Компоновка кадра – Правила компоновки кадра

Содержание

Правила компоновки кадра

Умение правильно компоновать кадр является важной составляющей получения качественных и интересных снимков. Для этого необходимо осознать принципы линейного построения кадра и его деления на отдельные базовые элементы — фон, передний и задний план, композиционный центр. При проведении съемки очень важно точно определиться с тем, на что лучше навести свою камеру, чтобы снимок отражал великолепие всего вида и полностью оправдал Ваши ожидания.

Компоновку кадра можно назвать настоящим искусством, достичь успеха в котором можно только путем постоянного совершенствования и развития собственного природного чутья. Ведь «собирать» в кадре отдельные детали фотографу зачастую приходится экспромтом, то есть за считанное время непосредственно перед съемкой.

В отличие от  фотокамеры, мы обладаем своеобразным умением видеть в соответствии с нашими чувствами и эмоциями, ощущать фактуру, цвета и форму окружающих нас объектов. Нашей же камере все это практически не доступно, поскольку она выдает лишь двухмерное изображение того, на что мы ее навели. Существует несколько основополагающих правил компоновки кадра, которые могут помочь в правильном отображении камерой заинтересовавшей нас сцены.

При компоновке кадра важно грамотно разместить композиционный центр, чтобы он наиболее выигрышно воспринимался для человеческого глаза. Так называемое «правило третей» гласит, что лучше всего располагать объект съемки в области от центра к его границам, которая притягивает внимание и создает чувство упорядоченности на фотографии.

Если мысленно разделить кадр на три равные части по вертикали и горизонтали, то точки пересечения этих воображаемых линий и образуют области, на которых человеческий глаз всегда акцентирует свое внимание независимо от формата или жанра фотоизображения. Таким образом, эти места могут располагаться на одном из четырех пересечений, образуемых вертикальными и горизонтальными линиями, причем две точки справа будут давать более сбалансированную композицию, чем точки слева. Это обусловлено тем, что человек более склонен смотреть на изображение слева направо.

Правило третей — это ключевое правило гармонии, которое дает возможность добиться композиционного баланса фотографии. От умения точно разместить композиционный центр в соответствии с правилом третей во многом зависит, насколько полученный снимок будет визуально сбалансирован и будет притягивать внимание зрителя.

При работе с фоном, который нередко несет в себе определенное настроение, стоит придерживаться правила контраста. В соответствии с этим простым правилом  более светлый объект следует располагать на темном фоне, и наоборот. При этом использовать совершенно белый фон при съемке не рекомендуется, так же, как и применять обычные обои или пестрые ковры в качестве фона для студийной съемки.

Правильно скомпонованная фотография должна привлекать внимание зрителя за счет линий, а не только благодаря основному объекту. В качестве таких линий могут выступать не только реальные объекты, например, стены, забор или живописные изгороди, но и тени, горизонт, а также воображаемые линии, создаваемые из связанных между собой деталей изображения. Простые горизонтальные линии легко воспринимаются человеческим глазом и позволяют разбить весь кадр на отдельные сектора. Вертикальные же линии, в свою очередь, создают динамичную композицию, они выявляют направление движения и дают возможность зрителю посмотреть снизу вверх. Также можно использовать и диагональные линии, которые хорошо удерживают внимание зрителя и помогают в создании напряженных композиций.

Во многих случаях для повышения выразительности снимка лучше всего попробовать скомпоновать объекты съемки плотнее друг к другу и использовать все пространство кадра. Рекомендуется избегать пустого пространства или «воздуха» при компоновке кадра. При собирании отдельных деталей изображения в кадре следует руководствоваться важным правилом равновесия. Оно диктует, чтобы элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствовали друг другу по своему объему, размерам и цвету.

Например, если в левой части снимка стоит человек или располагается здание, то в правой части кадра должен быть также какой-либо объект, который бы смог уравновесить сюжет. Соответственно, также если фигура снимаемого располагается на переднем плане, то и на заднем плане кадра должно быть нечто привлекающее внимание зрителя. Передний план может играть значительную роль в композиционном решении.

Интенсивность и выразительность переднего плана снимка можно изменять при помощи объектива и точки съемки. В частности, использование широкоугольного объектива дает возможность  включить в кадр детали, которые находятся прямо под ногами, и одновременно создать ощущение глубины пространства. В качестве акцентирующего переднего плана хорошо смотрятся дороги или реки, создающие четкие линии.

При осуществлении съемки ничто не мешает фотографу рассматривать интересующую его сцену или объект с разных точек, что нередко позволяет получить оригинальные и необычные изображения. Кроме того, не стоит забывать и о таком приеме, как поворот фотокамеры на 90° при съемке для того, чтобы получить снимок с книжной ориентацией, когда его длинная сторона оказывается вертикальной.

При компоновке кадра можно добиться иллюзии глубины пространства за счет использования объектива с малым фокусным расстоянием и включения в кадр объектов переднего плана. Освещение, создающее резкие насыщенные тени, также способствует усилению глубины иллюзии на снимке. Наоборот, равномерное освещение объекта, сводящее любые тени к минимуму, обеспечит ослабление иллюзии глубины кадра.

Все же не всегда следует придерживаться вышеуказанных правил компоновки кадра, поскольку иногда нарушение этих правил приводит к неожиданным и вполне удачным результатам. Каждый фотограф должен выработать свой собственный стиль компоновки изображений и каких-либо жестких правил здесь не существует. Залогом хорошей и интересной фотографии являются умения и природное чутье фотографа, вырабатываемые  посредством постоянной практики.

Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Что такое компоновка, конструкция и композиция. :: photoschoolonline.ru

Компоновка, конструкция и композиция.

 

 

 

Что такое компоновка, конструкция кадра и композиция.

Для понимания фотокомпозиции необходимо учиться воспринимать изображения на уровне чувств и ощущений. Очень важно, на начальном этапе занятия фотографией, учиться чувствовать в изображении равновесие, либо его отсутствие.

Чувство равновесия у каждого человека врождённое, так как каждый из нас может вертикально стоять и ходить не падая – держать равновесие всегда, даже не осознавая этого. В первую очередь необходимо научится размещать и уравновешивать объекты в изображении при помощи простых правил. Нужно организовать изображение, упорядочить его элементы.

Автор фото 1 Алексей Бушов ©

Компоновка – первый уровень организации изображения, распределение предметов и фигур в кадре. Основная цель компоновки — элементарное заполнение пространства кадра, уравновешивание верхней части фотографии с нижней и левой части с правой. Желательно при этом не оставлять пустых мест в кадре. Хотя и пустота тоже может уравновешивать некоторые объекты…, но об этом в материалах «Маркета занятий» в разделе «Планы. Перспектива. Композиция»

Есть простые правила компоновки и начинающие фотографы часто их принимают за композиционные приёмы, но компоновка и композиция соотносятся как текст SMS-сообщения и очерк о путешествии.

Вот основы компоновки — правило третей, использование диагоналей, размещение уровня горизонта не делящее кадр пополам.

На начальном этапе, пока Вы не научились чувствовать равновесие в кадре эти правила компоновки необходимы, но потом они начинают ограничивать возможности фотографа.

По правилам компоновки желательно чтобы линия горизонта не делила кадр пополам, а в композиции это допустимо, в зависимости от замысла автора. В композиции не бывает простых решений. Вариантов компоновки ограниченное количество, а возможности композиции безграничны. В композиции нет никаких правил и запретов, как не может быть ограничений в творчестве, только приёмы, помогающие реализовать идею автора. Это создание изобразительной формы — из хаоса деталей окружающего мира сделать упорядоченное изображение.

Какая-то компоновка присутствует в любом изображении, даже в самой корявой изобразительной фразе. Но далеко не любое изображение обладает композицией. В отличие от компоновки композиция обязательно наделена смыслом.

Автор фото 2 Алексей Бушов ©

На пейзажной фотографии 2 уровень горизонта размещён по середине кадра, что противоречит правилам компоновки, но не противоречит приёмам композиции и воспринимается гармонично. Это происходит потому, что в нижней части кадра размещены большие, тёмные камни, которые утяжеляют низ изображения. Верхняя его часть и нижняя не кажутся зрителю равнозначными и равновеликими. Из-за того что на переднем плане расположен камень, выходящий за пределы кадра, возникает ощущение длящегося пространства и это создаёт иллюзию увеличения нижней части фотографии.

Конструкция – второй уровень организации изображения, схема построения композиции. Из живописи известны несколько общепринятых конструктивных построений — в треугольнике, круге, овале. Конструкция составляется из нескольких главных элементов изображения, их сочетаний и взаимодействий. Это остов, на который нанизываются детали сюжета. Конструкция — план построения изображения, но не сама композиция.

На фото 1 (сверху) пример конструкции в виде треугольника. Расмотрение кадра происходит примерно так — сначала главный объект — молящаяся женщина на переднем плане (её голова и руки, сложенные «лодочкой»), затем взгляд переходит на фигуру пожилого мужчины в проёме двери, затем через фигуру коленопреклонённой женщины возвращается к главному объекту — на локоть женщины и по руке доходит до лица. Взгляд держится в этой замкнутой конструкции и продолжает перемещаться по треугольной траектории пока зритель рассмотрит все подробности и прочувствует состояние людей в кадре.

Композиция – третий уровень организации изображения.

Композиция взаимодействие, сочетание линий, форм, световых и цветовых пятен, подводящих взгляд зрителя к сюжетно важной части, предлагающих ему ассоциативные образы, вызывающих эмоции определенного характера, которые не дают взгляду наблюдателя выйти за пределы кадра. Композиция может быть выразительна и самодостаточна, как художественная форма сама по себе, а может и рождать смысл или приводить к смыслу.

Композицию невозможно повторить, в каждом отдельном случае она уникальна – это «душа» фотографии. Как правило, все элементы композиции взаимодействуют друг с другом.

В композиции все элементы жестко закреплены на своих местах, у зрителя не возникает желания что-то подвинуть или изменить в изображении.

Автор фото 3 Алексей Бушов ©

На фото 3 применена замкнутая композиция, при помощи которой взгляд зрителя остаётся в пределах кадра и следует по траектории определяемой ритмом, направлением движения женских фигур и их взглядами. Главный объект — фигура второй женщины слева, от неё взгляд следует к сидящей наверху учётчице, потом следует к правой границе кадра, которая обрамлена частью жеской фигуры с кирпичами на голове. Эта фигура не даёт взгляду выйти за пределы границ кадра и возвращает зрителя к женщине в центре кадра, которая идёт против направления основного движения в фото и указывет своим взглядом к левой границе кадра — на замыкающую изображение фигуру женщины. После взгляд, совершив круг, возвращается к главному объекту и повторяет «обход», пока не возникнет понимание сюжета и не пропадёт к нему интерес.

Если сравнивать организацию изображения с написанием фразы, то компоновка — это орфография, правописание, конструкция — грамматика фразы, связь между словами, их правильное расположение в предложении, склонение глаголов…,а композиция — наполнение этой фразы выразительностью и смыслом – сочетание слов и выражений, подбор синонимов, наиболее подходящих для передачи смысла сюжета.

 

О правилах компоновки, приёмах композиции, Вы узнаете из материалов «Маркета занятий». Так же Вы научитесь использовать особенности восприятия изображений и управлять вниманием зрителей.

Раздел занятий «Планы. Перспектива. Композиция» Занятия «Фотокомпозиция. Часть 2-5»

При написании текста урока использован материалы книги «Фотография как..» Александра Лапина.

 

Автор урока Алексей Бушов © Спасибо за внимание.

Понравился урок — поделись!

photoschoolonline.ru

Простые способы компоновки кадра

Для того, чтобы не упустить удачный снимок, нужно научиться не только быстро обращаться с фотоаппаратом, но и заранее видеть и представлять будущий кадр. Фотограф должен быстро оценивать обстановку и решать, какая компоновка кадра будет наиболее удачна в конкретной ситуации. Чтобы научиться быстро компоновать кадр, нужно освоить принципы быстрой оценки обстановки.

Когда вы учитесь, вам приходится много думать о композиции, прорабатывать все детали, но со временем это всё будет выполняться автоматически. Эти действия перейдут в подсознание и вам больше не придется тратить на эту работу столько времени и сил. Всё будет получаться само собой, но для того, чтобы достигнуть такого результата, нужно упорно тренироваться.

Пример №1

Разберем ход мыслей фотографа при съемке цветов и уток.

  1. Цветы красивые. Они должны быть на переднем плане в фотографии. Если погода ветреная, то подойдет ежим приоритета выдержки.
  2. Если присесть, то на фоне окажутся утки. Их цвет кардинально отличается от расцветки цветов. Если сделать фон размытым, появятся интересные цветовые пятна.
  3. В воде плавает какой-то мусор. Он не должен попасть в кадр.
  4. Камера настроена, приседаем, зумируем, фокусируемся…. и… Вот наш кадр:

  1. Темноватые цветы занимают половину снимка и находятся справа. Желтое пятно от утки очень яркое, но благодаря небольшому размеру оно не сильно отвлекает на себя внимание. Кадр получился сбалансирован.
  2. Кадр скомпонован по правилам золотого сечения. Фон размыт не сильно. Силуэт утки узнаваем.

Пример №2

  1. Здание выглядит мрачновато при солнце, которое спряталось за тучи. У стен интересная структура. С этим можно что-то сделать.
  2. Использоваться будут замысловатые изгибы стен, так как именно они привлекают внимание.
  3. Если присесть и снять стены с низкой точки, они будут на фоне неба. Это должно выглядеть не плохо.

Вот, что получилось:

  1. Изгиб стены справа и наклон стены слева ведут взгляд зрителя к центру кадра.
  2. Текстура обеих стен также ведет взгляд зрителя к центру. На фоне неба кирпич смотрится отлично.
  3. Нижняя левая часть образует точку входа, что соответствует правилу Золотого сечения.
  4. Правая стена своим изгибом также находится в точке золотого сечения.

Пример №3

  1. В глаза сразу бросается небо.
  2. Стекла создают зеркальную поверхность. Это можно использовать.
  3. Зеленая трава позволит создать рамку и придать снимку контрастность.
  4. Осталось подойти к зданию и найти наилучшую позицию для снимка.

И вот, что получилось:

  1. Отражение облаков заставило поработать с компенсацией экспозиции.
  2. Вертикальная стойка здания расположилась в правой трети кадра.
  3. В левой трети снимка много облаков, которые привлекают внимание.
  4. Отражение добавляет дополнительный акцент на облаках. Смотрится красиво.

www.takefoto.ru

Основные правила композиции в видео.

Ваш кадр — ваш холст — заполните его вещами, которые полезны для вашей истории, и упорядочивайте их таким образом, который нравится зрителю.

Что такое композиция?

Композиция — это искусство размещения объектов в кадре. Есть на самом деле формы и пропорции, которые люди находят приятными, но сам фильм, также должен рассказывать историю. Расположение ваших объектов и актеров в кадре может добавить к вашему рассказу смысл, подчеркнув некоторые элементы и оставив другие на задний план. В крупнобюджетном голливудском фильме режиссер имеет помощника, который занимается композицией кадра. В небольших бюджетных фильмах режиссер часто выполняет обе функции.

«Кадрирование и редактирование определяют путь, куда смотрит глаз зрителя. Возможно, не будет слишком большим преувеличением, сказав, что режиссер действительно управляет вниманием зрителя». — Александр Макендрик «О кино»

Если вы все делаете правильно, то абсолютно каждый кадр вашего фильма можно взять и повесить в рамке на стене галереи. Это тяжелая задача, и немногие люди преуспевают в этом без больших затрат времени, больших бюджетов, великих монтажеров и терпеливых инвесторов. Ваш бюджет и ограничения по времени, могут помешать вам сделать это, но есть вещи, которые вы можете сделать с самого начала, чтобы убедиться, что ваш фильм выглядит как можно лучше.

