Гармония цвета, или гармонизация в цветовой композиции.
Гармония от греческого harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу. В цветной композиции тоже можно применять способы гармонизации, есть множество теорий с помощью которых пытались добиваться гармоничных сочетаний цветов, многие ученые работали над данной проблемой причем работали не только и не столько ученые изучающие физику цвета и света, а как правило те умы, которые пробовали осмыслить как цвет воздействует на психику человека, пытаясь добиться по средствам сочетания цветов определенного восприятия. Рудольфа Адамса и Альберта Манселла можно назвать в числе первых кто сделал значимые шаги в данном направлении. После них были многие назову некоторых кто на мой взгляд в настоящее время наиболее актуален Б. М. Теплов в его теория основывалась на круге с тремя основными цветами жёлтый, синий, красный. Шугаева В. М. и Козлова В. Н данные авторы опирались на круг с четырьмя основными цветами. Соответственно и мы рассмотрим гармонии на основе указанных цветовых кругов, и не забудем упомянуть о цветовых сочетаниях где используется один оттенок цвета, то есть цветовой круг не нужен.
Гармоничные сочетания ахроматических цветов.
Как мы уже выяснили ахроматическими мы называем оттенки серого, которые располагаются от белого к черному. Как можно добиться гармоничного сочетания между этими цветами. Тут уместно разделить процесс на гармонизацию собственно цветов, то есть выстраивания некоего ряда сочетаемых по тому или иному принципу цветов, который будет использоваться в композиции, и соотношение площадей на которых данные цвета будут располагаться.
Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу, или если композиция монохромная, то шкалу из оттенков определенного тона. Ступеней в шкале может быть разное количество важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равно ступенчатой.
Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. А потом внутри данных пятен разрабатывать более тонкие градации при этом стараются не нарушать целостность трех основных пятен и отношений между ними.
Оттенки для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется
Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой.
Черный и темные оттенки серого, темно-серой.
Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.
Конечно, все данные схемы достаточно условны, например сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.
Иногда серую шкалу составляют так, что можно разделить ее на темные оттенки и светлые, например, ели ступеней будет на пример десять то можно четко провести границу между темным и светлым.
Если приходится на практике использовать серую, или монохромную шкалу для гармонизации, то желательно иметь достаточно большую шкалу с как можно большим количеством ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.
Например, в офорте есть такой инструмент как шкала травления, это разновидность серой шкалы, которая используется для получения определенных оттенков, при травлении офортной доски. Так вот офортисты стараются делать больше оттенков на шкале травления чем, будут использовать при травлении, и это делается для того чтобы иметь возможность более гибко и широко корректировать процесс травления, то есть светлотные отношения.
Шкала травления
Что касается соотношения распределения выбранных оттенков на композиции, то тут тоже могут быть разные подходы.
Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем делим площадь композиции, таким образом, один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18%. Получаем соотношение близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень спокойная композиция.
Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить, таким образом, 1/6 белый, 1/6 черный, 2/6 первый серый, 2/6 второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.
В принципе в данном случае можно использовать любые гармоничные сочетания чисел, которые предлагают как математика, так и геометрия, о чем мы, наверное, поговорим, когда-нибудь более подробно, в соответствующей статье.
Еще хочется сказать, что на самом деле гармонизация оттенков серого это первый этап при гармонизации хроматических цветов, то есть художники, перед тем как преступить к созданию цветной композиции часто создают чёрно-белый эскиз. Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся, и часто эскиз бывает не один. Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы. Причем подобные во многом сходные подходы существуют как в традиционных художественных технологиях, так и в цифровых, и фотография тоже таких подходов не гнушается и эффективно использует, особенно в ретуши и коллажировании.
Гармоничные сочетания хроматических цветов.
Суть в том, что разных схем сочетания хроматических цветов великое множество они строятся на разных теориях и с использованием все возможных цветовых кругов.
Мы здесь, прежде всего, рассмотрим несколько наиболее используемы схем, основанных на двенадцати частном цветовом круге, где основными являются желтый, красный, синий цвета, хотя данные схемы можно более или менее успешно, использовать на любом другом цветовом круге.
Прежде всего надо сказать что любые гармоничные сочетания делятся на две категории, контрастные и нюансные сочетания. Соответственно любые сочетания, где используется явный контраст цветов или оттенков и есть контрастные. А сближенные, сочетания, как правило, расположенные рядом на круге не образующие явного контраста, являются нюансными.
И так схемы гармонических сочетаний.
Одноцветная (монохроматическая); монохромные цветовые гармонии – использование нескольких оттенков одного цвета. Данное сочетание аналог описанных выше сочетаний ахроматических цветов. Такие сочетания состоят как минимум из двух цветов. Только в место оттенков серого здесь используются оттенки, какого ни будь из спектральных цветов. И цветовой круг для построения данной гармонии не нужен, а нужна монохромная шкала, проходящая от белого к черному через требуемый спектральный цвет. Гармония может быть контрастной или нюансной в зависимости от выбранных оттенков.
Гармония аналогичных цветов или Родственная триада; в этой цветовой схеме используются смежные цвета цветового круга и их смешение. Данная гармония чаше всего используется как нюансная, но контраст тут тоже возможен. В качестве дополнительного цвета может быть использован белый или черный.
Гармония дополнительных цветов (комплементарная); в комплементарной цветовой схеме используются цвета, которые расположены, напротив. В данном случае контраст на лицо, и композиции, выстроенные на основе данной гармонии, могут быт очень контрастными, восприниматься как динамичные, экспрессивные, даже кричащие. Здесь очень легко ставить акценты.
Разбитые дополнительные; Это опять комплементарная схема. Но с одного конца она делится надвое, разбиваясь на два родственных цвета дополнительных к третьему. Сочетание еще более сложное, чем предыдущее и тоже контрастное.
Триада равноудаленная; Цвета лежат в вершинах равнобедренного треугольника на равном расстоянии друг от друга. Сочетание достаточно эффектное, даже если использовать пастельные цвета. Причем данная схема может строиться как на основных цветах, так и на вторичных, и даже третичных.
Предложенные сочетания цветов используются весьма часто во всех направлениях изобразительного искусства не только в живописи и графике, но также в фотографии дизайне, архитектуре, и даже визажисты, и парикмахеры работают с гармоничными сочетаниями.
Но существует мнение что основных цветов не три, а четыре обосновывается такая точка зрение рядом доводов, например, утверждается и не безосновательно, что смесь синего и желтого не дает чистый зеленый. Такой исследователь цвета как Майкл Уилкокс даже книгу так назвал «Синий и желтый не дают зеленый».
Так вот цветовые круги, основанные на четырех первичных цветах, тоже используют для гармонизации цветовой композиции.
Рассмотрим способы гармонизации с использованием данного круга.
Для начала опишем цветовой круг, на примере круга, предложенного Шугаевым.
Цветовой круг, в котором основными считаются четыре цвета синий, желтый, красный, зеленый.
Между основных цветов, расположены четыре группы промежуточных:
- желто-красные;
- сине-красные;
- сине-зеленые;
- желто-зеленые.
На основе данного круга сложилась система гармонизации цветов.
Выявлено четыре группы гармонических сочетаний:
- однотоновые гармонии;
- гармонии родственных цветов;
- гармонии родственно-контрастных цветов;
- гармонии контрастных цветов.
Однотоновые гармонические сочетания цветов; все что было сказано о Одноцветных (монохроматических) сочетаниях, описанных в предыдущих моделях, о сочетаниях ахроматических цветов, в полной мере относится и к данной группе, собственно это одна и та же группа только названия в разных моделях и у разных авторов разнятся.
Гармонические сочетания родственных цветов; Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами, У Шугаева существует четыре группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.
Таким образом получаются нюансные колористические сочетания, спокойные и сдержанные, хотя определенный контраст и эмоциональность в них внести можно если добавить светлотную шкалу.
Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов; Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга, и не все сочетания данных цветов гармоничны. Существуют несколько схем, пользуясь которыми можно подобрать нужную гармонию:
- Через круг проводят горизонтальные или вертикальные хорды, концы хорд располагаются на цветах, равно удаленных от общего главного цвета, и от контрастных главных цветов.
- На круге располагают тупоугольный треугольник длинная сторона которого является описанной выше хордой, а вершина противоположного тупого угла является главным цветом в данном сочетании два остальных расположенных на двух других вершинах соответственно подчинены главному цвету.
- Цвета, расположенные на вершинах прямоугольного треугольника, гипотенуза которого является диаметром цветового круга, а катеты, вертикальные и горизонтальные хорды.
- Цвета в вершинах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин — это главный цвет, а противоположная ей сторона является вертикальной или горизонтальной хордой.
- Четыре цвета, расположенные по углам квадрата или прямоугольника, все стороны которых являются горизонтальными или вертикальными хордами.
Как правило при необходимости к данным сочетаниям добавляют светлотную шкалу.
Гармонические сочетания контрастных цветов; Контрастные цвета это те, которые расположены в противоположных четвертях цветового круга.
Два цвета наиболее удаленные друг от друга и соответственно расположенные на концах диаметра, являются контрастно-дополнительными. Данный вид гармонии наиболее контрастный потенциально очень эмоциональный и экспрессивный в общем обладает теми же свойствами что и «Гармония дополнительных цветов (комплементарная)», описанная выше. Как и в других схемах ее можно дополнять светлотной шкалой.
И тут надо заметить, что круги разные, а схемы, которые к ним применяются во многом похожи, не в деталях, но в основных моментах сходство несомненно есть, к чему это я. На самом деле схем гармонизации значительно больше, причем многие вполне могут работать на любом цветовом круге. Формализовать прочес все равно до конца не получится все равно придется, включать чутье и сопоставлять полученные с помощью схем цвета со своим вкусом, и корректировать полученное и результат может сильно отличатся от того который был получен с помощью все возможных схем.
Подходите к прочесу творчески.
Кстати схемы, предложенные в данной статье просто наиболее популярные.
Например, упомянутый здесь В. М. Шугаев на 16 частном круге выявил 120 гармоничных сочетаний цветов.
Но в некоторых областях ИЗО, например, в дизайне мастерам приходится работать с цветом буквально по числам в каталоге, то есть в очень узких рамках в которых свободный поиск цветовых сочетаний, как например в живописи, просто не допустим. Например, при создании фирменного стиля, нужно очень четко привязать фирменные цвета к имеющимся в каталоге цветов. И тут иногда просто нет вариантов, кроме как строго следовать гармоническим схемам.
При использовании данных схем нужно понимать, что сами по себе в отрыве от остальных принципов и законов, которые используются в композиции, данные схемы не будут работать должным образом, то есть, основные законы композиции целостность, соподчинённость, целесообразность, должны соблюдутся. Сколько бы цветов не было в композиции, один всегда так или иначе главный, ему подчинены все остальные, от него строится весь цветовой строй. Да бывают композиции в которых могут в роли главного выступать несколько разных цветов, например, в орнаменте, но тогда данная композиция делится на несколько других где в каждой отдельной все равно главным всегда один цвет.
И так мы рассмотрели несколько способов гармонизации с разными цветовыми кругами, и разными схемами гармонизации. Суть в том, что природа не формулирует так формально законы, как это делает человек, но они несомненно есть, и природа существует сообразно с этими законами, и чтобы их соблюдать иногда не обязательно пользоваться такими жесткими схемами.
Дело в том, что на практике и очень часто цветовой круг художники или фотографы не используют, и не по тому что это плохой инструмент, а по тому что с опытом приходит привычка держать круг в голове и выстраивать цветовые комбинации почти бессознательно. Более того многие поколения художников представления не имели о цветовом круге их этому просто не учили, а они все равно умудрялись делать свои произведения гармоничными, как же им это удавалось.
Еще до изобретения цветового круга были способы гармонизации, которые не требовали использования цветового круга, и они используются до сих пор. Сама натура с которой писали или рисовали подсказывала нужные сочетания цветов, например, в солнечный день все предметы вся окружающая среда пропитана солнечным светом, с присущим ему колоритом, который создает определенную среду, в которую погружена все вокруг даже глубокие тени все равно находятся в данной среде. И хотя тени как правило более холодные чем освещенные солнцем места, но среда, в которую они погружены все равно делает их более теплыми. Или в помещении, когда все освещено лампой накаливания и среда еще более теплая, но окно как часть композиции в котором мы видим ночную сцену, все равно не будет на столько холодным чтобы выпасть из общей композиции, оно все равно будет погружено в среду, которую создает лампа.
Значит среда, то есть какой ни будь определенный оттенок может работать как гармонизатор.
Так вот в Живописи и графике, а также в фотографии есть ряд приемов, которые позволяют имитировать данный эффект. Начнем с живописи, хотя в графике подобные способы тоже работают, во-первых, часто, когда художники пишут какую-либо сцену и подбирают палитру которой будут писать они заранее знают в какой цветовой строй будут держать. Будет ли эта композиция холодной или теплой и соответственно если, например, композиция будет теплой то даже самые холодные оттенки будут до определенной степени теплыми, это называется увести в теплую гамму или в холодную.
Еще часто по уже написанной картине если она кажется разваливается по цвету, то есть нет цветовой гармонии, то могут пройтись по ней прозрачным слоем краски (лессировочным) таким образом подчиняя остальные цвета тому цвету, который был у данной лессировочной краски.
Или, например, делается цветной грунт, а по нему пишут раздельным мазком какую-то композицию, таким образом грунт просвечивает из-под краски между мазками и выполняет роль среды, подчиняя себе весь цветовой строй картины.
И кстати подобных способов много, например, акварелисты пишут на тонированной бумаге она просвечивает сквозь краску и тоже играет роль гармонизатора.
А какие способы предлагает графика, тут можно в качестве гармонизатора использовать контур. Например, в станковой графике есть понятие рисующий слой, часто он реализуется в виде обводки, (контура) вокруг основных композиционных элементов, он может объединять элементы чем он толще, тем больше он подчиняет себе все остальные элементы и при определенных условиях он может работать как гармонизатор, то есть пронизывая всю композицию он может играть роль объединяющего элемента, который выравнивает цветовой строй в нужном направлении.
В фотографии тоже имеют место подобные приемы, например, цветные фильтры, которые еще на этапе съемки уже выстраивают цветовой ряд и работают как гармонизатор,
При обработке цифрового фото или при рисовании в цифре тоже имеются возможности для аналогичных приемов.
И еще один способ гармонизации — это рама и паспарту, которые тоже могут работать как гармонизатор, не секрет чем толще рамка и паспарту или просто обводка цветом вокруг картины, имеется в виду соотношение площадей, то есть толще относительно изображения, которое обрамляет обводка, тем она больше собирает картину или на оборот делает ее более свободной как правило если вокруг изображения более темная и широкая обводка (рама, паспарту) тем более собранной кажется композиция. Если же обводка более светлая, то композиция чувствует себя более свободно, в плоть до того что композиция может вообще развалится.
Так вот рамка может работать как гармонизатор если умело подобрать сочетание цвета и светлоты рамки. Более того рамка может вписать композицию в интерьер, сработать как объединяющий, гармонизирующий элемент между изображением и интерьером, помещения в котором расположено изображение.
И еще про цветовой круг, мы не коснулись в данной статье темы практической работы с кругом, дело в том, что существуют цветовые круги не только как схемы, но есть, например, механические кураги, или программы на основе цветового круга которые специально созданы для того чтобы с их помощью можно было подбирать гармонические комбинации цветов. Я планирую написать отдельную статью на эту тему, и в ней обещаю рассказать о подобных приспособлениях и программах.
На этом тема цветовой гармонии конечно не кончается, можно еще многое на данную тему сказать, но в задачи данной статьи и не входит рассказать все, скорее обозначить некоторые аспекты и разбудить интерес к данной теме.
Еще раз скажу, подходите к процессу творчески, и будет интересно!
Дмитрий Бодяев
Средство композиции – цвет
Цели урока.
- Образовательные:
- познакомить с основными характеристики хроматических и ахроматических цветов, цветовым кругом, цветовыми сочетаниями;
- научить подбирать различные цветовые сочетания к костюмам, имеющим разное назначение, стиль, предназначенных для разной возрастной группы.
- Развивающие:
- развивать способности, познавательный интерес. Развитие творческого мышления, воображения.
- Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- учить не испытывать затруднений при комплектации своего гардероба;
- учить использовать принцип взаимозаменяемости вещей.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Дидактическая задача: подготовка учащихся к началу урока.
II. Обучающая часть
Дидактическая задача: подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
1. Сообщение темы
Цвет – многообразное и очень действенное средство композиции. Цвет придает костюму выразительность, эмоциональность восприятия которого зависит от того, в какой цветовой гамме костюм выполнен. Значение цвета для костюма трудно переоценить. Где форма проста, смена впечатлений достигается главным образом благодаря цвету. Цвет — неотъемлемый элемент формы костюма, выразительность восприятия которой зависит от того, в какой цветовой гамме выполнен костюм. С помощью цвета мы получаем дополнительную информацию о костюме: его функции, предназначенности для той или иной социальной группы.
Цвета делятся на две группы:
Ахроматические (бесцветные) – белый, черный,
серый.
Хроматические (цветные)
Ахроматические цвета характеризуются только светлотой (Рис. 1)
Рис. 1
Используя в композиции костюма ахроматические цвета, художник придает графичность силуэту и всему решению костюма. Таким приемом пользуются для создания элегантного городского костюма, костюма для небольших торжеств, когда хотят подчеркнуть новизну формы, пластику и гармонию линий. Цвет сознательно не даётся для того, чтобы был прочитан силуэт в целом, подчеркнута его выразительность. Композицию можно решить на контрасте тонов (черный + белый), а можно смягчить контраст путем введения среднего (серого) тона. (Рис. 2)
Рис. 2
Хроматические цвета характеризуются:
а) цветовым тоном (Рис. 3)
Рис. 3
б) насыщенностью (Рис. 4)
Рис. 4
в) светлотой (Рис. 5)
Рис. 5
По ассоциациям мы делим цвета на теплые и холодные.
2. Самостоятельная работа учащихся
Задание 1.
Начертите прямоугольник 20 на 4 и разбейте его на
5 частей.
Выполните светлотную характеристику любого
ахроматического цвета.
Задание 2.
Начертите прямоугольник 20 на 4 и разбейте его на
5 частей.
Выполните характеристику насыщенности любого
хроматического цвета.
Подведем итог.
– Что характеризует светлота
– Как вы думаете, а что характеризует
насыщенность цветового тона
3. Сообщение темы (продолжение)
Известно, что не все сочетания цветов выглядят
красиво. Цветовые сочетания как средства
выражения в композиции костюма различных эмоций,
настроений, имеют большое значение. Наиболее
типичным является рассмотрение главных и
промежуточных цветовых тонов в виде цветового
круга как рабочей схемы.
Еще Леонардо да Винчи заметил, что основных, или
главных цветов (реальных материализованных, а не
физических цветов спектра) четыре: желтый,
красный, синий, зеленый. Их выделяет как главные
каждый человек не страдающий дефектами зрения.
Эти цвета являются излюбленными в народном
декоративном искусстве, в живописи
примитивистов…
Цветовой круг с четырьмя главными цветами, как
опорными точками достаточно легко может решить
проблему цветовых сочетаний (Рис. 6).
Рис. 6
Четыре главных цвета образуют две пары дополнительных цветов. Лежащие на концах перпендикулярных друг к другу диаметров цветового круга, они образуют границы четвертей круга, по которому располагаются между ними все промежуточные цветовые тона (Рис. 7-8).
Рис. 7
Рис. 8
Рассмотрим существующие виды цветовых сочетаний.
Цветовые сочетания
Одноцветное сочетание (Рис. 9).
Сочетание, при котором цвета отличаются только
степенью насыщенности цветового тона. Такие
костюмы обладают предельной элегантностью и
подходят любому человеку.
Рис. 9
Родственное сочетание (Рис. 10).
Ими будут два любых цвета, расположенные в пределах основных четвертей цветового круга. Их объединяет один или два главных цвета, но они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, т.к. они не удовлетворяют этим требованиям. Имеется 4 вида родственных сочетаний цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые.
Рис. 10
Контрастное сочетание (Рис. 11).
Наибольший контраст образуют дополнительные чистые цвета: желтый – синий, красный – зеленый, а также дополнительные промежуточные цвета: желто-красные – сине-зеленые, красно-синие – желто-зеленые. Контрастные сочетания наиболее яркие, эмоциональные, активные. Умело составленные сочетания из контрастных цветов, красивы и оригинальны.
Рис. 11
Родственно-контрастное сочетание (Рис. 12).
Эти цвета расположены в соседних основных четвертях цветового круга. Их объединяет один главный цвет, и оно содержат примеси контрастных, т.е. дополнительных цветов. Различают 4 вида родственно — контрастных сочетаний:
- желто-красные с желто-зелеными,
- сине-красные с сине-зелеными,
- желто-красные с красно- синими,
- желто-зеленые с сине-зелеными.
одственно-контрастное сочетание активнее, наряднее родственных, но мягче, «деликатнее», чем контрастное.
Рис. 12
4. Самостоятельная работа учащихся
Выполнить 4 вида цветовых сочетаний.
Дать рекомендации по применению различных
цветовых сочетаний в костюме в зависимости от
стиля, назначения, возраста…
Наблюдение. В ходе работы давать советы по
выполнению задания.
5. Сообщение темы (продолжение)
Зрительные иллюзии
Цвет также может создавать зрительные иллюзии. Умело используя их, можно скрыть некоторые дефекты фигуры.
Холодные цвета воспринимаются как отступающие, уходящие назад. Холодные цвета уменьшают фигуру (Рис. 13).
Рис. 13
Тёплые цвета обладают свойством приближаться, выступать вперёд. Тёплые цвета увеличивают фигуру (Рис. 14).
Рис. 14
Для увеличения длины фигуры тёмные детали должны располагаться в верхней, средней и нижней части костюма (Рис. 15).
Рис. 15
Для уменьшения длины фигуры темные детали располагаются в центре (Рис. 16).
Рис. 16
III. Заключительный этап
Подведение итогов работы.
а) демонстрация работ.
б) анализ допущенных ошибок, корректировка.
в) оценить выполненную работу каждого
учащегося.
Список литературы.
- Г. С. Горина. Моделирование формы одежды. Москва. «Легкая и пищевая промышленность» 1981.
- Л. В. Орлова. «Азбука моды». Москва. 1988.
- Р. И. Егорова, В. П. Монастырская. Учись шить. Москва. 1987.
Цвет в композиции
Как отмечалось в предыдущей главе, цвет — это третий слой композиции. Для наших целей черный, серый и белый считаются значениями, а не цветами; таким образом, картина, выполненная только в этих тонах, не использует принципы цветовой композиции. Как мы видели в предыдущей главе, существуют определенные способы обработки линий, тональности и текстуры в композиции, которые привлекают зрителя и успешно передают идею художника. То же самое и с цветом, как с точки зрения размещения, так и с точки зрения сочетания.
Цвет, не похожий ни на один другой в композиции, привлечет внимание и поэтому требует аккуратного размещения. Используйте уникальный цвет там, где вы хотите направить взгляд зрителя. Вы также можете использовать уникальный цвет в качестве акцента, чтобы оживить изображение. если уникальный цвет расположен слишком близко к краю или углу, взгляд будет притягиваться туда и, таким образом, покидать композицию. Если такое неудобное размещение неизбежно, полезно разместить другой уникальный цвет напротив первого. Например, если уникальный цвет направляет взгляд в крайнюю правую часть композиции, другой уникальный цвет в левой части поможет вернуть его обратно.
Есть много способов организовать цвета в композиции, но по существу есть только четыре основных схемы: монохроматическая, дополнительная, аналогичная и триадная. Эти четыре подходят для большинства ситуаций, и каждый по-своему влияет на настроение изображения.
Монохроматические цветовые схемы
Монохроматический означает один цвет и включает светлые, средние и темные оттенки этого цвета. Обычно не составляет труда гармонизировать монохроматическую цветовую схему и мало заботиться о размещении нечетных цветов. Настроение, создаваемое этой схемой, обычно простое и непосредственное, а его конкретное значение зависит от выбранного цвета. Например, использование в основном средних значений желто-оранжевого цвета передает ощущение всепроникающей теплоты и безопасности. Было бы сложно создать пугающую картину, используя этот цвет, без резкого смещения значений и/или использования малого количества диагоналей в линейной композиции. Однако использование сине-зеленого приведет к ощущению прохладной отстраненности, а красно-фиолетового — к чувственности. Значения цветов, конечно, подлежат личной, политической и культурной интерпретации.
УТРЕННЯЯ РОСА; ГУАШЬ НА БУМАГЕ, 30,5 X 40,6 СМ.
Это пример монохроматической цветовой схемы. Используется один доминирующий цвет, а также его оттенки и оттенки.
Дополнительные цветовые схемы
Как мы уже видели, цвета, расположенные прямо напротив друг друга на цветовом круге, называются комплементарными. Цвет будет казаться самым сильным и ярким рядом с комплементарным. Таким образом, комплементарная цветовая схема используется, когда требуется сильное воздействие и драматизм. можно использовать в качестве акцентов, как в маленьком красном шаре на большом зеленом поле, или использовать как почти равные, как в осенних оранжевых листьях на фоне голубого неба.В обоих случаях интенсивность каждого цвета увеличивается за счет присутствия его дополнение. Дополнительные цвета не обязательно должны быть одинаковой ценности или интенсивности, чтобы усиливать друг друга или эффективно функционировать в композиции. Например, темный, приглушенный синий все равно будет дополнять ярко-оранжевый. Даже два приглушенных дополнения будут друг друга.
Теплые и холодные цвета также могут дополнять друг друга. Например, синий является прохладным дополнением теплоты красного. Это не такая сильная связь, как контраст между двумя истинными дополнениями, такими как синий и оранжевый. Тем не менее, сопоставление цветов разной температуры может привести к интересным композиционным эффектам с эффектом и драматизмом.
Разновидностью схемы комплементарных цветов является расщепленно-комплементарная схема. Например, красный и зеленый являются дополнительными цветами; разделенная дополнительная цветовая схема, основанная на этих цветах, будет включать красный плюс желто-зеленый и сине-зеленый или зеленый плюс красно-фиолетовый и красно-оранжевый.
Оранжевый и синий являются доминирующими цветами в этой дополнительной цветовой схеме. Я выбрал эти цвета, чтобы придать дополнительную силу тому, что на самом деле является очень простой композицией. На этой и следующих прилагаемых диаграммах названия цветов сокращены следующим образом: Y=желтый, R=красный, B=синий, O=оранжевый, V-фиолетовый. G=зеленый, YO=желто-оранжевый и так далее.
ОЧЕНЬ ХОЛОДНАЯ ВОДА, ГУАШЬ НА БУМАГЕ, 16 X 12 дюймов (40,6 X 30,5 СМ).
Чтобы подчеркнуть важность цветов в этой картине, я усилил интенсивность и теплоту их красно-фиолетового цвета, сопоставив его прохладный сине-зеленый цвет.
КАКТУС ХУДОЖНИКА, БУМАГА, ГУАШЬ, 30,5 X 40,6 СМ (12 X 16 футов).
Чтобы изобразить опавшие листья с дерева моей невестки, я использовал расщепленно-дополнительную цветовую схему: красно-оранжевый, красно-фиолетовый и зеленый. Добавление зеленых листьев в композицию сделало акцент и усилило другие цвета.
ЛИСТЬЯ СИНТИИ, БУМАГА, ГУАШЬ, 12 X 16′ (30,5 X 40,6 СМ).
Аналоговые цветовые схемы
Цвета, расположенные близко друг к другу на цветовом круге, называются аналогичными. Например, аналогичную группу представляют красный, красно-оранжевый и оранжевый. Аналогичные цвета имеют встроенную гармонию общего цвета; в приведенном примере все три цвета имеют общий красный цвет. Аналогичная цветовая схема использует от трех до пяти соседних цветов на цветовом круге. Как и в случае с монохромными цветовыми схемами, аналогичные цвета создают в композиции простое настроение. Однако в то время как монохроматическая схема иногда может выглядеть как черно-белое изображение, окрашенное одним цветом, аналогичная схема включает в себя более широкий диапазон цветов, что позволяет повысить тонкость и эмоциональное выражение. Синий и фиолетовый обычно создают тихое, мрачное настроение; красные, желтые и оранжевые обычно создают жизнерадостность и изобилие; зелень подразумевает спокойствие. Иногда в качестве акцента используется цвет с противоположной стороны цветового круга.
Чтобы передать холодность и тишину этого предмета, я использовал холодную аналогичную цветовую гамму, состоящую из синего, сине-фиолетового и сине-зеленого цветов.
АВРОРА, ХОЛСТ, МАСЛО, 30 X 60 дюймов (76,2 X 152,4 СМ).
Триадные цветовые схемы . Красный, желтый и синий представляют собой триадную цветовую схему, как и фиолетовый, оранжевый и зеленый. Триадные цвета, как правило, создают настроение жизнерадостности и жизнерадостности, поэтому они часто используются в детских игрушках. ) цвета, тем более выражен эффект.
Возможны многочисленные варианты цветового состава. В композиции, в которой используется много цветов, те, которые преобладают, определяют основную цветовую гамму; другие цветовые схемы могут использоваться в сочетании с основной для спецэффектов. Осознание влияния цвета на вас и вашу аудиторию является необходимостью. И, как и в случае с линейными, объемными и фактурными элементами композиции, размеры и формы цветов наиболее интересны, когда они разнообразны. Как правило, некоторое повторение цветов добавит внутренней гармонии композиции.
Хотя сама сцена диктовала мой выбор цветов, триадную схему красного, желтого и синего, я решил подчеркнуть силу цветов, чтобы зрителю было приятно смотреть на камни.
КАМЕННЫЙ ПЕСОК, ГУАШЬ НА БУМАГЕ, 12 X 16 дюймов (30,5 X 40,6 СМ).
Объяснение схем | Как выбрать правильные цветовые сочетания
СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ Живопись для начинающих, Техника живописи 7 комментариев 4 минуты чтения
Раскрась свой мир смело
Большинство из нас понимают основы цветового круга: от основных и дополнительных цветов до того, как определенные цветовые комбинации работают вместе. Однако то, как вы интерпретируете цветовой круг, может быть гораздо большим, чем просто знание того, как смешивать и смешивать красный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый и зеленый. Знание различных цветовых схем помогает расширить наши знания о цвете. И это важно для креативщиков, таких как художники и дизайнеры. Ниже художница Патти Моллика описывает некоторые из наиболее распространенных цветовых схем. Она также быстро демонстрирует, как разные цветовые схемы влияют на одну и ту же композицию, из ее книги 9. 0015 Как рисовать быстро, рассыпчато и жирно . Наслаждаться!
Цветовой круг с первичными, вторичными и третичными оттенками; к основным цветам относятся: синий, желтый и красный; вторичные цвета включают: оранжевый, фиолетовый и зеленый; а третичные цвета включают: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.Гармонические цветовые схемы
Хотя интересно экспериментировать с цветовыми схемами, выбирая цвета случайным образом на основе наших индивидуальных предпочтений, существует ряд цветовых комбинаций, известных как гармонические цветовые схемы, которые считаются особенно приятными. Гармонические цветовые схемы состоят из двух или более цветов на цветовом круге, которые имеют определенные отношения в зависимости от их положения и расстояния друг от друга. Прежде чем мы обсудим основы, полезно, если вы знакомы с некоторыми из наиболее часто используемых цветовых терминов:
- Оттенок : Цвет, осветленный добавлением белого.
- Оттенок: Цвет краски, какой она появляется из тюбика, несмешанная.
- Тон: Цвет, который был осветлен или затемнен путем добавления серого.
- Оттенок: Цвет, затемненный добавлением черного.
При работе с цветовыми схемами следует рассмотреть возможность использования расширенного диапазона каждого цвета. Это включает в себя его оттенки, оттенки и тона. Он предложит глазу несколько успокаивающих цветов, которые были осветлены, затемнены или нейтрализованы. Эти вариации также позволяют более экономно использовать более насыщенные цвета для акцентирования внимания, когда это необходимо.
Пример нетрадиционной цветовой схемыЕсли вы хотите работать с цветами по вашему выбору, но не знаете, с чего начать, может быть полезно сделать несколько быстрых цветных набросков. Если вам нужно цветовое вдохновение, зайдите в хозяйственный магазин и купите несколько цветных чипов или образцов оттенков, с которыми вы хотите работать. Полезно видеть цвета вместе. И вы можете легко изменить свою палитру, добавляя и удаляя цвета по своему вкусу. После того, как вы приняли решение о цветовой палитре, смешивайте и смешивайте эти цвета, чтобы создавать новые оттенки, включая красивые унифицированные оттенки серого и другие связанные вариации. Теперь давайте перейдем к различным цветовым схемам.
Общие цветовые сочетания
Ниже приведены несколько наиболее часто используемых цветовых схем с примерами картин, созданных с использованием тех же цветовых схем. Аналогичная цветовая схема использует три или более цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге.
Harry, Mo & Curly от Патти Моллики, панель, масло; пример аналогичной цветовой схемыМонохроматическая цветовая схема использует оттенки, тона и оттенки в пределах одного оттенка или семейства цветов
«Вид на мост», Патти Моллика, масло, панель; пример монохроматической цветовой схемыТриадная цветовая схема использует три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу.
One Slacker от Patti Mollica, панель, акрил; пример триадной цветовой схемыВ дополнительной цветовой схеме используются цвета, противоположные друг другу на цветовом круге.
Two-Lips от Patty Mollica, панель, акрил; Пример дополнительной цветовой схемыКвадратная цветовая схема использует четыре цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу.
Верхний Вест-Сайд, Патти Моллика, холст, акрил; пример квадратной цветовой схемыТетрадная (или прямоугольная) цветовая схема использует четыре цвета, полученные из двух дополнительных цветов.
Crossing Madison, Патти Моллика, панель, акрил; Пример четырехцветной схемыРазделенная дополнительная цветовая схема использует один основной цвет плюс два цвета, которые находятся по обе стороны от основного дополнительного цвета.
Dunkin’ Donuts, Патти Моллика, холст, акрил; пример схемы разделенных дополнительных цветовАналогичная схема дополнительных цветов использует три аналогичных цвета плюс дополнение к среднему аналогичному цвету.
«Глядя на окраину», Патти Моллика, панель, акрил; пример аналогичной дополнительной цветовой схемыРазработка цветовой схемы
Давайте рассмотрим, как создается цветовая схема.
1. Начните с эталонной фотографии
Используйте эталонную фотографию в качестве трамплина для работы над общим дизайном изображения для создания более динамичной композиции. Наиболее важным аспектом хорошей картины является хороший основной дизайн. Если вы пропустите этот шаг, вы в конечном итоге просто скопируете именно то, что видите перед собой. И редко природа предлагает наилучшую композицию для удачной картины. Вам часто придется двигать горы, деревья и все остальное, что ослабляет, а не усиливает вашу композицию.
2. Создайте эскиз с тремя значениями
Из фотографии создайте эскиз с тремя значениями. Попробуйте некоторые модификации, которые, по вашему мнению, могут улучшить композицию. В данном случае я хотел, чтобы сарай был более заметным. Итак, я увеличил его и добавил силос. Я изменил угол холма с горизонтального на диагональный. Таким образом, взгляд зрителя направлен прямо на сарай, который является фокусом.
Я уменьшил высоту холма, потому что чувствовал, что дерево слева добавит интересный силуэт на фоне неба. Полоса зелени на переднем плане отвлекала, потому что делила передний план на две равные части. Поэтому я превратил его в диагональное темное пятно, чтобы добавить более интересный угол к очень горизонтальному дизайну.
3. Выберите цветовую схему с доминирующими и второстепенными цветами
Когда вы будете удовлетворены наброском значений, выберите несколько цветовых схем для экспериментов. По часовой стрелке слева показаны используемые мной цветовые схемы:
- Аналог: Зеленый и синий
- Дополнительно: Красные и зеленые
- Триада: Основные цвета — красный, желтый и синий
- Аналогичный Дополнительный: Синие и фиолетовые, желтые и оранжевые
При работе с цветовыми схемами, основанными на личных предпочтениях или на любой из традиционных схем из отношений цветового круга, лучше всего выбрать один цвет в качестве доминирующего, а остальные цвета использовать в качестве подчиненных. Другими словами, цвета более интересны, когда они используются в неравных количествах. Например, если вы используете комплементарную цветовую схему из красного и зеленого, лучше сделать либо красный, либо зеленый доминирующим цветом, а не использовать оба цвета в равных количествах. Это придает картине общее настроение и ощущение. Картина, состоящая на 50% из красного и на 50% из зеленого, не будет передавать общее настроение так же эффективно, как картина, в которой преобладает один цвет.
Хотите более смелые картины?
Понравился урок по цветовым схемам? Ознакомьтесь с остальными техниками и учебными пособиями в видеосеминарах Mollica Техники рисования акриловыми красками, быстрые, свободные и жирные и Техники рисования кистями акриловыми красками, быстрые, свободные и жирные . Моллика демонстрирует, как создать мощную композицию, какой бы ни была тема. С множеством демонстраций, упражнений и советов от начала до конца вы узнаете, как рисовать без страха.