Композиция картины. Золотое сечение, правило третей и направление движения
Золотое сечение — важнейший аспект организации композиции внутри картины. Им пронизано вообще все искусство и не только. Посмотрим, как работает этот принцип, поищем примеры в картинах, а потом обсудим движение в картинах.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства
1. Деление отрезка, демонстрирующее правило золотого сечения
2. Примеры золотого сечения в природе
3. Использование золотого сечения в архитектуре на примере Парфенона
4.
🌀 Золотое сечение было известно людям еще с древности. Нельзя точно установить, кому именно принадлежит открытие этой закономерности. Пропорции золотого сечения присутствуют уже в египетских пирамидах и артефактах того периода. На этом же принципе основана и византийская архитектура, и русское храмовое зодчество.
🐚👂 Золотое сечение происходит из природы и понятно человеку на физиологическом уровне. Скорее всего, из наблюдений за природой древний человек и вывел эту закономерность. Принцип золотого сечения мы видим в раковинах моллюсков, растениях, яйце, ушной раковине, он есть даже в биологических ритмах.
🔣 Есть много формул золотого сечения. Мы будем использовать вариант, который представляет золотое сечение как две неравные части целого, где целое относится к большей части так же, как большая к меньшей. В цифрах это бесконечная пропорция, которую можно условно сократить до 1,62.
▪️ В отношении чего-то целого гармоничным будет деление на две части: одна — 62%, вторая 38%. Это соотношение называется числом Фи в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.
🚹 Золотое сечение часто связывают с именем Леонардо да Винчи. Ему принадлежат первые масштабные научные и художественные обоснования этой пропорции. Он много изучал соотношение золотого сечения, писал о нем трактаты и иллюстрировал это явление.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Сравнение сеток золотого сечения и правила третей
2. Точки силы в сетке правила третей
Художники, конечно же, не высчитывают формул для построения картин. Они пользуются упрощенной схемой, но в ней все равно можно проследить это соотношение.
#️⃣ Одно из упрощений на основе золотого сечения — правило третей. Это деление на 9 частей, в основе которого лежит правило золотого сечения с небольшими поправками. Этим правилом пользуются и художники, и фотографы (функция такой сетки есть почти в любой современной камере, в том числе и на смартфонах).
🔬 По линиям правила третей можно выстроить композицию картины, кадра или другого произведения искусства, рассчитать оптимальное расположение предметов или объектов.
👀 Взгляд подсознательно акцентируется на силовых линиях этой сетки, особенно на местах их пересечения. Это дает четыре силовых точки, четыре центра притяжения взгляда. Если располагать важные объекты на этих линиях и точках, то взгляд будет с легкостью считывать композицию, которая будет ему понятна и доступна. Этим в разные времена пользовались многие художники.
1. Дмитрий Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек, 1782
2. Питер Клас. Натюрморт с черепом, 1630
3. Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837–1857
4. Эдгар Дега. Ванна, 1886
5. Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931
6. Никола Пуссен. Аркадские пастухи, 1650–1655
Теперь посмотрим на конкретные примеры построения композиции по правилу третей в работах художников.
✔️ В портрете Урсулы Мнишек Левицкого можно увидеть, что самые выразительные части модели (глаза и грудь) находятся на силовых линиях.
✔️ В натюрморте у Класа
✔️ В работе Иванова «Явление Христа народу» правило третей работает еще интереснее. Христос находится дальше всех, но взгляд все равно безошибочно выделяет его фигуру, потому что она попадает как раз на пересечение линий в силовой точке.
✔️ Картина Дега «Ванна» хоть и производит впечатление случайного «подсмотренного» кадра, тоже выстроена примерно по правилу третей. На вертикальные линии попадают край стола и рука женщины, на горизонтальные — спина и даже предметы на столе: расческа и повернутые ручками кувшины.
Движение слева направо:
1. Джентиле да Фабриано. Бегство в Египет, 1423
2. Александр Дейнека. Раздолье, 1944
3. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899
Движение справа налево:
1. Илья Репин. Бурлаки на Волге, 1873
2. Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме, 1821
3. Александр Дейнека. Бег, 1932–1933
Попробуйте сравнить впечатления от одной и той же картины в ее оригинальном виде и зеркальном отражении.
Зеркальное отражение: Уильям Байлз. Финиш, до 1940
Тренажер.
Время тренировки — давайте попрактикуем навык отличать динамическую композицию от статичной с нашим тренажером.
🖼 Легко ли чувствовать динамику картины, получится не сделать ни одной ошибки?
курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века
Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
2.4 — Центр композиции. Золотое сечение.
- 1.1 — По лугам и лесам…
- 1.2 — Ультра-марин
- 1.3 — Абстракционизм
- 2. 1 — Элементы. Из чего состоит композиция?
- 2.2 — Акцент
- 2.3 — Контраст
- 2.4 — Центр композиции. Золотое сечение.
- 2.5 — Равновесие
- 2.6 — О перспективе
- 2.7 — Ритм и рифма
- 2.8 — Соразмерность
- Краткий иллюстративный обзор по стилям мебели разных эпох
Не менее важно решить – где, в каком месте композиции должен быть расположен ее центр.
Если вы еще раз внимательно посмотрите на все приведенные выше примеры произведений изобразительного искусства, (картин, фотографий, аквариумов…), то наверняка заметите, что все притягивающие взгляд элементы и линии расположены несколько ассиметрично, смещены относительно геометрического центра всей картины. И во всех этих примерах есть похожая закономерность.
Золотое сечение
http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm — обязательно прочитать!!!
Теперь, получив определённый запас теоретических знаний, попробуем применить все это в наших аквариумах.
Итак, ряд Фиббоначи 1,1,2,3,5,8,13…
Для начала делим видовое стекло аквариума на 3,5,или 8 равных частей по горизонтали и по вертикали.
1:2 ~ 2:3 |
2:3 ~ 3:5 |
3:5 ~ 5:8 |
Если у Вас не прямое стекло, то речь идет, прежде всего, о проекции, о той картинке, которую видит зритель. Та же особенность усложняет оформление аквариумов, обзор которых происходит преимущественно под углом. Не забывайте, что все схемы и приемы относятся к той картинке, которую видит зритель, а не к геометрическим размерам банки.
0,618
1:2=0,500 (-0,118)
2:3=0,666 (+0,048)
3:5=0,600 (-0,018)
5:8=0,625 (+0,007)
8:13=0,615 (-0,003)
Часто можно встретить такое понятие, как «правила третей», но на мой взгляд, треть — всё же слишком грубое округление, 5 частей – сложнее для разметки «на глаз». Я рекомендую пользоваться пропорцией 3 к 5. На 8 частей легче всего делить прямоугольник – 3 раза пополам. Для первых нескольких раз можно пользоваться рулеткой и маркером, потом появится навык размечать аквариум на глаз.
Таким образом, выделяем оси, делящие целое на 3 и 5 равных частей.
И на пересечении этих осей находим «сильную точку».
Точек таких может быть четыре. Но мы-то с вами помним, что центр у нас должен быть ОДИН! Поэтому выбираем любую из них и забываем навсегда про остальные. |
Шишкин |
Амано |
В каждой из этих композиций взгляд умело направлен на контрастный выразительный центр, и в каждой — этот центр размещен на сильной точке. |
ДЗ. Возьмите репродукцию картины И. Шишкина «Утро с сосновом бору» и проанализируйте ее с точки зрения золотого сечения. Сколько деталей, соответствующих этой пропорции вам удалось найти? Проделайте то же самое с любым понравившимся визуальным объектом – обложкой книги, рекламой в журнале, фотографией…
© Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого
Композиция из Золотого Прямоугольника
На сегодняшнем уроке композиции мы обсудим Золотой Прямоугольник.
Золотой прямоугольник основан на «золотом сечении», идее о том, что существует золотое сечение (1,168), которое повторяется в природе.
Я не буду слишком много говорить о научных или математических подробностях; но с практической точки зрения в фотографии это хороший способ создать более сильные и сбалансированные композиции.
Скачать
- ПДФ
- Сетка наложения Photoshop (.psd)
- Презентация Powerpoint (.pptx)
- Основная презентация Apple
—
1. Нарисуйте стандартный видоискатель (3:2) с соотношением сторон:
Прежде всего, представьте ваш видоискатель со стандартным соотношением сторон 3:2.
2. Начертите диагональную линию
3. Нарисуйте перпендикулярную красную линию под углом 90 градусов:
4. Пересечение
Обратите внимание на пересечение красных линий, это то же самое, что и спираль Фибоначчи.0003
Давайте применим диагонали к другим направлениям:
И давайте поработаем в разных направлениях:
Давайте вернемся к основам, с чистого листа.
Затем добавим красные диагонали и посмотрим, какую сетку они образуют:
Доступ к золотому прямоугольнику в Lightroom
- Откройте Lightroom
- Нажмите «D», чтобы перейти к модулю разработки
- Нажмите «R», чтобы перейти в режим cRop
- Нажмите «O», чтобы изменить наложение
- Нажмите «Shift+O», чтобы изменить ориентацию наложения
- Продолжайте переключать, пока не получите Золотой прямоугольник:
Пример моей фотографии:
Теперь я собираюсь засыпать вас несколькими изображениями, надеюсь, вы сможете следовать за мной. Обратите внимание, как золотой прямоугольник и спираль Фибоначчи следуют друг за другом:
Почему Золотой прямоугольник?
Не знаю, почему это работает; но это работает.
Золотой прямоугольник намного динамичнее стандартного правила третей. Это связано с тем, что правило третей слишком много внимания уделяет горизонтальным и вертикальным линиям, которые не так динамичны, как диагональные линии.
Как я могу применить это к своей фотографии?
По сути, вам нужно знать следующее:
- Рисование красных/синих линий полезно для оценки ваших композиций после того, как вы сделали фотографии. Это поможет лучше проинформировать вашу композицию и кадрирование в следующий раз, когда вы пойдете фотографировать.
- Когда я снимаю, я стараюсь думать о диагоналях . Я намеренно пытаюсь получить диагональ, идущую от угла моего кадра. Это делает мои фотографии более динамичными .
- Думайте о диагоналях, а не о спирали Фибоначчи. И если на ЖК-экране вашей камеры есть наложение диагональной сетки, включите его.
- Больше наклоняйте камеру. Используйте «Голландский угол» для создания более драматичных изображений.
- При кадрировании сосредоточьтесь на краях кадра и убедитесь, что края образуют диагонали.
В конечном счете, цель композиции — создать более сбалансированные, динамичные и интересные кадры. И чем сильнее ваша композиция, тем больше вы можете сосредоточиться на эмоциях и душе фотографии.
Скоро будет больше.
Всегда,
Эрик
Поднимите свою композицию на новый уровень:
- Центральный глаз
- Низкоугольный
- Голландский угол
- Глубокая глубина
- Расстояние
- Силуэт
- Направляющие линии
- Фигура на землю
- Спираль Фибоначчи
- Обрезка
- Эмоции
- Композиция Эрика Кима
Композиция для уличной фотографии 101
Чтобы получить подробные уроки по композиции, прочтите бесплатную электронную книгу: « Руководство по композиции для уличной фотографии ».
Дополнительные статьи для улучшения ваших композиций в фотографии:
- Урок композиции №1: Треугольники
- Композиция Урок №2: Фигура на земле
- Урок композиции №3: Диагонали
- Урок композиции #4: Ведущие линии
- Урок композиции #5: Глубина
- Композиция Урок №6: Обрамление
- Урок композиции № 7: Перспектива
- Урок композиции #8: Кривые
- Урок композиции #9: Автопортреты
- Урок композиции №10: Городские пейзажи
- Композиторский урок №11: «Найди то, что нельзя»
- Композиция Урок №12: Теория цвета
- Урок композиции №13: несколько предметов
- Урок композиции №14: Квадратный формат
Теория композиции
Изучите теорию композиции:
- Почему композиция важна?
- Не думайте о композиции при съемке уличной фотографии
- Как использовать пустое пространство
- Композиция для уличной фотографии 101
- Теория композиции в уличной фотографии: 7 уроков от Анри Картье-Брессона
Лекции по композиции
youtube.com/embed/rDqsdZgt23g?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Уроки композиции от мастеров искусства
- Уроки композиции Рафаэль может научить вас фотографии
- В процессе: Леонардо да Винчи
В процессе
- Золотой прямоугольник
Изучите золотое сечение для своих работ на холсте
За несколько сотен лет до нашей эры греческий математик Евклид Александрийский назвал это «предельным и средним отношением». Художникам эпохи Возрождения 15 и 16 веков это было известно как «божественная пропорция». А еще в школьные годы эту математическую формулу можно было назвать золотым сечением или золотым сечением.
То, что мы теперь знаем как одну из основ художественной композиции, золотое сечение, представляет собой математическую формулу, которая применялась в искусстве, архитектуре и дизайне на протяжении тысячелетий. В этой статье мы рассмотрим несколько творческих способов применения золотого сечения в ваших собственных картинах на холсте и принтах с потрясающим эффектом.
ЧТО ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ?
С математической точки зрения, золотое сечение представляет собой отношение 1 к 1,618, которое также известно как золотое число. 1:1.618 также можно выразить с помощью греческой буквы фи, например: 1: φ.
В наших работах это соотношение создает приятную эстетику благодаря балансу и гармонии, которые оно создает.
Леонардо да Винчи был ярым сторонником Божественной Пропорции; он широко применял его в своих работах и даже нарисовал иллюстрации к исчерпывающей книге того времени на эту тему. В этом видео эксперт по Золотому числу Гэри Мейснер (автор книги «Фи: Золотое число») исследует картину да Винчи «Спаситель мира», затерянную во времени до 2011 года, когда она была обнаружена и представлена миру. Это отличный пример того, как золотое сечение выглядит на практике; проверить:
ЗОЛОТОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК И СПИРАЛЬ
Так как же мы используем это золотое сечение в наших работах? Одним из наиболее распространенных применений является использование Золотого прямоугольника.
Начнем с прямоугольника со сторонами в соотношении 1:φ. Разделение этого прямоугольника на квадрат и новый прямоугольник дает этому новому, меньшему прямоугольнику отношение 1: φ. По мере того, как вы продолжаете это разбиение внутри каждого нового прямоугольника, ваши золотые прямоугольники становятся все меньше и меньше, но все еще соответствуют соотношению.
Золотая спираль. Изображение: Wolfram MathWorld
Теперь представьте себе спираль, которая проходит через каждое пересечение между квадратом и прямоугольником внутри каждого Золотого прямоугольника.
Это Золотая Спираль или Спираль Фибоначчи, известная математикам как логарифмическая спираль. Давайте на мгновение вернемся к да Винчи и посмотрим, как это выглядит на практике, взглянув на Витрувианского человека через призму Золотой спирали.
Не случайно работы да Винчи были такими идеально пропорциональными. Голландский художник Пит Мондриан, один из пионеров абстрактного искусства, также был известен тем, что применял соотношение в своих работах 1918-1938 годов.
Золотая спираль придала структуру и единообразие красочным абстрактным работам Пита Мондриана.
Вы также можете увидеть это в картине знаменитого японского художника XIX века Кацусика Хокусай «Большая волна».
Золотое сечение вносит порядок и гармонию в кажущуюся хаотичной сцену. Оригинал фото картины: Британский музей
ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОТОГО СООТНОШЕНИЯ В ВАШИХ КАРТИНАХ И ФОТООТПЕЧАТКАХ
Золотое сечение — отличный инструмент для создания композиции для художников, работающих на холсте большего размера, будь то ваша первая или двадцать первая крупная работа. Возможно, для начала вам будет полезно использовать линейку и транспортир. В этом видео художник и иллюстратор Диринг Ван показывает, как создать спираль золотого сечения: 9.0003
Если вы работаете с фотографиями, вы можете загрузить изображение «Золотая спираль» на прозрачном фоне и добавить его в качестве слоя в свой инструмент редактирования фотографий, чтобы использовать его в качестве ориентира. Не забудьте оставить поле, чтобы после того, как ваша фотография будет напечатана на холсте, у вас было место, чтобы растянуть ее на подрамнике.
Воплотите в жизнь свои грандиозные идеи с помощью специального подрамника для холста, созданного в соответствии с вашими требованиями.
Не думайте, что вы ограничены идеально квадратными рамами для носилок. Золотое сечение можно применять к произведениям искусства на холсте любой формы и размера.