Композиция в живописи на примерах из искусства Возрождения и Просвещения
25 марта 2018
Основы рисования
Для развития в себе композиционного чутья, навыков и воспитания художественного вкуса необходимо изучать историю искусства, знакомиться с произведениями современных художников, часто и подолгу рассматривать репродукции картин великих художников, копировать картины (небольших размеров, конечно), отыскивать принципы их построения.
Нет иного пути, кроме как изучение наследия прошлого. Только узнав, как это делалось до тебя, можно компоновать по-новому, то есть делать так, как до тебя еще не делалось. Можно стать оригинальным только через знание и развитый художественный вкус.
Изучая картины мастеров, следует проделывать обратный процесс тому, что делали когда-то авторы этих произведений, прослеживать путь создания не от эскиза к картине, а, наоборот, от картины к эскизу, совершая этим попытку проникновения в тайну рождения картины.
Композиция становится доступна начинающему художнику во всем объеме, когда он в основном уже освоил художественные средства живописи.
Поскольку искусство композиции — это умение привести в картине к единству множество ее составных частей, нередко считают, что оно заключает в себе все стороны живописи, что искусство композиции есть искусство живописи. Между тем композиция — это не простая совокупность всех элементов картины, она проявляется во внутренних связях между ними, в их соподчиненности одной общей задаче. Во всяком случае, композиция в живописи касается как идейного, смыслового значения картины, действия, которое в ней представлено, взаимоотношений между фигурами, так и ее формальных, живописных особенностей, прежде всего расположения отдельных предметов на плоскости картины.
Сочетать обе задачи композиции, как смысловую, так и живописную, очень трудно. Между тем уже Дидро понимал, как важно, чтобы живописец не забывал обеих задач.
«Композицию делят, — говорит он, — на живописную и выразительную. Но меня мало затронет художник, если он расположит фигуры ради световых эффектов, но целое ничего не будет говорить моей душе, а его персонажи будут стоять как посторонние друг другу люди на общественном гулянье или как в пейзаже животные у подножия горы. Всякая выразительная композиция может быть одновременно и живописной. Когда композиция насыщена всей возможной выразительностью, она будет в достаточной степени живописной, и я поздравлю художника с тем, что он не пожертвовал здравым смыслом ради наслаждения органов чувств».
Изучение классических произведений живописи убеждает в том, что в основе их композиции лежат известные закономерности. В. Суриков, который был от природы щедро наделен композиционным даром, утверждал, что при создании картины художник должен считаться с определенными законами. Видимо, он хотел этим подчеркнуть, что произвол здесь недопустим.
Не следует забывать того, что композиция в живописи это проявление художественного творчества. Мастер, достигший зрелости в своем творчестве, сам создает для себя законы. Сила искусства в том, что перед созданием истинного художника мы забываем о всяких правилах и любуемся искусством. Таким шедевром, способным пробудить в нас восторг, Фромантен считал «Поклонение волхвов» Рубенса в Мехельне.
Поклонение волхвов. Питер Пауль Рубенс. Мехельн, Церковь св. Иоаннов, 1616«Это одна из тех композиций, — пишет он, — каких невозможно описать. Она не выражает ничего определенного, не содержит ничего патетического, волнующего, особенно же ничего литературного. Она восхищает ум тем самым, что чарует взор. Для каждого художника эта живопись драгоценна. Она дает много радостей наиболее чутким, может смутить лучших знатоков. Надо видеть, как все это живет, движется, дышит, смотрит, действует, окрашивается, рассеивается, сплетается с фоном, отодвигается, расплывается в световых пятнах, смело располагается и завоевывает себе место».
Говоря об общих закономерностях композиции, не следует забывать о том, что само представление о композиции — явление историческое. В искусстве различных стран и различных столетий принципы композиции в живописи понимались по-разному. Необходимо помнить, что композиция составляла сильную сторону живописи еще в Древнем Египте, в Древней Греции и в Средневековье.
Прекрасными мастерами композиции были древнерусские иконописцы. Об этом дает представление новгородская икона XV века «Св. Георгий на коне».
Св. Георгий на коне. Великий Новгород, XV векКаждому очевидно, что эта икона непохожа на картину, фигуры в ней плоскостные, трехмерного пространства почти нет, в передаче очертаний коня и всадника мастер отступает от анатомической правильности форм. И все же в этой иконе превосходно передано стремительное движение скачущего коня и сидящего всадника. Они несутся в одну сторону, но поворачиваются в обратную. Оба они как бы завязаны крепким узлом. Переданы удаль воина, его победа и стремительный бег коня, порыв ветра, который отбрасывает назад красный плащ всадника. В новгородской иконе найден выразительный пластический мотив: фигура воина сливается с очертаниями белоснежного коня. Обе фигуры как бы образуют дугу, нечто похожее на натянутый лук.
В картине великого мастера итальянского Возрождения Леонардо да Винчи «Анна, Мария и младенец Христос» фигуры становятся выпуклыми, рельефными, за ними расстилается окутанный дымкой пейзаж.
Анна, Мария и младенец Христос. Леонардо да Винчи, 1503Леонардо прекрасно обрисовал, как бы вылепил гибкие формы фигур. Младенец играет с овечкой, мать протягивает к нему руки. Анна, на коленях которой сидит Мария, с улыбкой взирает на эту сцену. Святое семейство для Леонардо — это образ человеческого счастья, образ гармонии человеческих отношений. Эта идея приобретает наглядность и легко воспринимается зрителем, так как все три фигуры образуют устойчивую пирамиду. Композиция такая же цельная, как в новгородской иконе. Про картину Леонардо можно сказать, что она построена почти как здание, прочна, как архитектурное сооружение.
В XVII веке в понимании композиции в живописи происходят действия между фигурами в пространстве и в световой среде. Большее значение придается субъективному моменту: картина должна передавать предметы такими, какими они кажутся зрителю. В картине Караваджо «Обращение Савла» живо передана в ракурсе упавшая с коня фигура апостола.
Караваджо. Обращение Савла 1600 — 1601. Холст, масло. 230×175 см Церковь Санта-Мария дель Пополо, РимМы видим все как бы его глазами, сопереживаем его падение. Круп коня, с которого он свалился, передан очень материально, почти выпирает из картины. Глядя на него, мы словно ощупываем его глазами. Картина Караваджо — это нарушение законов гармонической композиции Возрождения. Но вместе с нарушением этих законов искусству открылся путь, вдохновлявший мастеров последующего времени.
Великим мастером композиции XVII века был Пуссен. Во многом он опирался на мастеров Возрождения, в частности на Рафаэля. Но в его картине «Вакханалия» композиция не такая кристально ясная, как в искусстве Возрождения.
Вакханалия. Никола Пуссен, 1620-1630Вакханалия для Пуссена — это стремительное движение, шествие, которое проходит перед глазами зрителя, и вместе с тем это счастливый, радостный покой. Соответственно этому в его картине подчеркивается ритмическая повторность мотивов и вместе с тем все вакханты и вакханки образуют группу, подобие пирамиды, которую увенчивают фигуры Вакха и Ариадны.
Композиция. Приложение к «Часть 1».
?
|
Марк Тоби | Горизонтальная композиция (1967) | Доступно для продажи
Стр. 1 из 2
Стр. 1 из 2
Стр. 1 из 2
Средний
СОСТОЯНИЕ
СПИСИКА
СЕРТИКАТ АВЕНТИЧЕСКИЙ эта категория
Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен первооткрывателем кубизма и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Оригинальная литография
6 7/10 × 9 3/10 дюйма | 17 × 23,5 × 0,1 см
Издание 26/125
РаботаЧасть сертификата
Включает в себя
Продано
Только выставка
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Серия «Художник»
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Скульпторы
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Other works by Пабло Пикассо
Просмотреть все
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Другие работы Пабло Пикассо
Просмотреть все
Название художника
Имя
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Related artists
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Жорж Брак
Французский 1900-2000
▷ Горизонтальная композиция Марка Тоби, 1967 | Распечатать
- Произведения
- Печать
- Горизонтальная композиция
Представьте себе это дома
- О произведении
- Доставка по всему миру
- Бесплатный возврат
- Оплата и гарантия
О картине
Работа продана в отличном состоянии
Горизонтальная композиция — прекрасная литография, выполненная в 1967 году художником, пионером абстрактного экспрессионизма Марком Тоби (1890 – 1976). Этот оригинальный отпечаток подписан и пронумерован карандашом в правом нижнем поле: Tobey 19.67. Издание 26/125. Драгоценное современное произведение искусства, представляющее собой абстрактную композицию в стиле Марка Тоби. Его плотно структурированные композиции, вдохновленные азиатской каллиграфией, напоминают абстрактный экспрессионизм, хотя мотивы его композиций философски отличаются от большинства художников абстрактного экспрессионизма. Его работа над луи получила широкое признание в Соединенных Штатах и Европе. Вместе с Гаем Андерсоном, Кеннетом Каллаханом, Моррисом Грейвсом и Уильямом Каммингом Тоби был основателем Северо-западной школы.
Читать далее
О продавце
Валектор Срл • Рим, Италия
Продавец Artsper с 2019 г.
Лучший продавец
Проверенный продавец
Средний
Распечатать: литография
Размеры см • дюйм
17 x 23,5 x 0,1 см 6,7 х 9,3 х 0 дюймов
Опора
Печать на бумаге
Обрамление
Без обрамления
Тип
Пронумеровано и ограничено тиражом 125 экземпляров
Подлинность
Работа продается со счетом галереи и сертификатом подлинности
Подпись
Подпись художника «/>
Справочник коллекционера
- Сбор отпечатков
- Виды принтов
- Наши советы по оформлению принтов
Цвета
Темы
Доставка по всему миру
Работа может быть доставлена по указанному вами адресу в течение 1-2 недель после подтверждения вашего заказа. Работа застрахована во время транспортировки, поэтому риск отсутствует.
Происхождение: Италия Узнайте больше о доставке
Бесплатный возврат
Оплата и гарантия
Вы можете оплатить кредитной и дебетовой картой, PayPal или банковским переводом только в евро. Мы очень серьезно относимся к мошенничеству и уважаем вашу конфиденциальную информацию, поэтому все платежи подлежат проверке 3D Secure.
На сайте Artsper используются следующие валюты: евро €, доллар США $, фунт GBP £ и франк CHF. Узнать больше об оплате
Artsper дает вам возможность перепродавать произведения искусства, которые вы приобрели на нашем сайте, если хотите. Узнайте больше о перепродаже на Artsper
Гарантия качества от Artsper: мы работаем только с профессиональными галереями и гарантируем подлинность и происхождение наших работ. Узнайте больше о гарантии Artsper
Узнайте больше от художника
Все работы Абстрактная композицияМарк Тоби
Печать — 11,4 х 11,4 х 0 дюймов
$894
Без названияМарк Тоби
Картина — 9,3 х 6,2 х 0 дюймов
16 354 долларов США
Розовая композицияМарк Тоби
Печать — 10,2 х 15,9 х 0 дюймов
$894
Абстрактная стаяМарк Тоби
Картина — 11,6 х 8,5 х 0 дюймов
13 083 долл. США
Без названияМарк Тоби
Печать — 17,7 х 22 дюйма
273 доллара
Народный танец в День НезависимостиМарк Тоби
Печать — 26 х 19,9 дюйма
600 долларов
Абстрактная композицияМарк Тоби
Печать — 28,5 х 20,3 х 0,1 дюйма
Продал
Без названияМарк Тоби
Печать — 22,2 х 17,9 х 0 дюймов
Продал
Работы в гравюрах от Марка Тоби
Абстрактная композицияМарк Тоби
Печать — 11,4 х 11,4 х 0 дюймов
$894
Розовая композицияМарк Тоби
Печать — 10,2 х 15,9 х 0 дюймов
$894
Без названияМарк Тоби
Печать — 17,7 х 22 дюйма
273 доллара
Народный танец в День НезависимостиМарк Тоби
Печать — 26 х 19,9 дюйма
600 долларов
Абстрактная композицияМарк Тоби
Печать — 28,5 х 20,3 х 0,1 дюйма
Продал
Без названияМарк Тоби
Печать — 22,2 х 17,9 х 0 дюймов
Продал
Летняя радостьМарк Тоби
Печать — 30,2 х 21,9 х 0 дюймов
Продал
Летняя радостьМарк Тоби
Печать — 30,2 х 21,9 х 0 дюймов
Продал
Следовать
США • Дата рождения: 1890 г.
Мастера-художники
Движение Абстрактный экспрессионизм
Художники
Художники-граверы
американских художников
Марк Тоби (1870–1976) — американский художник-абстракционист, известный как «старый мастер молодой американской живописи». Его изучение китайской каллиграфии и живописи дзен привело его к медитативной живописи через множество знаков. Бывший студент Чикагского художественного института, он переехал в Нью-Йорк и работал там портретистом и модельером. Вечный странник, он путешествовал по Франции, Каталонии, Греции, Бейруту, Константинополю, Хайфе… где увлекся арабскими и персидскими писаниями.
Встреча с китайским художником Тэн Куэем привела его к искусству каллиграфии. Его путешествия также повлияли на его творения, как это случилось, когда он переехал в Англию в 1935 году, он выбрал белое письмо. По мнению критиков, «Бродвей», «Добро пожаловать, герой», «Бродвейская норма» оказали влияние на художника Джексона Поллока.