Композиционный прием в литературе: описание, применение и правила
Слово «композиция» впервые встречается в школе, в дальнейшем оно становится термином, потом понятием, постепенно расширяясь до ключевого в любого плана осмыслении литературного произведения. Есть разнообразные способы и формы художественного изображения действительности, и как одна из главных формообразующих единиц рассматривается композиционный прием.
Составление
«Композиция» с латыни переводится именно так. Или «сочинение». Именно это явление даёт читателю целостное повествование и вообще любой текст. Как трактовать композиционный прием, помогающий расположить все части текста в правильном порядке, который обусловлен сугубо содержанием данного произведения? Конечно же, композиция — не просто цепочка сцен и эпизодов, в составлении частей текста присутствует гораздо более изощрённая творческая работа.
Итак, один из способов свести все элементы в композицию — составление единого целого повествования из описаний, монологов, диалогов, образной системы, вставных рассказов, авторских отступлений, характеристик героев, сюжета повествования и его фабулы, пейзажей и портретов. Это будет первый композиционный прием.
Взгляды в прошлое и будущее
Ретроспекция уводит читателя назад во времени, где автор погружает его в события, случившиеся с героем насколько угодно давно, и таким образом проясняется первопричина происходящего в настоящем. Композиционный прием ретроспекции применяется авторами очень широко и часто как в прозе, так и в поэзии.
Очень действенно создаётся интрига, когда автор чередует главы, отдавая их по очереди нескольким героям, или событиям, или местностям. Причём заканчивается каждая глава незавершённой и интригующей сценой. Огромный стимул появляется у читателя быстрее листать дальше. Такие композиционные приемы в литературе называются разрывами. Кроме того, сама композиция может быть выстроена тематически, зеркально, по кольцу или в обратном порядке событий.
Четыре приёма
Композиция любого настоящего произведения непременно многослойна, у каждого из них присутствует «двойное» и даже «тройное дно», «подводные течения» и даже водовороты. Каким образом автор добивается такой многозначности? Конечно же, используя разнообразные композиционные приемы в литературе. Их невероятное множество. Главных — четыре: монтаж, противопоставление, усиление и повтор.
Повтор — из простых и чрезвычайно действенных, он вливает в обычные слова неожиданный контекст, придаёт стройность звучанию, помогает обозначить главное. Здесь наиболее уместен известный всем пример стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», где основные композиционные приемы — повтор и усиление — показывают закольцованность круга жизни и постоянный возврат к пройденному. Так же и в прозе — какая-то повторяющаяся деталь или определённый образ выводятся в лейтмотивы произведения, которое пронизывается ими и тем обретает цельность. Например, воскресение Лазаря у Достоевского («Преступление и наказание») или образ грозы у Островского.
Усиление и противопоставление
Усиление как приём близко к повтору, но здесь больше эффекта в художественной передаче явления или события, поскольку подбираются детали или образы, схожие с первым, которые с каждым новым выходом усиливают эмоциональное напряжение читателя и быстро наполняют изображаемую картину всё новыми деталями и зримыми образами. Особенно хорош в этом приёме Гоголь (описание дома Собакевича или Плюшкина). У Чехова этот приём используется в рассказе «Человек в футляре».
Противоположный приём не менее хорош и эффективен. Противопоставление, иначе — антитеза, применение контрастных образов. С огромной силой проявляются данные композиционные приемы в стихотворениях. Вспомним Лермонтова, где чёрная кровь надменных потомков проливается рядом с поэта праведной кровью, как вздрагивает сама глубина каждого читательского сердца от таких противопоставлений. А композиционно противопоставление присутствует практически всюду, без него не обойтись: буря и покой («Парус» Лермонтова), Онегин и Ленский. Без контраста не состоится ни одно произведение, хоть стихи, хоть проза, приём этот силён и выразителен.
Контаминация и монтаж
Это объединение двух приёмов — противопоставления и повтора. Таким образом получается особо сильный эффект — зеркальная композиция. Контаминация в переводе означает смешение, так легче запомнить, как называется композиционный прием, объединяющий величины полярно разные. При зеркальной композиции повтор получается почти буквально точным, но с обратным значением. Вспомним: сцена Татьяны и Онегина с отповедью Татьяне в начале и сцена Онегина и Татьяны с отповедью Онегину — в конце романа. Зеркальная композиция — весьма выигрышное и сильное средство.
Монтаж — приём более сложный, изощрённо выискиваемый, но бьющий наповал. При чтении, однако, это ощущается как озарение, хотя наверняка автор очень долго думал, какой композиционный прием выбрать, собирал пазлы, переставляя два разных образа рядом так, чтобы от их соседства родился третий, новый смысл. Например, Павел Петрович, аристократ, у которого на столе стоит серебряная пепельница в виде лаптя. Серебряный. Лапоть. Мы теперь всё знаем об аристократе Павле Петровиче посредством оксюморона, составленного Тургеневым, который виртуозно использовал композиционные средства.
Приемы и их уровни
В композиции произведения все используемые приёмы выполняют одну из двух отличающихся друг от друга функций. Композиционный приём организовывает либо отдельный фрагмент текста — микроуровень, либо весь текст как принцип композиции — макроуровень. Повтор в отдельной части стихотворного текста часто пользуется такими тропами, как анафора (единоначалие) и рифма (звуковой повтор в окончаниях стихов).
Приём усиления в прозе чаще всего бывает уместен на микроуровне, в описаниях предмета или явления, а в стихотворении это прекрасный способ для создания общего единства композиции. Как пример можно вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк» (а Римский-Корсаков настолько хорошо написал музыку к нему, что приём усиления можно, кажется, даже пощупать). Монтаж тоже иногда становится на макроуровень и организует композицию всего произведения, даже весьма объёмного, как, например, у Пушкина («Борис Годунов») или у Булгакова («Мастер и Маргарита»).
Композиционные приёмы и эффекты
Монтаж и усиление, противопоставление и повтор — любой из основных композиционных приёмов, да и не только основных, может расширить своё значение до принципа построения композиции. Но в основе каждого такого принципа лежит прежде всего эффект. Иначе зачем весь сыр-бор с композиционными приёмами, если можно пересказать информацию по принципу телефонного справочника.
Какие композиционные хитрости добавят произведению эффект? Например, если действие начнётся не с начала событий, а наоборот — с конца, постепенно выстраивая в следующих эпизодах ход времени и разъясняя причины происшедших событий. Это так называемая обратная композиция, очень интересный приём («Что делать?» Чернышевского). А если используется повтор строф, словно обрамляющих стихотворение, или описание, которое проходит в начале и конце произведения, кольцом замыкая композицию, этот приём так и будет называться — кольцевая композиция или композиция обрамления. Используется очень часто и в стихах, и в прозе.
Художественный образ
Художественный образ — великолепный организатор композиции. Гоголь, например, провёл красной нитью через всю поэму «Мёртвые души» образ дороги, который послужил чёткой схемой всего повествования: дорога в город NN, оттуда дорога в Маниловку, дорога к Коробочке, дорога к трактиру с находящимся там Ноздрёвым, дорога к Ноздрёву, дорога дальше — от дома к дому. И заканчивает Гоголь тоже дорогой. Значит, это и есть структурообразующий элемент.
Также автор может сделать организующим элементом экспозицию, как, например, Пушкин в романе «Евгений Онегин», где ею является вся первая глава. Композиционным приёмом является и симметрия эпизодов, образов, слов, а также явлений, главок, сцен — чего угодно, и этот принцип построения композиции тоже весьма популярен до сих пор. О контаминации и композиционном разрыве уже было сказано, добавить можно лишь то, что чаще всего последними пользуются авторы детективов и авантюрных романов для усиления интриги.
Тематика
Это тоже вполне композиционный приём, когда автор наиболее ярко высветляет отношения между главными героями произведения или его центральными образами. Такой способ предпочитают поэты-лирики.
Последовательность повествования, логическое рассуждение, которое развивается от мысли к мысли, приводя к финальному выводу, как, например, во многих стихотворениях Пушкина, Тютчева, Маяковского, так и называется композицией последовательной, где последовательность — приём.
Композиционные приёмы в литературе, элементы композиции и её виды, сюжетные особенности
Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.
…
Оглавление:
- Композиционные элементы
- Виды композиции
- Композиционные приёмы
- Сюжетная композиция
- Композиция сказки
- о композиции литературного произведения подробно рассказывается в видео.
Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.
Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.
Композиционные элементы
Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:
- Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
- Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
- Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
- Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
- Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
- Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
- Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
- Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
- Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
- Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
- Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
- Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.
Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?
Виды композиции
- Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
- Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
- Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
- Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
- Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
- Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
- Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
- Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).
Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.
Композиционные приёмы
- Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
- Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
- Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Сюжетная композиция
В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.
- Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
- Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
- Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
- Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
- В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.
Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.
Интересно знать: Что такое литота в русском языке?
Композиция сказки
Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.
Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».
Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:»Жили-были» или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.
Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».
Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».
Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.
Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.
Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.
о композиции литературного произведения подробно рассказывается в видео.
10 композиционных приемов для улучшения ваших фотографий
- Марианна Стенгер
- 25 ноября 2022 г.
Освоение настроек камеры и понимание таких понятий, как диафрагма и выдержка, имеют решающее значение для всех, кто хочет улучшить свои навыки фотографии. Но правда в том, что самые важные аспекты фотографии на самом деле имеют мало общего с самой камерой.
Композиция — хороший пример этого, потому что понимание того, как скомпоновать фотографию, поможет вам создавать более сильные изображения, независимо от того, снимаете ли вы на цифровую зеркальную камеру или на телефон с камерой.
Наиболее широко известная композиционная техника — это
правило третей , но есть много других техник, которые можно использовать для создания сбалансированных и эстетически привлекательных фотографий. Вот десять композиционных приемов, которые помогут улучшить ваши фотографии и расширить ваши творческие возможности. 1. КадрированиеКадрирование — популярная композиционная техника, которая включает использование элементов сцены для создания рамки вокруг объекта. Это может служить для того, чтобы подчеркнуть вашу тему, но также может предоставить контекст и помочь вам рассказать историю через ваше изображение.
Например, если вы снимаете вид из окна своей спальни, но не включаете оконную раму или какую-либо часть комнаты, зритель не сможет узнать, что вы были внутри и смотрите наружу, и это будет выглядеть так: любое другое изображение пейзажа или городского пейзажа. Это всего лишь базовый пример, но возможности безграничны. Например, вы можете сделать то же самое, используя дверной проем, книжную полку, зеркало или даже ветки дерева или куста.
С помощью линий можно привлечь внимание к основному интересующему объекту на фотографии, а также это отличный способ создать ощущение глубины и провести взгляд зрителя по изображению.
Направляющие линии могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Некоторые примеры направляющих линий, которые вы можете увидеть вокруг своего дома, включают оконное стекло, лестницу или даже длинный стол. Прежде чем сделать снимок, потратьте некоторое время на сцену перед вами, чтобы определить любые линии, которые могут присутствовать, и подумать о том, как вы можете использовать их в своей композиции. Это может быть карандаш, указывающий на конкретное слово на странице, или коридор, ведущий к частично открытой двери.
3. СимметрияСимметрия может быть мощным композиционным инструментом, потому что люди естественным образом стремятся к симметрии и балансу.
Безмятежное озеро, отражающее пейзаж над ним, является прекрасным примером этого, потому что изображение разделено озером, но две половины почти идентичны друг другу.Однако существует множество способов использования симметрии для создания более привлекательных изображений. Например, вы можете сфотографировать человека рядом с его отражением в окне или зеркале или разрезать яблоко посередине и сфотографировать две половинки рядом.
4. Негативное пространствоНегативное пространство на фотографии относится к областям изображения, которые остаются открытыми, например, к небу или другим областям изображения, таким как пустая стена, длинный участок пола или другой пустой фон. . Негативное пространство может помочь вашему основному объекту выделиться, а также вызвать определенные эмоции, независимо от того, хотите ли вы, чтобы ваша фотография передала тишину и покой или ощущение тайны.
Конечно, оставлять много пустого пространства не всегда будет лучшим или единственным доступным вариантом, но важно быть знакомым с этой техникой композиции, чтобы знать, как ее использовать, когда представится возможность.
5. Заполнение кадраЗаполнение кадра противоположно использованию пустого пространства и требует, чтобы вы подошли как можно ближе к объекту. Этот метод блокирует любые потенциальные отвлекающие факторы на изображении и может быть особенно полезен, если вы пытаетесь сфотографировать что-то на фоне занятого или загроможденного фона, будь то грязная кухня или переполненная гостиная.
Это также отличный вариант при съемке портретов, поскольку он позволяет запечатлеть важные детали, например черты лица, и убедиться, что вы фокусируетесь на глазах объекта.
6. Используйте контрастКонтраст также можно использовать в композиции, поскольку включение контрастных элементов в фотографию позволяет произвести более сильное визуальное впечатление. Наиболее распространенные типы контраста, с которыми вы столкнетесь в фотографии, — это тональный контраст и цветовой контраст, но контраст также может быть добавлен к фотографии в виде текстур и форм.
Концептуальный контраст, с другой стороны, основан на идеях и более субъективен. Это включает в себя включение двух или более вещей, которые вы обычно не ожидаете увидеть вместе на одной фотографии, например, старое против нового или искусственное против естественного.
7. Используйте повторы и узорыУзоры и повторы также могут быть очень привлекательными, и при хорошей фотографии даже обыденные повседневные сцены или предметы могут быть превращены в произведения искусства.
В нашей повседневной жизни мы окружены шаблонами и повторениями, но эти вещи часто остаются незамеченными. Однако при фотографировании под прямым углом такие простые вещи, как одинаковые дымоходы в ряду домов или ступеньки лестницы, могут быть очень впечатляющими. Дома вы можете найти узоры в виде открытой кирпичной кладки или серии узорчатых кухонных плиток.
Нарушение шаблона также может привести к очень драматическому эффекту, потому что, когда шаблон не идеален, наш взгляд естественным образом притягивается к тому, что отсутствует или кажется неуместным.
8. Глубина резкостиГлубина резкости также может изменить композицию ваших изображений и превратить обычный снимок в нечто более художественное и привлекательное. Игра с глубиной резкости позволяет четко определить передний и задний план и указать, на чем сосредоточит внимание зритель.
Например, если вы фотографируете человека в хаотичном или грязном окружении, малая глубина резкости позволяет размыть все остальное на изображении и убедиться, что в фокусе находится только ваш объект. С другой стороны, если вы хотите подчеркнуть хаотичную обстановку на фотографии, вы можете выбрать большую глубину резкости. Чтобы узнать больше о глубине резкости и о том, как ее эффективно использовать, ознакомьтесь с нашим руководством для начинающих по глубине резкости .
9. Использование тенейТени можно использовать в фотографии для применения многих композиционных приемов, которые мы уже обсуждали, например, для добавления глубины, текстуры и контраста изображению. Они также могут помочь вам привлечь внимание к определенным моментам на ваших фотографиях или добавить ощущение драмы или тайны.
Если вы хотите начать использовать тени в своей композиции, сделайте привычкой потратить несколько минут на съемку сцены, прежде чем начать съемку. Спросите себя, откуда исходит свет и как вы можете использовать это в своих интересах. Например, вы можете заметить, что солнечный свет, льющийся через ставни, создает интересные узоры на человеке, сидящем рядом. Или, может быть, резкий свет из окна был бы идеальным для 9.0015 съемка силуэтов
Как только вы почувствуете, что хорошо понимаете эти композиционные приемы, вы можете обнаружить, что замечаете множество возможностей в одной сцене. Например, вы можете захотеть объединить контраст, глубину резкости и симметрию на одной фотографии.
Пока вы сознательно думаете о композиции и стремитесь создавать эстетически приятные изображения, на самом деле не существует такой вещи, как правильный или неправильный способ скомпоновать фотографию.
Если бы пять человек фотографировали одно и то же, вы, вероятно, получили бы пять очень разных изображений, потому что каждый фотограф увидит разные возможности в одной и той же сцене. Так что не бойтесь смешивать и получайте удовольствие, комбинируя композиционные приемы, чтобы сделать свою фотографию более творческой.Если у вас есть растущая коллекция фотографий, с которыми вы хотели бы что-то сделать, почему бы не подумать о том, чтобы превратить их в потрясающую книгу для журнального столика у себя дома? С помощью приложения Bob Books , вы можете создать фотокнигу профессионального качества за считанные минуты.
Сделать книгу
10 советов по фуд-фотографии и стилю
10 идей для отличного школьного ежегодника
10 советов по весенней фотографии
Композиционные приемы
На экзамене по теории музыки для 7 класса вопросы по композиционным приемам могут варьироваться от описания сходства и различия до объяснения или определения конкретных приемов в партитуре.
Сходства и различия
Вас могут попросить сравнить два раздела партитуры и прокомментировать сходства
и различия . Это своего рода вопрос «найди отличия».Изменения/сходства, на которые следует обратить внимание:
- Шаг
- Ритм
- Динамика
- Артикуляция (например, акценты, лиги, стаккато…)
- Ключ
- Темп
- Инструменты (на каких инструментах играют)
- Выражение (например, через итальянские термины)
Как композитор достигает эффекта?
Типичные вопросы задают как композитор достигает ощущения силы, кульминации, драматизма или смены настроения. Вам нужно изучить те же аспекты музыки, что и перечисленные выше, но особенно искать вещи, которые подходят к вопросу.
- Ощущение повышенной драматичности или кульминации обычно достигается за счет того, что музыка становится быстрее , выше , громче , или их комбинацией.
- Ощущение силы может быть достигнуто с помощью , используя больше инструментов (особенно мощные, такие как валторны), и/или усиленная динамика особенно в нижнем регистре.
- Изменение настроения часто вызывается изменением любого из перечисленных выше элементов, и обычно несколько из них изменяются для четкого контраста.
Фразы
Вас могут попросить выделить структуру фразы фрагмента скобками или сказать, состоит ли фрагмент из «обычных фраз», но что такое фраза и как ее идентифицировать?
Фраза для музыки то же, что предложение или предложение для письма. В письме вам нужно использовать предложения, если вы хотите иметь смысл.
В конце предложения ставится точка (точка), чтобы показать, что предложение закончено. В музыке то же самое достигается с совершенным каденсом (V-I).
В письменной форме предложение часто разбивается на более короткие части, называемые «клаузулами». Конец предложения обозначается запятой. Запятая сообщает читателю, что эта конкретная часть предложения закончена, но за ней последует еще одна часть. В музыке это достигается несовершенная каденция (любой аккорд, за которым следует V). Фразы часто используются парами: за «вопросительной» фразой (несовершенная каденция) следует «ответная» фраза (совершенная каденция).
На что обратить внимание:
- Каденции иногда достигаются с немного более длинными нотами , по сравнению с остальной частью фразы. Глядя на используемые значения нот, вы можете найти конец каждой фразы.
- Фразы можно разделить на пауз — так что паузы — еще одна подсказка, которую легко обнаружить.
- Dynamics обычно совпадают с началом (а иногда и концом) фразы.
- Повторы помогут вам выработать структуру фразы. Например, «ответная фраза» может использовать похожий ритм, но с другими нотами мелодии.
- Шаблоны в лучах могут дать подсказку, где начинается фраза. Например, если фраза начинается с оптимистичной доли, обычно эта нота не возвращается к нотам предыдущей фразы.
В этом примере («Davidsbündlertanz» Шумана) есть две четырехтактовые фразы. В блоке A показана несовершенная каденция (i-V) в конце первой фразы (си минор), а в блоке B показана совершенная каденция (V7-I) в конце второй фразы (модуляция в ре мажор).
Обратите внимание, что в поле C дрожание (восьмая нота) B не возвращается к предыдущим нотам — это хороший признак того, что это начальная нота новой фразы. Если вы посмотрите на ритмы, вы увидите, что вторая фраза почти точно такая же, как первая. Можете ли вы найти разницу в ритме?
Мотивы
Мотив — это легко узнаваемая короткая музыкальная идея, которая используется как зародыш для выращивания новой музыки. Повторное использование мотива в композиции помогает склеить его в единое музыкальное произведение. Мотивы чаще всего определяются своим ритмом. Самый известный мотив в классической музыке — это, вероятно, первые четыре ноты 5-й симфонии Бетховена:
.
Мелодические последовательности
Мелодическая последовательность — это часть музыки, которая повторяется с разной высотой звука. В этой простой последовательности ноты 1-5 повторяются, но каждая на ступень выше. Это пример восходящей последовательности , поскольку повторение имеет более высокий тон. Вы также можете найти нисходящих последовательностей .
Как и мотив, последовательность используется в качестве объединяющей техники, чтобы композиция строилась на связанных идеях. Разница в том, что мотив имеет тенденцию сохранять свой ритмический характер и обычно довольно короток, тогда как последовательность сохраняет свой мелодический характер и может быть значительно длиннее.
Последовательность, которая вносит некоторые незначительные изменения, не влияющие на общий характер мелодии, описывается как не точно . Здесь последовательность имеет небольшое изменение на втором такте:
Имитация
Имитация происходит, когда часть музыки повторяется в другой части, инструменте или высоте, сразу же, как своего рода эхо . В клавишной музыке имитация может происходить между нотоносцами правой и левой руки или даже на одном нотоносце, который разделен на верхнюю и нижнюю части.
Пример подражания из Сонаты для кларнета Сен-Санса (1-я часть).
Фортепиано играет C-Bb-Ab, что сразу же повторяется в партии кларнета на той же высоте (транспонируйте мажорную 2-ю ступень вниз в концертную высоту!)
Имитация может быть мелодической , что означает копирование всей мелодии (как указано выше), или только ритмической . При ритмической имитации ритм копируется, но ноты мелодии меняются. В этом примере флейта и кларнет используют один и тот же ритм, но эхо движется в другом мелодическом направлении и с другим интервалом:
Запчасти Крест
Фраза « частей пересекается с » означает, что между двумя частями более высокая смещается вниз по высоте настолько, что становится более низкой.
Например, в этом отрывке для двух кларнетов кларнет 1 начинается с более высокой ноты, чем кларнет 2:
Но к концу фразы первый кларнет играет более низким тоном, чем второй кларнет (см. область в рамке).
Педаль
Педаль — это повторяющаяся нота (обычно тоника или доминанта в преобладающей тональности), которая либо повторяется , либо продлевается (удерживается некоторое время), в то время как гармония меняется над ней. Он получил свое название от ножной педали на органе, которая может легко поддерживать ноту, в то время как руки исполнителей изменяют гармонию.
Чаще всего педаль встречается в басовой партии произведения.
Здесь есть педаль тоники на ноте C в басу, а гармония меняется выше (Am, G, F, Dm, C):
Педаль также может встречаться над басом, и в этом случае это перевернутая педаль .