Пространство в композиции: Пространственная композиция

5.4. Пространственная композиция

Этот вид композиции характеризуется превалированием пространства над формирующими его элементами. Зритель воспринимает и оценивает в основном качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Элементы такой композиции могут развиваться по глубинной, фронтальной или вертикальной координате. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства. Пространственная композиция самый сложный, но в то же время наиболее распространенный в архитектурной практике вид композиции. Его диапазон — от небольших интерьеров до обширных градостроительных ансамблей. Пространственные композиции по принципу их организации можно разделить на два основных типа:

неограниченные пространства, организованные вокруг одного элемента или их группы;

ограниченные пространства, организованные расположением элементов по периметру.

Примеры пространственных композиций см. на рис. 3 и 20.

Рис. 20. Пространственная композиция:

а) принципы создания пространственной композиции; б) зарисовка исторического центра г. Брандефорта, Нидерланды, Т. Крюгер; в) проект интерьера пассажа, Лейпциг.

В общетехническом смысле под бионикой понимается использование принципов строения и функционирования живой природы для создания механизмов и устройств. Хотя считается, что бионика – относительно новое научно-техническое направление, фактически первые осознанные опыты в этом направлении были выполнены еще Леонардо да Винчи, в частности, при создании проектов летательных аппаратов. Архитектурная бионика имеет свои особенности. Прежде всего, отметим те из них, которые связаны с обеспечением прочности и экономичности сооружений. В природе существует множество конструкций, обладающих максимальной прочностью при минимальном количестве материала, что обеспечивается особой формой его распределения в

пространстве. Наиболее известной пример – скорлупа яйца (попутно отметим, что материал скорлупы, известь, также относится к числу наиболее прочных в природе). В истории архитектуры известно немало примеров, когда оболочки, подобные или близкие к яйцеобразной форме, использовались для перекрытия больших пространств (например, купол собора Санта Мария дель Фьоре, Флоренция, арх. Брунеллески, 1434 г., или купол Московского планетария, арх. М. Барщ и М. Синявский, 1929 г.). Изучение строения ствола дерева помогло инженеру Никитину создать особо прочную конструкцию, использованную при строительстве Останкинской телебашни в Москве. Используются бионические принципы и в композиционной работе. Так, спиралеобразные формы вытянутых раковин послужили источником вдохновения для самых различных сооружений – от здания мечети в г. Самара (Ирак, IX век) до проекта памятника III Интернационалу (В.Е. Татлин, 1919 г.). Наиболее известный в архитектуре пропорциональный принцип – «золотое сечение» — также позаимствован у природы, поэтому его тоже можно отнести к методам архитектурной бионики.

Один из примеров заимствования методов формотворчества у природы (оперный театр в Сиднее) — мы уже видели на рис. 2-б. Во всех случаях для успешного использования принципов архитектурной бионики необходим этап композиционного анализа природных форм.

Рис. 21. Природная форма может послужить источником формотворческого вдохновения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антал Я., Гавранкова Б., Кушнир Л., Сламень И. Архитектурное черчение: Пер. со словацкого.-Киев: Будiвельник, 1980.

  2. Араухо И. Архитектурная композиция: Пер. с исп. М.Г. Бакланов, Антонио Михе. – М.: Высшая школа, 1982.

  3. Архитектурное черчение: Справочник/Д.И. Ткач, Н.Л. Русскевич, П.Р. Ниринберг, М.Н. Ткач; Под ред. Д.И. Ткача.- К.: Будивэльник, 1991.

  4. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. – М.: Стройиздат, 1979.

  5. Иевлева О. Т., Семенова Е.Ю., Шаталов А. А. Развитие навыков формообразования с использованием компьютерной графики: Методические указания. Ростов н/Д: Рост.гос.акад. архит. и ис-в, 2001 .- 31 с.

  6. Кудряшов К.В. Архитектурная графика: Уч. пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1990. – 312 с., ил.

  7. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика. –М.: Стройиздат, 1990.

  8. Некрасов А.И. Теория архитектуры.- М.: Стройиздат, 1994.

  9. Паранюшкин Р.В. Композиция/Серия «Школа изобразительных искусств».–Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2001.

  10. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1990.

  11. Сомов Ю. С. Композиция в технике. – 3-еизд., перераб и доп.-М.: «Машиностроение», 1987.

  12. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В. Степанов, В. И. Мальгин, Г.И. Иванов и др. [Текст]. –М., Стройиздат, 1993 (и позже).

  13. Шаталов А.А. Формирование навыков пространственного воображения и композиционного мышления с использованием возможностей трехмерной компьютерной графики//Сборник тезисов докл. Республиканской научной конференции «Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее» — ноябрь, 1993. — Новосибирск: Изд-во «Пасман и Шувалов», 1993. — С.113-116.

  14. Cobbers A. Daniel Libeskind/ Architecten und Baumeister in Berlin (Architects & Master Builders in Berlin), [Text]. – Berlin, Jaron Verlag.

  15. Tietz J. The Story of Architecture of the 20-th century. – Berlin: Könemann, 1999. 120 s.

Доцент

13.1. Виды композиции пространства в архитектуре. Компо­зиции архитектурного пространства по принципу их организации мож­но разделить на два вида:

пространства, организованные вокруг одного или группы архитек­турных элементов;

пространства ограниченные эле­ментами по периметру.

Первый вид композиции архи­тектурного пространства назовем неограниченным пространством,

так как этот вид организованного пространства не имеет четких мате­риальных границ (рис. 196), второй вид — ограниченным пространст­вом, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограни­чения (рис. 197).

Например, Объем церкви Возне­сения в Коломенском организует пространство вокруг себя. Это про­странство выделилось из общей сре­ды и отличается от нее своей ком­позиционной организованностью относительно данного архитектур­ного объема. Хотя здесь нет мате­риально выраженной границы меж­ду организованным пространством и окружающей средой, зритель мо­жет реально представить сферу ор­ганизованного пространства. Ощу­щение организованности простран­ства в такой композиции возраста­ет в направлении к архитектурно­му объему и уменьшается по мере удаления от него, поскольку по ме­ре приближения к центру в этой сфере происходит активизация вза­имоотношений между объемом и пространством (рис.

198). Подо­бным образом пространство органи­зуется вокруг церкви Успения в Кондопоге (рис. 199), монастыря Сен Мишель (рис. 200), пирамид Хеопса (см. рис. 52) и др. В двух последних примерах пространство организуется не одним, а несколь­кими архитектурными элементами, расположенными в ритмическом порядке. В Сен Мишель архитек­турные элементы образуют единую объемную композицию, вокруг ко­торой организуется пространство, а пирамиды Хеопса составляют рит­мический ряд архитектурных эле­ментов, являющихся ядром этого вида композиции пространства.

Принципиально другим видом композиционной организации яв­ляется пространство площади Воге­зов в Париже (рис. 201) или вести­бюль Адмиралтейства в Санкт-Пе­тербурге (рис. 202). В этом ряду ар­хитектурное пространство имеет четкие материальные границы. Они определяются архитектурными эле­ментами, ограничивающими про­странство по периметру.

13.2. Неограниченное архитек­турное пространство. В организа­ции неограниченного архитектур­ного пространства участвуют: ос­новной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на кото­рой находится пространственная композиция.

Положение основного элемента в неограниченном пространстве оп­ределяется по отношению к осям координат, относительно которых он может занимать основную или промежуточную по значимости по­зицию, т.е. быть в вертикальном, горизонтальном или наклонном по­ложении.

Для поверхности основания в неограниченном пространстве ха­рактерным является ее форма и по­ложение в пространстве. Наиболее распространенная форма поверхно­сти основания — условно плоская (горизонтальная) и условно выпук­лая (сложная). Условно плоскую поверхность основания можно ви­деть в таких примерах, как компо­зиционно организованное простран­ство вокруг церкви Успения в Кон- допоге (см. рис. 199) или церкви Покрова на Нерли (рис. 203). Ус­ловно выпуклую поверхность — в таких примерах, как Сен Мишель и др. (см. рис. 200). Поскольку ха­рактер поверхности основания и приемы ее решения в неограничен­ном и ограниченном пространстве аналогичны, то эти вопросы будут разбираться в соответствующих разделах изучения ограниченного пространства.

Как было отмечено, ощущени организованности неограниченног пространства увеличивается по на правлению к основному архитек турному объему (объемам). Поэтом динамика, напряженность компс зиционной сферы зависит прежд всего от активности решения архк тектурного элемента и взаимодейс! вия его с поверхностью основания Главный композиционный элемент несет в себе одновременно функци; центра и доминанты пространст венной композиции, так как явля ется, по существу, единственной ве щественной основой для этого вид организации архитектурной фор мы. Актуальность композиционнс го решения основного архитектур ного элемента зависит от его фор мы, величины, массивности, поле жения в пространстве, пластическс го выявления. Естественно, что о всех перечисленных факторов значительной степени зависит вза­имодействие основного архитектур­ного элемента с окружающим его пространством, выразительность всего композиционного построения. Примерами могут служить ажур­ная форма Эйфелевой башни в Па­риже (рис.

204) или объем церкви в Кондопоге (см. рис. 199). Разви­тость по вертикали этих элементов создает динамику не только в них самих, но и влияет на восприятие окружающих пространств. В проти­воположность этим примерам объем церкви Покрова на Нерли прибли­жается к кубической форме. В нем нет резко выраженного развития в каком-либо направлении. Соответ­ственно объему и характер неогра­ниченного пространства в этом слу­чае более спокойный, величествен­ный. На примере Андреевской цер­кви в Киеве (рис. 205) видно, на­сколько крупная пластика объемов и сложный силуэт активизируют композиционные взаимодействия объема и пространства, придают динамику всей композиционной ор­ганизации.

Поверхность основания в неог­раниченном пространстве является важнейшим элементом этого вида композиции. В зависимости от ха­рактера поверхности и взаимодей­ствия с основным элементом она может определять характер про­странственной композиции. При плоской горизонтальной поверхно­сти основания наиболее распростра­ненные решения основных элемен­тов лежат в пределах, заключен­ных между решением, когда эле­мент развит по вертикали и проти­вопоставляется горизонтальной по­верхности основания (церковь Успе­ния в Кондопоге), и другим случа­ем — когда элемент приближается к разноразмерной форме (церковь Покрова на Нерли). Превалирова­ние глубинной или фронтальной координаты в основном организую­щем элементе не способствует ком­позиционному решению неограни-ченного пространства, так как в этом случае элемент приобретает горизонтальный характер> что де­лает его инертным на горизонталь­ной плоскости. При сложной (ус­ловно выпуклой) поверхности осно­вания архитектурный элемент (эле­

менты) может подхватить и про­должить общее движение, создан­ное природным основанием. Напри­мер, в замке Сен Мишель все эле­менты композиции — поверхность основания, архитектурные объе­мы — находятся в едином движе­нии вверх, начало которому дает рельеф местности (см. рис. 200).

Итак, характер неограниченно­го архитектурного пространства за­висит от особенностей основного композиционного элемента, харак­тера поверхности основания и взаимодеиствия этих элементов компо­зиции.

Приемы построения и выявле­ния неограниченного пространства используют основные свойства объ­емно-пространственных форм и аналогичны приемам организации композиционных элементов в огра­ниченном архитектурном простран­стве.

Мое понимание пространства с помощью композиций | by Shalini Saraf

Источник: Self-made

Понимание того, как устроено пространство, является важной частью дизайна. Пространство можно использовать как для соединения элементов, так и для их разделения, оно может глубоко влиять на наши эмоции, переживания, чувства и поведение. Поэтому я пытался понять, как работает пространство, рисуя композиции, которые на самом деле не имеют смысла. Я надел наушники, добавил в очередь все свои любимые песни и начал рисовать совершенно случайные вещи, просто чтобы понять, как я буду их воспринимать после того, как они будут завершены.

Прежде чем я начну свои композиции, позвольте мне рассказать вам о некоторых принципах или, если быть точным, теории гештальта, которые важно знать для понимания человеческого восприятия.

Гештальт-принципы дизайна — это принципы или законы человеческого восприятия, используемые для объяснения того, как наш человеческий мозг воспринимает все вокруг нас. В своей самой базовой форме теория гештальта предполагает, что наш человеческий мозг постоянно пытается упростить и организовать сложные объекты или конструкции со многими элементами, подсознательно организуя части в упорядоченную систему, которая создает целое, а не просто набор несвязанных или несвязанных элементов. . Наш мозг устроен таким образом, что пытается найти структуру и закономерности, чтобы лучше понять окружающий нас мир.

Существует семь отдельных принципов, обычно связанных с теорией гештальта: завершение, сходство, близость, фигура-фон, непрерывность, общая судьба и фокус.

  1. Замыкание — Когда элементы имеют сложную структуру, мы склонны искать в ней смысл, ища единый узнаваемый узор. Глядя на первое изображение, мы воспринимаем крест между элементами, хотя его форма не имеет определенной формы.
  2. Близость — Когда элементы находятся ближе друг к другу, они кажутся более тесно связанными, чем те, которые находятся далеко друг от друга. Обратите внимание, как мы воспринимали две группы квадратов на изображении только потому, что некоторые из них расположены далеко друг от друга? Это принцип близости.
  3. Сходство- Когда элементы имеют схожие свойства, мы группируем их, и мы также склонны думать, что они имеют одинаковую функцию. Изображение для этого представляет собой хороший пример этого закона, поскольку мы понимаем, что квадраты и круги принадлежат к разным группам только потому, что у них есть свойства, в данном случае цвета и формы.
  4. Фигура-Фон- Мы инстинктивно воспринимаем элементы как находящиеся на переднем или заднем плане. Это означает, что объекты на изображении либо сильно выделяются спереди (рисунок), либо отступают на задний план (фон). Образ этого можно интерпретировать двояко в зависимости от того, как его воспринимает наш мозг. Мне кажется, что два зеленых треугольника выделяются, становясь фигурой, для вас могут выделяться белые треугольники.
  5. Непрерывность — Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой. Мы воспринимаем изображение как одну линию, разветвляющуюся, чтобы сформировать две другие линии, а не просто круги, плавающие в пространстве.
  6. Общая судьба- Когда элементы координируют движение вместе, мы склонны связывать их друг с другом. Этот принцип обеспечивает чувство направления, и когда мы видим объекты, движущиеся в одном направлении, мы подсознательно группируем их.
  7. Фокус- Когда элемент или элементы выделяются визуально, они в первую очередь захватывают и удерживают наше внимание. Красный круг первым привлекает наше внимание, когда мы видим изображение, и это делает его фокусом, и мы воспринимаем его как нечто очень важное.
Гештальт-принципы дизайна (Источник: Self-Made)

Вернемся к моим композициям и музыке. Композиции, которые я делал, поначалу не имели для меня никакого смысла, все они выглядели как каракули, чтобы придать им какой-то смысл. Но это заставляло меня создавать больше композиций и исследовать, на что способны простые формы. Я решил использовать по одному элементу только в каждом. Я нарисовал их вручную на бумаге, а затем попытался создать несколько композиций на Figma, и вот что я придумал.

На бумаге-

Мои композиции на бумаге

Я нарисовал около сотни композиций на бумаге, многие начали мне что-то напоминать, а некоторые просто казались случайными. Поначалу все, что я делал, казалось мне вынужденным, выглядело обдуманным. После 15–20 таких мне уже нечего было рисовать в голове. Вот тогда-то и начался мой процесс обучения, я рисовал, не кладя ни одной мысли на бумагу, и не мог понять, что они означают. Я продолжал рисовать и вдруг начал видеть закономерности в этих рисунках. Итак, я выбрал пять моих любимых, чтобы рассказать о них здесь. Все эти рисунки открыты для интерпретации и могут показаться вам похожими или совершенно отличными от того, как я их воспринимаю.

Состав 1
  1. Снеговик на Луне

Теперь вы его видите? После прочтения заголовка? Три круга выглядят как снеговик, а все вокруг похоже на космос, не так ли? Я начал экспериментировать с кругами, накладывая их друг на друга, делая их разных размеров, и, в конце концов, вот что у меня получилось.

Используемые принципы: Близость, Фокус, Общая судьба, Сходство

Состав 2

2. Костюм и галстук

Теперь это кажется довольно очевидным, не так ли? Особенно после того, как увидел карман, образованный двумя треугольниками, не так ли? Сначала я начал с трех треугольников и подумал, что фигура напоминает башню, но затем добавление к ней большего количества треугольников придало ей форму галстука и нагрудного кармана, намекая на костюм.

Используемые принципы: Фокус, Общая судьба, Сходство, Завершение

Композиция 3

3. Наклонное строительство какой-то земли

Это немного очевидно, но мне понравилось, как это получилось, когда я закончил. Я практиковался в создании 3D-объектов с использованием одноточечной перспективы, что означает, что рисунок имеет единую точку схода, т. е. все точки сходятся. Я немного напортачил, но результат того стоил.

Используемые принципы: близость, сходство, фокус

Состав 4

4. Люди, пожимающие руки или строительные блоки?

Какой из них вы увидели первым? Просто чтобы вы знали, я увидел первого первым. Сначала я делал случайные линии, заливая некоторые цветом, понятия не имея, что делаю, и думал, что у меня получится еще одна композиция без смысла. Затем я начал видеть в нем людей и рисунок, напоминающий игру в строительные блоки. Не имея возможности решить, какой заголовок поставить над ним, я решил предоставить вам интерпретировать его так, как вы хотите.

Используемые принципы: Замыкание, Фигура-фон, Непрерывность

Композиция 5

5. Гипнотические полосы

Я приберегла свою любимую напоследок. Я получил вдохновение, наблюдая за тем, как кто-то рисует, используя нитки и краски. Итак, я нарисовал нити на бумаге и добавил полоски в промежутки между ними. Это был большой труд, но результат того стоил. Вы уже загипнотизированы этим, не так ли?

Используемые принципы: фигура-фон, непрерывность, общая судьба

Мои композиции на Figma

Я новичок в Figma и знаю только основы. Но я верю, что буду совершенствоваться с практикой. Несмотря на это, мне нравится, как получаются мои композиции, когда все, чем я занимаюсь, — это изучение инструмента. Как и на бумаге, я выбрал пять из них, чтобы подробно объяснить.

Figma Composition 1
  1. Convergence

Я назвал его так, чтобы все круги сходились в одном месте. К этому меня привели эксперименты с кругами и булевыми операциями в Figma, и я этому рад.

Используемые принципы: близость, фигура-фон

Figma, композиция 2

2. План этажа

Мне кажется, что это план этажа с очень узкими дверными проемами. Я сделал это всего с пятью квадратами, и разница только в их штрихах. Забавно, как эксперименты могут изменить самые простые вещи.

Используемые принципы: Замыкание, Сходство

Figma Composition 3

3. Головокружение

Это еще одно очевидное явление, и оно, как и другие, было результатом чего-то случайного. Это также напоминает мне вертушку, но фильм «Головокружение» — это первое, что пришло мне в голову после того, как я сделал это, и, следовательно, название.

Используемые принципы: Непрерывность, Общая судьба, Фокус

Figma Composition 4

4. Escape Room

Это напоминает мне квест-комнату, где вы решаете загадку в одной комнате, затем идете в другую, решаете другую загадку и это продолжается до тех пор, пока вы не достигнете финального уровня. Это то, что пришло мне в голову, когда я впервые увидел это.

Задействованные принципы: Закрытие, Фокус, Общая судьба

Figma Composition 5

5. Наизнанку

Запутались? Что ж, я тоже, и я до сих пор не понял, входят ли фигуры внутрь самолета или выходят наружу. Это иллюзия, состоящая только из шестиугольников, и мне очень понравилось это делать.

Задействованные принципы — Близость, Общая судьба, Фокус

Все эти композиции помогли мне понять, как можно найти смысл даже в самом абстрактном искусстве и как работает пространство. Добавление слишком большого количества элементов в композицию сделало бы ее тяжелой, а слишком малое – затруднило бы ее восприятие. Пространство помогает нашему мозгу группировать вещи и обрабатывать их значение как самостоятельно, так и как часть их общего образа. Используя свои композиции, я лучше понял принципы человеческого восприятия, то, как наш мозг что-то понимает, просто чтобы лучше понять, что нас окружает.

Спасибо, что прочитали.

Использование позитивного и негативного пространства для композиции в фотографии

У фотографа есть много способов создать композицию. Хотя некоторым это не нравится, правило третьего часто подходит очень хорошо. Но что бы вы ни использовали в качестве основы для композиции, мы всегда используем негативное пространство. Большинство из нас просто не осознают этого.

Я написал статью о происхождении правила третьего и золотого сечения для композиционных техник. Эта статья не о правильном или неправильном или о том, следует ли вам использовать одно из этих правил или другое. Это для понимания того, как появились эти популярные правила. Вы можете найти статью, перейдя по этой ссылке.

Был интересный комментарий об использовании отрицательного пространства в этих правилах. Следует ли включать все отрицательное пространство при рисовании золотого сечения или спирали Фибоначчи поверх композиции? Вскоре последовал ответ, в котором упоминалось, как трудно количественно определить отрицательное пространство или даже использовать его для применения спирали, что было прекрасным объяснением.

Золотое сечение и спираль Фибоначчи. Он не подходит к рамке, но это не имеет значения. Речь идет о распределении элементов в кадре.

Но что такое негативное пространство и как его можно использовать в композиции? Когда мы внимательно рассматриваем негативное пространство, становится ясно, что мы используем его почти в каждой композиции, которую делаем, даже если кадр заполнен элементами. Негативное пространство — это не то же самое, что минималистическое изображение, хотя минималистическое изображение действительно содержит много негативного пространства. Смущенный? Не будь, разница не такая уж сложная.

Позитивное пространство и негативное пространство

Мы должны понять одну важную вещь. Негативное пространство не может существовать без своей противоположности, позитивного пространства. Это похоже на черное и белое, светлое и темное. Хотя мы всегда слышим или читаем о негативном пространстве в изображении, позитивное пространство вообще не упоминается. Это забыто или просто принято как должное.

На самом деле в композиции почти всегда присутствует негативное и позитивное пространство. Это позволяет нам найти баланс в изображении, поместив центр тяжести. Это также позволяет нам получить симметрию или ритм за счет распределения элементов в кадре. Чтобы понять негативное пространство, важно знать, что такое позитивное пространство и как оно влияет на изображение.

На этом изображении четкое положительное пространство, дерево и земля. Все остальное считается негативным пространством.

Пристальный взгляд на позитивное пространство

Все, что привлекает внимание в композиции, считается позитивным пространством. Часто это предмет в кадре, возможно, вместе с дополнительными элементами. Это положительное пространство размещено в соответствии с одним из известных правил композиции.

Другими словами, мы используем правило третей, или золотое сечение, или девять основных форм, упомянутых в теории композиции. Я также написал статью об этих девяти основных формах. Перейдите по этой ссылке, если вам интересно.

Предметом является дерево. Он привлекает всеобщее внимание, поэтому является позитивным пространством в этом образе. Остальные части представляют собой негативное пространство, хотя и содержат объекты.

Кадр можно заполнить одним крупным объектом, уменьшив количество менее важного пространства. Другими словами, большая часть кадра содержит положительное пространство. Также можно добавить множество различных мелких элементов, чтобы полностью заполнить кадр.

В первом случае объект получает все внимание. Во втором случае изображение станет оживленным местом, возможно, даже хаотичным. Во многих случаях это не будет радовать глаз. В нем может даже полностью отсутствовать правильная композиция.

На этом изображении много элементов, привлекающих внимание. Кадр наполнен позитивным пространством и поэтому кажется переполненным и наполненным. Это может быть сделано специально, чтобы вызвать определенное чувство в изображении. В этом случае мы можем распознать общую композицию.

Пример изображения с большим количеством позитивного пространства и почти без негативного пространства. Все требует внимания. На мой взгляд, это слишком занято и хаотично. Слишком много позитивного пространства.

Пристальный взгляд на отрицательное пространство

Противоположностью позитивному пространству является негативное пространство. Проще говоря, это часть изображения, которая не привлекает много внимания или вообще не привлекает. Негативное пространство можно создать, сделав четкое различие между объектом и его окружением или удалив из кадра все отвлекающие элементы. Часто это приводит к тому, что фотография подчеркивает пустоту, одиночество, изоляцию и даже ощущение масштаба.

Добавляя много негативного пространства, этот рорбу в Норвегии чувствует себя изолированным и одиноким.

Негативное пространство не обязательно должно быть полностью пустым. Он может содержать элементы всех видов. Даже кадр, покрытый коричневыми и красными листьями, представляет собой негативное пространство, когда выделяется один желтый лист, являющийся объектом в кадре. Только помните, все, что не относится к предмету и дополнительным элементам, считается негативным пространством.

Желтый лист является предметом и привлекает все внимание. Остальные листья — это негативное пространство в этой композиции.

Поиск баланса между позитивным и негативным пространством

Лучший способ использовать негативное пространство в изображении — найти его идеальный баланс с позитивным пространством. Вы можете использовать его для управления количеством внимания, которое объект получает в кадре. Его можно использовать, чтобы подчеркнуть размер, как упоминалось ранее, или вызвать определенное чувство или эмоцию.

Попробуйте найти баланс между положительным и отрицательным пространством. По иронии судьбы, на этом изображении открытое место в лесу — это позитивное пространство, а деревья формируют негативное пространство.

Несмотря на все это, по-прежнему необходимо использовать какое-то композиционное правило или ориентир, чтобы расположить положительное пространство в границах кадра и найти идеальный баланс между ними. Это означает, что отрицательное пространство не является отдельным правилом композиции, которое можно использовать. Это часть композиции в целом, описывающая различие между объектом и остальной частью кадра.

Конец пути является точкой внимания и может считаться позитивным пространством на этом изображении. Лес сам по себе является негативным пространством.

Минимализм

Негативное пространство часто путают с минимализмом. Хотя на первый взгляд это выглядит очень похоже, я считаю, что эти две вещи совершенно разные. Минимализм, среди прочих названий, также описывается как минимальное искусство, что является лучшим описанием. Этого можно добиться, показывая предмет самым простым образом, без всяких абстракций. Это можно сделать, поместив объект в кадр, который больше ничего не содержит. Кадр будет содержать в основном негативное пространство с одним небольшим объектом.

Типичная минималистичная фотография, объект которой окружен пустотой.

Есть три важные характеристики, которые делают образ минималистичным. Во-первых, это использование большого количества отрицательного пространства, как уже упоминалось. Второй характеристикой является размер предмета. Он должен занимать небольшую часть изображения, хотя, как всегда, могут быть исключения. Но в целом, чем больше он становится, тем менее минималистичным он может быть. Наконец, важно отсутствие других элементов в кадре, что отличает его от обычного негативного пространства.

Пространство в композиции: Пространственная композиция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх