионного изображения, 2004.
  • Н. Д. Бернштейн, М. З. Высоцкий, Б. Н. Коноплёв, А. П. Иванов. Технология производства и тиражирования широкоэкранных фильмов с анаморфированным изображением без применения анаморфотной оптики при съёмке (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1971. — № 10. — С. 23—29. — ISSN 0040-2249.
  • Н. Д. Бернштейн, М. З. Высоцкий, Б. Н. Коноплёв. Универсальный формат для фильмопроизводства (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1973. — № 1. — С. 63—66. — ISSN 0040-2249.
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 20—22. — 440 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • В. Эпштейн. О съёмке широкоэкранных фильмов без анаморфотной оптики и универсальном формате кадра (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1973. — № 8. — С. 58—62. — ISSN 0040-2249.

ru.wikipedia.org

Кадр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кадр (от фр. cadre — «оправа, рамка») — фрагмент кино- или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки.

Кадр фотографический — единичное фотографическое изображение объекта съёмки. Границы кадра устанавливаются кадрированием на этапах съёмки, обработки и печати.

Кадр телевизионный — полное однократное телевизионное изображение, обычно состоящее из двух полукадров, первый из которых содержит только нечётные, а второй — только чётные строки кадра.

Монтажный кадр[править | править код]

Монтажный кадр, монтажный план — отрезок киноплёнки или часть видеозаписи между двумя монтажными склейками или от момента пуска камеры до её остановки[1]. Монтажный кадр является основной производственной единицей кинофильма и содержит определённый смысловой отрезок (момент действия)[2].

Работа монтажёра заключается в соединении монтажных кадров в фильм в соответствии с монтажным листом или режиссёрским сценарием.

Сценарный кадр — в постановочном сценарии фильма описание соответствующего монтажного кадра, происходящего в нём действия. Кадр — монтажное понятие в кинематографе, обозначающее отрезок киноплёнки, на котором запечатлено непрерывное действие между пуском и остановкой киносъёмочного аппарата, или между двумя монтажными склейками. Неподвижное фотографическое изображение на киноплёнке (в мультфильме — один из рисунков) называется «кадриком». Обычно одна секунда звукового кинофильма содержит 24 кадрика (в малобюджетном мультфильме — 12 кадриков). Размер одного кадрика на 35-мм киноплёнке обычного формата составляет 22×16 мм, широкоэкранного — 22×18 мм.

Кадры в цифровом видео[править | править код]

В цифровом видео метод хранения кадра зависит от предназначения файла.

В конечном, предназначенном для просмотра формате (VCD, DVD, AVI, MKV) хранится не сам кадр, а лишь его отличие от предыдущего кадра. Для реализации такого подхода используется один из алгоритмов сжатия данных. Сжатие видеоматериала значительно сокращает объём дискового пространства, необходимый для его хранения. Так, например, алгоритм сжатия в популярном стандарте MPEG-4 обеспечивает экономию памяти в 15-30 раз. Однако это затрудняет доступ к отдельным произвольным кадрам, поскольку для доступа к кадру нужно распаковать все предыдущие кадры в блоке, в котором находится нужный кадр, что требует некоторого времени, или хранить весь блок в распакованном виде, что требует немало памяти.

Для целей монтажа применяют менее экономные, но более пригодные для эффективной обработки кодеки DV, MJPEG и другие. В них кадры могут быть показаны в произвольном порядке с меньшими затратами процессорных ресурсов компьютера.

Формат кадра[править | править код]

Формат кадра — размеры единичного изображения на фотоматериале, определяющиеся конструкцией фотоаппарата или киносъёмочного оборудования и соответствующие размерам кадрового окна аппарата[3].

Номинальные размеры кадрового окна киносъёмочных аппаратов и кинопроекторов разных кинематографических систем:

Тип плёнкиФормат кадраШиринаВысотаПример оборудования
Кадровое окно киносъёмочного аппарата, мм
Широкоформатный, 70-мм51,3×2351,3 (min)23,0±0,51КСШР, 70КСК
Широкоэкранный, 35-мм21,95×18,621,95 (min)18,6 +0,2«Конвас-автомат» 1КСРШ
Обычный, 35-мм21,95×1621,95 (min)16,0 +0,5«Конвас-автомат» 1КСР, 1КСР-1М
Супер-35, 35-мм24,9×18,724,9 (min)18,7 +0,3Arriflex 435 Xtreme
Узкоплёночный, 16-мм10,05×7,4510,05 (min)7,45 +0,15«Кинор 16СХ-2М», «Красногорск»
Супер-16, 16-мм12,52×7,4112,52 (min)7,41 +0,15Arriflex 16SR
Узкоплёночный, 8-мм (обычная)4,7×3,554,7 (min)3,55 +0,15«Спорт», «Кама», «Экран»
Узкоплёночный, 8-мм (тип «С»)5,69×4,125,69 (min)4,12 +0,1«Кварц 2×8S-2», «ЛОМО-220»
Кадровое окно кинопроектора, мм
IMAX, 70-мм70,4×52,652,6070,40
Широкоформатный, 70-мм48,59×2248,5922,0 −0,20КП-15
Широкоэкранный, 35-мм21×18,221,1018,20 −0,3023КПК
Обычный, 35-мм21,1×15,321,1015,30 −0,3023КПК
Узкоплёночный, 16-мм9,7×7,269,707,26 −0,15П16П1 «Украина-5»
Узкоплёночный, 8-мм (обычная)4,51×3,34,513,30 (max)«Русь»
Узкоплёночный, 8-мм (тип «С»)5,46×45,46 (max)4,01 (max)

Размеры кадрового окна фотоаппаратов разных форматов:

Тип плёнкиШирина плёнкиФормат кадраШирина, ммВысота, ммRmaxПример оборудования
1612×1712,0 +0,517,0 +0,50,3Киев-Вега
1614×2114,0 +0,521,0 +0,50,3«Нарцисс»
3518×2417,5 +0,524,0 +0,50,4«ФЭД-Микрон», «Чайка», «Агат-18»
3524×3624,0 +0,836,0 +0,80,4«Зенит»
3528×2828,0 +0,828,0 +0,80,4
61,545×6041,0 ±1,057,0 ±1,00,8Bronica ETRS
61,560×6057,0 ±1,057,0 ±1,00,8Hasselblad
61,560×9057,0 ±1,082,0 ±1,00,8Fuji GSW 690
7060×7057,0 ±1,072,0 ±1,00,8Pentax 6×7
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — 447 с.

ru.wikipedia.org

Формат кадра: 3:2 или 4:3?: dmitry_novak — LiveJournal

    Сегодня в комментариях мне один деятель написал, что именно по причине 4:3 он никому не советует Олимпусы (надо полагать, что заодно он не рекомендует вообще все, что работает на сенсоре 4/3). Однобокость и ограниченность мышления я не люблю. И мог бы просто послать товарища. Но на такие высказывания я все чаще смотрю с улыбкой.
    Но раз уж возник информационный повод…
    Поясню, я ни в коем случае не пропагандирую тот или иной формат кадра. И никогда не привожу соотношения сторон фотографии как довод за или против покупки той или иной камеры. Уже как-то раз я писал, почему формат 4:3 лично для меня удобнее и практичнее, чем 3:2. Но захотелось после того комментария развернуть эту тему более детально.

    На 3:2 я снимал практически всю сознательную жизнь — примерно с 1999 по 2012 год. Правда там эпизодически бывал средний формат (именно не был, а бывал, как в известном анекдоте :)). Но особой погоды он не сделал. Тем не менее, в 3:2 я всегда чувствовал себя немного не в своей тарелке. В горизонтали не хватало неба. Вертикаль казалась слишком долговязой.

    Хотя “панорамный” 3:2 вообще неплохо принимает в себя например горизонтальные пейзажи (хотя это конечно зависит от сюжета), вертикальные кадры с такой пропорцией выглядят для меня узковатыми. А вот стоячий 4:3 в пейзаже, на мой взгляд, смотрится как-то более эстетично. Горизонтальный же 4:3 очень напоминает мне по пропорции самые популярные форматы СФ и БФ.

    В портрете вертикальный и горизонтальный 4:3 тоже выглядит более аккуратно и гармонично. Хотя это не мешает многим фотографам любить “панорамные” портреты в пропорции 3:2, где много места отдается фону и жанровому окружению. Дело вкуса, конечно!

    Если в пейзаже и портрете доводы в пользу той или иной пропорции скорее относятся к личным пристрастиям, ко вкусовщине, то в предметке доводы более конкретные — при формате 4:3 фактически намного более эффективно используется площадь кадра, меньше остается пустых полей, больше масштаб съемки, значит, выше фактическая детализация при одном и том же разрешении носителя.

    Некоторые апеллируют к “киношности” пропорции 3:2, но напомню, что больше половины 20-го века кинематограф и телевидение существовали исключительно в формате вывода 4:3. Начиная с братьев Люмьер и заканчивая IMAX — все это 4:3 или очень близкие соотношения.

    Вообще исторически пропорция 4:3 имеет очень солидный “послужной список”.

Узкая пленка:

Half-frame 18 х 24 — очень популярный полукадровый формат (существовало огромное количество компактных камер, в т.ч. со сменной оптикой).

Средний формат:

6 х 4.5 (огромная армия камер 645)
6 х 8
6 х 7 — близкая пропорция, более популярный формат с почти “квадратной” пропорцией, но еще не квадрат. Самый крупный размер из среднего формата.

Большой формат (листовая пленка и стекло):

9 х 12 см
4” х 5” — близкая пропорция
13 х 18 см
18 х 24 см

Кинопленка:

Cinematographe Братьев Люмьер — 0.980” x 0.735”

Academy format (1932) — 0.868” × 0.631” — близкая пропорция

8 mm и 16 mm от Eastman Kodak — 0.192″ x 0.145” и 0.404″ x 0.295” — популярнейшие любительские форматы, близкие пропорции

Super 8 — 0.245″ x 0.166” — популярнейший любительский формат с близкой пропорцией

IMAX HD — 2.772″ x 2.072” — очень близкая пропорция

Телевидение:

4:3 (1.33:1) — общепринятый стандарт аналогового телевещания, начиная с первых серийных образцов телеприемников и до сегодняшнего дня.

Компьютерные мониторы:

EGA, VGA, XGA, QVGA, SVGA, XGA, SXGA, UXGA, QXGA, Mac Colour,  — разные форматы с квадратным и прямоугольным пикселем, конечная пропорция изображения на выходе — 4:3

Есть о чем задуматься, не правда ли, любители 3:2? 🙂
    Хотя конечно здесь все еще во многом вопрос личных пристрастий. Мне вот очень комфортно в пропорции 4:3. То есть я использую площадь кадра намного более эффективно, чем в 3:2. Практически не обрезаю фотографии. А при необходимости они легко и с минимальными потерями превращаются и в квадрат, и в панораму. То есть формат очень универсален сам по себе. Но, опять же, есть любители квадрата, любители панорам. Я всегда был где-то посередине. Как образцовый псих и опытный шизофреник 🙂

    Будьте счастливы, но не забудьте проголосовать!

Какой формат чаще всего встречается среди ваших фотографий ПОСЛЕ ОБРАБОТКИ?

Какой ИСХОДНЫЙ формат кадра для вас был бы наиболее эффективным?

dmitry-novak.livejournal.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Универсальный формат кадра — Википедия

Универса́льный форма́т ка́дра, УФК — производственная кинематографическая система на 35-мм киноплёнке, разработанная в СССР в 1967 году для съёмки кинофильмов[* 1]. Особенность формата заключается в том, что изображение занимает всю ширину киноплёнки между перфорациями. При этом исходный кадр негатива никогда не используется полностью, а является основой при печати фильмокопий в других общепринятых прокатных форматах. УФК близок к зарубежной системе «Супер-35», но имеет несколько принципиальных отличий, накладывающих особенности на технологию съёмки.

Описание

Универсальный формат кадра позволял получать негатив, пригодный для печати прокатных фильмокопий как в классическом, так и в различных широкоэкранных форматах, а также для демонстрации по телевидению с наименьшими потерями изображения[1]. Съёмка могла производиться аппаратурой, предназначенной для обычного формата, сферической (аксиально-симметричной) оптикой со стандартной частотой 24 кадра в секунду[2]. В кинокамере производилась замена кадровой рамки, и при наличии технической возможности оптическая ось объектива смещалась к середине киноплёнки. Принципиальным отличием от других форматов является отсутствие пространства, зарезервированного под оптическую совмещённую фонограмму, и использование всей ширины киноплёнки между перфорациями. Это позволяет повысить информационную ёмкость негатива и получить соотношение сторон кадра 1,56:1, более близкое к основным широкоэкранным форматам. Размер экспонируемого кадра составлял 16×25 мм, позволяя как контактную печать в классическом формате с потерей части изображения слева, так и оптическую печать широкоэкранных и широкоформатных фильмокопий[3].

Также возможна оптическая печать с масштабом 1:1 в обычном формате, и с уменьшением на узких киноплёнках 16-мм и 8-мм. При широкоэкранной печати происходит незначительная потеря симметричных частей изображения сверху и снизу. По телевидению стандартной чёткости с соотношением сторон 4:3 фильм демонстрировался во весь экран с потерей боковой части изображения. Наиболее близкое соотношение сторон кадра 1,66:1 обеспечивается в кашетированном формате, но печать таких фильмокопий, требующая оптического уменьшения, стандартом не предусматривалась. Необходимость учитывать возможность печати в различных форматах усложняла работу кинооператора, вынужденного снимать со скрытым кашетированием по разметке видоискателя, но позволяла использовать полученный негатив для печати любых фильмокопий[4].

Основными считались границы изображения, соответствующего широкоэкранному кадру с соотношением сторон 2,35:1, которое компоновалось оператором в пределах поля размером 10,63×25 мм[5]. Печать в этом случае велась с оптическим увеличением 1,76× при одновременном анаморфировании с коэффициентом 0,5 в горизонтальном направлении[3]. Для изготовления широкоформатных фильмокопий на специально модифицированном кинокопировальном аппарате оптической печати 23МТО—1 с кадра УФК производилась выкопировка участка изображения размером 11,5×25 мм с двукратным увеличением на 70-мм киноплёнку[6]. Небольшие потребности отечественного кинопроката в широкоформатных фильмокопиях позволяли печатать их непосредственно с негатива УФК, без промежуточного дубль-негатива[7]. В результате, качество изображения оставалось приемлемым, несмотря на увеличение. Из-за близости границ широкоэкранного кадра широкоформатному, последний в видоискателе не размечался. Во время съёмки оператор следил за тем, чтобы сюжетно важные части кадра не выходили за пределы поля широкоэкранного изображения, но появление за его границами посторонних предметов со съёмочной площадки (микрофоны, прожекторы) не допускалось для возможности печати в обычном формате всей высоты кадра. Декорации строились также с учётом полной высоты кадра. Дополнительным ограничением была недопустимость расположения сюжетно важных предметов и лиц в левой части кадра, обрезаемой при контактной печати[8].

Первый фильм в формате УФК «Нейлон 100%» снят доработанными киносъёмочными аппаратами «Mitchell BNC» и «Конвас-автомат» на киностудии «Мосфильм» в 1973 году[9][10]. Следующим стал широкоформатный «Романс о влюблённых», часть которого отснята на 70-мм киноплёнку, а основной материал увеличен с негатива УФК[11]. В течение 1974 года формат использован для съёмки ещё нескольких картин: «Они сражались за Родину», «Единственная дорога», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Легенда о Тиле» и «Маршрут в бессмертие»[12]. Всего в формате УФК снято более 30 кинокартин, многие из которых выходили на экран в широкоформатном варианте. В начале 1990-х годов производство своей киноаппаратуры в России было свёрнуто, и формат УФК больше нигде не использовался. Съёмка современных отечественных фильмов производится зарубежной цифровой или плёночной киносъёмочной аппаратурой форматов «Супер-35» или «Супер-16». При подготовке видеорелизов на оптических видеодисках соотношение сторон изображения, снятого в формате УФК может быть как 4:3, так и 16:9, в зависимости от используемого стандарта разложения. Видеокопии одного и того же фильма на разных носителях могут иметь различное соотношение сторон, ни одно из которых не является искажением оригинала, поскольку система не имеет собственного формата изображения[5].

Видео по теме

Совтехнископ

Кроме основного варианта УФК с шагом кадра в 4 перфорации, на киностудии «Мосфильм» был разработан формат с укороченным шагом в 3 перфорации, рассчитанный на специальную технологию печати фильмокопий. Из-за некоторого сходства с системой «Технископ» этот вариант УФК в некоторых источниках упоминается под названием «Совтехнископ»[13]. Размер кадра при этом составлял 25×12,8 мм, что на 30% больше по площади, чем оригинальный «Технископ». С такого негатива оптическим кинокопировальным аппаратом «23МТО—1» с двукратным увеличением печатался мастер-позитив на 70-мм широкоформатной киноплёнке, который мог служить для печати дубль-негатива как широкоэкранного, так и обычного форматов. Широкоэкранные контратипы изготавливались аппаратом «23ЛТО—1» с анаморфотным объективом, и в дальнейшем использовались для тиражирования таких же фильмокопий. За счёт широкоформатного промежуточного позитива эти фильмокопии ничем не уступали таким же, отпечатанным с анаморфированного широкоэкранного негатива[14][15].

Аппаратом «23РТО—1» печатались контратипы обычного формата с пансканированием, пригодные для изготовления как 35, так и 16-мм фильмокопий[16]. Исходный негатив мог быть также использован для контактной печати кашетированных фильмокопий с кадром 22×12,8 мм и незначительным срезанием части изображения слева. Соотношение сторон кадра полученной фильмокопии было близким к стандартным кашетированным форматам: 1,72:1. Кроме преимуществ сферической оптики и экономии 25% негативной киноплёнки система «Совтехнископ» обеспечивала гибкость при выборе формата фильмокопий, поскольку широкоформатный интерпозитив позволял осуществлять перевод с пансканированием в обычный и узкоплёночные форматы без дезанаморфирования и потери качества[17]. В то же время, система предусматривала использование киносъёмочной аппаратуры с нестандартным шагом кадра, что предопределило её ограниченное распространение в советском кинопроизводстве. Кинооператором В. Я. Эпштейном по технологии «Совтехнископ» был отснят экспериментальный фильм из двух частей, но о создании таким способом полнометражных картин ничего не известно[15].

Отличия от системы «Супер-35»

По большинству параметров УФК совпадает со своим зарубежным аналогом «Супер-35», поэтому часто эти две системы путают или считают одним форматом. Это неверно в силу ряда принципиальных отличий, одно из которых — размер кадра, который в советском формате по высоте соответствовал обычному, а по ширине превосходил современный ему «Суперскоп»[5]. Размеры кадра формата «Супер-35» составляют 18,66×24,89 мм, и межкадровый промежуток практически отсутствует, затрудняя склейку при физическом монтаже[* 2]. При съёмке по системе «Супер-35» кадр всегда компонуется симметрично во всю ширину, поскольку не рассчитан на контактную печать в классическом формате[18][19]. Обе киносистемы — УФК и «Супер-35» — появились в результате попыток оптимизации кинопроизводства в эпоху бурного развития телевидения и широкоэкранного кино, но разрабатывались независимо друг от друга[20].

См. также

Примечания

Источники

  1. ↑ Иофис, 1980, с. 195.
  2. ↑ Коноплёв, 1975, с. 31.
  3. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 406.
  4. ↑ Техника кино и телевидения №8, 1973, с. 62.
  5. 1 2 3 Гордийчук, 1979, с. 20.
  6. ↑ Техника кино и телевидения №1, 1973, с. 65.
  7. ↑ Иофис, 1980, с. 196.
  8. ↑ Гордийчук, 1979, с. 21.
  9. ↑ Техника кино и телевидения №8, 1973, с. 58.
  10. ↑ Гордийчук, 1979, с. 14.
  11. ↑ Пааташвили, 2006.
  12. ↑ Техника кино и телевидения №7, 1975, с. 59.
  13. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 225.
  14. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 226.
  15. 1 2 Техника кино и телевидения, 1971, с. 28.
  16. ↑ Техника кино и телевидения, 1971, с. 25.
  17. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 274.
  18. Владимир Поддубицкий. История создания 35-мм кинокамер (рус.) // Техника и технологии кино : журнал. — 2009. — № 2.
  19. Леонид Коновалов. Формат Супер-35 (рус.). Форматы кадра. www.leonidkonovalov.ru (18 ноября 2011). Проверено 9 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.
  20. ↑ Формат кадра и восприятие телевизионного изображения, 2004.

Литература

  • Н. Д. Бернштейн, М. З. Высоцкий, Б. Н. Коноплёв, А. П. Иванов. Технология производства и тиражирования широкоэкранных фильмов с анаморфированным изображением без применения анаморфотной оптики при съёмке (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1971. — № 10. — С. 23—29. — ISSN 0040-2249.
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 20—22. — 440 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. Д. Бернштейн, М. З. Высоцкий, Б. Н. Коноплёв. Универсальный формат для фильмопроизводства (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1973. — № 1. — С. 63—66. — ISSN 0040-2249.
  • В. Эпштейн. О съёмке широкоэкранных фильмов без анаморфотной оптики и универсальном формате кадра (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1973. — № 8. — С. 58—62. — ISSN 0040-2249.

wiki2.red

Формат кадра это – 16:9 или 4:3? Что лучше выбрать для фотосъемки — Советы — Mi Community

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх