Композиционные приемы: Приемы композиции

Содержание

Приемы композиции

С помощью приемов распределения предметов на плоскости, создается композиция имеющая свою форму и тип. Существуют формальные и в то же время реальные приемы композиции и соответствующие им средства, которыми художник пользуется в процессе создания произведения.

Основные приемы композиции: группировка, наложение и врезка, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, цвет, композиционные оси, фактура и текстура, стилизация.

Группировка

Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточение элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению — все это группировка. Любая картина прежде всего содержит элементы, так или иначе взаиморасположенные относительно друг друга.

Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру — все, что зрительно отличается одно от другого.

Наложение и врезка

По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Этот прием выигрывает тогда, когда одновременно используется изменения цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

Членение

Членение — вторичный прием, он является обратной стороной группировки и имеет дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую выразительность. Прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой монотонной поверхности. Прием членения широко применяется в архитектуре.

Формат

В основном картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных формата — вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы композиций, как центровая, скорее всего потребуют квадратного поля, линейно-ленточная — откровенно вытянутого формата, фронтально-плоскосная, в зависимости от конкретной задачи может вписаться в любой формат.

Существенное значение имеет не только соотношение сторон, но и сама величина формата. Существует такое правило: чем меньше композиция, тем относительно большими должны быть поля работы. Экслибрисы, товарные знаки и т.д. лучше смотрятся на листах, в которых поля значительно больше самого изображения. У композиции размером в ватманский лист поля должны быть совсем небольшие 3-5 см.

Формат, заданный заранее, непосредственно становиться одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают начало композиционной идеи. Кроме прямоугольного формат может быть овальным, круглым, многоугольным, любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи.

Масштаб и пропорции

Если сравнить графическую работу и монументально-декоративное произведение, сразу становится ясным как влияет масштаб на форму композиции. С увеличением масштаба повышаются требования к уравновешенности и целостности композиции.

Если рассматривать масштаб внутри композиции, то соотношение между элементами регулируется пропорцией. Масштабная пропорциональность как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов.

Масштаб и пропорция являются главными средствами передачи перспективы — уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства.

Ритм и метр

Ритм по определению — это равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр». Самый простой метр — когда размеры элементов и размеры пробелов одинаковы. Выразительность и сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.

Возможные варианты чередования:

  • чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется;
  • расстояния между элементами не носит закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без всякой метрики.

Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.

Ритм — это изменяющееся повторение, а метр — это повторение без изменений.

Метрические композиции часто используются в декоративно-прикладном искусстве. За пример можно взять процесс нанесения рисунка на ткань. В старину на деревянной доске вырезали рельеф, обмакивали в краску и накладывали доску на ткани и таким образом отпечатывался рисунок. Эта доска и есть метр — процесс наложения неоднократно повторялся, создавая целостное изображение. Рисунок задумывался так, чтобы как можно незаметны были линии стыков. Такие метрические композиции еще имеют название — раппорт. Обычно они применяются при создании рисунка на тканях. В основном метрические композиции статичны.

Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура).

Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обогащает композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях.

Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения. Яркий пример использования ритма и метра в композиции мы видим в завораживающих узорах мусульманских культур.

Контраст и нюанс

Контраст подобен ритму. Расположенные рядом резко отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету, светотени, форме и т.д.) аналогично ритмическому чередованию, лишенного какой-либо точности. Контраст придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрастом есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством является нюанс.

Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок.

Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам.

Цвет

Три стандартных качества цвета — тон, насыщенность и светлота — тесно связаны с не первичной, но очень важной характеристикой для композиции — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.

Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромный или близких тонах, то различие в светлоте тоже можно уменьшить.

Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Цвет как средство композиции присутствует в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм.

Композиционные оси

Оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными (уходящими в глубину картины). Вертикальная направленность дает торжественность, горизонтальная демонстрирует неспешное движение, диагональная направленность наиболее динамична. Особое место занимают перспективные оси, они втягивают взгляд в глубину картины, делают зрителя участником события.

Во взаимодействии с другими средствами композиции оси выступают в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

Фактура и текстура

Фактура — это это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно как, допустим, ритм и цвет. Фактурой художник завершает композицию.Фактура широко используются скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она играет вспомогательную роль.

В графике редко используется фактура, в ней значительно большую роль играет текстура — видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора).

Стилизация

Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности. Стилизованный пейзаж

В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрией и узорами.

Характерные признаки свойственные целым историческим эпохам отрабатывались и совершенствовались, в результате возникали исторические художественные стили. Обязательным условием в творческой стилизации — индивидуальный характер, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды и как результат отображение их с элементами новизны.

Стиль формулирует сущность, исключительность художественного творчества в общности всех компонентов — содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.

Стиль часто путают с манерой. И хоть эти два понятия очень близки, понятие «манера» намного уже, чем понятие «стиль». Манера — внешнее индивидуальное использование художником изобразительных средств в ходе творческого процесса. В то время как стиль — соединение, единство всех компонентов художественного произведения.

Главной задачей стилизации является достижение его максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть акцентируются и выделяются.

Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.

При стилизации характерные особенности изображаемого объекта в различной степени утрируются и искажаются. Чем больше преувеличений и искажений, тем больше изображение становится обобщенным и условным, а на самой последней стадии — абстрактным.

Высшей формой отказа в изображении от несущественных реалистичных деталей с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация. Абстрактную стилизацию разделяют на два вида: абстракция, имеющая натуральный образец, и абстракция беспредметная (вымышленная).

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения.

Стилизация орнамента

Стилизованный орнамент в истории встречается в культурах древнейших цивилизаций и государств — Ассирии, Вавилоне, Персии, Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

При работе с орнаментом нужно обратить внимание на ракурс изображаемого элемента. При статичной композиции не рекомендуется использовать развороты в три четверти, а вот вид сбоку или сверху, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осях будет в самый раз. Динамичная композиция будет выглядеть удачной, если использовать различные ракурсы и наклоны.

При стилизации орнамента особое внимание нужно уделять участкам элемента, где есть изгибы и изломы. Трансформируя объект, работать стоит не только с его размещением, но и с изменением пропорций и размера.

Цвет в стилизации орнаментальных мотивов играет немаловажную роль. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от реального варианта или же задуманный заранее.

Изображение зверей в орнаментальной композиции также должно быть довольно условным. Насыщенность деталями нарушит целостность силуэта и усложнит общее восприятие композиции.

При стилизации орнаментальной композиции объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности.

Стилизованный натюрморт

Натюрморт- жанр изобразительного искусства в котором различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и их пространственных соотношений.

В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративному искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.

Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.

Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном — уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.

При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.

При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосредоточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.

Цвет в натюрморте может использоваться как с учетом натурального цвета, так и условно, соответственно с замыслом художника.

Стилизованный пейзаж

Исторические корни стилизованного пейзажа уходят вглубь веков. Мы можем их встретить в настенных росписях и декоративно-прикладных изделиях ремесленников Древней Руси. В более позднее время стилизацию к пейзажу широко применяли как в декоративном искусстве, так и в станковой живописи.

В творчестве известных мастеров XIX-XX вв. стилизованный декоративный пейзаж занимал видное место, благодаря чему в наше время этот жанр отличается разнообразием стилей и художественных направлений.

Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж XIX века.

В отличии от живописного пейзажа, в стилизованном пейзаже отсутствует воздушная и линейная перспектива и все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими.

Декор в пейзаже может использоваться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно насыщенна деталями или же акцентирована лишь на некоторых участках форм, которые желательно выделить.

В основном декоративный пейзаж строится на упрощении деталей и акцентировании характерных линий и очертаний. Возможно и количественное изменение изображаемых объектов. Если этого требует замысел художника.

В стилизованном пейзаже цвет используется также как в орнаментах и натюрмортах. Либо соответствует реальному, либо замыслу автора.

Стилизованный портрет

Стилизация портрета может использоваться на основании натуры, а так же в частично или полностью вымышленном портрете. Крайний случай стилизации представляют абстрактные портреты и изображения фигур.

На первом этапе стилизации делается портретный набросок с большей или меньшей степенью деталировки черт лица. Если стилизация ограничивается портретным наброском, то возникает упрощенный стилизованный портрет. Главным отличием здесь является отсутствия второстепенных деталей лица и одежды, которые нужны не для портретного сходства, а нужны лишь для расширенного описания.

Портрет с утрированными характерными чертами и особенностями модели, так называемый шарж, так же можно считать стилизованным портретом.

В искусстве анимации и мультипликации также широко применяется стилизованный портрет.

Кроме того, стилизацией в портретном жанре можно считать подражание художественному направлению (течению, стилю) либо стилю определенного художника.

В живописи авангарда художники стилизовали портреты, доводя изображения до абсолютной абстракции.

Цвет в стилизации

Декоративное стилизованное изображение с использованием натуры часто подсказывают или задают цветовую гамму. Но в то же время любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Поэтому декоративной стилизации особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета.

Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции, как и ее общую гамму, нужно переосмысливать и преобразовывать для подчеркивания и усиления стилизационного эффекта, таким образом делая цвет одним из важных изобразительных средств стилизации.

В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (натуральным, реальным) или субъективным (нереальным, выдуманным).

Для беспредметной абстракции правильный и точный выбор колорита особенно важен, так как в таких композициях основной задачей цвета — передача эмоциональных состояний и настроений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Композиционные приёмы в литературе, элементы композиции и её виды, сюжетные особенности

Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Оглавление:

  • Композиционные элементы
  • Виды композиции
  • Композиционные приёмы
  • Сюжетная композиция
  • Композиция сказки
  • о композиции литературного произведения подробно рассказывается в видео.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?

Виды композиции

  1. Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
  2. Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
  3. Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
  4. Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
  5. Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
  6. Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
  7. Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
  8. Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).

Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
  2. Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
  3. Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

  • Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
  • Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
  • Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
  • Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
  • В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Композиция сказки

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:»Жили-были» или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

о композиции литературного произведения подробно рассказывается в видео.

Методы и ресурсы для написания музыки – Berklee Online Обратите внимание

Следующая информация о методах создания музыки взята из онлайн-курса Эрика Гулда Berklee Creative Strategies for Composition Beyond Style .

Как композитор, вы обнаружите, что музыкальные идеи могут принимать различные формы. Вы можете быть в машине, и ритм может прийти к вам. Фрагмент мелодии может прийти вам на ум, когда вы идете в прачечную, или вы можете обнаружить аккорд или последовательность, которая вам нравится и которую вы хотите развить дальше. Любая из этих отправных точек может стать началом высокоразвитой музыкальной композиции.

Здесь мы обсудим различные техники сочинения музыки и ресурсы, которые помогут вам приступить к написанию собственного музыкального произведения.

Как начать музыкальную композицию

Когда вы начинаете с чистого листа нотной бумаги, существует бесконечное количество направлений, по которым вы можете пойти. Вот почему вам нужно начать с некоторых параметров, чтобы сузить эти возможности. Какой бы ни была ваша начальная идея, вам нужно будет рассмотреть несколько аспектов, прежде чем приступать к написанию музыкальной композиции. Некоторые из соображений носят практический характер, а некоторые чисто эстетические, но понимание ключевых вопросов с самого начала помогает обеспечить успех проекта.

Давайте установим, что следует учитывать, начиная музыкальное произведение:

Почему вы пишете это произведение?

Наличие цели сделать проект — один из лучших способов заставить вас сесть в кресло и выполнить работу. Это также определяет, чего вы пытаетесь достичь в музыкальном плане. Подумайте, сколько замечательных музыкальных произведений о каком-то человеке, событии или истории. Когда у вас есть мотивирующий фактор, он также имеет тенденцию придавать музыкальную ясность.

Спросите себя, что побудило вас написать это музыкальное произведение? Это…

  • для вашей следующей записи?
  • отметить что-то или событие?
  • для дани?
  • для конкурса?
  • как упражнение или этюд?

Шаблоны

Понимание того, как использовать шаблон на этапе черчения, может значительно улучшить процесс композиции. Шаблоны позволяют быстрее приходить к творческим идеям, устраняя шаги, связанные с настройкой партитуры только для записи ваших идей, и помогая усовершенствовать метод получения этих творческих идей.

Вот три типа шаблонов музыкальной композиции:
Свидец
  • Два растяжения, с мелодией на верхнем персонале
  • Гармония и ритм на нижнем
Small Ensemble
999
  • 9
  • Звуки валторны или слова и мелодии на верхнем нотоносце
  • Ритм-секция и басовые партии на нижних нотоносцах
  • Если голос и валторна, вы можете использовать нижние нотоносцы в качестве наброска
  • Большой ансамбль
    • Два нотоносца
    • Позволяет накладывать голоса или партии баса

    Программное обеспечение для создания музыки можете использовать материалы из вашего эскиза непосредственно в партитуре, которую вы можете создать из того же файла. Программные шаблоны также упрощают редактирование и позволяют делать обширные заметки о вашем произведении или наброске по мере его развития. Стирать заметки так же просто, как выбирать и удалять.

    Sibelius и Finale

    Sibelius и Finale являются двумя основными программами для создания музыки, и Berklee Online предлагает курсы, которые дадут вам подробные инструкции по их использованию.

    • Нотная запись и подготовка партитуры с использованием Sibelius Ultimate
    • Нотная запись и подготовка партитуры с использованием Finale , Сибелиус.

      В Berklee Online также есть курсы, которые научат вас пользоваться цифровыми звуковыми рабочими станциями (DAW), такими как Ableton Live, Pro Tools, Reason, Logic и Cubase.

      Что такое инструментарий?

      Иногда инструментарий является практическим соображением, и музыкальное произведение просто адаптируется к ресурсам и опыту, доступным композитору. Однако во многих случаях решение об инструментарии является частью эстетики произведения. Возможно, вы захотите написать мелодию для своей группы. Возможно, струнный квартет попросил вас написать музыкальное произведение. Может быть, вокалист просто хочет добавить мелодию в свой репертуар, и все, что вам нужно сделать, это соло-лист. Где-нибудь в будущем вы можете получить возможность писать для большой группы или полного оркестра.

      Если вы неопытный композитор, вам следует начать писать для небольших ансамблей, а затем расширять аранжировку. Например, вы можете перейти от соло-листа к аранжировке квинтета, к октету, а затем к биг-бэнду, опираясь на то, что у вас есть на каждом этапе.

      В каком ключе или тональном центре вы начнете?  

      На это решение могут повлиять многие факторы, включая инструменты, для которых вы пишете.

      Какой длины кусок?

      Ваше произведение будет мелодией, короткой аранжировкой или расширенной композицией? Вы не хотите начинать свою композиторскую карьеру с 30-минутного шедевра. Стремитесь к более длинным произведениям, сначала придумывая хорошую мелодию, добавляя вступление и коду, а затем расширяя произведение. Во многих случаях продолжительность будет продиктована практическими ограничениями, такими как трансляция по радио, продолжительность концерта или бюджет.

      Что такое форма?

      Предварительное определение формы музыкального произведения поможет вам написать произведение. Если вы знаете, что у вас будет вступление, переход и кода, вы подойдете к другим разделам таким образом, чтобы подготовиться к их включению в эту большую структуру. Планирование формы перед композицией также поможет вам определить характер пьесы, поскольку вам придется подумать о том, что будет отличать одну часть от другой.

      Как будет двигаться гармонический ритм? Статически или модально? Они:
      • Большая продолжительность (более одного такта)?
      • Короткая продолжительность (один такт или менее)?
      • Все вышеперечисленное?

      Каким должен быть персонаж произведения?
      • Песня о любви?
      • Рваные и резкие?
      • Традиционный?
      • Блюз?
      • Эфирный?
      • Что-то еще?

      Вы имеете в виду тактовый размер?

      Если бы песня была вальсом, вы бы написали ее размером 3/4. Фанковые и танцевальные ритмы чаще всего имеют размер 4/4. Афро-кубинские ритмы обычно 6/8, 12/8 или 4/4. Возможна любая комбинация долей в такте. С составными метрами (например, 7/8, 7/4, 9/8 и т. д.) вероятность усложнения увеличивается, и это может создать ощущение напряжения, но эти размеры могут быть очень привлекательными. Суть в том, хорошо ли это звучит!

      Гармонический ритм

      Если вы используете статическую или модальную гармонию, выберите один или два аккорда, которые отражают характер того, что вы пытаетесь передать. Если это последовательность аккордов, решите, какой будет продолжительность аккордов (гармонический ритм).

      Мелодический персонаж

      Спойте или вообразите несколько битов, передающих характер того, что вы пытаетесь передать. Не беспокойтесь о том, чтобы придумать идеальные ноты, и не пытайтесь написать произведение — просто придумайте фрагмент, у которого есть характер, понимая, что вы сможете его потом откорректировать.

      При развитии навыка, необходимого для старта с разных точек, ограничение вариантов позволяет вам больше сосредоточиться на самом процессе. Вы можете перенести то, что вы узнали, на более широкий набор опций по мере вашего роста. Как и любой другой навык, композиционные навыки являются кумулятивными — каждая вещь, которой вы научитесь, подготовит вас к новому набору задач. Кроме того, как и любой другой навык, для устойчивого роста необходимы прочные основы.

      Секвенирование

      Хотя это не означает, что вы загружаете свой музыкальный фрагмент в ваше любимое программное обеспечение для секвенирования, концепция во многом та же. Последовательность включает в себя повторение идеи с некоторыми вариациями, чаще всего с использованием высоты тона. Наиболее распространенный тип последовательности включает простое перемещение фрагмента в различные исходные точки либо в тональности, либо в тональном центре, либо вне его. Если транспозиции происходят в пределах тональности, то вам, скорее всего, потребуется изменить интервальные отношения нот, сохранив при этом основную форму.

      Увеличение и уменьшение

      Значение ритмического элемента или интервала может быть увеличено (увеличено) или уменьшено (уменьшено) при повторении для создания вариации. Это еще один широко используемый композиционный прием.

      Увеличение высоты тона (расширение) и уменьшение высоты тона (сокращение)

      Точно так же вы можете увеличить интервалы в мелодическом фрагменте, создавая ощущение драмы в музыке, изменяя только один элемент.

      Разнообразный гармонический ритм

      Одним из наиболее распространенных мест усиления гармонического ритма являются каденциальные пассажи. Увеличение частоты гармонических изменений создает ощущение волнения и предвкушения. Точно так же замедление гармонического импульса создает ощущение размышления, позволяя композитору и слушателю глубже погрузиться в гармонию момента.

      Я надеюсь, что эти методы музыкального сочинения будут вам полезны, когда вы начнете свое произведение. Имейте в виду, что на моем 12-недельном онлайн-курсе Berklee Online можно узнать гораздо больше, Креативные стратегии композиции вне стиля. Ниже я включил некоторые ресурсы, которые помогут вам продолжить изучение музыкальной композиции, в том числе книги по музыкальной композиции и другие курсы музыкальной композиции от Berklee Online.

      Книги по сочинению музыки

      Если вы хотите узнать, как самостоятельно научиться сочинять музыку, книги по сочинению музыки — отличное место для начала. Berklee Press опубликовала несколько книг по нотной композиции, которые помогут вам изучить основы нотной записи. Вот несколько книг по музыкальной композиции от Berklee Press, на которые стоит обратить внимание:

      • Музыкальная нотация: подготовка счетов и деталей
      • Финал: простой путеводитель по музыкальной нотации
      • Berklee Contemporary Music. Курсы

        В Berklee Online есть более дюжины курсов по написанию музыки, которые помогут вам поднять свои навыки на новый уровень, при этом создавая профессиональные произведения. Вы также можете получить профессиональный сертификат по теории музыки и композиции. Ознакомьтесь со следующими курсами музыкальной композиции:

        • Современные методы в музыкальной композиции 1
        • Джаз Композиция
        • Музыкальная композиция для фильмов и телевидения 1
        • Music.

          ПОЛУЧИТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И КОМПОЗИЦИИ

          Техника написания композиции | Словесный

          При составлении документа вы можете использовать различные техники написания текста, чтобы заинтересовать аудиторию и заставить ее читать до конца. Опытные писатели используют комбинацию этих композиционных приемов, чтобы их письмо было захватывающим и привлекало внимание читателей. Продолжайте читать описания некоторых композиционных приемов, которые вы можете использовать, чтобы сделать свое письмо живым.


          Установите сцену

          Если вы описываете опыт, который вы пережили своим читателям, используйте яркий язык, чтобы они почувствовали, как будто они пережили этот опыт вместе с вами. Сосредоточьтесь на том, чтобы рассказывать своим читателям не только о том, что с вами произошло, но и о том, что вы видели, чувствовали, пробовали на вкус и т. д. Это поможет заинтересовать ваших читателей и заставить их понять, откуда вы пришли.


          Наращивание импульса

          Когда вы думаете о лучших речах и выступлениях, которые вы слышали, у них, вероятно, есть одна общая черта. Выступающие, вероятно, начинали немного тише, давая слушателям ощущение комфорта, а затем становились все более страстными по ходу речи. Вы можете сделать то же самое в своем письме. Может помочь представить, что вы читаете свое произведение вслух аудитории, чтобы получить представление о том, как оно будет звучать. Доведение до сильной концовки гарантирует, что ваша аудитория прочитает весь ваш текст.


          Показывайте, но не говорите

          Возможно, вы уже слышали фразу «показывайте, но не говорите», но вы можете не знать, что она означает. Тем не менее, это жизненно важное правило, которое следует помнить, если вы хотите создать привлекательный текст. Когда вы показываете, а не рассказываете, вы используете яркий язык, чтобы создать настроение, создать сцену или развить образ в сознании вашего читателя, вместо того, чтобы просто использовать простой язык для описания чего-либо. Итак, если вы хотите показать, а не рассказывать, вы должны написать: «Солнце палило на мое потное лицо, пока я тащился по длинной пыльной дороге к дому» вместо «Мне пришлось долго идти домой по жаркой дороге». день»


          Прочтите вслух

          Чтобы понять, как ваш текст будет звучать для вашей аудитории, прочитайте его вслух. Это может помочь вам уловить предложения или фразы, которые звучат неловко, и убедиться, что в вашем произведении нет разделов, которые не соответствуют общему тону. Кроме того, некоторые писатели считают, что чтение их работы вслух может помочь преодолеть писательский кризис, особенно если они представляют, что разговаривают с кем-то. Когда вы дойдете до конца того, что вы написали, просто подумайте, что бы вы сказали дальше в разговоре, чтобы получить представление о том, что вам нужно написать дальше.

          Композиционные приемы: Приемы композиции

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пролистать наверх