Особенности композиции натюрморта: Композиция натюрморта (правила составления) — презентация онлайн

Содержание

Композиционное построение натюрморта на уроках изобразительного искусства (на примере натюрморта «Масленица»)

Изобразительное искусство, одно из ведущих направлений эстетического воспитания учащихся в учреждениях различного уровня. В образовательных учреждениях на уроках изобразительного искусства особое внимание необходимо уделять творческому подходу в композиционном решении, того или иного замысла, при создании работ в различных жанрах и направлениях. Учащиеся должны творчески мыслить и грамотно составлять композицию своей творческой, учебной работы. Для этого они должны очень хорошо знать основы композиции создания тех или иных художественных решений, поэтому учащимся важно познать законы композиции и умело применять их на практике. Очень важно дать ученикам глубокие знания, умения и навыки по композиционному строю натюрморта в разных тематиках. Чтобы учащиеся хорошо освоили такой материал, необходимо проводить беседы по тем или иным законам композиции, где педагог занимает одно из главных мест и организатора беседы, и ведущего. Педагогу важно научно продумывать каждую беседу и составлять ее план, поднимая те или иные вопросы, подходящие к теме урока.

Так как композиция означает составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, педагог должен обратить особое внимание на подготовительный этап композиции – разработку поисков композиционного решения [2]. Он должен нацеливать учащихся на творческую, плодотворную работу по грамотному составлению композиционных решений для выбранной темы: нахождение главного и второстепенного, с учетом ритмов и уровней и различных законов композиции, которые можно здесь применить. Очень важно в подготовительном этапе композиции обратить внимание учеников на правильное нахождение формата композиции, он появляется с учетом композиционного строя той или иной идеи в процессе поисковой работы. По завершению этой работы организуется обсуждение поисков, где обсуждаются наиболее интересные композиционные решения, благодаря этому учащиеся делают отбор наиболее удачных решений, для того, чтобы в последующем создать графический эскиз по данному творческому замыслу, который взят за основу выполнения данной композиции.

Отбор можно проводить, применяя метод беседы как с одним учащимся, так и с целым классом [3].

Разберем некоторые примеры выполнения композиции натюрморта. Здесь также можно провести небольшую беседу с учащимися по теме, как они видят определенный натюрморт, и какой предмет им больше нравится. Каждый учащийся при виде любого натюрморта выбирает понравившийся себе предмет, при выборе такого предмета в натюрморте, учащиеся заинтересовываются постановкой им хочется ее написать, так как там есть понравившийся предмет, независимо от того, где этот предмет стоит, учащиеся с удовольствием выполняют постановку, поэтому такая беседа необходима, для того, чтобы заинтересовать их данным натюрмортом.

Как правило, при выполнении задания формат работы у всех одинаков, однако от каждой выполненной работы возникает самое разное впечатление, за счет того, что каждый ученик выбирает для себя собственную, четкую структуру натюрморта, не похожую ни на чью другую. Это вопрос композиции, и как отмечает Н.  М. Сокольника: «Ощущение устойчивости, равновесия, покоя, возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Ассиметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции» [2, с.38]. При выполнении натюрморта, нередко используются композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и др.) [2]. Здесь важно также провести беседу о существующих схемах и их применении (с показом зрительного ряда произведений художников). Необходимо отметить, что при выборе той или иной схемы, важно учитывать какое художественно-образное решение хочет добиться учащийся. Не следует полагать, что предметы натюрморта важно располагать только по существующим схемам. Данное мнение следует также обсудить с учащимися и донести им то, что необходимо в натюрморте все предметы подбирать согласно взятой идее и замыслу, по единству назначения, выделяя композиционный центр из главных предметов, связанных по взаимосвязи с другими второстепенными предметами.

Композиционный центр из предметов быта, подобранных в идейном единстве становится главным, местом в натюрморте, который может стать основой для грамотного, осмысленного создания всего натюрморта. Важно чувствовать красоту обыденных вещей, развивая тем самым своё композиционное мышление.

Поэтому учащиеся должны знать, что при составлении своего творческого натюрморта им важно определить композиционный центр. Под композиционным центром понимается главная по идейно-смысловому замыслу группа предметов, составляющих одно целое, которая дополняется второстепенными предметами, расположенными на втором плане за композиционным центром [4]. Как правило, композиционный центр всегда располагается по центру, но для того, чтобы добавить в композицию динамику, его сдвигают в одну или другую сторону. Завершают композиционное решение составляемого натюрморта различные драпировки, с их помощью можно регулировать глубину и плановость пространства в натюрморте. Начиная выполнять работу по композиционному решению натюрморта, важно уделить время и выполнить компоновки натюрморта с различных мест по центру, справа или слева, с использованием разных форматов и если нужно, когда предметы натюрморта не компонуются с данного места, то можно принять творческое решение и не меняя положения предметов натюрморта подвигать их на своем поиске и добиться, таким образом, интересного расположения согласно идее и замысла составленного натюрморта.

Выполнив такое упражнение, можно выбрать наиболее удачное композиционное решение натюрморта [1].

На одном из занятий по живописи при выполнении поставленного натюрморта на тему «Масленица» был проведен опрос по выделению каждым учащимся трех предметов из восьми предложенных, ассоциирующихся с праздником масленица. На школьной доске мелом составляется таблица с указанием предметов натюрморта и столбиков, соответствующих количеству участников с номерами, так же с подобными таблицами каждому учащемуся выдавались анкеты. Итог работы представлен ниже в таблице результатов.

Таблица

Результаты опроса учащихся 7 класса 

Предметы в натюрморте

Участники опроса

Количество ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Блины

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

11

Чучело

+

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

 

4

Выпечка

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

2

Самовар

 

   +

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

7

Сметана

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

3

Чай

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

4

Варенье

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

4

Мед

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

1

 

В опросе приняли участие 12 человек учащиеся 7 класса, возрастной состав которых составляет 13–14 лет. Учащиеся в своих анкетах, где были представлены различные варианты ответов, делали выбор, самое большое количество голосов набрал вариант «блины».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первую очередь с праздником масленица ассоциируется любимое всеми лакомство блины, символизирующие на столе солнышко. Вторым в списке предпочтений оказался вариант «самовар», ему было отдано семь голосов. Меньше всего голосов было отдано варианту «мед».  Все остальные варианты ответов набрали по 2-4 голоса. При выборе предметов для составления тематического натюрморта «Масленица», который ставился в классе для написания учащимся, учитывались результаты анкетирования.

Проведенный опрос дал возможность заинтересовать учеников в дальнейшем выполнении этого натюрморта. Этот интерес способствовал творческому подъему для решения по живописных задач натюрморта.

После того, как вы заинтересовали учащихся беседой-опросом, им необходимо рассказать об истории народного праздника «Масленица». Всем известно, что празднование масленицы пришло к нам из глубокой древности. Сначала праздник отмечался в честь языческого бога Велеса (Волоса) – это бог плодородия, крестьяне просили у него богатый урожай. С течением времени, смысл данного праздника координально изменился, однако он по прежнему остается одним из самых любимых в народе.

Затем учащиеся начинают свою работу по композиционному решению поставленного натюрморта «Масленица», выполняя графические поиски, на основе которых методом отбора создается графический эскиз натюрморта. Так же необходимо сделать цветовой эскиз и создать цветовую гармонию колористического единства всех цветовых пятен. На листе согласно графического поиска и его переноса, делается хорошее грамотное, с учетом перспективы и правильно найденной пропорциональности, линейно-конструктивное построение предметов быта, складок, тканей. После чего, взяв за основу цветовой эскиз, учащиеся приступают к живописной работе над натюрмортом под наблюдением и руководством педагога.

В процессе работы педагогу необходимо своевременно и понятно объяснять и отвечать на возникающие вопросы. После окончания работы необходимо сделать просмотр выполненных работ и провести беседу по подведению итогов работы над натюрмортом, где предложить каждому учащемуся высказать свое мнение и дать оценку представленным работам, указать наиболее интересные живописные участки в каждой работе, а так же на их усмотрение определить лучшие работы и назвать их авторов – победителей.

Педагог, выслушав высказывания учащихся, дает свою оценку по каждой выполненной работе, отбирает лучшие работы для оформления на выставку, которая может проходить как в классе, так и в коридорах школы. Данное мероприятие стимулирует учащихся, вызывает повышенный интерес и стремление к созданию лучших своих работ, чтобы в дальнейшем участвовать в подобных выставках.

Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что применение бесед и опросов повышает качество творческих работы детей, у них появляется заинтересованность к творческой деятельности. В процессе проводимой работы учащиеся получают необходимые знания по композиционному построению натюрморта, умения и навыки ведения живописной работы. У них в большей степени проявляется заинтересованность к участию в художественных выставках, тонкому ручному труду, развивается эстетический вкус и любовь к прекрасному. Они определяются в выборе своей профессии и выбирая творческие специальности, создают образ своей взрослой жизни – образ человека-творца, человека высокой интеллектуальной натуры. 

«Натюрморт. Особенности композиции в натюрморте»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО изобразительному искусству

на тему:

«Натюрморт. Особенности композиции в натюрморте»

6 класс

Тема урока: Натюрморт. Особенности композиции в натюрморте».

Цель: изучить основы композиции в натюрморте. Сформировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт). Ознакомить с конструкцией. Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы.

  2. Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие памяти, зрительных представлений и впечатлений от натуры, чувство пропорции, соразмерности, мыслительной деятельности.

  3. Коррекционно-воспитательные: воспитать интерес к предмету, изобразительному искусству, самостоятельность.

  4. Здоровьесберегающие: развитие душевного развития с помощью музыкотерапии, формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка, таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», работы учеников и учителя.

Для учащихся — бумага, графические материалы, ластик.

Зрительный ряд:

Репродукции и картины, выполненные в жанре натюрморт; натурная постановка; презентация

План урока:

  1. Организация класса

  2. Вводная беседа.

  3. Беседа по теме

  4. Самостоятельная работа.

  5. Анализ работ.

  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку учащихся.

  2. Вводная беседа.

Вспомним жанры изобразительного искусства. (Портрет, пейзаж,). Рассмотрим еще один жанр искусств – натюрморт (демонстрируются иллюстрации)

Слайд1

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов или «неживая природа». Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Беседа по теме.

— Ребята, тема нашего урока: «Натюрморт. Особенности композиции в натюрморте».

Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.

Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих.

Поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2.  Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

Композиционные схемы постановки предметов

Слайд2

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют  более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Композиционный центр
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта. Слайд3

Композиционный центр — место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

Примеры неудачного набора предметов. Слайд4

(под запись) Инструкции по постановке натюрморта

Придумайте тему натюрморта. 

Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

Рассортируйте все составные части по форме. 

Желательно, чтобы она была разнообразна — найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.

Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.

Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта. 

Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.

Подберите подходящий фон.

Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.

Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.

Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.

Выставьте свет над натюрмортом.

Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции «засвеченными».

Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.

4.Самостоятельная работа.

Выполним простой натюрморт

Слайд5

Приступайте к работе. Во время работы, прохожу помогаю, объясняю, слежу за осанкой и правильности сидения во время урока учащихся.

5.Анализ работ.

6. Итог урока.

— Наш урок подошел к концу, и пришло время подвести итоги.

Ребята, все вы молодцы, у каждого из вас получился свой неповторимый рисунок.

Что такое натюрморт?

Как правильно расставить натюрмотр?

Оценка:

Рефлексия.

Искусство композиции Натюрморты

[email protected] | +91 9956445560 | — WhatsApp | Мы доставляем по всему миру

Вы находитесь здесь

Главная » Блоги » Искусство композиции Натюрморты

Натюрморты, как следует из названия, это картины из жизни окружающих вещей, те, что неподвижны и неодушевленный.

Художественная форма натюрморта уходит корнями в далекое прошлое, прежде чем его можно было датировать. С момента создания люди всегда создавали и документировали то, что видели. Будь то в пещерах или на песках, с помощью различных узоров люди всегда пытались нарисовать то, что они видят вокруг, в его реальной форме.

Но исторически натюрморт берет свое начало из династии египтян, где это было воспроизведение предметов умерших людей. Это был погребальный ритуал. Натюрморты (в виде фресок) с изображением корзин с фруктами, такими как инжир, а также хлеб, использовались в качестве подношения богам людьми Египта.

Как жанр сам по себе он приобрел популярность в эпоху Возрождения.

Источник: https://www.artzolo.com/painting/sweet-corn?id=114414

В течение 16-17 9В 0024-м -м веке в Восточной Азии можно было увидеть особый интерес к искусству, это было связано с любознательным и развивающимся интересом к открытиям и движением от духовности к науке.

Натюрмортные картины или работы помогли им развить и понять форму вещи и то, что заставляет ее быть такой. Эта художественная форма сделала основы любого объекта очень ясными, и даже материал стал лучше пониматься благодаря этой художественной форме. Он развился как признанный стиль живописи после того, как многие известные художники того времени начали понимать важность этого вида искусства и рассматривали его в своих работах.

Источник: https://www.artzolo.com/painting/lamp-0?id=90353

Греки и римляне начали развивать более сложную форму натюрморта, более реалистичную и детализированную.

Композиции в «Натюрморте» чрезвычайно важны. Они изображают предметы, важные для определенного сообщества, и, таким образом, рассказывают об эпохе, в которой оно было создано. Предметы, изображенные на картинах, выбраны и тщательно составлены, чтобы представить тему.

Если присмотреться, то можно заметить, что натюрморты обычно имеют однотонный фон, что позволяет сфокусировать внимание на объектах на картинах. Темы картин могут быть разнообразными, такими как личные, религиозные, культурные или даже традиционные.

Источник: https://www.artzolo.com/painting/still-life-2-0?id=78263

Несмотря на то, что он считается в нижней части иерархии в искусстве, его популярность и приемлемость остаются неизменными. Даже среди покупателей искусства натюрморты продолжают оставаться предпочтительным выбором. Хотя его критикуют за то, что это искусство, которому не хватает творческого вклада, многие ценят художественную форму за представление объектов и вещей вокруг такими, какие они есть на самом деле. Формы, формы и цвета изображены такими, какие они есть. После того, как многие известные художники начали рисовать натюрморты, члены королевской семьи города считали его одним из лучших произведений, и многие покупатели и любители искусства даже сегодня предпочитают его за то же самое.

Статьи по теме

  • Чайники — ностальгическое возрождение

  • Гонд: племенное искусство сердца Индии

  • 9 90

О нас

ArtZolo.com — это веб-сайт/платформа, которая позволяет художникам демонстрировать и продавать свои работы мировой аудитории. ArtZolo предлагает широкий спектр художественных стилей и сред, включая картины, рисунки, скульптуры, фотографии и цифровое искусство. Работы на ArtZolo курируются искусствоведами. ArtZolo предлагает дополнительные услуги, такие как обрамление, доставка и художественные консультации по запросу. ArtZolo.com соответствует видению основателей, чтобы искусство было популярным среди масс, вы можете прочитать о них здесь.

Ежемесячно

Будьте в курсе наших последних новостей!

E-mail *

Предыдущие выпуски

Натюрморт | Тейт

Художественный термин

Один из основных жанров (типов сюжетов) западного искусства – по существу, предметом натюрморта или скульптуры является все, что не движется или мертво

Натюрморт включает в себя всевозможные искусственные или природные объекты, срезанные цветы, фрукты, овощи, рыбу, дичь, вино и так далее. Натюрморт может быть прославлением материальных удовольствий, таких как еда и вино, или часто предупреждением об эфемерности этих удовольствий и краткости человеческой жизни (см. memento mori).

В иерархии жанров (или сюжетных типов) искусства, установленной в XVII веке Французской академией, натюрморт занимал самое последнее место – пятое место после исторической живописи, портретной живописи, жанровой живописи (сцены быта) и пейзажа. Натюрморт и пейзаж считались непритязательными, потому что они не включали человеческий сюжет.

В современном искусстве простые аранжировки натюрмортов часто использовались в качестве относительно нейтральной основы для формальных экспериментов, например, Полем Сезанна, художниками-кубистами, а позже, в двадцатом веке, Патриком Колфилдом.

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Левый Верно

Исследуйте этот термин

Левый Верно

ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ В КОЛЛЕКЦИИ

Левый Верно

  • 1790–1830 гг.

  • 1890–1964

  • 1915–2012

  • 1936–2005

  • 1893–1981

  • 1879–1959

  • 1881–1955

Избранные произведения из коллекции

Левый Верно

  • ок.

    Особенности композиции натюрморта: Композиция натюрморта (правила составления) — презентация онлайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх