Композиция картины. Примеры разбора композиции
Эту часть урока посвятим разбору композиций — посмотрим, как устроены картины Брейгеля, Босха, Серова, а также немного поговорим о японских гравюрах и сравним их с работами европейских художников.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу, 1565
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
Валентин Серов. Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлово осенью на псовую охоту, 1900
🤴 Работа Серова «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной» изначально была написана в качестве иллюстрации для многотомного издания «Царская охота на Руси»», но постепенно вышла за его пределы и теперь рассматривается как самостоятельная и значительная работа Серова.
🔎 С одной стороны, это историческая картина, причем конкретный исторический момент изображен тут очень точно, в мелких деталях, не только внешне, но и внутренне — Петр переживает влюбленность в Елизавету и смотрит прямо на нее, тогда как Елизавета смотрит вперед.
🔍 С другой стороны, Серов использует новый подход к истории, характерный для рубежа веков. Этот подход активно практиковали художники «Мира искусства» — создается не масштабное серьезное полотно с важным историческим событием, а показывается всего один, будто бы совершенно незначительный момент, секунда из жизни.
💭 В таком подходе есть философия, хоть он и может казаться легкомысленным. Это философия краткосрочности жизни, где вся жизнь лишь мгновение. Сегодня герои «въехали» на историческую сцену, а через секунду уже пропали.
📐 Теперь перейдем к композиции, которая призвана раскрыть сюжет. Все строится на мощных диагоналях, горизонталей почти нет — даже линия горизонта разбита вертикалями строений. Основная диагональ идет практически из угла в угол, отмечая мощное движение всадников.
➿ Здесь есть ритм. Два всадника, в схожем костюме, в почти одинаковых позах, стремительный бег борзой повторяет движение лошадей. Также прослеживается и колористический ритм — художник использует сдержанную гамму серовато-перламутровых оттенков и полутонов. Эти цвета Серов часто использует в пейзажах, но здесь чередование белых, черных и промежуточных цветов создает дополнительную динамику.
➡️ Движение идет слева направо, что дополнительно ускоряет его темп. Работа с планами еще больше усиливает эффект движения. Серов делает передний план размытым, будто зритель тоже проносится мимо, глядя на мир глазами главных персонажей. А задний план прописан довольно четко, видно избы и детали пейзажа — на быстрой скорости мы видим только то, что находится вдали.
🪑 Посмотрим на еще один интересный композиционный прием Серова. На переднем плане в левом углу картины изображены два путника. Между ними и борзой есть небольшое пространство — это можно рассматривать как «точку входа в картину», место для зрителя.
🦅 В работе есть и символизм, что характерно для той эпохи. Над церковью изображены силуэты черных птиц, которые ассоциируются в первую очередь с воронами. Эти стаи в небе — недобрый знак. Петр действительно умрет очень молодым, не дожив до совершеннолетия.
1. Утагава Хиросигэ. Лист № 30. Сливовый сад в Камэйдо, серия «Сто знаменитых видов Эдо», 1856–1858
2. Ван Гог. Цветущая слива (копия Хиросигэ), 1887
3. Утагава Хиросигэ. Лист № 57. Окрестности храма Тенджин в Камейдо, серия «Сто знаменитых видов Эдо», 1856–1858
4. Клод Моне. Японский мостик (Пруд с водяными лилиями), 1899
5. Утагава Хиросигэ. Лист № 90. Вечерний вид Сарувакачо, серия «Сто знаменитых видов Эдо», 1856–1858
6. Клод Моне. Бульвар Капуцинок, 1873
Работы Гоё Хасигути:
1. Женщина, моющая волосы, 1920
2. Умывающаяся женщина, 1920
3. Женщина после купания, 1915
4. Красавица в халате, 1920
Работы европейских художников:
5. Эдгар Дега. Женщина в ванне, 1884
6. Эдгар Дега. Причесывающаяся женщина, около 1885
7. Альфонс Муха. Жисмонда, 1894–1895
Классическое японское искусство пришло из Китая, но постепенно начало отходить от первоисточника и эволюционировать. В 19 веке в Японию постепенно проникают европейские идеи, которые тоже влияют на искусство.
☝️ Главное отличие европейского искусства от восточного — его концентрация на человеке, человек — венец природы. В восточном искусстве мир без человека идеален и гармоничен, человек нарушает гармонию природы. Поэтому пейзаж был главным жанром в древнем китайском и японском искусстве.
✔️ Японские художники создавали образ идеального космического порядка, а не конкретные изображения конкретных мест, как было принято в европейском искусстве. В ранних японских работах обязательно присутствовали элементы мужского начала (суша, земля, горы) и женского (вода, туман).
✍️ Постепенно появляется новый жанр — гравюра укиё-э, картины изменчивого мира. Жанр считается городским, люди начинают играть в нем более заметную роль. В гравюрах можно выделить несколько поджанров. Мы рассмотрим два из них: пейзажи и красавиц.
🔀 Японская гравюра также активно проникала в Европу, как и европейские течения на восток. Одними их первых ценителей стали импрессионисты и постимпрессионисты. Например, работы Хиросигэ копировал Ван Гог, ими вдохновлялись многие другие художники.
📐 Композиция гравюр обычно очень сдержанная
1️⃣ Начнем с пейзажей. В работе «Сливовый сад в Камэйдо» мы видим ствол дерева крупным планом. Интуитивно это воспринимается как взгляд конкретного человека, будто бы зритель стоит в непосредственной близи и с необычного ракурса наблюдает за цветением сада на среднем плане. А на дальнем плане уже можно увидеть небольшие фигурки людей.
▪️ В картине горизонтали и вертикали заметно преобладают над диагоналями — японское искусство вообще более статично.
▪️ Японские художники — мастера ритма. В работе «Сливовый сад» чувствуется и сложный ритм переплетённых веток, и дробный ритм белых цветов, которые по мере удаления от зрителя превращаются в точки.
2️⃣ Красавицы — это классический жанр японского искусства. Эти работы можно сравнить с серией картин Дега с его ухаживающим за собой женщинами. У Дега более свободные раскрепощенные позы, он пишет не позирующих женщин, а подсмотренные эпизоды. Отсутствие позирования нивелирует эротику обнаженного тела.
👩 Японские работы более сдержаны, позы женщин канонические. С точки зрения композиции женские фигуры состоят из овалов, а условная обстановка вокруг наоборот наполнена углами, линиями, легкими диагоналями. Такое противопоставление усиливает ощущение мягкости женского тела на «колючем» фоне.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений, 1500–1510
Ответ на задание.
➡️ Почти во всех работах на тему «Благовещение» Мария находится справа. Зона справа подсознательно воспринимается нами как более значительная и весомая. Мария — главная героиня сюжета, именно от ее решения зависит рождение будущего Спасителя. К тому же при таком расположении даже легкое движение ангела будет интуитивно считываться как более выразительное благодаря направлению слева направо.
▪️ Расположение Марии слева мы видим в картине Джона Кольера. Он переносит сюжет Благовещения в современные реалии, теперь он «читается» скорее как встреча обычной девочки, которая возвращается из школы, с чудом явления ангела.
▪️ Мария обычно находится слева в индийских и китайских изображениях на эту тему.
⚖️ Во всех работах присутствует композиционный баланс между общей статикой момента (вертикали и горизонтали) и напряженной внутренней динамикой духовного общения (легкие диагонали). Почти все художники используют мотив арки в архитектуре, а у Мурильо арку образуют ангелы-путти. Округлое завершение смягчает происходящее и подсознательно ассоциируется с небесной сферой.
▪️ Кольер вводит в свою работу мотив каннелюры — ребристые пилястры на фасаде дома. Это напоминает о классических греческих колоннах, и связывает современную работу с классической живописью.
➿ В каждой работе индивидуальная ритмическая организация. У Фра Беато Анджелико это контраст: общее лаконичное решение контрастирует со сложным ритмом драпировок главных героев и подчеркивает сложность их внутреннего мира при внешней простоте. Подобным приемом пользуется и Танеер: бедность жилища Марии и сложнейший ритм складок ее одежды и покрывала.
▪️ Бёрн-Джонс играет на контрасте между Марией и ангелом. Одежды и крылья ангела (а также дерево, на фоне которого он изображен) имеют чрезвычайно сложный ритмический рисунок — он посланник Бога, ему ведомо все. Мария же, напротив, уподоблена беломраморной античной статуе — она абсолютно совершенна и цельна.
▪️ Мурильо строит ритм на подобии форм — нежность и юность главных героев акцентируются многочисленными пухленькими ангелочками вокруг. Ритм их одежд мягкий. К подобию форм прибегает и Кольер. У него много вертикалей: жизнь обычной девочки вдруг оказывается напрямую связана с Богом.
1. Фра Беато Анджелико. Благовещение, 1441 (фреска в монашеской келье, Флоренция)
2. Бартоломео Мурильо. Благовещение, около 1660 (Эрмитаж)
3. Эдвард Бёрн-Джонс. Благовещение, 1876
4. Генри Оссава Танеер. Благовещение, 1896
5. Джон Кольер. Благовещение, 2000
6. Благовещение. Индийская икона, 18 век
7. Благовещение. Китайская икона, 18 век
Мы подготовили несколько книг для тех, кто хочет углубится в тему прошедшей недели.
📕 Ольга Голубева. Основы композиции
Учебное пособие, где автор на конкретных примерах картин показывает, как работают основные законы композиции, как художники создают художественный образ, какими средствами гармонизации композиции пользуются.
📗 Сергей Даниэль. Искусство видеть
Автор рассказывает об особенностях колорита, композиции, различных техниках живописи на примерах полотен знаменитых европейских и русских художников.
📘 Юрий Герчук. Основы художественной грамоты
В доступной и увлекательной форме автор рассматривает проблемы художественного творчества, опираясь на фундаментальные законы искусства, выясняя смысл и характер выразительных средств.
Весь урок мы говорили о композиционных приемах в живописи. Пора подвести итоги и выделить главное.
📏 На наше восприятие картины влияет композиция, масштаб и форма. Самый распространенный масштаб — средний, примерно от 50 сантиметров до 2 метров по одной стороне. Работами малого масштаба считаются картины альбомного формата или еще более мелкие — миниатюры. Работы крупного масштаба — это 1,5–2 метра по одной стороне.
🪧 Базовой формой картины можно считать прямоугольник, в него можно вписать практически любой сюжет. Прямоугольный холст считается классическим, если соотношение сторон не больше, чем 1:2. Фигуры с большей разницей считаются вытянутыми прямоугольниками. Такие работы уже сложно охватить одним взглядом, вытянутая форма заставляет скользить взглядом по произведению и считывать его постепенно.
↕️ Если прямоугольник вытянут по горизонтали, то это какой-то развивающийся (обычно слева направо) сюжет. Работы, вытянутые по вертикали, чаще всего читаются снизу вверх, и вызывают ощущение торжественности, монументальности, возвышенности. Такая форма часто используется для изображения чего-то божественного или контакта земного и небесного.
🔲 Еще одна привычная форма — квадрат. Он сложнее прямоугольника, потому что подходит скорее для статических композиций. Классическая квадратная форма интуитивно стабилизирует и концентрирует взгляд зрителя.
🔄 Круг, или тондо — сложная для художника форма. Круг ассоциируется с вращением, поэтому художники часто пытаются зафиксировать круглую форму активными горизонталями и вертикалями внутри композиции. Овал — более легкий вариант круга, так как в фигуре уже есть фиксация и ориентация.
↔️ Композиции можно разделить на статичные и динамичные. Статичные композиции показывают что-то спокойное, «зафиксированное» и строятся на основе горизонталей и вертикалей (линии могут присутствовать в работе как по отдельности, так и одновременно). Динамичные композиции используются для передачи движения, скорости, драматичности сюжета — тут основой служат диагональные линии.
▪️ Чаще всего в работах сочетается сразу несколько видов линий. За счет преобладания того или иного компонента движение, драму и статику в картине можно «регулировать».
#️⃣ Важный аспект организации композиции внутри картины — золотое сечение. В живописи часто применяют упрощенный вариант — правило третей. Это деление на 9 частей. По линиям третей и их пересечениям можно выстроить композицию картины, кадра или другого произведения искусства, рассчитать оптимальное расположение предметов или объектов.
🌅 Еще одна важная часть композиции картины — линия горизонта. В классическом варианте линия горизонта располагается в средней трети картины. Это позволяет чувствовать себя примерно в том же положении в пространстве, что и художник. Линия горизонта в нижней трети создает ощущение, что зритель смотрит на мир с низкой точки, а перед ним изображено нечто величественное и торжественное. Линия горизонта в верхней трети позволяет максимально акцентировать внимание на происходящем внизу.
🔎 На построение и восприятие картины влияет активный план. Классический подход — это практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона. Акцент, смещенный на передний план «включает» зрителя в картину. Перенос самого важного на задний план помогает по-новому взглянуть на сюжет — зритель интуитивно ищет раскрытия сюжета на среднем плане картины.
➿ Еще один важный прием организации полотен — ритмичность. Ритм позволяет гармонично встроить в картину множество деталей и помогает облегчить восприятие зрителю. Самый узнаваемый вид ритмичности основан на повторении одной и той же формы. Более сложные варианты могут быть основаны на подобии форм (разных вариациях одного элемента), на контрасте форм или на колорите.
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Основы композиции в искусстве
История искусства
Композиция — основа любого произведения искусства. Именно она придает ему выразительность, единство и целостность. Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. В то время как неудачный подбор композиционных элементов, даже если все объекты искусно прорисованы, может испортить впечатление от картины.
Принято различать несколько видов композиции:
— фронтальная или плоская — витраж, фреску или картину;
— объемная — скульптура или архитектура;
— глубинно-пространственная — архитектурные ансамбли.
Базовые принципы композиции
У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:
- Целостность — все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
- Определение смыслового центра — выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
- Использование контрастов — это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
- Статика — состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
- Динамика — состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.
Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.
Выразительные средства композиции
Восприятие художественного произведения напрямую зависит от его композиции, поэтому важно уметь ее выстраивать, пользуясь художественными средствами: линией, штриховкой, тональными и цветовыми пятнами, перспективой и светотенью. Они помогают не только распределить предметы в пространстве, установить соотношения объемов, света и тени, но и точно передать задумку автора.
В живописи отдельные композиционные приемы позволяют достичь наибольшей выразительности картины, раскрыть многогранность содержания. Это может быть ритмическое построение, где все элементы произведения упорядочены, согласованы и подчинены четкому ритму, заданному художником. В выстраивании композиции изображения задействованы различные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, фокусная точка, обрамление, температура цветовых сочетаний, глубина и ракурс, контрасты и ритм.
Расположив изобразительные элементы на картине определенным образом, можно наиболее полно передать замысел, привлечь внимание зрителя. Для этого необходимо выстроить композицию так, чтобы все объекты были переданы наиболее выразительно. Отбросив все лишние детали, оставить только самое необходимое. Подчеркнуть внутреннее содержание всем образным строем картины.
Фокусная точка — центр всего произведения, она несет мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.
Четкое следование основным принципам построения композиции — ключ к созданию уникального произведения искусства.
Основные приемы композиции — Очерки искусства
Великолепные произведения искусства по-разному захватывают наши глаза и умы, поражая нас своей красотой или заставляя кожу мурашек по коже от дискомфорта. Но рисуя, рисуя или делая селфи, художники часто используют проверенные временем методы применения элементов дизайна для создания приятных и привлекательных произведений искусства. Давайте рассмотрим некоторые основные приемы композиции:
Правило третей
Разделите изображение на трети по вертикали и по горизонтали, создав четыре точки в местах пересечения разделительных линий. Поместите фокус вашего изображения в одно из этих четырех мест, чтобы создать эстетически приятное изображение.
Правило третей — наиболее известная техника компоновки изображения, часто одна из первых техник, которым обучают на курсах фотографии и рисования. Это старая идея, впервые высказанная в 1797 году английским гравером Джоном Томасом Смитом. Но почему работает правило третей?
Вот наша теория: в дроби 1/3 или этих четырех конкретных точках на изображении нет никакой магии. Правило третей работает из-за композиций, которых оно помогает избежать. Во-первых, это поможет вам избежать симметричной композиции. Когда человеческий глаз смотрит на изображение, он начинает с поиска точки фокусировки, области акцента, а затем перемещается по изображению оттуда. На изображении с сильной симметрией глаз растягивается между двумя фокальными областями, и ему может быть плохо. Правило третей способствует созданию асимметричных композиций, которые считаются более приятными для глаз. Правило третей также отодвигает ваши композиционные фокусы от крайних краев изображения, что может показаться несбалансированным и дестабилизирующим.
Правило третей работает не потому, что оно волшебно, а потому, что это легко запоминающаяся система, которая способствует простому применению принципов дизайна.
Правило шансов
Нечетное количество объектов или фокусных точек более интересно для глаза, чем четное.
Поначалу правило шансов кажется почти произвольным, но чтобы понять его, мы можем сравнить его с правилом третей. Правило третей способствует созданию асимметричных композиций, чтобы взгляд не разрывался между двумя равными фокусными точками. Правило шансов не позволяет изображению содержать два одинаково выделенных объекта, что мешает зрителю определить точку фокусировки, чтобы начать изучение изображения.
Правило шансов нарушается после числа 5, поскольку человеческий мозг может одновременно обрабатывать только 4-6 объектов, прежде чем воспринимать их как совокупность, а не по отдельности.
Правило пространства
Когда на изображении подразумевается движение, создайте негативное пространство в направлении предполагаемого движения. Точно так же, если на изображении есть фигура, создайте негативное пространство в том направлении, куда смотрит фигура.
Когда мы смотрим на изображение, мы сопереживаем его субъектам. Если на изображении бегущая лошадь, нам любопытно, куда она бежит. Если это портрет женщины, смотрящей влево, нам интересно, на что она смотрит. Выход из пространства в направлении подразумеваемого движения или взгляда вознаграждает эмпатию зрителя и позволяет глазу двигаться или смотреть в том же направлении, что и объект.
Динамические формы
Треугольники, круги, зигзаги и кривые создают движение и энергию в изображении, сохраняя интерес и движение глаз, в то время как прямые, вертикальные и горизонтальные линии и прямоугольники статичны и скучны.
Трудно найти единственное «правило», которое охватывает силу динамических форм в композиции, но «Линия красоты» Хогарта приближается к этому. В 1753 году английский гравер и писатель Уильям Хогарт написал блестящую книгу «Анализ красоты» 9.0008 , которую можно и нужно читать на Обелиске, здесь. В «Анализе», пишет Хогарт, «змеевидная линия, извиваясь и извиваясь одновременно по-разному, приятно ведет глаз по непрерывности своего разнообразия». И вот наша подсказка: кривые и динамичные формы привлекают внимание, удерживая взгляд зрителя в движении по изображению.
Далее мы рассмотрим некоторые продвинутые методы композиции.
Рид Энгер, «Основные приемы композиции. Несколько простых советов», в Obelisk Art History , Опубликовано 06 сентября 2019 г . ; последнее изменение: 22 ноября 2022 г., http://arthistoryproject.com/essays/basic-composition-techniques/.
Понимание трех правил композиции | Художественное вдохновение | Вдохновение | Техники искусства | Поощрение
Изображение ~ ~ keetons
Николь Тинкхэм
Композиция в произведении искусства невероятно важна. Это то, что бросается в глаза зрителю и привлекает его. Композиция рассказывает историю. Как будто зритель читает книгу. Вы должны подумать, с чего вы хотите, чтобы они начали, и с чем вы хотите их оставить в конце. Он объединяет все в единое целое. Чтобы достичь успешной композиции, вы должны включить три вещи: фокус, структуру и баланс. В этом блоге мы рассмотрим все три и покажем вам, как вы можете использовать их в своем следующем произведении.
#1 Фокусная точка
К чему автоматически притягивается зритель? Что вы хотите, чтобы они заметили в первую очередь? Что такое один ЯСНЫЙ элемент в вашем произведении? Эти вещи описывают вашу фокусную точку. Если нет четкого фокуса, зрителю часто трудно понять произведение, и произведение может надоесть. Мы знаем, что вы этого не хотите! Тем не менее, держите его только в одном фокусе. Слишком много, и произведение может отвлекать. Так как же отличить четкую фокусную точку?
• Фокус камеры или дополнительные детали на рисунке или картине
• Высокая контрастность
• Движение
• Насыщенность
• Кадрирование
остальная часть куска. Вы должны иметь БАЛАНС в своей работе, чтобы сделать ее интересной. Мы вернемся к этому позже.
#2 Структура
Идеальное расположение точки фокусировки может привлечь внимание к этой области. Это способ указать зрителю, с чего начать в своем произведении. Есть много способов структурировать ваши работы, но давайте начнем с одного, с которым вы, возможно, знакомы, — с правила третей.
Правило третей
По сути, вам нужно разделить произведение на трети. Это можно сделать в уме или слегка начертить линии карандашом. Ваш фокус должен приземлиться на пересекающихся линиях. Это предотвратит автоматическое размещение вашего фокуса в центре, что мы обычно делаем.
Золотое сечение
Мы не хотим утомлять вас математическим уравнением золотого сечения, поэтому будем кратки. Если вы посмотрите на изображение ниже, вы заметите, что ваш фокус будет расположен в крошечной части спирали. Ваш глаз начнет там в центре и будет двигаться наружу. Это создаст приятный поток в ваших работах.
Симметрия
Симметрия очень хорошо работает с архитектурой как по горизонтали, так и по вертикали. Мы упоминали ранее, что ваш фокус не должен быть в центре вашего произведения, но когда дело доходит до архитектуры, это работает хорошо.
Баланс #3
Итак, вы потратили много времени и сил на то, чтобы определить фокусную точку, и у вас все получилось. Замечательно! Но одна вещь, которую нужно иметь в виду, это остальная часть вашего произведения. Вы не хотите пренебрегать фоном. Отличный способ убедиться, что ваша фигура визуально сбалансирована, — прищурить глаза, глядя на нее. Какие элементы всплывают перед вами? Хотя у вас будет четкий фокус, в произведении должны быть и другие области, представляющие интерес.
Много раз мы могли думать об искусстве как о «просто полете». Мы получаем всплеск творчества, мгновенную идею или творческую искру, и мы движемся к ней, не задумываясь. Это нормально! Но прежде чем положить карандаш или кисть на бумагу, быстро продумайте композицию. Какова лучшая структура для вашего произведения? Как вы будете создавать баланс? Имейте это в виду, прежде чем начать работу, чтобы не пытаться исправить ее позже.
Композиция может быть сложной концепцией для понимания, но мы надеемся, что советы из этого блога помогли! Есть ли у вас что-то конкретное, с чем вы сейчас боретесь? Оставьте комментарий ниже, и мы сделаем все возможное, чтобы предоставить решение в будущем сообщении в блоге!
Нравится:
Нравится Загрузка.