Основы композиции в фотографии — презентация онлайн
1. МДК.02.04. Техника и технология рекламной фотографии Тема: Основы композиции в фотографии
Термин «композиция» с лат. сompositio –означает как составление, соединение, связь.
Композиция — это объединение отдельных
элементов
произведения
в
единое
художественное целое, в котором ярко
раскрывается содержание сюжета и замысел
фотографа.
3. Психология визуального восприятия
На нашу оценку изображения влияет то, какрасположены в нем ключевые композиционные элементы.
Основные элементы, влияющие на визуальное
восприятие снимка:
размеры, форма и расположение объекта;
освещение, тональность, колорит;
точка и момент съемки;
план, ракурс.
Все предметы, которые попадают в кадр,
становятся элементами его композиции.
Простота композиции
Основа любой композиции – простота.
Его суть заключается в том, что при съемке необходимо
подбирать такую композицию, чтобы основной объект
снимаемой сцены выделялся из общего фона и привлекал
внимание зрителей.
Для реализации данного правила на практике
необходимо расположить объект съемки так, чтобы он
занимал большую часть кадра и выбрать такую точку
съемки при которой фон был бы наиболее прост, т.е. детали
фона должны дополнять основной объект съемки, а не
отвлекать внимание зрителя.
Правило «третей»
Суть правила третей заключается в том, что перед тем
как сделать снимок, необходимо мысленно разбить кадр на
три равные части по горизонтали и на три равные части по
вертикали, т.е. мысленно наложить на кадр сетку из 9
равных ячеек, как показано на рисунке ниже.
В соответствии с правилом третей главный объект
съемки необходимо располагать в точках пересечения линий
или вдоль самих линий по горизонтали или по вертикали, в
зависимости от размера и формы объекта съемки.
Старайтесь избегать расположения объект съемки в центре
кадра, как это показано на рисунке ниже слева, лучше
объект расположить либо в точках пересечения, либо на
самих линиях сетки, как показано на рисунке ниже справа.
Если основной объект съемки имеет
значительный размер по высоте, то в соответствии с
правилом третей, данный объект необходимо
расположить в кадре вдоль правой либо левой
вертикальных линий сетки.
При съемке природных пейзажей наиболее
интересными получаются те фотографии, на которых
горизонт расположен по правилу третей.
Например, линию горизонта на пейзажном снимке
часто располагают в нижней или верхней трети кадра.
Если совместить линию горизонта с нижней линией
деления кадра, то небо окажется наиболее важной
частью снимка, создавая впечатление простора.
Если линию горизонта совместить с верхней
линией деления кадра, то сюжетным центром, как
правило, должно быть то, что находится на земле.
Направляющие линии в кадре
Направляющие линии играют немаловажную роль в
композиции и могут служить разным целям. Они могут сами
составлять сюжет фотографии, или же могут направлять
взгляд зрителя к основному объекту съемки, тем самым
подчеркивая его.
На фотографии
присутствует явная
линия — дорога и
условная — ряд
деревьев, мысленно
соединив которые,
можно получить
линию.
Диагональные линии в кадре
Диагональные линии сами по себе символизируют
движение и поэтому могут использоваться для придания
изображению динамики. Кроме динамики, диагональные
линии также могут придать снимку пространственную
глубину и направить взгляд зрителя на объекты в глубине
кадра.
• Диагонали могут быть
как явно заметные, так и
незаметные.
• На фотографии с
крокодилами явно
выраженная диагональ,
фотография в таком
ракурсе смотрится
намного выигрышней.
Изогнутые линии в кадре
При использовании изогнутых линий следует помнить,
что линии, которые не сильно изогнуты по вертикали или по
горизонтали воспринимаются зрителем как устойчивые и
придают снимку чувство расслабления и спокойствия.
С другой стороны, сильно изогнутые линии придают
изображению неустойчивость и вызывают у зрителя
ощущение напряжения.
S- образные линии в кадре
S-образные линии обладают
плавными естественными
изгибами, что придает
изображению легкость и
привлекательность, а также
может направлять взгляд зрителя
к важному объекту.
Классическую s-образную
линию еще называют «линией
красоты», так как она
ассоциируется с изгибами
человеческого тела.
Восходящие и нисходящие
линии
Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в
правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это
может быть связано с тем, что мы читаем слева направо,
сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх,
что требует больших усилий. Восходящие линии
ассоциируются с динамикой, движением.
Нисходящие линии – из вершины левого верхнего
угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием
и умиротворением.
Уравновешенность композиции
Уравновешенный по композиции кадр — это правильное
размещение объектов, цветовых элементов, света и
тени, дополняющих друг друга так, чтобы фотография
хорошо смотрелась и выглядела уравновешенной.
Неуравновешенный
Уравновешенный
Обеспечение уравновешенности
композиции всех элементов
кадра — другое важное
условие получения удачного
снимка.
Обратите внимание на то, как
композиционно уравновешены
в кадре листья, окно и молодая
пара.
Точка съемки и размещение
объектов съемки тщательно
продуманы.
Результат — правильно
уравновешенный снимок.
Кадрирование
Кадрирование представляет собой выбор
оптимальной точки кадра, ракурса и направления съемки,
благодаря которому фотограф акцентирует внимание
зрителя на наиболее важных деталях или объектах
фотоизображения.
Точки съемки
Композиция снимка во многом зависит от того, какой
точкой съемки пользуется фотограф. Кроме центральной
можно выделить боковую, высокую и низкую точки
съёмки. Старайтесь использовать разные точки съемки,
чтобы построить наиболее выразительную композицию
кадра.
Правило нечетного числа
Данное правило гласит,
что снимок визуально становится
привлекательнее, если на нем
изображено нечетное число
предметов.
Мы как бы обрамляем
один предмет с помощью двух
других. А обрамление придает
фотографии своеобразие.
В фотографии справа,
девушку окружают два ее брата.
Наш взгляд автоматически
смотрит в центр.
Ритм в фотографии
Ритм – один из самых главных и самых интересных
композиционных решений в фотографии. Ритмом принято
называть гармоничное чередование геометрических
форм, пятен и линий, повтор основного композиционного
мотива. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные
столбы – все это ритмы.
Если подружиться
с этим эффектом –
мы наверняка
сможем достичь
взрывных
результатов.
Тональное решение снимка
Тональное решение снимка так же имеет большое
значение, т.к. оно придаёт фотографии определённое
состояние.
На фото справа
тональное решение
фотографии
воспринимается
целостно.
Драматизм,
создается темным
фоном с
выделяющимся
перед ним объектом.
Освещение удачно комбинируется с творческим
выбором эмоциональной позы.
Тональное решение снимка будет зависеть и от того, в
какое время суток и его сделаете.
Один и тот же кадр, сделанный днём, а потом ночью –
будет практически неузнаваем, тональный рисунок дневного
и ночного кадра будет абсолютно разным.
Т.е. характер
освещения – это ещё
один определяющий
фактор, который
однозначно влияет
на колорит
фотографии.
Перспектива в кадре
Перспектива в кадре бывает
разной — линейной,
тональной и воздушной.
Но сущность перспектив
одна и та же — способность
передать объём тел и их
расположение в пространстве.
На фото справа- линейная
перспектива.
Это незаменимый приём
для тех, кто часто
путешествует, когда
у вас есть невероятная
возможность охватить
красоту природы и
культурные, а также и
архитектурные
особенности разных
стран.
На фото справатональная
перспектива
Воздушная перспектива характеризуется
исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по
мере их удаления от глаз наблюдателя.
Так, например, появился на свет этот снимок с горы
Климентьева. Коктебель славится своими голубыми
вершинами, которые вы видите на этом снимке внизу.
Способ смыслового контраста
Фотографы не редко используют при создании кадра
способ смыслового контраста: большое и маленькое,
тяжелое и легкое, старинное и современное. Присутствие
в композиции предметов с противоположным качеством
может лечь в основу интересного сюжета. (Ребенок и
пожилой человек — возрастной контраст лежит в основе
снимка.)
Формы в композиции
Любую сложную композицию можно схематично
представить вписанной в одну из простых фигур: куб, шар,
пирамиду. Интересного эффекта можно добиться, компонуя
кадр внутри неустойчивой фигуры – перевернутой
пирамиды, овала.
Визуальная
неустойчивость создает
напряжение в кадре, формирует
внутреннюю динамику.
Экспрессию форме придают и
текстура с равномерно
изменяющимся ритмом рисунка.
Съемочные планы
Создавая композицию снимка, фотограф решает,
какой план использовать для него.
Планом принято называть соотношение размера
главного объекта съемки с размерами кадра. Принято
выделять следующие планы: общий, средний, крупный,
деталь.
Выполнить задание
Выполнить тест. Один правильный вариант ответа
1. Композицией в фотографии называют:
а) способ расположения фотокамеры
относительно объекта съемки
б) процесс создания выставки из трех
и более фотоснимков
в) совокупность всех объектов в кадре
объединяющих их в единое
художественное целое
Как сделать фотографию интересной,
выразительной, притягивающей взгляды
зрителей?
Для создания фотографии недостаточно
только снять изображение. Необходимо
гармонично разместить объекты на снимке,
наполнив его смыслом. Составление,
соединение, сочетание различных частей в
единое целое в соответствии с какой-либо
идеей — это и есть композиция.
2. Восходящей диагональю называются:
а) диагональю из левого верхнего угла в
правый нижний
б) диагональю из левого нижнего угла в
правый верхний
в) в зависимости от направления развития
композиционного сюжета,
любую диагональную линию в кадре.
Композиции по диагонали – самый
динамичный прием в фотографии. Диагональ
наклонна к границам снимка, а мы знаем, что
такое положение ведет к неустойчивости –
отсюда и ощущения расстояния и перспективы.
Если композиция основана на диагонали,
восходящей с левого нижнего к правому
верхнему углу кадра, то это направление,
придает движению жизнеутверждающую
окраску, вызывая ощущение силы, стойкости и
называется восходящей.
3. Чтобы сделать акцент на небе, горизонт
следует поместить:
а) на треть от низа кадра;
б) на треть от верха кадра;
в) прямо посередине кадра
Выбор расположения линии горизонта в
кадре (сверху, снизу или посередине) будет
зависеть от того, что мы хотим снять и на
что будем акцентировать основное
внимание зрителя.
Один из наиболее часто встречающихся и
распространенных вариантов расположения
линии горизонта– это нижний горизонт.
Благодаря размещению горизонта ближе к
нижней части фотоизображения, верхняя
область снимка становится доминирующей.
Она то и притягивает внимание зрителя.
4. Элементами композиции могут быть:
а) только материальные объекты,
попавшие в кадр
б) только предметы, образующие в
пространстве кадра четкие линии или
формы
в) все объекты в кадре, материальные
нематериальные: цвет, светотень, блик
Все предметы, которые попадают в
кадр,
становятся
элементами
его
композиции. Это могут быть предметы,
цвета, текстуры, линии и цветовые пятна.
Все составляющие нашего снимка должны
быть использованы таким образом, чтобы
удерживать
внимание
зрителя
и
способствовали
усилению
звучания
главной идеи фотоснимка
5. Прямые линии в композиции:
а) подчеркивают динамику
б) «успокаивают» композицию
в) в зависимости от направления могут
создавать спокойную и динамичную
композицию.
Горизонтальные прямые линии, пожалуй,
наиболее часто встречаются в фотографии.
В качестве прямой линии может выступать,
например, береговая линия моря или дорога.
Как и в архитектуре и живописи,
горизонтальные линии в фотографии несут в
себе ощущение спокойствия, покоя и
равновесия. При использовании
горизонтальной линии взгляд зрителя на
фотографии обычно скользит по ней очень
легко. Такие линии добавляют в
фотоизображение чувство расслабленности
и бесконечности.
Домашнее задание
1. Провести съемку и сделать фотографии:
— Сделать снимок, в основе композиции которого лежит ритмичное чередование
элементов;
— Сделать снимки, скомпонованные на основе смыслового контраста: большоемаленькое, старинное-современное, легкое-тяжелое;
Передающей размеры объекта съемки (здания, дерева и т.д), используя людей в
кадре.
2. Проанализируйте фотографию по плану:
• предметное содержание;
• преобладание светлого/темного;
• контраст;
• цвет;
• статика/динамика;
• главное/второстепенное, ритм;
• ощущения, ассоциации, эмоции вызываемые кадром.
Композиция фото — Статьи и уроки
Идеальные фото для Вас Обычные фотографии продуктов существуют уже давно, но самый новый и интересный способ их создания — это 360 фотографий продуктов. Они позволяют посетителям вашего сайта видеть ваш продукт или объект со всех сторон и углов на одной интерактивной фотографии вместо того, чтобы просматривать галерею традиционных фотографий. Хорошее освещение фотографии продукта очень важно! Хорошее освещение не только выглядит профессионально и делает ваш продукт великолепным, но и показывает, что вы серьезно относитесь к своему бизнесу. Поиск подходящей фотографии продукта может быть запутанным, поэтому сегодня мы рассмотрим различные варианты. Стоит потратить немного времени на поиски лучшего освещения для фотографии продукта, которое подойдет вам и вашим продуктам. Композиция фото | 21.05.2020 | Комментарии (0) |
Как заработать начинающему фотографу — стоковые фотографии Часто заработок фотографа ассоциируется со свадебными и прочими фотосессиями. Но что, если хочется большей свободы и какого-то альтернативного заработка? Композиция фото | 30. 05.2019 | Комментарии (0) |
Ритм в изображении Ритмом в фотографии называется закономерное повторение, чередование с определенными равными промежутками соразмерных и, как правило, однородных предметов. Ритмично построенные композиции невольно привлекают внимание зрителей, поскольку обладают трудно объяснимой притягательной силой, захватывающей зрителя… Композиция фото | 10.02.2012 | Комментарии (0) |
Роль композиции в объединении частей фотографии и выразительности снимков Среди изобразительных средств фотографии композиция фотоснимка по праву стоит на первом месте. Она является тем главным элементом, который определяет уровень художественности той или иной работы… Композиция фото | 06.02.2012 | Комментарии (0) |
Композиционные хитрости. Несколько планов. Одна тема — один цвет. Обрамление и символы Если вы работаете в цвете, то старайтесь следовать нехитрому правилу: одна тема — один цвет. Иначе вы получите пестроту — как на цыганской юбке. А ваш основной объект потеряется в буйстве красок… Композиция фото | 21.01.2012 | Комментарии (0) |
Композиционные хитрости. Объект съемки, построение кадра, ненужные детали Первое, что вам нужно сделать, — это спросить себя: «А зачем я это фотографирую?». Во многих случаях это поможет вам более трезво взглянуть на будущий кадр. Снимайте только то, что может представлять интерес. Помните, что основная задача любой фотографии — сообщить зрителю нечто новое. Вы должны удивить его. Но удивить своей фотографией, а не архитектурой Колизея… Композиция фото | 21.01.2012 | Комментарии (0) |
Ломаные линии, кривые линии, волнистые линии, и линии, вводящие в кадр Кривые и волнистые линии обладают изяществом, взгляд скользит по ним легко и спокойно. Поэтому такие линии принято считать линиями легкости, нежности и красоты… Композиция фото | 18.12.2011 | Комментарии (0) |
Прямые и наклонные линии в кадре Прямые линии зрительно воспринимаются спокойно и создают впечатление твердости, уверенности, силы. Однако считается, что прямые линии недостаточно выразительны, скучны и поэтому обычно рекомендуется ограничивать их количество в снимках… Композиция фото | 18.12.2011 | Комментарии (0) |
Какие бывают линейные построения и линии в композиции Конструктивная четкость снимка может быть достигнута также за счет продуманного линейного построения кадра. Фотографический снимок воспринимается нами как определенное соотношение линий, тонов или цветов. При этом роль линий особенно велика, так как именно они являются конструктивной основой любого изображения. Композиция фото | 18.12.2011 | Комментарии (0) |
Место главного элемента в кадре Одним из важнейших приемов фотокомпозиции является выделение на снимке главного элемента, так называемого смыслового центра, который должен способствовать наиболее полному раскрытию содержания снимка… Композиция фото | 18.12.2011 | Комментарии (0) |
Зеркальные натюрморты Зеркало дает возможность получить при съемке множество замечательных художественных эффектов. Положил что-нибудь на зеркальную поверхность — уже здорово, человека перед зеркалом посадил — психологический портрет… Композиция фото | 03.09.2011 | Комментарии (0) |
Натюрморт в старинном стиле Конфеты в коробках обычно сопровождают добрые события в нашей жизни. Их приятно получать в подарок, а еще приятнее дарить. При этом, покупая конфеты, мы часто уделяем большое внимание оформлению коробки. Красивую коробочку иногда даже выбросить жалко… Композиция фото | 20.08.2011 | Комментарии (0) |
Роль отпечатка, масштабные средства и время композиции Роль отпечатка в композиции. Композиция фото | 27.07.2011 | Комментарии (0) |
Роль видоискателя в композиции В фотоаппарате роль живого поля, на котором происходит композиционная жизнь, играет видоискатель. Взаимодействовать приходится с ним, и он диктует определенные условия. В частности, бич современной зеркальной «цифры» — малюсенький видоискатель, которые европейские фотографы дразнят «тоннелем» (правда, в последнее время, ситуация в этом смысле немного улучшилась, отчасти применением более современной конструкции окуляра, отчасти внедрением Live View)… Композиция фото | 27.07.2011 | Комментарии (0) |
Композиция как физиология Пожалуй, единственное, что можно сказать, — это что любые рассуждения о композиции, как и ее анализ, есть занятия рефлексивные, происходящие постфактум; даже если речь идет о возможных вариантах еще не снятого кадра, анализируются уже сложившиеся проекты композиции. То есть она какими-то неведомыми путями (интересно бы знать, какими) образуется в мозгу, а обсуждению подвергается только конечный результат… Композиция фото | 27.07.2011 | Комментарии (0) |
Композиция как органика Лавинообразная популярность фотографии и интенсивный круговорот фотографической информации на наших глазах конвертируются в качественные изменения снятых кадров, как и предупреждали классики полузабытого учения. Как ни ворчат скептики, уровень фотоконкурсов и выставленного на сайтах сегодня несравнимо выше того, что приходилось терпеть лет 10 назад. И как результат — стремительно ветшают когда-то азбучные истины, на которых строилось обучение фотографии… Композиция фото | 27.07.2011 | Комментарии (0) |
Композиция кадра в горах Увидев красивый пейзаж, не торопитесь снимать все подряд, ничего хорошего из бездумной серийной съемки не выйдет. При съемке со смотровых площадок старайтесь скомпоновать кадр так, чтобы в него не попали линии электропередач, случайные люди и т.д… Композиция фото | 31.05.2011 | Комментарии (0) |
Композиции в аквариумах Водные существа населяют трехмерный мир, полный великолепных возможностей для получения интересных снимков, а специальный аквариум, рассчитанный на фотографирование, делает эти возможности осуществимыми. Аквариумы несут с собой особы набор проблем для фотографа, но у них есть и одно явное преимущество: аквариумы представляют и огромный диапазон ракурсов для съемки. Однако запомните с самого начала, что такие условия, как температура и химический состав воды, а также содержание кислорода, чрезвычайно важны, а регулярно проверять состояние водной среды еще важнее, чем сухой виварий…Композиция фото | 23.04.2011 | Комментарии (0) |
Баланс, обрамление, объединение и разделение композиции Баланс достигается путем размещения форм, цветов, ярких и затемненных мест таким образом, чтобы они дополняли друг друга, давая фотографии ровный, а не односторонний вид. Балансировка может быть равносторонней или симметричной, с эквивалентным содержанием на каждой стороне изображения, или она может быть асимметричной, с большим, более ярким или более красочным объектом на одной стороне, сбалансированным меньшим, менее ярким или менее красочным объектом на другой стороне. Композиция фото | 05.04.2011 | Комментарии (0) |
Правило третей и использование линий Вы увидите, что идея разделения изображений на трети часто называется правилом третей, и это тот случай, когда мы не возражаем против жесткого следования этому правилу. В большинстве случаев организация снимков, таким образом, является хорошей идеей, а когда вы отступаете от этого правила, вам нужно точно знать, почему вы это делаете… Композиция фото | 05.04.2011 | Комментарии (0) |
Уроки Розова. Композиция фотографии
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляющего себя слушать. Грамотно выстроенная фотография не гарантирует любви аудитории, но дает надежду на внимание. Добиться успеха невозможно, не освоив ремесленных знаний и навыков, а они не падают с неба вместе с эмоциональной чувствительностью. Особенно важно умение компоновать объекты на плоскости будущей фотографии и выделять главные из них, так чтобы никто не мог ошибочно принять второстепенное за суть высказывания. Этому посвящена одна из книг новой серии учебников Георгия Розова — «Композиция и выделение главного», готовящихся к печати в издательстве «Астрель» (Москва). Ниже мы публикуем небольшой отрывок из нее.
Текст и фото — Георгий РОЗОВ.
Пятна и гармония в кадре
Сетевые перлы: Не буду рассусоливать. Скажу просто: снимать вы не умеете. Кроме композиции, в снимках отсутствует — всё.
Композиция (от латинского compositio — сочинение, составление) означает построение, соотношение, взаимное расположение частей. В применении к фотографии — размещение на плоскости снимка всех его элементов так, чтобы они составили органичное целое.
Мне понравилось нечто и захотелось это сфотографировать. Расфокусирую глаза до степени потери овеществленности, почти до абстрактности, чтобы картинка превратилась в плоскость, заполненную цветными пятнами. Примерно так, как на фото 1 а. Так проще анализировать гармоничность пятен будущей фотографии.
Вижу несколько треугольников, остриями сходящихся в одной точке. Синие треугольники делят кадр по диагонали. Оранжево-красные треугольники также пополам делят свою, нижнюю половину кадра. Они соседствуют с треугольниками, окрашенными смешанным светом ртутных ламп (зеленый цвет), дневным светом (синий цвет) и светом оранжевых прожекторов, отраженным от клетей прокатного стана. Пол не окрашен: он металлический и готов отражать любой свет. Именно поэтому трудно одним словом определить его цвет. Назову его серо-сине- зеленым.
Вывод: сочетание синих и контрастирующих с ними оранжевых секторов мне нравится. Холодная часть кадра занимает примерно его половину. Клети прокатного стана, в которых раскаленный металл расплющивается до толщины стенки холодильника, словно по заказу теплые, оранжевые. Треугольник пола хоть и выпадает из сине-оранжевой контрастной конструкции кадра, но не спорит с ней, потому что окрашен в холодные неяркие тона. Графический рисунок мне показался достаточно равновесным. Можно снимать дальше.
1а. Вот так примерно я вижу будущий снимок (см. фото 1б) расфокусированными глазами, во время анализа пятен.
1б. Прокатный стан 2000. Новолипецкий металлургический завод.
Камера Nikon D3S. Зум AF-S Nikkor 14-24/2.8 G ED N.
Чувствительность 1000 ISO. Выдержка 1/80 с.
Диафрагма 2,8. Экспокоррекция –1,67 EV.
Фокусное расстояние 14 мм.
Границы кадра
Машинописный лист формата А-4, силуэт римского собора Святого Петра и русской церкви Покрова на Нерли, размеры экрана телевизора и рамки видоискателя фотоаппарата объединены одним общим признаком: соотношение сторон всех этих предметов составляет примерно три к четырем, что соответствует закону золотого сечения (гармонической пропорции).
Это не означает, что все фотоаппараты имеют такие пропорции кадра. Существуют, например, камеры с квадратным кадром и панорамные камеры с соотношением сторон 2 к 1. И это вовсе не мешает фотографу компоновать в рамках такого видоискателя красивые картинки. Немного позже я приведу примеры таких «неправильных» фотографий. Но все-таки чаще нам приходится строить будущий кадр, глядя в глазок с классическим соотношением сторон кадра 3 к 4.
Первое, что нужно сделать фотографу, — уподобить себя лошади с шорами на глазах. Для тех, кто никогда не сталкивался с этим полезным изобретением, напомню, что шоры — это кожаные шторки, закрепленные сбоку, возле глаз лошади, чтобы животина не глазела по сторонам, а смотрела строго перед собой, не видела ничего лишнего и не пугалась автомобилей, к примеру. Фотограф, наблюдающий за происходящим вокруг через глазок видоискателя, так же точно не может видеть ничего за пределами рамки.
Хочешь не хочешь, а придется вертеть головой и выбирать в окружающем мире какой-то островок. Должен признаться, что сделать выбор бывает непросто. К примеру, тот же самый прокатный стан с теми же самыми составляющими (пульт управления станом слева, а клети справа) может выглядеть не совсем не так, как на фото 1 б. Я только слегка повернул голову левее и получил кадр, поделенный почти пополам, но уже по вертикали. Слева синяя тихая прохлада, а справа грохочущая красная жара (см. фото 2).
2. Прокатный стан 2000.
Смещение камеры влево, в сравнении в первым вариантом этого сюжета, изменило не только соотношение пятен в кадре. Синего стало больше, он сделал кадр статичным и невнятным. Зритель попадает в положение буриданова осла, которого поставили на равном расстоянии от двух равных охапок сена. Бедная скотина умерла с голоду, так и не решив, какое сено есть сначала, а какое потом.
Первый кадр предлагал зрителю полюбоваться мощью и красотой техники. Синяя половина тоже не оставалась без внимания, потому что синий цвет в сочетании с красным становится очень притягательным для глаза. Такое синее пятно все равно не ускользнет от внимания зрителя. И люди, управляющие оранжевыми клетями, получат свою долю внимания, и картинка не будет разбалансирована.
То есть моя попытка уравнять синее и красное в кадре ошибочна. Синий цвет в этом кадре тяжелее, и его не должно быть слишком много. Моя ошибка — всего на два сантиметра в выборе точки съемки — оказалась способной лишить композицию равновесия.
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 14-24/2.8 G ED N.
Чувствительность 1000 ISO.
Выдержка 1/40 с.
Диафрагма 2,8.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 14 мм.
Норвежский закатец в трех вариантах
В Норвегии случилось наблюдать необыкновенно красивый, совершенно рериховский закат. Времени на размышлизмы совсем не было: солнце закатилось за линию горизонта еще полчаса назад. Из-за этого краски уже потускнели и вот-вот могли погаснуть совсем.
Мы спешили не опоздать на паром, так как следующего судна пришлось бы ждать до утра. У меня были секунды на первые два кадра. Снимал не отходя от машины (фото 3 и 4). Мы тронулись, но через каких-нибудь пятьдесят метров я заверещал от восторга. Машину остановили еще раз (фото 5). Теперь я могу на досуге поразмышлять о значении точки съемки и о том, как первичный выбор объекта влияет на результат съемки вообще.
В семидесятых годах фотографу самого тиражного иллюстрированного журнала СССР для съемки обложки выдавали максимум две-три среднеформатных пленки, то есть 24 кадра. Приходилось экономить. Прежде чем решиться нажать на спуск, надо было все продумать и взвесить, ибо пленка была дорога и дефицитна. Сейчас, когда цифра позволяет расслабиться и думать только о получении результата, психология поведения фотографа изменилась. Много раз ловил себя на мысли о том, что буквально расстреливаю объект с разных точек, совершенно не сдерживаясь. Важно не упустить момент, сделать самый лучший вариант кадра, чтобы не жалеть об упущенной удаче.
Мгновенья жизни неповторимы. Вернуться на место съемки можно, но сделать такой же кадр, какой не был снят вчера, — ни за какие коврижки. И свет будет не тот, и погода не та, и муза может забастовать. Словом, с одной стороны, снимать с запасом — хорошо. Но, с другой стороны, как же это мучительно и противно просматривать множество почти одинаковых файлов, отыскивая среди них тот самый — лучший, ради которого и плодились десятки дублей.
Обиднее всего, когда, вперившись в монитор отупевшим от напряжения взглядом, понимаешь, что в просмотренной горе мусора нет ничего, заслуживающего внимания и дальнейшей обработки. Что в запарке творческой лихорадки сделал досадные ошибки: технические или композиционные, не поймал тот единственный миг, который и стоило остановить…
Умение снимать быстро и безошибочно приходит с опытом, когда знания и умения доводятся до автоматизма. А поначалу, в процессе освоения композиционных основ, торопиться надо медленно. Нельзя, например, во что бы то ни стало стремиться втискивать в классическую рамку кадра сюжеты, которые в нее не укладываются. Фотографии могут быть квадратными, вытянутыми по горизонтали или вертикальными. Любые соотношения сторон могут оказаться органично скомпонованным изображением. Картинки всех форматов подчиняются правилу третей, производному от золотого сечения (фото 6, 7, 8).
3. Норвежский закатец 1.
Машина тормознула в промежутке меж двух домов, напоминающих наши «очень щелевые» общаги времен комсомольских строек. Их всегда возводили как временные сооружения — лет на двадцать, а они и полвека спустя не отпускают пленников. Архитектура норвежских сельских домов очень похожа. Только дома тут ухоженные, простенькие, без затей, но веселые. Левый дом подмигивал окошками, отражавшими свет неба, и вагонка, выкрашенная финским «пинотексом» (антисептик), тоже слегка зеркалила, оживляя поверхность стены. Солнце из-за горизонта снизу лизало малиновыми лучами облако надо мной. Получалась картинка сурового, мрачноватого заката. С моей точки зрения, страна воинственных викингов только так и должна выглядеть.
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 250 ISO.
Выдержка 1/160 с.
Диафрагма 6,3.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 24 мм.
4. Норвежский закатец 2.
Я уже собирался забраться на заднее сиденье джипа, чтобы ехать дальше, но уткнулся глазами в зеркало задней дверки и получил возможность одновременно снять сразу два заката. Как полезно, однако, повертеть головой, прежде чем зачехлить камеру!
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 250 ISO.
Выдержка 1/200 с.
Диафрагма 6,3.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 24 мм.
5. Норвежский закатец 3.
Сменилась точка съемки: камера спустилась на несколько метров ниже, почти до уровня моря. Исчез передний план. Изменилось фокусное расстояние объектива: первые кадры снимались при широкоугольном положении, а этот — при телеположении. То есть я поменял угол зрения того же объектива, и он стал охватывать меньшее пространство, чем в двух первых вариантах этого сюжета. Пришлось поднять чувствительность, чтобы снимать с короткой выдержкой и добиться удовлетворительной резкости на всю глубину кадра. Мне как родителю все дети кажутся прекрасными и неповторимыми. Я не смог ни одного из трех выбросить в корзину.
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 1600 ISO.
Выдержка 1/640 с.
Диафрагма 6,3.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 70 мм.
Правило третей
Если кадр мысленно поделить на три части по горизонтали и по вертикали, точки пересечения границ полученных прямоугольников укажут на особые зоны. Если возле них расположить объект, к которому нужно привлечь внимание зрителя, цель почти наверняка будет достигнута (фото 9 и 10).
Должен заметить, что правило третей придумано очень давно. О нем писали еще те учебники, по которым я учился фотографии сорок лет назад. О нем нам рассказывала на лекциях по композиции профессор ВГИКа Лидия Павловна Дыко. Не могу умолчать о существовании этого правила, если так много людей верит в его правильность и руководствуется на практике.
Но и о сомнениях своих тоже не могу умолчать. Подбирая картинку для иллюстрации правила третей, вынужден был довольно долго просматривать фототеку в поисках точного попадания главного объекта кадра в перекрестие прицела. Оказалось, что таких кадров у меня немного. Пришлось посидеть и проанализировать свои и чужие снимки.
Вывод: в случаях, когда кадр компонуется с применением правила третей, главное чаще всего оказывается не в центре зоны пересечения линий деления на трети, а на некотором отдалении от них. Я теперь склонен формулировать это правило немножко иначе.
Объекты, расположенные на некотором отдалении от любого из четырех углов кадра, становятся желанной приманкой для взгляда зрителя.
Тут непременно надо повторить дежурную мудрость, которая от частого повторения мудростью быть не перестала: правила — не законы. Их придумывают, чтобы осознанно и безнаказанно нарушать.
6. Папоротник.
Размер кропнутой матрицы у камеры Nikon D7000 стандартный — удлиненный прямоугольник. Сюжет в него не укладывался. Картинка оживает только после ампутации нижней части кадра. Квадрат для этого сюжета лучше прямоугольника.
Камера Nikon D7000.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2,8 ED N.
Чувствительность 100 ISO.
Выдержка 1/125 с.
Диафрагма 5.
Фокусное расстояние 36 мм.
7. Новогодний дождь.
В Венеции наводнение. Воды лагуны выплескиваются на набережную, и прохожие передвигаются по временным мостикам. Сюжет строго горизонтален в силу того, что и сама набережная, и мостик на переднем плане, и даже комплекс храма Сан-Джорджио на острове в глубине композиции тянутся вдоль линии горизонта. Я кадрировал этот файл, чтобы убрать пустое небо сверху и часть мостовой на переднем плане снизу.
Удаленные части изображения не содержали полезной информации — их не жалко. Зато удалось подчеркнуть сопротивление ветра и дождя, которое преодолевал человек с зонтиком. За спиной пешехода остался словно бы более длинный путь, а масштаб самой фигурки не уменьшился.
Удлиненная форма кадра способствует созданию иллюзии большей протяженности преодоленного пути. Подчеркивает это и ритмическое деление кадра вертикалями стоек мостика. Фигурка прохожего выбивается из правильного ритма черных прямоугольников, а цветное пятно сферического зонтика не оставляет сомнений в том, что в этом кадре нет ничего главнее человеческого упорства.
Камера Nikon D3.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 800 ISO.
Выдержка 1/320 с.
Диафрагма 3,5.
Экспокоррекция +0,67 EV.
Фокусное расстояние 60 мм.
8. Венеция. Аква Альта.
В этом районе Венеции, неподалеку от Арсенала, живут в основном сами венецианцы. Туристов тут мало. Улицы, залитые водой, пусты. Меня очаровали цветные пятна цветущих от влаги стен. Кадр мог быть ориентирован только по вертикали. Узкие улочки тесного островного города тянутся вверх, как деревья в густом лесу. Горизонтальный кадр в таких обстоятельствах был бы некрасив. Я долго ждал этих строителей. Хотелось, чтобы присутствие людей оживило картинку.
Камера Nikon D3.
Зум AF-S 70-200/2.8 ED VR.
Чувствительность 800 ISO.
Выдержка 1/160 с.
Диафрагма 5.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 200 мм.
9. Правило третей.
10. Лебедядьки.
Свадебная фотография. Выкуп невесты. Подружки невесты экзаменуют жениха со товарищи. Лебедядька выпрыгнул точнехонько на линию левой вертикали правила третей. Его повисшая в воздухе фигура — иллюстрация правильной компоновки кадра.
Камера Nikon D3.
Зум AF-S Nikkor 17-35/2. 8 D ED IF.
Чувствительность 400 ISO.
Выдержка 1/500 с.
Диафрагма 7,1.
Экспокоррекция –0,33 EV.
Фокусное расстояние 17 мм.
Читайте далее
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2.
СОСТАВ
В погоне за созданием (лучших) композиций!
ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ КОМПОЗИЦИЯ
- ВЫРЕЗАТЬ БЕЛОЕ.
- Как скомпоновать в фотографии
- ЧТО СОЗДАЕТ ХОРОШУЮ ФОТОГРАФИЮ?
- Творческий фокус в фотографии
- DISCLARITY
- Изучение великих композиций
- Самостоятельное изучение композиции
- Человеческое тело — это поэзия
- Как повысить уровень собственной фотокомпозиции
- Композиция повсюду
- Сдержанная фотография
- 12 Идеи с фотографией.
- Chiaroscuro в фотографии
Композиция виртуальной реальности
- Эрик Ким Фотография Паттерна.
Игра в композицию
- Фотография Техника выбора/редактирования изображения: выберите фотографии, на которых вы хотите нарисовать композицию
- Фотография и самолеты: композиция
- КАК ЭРИК КИМ ИЗУЧАЕТ КОМПОЗИЦИЮ
- Методы композиции фотографии
- Помимо «умных» и ироничных фотографий
- Как фотографу быть более изобретательным в своих композициях
- Как видеть в слоях
- Видео Урок композиции уличной фотографии от Эрика Кима (4K)
- Как я анализирую свои фотографии
- Игра композиции
- Почему мне нравится снимать многослойные композиции уличной фотографии
- Композиция и декомпозиция: строить и деконструировать великое искусство
Технические композиции
- Техника круговой фотографии
- Волнистая/волнистая композиция
- ЭРИК КИМ Техника композиции фотографии
- Как провести стресс-тестирование ваших фотографий
- Ограничивающие рамки для фотокомпозиции
- Хельмут Ньютон Исследования композиции фотографии
- W. Eugene Smith Изучение композиции
- PDF: ЭРИК КИМ Исследования композиции фотографии
- PDF: Исследования композиции фотографии Йозефа Куделки
- PDF: Исследования композиции фотографии Ричарда Аведона
- PDF: Исследования композиции фотографии Анри Картье-Брессона
Философия композиции.0008
- Качество изображения и отличные фотографии
- Несовершенные фотографии красивее
- Вы фотографируете мир лучше, так же или хуже реальности? #aesthetics
- Эстетика – это этика
- Красота важнее правды #philosophy #aesthetics
- Философия эстетики и красоты в фотографии
- Эстетика в фотографии
- Эстетика Усиление, упрощение и фокусировка
- Не лучшее качество изображения; больше красивой эстетики!
- Почему эстетика?
Мастер-композиция для себя:
Концепция фотокомпозиции
- Контурная фотокомпозиция
- Переосмыслите свои фотографии
- Визуальная суть
- Динамическая композиция
- 10 советов, как работать над композицией в фотографии
- Загрузить ZIP файлы композиции >
- Композиция ради композиции
- Тест на размытие по Гауссу
- Как научиться фотографировать композицию
- Композиция против эстетики в фотографии
- 10 простых советов по композиции для создания лучших фотографий
- Как скомпоновать фотографию
- Фотокомпозиция с обнаружением краев
- Векторная (стрелка) фотокомпозиция
- Ясное и неясное (светотень) фотокомпозиция
Советы по композиции для стрит-фотографии
Токио, 2017 г.- 7 Советы по композиции для стрит-фотографии
Супермен Низкоугольная перспектива Эффект композиции - Техника композиции уличной фотографии с высоким углом обзора
- Как снимать уличную фотографию с низким углом обзора Техника композиции
Советы по композиции
- 5 Идеи композиции
- Как фотографировать движение
- Композиция фотографии: в каком направлении смотрит ваш объект?
- Техника блокировки в фотографии
- Как снимать треугольную фотокомпозицию
- Как снимать композицию золотого треугольника в уличной фотографии
- 8 советов по составлению простых кривых
- 5 простых советов по композиции Анри Картье-Брессона
- Фут Зум
- Фотокомпозиция: свет и тьма
- Урок композиции уличной фотографии № 16: Масштаб
- Форма, расположение, положение (S.A.P.) и контур, взаимоконтакт, положение (CIA) в фотографии
- 10 советов, как заполнить кадр в фотографии
- Смотри вверх! 16 советов по композиции в фотографии
- 5 простых советов по композиции уличной фотографии
- Восприятие глубины
- Композиция «Золотой угол» в уличной фотографии
- Фотограф как «Художник по аранжировке»
- Динамические композиции для уличной фотографии со смещением от центра
- 5 основных советов по композиции в фотографии
Теория цвета
Теория цветового круга: динамическое напряжение между противоположными цветами. Изображение из CREATIVE EVERY DAY- Красно-зеленая композиция Теория цвета для фотографов
- Полное руководство по цветной фотографии для начинающих
- Оппонент Теория обработки цвета для фотографов
- Теория цвета для фотографов
- Руководство по цвету
- Как снимать цветную уличную фотографию
Учитесь у мастеров композиции
Композиции Серджио Ларрена- 10 уроков, которым Матисс может научить вас об искусстве и жизни
- Анри Картье-Брессон Композиция
- 10 вечных уроков, которым Эдвард Уэстон может научить вас о фотографии
- 10 вдохновляющих композиций Серджио Ларрена
- 5 Уроки фотокомпозиции Анри Картье-Брессона
Динамическая фотокомпозиция 101
Направляющие линии. ЭРИК КИМ ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ- Введение в динамическую фотокомпозицию
- Как визуально анализировать композицию вашей фотографии
- Динамическое напряжение: теория фотографии, основанная на противнике
- Оппонент Теория обработки цвета для фотографов
- Динамическая фотокомпозиция 101: фигура на земле
Живописные композиции
Vermeer- Johannes Vermeer
- Рафаэль
Советы по композиции для динамической фотографии
Светотень. ДИНАМИЧЕСКИЙ СВЕТ И ТЕНЬ. Ханой, 2016, ЭРИК КИМ- 7 простых советов по композиции фотографий
- Как создать агрессивную композицию в фотографии
- 10 советов по композиции динамической фотографии
- Как сделать более динамичную композицию изображений
- Неортодоксальные приемы композиции в фотографии
- Деконструкция: Сайгон Фотографии Эрика Кима
Теория композиции
Динамическая композиция под низким углом. Токио, 2011 г. Автор: ЭРИК КИМПоднимите свою композицию на новый уровень:
- Теория гештальта
- Сопоставление
- Центральный глазок
- Низкоугольный
- Голландский угол
- Глубокая глубина
- Интервал
- Силуэт
- Направляющие линии
- Фигура на землю
- Спираль Фибоначчи
- Обрезка
- Эмоции
- Композиция Эрика Кима
Композиция для уличной фотографии 101
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТРАЖЕНИЯ. Человек и три размышления ЭРИКА КИМЧтобы получить подробные уроки композиции, прочтите бесплатную электронную книгу: « Руководство по композиции уличной фотографии ».
Другие статьи для улучшения ваших композиций в фотографии:
- Урок композиции №1: Треугольники
- Урок композиции №2: Фигура на земле
- Урок композиции №3: Диагонали
- Урок композиции #4: Ведущие линии
- Урок композиции #5: Глубина
- Урок композиции № 6: кадрирование
- Урок композиции № 7: Перспектива
- Урок композиции № 8: Кривые
- Урок композиции #9: Автопортреты
- Урок композиции №10: Городские пейзажи
- Композиторский урок №11: «Найди не»
- Композиция Урок №12: Теория цвета
- Урок композиции №13: несколько предметов
- Урок композиции №14: Квадратный формат
Теория композиции
Женщина и дверь. Светотень. ДИНАМИЧЕСКИЙ СВЕТ И ТЕНЬ. Ханой, 2016 г. Автор: ЭРИК КИМИзучите теорию композиции:
- Почему композиция важна?
- Не думайте о композиции при съемке уличной фотографии
- Как использовать пустое пространство
- Композиция для уличной фотографии 101
- Теория композиции в уличной фотографии: 7 уроков от Анри Картье-Брессона
Уроки композиции от мастеров искусства
- Уроки композиции Рафаэль может научить вас фотографии
- В процессе: Леонардо да Винчи
Композиторские лекции
Composition pictures/grids
Golden Diagonal Composition
Golden Diagonal Composition / Kyoto Station, 2018Составные картинки | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
Composition Pictures | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A framed photoPhotos 2. 1k
- A stack of photosCollections 10k
- A group of peopleUsers 0
person
building
architecture
photography
outdoor
shadow
staircase
texture
freshness
роза — цветок
самки
швейцария
дюбендорф
здание
норвегия
голубая река
воссестранд
HD Черные обои
Contrast
Line
Архитектура
Новый
HD Современные обои
Фотоальбом
Посмотрите
Концепции и темы
Image
Suit
HD White Walls
HD Wallpers
HD Wallpers
HD WATHPERS
HD WALLPERS
HD WATH
Изображения цветов
Созерцание
Фоны для Iphone
Hd обои для iphone
Фоновые изображения Hq
–––– –––– –––– – –––– –––– –– – –– – ––– – – –– ––– –– –––– – –.
Италия картинки и изображения
провинция сиена
san quirico d’orcia
серые обои Hd
città del vaticano
ул. Базилика Питера
Лестница
People Изображения и картинки
Лестница
Зеленый цвет
Магазин
Один человек
HD Обои для рисунков
Строительство
Фасы текстуры
Горные изображения и картинки
.0002 Nature images
Landscape images & pictures
germany
black clothing
sony
zürich
tüffenwies
Hd color wallpapers
tenerife
spain
road
Related collections
Composition
965 photos · Куратор Виктор Каджокомпозиция
406 фото · Куратор Юнён Умкомпозиция
175 фото · Куратор Джей Кастроindoors
german
minimalismus
morning
Hd autumn wallpapers
table
freshness
rose — flower
females
norway
blue river
vossestrand
germany
black clothing
sony
фотоальбом
поиск
концепции и темы
тенерифе
испания
дорога
утро
Hd autumn wallpapers
table
Italy pictures & images
province of siena
san quirico d’orcia
staircase
People images & pictures
stairwell
Hd pattern wallpapers
construction
Texture backgrounds
архитектура
новый
современные обои Hd
zürich
tüffenwies
цветные обои hd
растение
изображения цветов
созерцание
–––– –––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– – – –––– – –.
Серые обои Hd
Читта-дель-Ватикано
ул. Базилика Питера
Швейцария
Dübendorf
Здание
Зеленый цвет
Магазин
Один человек
HD Black Alpapers
Contrast
Линия
Связанные коллекции 9000
0423 Композиция 965 Фотографии · Куратор Виктора КуджоКомпозиция
406 Фотографии · Куратор Yunyoung UMКомпозиция
175 ФотоИзображения птиц
костюм
Hd белые обои
в помещении
немецкий
минимализм
Фоны для Iphone
HD обои для iPhone
Фоновые изображения HQ
UNSPLASH LOGOUNSPLASH+ В сотрудничестве с Getty Images
UNSPLASH+
Unlock
Свежья
ROSE — Flower
FEMALES
Клайные БАНКА
ITALY
. провинция сиена
сан-кирико д’орча
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Маурисио Артиеда
Серые обои Hd
Читта-дель-Ватикано
ул. Базилика Питера
Ricardo Gomez Angel
Швейцария
Dübendorf
Здание
Kyaw Tun
Лестница
. Unsplash+В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Unlock
зеленый цвет
store
one person
Ricardo Gomez Angel
Hd pattern wallpapers
construction
Texture backgrounds
Ricardo Gomez Angel
Hd black wallpapers
contrast
line
Massimiliano Morosinotto
Mountain images & pictures
Изображения природы
Пейзажи и изображения
Ricardo Gomez Angel
Архитектура
new
HD Современные обои
Daniel Schaffer
Германия
Black Clothing
Sony
Unsplash LogoUnsplash+ в сотрудничестве с Getty Images
unsplash+
Conseplash
. Ricardo Gomez Angel
zürich
tüffenwies
Hd цветные обои
Sander Breneman
Птицы фото
костюм
Hd white wallpapers
Majestic Lukas
tenerife
spain
road
Sven Brandsma
plant
Flower images
contemplation
Thanos Pal
indoors
german
minimalismus
Unsplash logoUnsplash +В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
утро
Hd осенние обои
стол
Ricardo Gomez Angel
Фоны для Iphone
Hd обои для iphone
Hq фоновые изображения
Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип UnsplashСделайте что-то потрясающее
Семь шагов от базовой композиции к продвинутой: как эффективно кадрировать фотографии
9 комментариевОбщая компоновка и расположение объектов в кадре могут сделать или испортить ваши фотографии. Вы можете знать правило третей и золотое сечение, но композиция выходит далеко за рамки этого, и по большей части она связана с простой геометрией.
Есть люди, для которых сочинение дается естественным образом. Моя жена, например, может взять камеру и каждый раз делать идеально скомпонованные фотографии. У меня есть друг, который может сделать то же самое. Они оба талантливые художники; Я не. Для других, не столь благословленных, включая меня, правильная компоновка изображения — это то, что требует изучения, и для меня это бесконечное путешествие. Но я давно понял, что большинство композиций, которые работают, основаны на геометрии.
Я мог бы написать главу по каждому из следующих пунктов; здесь я просто слегка царапаю поверхность. Тем не менее, я надеюсь, что это краткое изложение даст вам представление о том, что следует исследовать дальше, если вы заинтересованы в погружении в мир композиции.
1. Начнем с основ. Правило третей — это простая композиционная техника, которую большинство из нас, вероятно, изучает в первую очередь при знакомстве с фотографией. Если вы не знаете, это включает в себя разделение экрана на доску для игры в крестики-нолики. В самом простом случае мы размещаем горизонт на одной из горизонтальных линий. Мы также можем размещать объекты там, где линии пересекаются. Мы получаем приятные изображения, но внешний вид может стать клише. Существует так много правил третьих изображений, что иногда кажется, что мы уже видели их все раньше.
Изображение ниже обрезано двумя способами. Слева он увязан с правилом третей, справа с золотым сечением (см. ниже).
2. Симметрия — эффективный инструмент, который часто высмеивают, особенно в пейзажной фотографии. Вам когда-нибудь говорили, что нельзя помещать горизонт в середину кадра? Что ж, забудьте об этом и вместо этого ищите сцены, в которых нижняя часть изображения отражает верхнюю.
Это не обязательно должна быть симметрия сверху и снизу. Левая и правая стороны тоже работают, как и диагональная или вращательная симметрия.
Квадратные рамки особенно хорошо подходят для симметричных изображений, поскольку они обладают четырьмя отражающими и четырьмя вращательными симметриями, присущими их форме. Симметрия может придать фотографии чувство равновесия и спокойствия.
3. Затем большинство из нас переходит к изучению золотого сечения. Это более эстетически привлекательный способ разделения изображения, чем правило третей. Но это гораздо больше, чем просто размещение горизонта ближе к центру кадра, чем на третьем.
Вы, наверное, видели такие изображения спиралей, которые накладываются друг на друга на картинах и фотографиях.
В отличие от пересечений по правилу третей, речь идет не только о расположении горизонтов или даже точек на фотографии, но и о размещении объектов, иногда разного размера, в областях кадра. Это также направляет нас, где линии проходят через изображение. Эту технику использовали многие великие художники и фотографы. Действительно, Анри Картье-Брессон посвятил свою фотографическую карьеру изучению этого.
Пропорции золотого сечения основаны на ряде чисел, которые мы называем последовательностью Фибоначчи. Именно здесь каждое число добавляется к числу перед ним в последовательности, чтобы получить следующее число, таким образом:
1 + 0 = 1,
1 + 1 = 2,
2 + 1 = 3,
3 + 2 = 5,
5 + 3 = 8,
8 + 5 = 003, 9003 13 + 8 = 21,
и так далее.
Эти числа могут быть представлены графически, и полученные пропорции встречаются повсюду в мире природы, особенно при формировании раковины улитки.
Последовательность названа в честь математика XII века Леонардо Боначчи, которого также звали Фибоначчи, но о нем знали задолго до этого. Римский архитектор Витрувий (80-70 гг. до н.э.) использовал пропорции в своих проектах. Однако задолго до этого индийский математик IV века до н. э. Вираханка открыл ту же самую последовательность. Более того, треугольники, образующие Великую пирамиду в Гизе, также соответствуют пропорциям, и она была построена примерно с 2550 по 249 год.0 г. до н. э.
На следующем изображении вы можете увидеть, как Дж. М. У. Тернер использовал спираль золотого сечения для аппроксимации положения объектов в кадре, широких форм облаков и моря, а также места, где горизонт падает на край кадра. Конечно, в пейзажной фотографии это намного сложнее, чем рисовать, поскольку расположение мира природы редко соответствует нашим идеалам, когда мы смотрим в видоискатель.
Золотое сечение универсально приятно для человеческого глаза. Вызывает чувство эстетической завершенности. Для нас изображение, построенное в соответствии с пропорциями золотого сечения, выглядит правильно.
4. Если вы пролистали различные наложения кадрирования в Lightroom — коснитесь O на клавиатуре — помимо золотой спирали вы обнаружите золотой треугольник. Это место, где линия проводится из угла в угол, а затем перпендикулярные линии проходят от этого угла к двум другим углам. Это малоиспользуемый композиционный прием, настолько малораспространенный, что у меня в каталоге не было фотографии, иллюстрирующей его.
Тем не менее, художник Франс Снейдерс использовал эти сильные диагонали во многих своих жестоких картинах, посвященных охоте и животным. Охота на кабана — хороший пример. Обратите внимание на четкую темную диагональную линию, идущую от левого нижнего угла к правому верхнему, и линию, идущую перпендикулярно этой линии вниз к правому нижнему углу.
Эта диагональная композиция подходит для сцены насилия. Несмотря на то, что композиция работает, кажется, что в ней есть напряжение, диссонанс, который заставляет зрителя нервничать. Это полная противоположность спокойствию, вызванному симметрией.
5. Еще один прием – фальцовка прямоугольника. Нарисуйте линию под углом 90 градусов через прямоугольник, расположив его так, чтобы он образовывал квадрат на одном конце. Вы можете повторить это на другом конце прямоугольника, создав таким образом две параллельные линии.
Как и в приведенном ниже примере слева, интересующие субъекты могут находиться либо на одной, либо на обеих этих линиях, либо вы можете поместить субъекты в прямоугольники, как в примере справа.
6. Прямоугольники содержат другие геометрические фигуры. Проводя линии из угла в угол, из угла в среднюю точку и из средней точки в среднюю, вы получите геометрический узор, называемый каркасом прямоугольника.
Грубый рисунок каркаса прямоугольника можно использовать в качестве ориентира при компоновке. Иногда я использую его как временный слой в своих программах редактирования, если у меня возникают проблемы с композицией.
Опять же, это можно использовать в качестве руководства для структурирования композиции, используя как точки пересечения, так и области, образованные линиями, как в примере ниже. Обратите внимание, что в фотографии редко возможно сопоставить объекты с пересечениями этой формы, и при этом не будет использоваться каждое пересечение или область, но это может быть полезным инструментом для использования в композиции, особенно при кадрировании.
Рисунок арматуры также можно упростить, как на изображении вверху этой статьи.
7. Как мы видели во всех приведенных выше примерах, размещение объектов в кадре таким образом, чтобы наш разум легко воспринимал их, согласуется с математическими и геометрическими правилами. Таким образом, поиск простых геометрических фигур, предлагаемых на наших фотографиях — не обязательно реальных форм, но тех, которые предложены нашему уму — еще один эффективный способ создать убедительный образ. Если отдельные объекты выровнены друг с другом, наш мозг будет думать о них как о линии, как собаки на картине Снайдерса ранее. Точно так же три объекта, разнесенные друг от друга, естественным образом образуют треугольник. Подробнее об этом явлении я писал в предыдущей статье.
Мы можем нарушить эти правила, если захотим. Однако мы должны тщательно обдумать причину этого; у необычных композиций должна быть четкая цель, иначе фото будет казаться плохо сделанным.
Отличный способ потренировать зрение — поэкспериментировать с инструментом кадрирования. Я думаю, что это самый мощный инструмент в любом программном обеспечении для редактирования для изучения композиции. С практикой вы начнете визуализировать хорошие композиции через видоискатель. Если композиция не дается вам естественным образом, этому можно научиться.
Как я уже сказал в начале, это лишь поверхностный взгляд на композиционные приемы, и я призываю вас изучить их более подробно. На эту тему есть еще много чего, о чем я напишу в другой раз.