 

Соотношение сторон кадра

Правила композиции одинаковы для видео и фотографий, но, как и все остальное, для видео это сложнее. Проще говоря, соотношение сторон — вертикальное и горизонтальное — изображения неподвижных камер отличаются от соотношения сторон кинофильмов.

Соотношение 16:9 означает, что пейзажи выглядят фантастическими, но представление одного человека в кадре является более сложным. По большей части люди являются вертикальными объектами, и большая часть вашего кадра будет пустой. Итак, чем вы заполняете пустое пространство? Это композиция.

Движение кадров … движение.

Еще одна очевидная вещь, которая влияет на состав кадра фильма, заключается в том, что вещи не только движутся в нем, но иногда и через него, и часто сама камера движется. Это означает множество репетиций. Актеры, движущиеся по площадке, должны пройти через свои метки в чрезвычайно точное время, и оператор вашей камеры должен приспосабливать движение по площадке и движение в кадре, сохраняя при этом приятное расположение, которое управляет историей.

Правила — или, точнее, рекомендации — композиции справедливы для кино, живописи и неподвижных изображений.

Что это означает? Что можно почитать книгу о композиции неподвижных изображений и использовать ее в качестве основы вашей композиции фильма? Абсолютно. Правила — или, точнее, рекомендации — композиции справедливы для кино, живописи и неподвижных изображений.

 

Правило третей

Если из этой статьи вы возьмете всего одну вещь, то это должно быть правило третей. Это основное правило композиции. Разделите экран на трети по горизонтали и вертикали, как в игре крестики нолики, и тогда, ваши ключевые объекты, должны упасть на пересечение двух из этих линий. Некоторые кинематографисты придерживаются этого правила сильнее, чем другие, но очень сложно найти фильм, который-бы не использовал это правило.

Основы композиции в видео

Ранее мы говорили, что люди вертикальны и экраны фильмов горизонтальны — это означает, что для того, чтобы получить человека в рамке, вам нужно либо сделать их очень маленькими, либо обрезать их. Оба эти метода вполне приемлемы. Давайте взглянем на «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. В этом крупном росте Харрисона Форда Скотт и Кинематографист Джордан Кроненвет решили отрубить его на плечах и в верхней части головы, чтобы взгляд актера был на пересечении верхней горизонтали линии и правой вертикальной линии нашей воображаемой рамки.

В отличие от реального мира, в кинематографической и фотографической композиции, вы можете безнаказанно отрубать вершину чьей-то головы. Это не относится к подбородкам людей — подбородки должны оставаться в кадре, если при этом, вы не обрезаете равную часть верхней части головы.

Глаза — важная вещь.

Основы композиции в видео

Мы смотрим на глаза людей. Мы инстинктивно смотрим на то, как другие люди смотрят. У нас есть глубокое убеждение, что человек внутри тела доступен через глаза — и это универсально. Когда ваша кошка или ваша собака хочет общаться с вами, они смотрят на ваши глаза, а ведь они не читают никаких книг по психологии. Когда вы создаете кадр, если глаза находятся в фокусе, то вы можете пожертвовать многими другими вещами, не находящимися в фокусе.

В этом снимке «Рейдеры потерянного ковчега» Харрисон Форд возвращается, здесь актер полностью затемнен, его видно только в силуэте, за исключением его правого глаза, который смотрит с настороженностью, которая, наряду с его отличительной шляпой, приносит личности в кадр. Ну и конечно, по «случайному стечению» глаз также оказывается на пересечении воображаемых линий. Также обратите внимание на неаккуратные белые области слева и справа, они служат для баланса кадра. «Баланса кадра?» Спросите вы.

Баланс и симметрия

Основы композиции в видео
Представьте себе, что ваш кадр как теневое поле, в которое вы помещаете предметы, и который находится строго в центре. Балансировка левой и правой сторон обычно дает ощущение гармонии, а неуравновешенный кадр, создает напряжение. Если идти против правила третей, то иногда полностью симметричное кадр, с главным объектом по центру, можно использовать чрезвычайно эффективно.
Некоторые режиссеры являются рабами симметрии и при правильном использовании этот метод может быть чрезвычайно мощными. Одним из самых захватывающих приверженцев симметрии был Стэнли Кубрик, который оставил правило трети и заменил его на навязчивую приверженность центральному обрамлению и симметрии, давая нам невероятно мощные образы, которые изображают порядок настолько совершенным, что он становится несколько угрожающим.

Основы композиции в видео

Основы композиции в видео

Основы композиции в видео
Баланс не обязательно должен быть симметричным; объекты с одной стороны экрана могут быть сбалансированы с объектами на другой стороне экрана, которые не являются их зеркальным отображением.

В этом примере из «Pulp Fiction» у нас есть Брюс Уиллис с левой стороны экрана, но кадр сбалансирован номерными знаками. Вы заметите то же самое в обоих кадрах из «Blade Runner».

Основы композиции в видео

Ведущие линии

Мы следим за линиями, такими как дороги. Ведущие линии обычно представляют собой воображаемые линии, которые переходят от одного объекта к другому, чтобы привлечь наше внимание от основного объекта фокусировки к второстепенному. Возвращаясь к «Blade Runner» Ридли Скотта, у нас есть прекрасный пример ведущих линий, и на этот раз они на самом деле являются линиями. Перила обращают наше внимание прямо на людей в левой части экрана. Обратите также внимание на сильное использование правила третей и пост на переднем плане для обеспечения баланса.

Основы композиции в видео

Глубина резкости

Камера может подчеркнуть то, что важно, и убрать фокус с других вещей, не столь важных. Для этого используется глубина резкости — область кадра, которая находится в фокусе. Глубина поля может быть либо глубокой, то есть все в фокусе — как изображение Кубрика с «2001 года» — или оно может быть мелким, то есть мало что находится в фокусе — как и кадры из фильмов Харрисона Форда «Блейд-бегуна» и «Рейдеры из потерянного ковчега». Также обратите внимание, что в крупном плане Форд в «Blade Runner» использует фокус в фоновом режиме для баланса кадра.

Заключение.

Есть много книг по композиции, но действительно хороший способ учиться — смотреть хорошие фильмы. Веб-сайты, такие как Film-Grab.com, показывают кадры из десятков фильмов, позволяя вам сразу увидеть темы композиции по всем фильмам. Как ваши любимые режиссеры используют глубину резкости? Как строго они придерживаются правила третей? Как они используют центрированные предметы, чтобы создать напряжение или использовать ведущие линии для вашего глаза? Обратите внимание на композицию, пока вы смотрите фильмы и просто передачу по телевидению — какие предметы находятся в кадре и почему? Что они добавляют к истории? Какие фоновые объекты добавляют в настроение сцены?

Будьте постоянным учеником кино. Это ваша домашняя работа в этом месяце.

Источник: videomaker.com

 

Похожие записи:

www.provideomontaj.ru

Компоновка кадра. Цифровая фотография без Photoshop

Компоновка кадра

Нередко пейзаж приходится обрабатывать на компьютере – обрезать лишнее, кадрировать чтобы придать ему более привлекательный вид, что-то добавлять с помощью фотомонтажа и т. д.

Пейзаж, который сфотографирован вдумчиво, грамотно, не придется исправлять, вам будет проще напечатать снимок, вписываясь в формат стандартного отпечатка. Стоит затратить немного времени, чтобы скомпоновать кадр более удачно.

Обязательно уделяйте внимание кадрированию. На первый взгляд кадр, может выглядеть идеально, на самом же деле кадрирование может оказаться не совсем точным.

Постарайтесь внимательно выбрать границы кадра, удалив все лишнее и оставив лишь самое выразительное (рис. 7.1). Если никак не удается скомпоновать красивый кадр, смените точку съемки.

Рис. 7.1. Точно выставляйте границы кадра сразу при съемке

Не срезайте главные и интересные объекты – скалу, дерево, корабль и т. д., ничто не смотрится так плохо, как некрасиво урезанный главный объект.

При кадрировании не нужно оставлять слишком много пустого (явно ненужного) пространства, но и не увлекайтесь «чисткой» кадра – во всем нужно чувство меры. Вы можете сделать великолепные сюжеты, но на них не будет хватать чуточку моря, неба, пространства вокруг объекта. Также лучше оставить лишние пару миллиметров, которые уйдут под рамку, когда вы отпечатаете снимок и повесите его на стенку. Иногда это заметно, когда, например, макушка горы «срезается» рамкой.

При взгляде в видоискатель, особенно если у камеры он маленький, нетрудно потерять верхнюю или нижнюю часть картинки. Если видоискатель вашей камеры отображает кадр не полностью, обязательно учитывайте это при съемке.

Тщательно следите за горизонтом (рис. 7.2), не оставляйте выравнивание на потом, посмотрите полученный результат. Если нужно, переснимите кадр.

Рис. 7.2. Линия горизонта должна быть ровной

Кадр, разделенный на две половины линией горизонта или вертикальным объектом (например столбом или деревом), – не самое лучшее решение, он будет «разваливаться».

Удачная композиция, как известно, традиционно вписывается в правило третей. Главный объект размещается не в центре кадра, а в точке пересечения линий сетки золотого сечения, вытянутый объект можно расположить вдоль одной из линий (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Старайтесь делить кадр на три части

Любое правило можно нарушить, если действовать сознательно, зная, к чему это приведет, и какого результата вы этим добьетесь.

Если сцена имеет явно выраженную симметрию, подчеркните ее и поместите линию симметрии строго по центру кадра (рис. 7.4). Наиболее распространенные симметричные объекты – это отражения. Расположение линии горизонта по центру кадра даст отлично сбалансированную композицию (например, верхняя часть кадра заполнена горой, а нижняя – ее отражением).

Рис. 7.4. Симметричная композиция

Отражение в воде вы можете красиво снять, когда солнце расположено низко, – такое положение солнца позволит передать богатство оттенков и цветов. Также разнообразие форм и цветов может обеспечить дождливый день. Отражения в лужах – прекрасный выбор для пейзажной съемки.

Хорошо, когда объекты в кадре образовывают геометрические фигуры (вписываются в них): треугольник, круг, овал (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Геометрические фигуры, в которые вписываются объекты, помогают придать снимку гармонию

Старайтесь построить кадр так, чтобы в нем не было разрозненных и малопривлекательных объектов, будто случайно разбросанных по кадру. Такой прием оправдан лишь при заполнении переднего края.

Когда в кадре есть главный и довольно выразительный объект, он сразу непроизвольно притягивает взгляд (рис. 7.6). При этом эффект усиливается, и взгляд движется по кадру, если объект находится именно в точке пересечения линий сетки (правило «золотого сечения»).

Рис. 7.6. Постарайтесь не располагать главный объект в центре кадра

Эффектно смотрятся объекты на подходящем фоне, который подчеркивает их форму и цвет (рис. 7.7). Если фон неподходящий и скучный, вы можете избавиться от него, снимая объекты с близкого расстояния.

Рис. 7.7. Старайтесь подобрать удачный фон

Еще лучше, когда объект выделен светом: локальное освещение, граница света и тени, блик (рис. 7.8). Использование красивого светового рисунка, теней, делает снимок выигрышным, «живым».

Рис. 7.8. Световой акцент усиливает эффектность снимка

Если второстепенные детали и объекты освещены выразительно, старайтесь не располагать их по краям снимка, в этом случае они будут отвлекать внимание зрителя от главного объекта, нарушать цельность композиции.

Разумеется, не забывайте заполнять передний план, не оставляйте его пустым (рис. 7.9). Лишнее пространство – равномерная, ничем не заполненная (или заполненная некрасивыми элементами) плоскость – тоже ни к чему, сразу уберите все ненужное, чтобы потом не пришлось кадрировать, теряя детализацию, резкость, пропорции кадра.

Рис. 7.9. Заполненный передний план дает огромные преимущества и усиливает привлекательность снимка

Снимая пейзаж, обращайте внимание не только на общие виды, но и на фрагменты, отдельные участки сцены, ведь совсем не обязательно снимать общие планы в широкоугольном положении объектива. Внимательный взгляд может выделить интересную часть пейзажа, красивые и выразительные детали. Старайтесь не увлекаться при этом сильным зуммированием (рис. 7.10) – здесь нужно сохранить целостность фрагмента, иначе на снимке вы получите вырванный из общего плана фрагмент, лишенный смысла.

Рис. 7.10. Фрагмент, полученный зуммированием

В зависимости от сюжета и объекта, который вы снимаете, сразу определите правильное расположение камеры – горизонтальное или вертикальное (рис. 7.11, 7.12). Обрезать снимок в редакторе, чтобы сделать из горизонтального кадра вертикальный или наоборот, – не лучший выход.

Рис. 7.11. Вертикальная компоновка кадра

Рис. 7.12. Горизонтальная компоновка кадра

Очень хорошо смотрится диагональная композиция, когда сюжетно важные элементы кадра размещаются на снимке вдоль диагонали кадра. Диагональная композиция, направленная от левого нижнего угла к правому верхнему, создает ощущение равновесия, спокойствия (рис. 7.13). Композиция, построенная на диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, создает динамику.

Рис. 7.13. Диагональная композиция

Старайтесь избегать соблазна «украшательства». Если какой-либо (пусть даже очень красивый) объект явно не нужен в выбранном сюжете, не вписывается в него, не работает на подчеркивание авторского замысла, идеи – не включайте его. Снимите этот объект отдельно – так вы получите два интересных кадра, а не один неудачный.

Не перегружайте снимок – слишком много элементов также воспринимается не лучшим образом. Другая ошибка – одна часть кадра слишком перегружена, а другая – наоборот, не заполнена. Такой перевес не всегда оправдан, снимок может получиться неуравновешенным.

Итак, перечислим особенности наиболее выигрышной композиции: четкая, простая, лаконичная и понятная схема, в которой однозначно выделяется единственный смысловой центр, то есть главный объект, расположенный по правилам третей – «золотого сечения» (рис. 7.14).

Рис. 7.14. Компонуйте кадр в соответствии с правилом третей

Когда в кадре есть порядок, четкая геометрия, красивое построение, он отлично воспринимается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

it.wikireading.ru

Как построить кадр или как быстро и легко построить правильную композицию кадра в видоискателе?!

Практически у всех начинающих фотографов наблюдаются проблемы с построением кадра, композицией, движением в кадре и так далее. Очень часто я вижу людей, прильнувших к видоискателю зеркальной фотокамеры и неотлипающих от него достаточно долгое время.

Сразу становится ясно, что новичок, который еще учится, строит кадр. Особенно это понятно, если на линии его прицела нет двигающихся объектов в виде машин, проезда которых он мог бы выжидать в данный момент.

Я не буду лицемерить и скрывать, что и сам наводил зеркалку подобно гранатомету, размещая трети и диагонали, которые я мысленно исчислял от краев видоискателя.

Подобный мыслительно — примеряющий процесс построения кадра сопровождал меня достаточно долго, пока я не осознал то, что в видоискателе уже есть все необходимое для быстрого и удобного построения кадра по точкам.

Однако, не будет терять время на мои эмоции с воспоминаниями и двигаем дальше.

Что мы видим в видоискателе зеркалки?!

Что-то похожее, на это. Как у Пентакса.

Или на это. Как у младших и средних моделек зеркалок Кенона.

Да, это точки фокусировки, но сейчас важны не они. Нам важнее условные линии, которые можно провести через эти точки. Линии могут быть явными, как у Пентакса, или неявными, которые нужно мысленно дорисовать, как у Кенона.

Однако, как же нам построить кадр с их помощью?!

Используемые схемы не совсем соответствуют точности в своем масштабе и пропорциях, небольшие искажения присутствуют, но они никоим образом не помешают. Вам важно ухватить саму суть.

Поскольку, дублировать одни и те же пояснения, раздельно для Пентакса, Кенона или Никона, не имеет смысла, я буду использовать видоискатель Пентакса. Но, все это абсолютно применимо и к Кенону, и к Никону, и к любому другому фотоаппарату.

Как быстро построить кадр используя только маркировку точек фокусировки в видоискателе?

Мы будем обучаться на примерах и посему построим горизонтальный кадр по правой вертикальной трети в видоискателе зеркалки:

Иначе говоря, размещаем своего друга или подругу в области, обозначенной серым цветом, и смело жмем спуск. Абсолютно все аналогично будет и при компоновке кадра и по левой трети. И это нам позволит получить фотографию с правильной композицией по третям.

В случае же кеноновского оптического видоискателя, достаточно провести воображаемые линии через крайние три точки фокусировки.

Следующий пример и мы смотрим на горизонтальные трети, которые мы также сможем использовать при быстрой компоновке кадра:

Красные линии показывают вам направляющие условного размещения объектов съемки. Их также следует использовать при компоновке кадра.

Используем эти знания, чтобы быстро построить кадр с композицией вида 2/3 по земле и 1/3 по небу. Схематично это выглядит так:

Обратите внимание, что верхняя точка фокусировки указывает примерную границу для композиционного размещения.

И наоборот: 1/3 по земле и 2/3 по небу.

Здесь границу уже указывает нижняя точка фокусировки.

Иначе говоря, держите фотокамеру так, чтобы часть кадра, на те самые 2/3 была заполнена землей или небом. Этот способ наиболее часто используется при съемке архитектуры и пейзажей. В конце статьи есть фотография, кадр которой был построен с использованием этого правила, что облегчит вам понимание этого построения.

Быстрое построение кадра по диагоналям.

В частности, сие построение помогает задать движение в кадре. В общем же, диагонали можно строить используя любые две точки в разных углах, которые вы сумеете найти или вообразить в своем видоискателе. Это наименее сложный способ для быстрого построения кадра.

Примеры подобных построений кадра в фотографиях

Давайте рассмотрим фотографии, которые были сфотографированы «на лету», по приведенным выше принципам быстрого построение кадра через видоискатель.

Использование третей

При съемке этой фотографии попугай был помещен в левую треть кадра, по направляющей на видоискателе.

Использование заполнения в 2/3 по земле или 1/3 по небу

На этой фотографии 2/3 кадра по вертикали отдано заполнению «землей» с строящимися зданиями. Катеру же размещен в нижней точке правой трети. Эта фотография не самая удобная для оценки заполнения в 2/3 кадра, но нужно, чтобы вы умели это делать именно на подобных сценах, а не на явной линий горизонта, как это было бы у пейзажной фотографии.

Использование диагоналей и всего остального

На этой фотографии вы можете увидеть направляющие линии-диагонали в виде гранитных парапетов, которые задают движение вашему взгляду. Также можно заметить и левую треть, которая содержит большое здание со шпилем и композицию в 2/3 кадра по земле.

Небольшой вывод

Подобные примеры можно, в подтверждение пригодности подобного способа быстрого построения кадра, можно выкладывать сколь угодно долго. По сути, любая из моих фотографий, которые вы можете наблюдать на страницах этого фотоблога, использует подобный способ построение по точкам в видоискателе.

Удобно, быстро, эффективно. Что еще нужно фотографу?!

ghostlybear.com

Фотографируем. Как компоновать кадр

Posted on 28.06.2016 by Светлана Локтыш

veselyy-fotografКак скомпоновать кадр? Понятие термина «композиция». О планах, насыщенности композиции и естественных рамках. Что нужно, чтобы компоновка кадра происходила быстро и естественно. 

Выразительные средства фотографии. Композиция

Как пахнет сирень, как звонко поют птицы, какая шершавая кора у дерева!..

Увы, всего того, что обоняем, осязаем, слышим, мы не можем передать в кадре. Фотокамера выдает только двухмерное изображение увиденного. Да и то не полностью, а небольшой участок.

Значит, придется потрудиться, чтобы снимок хотя бы частично передавал настроение, чувства и ощущения: научиться принимать ограничения камеры (в сравнении с человеческим глазом), точно определять, на что лучше всего наводить камеру. Иначе говоря, научиться умению, которое высоко ценят профессиональные фотографы и считают его своеобразным даром, – ВИДЕТЬ мир через объектив.

Есть ли у вас такой талант или вы лишены его? Это неважно: всё можно развить. Сегодня мы постараемся понять, что удачные снимки во многом зависят не только от жанра фотографии и от того, правильно ли выбран объект съёмки, но также от множества специальных выразительных средств. Именно они помогают автору выразить главную мысль через картинку.

Выразительные средства фотографии – это точка и момент съемки, колорит, сюжетно-тематический центр, светотень, перспектива, ракурс, планы и контрасты. А главнейшее них – композиция снимка.

Композиция (от лат. «сочинение, составление, расположение») – это объединение в единое художественное целое отдельных элементов произведения так, чтобы в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрыть содержание творения.

Композиция определяет, каким образом расположатся в кадре объекты, какие из них украсят передний план, а какие – распределятся по иным планам.

Любое искусство, связанное со зрительными образами, пользуется основным композиционным правилом – «золотого сечения».  Правильно скомпоновать кадр помогает именно оно.

Компонуем кадр по «правилу третей».

Точки и линии «решетки»

Правило «золотого сечения» показывает, что главный объект не всегда следует располагать в центре. Вернее, если хотим его поместить в центр внимания, то в центр кадра точно размещать не нужно! Человеческий глаз так устроен, что воспринимает как наиболее гармоничные объекты, расположенные по правилу «золотого сечения».

Новички в фотографии часто страдают тем, что главный объект съемки размещают точно по центру кадра, и снимки получаются статичными, скучными.

Профессионал пойдёт другим путём: он сдвинет главный объект в стороны – кадр оживёт, станет динамичным. Конечно, в момент съемки не просчитаешь точно пропорции «золотого сечения». Потому фотографы используют «правило третей» – упрощенный вариант построения «золотого сечения».

Обратите внимание: в живописи и кино, не только фотографии, основные компоненты картины или кадра располагаются в «зрительских центрах», на расстоянии 3/8 и 5/8 от краёв плоскости.

kak-komponovat-kadr

Правило «золотого сечения» при компоновке кадра

Суть «правила третей»: мысленно делим кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями – получается «решётка». Точки пересечения линий в ней (так называемые «фокальные точки») и есть зрительные центры, которые позволяют сбалансировать, упорядочить содержимое снимка.  Именно на этих точках следует располагать ключевые элементы снимка. Иногда снимок смотрится интереснее, если объект находится на линиях «решетки», а не на узлах.

Главные объекты лучше располагать в правой части кадра: как правило, на изображение мы смотрим слева направо. Наш глаз остановится на точке справа после того, как охватит и зафиксирует всё изображение.

 «Сетка» поможет правильно разместить горизонт. Горизонт по центру – не лучшее решение для кадра. Чуть поднять фотоаппарат вверх – и горизонт окажется на нижней линии сетки: покажем красоту неба. Фотоаппарат наклоним немного вниз – горизонт разместится на верхней линии сетки, передаст прелесть ландшафта.

От взгляда фотографа зависит, как потом будут смотреть снимок другие люди. Именно фотограф направляет взгляды зрителей. Лучше направлять от переднего плана – к заднему: линии «решетки» снова придут на помощь.kadr-gorizont-kinii

Горизонтальные линии (ассоциируются с горизонтом и земным притяжением) статичны, легко воспринимаются глазом, разбивают изображение на секторы: сначала осматриваем снимок снизу, затем движемся вверх.

kadr-vertikalnie-liniiВертикальные линии (вспомним стволы деревьев, дома-небоскребы) – активные, создают динамику, выявляют направление движения. Максимального эффекта сможем добиться, снимая именно в вертикальном формате.

Диагональные линии вызывают ощущение перспективы и расстояния. Помогают создать напряженные композиции, способные не только привлечь взгляд, но и удержать внимание.

Самые «сильные» линии – сходящиеся (дорога, рельсы, борозды на поле…). Они добавляют композиции ощущение глубины.

О планах, насыщенности композиции и естественных рамках

Хорошую композицию создают не только зрительные центры и линии, но и разделение планов: они придают снимку зрительный объем, картинка перестает выглядеть плоской.

Интенсивность переднего плана регулируется при помощи объектива и точки съемки.

Наиболее подходящий для таких целей широкоугольный объектив: позволяет включить в кадр даже те элементы, которые находятся под ногами. Специалисты считают, что средний 28-милиметровый широкоугольник идеально подчеркнёт передний план, а остальные детали изображения не сделает маленькими и удалёнными.

Чем более низкую точку съёмки выбирает фотограф, тем больше доминирует передний план, создаётся ощущение глубины пространства.kadr-komponuem

На переднем плане может оказаться любой объект, который расположен близко к объективу. Все зависит от фантазии фотографа.

Наверняка многие замечали, что в некоторых фотографиях слишком много пустых мест. Как избыток деталей на снимке, так и избыток воздуха не нравится нашему взгляду. Все хорошо, что в меру.

Сбалансировать композицию, более плотно скомпоновать кадр можно по-разному. Например, приблизиться к объекту – сделать несколько шагов вперед. Или приблизить объект, не изменяя точки съёмки. В обоих случаях станут более заметны мелкие детали, а лишний «воздух» исчезнет.

Сконцентрировать внимание человека на главной детали композиции помогает заключение снимка в естественную рамку. «Естественная» – это рамка, которая ограничивает сам кадр (а не та, что в магазине покупаем!).

Естественной рамкой может стать окно автомобиля (пример такого фото можно увидеть ЗДЕСЬ), просвет между деревьями, арки, проемы и другое. Чтобы направить взгляд зрителя к нужному нам объекту, расположим «проём» рамки на расстоянии 1/3 от правого или левого края снимка, а внутри неё – главный объект. Не забываем о «правиле третей» и здесь!

  • (Прим.: снимки мои, сделаны во время поездки в Польшу).

Чтобы компоновать естественно…

В заключение осталось ответить на вопрос: «Что нужно делать, чтобы компоновка кадра происходила быстро и естественно?».

  1. Учиться компоновать кадр даже если у вас в руках нет фотоаппарата! Прикроем один глаз и представим, что бы оставили в кадре, как бы сейчас фотографировали. На первых порах нужно приучать себя думать о компоновке кадра. Со временем глубокое обдумывание композиции будет занимать меньше времени и происходить почти автоматически.
  2. Мы уже говорили как-то: чтобы фотографировать – надо фотографировать! Как можно больше! Практика, друзья, и только практика поможет нам научиться быстрее и лучше компоновать кадр и делать наши снимки более красивыми и качественными.

И еще! Не стоит бояться нарушать какие-то правила. Иногда именно такие отступления от правил, эксперименты и импровизации рождают шедевры. Но!.. Для того, чтобы правила нарушать красиво, важно их знать. Именно их мы и осваивали в этой публикации. Надеюсь, она была полезна.

panisvetlana.ru

Компоновка кадра – Правила компоновки кадра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх