Вертикальная композиция в литературе: Искусство: композиция, виды композиции

Презентация к уроку «Какими средствами воздействует искусство».

Искусство 9 класс

Какими средствами воздействует искусство

  • К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм …Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

— это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Композиция

Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность

Ф.Васильев. Лето. Речка в Красном селе. 1870

Композиция

  • В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в пространстве или на плоскости.

Ф.Васильев.

На Мойке. 1871

Композиция

  • В музыке, литературе, кино и театре композиция определяет расположение всех частей во времени и в развитии.

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Виды композиции

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх или создает ощущение сдавленности

Л.Ф. Жегин Толпа. 1910-е

Горизонтальная композиция создает ощущение статичности, спокойствия или движения мимо зрителя

Виды композиции

В.Суриков.

Меншиков в Березове. 1883

Диагональные композиции передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывают большие пространства

Виды композиции

В.Суриков. Боярыня Морозова. 1887

Сандро Боттичелли. Весна. 1477

На знаменитой картине Сандро

Боттичелли (1445—1510) «Весна» справа, легко скользя по

цветущему лугу в прозрачных,

легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна.

Преследуемая

Зефиром Флора словно ищет у нее защиты.

  В древнеримской мифологии Флора -богиня цветов, юности и весеннего цветения.

Зефир — бог ветров, считавшийся вестником богов

В центре под аркой ветвей стоит

Венера . Ее жест указывает

на трех граций, причудливо сплетающих

в хороводе руки.

Венера — богиня весны и произрастания

Три грации

В мифах древних римлян Грации

три богини красоты, изящества и радости. 

Слева тянется за

апельсином Меркурий.

Меркурий — бог торговли, покровитель путешественников.  

Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга.

Прозрачные одежды едва прикрывают

тонкие, гибкие тела. Ясные и в то же

время тягуче-нежные линии создают

ощущение зачарованности. На всех

лицах лежит тень невысказанной

грусти. Фигуры как будто двигаются с

бесшумной легкостью. Их объединяет

общий ритм.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с особенностями

построения (формой)

музыкального произведения

с тем же

названием.

«Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года»

Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко.

Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет.

Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт «Весна» из цикла «Времена года»

Антонио Вивальди 1678-1741

1 часть. «Весна грядёт!»

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

А.Г.Венецианов. Спящий пастушок. 1780

3 часть. «Танец-пастораль»

2 часть. «Сон крестьянина»

Пастушеской волынки звук

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Разносится, гудящий над лугами,

Спит пастушок за день устав,

И нимф танцующих волшебный круг

И тявкает чуть слышно пес.

Весны расцвечен дивными лучами.

  • Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti).

Этот мотив является своего рода рефреном, что придает музыке

форму, похожую на рондо .

  • Вторая часть — «Сон крестьянина» . Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов — лай собаки, «охраняющей» сон хозяина.
  • Третья часть «Танец-пастораль» полна энергии и жизнерадостности.

Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы, его особый признак — повторяющаяся ритмическая фигура.

Домашнее задание

Сс стр.106 — 109

  • 1. Какие общие средства художественной выразительности ты знаешь?
  • 2. Какую роль они играют в искусстве?  
  • 3. Что такое композиция?  
  • 4. Как ты понимаешь «композиционное равновесие»?  
  • 5. Как художники композиционно выстраивают свои произведения?  
  • 6. Расскажи, как выстроил композицию итальянский художник Сандро Ботичелли в картине «Весна»?  
  • 7. Расскажи, как выстроил композицию итальянский композитор Антонио Вивальди в концерте «Весна» из цикла «Времена года»?  
  • 8. Сопоставь особенности композиции картины «Весна» С.Ботичелли с музыкальной композицией концерта «Весна» А.Вивальди

Композиция. Основные понятия.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение, сочинение).

  1. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется

    один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое Произведение.3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

 

П ри съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе: 

   

 

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения». Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

 

 

Композиция

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Композиция это искусство составления или, на что явно указывает сам термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой графике. Термин «станковая» указывает на то что холст или лист устанавливается на станке, то есть на мольберте. Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут присутствовать только два цвета — черный и белый без каких-либо полутонов.

Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей композиции в нашем случае будет создание на ограниченной прямоугольной плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как комфортное. Этой плоскостью можно распорядиться двояко: можно либо нанести на нее в каком-то ее месте пятно, либо не наносить пятна. Ограниченная плоскость и пятна — элементы составляющие композицию. Они обладают качествами тона, размера и формы. 1 . Первое условие комфортности — неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно читалось, что есть фон, а что — фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения. 2. Второе условие комфортности — присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул поставленный в шкаф — большой предмет. Присутствие в пространстве элементов трех категорий — большие, средние и малые элементы — делает это пространство комфортным.

Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная. Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность — две крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать. 3. Третье условие комфортности — композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа. Теперь я предлагаю Вам вооружиться листом бумаги формата А-4 — это будет наша плоскость — и кусочками черной бумаги маленького, среднего и большого размера — это будут наши пятна. Разберем способы выделения композиционного центра: а).Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде.

Накидайте на плоскость по несколько пятен каждого размера — большие, средние и малые. А теперь уберите все большие пятна кроме одного. Это пятно сразу начинает привлекать внимание, выделяться. Проделайте такую же операцию со средними, а затем с малыми пятнами. б). Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе (инверсия). Попробуем выделить пятно, не убирая подобные ему. Накидаем на плоскость по несколько пятен каждого размера. Теперь сделаем маленькое белое пятно и поместим его на одно из больших черных пятен. Таким образом, большое черное пятно начинает выделяться среди подобных ему. В то же время, маленькое белое пятно тоже выделено — среди маленьких пятен только оно одно белое. Возникает вопрос: что же является композиционным центром — большое черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не является пятном. Это точка, некий центр равновесия в пятне, как если бы мы прикололи это пятно булавкой к вертикальной плоскости. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на линии, соединяющей их центры. Эта схема с булавками не является точной методикой определения композиционного центра, но она дает некоторую наглядность. в). Выделение части фона в качестве композиционного центра. К омпозиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру. г). Сложные способы выделения композиционного центра. Ч асто композиционный центр выделяется не одним а несколькими способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона. Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними по ходу движения создает ритм, подобно тому как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности. 4. Четвертое условие комфортности — пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт. Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики. Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей, угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании целого. Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение. Попробуйте выполнить это практически с помощью имеющегося белого листа и черных кусочков бумаги. 5. Пятое условие комфортности — сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же произойдет если одно пятно находится вплотную к левому краю — композиция будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края композиции должны компенсироваться.

А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе — они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия. Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать — она имеет тенденцию «разламываться» надвое по этой вертикали.

Итак, мы рассмотрели основные принципы построения тоновой двухкомпонентной композиции. В последующем материале мы рассмотрим цветовую двухкомпонентную композицию и линейную композицию. Кроме этих трех видов можно рассматривать и другие, например, трехкомпонентные композиции (черно-бело-серые композиционные наброски Эмиля Нольдэ) и т. д. Но эти возможности мы оставляем за пределами нашего курса. Мы также не рассматриваем всех способов организации пространства композиции — впоследствии Вы можете с этим разобраться по мере практики.

Подведем итог всему уже сказанному о композиции.

Композиция состоит из элементов:

  1. плоскость

  2. пятна

Композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:

  1. неравное количество черного и белого

  2. присутствие пятен трех размеров — больших, средних и малых

  3. цельность — построение композиции относительно композиционного центра

  4. немонотонный ритм

  5. сбалансированность композиции

Средства организации композиции:

  1. движение

  2. ритм

  3. пластика

Способы выделения композиционного центра:

а). выделение пятна по признаку размера

б). выделение пятна на нюансе (инверсия)

в). выделение части фона окружением

г). Сложные способы выделения

Движение в повествовании

Движение в повествовании

Вертикальное движение — это то, что придает повествованию глубину, текстуру, напряжение и резонанс. Это прерывает поступательный, хронологический темп истории. или эссе ( действие что произошло) и заменяет простые линейные движение с пространственной сложностью ( мысль почему история). Он представляет собой акт воображения — то, что движет нас в творческий прыжок .

Есть много способов добиться вертикального движения, в том числе:

  1. Предыстория (часть сюжета/действия — скорее прерывание горизонтального хронология, чем вертикальное движение, но обеспечивает пространственную текстуру)
  2. Ассоциативная память (часть мысли)
  3. Интеллектуальное созерцание и вопрошание
  4. Подробное, конкретное описание персонажей, предметов, обстановки, пейзажа
  5. Образный язык, включая сравнения (подобно, как) и метафоры
  6. Лирические «полеты» (расширенное поэтическое созерцание)
  7. Включение внешней информации и исследований

По мере того, как вы стремитесь к вертикальному движению в своем письме, мы прочитает три рассказа в Присутствие писателя авторов, чьи работа иллюстрирует это движение. Платить внимание на места, где автор просто рассказывает нам, что было дальше — и затем, а затем (название действие) — и места, где автор использует вертикальное движение. Ты обнаружат, что самая успешная литературная проза состоит в основном из пространственный, а не линейный рассказ. Помните, что в горизонтальном положении письмо предполагает что, вертикальное письмо предполагает почему . Это имеет значение не столько , сколько , сколько , почему автор действует и думает так, как он или она. это сочетание действия и мысли, которые определяют наши лучшие истории.

Дарение себя к простому повествованию, линейная последовательность, своего рода подчинения законам вселенной, в некотором роде. СУЩЕСТВОВАТЬ соблюдать линейные законы; ЖИТЬ — значит существовать внутри пространственного, а история должна объединить эти два опыта в горизонтальную/вертикальную путь. В на мой взгляд, это вызов, стоящий перед вами как писателем не только рассказов, но также и как автор исследовательских эссе и аргументов.

Вертикальное движение расширяется, прерывается, углубляется, замедляется, добавляет текстуру и пространство к линейному повествованию. Это в вертикальном движении что «почему» — скорее чем «что» — истории существует.

Workk Consulted: адаптации Юлией Кристевой пространственных тропов Бахтина в двух ранних эссе: «Слово, диалог и роман» (1966) и «Ограниченный текст» (1966–1967), оба из которых включены в ее сборник Desire in Язык . Она представляет свою концепцию интертекстуальности и выступает за практику чтения, основанную на «пространственности» слова по вертикальной и горизонтальной осям в интертекстуальной сетке.

Работа над вертикальным письмом — Заметки на полях

Личное, письмо / Автор Мэри Дэниэлс Браун / 15 апреля 2015 г. 16 апреля 2015 г. / Андре Дюбус, эссе, Ник Рипатразон, личное письмо, вертикальное письмо

Созревание идей: о вертикальном письме и жизни

Ник Рипатразон обсуждает вертикальное письмо, концепцию, которую он почерпнул из эссе писателя Андре Дюбуса «Привычка писать», которое появилось в антологии О написании рассказов , под редакцией Тома Бейли. Дюбус пишет, что вместо того, чтобы пытаться создать историю, он дает идеям время вызревать, пока история не появится. Как следует из названия антологии, Дюбус имеет в виду свое художественное произведение. Тем не менее, предоставление творческому процессу времени для работы, позволяющее идеям вызревать, также приносит пользу писателям документальной литературы. Поэтому я пытался применить то, что описывает здесь Ripatrazone, к моему собственному творчеству.

Dubus определяет вертикальное письмо, противопоставляя его горизонтальному письму. В этом отрывке Рипатразоне описывает разницу:

Горизонтальное письмо ориентировано на накопление страниц и слов. Когда Дюбус писал горизонтально, он писал, убежденный, что художественная литература создается путем агрегирования. Вертикальное письмо, напротив, больше ценит глубину, чем широту. Истории пишутся тогда, когда они готовы к написанию; они не форсированы планированием или чрезмерным составлением проектов. Горизонтальное письмо стремится двигаться по странице; вертикальное письмо стремится вкопаться в страницу… . Любопытно, что, стремясь разрушить стереотип о том, что письмо — результат вдохновения, писатели влюбились в другую, не менее романтическую противоположность: писательство — это фабричная работа, а ежедневная преданность вознаграждается окончательными набросками. Оба подхода представляют собой магическое мышление. Вертикальное письмо — это не меньшая работа, но лучше работа, работа в нужное время. Это требует терпения в готовности ждать, пока история почувствует себя готовой к написанию, а также внимания и сосредоточенности, необходимых для того, чтобы жить в истории после ее зарождения.

Замените вымысел и рассказ чем-то вроде эссе , части или работы , и вы получите то, что применимо и к документальной литературе.

За годы изучения английского языка я научился писать литературную критику, которая устраняла любые следы личного взаимодействия с текстами, которые я читал. Такое академическое письмо — это горизонтальное письмо, и у меня это неплохо получается. Я могу организовывать, анализировать и логически рассуждать, пока коровы не вернутся домой. Но, в конце концов, такого письма мне стало недостаточно. Когда мне было под пятьдесят, я решил вернуться в школу, чтобы изучать психологию, и в итоге сосредоточился на историях из жизни. Написание жизни по определению требует личного участия. Переход от моей укоренившейся привычки безличного письма к более личному, интимному письму стал для меня серьезной проблемой.

Эта концепция вертикального письма дает мне новый взгляд на то, над чем я сейчас работаю, пишу, в котором глубина важнее широты. После стольких лет, когда я держал себя на расстоянии вытянутой руки, я пытаюсь научиться углубляться, а не расширяться в стороны, идти глубже и видеть, что я могу узнать о своем мире и о себе. Я никогда не узнаю, что я на самом деле думаю или во что верю, пока не напишу свой путь через это.

Я нахожусь в другом месте в своей жизни, чем Рипатразон в его. Поскольку он преподает английский язык в средней школе и у него есть дочери-двойняшки чуть меньше двух лет, у него не так много времени, чтобы писать. Он говорит, что сосредоточение внимания на вертикальном письме позволило ему использовать свое писательское время с большим удовлетворением, чем раньше:

Вертикальная писательская жизнь нелегка, но она глубже и ценнее. Я чувствую, что у меня больше прав собственности на то, что я создаю. Меня больше не интересуют числа; больше никаких электронных таблиц журналов, которые я надеюсь завоевать, как будто издательство было территориальной битвой. Писательство — самая медленная из игр, самое методичное из искусств. Его части почти бесконечны; его целое не может быть обманом создано.

Его ссылки на числа и электронные таблицы заставили меня остановиться, потому что я тщательно использовал Excel для отслеживания своих результатов с тех пор, как в 2015 году начал писать пост в блоге каждый день. Через три месяца я почти убедился себя, чтобы не беспокоиться так о числах. Я продолжу записывать свои цифры (ведь мы все-таки живем в эпоху больших данных), но не собираюсь так сильно на них зацикливаться.

Вертикальная композиция в литературе: Искусство: композиция, виды композиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх