Контраст композиция: Контрасты в композиции

Контрасты в композиции

Навигация по разделам:

Часть 1. Контраст создания визуального интереса

Часть 2. Контраст для создания акцента или фокуса

Контрасты в композиции

В теории рисунка приятной считается композиция, в которой есть контраст. И речь не только о настройках в фотошопе, но и о классическом понимании контраста — состояния разительного отличия одного от другого в сопоставлении или тесной ассоциации.

Проще говоря — две противоположности: черное и белое, большое и маленькое, мягкое и твердое, громкое и тихое, толстое и тонкое, текстурированное и гладкое.

Использование контраста нужно в двух случаях:

  • Для создания визуального интереса: помогает двигаться взглядом по картине, не позволяя скучать.
  • Чтобы создать точку акцента или фокусировки — одну или две области на арте, к которым в первую очередь обращается взгляд. Обычно это самый важный объект на картине, например, герой рассказа.

Итак, начнем с создания визуального интереса и посмотрим, как с помощью контраста сделать изображение более эстетичным.

Часть 1. Контраст для создания визуального интереса. Тоновый контраст

Начнем с такого изображения.

Это может быть неплохим рисунком на обоях, но определенно не привлечет твоего внимания. В конце-концов, обои предназначены для слияния с фоном.

Начнем с первого контраста — в тоновых значениях. Заменим темно-серый на белый.

Именно такой контраст мы себе представляем, когда думаем о настройках фотошопа: черное делает чернее, белое — белее. Это самый сильный контраст, который только можно использовать: наше зрение лучше всего интерпретирует разницу оттенков.

Но хотя это контрастное изображение, в нем отсутствуют другие значения тона. Хоть белый цвет контрастирует с черным, черные элементы не контрастируют с другими черными элементами. Изменим значение элементов.

Таким образом, изображение в одном смысле — менее контрастное, в другом — более контрастное, поскольку отдельные элементы теперь отличаются друг от друга. Это больше радует глаз.

Контраст размеров

Когда все элементы одинакового размера, выглядит слишком ровно, будто под линейку.

Поэтому произвольно их масштабируем.

Так намного интереснее. Обрати внимание, что выбор размера может быть столь же важным, как и чередование этих размеров. Например, возьмем эти 5 элементов.

Они разные по размеру, но контраст сам по себе ровный, ведь каждая «I» на 75% меньше предыдущей. А теперь сравни с этим.

Здесь не только каждый элемент имеет разный размер, но и нет очевидной закономерности. Это обеспечивает органичный и визуально приятный результат.

Контраст позиций

Таким образом, хотя каждый элемент имеет разный размер, все они расположены равномерно. Добавим контраста их расположению.

Теперь элементы находятся на разном расстоянии друг от друга, но в целом все-равно наблюдается какая-то равномерность. Увеличим случайность.

Это создает области детализации и области визуального отдыха. Кроме того, такой контраст демонстрирует еще и принцип объединения и группировки.

Контраст оттенка / насыщенности

Вы также можете использовать оттенок и насыщенность для создания контраста. Оттенок — это фактический цвет: красный, синий, зеленый и т.д. Насыщенность — это насколько цвет «чистый». Если смешать его с черным или белым, он станет менее контрастным.

Это изображение..

Не настолько контрастно, как это.

Хотя, с точки зрения значений, синий цвет идентичен желтому цвету.

И этот вариант..

Не настолько контрастен, как этот.

Контраст форм

В этом примере все элементы имеют одинаковую базовую форму (хотя есть контраст в положении и размере).

Изменение форм на более случайные создаст хороший контраст.

Или можно сделать некоторые формы округлыми, а другие — острыми.

Контраст степени четкости

Можно добавить немного визуального разнообразия, сделав некоторые из объектов более мягкими, а некоторые — более жесткими.

Часть 2: контраст для создания акцента или фокуса

Тоновый контраст

С помощью контраста расставляются акценты. Например, дать герою ярко-красный плащ, а объекты вокруг него сделать ненасыщенными коричневыми — это использование контраста оттенка / насыщенности для создания фокуса и направления взгляда зрителя. 

В центре внимания часто оказываются более крупные объекты и области с высокой контрастностью.

Начнем с контрастности в значении тонов. Черная точка сильно контрастирует с белым фоном и светло-серыми точками, тогда как светло-серые точки имеют меньший контраст с белым фоном. Сначала наш взгляд останавливается на черной точке.

Это все тот же тоновый контраст, но теперь взгляд не блуждает по картине, а стремится к точке фокусировки.

Контраст размеров

Создание чего-то большого среди более мелких близлежащих элементов может тоже расставлять акценты.

То же самое происходит, если создать нечто маленькое в окружении больших элементов.

Ошибочно считать, что предмет должен быть большим, чтобы стать центром внимания. На самом деле, важнее, чтобы он отличался по размеру от окружающих элементов.

Контраст позиций

Изолирование чего-либо от группы также может создать акцент.

Иногда это называют «выделением через изоляцию».

Контраст оттенка / насыщенности

Как и значения тона, разные цвета могут создавать контраст. Одни цвета выделяются больше, другие — лучше контрастируют на каком-то фоне. Это можно использовать, чтобы подчеркнуть определенные элементы

Если один элемент сделать красным, а остальные — зеленым, то взгляд будет стремиться в сторону красного. Заметь, что шесть отдельных «I» красного цвета визуально группируются в один большой объект. Это произошло благодаря принципу группировки / слияния.

Если на картине есть сверхнасыщенный цвет на фоне очень ненасыщенных, это также привлекает внимание.

Как правило, яркие насыщенные цвета привлекают сильнее бросаются в глаза, чем темные ненасыщенные. Теплые цвета (красный, желтый и т.д.) привлекают внимание, холодные (синий, фиолетовый и т.д.) чаще уходят на второй план.
Не зря советуют красить стены в темный холодный цвет, чтобы комната казалась больше. В отличие от красного, который будет визуально уменьшать.

Контраст форм

Простое изменение формы одного объекта среди множества одинаковых может действительно выделить его.

А здесь мы используем одну форму, состоящую из линий одинакового размера. Вторая форма сочетает толстые и тонкие линии, и она наверняка первая привлекла твое внимание.

Контраст четкости края

Взгляд в первую очередь привлекают жесткие края, поэтому один из способов отвлечь зрителя от объекта — сделать фон мягким, а края фокусной точки — размытыми.

Практические примеры

На этом изображении технического пола используются контрасты по форме, тону, размеру и положению, чтобы создать визуальный интерес, области детализации и отдыха. Но сильного фокуса здесь нет.

На этом примере используются те же методы, но они направлены на создание фокуса, которым будет круглый вентиль.

Для создания точки фокусировки здесь используется «Контраст форм» (что-то круглое среди множества прямых труб), «Тоновый контраст» (круг ярче, чем окружающие предметы) и «Контраст размера и положения» (много мельчайших деталей около точки фокусировки, а сама точка — проста и по форме, и по детализации). Здесь применяется и другой метод — линии, указывающие на него со всех сторон.

Но есть одно замечание: расположение круга на самом деле немного мешает взгляду фокусироваться на нем. Фокусные точки лучше размещать ближе к центру или на одной из линий по правилу третей. Поэтому вентиль можно сместить — это только улучшит улучшить это изображение.

Всегда помни о правилах контраста — это поможет сделать интереснее скучный узор или сосредоточить внимание на сути объекта. И наоборот: чтобы скрыть предмет, который отвлекает, можно уменьшить его контрастность.

Оригинал статьи Нила Блевинса тут.

Любимые статьи преподавателей ArtCraft:

ШКОЛА

КУРСЫ

ОНЛАЙН-КУРСЫ

МЕРОПРИЯТИЯ

БЛОГ

Условия использования

Политика конфиденциальности

ArtCraft™ Education.
Registered international trademark. All rights reserved.

Контраст

КОНТРАСТ

Композиция, в которой наибо­лее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных от­ношениях. Используется, как правило, для передачи проти­воположных начал: жары и хо­лода, активного движения и не­подвижности, твердости и мяг­кости, веселья и грусти. ..

КОНТРАСТ (от французского contraste — противоположность), в оптике, отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме или такое же отношение для освещенностей изображения.

Зрительный контраст характеризует особенность зрительного восприятия, в силу которой оценка яркости наблюдаемого объекта меняется в зависимости от окружающего фона либо от предыдущих зрительных впечатлений. Для глаза человека существует минимальный (пороговый) контраст. Понятием «контраст» пользуются также в фотографии, где оно характеризует различие между наибольшей и наименьшей оптической плотностью.

Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать конт­расты:

«рядом с высоким ставить низкого, с толстым — худого, с одетым в бархат с тяжелыми и мягкими складками — фигура в шелку, дающем мелкие и ост­рые складки».

Можем еще добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и далекое — или пойти через аллегории добра и зла, времен года…

Если с помощью контраста пе­редаем остро выразительный сю­жет в состоянии природы (гроза, шторм) или настроение челове­ка гнев, радость, печаль.

Оптический контраст — отличимость предмета наблюдения от окружающего его фона.

    Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»). Особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия ( фона , движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета , в частности, синего и желтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зеленого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту : цвет детали светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Известно и явление последовательного цветового контраста. Оно выражается в том, что после перемещения взгляда с одних цветных деталей на др. возникает последовательный зрительный образ: некоторое время после перемещения взгляда цвет рассматриваемого предмета смещается в сторону цвета дополнительного к ранее рассматриваемому участку

    изображения.

      Замечали ли вы когда-нибудь, что красные ма­ки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или крас­ных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его зо­лотисто-оранжевая листва на фоне серых туч вос­принимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип рез­кого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружаю­щих предметов.

      Взгляните на таблицу 1.

      Серый квадрат приоб­ретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Этот и следующие рисунки не следует рассматривать с близкого расстояния; взгляд надо фиксировать между квадратами, а не пере­водить с одного на другой. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового конт­раста, который связан с кажущимися изменения­ми, происходящими при восприятии соседних цве­товых пятен. Каковы же его основные формы?

      При контакте двух красок, лежащих на «цве­товом круге» друг против друга, взаимно усили­вается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщен­нее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматиче­ские качества обоих квадратов совершенно одина­ковы (таблица 2).

      Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1).

      При сопоставлении контрастных цветов, распо­ложенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить от­тенок, приблизив его к контрастному. Так, зеле­ный квадрат на синем фойе воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на крас­ном — с зеленоватым (таблица 3).

      Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармо­нии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факто­рам, которые художник не в состоянии ис­пользовать в своей работе. Прежде всего это влия­ние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лам­пы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пас­мурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объеди­няя однородной окраской окружающую среду.

      Если вы занимаетесь живописью с преподавате­лем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там — холоднее». «Тепло-холод­ные отношения», или «температура цвета», — яв­ление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его при­роде, прямо связанной с цветовым контрастом, На таблице 4 оба квадрата окрашены одной жел­той краской, но на синем фоне она кажется «теп­лее», чем на красном. Все здесь зависит от взаи­модействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»: в зависимо­сти от «температуры» фона меняется и восприни­маемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с други­ми цветами.

      Стоит сходить в музей или картинную гале­рею либо взять альбом с хорошими репродук­циями. Рассматривая картины, обратите вни­мание на то, что одна и та же краска в зависимо­сти от окружения может становиться то «теплой», то «холодной».

      Примером использования «тепло-холодных» от­ношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттен­ков желтого и красного (кроны деревьев) и зеле­но-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповтори­мый характер освещения натуры.

      Поскольку «температура» цветового пятна за­висит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно «теплыми» (красный, оран­жевый) или «холодными» (голубой, синий). Та­кие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет ог­ня, оранжевый — солнце, голубой — лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точ­но. Оранжевый на фоне синего будет восприни­маться «теплым», даже «горячим», а синий и го­лубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «хо­лоднее», чем был на фоне голубого. Следователь­но, живописцу и в данном случае приходится опи­раться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре.

      Цветовой контраст и насыщенность соприка­сающихся пятен.

      С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздра­жителем и заметно утомляет наше восприятие.

      Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цвето­вых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста.

      Цветовой контраст и размеры соприкасающих­ся цветовых пятен.

      Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть рас­стояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.

      Влияет на краски натуры и воздушная перспек­тива. На близком расстоянии в живописной груп­пе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно-голубых до горяче-оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

      Наконец, краски природы гармонизируют с по­мощью взаимных рефлексов. Рефлекс (отражение) — свет, падаю­щий на предмет или какую-либо его часть от соседних с ним осве­щенных предметов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: сто­ит упасть на нее солнечному лучу, как шея и под­бородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки.

      Одна из наиболее распространенных ошибок на­чинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых пред­метов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последователь­но переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возмож­ности источника освещения, воздушной перспек­тивы, взаимных рефлексов, что на картине обо­собленно не воспринимается ни один оттенок. Од­на и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

      Воздействие на зрительное восприятие непо­средственно соприкасающихся    цветовых    пятен играет важную роль в создании гармоничной цве­товой системы, в достижении убедительности худо­жественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармо­низации на плоскости различных цветов и оттен­ков. Знание закономерностей цветового контрас­та поможет успешно их решать.

      Контраст изображениядиапазон яркостей изображения — отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения.

        Контраст освещения — величина, описывающая различие в яркости по разному освещённых объекта и фона или участков объекта в конкретной сцене. Количественно выражается как отношение разницы яркостей к их сумме. Лежит в пределах от 0 до 1. При использовании нескольких ламп-вспышек контраст освещения задаётся соотношением их мощностей, положением и направлением. На современных лампах-вспышках с беспроводным управлением может быть выставлен в некоторых пределах.

          Контрастность (англ. Contrast ratio — диапазон яркостей или диапазон плотностей) — максимальное отношение яркостей или плотностей устройства или материала вывода изображений. Отношение яркостей или плотностей самой светлой и самой тёмной точки на устройстве или материале. Обычно выражается в виде отношения 1000:1 для дисплеев, десятичного логарифма 3.0D в сенситометрии или двоичного логарифма 10 ступеней в фотографии.
            Тоновой контраст

              Внимательно посмотрите на репродукцию картины замечательного русского живописца В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Скоро ваш взгляд, привлечённый фигурой рыжебородого стрельца, помёщенной художником ближе к левому краю холста — переместится вправо — к восседающему на коне Петру I, а затем снова — к стрельцу, подавшемуся всем телом в сторону царя. На этом полотне несколько десятков персонажей, много групп, в каждой — свой смысловой центр, а Петр и не снявший перед ним шапку стрелец расположены вроде бы не в центре. И тем не менее вы быстро заметили поединок их взглядов, олицетворяющий главную идею картины — жестокую и беспощадную борьбу между старой и новой Россией. Безмолвный диалог этот — завязка композиции.

              В картине несколько удачно расположенных персонажей. Это сидящая на земле женщина с опущенной головой (её художник поместил ближе всех к зрителю — в центре картины), возвышающийся над толпой — тоже в центре — стрелец, в прощании с народом склонивший голову, и другие. Какими же средствами Суриков выделил из общей массы стрельца и царя? Рыжебородый стрелец одет, как и все остальные приговорённые к казни, в чистую белую рубаху, как и все, держит в руке свечу. Попробуем, однако, посмотреть на эту рубаху как на цветовое пятно. И тогда сразу же увидим её отличие от одежды двух других стрельцов, сидящих рядом. Не случайно художник накинул на них кафтаны: площадь светлых пятен их рубах значительно меньше пятна рубахи Рыжебородого. На темном фоне левой трети картины нет пятна такой же светлоты. Нет и более сильного тонового контраста, привлекающего внимание зрителя.

              Психологи заметили, что когда мы рассматриваем какое-либо изображение, наш взгляд начинает скользить по плоскости слева направо. Итак, в ле­вой трети картины Сурикова самый сильный тоно­вой контраст рождается от сопоставления светлой рубахи Рыжебородого с темным фоном, благодаря чему внимание зрителя на какое-то время приковы­вается к этому стрельцу. Затем, переводя взгляд в направлении движения его фигуры и горящего ненавистью взгляда, мы переключаем внимание на правую часть полотна, на Петра. В этой части кар­тины фигура царя особенно заметна не только из-за того, что Петр возвышается над окружающими, но и потому, что его голова и темный кафтан напи­саны на фоне более светлой стены.

              Как известно, под контрастом подразумевается резко выраженная противоположность. Вы навер­няка часто встречали примеры контраста в жизни, а в изобразительном искусстве, пожалуй, столь же часто, сколько раз рассматривали картины или ри­сунки. Как минимум, одна из форм контраста про­является в любом произведении живописи, так как в его основе лежит различие сопоставляемых объ­ектов или предметов.

              Взгляните на рисунок 1. Серая бумажная полоска воспринимается неравномерно окрашенной: часть ее, лежащая на черном поле, кажется более свет­лой, чем та, что окружена белым фоном. На са­мом же деле тон левой половины ничуть не отли­чается от тона правой. Разными они кажутся из-за особенностей нашего зрительного восприятия, ибо цветовое пятно никогда не воспринимается нами изолированно, вне зависимости от окружения. Из­менится фон — изменится и восприятие тона полос­ки. И чем большая разница по светлоте будет меж­ду двумя соприкасающимися плоскостями, тем бо­лее темной покажется нам темная и более свет­лой — светлая.

              Возможности тонового контраста уже давно оценены художниками и позволяют порой достичь максимальной выразительности художественного образа.

              Художник Е. Кибрик писал:

              «Вырази­тельность, то есть воздействующая сила ком­позиции, зависит главным образом от умения поль­зоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружаю­щей. И чем контрастнее, противоречивее их соот­ношения, тем ярче впечатление от предмета. По­этому много веков распространенным типом реше­ния портрета был силуэт освещенного лица на тем­ном фоне…»

              Наглядным примером тонового контраста в порт­ретной живописи служит «Портрет Жанны Гонен» Ж.-Д. Энгра (1821) и «Девушки в черном» О. Ре­нуара (1883). Часто встречается контраст темного лица со светлым фоном: «Автопортрет» И. Репина (1887), и такого рода комбинация: освещенная часть головы на темном фоне, затененная — на светлом: П. Пикассо «Арлекин» (1923). При изобра­жении всей фигуры портретируемого, а не только головы и торса, на контрастном фоне впечатление не менее значительно (В. Серов. «Портрет М. Н. Ер­моловой», 1905).

              От чего же зависит сила воздействия тонового контраста? Выдающийся голландский живописец Рембрандт был прозван «волшебником света». Он очень часто применял в своих картинах принцип так называемого фрагментарного освещения, при котором персонажи и детали композиции освеща­ются в соответствии с их значимостью. Пожалуй, один из наиболее характерных примеров — карти­на «Святое семейство» (1645). Свет, падая сверху слева, выделяет самое главное — женщину и колы­бель с младенцем. Причем одежда женщины ос­вещена заметно слабее, чем ее голова, плечи и руки. Столь же скупо выделен стоящий сзади муж­чина. Все, что несет наибольшую смысловую на­грузку, получает наибольшую долю света. Именно так воздействует тоновой контраст.

              Посмотрите на рисунок 2, расположив журнал на расстоянии не менее двух метров от себя: ва­риант а выигрывает в сравнении с б. Комбинация небольших по площади пятен с увеличением «рас­стояния между плоскостью и зрителем постепенно ослабляет свое контрастное воздействие, а на большом расстоянии превращается в однотонно окрашенную плоскость.

              В практической работе вам довольно часто при­дется искать оптимальные размеры цветовых пятен. Допустим, в изображении пейзажа, передним пла­ном которого будет усеянное цветами поле, необ­ходим расчет соотношения формата этюда и раз­меров цветовых пятен, изображающих полевые цветы. Написанные слишком мелко, они могут на расстоянии двух-трех метров от картины слиться с фоном.

              Немалое значение имеет характер разделяющих цветовые плоскости границ. Четкая граница повы­шает силу воздействия тонового контраста, рас­плывчатая — понижает.

              Краевой контраст проявляется в том, что погра­ничные места соприкасающихся цветовых пятен кажутся нам сильнее изменившимися, чем пятна в целом. Впечатление тональной неравномерности заметно на картинах и рисунках, где сделаны сопо­ставления крупных пятен. Светлая плоскость в мес­те соприкосновения с темной светлеет, темная, в свою очередь, соприкасаясь со светлой, темнеет. Значительна роль контраста в создании сгармонированного цветового строя произведения живопи­си. Каждый художник, занимаясь живописью, постоянно будет сталкиваться с проблемой гармо­нического согласования соприкасающихся цветовых пятен, и ее успешное решение во многом зависит от знакомства с особенностями тонового контраста.

              Сочиняя композиции из двух-трех и более фигур, вы можете испытывать затруднения, если фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету, тону и факту­ре; одинаковые по тону, но разные по форме, фактуре; одинако­вые по цвету, но разные по тону, форме. В этих комбинациях есть общая черта — меняется величи­на фигур и количество простран­ства. Теперь обратимся к про­стейшим композициям, где применены разные художествен­ные средства.

              Обратите внимание, как выра­зительна фигура теплого цвета на холодном фоне, как волнистая линия рядом с прямой создает впечатление движения или на­сколько геометрические фигу­ры — квадраты, треугольники, прямоугольники — рядом с ок­руглыми формами приобретают более острый характер. Попро­буйте изобразить маленькую фи-гурку на фоне грандиозного зда­ния, дремучего леса, и вы выра­зите чувство величия, таинствен­ности, а может быть, удивления или страха. Как, например, мы испытываем впечатление беско­нечности пространства, глядя на картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».


              Итак, если мы хорошо поняли возможности применения контраста, сделаем несколь­ко заданий. Составьте компози­ции из фигур с резким разли­чием по форме, цвету, тону, фак­туре. Основная цель — удержать равновесие в пространстве листа, и если левая (правая) часть эски­за перегружена формами, цве­том, тоном, то противоположная должна быть дополнена уравно­вешивающей фигурой или пят­ном, а место расположения зави­сит от вашей фантазии. Задание выполняем на тонированных ли­стах (черном, белом, сером).

              Теперь сделайте композиции с контрастным фоном (правая сто­рона контрастна левой или верх­няя часть контрастна нижней).

              Лучшие темы — интерьер, пей­заж, где задействованы большие плоскости и пространства и воз­можны самые неожиданные сос­тояния. Один и тот же сюжет вы­полните с разным настроением, применив принципы контраста или нюанса.

              В. БАСМАНОВ

               

              Контраст

              Контраст в фотокомпозиции является эффективным средством привлечения внимания зрителя к центру интереса. Расположение элементов сюжета для создания контраста придает им дополнительный акцент и направляет внимание зрителя. Когда мы говорим о контрасте применительно к композиции, мы имеем в виду как тональный контраст, как в черно-белой фотографии, так и цветовой контраст, когда он относится к цветной фотографии. В черно-белой фотографии контраст — это разница в тонах объекта от белого к серому и к черному или от самого светлого тона к самому темному тону. В цветной фотографии разные цвета создают контраст.

              Тональный контраст

              В черно-белой фотографии контраст считается либо высоким, либо нормальным, либо , либо низким. Высококонтрастная сцена или фотография состоит в основном из белого и черного цветов с небольшим количеством серых тонов или без них. Черный матрос в белой форме на светлом фоне — пример высококонтрастной (контрастной) сцены. Большинство сцен, которые вы фотографируете, имеют нормальный контраст. Вероятно, в сцене будут очень светлые или белые элементы, некоторые очень темные или черные, а также множество тонов или цветов, которые воспроизводятся как различные тона серого.

              Низкоконтрастная (плоская) сцена имеет цвета или тона, в которых светлые и темные области имеют очень небольшую разницу в плотности. Другими словами, все цвета или тона в сцене очень похожи внешне. Белый матрос в белой форме на светлом фоне — пример малоконтрастной сцены. В черно-белой фотографии высокая контрастность передает ощущение жесткости и характеризует силу и мощь. Низкая контрастность передает ощущение мягкости и характерна для мягкости и мягкости.

              Цветовой контраст

              Цветовой контраст является эффективным композиционным элементом в цветной фотографии, точно так же, как тон в черно-белой фотографии. Цвета с противоположными характеристиками сильно контрастируют друг с другом. Каждый цвет подчеркивает качества другого и резко выделяет цветные изображения. Цветовой контраст усиливается, когда вы создаете контраст деталей по отношению к массе. Примером может служить один яркий красный цветок в прозрачной стеклянной вазе, сфотографированный на ярком зеленом фоне. Холодные цвета (голубоватые) и теплые цвета (красноватые) почти всегда контрастируют. Холодные цвета отступают, а теплые наступают. Светлые цвета контрастируют с темными, а смелый цвет компенсирует слабый цвет.

              Сцены в низком и высоком ключе

              Если в кадре преобладают темные тона или цвета, это низкий ключ (рис. 5-17). Когда в сцене преобладают светлые тона, это высокий ключ (рис. 5-18). Снимки в низком и высоком ключе передают настроение и атмосферу. Низкий ключ часто предполагает серьезность и загадочность и часто используется в картинах ужасов, таких как замок из темного гранита во время грозы. Высокий ключ создает ощущение нежности и легкости. Фотография светлокожей светловолосой матери, одетой в белое платье, на светлом фоне, кормящей ребенка, — хороший сюжет для съемки в светлых тонах.

              Цвета в светлых и низких тонах

              Цветные изображения в светлых тонах содержат большие области светлых ненасыщенных цветов (пастельных тонов) с очень небольшим количеством средних цветов или теней. Преднамеренное переэкспонирование цветной пленки (экспонирование для теней) помогает создать эффект высокого ключа. Эффект низкого ключа создается, когда в сцене преобладают тени и слабое освещение. Изображения в низком ключе, как правило, имеют большие области теней, мало светлых участков и искаженные цвета. Естественно темные объекты лучше всего подходят для снимков в низком ключе. Цветные изображения в низком ключе можно получить, экспонируя цветную пленку для бликов.

              Обрамление

              Обрамление — это еще одна техника, используемая фотографами для привлечения внимания зрителя к основному объекту изображения. Например, дерево, арка или даже люди, расположенные вокруг объекта, могут создать рамку в области изображения. Предметы, заключенные в рамку, отделяются от остальной части изображения и выделяются. Глядя через широкое пространство земли или воды на какой-либо объект, можно получить довольно скучный неинтересный вид. Отодвиньтесь на несколько футов назад и поместите объект между деревьями, чтобы улучшить композицию.

              Элемент, используемый в качестве рамки, не должен привлекать к себе внимание. В идеале рамка должна соответствовать теме картины; например, линия самолетов, припаркованных на линии полета, обрамленная крылом и опорой другого самолета. Кадрирование является не только эффективным средством привлечения внимания зрителя, но и может использоваться для скрытия нежелательных передних и задних планов. Иллюзию глубины на картине можно создать за счет эффективного использования кадрирования (рис. 5-19).

              Передний план

              Большой процент хороших снимков испорчен, потому что они включают ненужный или отвлекающий передний план. Эта распространенная ошибка может возникнуть из-за того, что фотограф стоит слишком далеко от объекта съемки, когда он делает снимок, или из-за того, что объективы с нормальным фокусным расстоянием или стандартные объективы покрывают относительно широкий угол обзора. Нежелательный передний план можно устранить, подойдя ближе к объекту, сделав снимки объективом с фокусным расстоянием больше стандартного, или изменив точку обзора или угол камеры.

              Многие уже существующие изображения можно улучшить, увеличив только часть негатива и обрезав бессмысленные или отвлекающие изображения переднего плана. В большинстве случаев передний план должен быть четко сфокусирован и иметь достаточную глубину, чтобы оказывать существенную поддержку объекту. Ни один объект на переднем плане не должен выделяться настолько, чтобы отвлекать внимание от объекта. Вы должны очистить передний план от предметов, не имеющих отношения к изображению. Ярчайший пример небрежности со стороны фотографа — оставить чехол для камеры там, где он виден на снимке.

              Как правило, передний план содержит направляющую линию, которая направляет взгляд внутрь фотографии и к интересующей точке. Является ли эта линия объектом, серией объектов или теней, она должна быть четко сфокусирована. Нечеткий, расфокусированный передний план обычно раздражает чувства и отвлекает внимание от предмета съемки.

              Фон

              Фон почти такой же важный элемент в хорошей композиции, как и ракурс камеры. Слишком часто это упускается из виду при создании сцены, поскольку фотограф обычно уделяет этому объекту так много внимания. Будьте особенно внимательны к фону, чтобы убедиться, что он не содержит ничего отвлекающего. Дерево или столб, незамеченные вдали позади человека при компоновке сцены, могут показаться на фотографии растущими из его или ее воротника или поддерживающими его или ее голову.

              Фон должен быть подчинен основному объекту как по тону, так и по интересу. Это также должно выделять предмет и представлять его с максимальной выгодой. Нерезкость и размытие — эффективные способы отделения объекта от фона. Нерезкость может быть достигнута с помощью относительно большого значения f/stop, чтобы сделать фон не в фокусе. В случае с движущимися объектами объект может быть изображен резко, а фон размыт путем панорамирования объекта (рис. 5-20). Иногда вы можете захотеть обратить эти эффекты и записать объект нерезким или размытым, а фон резким. Это делается для того, чтобы создать впечатление, что объект находится ближе к зрителю, или чтобы выразить движение, удерживая камеру неподвижно, когда вы используете слишком длинную выдержку, чтобы «остановить» движение.

              Композиция 101: Добавьте контраста своим картинам

              Опубликовано

              Контрастность — одно из самых важных правил, которое следует учитывать при улучшении композиции и работе с точками фокусировки. Мы можем определить контраст в формах, значениях и цветах.

              Внимательно посмотрите на примеры ниже: Статуя фигуры четко читается из-за ее темного значения на ярком небе. Во втором примере у нас есть контраст между более округлой формой Пизанской башни и собором рядом с ней, который состоит из прямых форм и линий. Наконец, последнее изображение показывает красный цвет, который действует как цветовой контраст в зеленой среде.

               

              Из предыдущей главы, посвященной композиции, мы узнали, что внимание привлекают детали. Поместив области с высокой контрастностью рядом с областями с низкой контрастностью, вы привлечете внимание. Формы могут варьироваться от больших до средних и маленьких. Чем крупнее фигуры, тем больший акцент вы можете создать. Просто так ваш объект становится более заметным.

              Хорошим основным правилом является размещение только деталей в фокусных областях. Не помещайте очень детализированную область рядом с другой детализированной областью. Чтобы ваши композиции оставались читабельными, вы хотите, чтобы области, которые не имеют решающего значения для настроения или истории, были более тусклыми и простыми. Таким образом, вы создаете эти пятна для отдыха глаз зрителя.

               

              Контраст значений во многом влияет на удобочитаемость. Если мы объявим значения как светлые или темные, мы можем получить следующие схемы или шаблоны:

              • Свет на свете (LL)
              • Свет на темноте (LD)
              • Темное на темном (DD)
              • Темный на светлом (DL)

              Шаблоны LD или DL создадут максимально возможный контраст и, следовательно, наиболее интересны для использования в нашей точке фокусировки и зонах фокусировки.
              Старайтесь не размещать самые темные и самые светлые участки в неважных областях, иначе вы создадите область с высоким контрастом, привлекающую внимание. Хорошим основным правилом является размещение только высокой контрастности в фокусных областях. Используя шаблоны LL или DD, мы можем уменьшить области до более простых форм с более низким контрастом.

              Используя различные шаблоны, вы можете смещать точку фокусировки на изображении. На изображении ниже показана та же сцена, но с применением других шаблонов значений:

               

              В другом посте я говорил о группировании ваших значений, чтобы сделать ваши композиции более эффектными. Помимо умного группирования значений, вы можете подумать о том, чтобы сделать свои структуры значений более динамичными.

              Добавляя контраст в соотношение темных, средних и светлых тонов, мы можем сделать наши структуры более динамичными. Значение темного 60%, среднего значения 30% и значения светлого 10% будет более динамичным, чем значение 33% темного, 33% среднего и 33% светлого. Думая о соотношениях в первую очередь при планировании композиции, вы сможете принять более правильное решение о том, сколько и где разместить значения.

               

              Большей глубины можно добиться, изменяя свет и тени по всей картине.

              Создав такое расположение света и тени на картине ниже, я смог передать глубину этой части. Изменение цветовой температуры — еще один отличный способ придать вашей работе глубину. Вы создаете эту температурную схему, которая позволяет зрителю переходить от теплых светлых областей к холодным теневым областям.

               

              • Хорошим основным правилом является размещение только деталей в фокусных областях
              • Затемните области, которые не имеют решающего значения для общей картины, и оставьте области для отдыха глаз зрителя
              • Хорошим основным правилом является размещение только высокой контрастности в фокальных областях
              • Начните группировать и уравновешивать соотношение стоимости, чтобы создавать более унифицированные изображения и более яркие композиции
              • Создавайте композиции из света и тени, чтобы придать вашим работам глубину

               

              Дайте мне знать, как вы справляетесь с контрастом в своих композициях, в разделе комментариев!

              Пожалуйста, поделитесь моим блогом!

                Опубликовано в Состав, Основы

                Блог для концепт-художников, дизайнеров, иллюстраторов и студентов, изучающих искусство.

                Контраст композиция: Контрасты в композиции

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

              Пролистать наверх