Диссимметрия в композиции: СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции | Архитектурный журнал ADCity

21.Что такое асимметрия, дисимметрия и антисимметрия. Каково их отношение к симметрии.

Асимметрия – противоположно понятию симметрии, полное отсутствие симметрии. Операция антисимметрии состоит из обыкновенных операций симметрии, сопровождаемых переменой второго признака фигуры.

Пр: Здание клуба в Калифорнии (арх Кан), Капелла в Роншане (арх Ле карбюзье).

Диссимметрия – нюансное отклонение от симметрии, отсутствие некоторых элементов симметрии, частично нарушение симметрии, подчинение характерных ассиметричных деталей.

— по положению на плоскости или в пространстве.

— по форме, массе, размерам частей элементов.

Пр: — лист дерева,

— правительственный центр в Дане

— блок различных коммерческих функций (Томез)

Антисимметрия – симметрия с полярными или контрастными свойствами.

Пр: простой куб – каркасный куб, детский городок Поти, Собор Св Петра в Бове, Франция, Крытый велотрек в Крылатском, в Москве, Вилла Ротондо, триумфальные арки,Собор Василия Блаженного в Москве.

22. В чем, по вашему мнению, состоит причина использования симметрии для достижения целостности объемно-пространственной формы?

Симметрия объединяет композицию. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Симметрия сооружения связывается с организацией его функций. Проекция плоскости симметрии — ось здания — определяет обычно размещение главного входа и начало основных потоков движения. Симметрия не может быть оправданной, если построению плана насильственно подчиняется несимметричная по своей природе система жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрия и одинаковое по отношению к оси расположение неравноценных функций.

23.Каковы основные средства достижения целостности форм, обладающих винтовой симметрией и симметрией переноса.

Винтовая симметрия – ось переноса совпадает с осью симметрии вращения, поворота. Винтовая симметрия получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси. Например, рассматривая расположение листьев на ветке дерева, видим, что один лист не только отстоит от другого, но и повёрнут вокруг оси ствола. Листья располагаются на стволе по винтовой линии. Так же симметрия винта, спирали.

Пр: -Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (арх Франк Ллойд Райт, 1943г). Внешне музей выглядит как перевернутая пирамидальная башня ;

-круглая лестница в Ватикане (Донато Броманте 1512г) ;

— жилые башни арх Паоло Портогези ;

-Вилла Бевилакуа

Знакомое понятие и параллельного переноса используются при определении так называемой переносной симметрии. Например, пятиконечная звезда, будучи повёрнута на 720 (3600: 5), займёт первоначальное положение.

Любой неограниченно повторяющийся узор (одномерный, двумерный

или трехмерный) обладает элементом симметрии третьего типа: повторяемость в пространстве через определенное расстояние. Такая симметрия известна под названием трансляции или параллельного переноса (паркетные полы, узоры на обоях, кружевные ленты, кристаллические структуры).

Трансляцию можно комбинировать с отражением или поворотом, при этом возникают новые операции симметрии (например, винтовая симметрия).

Симметрия переноса – совмещение формы самой с собой путем ее перемещения вдоль ось переноса на определенное расстояние, которое называется периодом переноса.

Пр: —простой метрический ряд.

— аркада Колизея, Рим.

-монумент победы, бордюр.

— памятнике в Апаране

— стадион «Коломб» в Париже

Понятие поворота даёт представление о поворотной симметрии.

Доминанта – (господствующий)- элемент, выступающий в контрасте с другими частями композиции по одному или нескольким принципам, или преобладающий, основной на эмоциональной оценке.

Акцент – выделение, подчеркивание элемента, части композиции, который несет особую эмоциональную или смысловую нагрузку.

Для достижения завершенности –

средства остановки:

нарушение периода переноса

использование взаимодействия рядов с разными периодами

введение в ряд ритмических закономерностей.

симметрия объединяет композицию.

Базовые операции формообразования

Под формообразованием понимаются различные частные приемы работы с архитектурной формой. В частности, только что рассмотренный нами деструктивный подход – тоже один из приемов формообразования. Однако можно обратить внимание, что этот метод включает несколько последовательных приемов. Для того, чтобы почувствовать все возможности формообразующих способов, желательно определить наиболее простые (базовые) операции. Тогда в дальнейшем мы можем далее соединять их по своим потребностям в более сложные, «агрегированные» формообразующие приемы. Не вдаваясь в подробности, скажем, что такими базовыми операциями являются: создание копии композиционного элемента,

его перемещение, поворот, зеркальное отображение, изменение размеров с сохранением пропорций элемента («масштабирование»), удаление (стирание) элемента. Для каждого из подобных преобразований существуют строгие математические описания. Тем не менее, выполнение этих операций возможно и на эмпирическом (опытном) уровне, а также на уровне мысленных представлений. Поэтому такие операции иногда называют «геометрией без формул». К ним необходимо добавить «парные» операции, т.е. такие, в которых участвует как минимум два объекта. Это пересечение (врез), объединение (иногда в учебниках по композиции этот прием называют «врез» или «врезка») и разность. Графические иллюстрации базовых операций формообразования представлены на рис. I.5. Отметим, что все эти пространственные операции в различных вариантах реализованы в компьютерных пакетах 2М и 3М графики.

Рис. I.5.. Базовые операции формообразования.

Группировка элементов

Наипростейший композиционный прием, позволяющий уменьшить хаотичность исходной ситуации.

Композиционный эффект связан с возникновением упорядочения отношения «пространство-масса»: пространство начинает обтекать сгруппированные объемы организованно (рис. I.6). В ОПК это средство редко используется самостоятельно, как правило, способ организации имеет более определенный и более сложный характер, к нему присовокупляется такие средства как метрические и ритмические ряды, модульные сетки и т.п.

Рис. I.6. Группировка элементов.

Тождество, контраст и нюанс

К средствам композиции относят также понятия тождества, нюанса и контраста.

Тождество в ОПК понимается как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции.

Нюанс

представляет собой отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы.

Контраст является усиленным проявлением различий в свойствах объемно-пространственных форм, противопоставлением их по какому-либо свойству.

Отметим, что в ОПК возможны такие отношения элементов, когда по одним свойствам они тождественны, а по другим – нюансны или контрастны. Например, два куба с равными размерами тождественны по этому свойству, но одновременно контрастны по цвету, если окрашены в белый и черный цвета. Белые кубы (большой и маленький) контрастны по размеру, но тождественны по цвету.

Симметрия, дисимметрия, асимметрия и антисимметрия

Наиболее широко распространенным в архитектуре видом симметрии является зеркаль­ная симметрия, симметрия левого и правого. Симметрия здесь состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как пред­мет и его отражение в зеркале.

Не менее известен и такой вид симметрии, как осевая, или симметрия вращения. Линия, при полном обороте вокруг которой форма несколько раз совмещается сама собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии.

Возможны и более сложные виды симметрии. Например, при использовании переноса и симметрии вращения можно получить такой объект, как винтовая лестница.

Асимметрия — понятие, противоположное понятию симметрии. В асимметричных формах элементы симметрии отсутствуют.

Дисимметрия — нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности деталей или их расположения в форме, которая в целом симметрична.

Антисимметрия — это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Если одну половину квадрата выкрасить в черный цвет, а другую оставить белой, то мы получим антисимметричную форму; в том же отношении находятся, например, два куба, один из которых представлен только ребрами.

Принципиальные схемы симметрии, дисимметрии, асимметрии и антисимметрии представлены на рис. I.7.

Рис. . I.7. а) Симметрия; б) дисимметрия;

в) асимметрия; г) антисимметрия.

Симметрия

— Условия молекулярной диссимметрии

спросил

Изменено 3 года, 7 месяцев назад

Просмотрено 1к раз

$\begingroup$

В моем учебнике в разделе «Асимметричные и диссимметричные соединения» дается следующее утверждение:

Молекула, не имеющая плоскости симметрии, центра симметрии и знакопеременной оси симметрии, называется диссимметричной.

Почему в определение не включена «ось симметрии» как условие молекулярной диссимметрии?

  • симметрия
  • оптические свойства

$\endgroup$

4

$\begingroup$

Из Википедии:

Хиральное соединение не может содержать неправильную ось вращения ($S_{n}$), включающую в себя плоскости симметрии и центр инверсии. Хиральные молекулы всегда диссимметричны (отсутствуют $S_{n}$), но не всегда асимметричны (отсутствуют все элементы симметрии, кроме тривиальной идентичности). Асимметричные молекулы всегда хиральны.

Это означает, что диссимметричная молекула не имеет оси $S_{n}$ (плоскостей симметрии и центров инверсии), но может иметь ось вращения $C_{n}$. Например, следующая молекула асимметрична: она не имеет ни плоскости симметрии, ни центра инверсии, но имеет ось вращения $C_{2}$ («ось вращения» является синонимом «оси симметрии», которую вы упоминается в вашем вопросе).

$\endgroup$

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

Симметрия – Асимметрия – Диссимметрия

  • Обычно Луи Пастер является заслугой введения этого выражения во французский язык (1848 г.). Обратите внимание, однако, что я знаю немного более раннее употребление в английском языке, но контекст в этом случае не очень интересен (некоторые корабли несимметричны). В то же время Пастер решил главную проблему химии, и новое выражение связано с рождением стереохимии (трехмерной химии).
  • Проблема заключалась в следующем: как возможно, что молекулы с одинаковым химическим составом и одинаковой геометрической формой могут иметь разные физические свойства, в частности, поворачивать плоскость поляризованного света влево или вправо? В своей статье Пастер предположил, что левых молекул и правых молекул эквивалентны по геометрии за счет зеркального отражения, но все же они различны физически. Действительно, мы не можем переместить левую руку в положение правой руки. Практическая проблема: перчатку для левой руки нельзя превратить в правую.
  • Важно отметить, что не все фигурки имеют версии для левшей и правшей. Давайте подумаем, например, о кубе. Каковы требования наличия лево-правых версий. Ответ Пастера состоит в том, что некоторые элементы симметрии должны быть недостающими . Таким образом, объекты зеркальной симметрии не имеют лево-правых версий. Однако здесь нет необходимости в асимметрии, полном отсутствии элементов симметрии: буквы S и Z имеют двукратную вращательную симметрию, но все же имеют два варианта. Эти две буквы часто «отзеркаливаются» у маленьких детей, и у людей с дислексией тоже есть проблемы с ними. Используя терминологию Пастера: для наличия левых и правых молекул нужна диссимметрия, а не асимметрия. Конечно, асимметрию можно рассматривать как крайний случай диссимметрии.
  • Позже, , Пьер Кюри принял этот термин в физике (1894 г. ). Он зашел так далеко, что сделал известное заявление: «Диссимметрия создает фонмен». Затем выражение принял русский кристаллограф (Шубников и Копцик). К сожалению, термин «диссимметрия» иногда переводился на английский язык как «асимметрия», что устраняло важное различие между двумя выражениями. Я также заметил, что в японской книге французский термин «диссимметрия» переведен как «антисимметрия». На самом деле, я предложил новое японское выражение для различия («фу-тай-шоу»).
  • Я считаю, что понятие «диссимметрия» очень полезно и в эстетике:
  • — Симметрия : идеальный порядок,
  • — Асимметрия : полный хаос,
  • — Диссимметрия : его небольшой уровень может иметь аспект красоты.
  • Здесь сразу видно, что должны быть меры (дис)симметрии. Тема симметрии больше не вопрос «да/нет», а величина, которую следует измерить. Существуют различные методы измерения симметрии.
  • Некоторые экспериментально-эстетические исследования показали, что мы предпочитаем небольшой уровень диссимметрии гораздо лучше, чем идеальную симметрию. Физический антрополог сказал мне, что не только очень асимметричное лицо может указывать на какое-то психическое расстройство, но и совершенно симметричное.
  • Родственная тема — это часто обсуждаемая тема правого/левого полушария мозга. В 1989 г., на открытии первого съезда ИГИЛ, я предложил говорить об искусстве и науке не как о «двух культурах» (Ч. П. Сноу), а как об одной культуре, являющейся расщепленная культура (ср., расщепленный мозг) с двумя «полушариями» (искусство/гуманитарные науки и наука/технологии). Очевидно, что два «полушария» культуры должны взаимодействовать, подобно работе человеческого мозга.
  • Я горю желанием оживить и популяризировать концепцию диссимметрии не только в науке, но и в искусстве.
  • Мои публикации по теме (статьи о «расколотой культуре», здесь не перечисленные):