Лекция по композиции «Теория и виды композиции. Основные понятия.»
Учебное занятие №1.
Тема 1. Теория и виды композиции. Основные понятия.
Основные понятия и термины по теме:
Виды композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Основные элементы композиции: точка, линия, пятно, плоскость, объём. Формальная композиция, приёмы, средства, законы, правила композиции. Художественно-образный замысел, доминанта, целостность. Симметрия, асимметрия, осевая (зеркальная) симметрия, центральная симметрия. Ось и центр симметрии.
План изучения темы
Виды композиции.
Элементы композиции.
Формальная композиция.
Практическая работа №1 (задание 1).
Сообщение нового материала.
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Виды композиции
Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам. Архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная). Живописи свойственна живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая композиция.
Рассмотрим 3 основных вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную.Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. К ней относят плоскостные композиции и рельеф.
Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.
Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.
Фронтальная композиция
Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений — ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Обычно такая композиция открыта.
Условия, от которых зависит сохранение фронтальности композиции:
1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.
2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.
3) Зависит от характера элементов по глубине.
4) Фактурность поверхности, цвет…
Рис. 1. Фронтальная композиция
Объемная композиция.
Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств – скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает в себя новое качество – протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.
Рис. 2 Объемная композиция.
Пространственная композиция.
Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которые используют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.
Рис. 3. Пространственная композиция
Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.
Элементы композиции
Основные элементы: точка, линия, пятно, плоскость, объём.
Первым основанием воздействия живописи на человека, как считал Леонардо да Винчи, является точка, вторым – линия, третьим – поверхность, четвёртым – тело, которое одевается поверхностью.
У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот).
Классификация свойств пятен:
Физические: величинные (размеры и пропорции)
Пластические (форма и структура)
Свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)
Субъективные элементы: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.
Сущность понятия «гармония»
Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность понятия «формальность»
Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
— характеристики и свойства элементов композиции
— через структурную организацию элементов композиции.
Есть 3 главных формальных признака композиции:
1. Целостность.
Это внутреннее единство композиции. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.
Основными принципами композиции, обеспечивающими достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы.
2. Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты.
Доминанта – главный элемент композиции, который сразу должен бросаться в глаза. Это смысловой центр композиции, он не обязательно совпадает с геометрическим центром, но это главное в произведении и все второстепенные элементы подводят взгляд зрителя к нему.
Центр (фокус) композиции определяет всю картину.
3. Уравновешенность – основа гармонии в произведении.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов.
Симметрия и асимметрия
Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия.
Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая.
Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.
Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практические занятия
Практическая работа №1
На листе формата А-4 начертить 6 квадратов размером 60Х60 в карандаше. Это будет чистовик для последующих шести заданий.
ЗАДАНИЕ 1
Цель:
Создать правильно построенную композицию из простых геометрических форм или форм, приближенных к ним.
Найти оригинальное пластическое решение.
Требования:
Композиция должна быть центрально симметричной и состоять только из линий.
Поисковые варианты выполняются в карандаше (7 – 9 шт.), затем выбранный вариант размещается в первом квадрате на листе формата А4.
Работа должна быть очень аккуратной, линии чётко прорисованы.
Обязательно использовать чертёжные инструменты в работе.
Размер: 60Х60.
Материал: чёрная тушь, глеевая ручка.
Рис. 4. Образцы выполнения задания №1(работы студентов 1 курса)
Задания для самостоятельного выполнения
Проработка конспекта
Выполнение поисковых набросков композиции (5-7 штук).
Форма контроля самостоятельной работы:
Устный опрос, проверка практической работы.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Что такое композиция?
Назовите элементы композиции.
По каким геометрическим схемам может строиться композиция?
Чем отличается формальная композиция от сюжетно-тематической?
Назовите виды композиции.
Что такое доминанта?
Расскажите о целостности композиции.
Какая основная черта симметричной композиции?
Какая бывает симметрия?
Чему уделяется особое внимание в асимметричной композиции?
infourok.ru
Композиционные приёмы в литературе, элементы композиции и её виды, сюжетные особенности
Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.
Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.
Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.
Композиционные элементы
Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:
- Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
- Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
- Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
- Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
- Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
- Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
- Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
- Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
- Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
- Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
- Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
- Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.
Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?
Виды композиции
- Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
- Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
- Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
- Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
- Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
- Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
- Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
- Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).
Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.
Композиционные приёмы
- Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
- Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
- Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Сюжетная композиция
В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.
- Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
- Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
- Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
- Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
- В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.
Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.
Интересно знать: Что такое литота в русском языке?
Композиция сказки
Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.
Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».
Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:Жили-были или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.
Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».
Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».
Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.
Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.
Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.
tvercult.ru
Композиция — Учащемуся — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7» города Магнитогорска
1. Понятие композиции. Виды и типы композиции
1.1. Фронтальная (плоскостная) композиция
1.2. Объемно-пространственная композиция
1.3. Глубинно-пространственная композиция
2. Основные типы композиции
2.1. Композиция заполненного центра
2.2. Композиция сплошной поверхности
2.3. Композиция пустоты
3. Основной закон и свойства композиции
3.1. Цельность – основной закон композиции
3.2.Свойства композиции
3.3. Основные принципы организации композиции
Композиция – это средство для выражения художественной идеи. Источниками возникновения ассоциативного образа является предмет или явления объективного реального внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти. Знаменитый архитектор XX века Ле Корбюзье определял композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора. Знание основ композиции, влияющие на развитие творческой личности, формирует элементарную грамотность восприятия произведения искусств. Обучение пропедевтике (основам композиции) базируется на знании и осмыслении творческого опыта, накопленного многими поколениями в области искусства и культуры. Дисциплина «Пропедевтика» последовательно знакомит учащихся с законами и средствами гармонизации композиции. Новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются и закрепляются на практических упражнениях.
1. ПОНЯТИЕ КОМПОЗИЦИИ. ВИДЫ И ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ
Композиция – способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса – глина, краски, слово и т.д., но и сюжет, идея, натура – все, что, будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению искусства единство и цельность. Композиция (от лат. соmpositio – сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, и во многом определяющее его восприятие. Композиция – система определенных правил художественного произведения, это важнейший организующий момент художественной формы, придающий ему единство и цельность, выразительность и гармоничность.
Гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств, она ограничена и целостна, ее части пропорциональны и ритмичны. Вся она соизмерима человеку и предметно-пространственному средовому окружению. Процесс создания гармоничного и цельного произведения носит название «композиция». Для того, чтобы будущий художник создавал свое произведение, мог наиболее ярко и полно выразить свой замысел, ему необходимо знание основного закона композиции.
Первое требование основного закона всякое произведение должно быть законченным, цельным и не содержать таких частей и элементов, которые бы разрушали или противоречили его функциональной, художественной или конструктивной сущности.
Второе требование основного закона единства композиции говорит о системе построения целого. Важно определить в композиции главную и второстепенную части, т.к. любая композиция всегда состоит из отдельных частей. Взаимная согласованность и соподчиненность очень важны для создания гармонического единства. Различают три основных вида композиции: плоскостную (фронтальную), объемную и глубинно-пространственную.
1.1. Фронтальная (плоскостная) композиция
К фронтальным относятся все плоскостные композиции, а также композиции, имеющие рельеф. Композиции на плоскости можно видеть в произведениях живописи, графики, выполненных в традиционных техниках, и произведения, которые смогли появиться только на определенном уровне развития и техники. К ним относятся компьютерная графика, голография, фотографика.
Фронтальная композиция широко используется в произведениях декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайна и архитектуры (текстиль, гобелены, ковры, обои, плакаты, витражи). Композиции, выступающие из плоскости, т.е. имеющие небольшой рельеф, также относятся к фронтальным. Они воспринимаются зрителем фронтально и не требуют бокового обозрения. Рельеф позволяет выявить форму и композиционное построение за счет игры света и тени, игры фактуры материала (резные и чеканные изделия, рельефные полотна и ткани, рельефные лепнины, плетеные изделия) (рис. 1).
1.2. Объемно-пространственная композиция
К объемно-пространственной композиции относят произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), т.е. параметры, характеризующие объем предмета. Объемная композиция в целом, представляет собой замкнутую трехмерную форму, выполненную с расчетом на восприятие с разных точек обозрения. Такой вид композиции всегда взаимодействует с окружающей средой, которая может увеличить или уменьшить выразительность одного и того же произведения (рис. 2).
Примерами объемной композиции являются произведения скульптуры, мелкой пластики, малые архитектурные формы, образцы садово-парковой керамики и архитектуры, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, различные утилитарные объемные бытовые предметы будь то художественная керамика и посуда, мебель, одежда, средства транспорта – в общем, все то, что включает в себя дизайн
Объёмную композицию разделяют на два типа – симметричную и асимметричную. Симметричная объёмная композиция, имеющая вертикальную ось, имеет самое широкое распространение. Такой вид композиция в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, т. к. все стороны относительно вертикальной оси одинаковы и ориентированы на одинаковое восприятие со всех сторон. Симметричность объёмной композиции придаёт ей уравновешенность и статичность. Асимметричная объёмная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. При взгляде на асимметричную объёмную форму можно понять, что она по-разному выглядит с разных сторон обозрения. Такая форма позволяет автору ёмко выразить свой образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно, подобную объёмно-пространственную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство или пространство подчинить ей.
1.3. Глубинно-пространственная композиция
Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Такой вид композиции представляет собой соотношение форм и элементов, рассчитанных на восприятие при движении в глубину произведения искусства, воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объёмов, но и паузами между ними, т. е. пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объёма. Примерами глубинно-пространственной композиции могут служить решения архитектурных, садово-парковых ансамблей, театрально-спортивных и зрелищных представлений, шоу разного рода (рис. 3). Сегодня достижения науки и техники таковы, что в организации временной пространственной композиции используется компьютерная графика. Помимо временных глубинно-пространственных композиций существуют и стационарные композиции, начиная с композиции города, посёлка и кончая композицией сооружения, находящегося в пространстве. Примерами могут служить садово-парковые решения, экстерьеры, мемориальные комплексы, сложные развязки дорог и мостов, решения набережных городов, метрополитен. Глубинно-пространственная композиция также решает задачи интерьера внутреннего пространства. Решение интерьеров жилых и общественных сооружений, интерьеров промышленных и фабричных предприятий, организации выставок, музейной экспозиции, как и объёмная композиция, она требует обозрение с различных точек. Многие композиции рассчитаны на прочтения их с высоты (рис. 3).
2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ
Для получения исходного материала, чтобы представить себе более определенные группы композиции, легче обратиться к плоскости и графике, к тому, что возникает в прямоугольном формате листа бумаги. Прежде всего, композиция может быть запланированной или случайной, одно свободно перетекает в другое. Простейшие упражнения по композиции для того и делают, чтобы почувствовать разницу форм, графических материалов, типов и вариантов композиционных решений. Прежде всего, стоит определить три основных типа композиции по характеру заполнения листа, не учитывая ни динамики, ни цвета, ни сюжета. Эти типы композиции выбраны по принципу отношения форм к ограничивающему формату изображения. Это разные ситуации, связанные с масштабом изображения.
2.1. Композиция заполненного центра
Это композиция фигур, форм, одной фигуры, размещенных на листе так, что они представлены целиком и пропорциональны листу – ни велики,
ни малы, они живут там свободно и естественно, как в своей собственной комнате. Рамка формата листа как бы окно, за которым глубина пространства, в которую можно войти (рис.4).
2.2. Композиция сплошной поверхности
Это орнаментальная композиция, которая свободно продолжается и за пределами формата – как орнаментальный рисунок на ткани, рисунок на обоях, как кирпичная стена, как галька на морском берегу, как цветы на лужайке, как трава в поле, как небо с облаками. Это композиция на основе какой-то однородной фактуры и отдельного центра композиции здесь нет. Есть многие связанные или несвязанные друг с другом узлы композиции (рис.5).
2.3. Композиция пустоты
Это композиция, которая была фрагментирована, обрезана так, что в центре оказался фон, или просто белое поле, а сами формы лишь частично попали в нашу рамку, т.е. образовалась композиция в виде «сгущения» или «разбегания». Во всех трёх типах всегда будет существовать выраженный или не выраженный центр композиции. Он может располагаться буквально в геометрическом центре, либо смещен вверх, вниз, в сторону самой формы произведения в прямоугольном, квадратном или другом формате листа (рис. 6).
3. ОСНОВНОЙ ЗАКОН И СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ
3.1. Принципы основного закона композиции
Любая дизайнерская форма должна быть логически выстроенным целым, не содержащим элементов, противоречащих ее идее. Всякая проектная форма должна выражать единство главного и второстепенного. Цельность – основной закон композиции. Он основан на таком восприятии художественного произведения, которое дает возможность сразу охватить его единым взглядом и одновременно заметить его основную часть. Впечатление цельности достигается при помощи композиционно оправданного ограничения общей формы, соразмерностью деталей и частей. При этом сами части не вырываются из общего целого, не кажутся лишними и ненужными. Целостность — оптимальное соотношение и взаимодействие частей композиции. Все части, составляющие композицию, должны работать на общую идею. Взаимная согласованность этих частей и их соподчиненность очень важны для создания гармоничного единства композиции. Композицию можно считать удачной, если соблюдаются следующие условия: 1) ни одна часть целого не может быть изъята или изменена без ущерба для целого; 2) части не могут меняться местами без ущерба для целого; 3) ни один элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для него.
3.2. Свойства композиции
Выразительность – свойство производить впечатление, помогающее зрителю подробнее рассмотреть, изучить это произведение. Доставить эстетическое наслаждение от созерцания выполненного произведения – конечная цель художника, дизайнера. Целостность композиции – это оптимальное соотношение взаимодействующих частей композиции, где основными признаками принято считать ограниченность – четко определяемое отличие предмета от среды, в которой находится, разделение фигуры и фона; связность-слитн
mdshi7.ru
Элемент композиции в художественном произведении: примеры
Сегодня говорим на тему: «Традиционные элементы композиции». Но для начала следует вспомнить, что такое «композиция». Впервые мы встречаемся с этим термином еще в школе. Но всё течет, всё меняется, постепенно даже самые крепкие знания стираются. Поэтому читаем, ворошим старое, а недостающие пробелы восполняем.
Композиция в литературе
Что такое композиция? Прежде всего обращаемся за помощью к толковому словарю и узнаем, что в буквальном переводе с латыни данный термин означает «составление, сочинение». Что и говорить, без «сочинения», то есть без «композиции», невозможно никакое художественное произведение (примеры следуют далее) и никакой текст в целом. Отсюда выходит, что композиция в литературе – это определенный порядок расположения частей художественного произведения. Кроме того, это те или иные формы и способы художественного изображения, которые имеют непосредственную связь с содержанием текста.
Основные элементы композиции
Когда мы открываем книгу, то первое, на что мы надеемся и что предвкушаем – это красивое занимательное повествование, которое будет удивлять либо держать нас в напряжении, а после долго не отпускать, заставляя вновь и вновь мысленно возвращаться к прочитанному. В этом смысле писатель – это настоящий художник, который прежде всего показывает, а не рассказывает. Он избегает прямого текста типа: «А сейчас я буду рассказывать». Наоборот, его присутствие невидимо, ненавязчиво. Но что необходимо знать и уметь для такого мастерства?
Композиционные элементы – вот та палитра, в которой художник — мастер слова, смешивает свои краски, чтобы в дальнейшем получился яркий, красочный сюжет. К ним относятся: монолог, диалог, описание, повествование, система образов, авторское отступление, вставные жанры, сюжет, фабула. Далее – о каждом из них подробнее.
Монологическая речь
В зависимости от того, сколько людей или персонажей в художественном произведении участвуют в речи – один, два или более, — выделяют монолог, диалог и полилог. Последний – это разновидность диалога, поэтому на нём останавливаться не будем. Рассмотрим только первые два.
Монолог – это элемент композиции, заключающийся в использовании автором речи одного персонажа, которая не предполагает ответ или не получает его. Как правило, она обращена к слушателям в драматическом произведении или к самому себе.
В зависимости от функции в тексте различают такие виды монолога, как: технический – описание героем произошедших или происходящих в настоящее время событий; лирический – передача героем своих сильных душевных переживаний; монолог-принятие – внутренние размышления персонажа, который находится перед сложным выбором.
По форме выделяются следующие типы: авторское слово – обращение автора к читателям, чаще всего через того или иного персонажа; поток сознания – свободное течение мыслей героя как они есть, без очевидной логики и не придерживающиеся правил литературного построения речи; диалектика рассуждений – изложение героем всех за и против; диалог в одиночестве – мысленное обращение персонажа к другому действующему лицу; апарт – в драматургии несколько слов в сторону, которые характеризуют настоящее состояние героя; стансы – также в драматургии лирические размышления персонажа.
Диалогическая речь
Диалог – это еще один элемент композиции, беседа двух или более действующих лиц. Обычно диалогическая речь – это идеальное средство передачи столкновения двух противоборствующих точек зрения. Она же помогает созданию образа, раскрытию личности, характера.
Здесь хочется сказать о так называемом диалоге из вопросов, который предполагает разговор, состоящий исключительно из вопросов, причем ответная реплика одного из персонажей – это и вопрос, и ответ на предыдущее замечание одновременно. Художественное произведение (примеры следуют далее) Ханмагомедова Айдына Асадуллаевича «Горянка» — яркое тому подтверждение.
Описание
Что такое человек? Это и особый характер, и индивидуальность, и уникальный внешний вид, и среда, в которой он родился, воспитывался и существует в данный момент жизни, и его дом, и вещи, которыми он себя окружает, и люди, далёкие и близкие, и окружающая его природа… Список можно продолжать до бесконечности. Поэтому, создавая образ в литературном произведении, писатель должен смотреть на своего героя со всех возможных сторон и описывать, не упуская ни одну деталь, даже больше – создавать новые «оттенки», которые невозможно даже представить. В литературе выделяют следующие виды художественных описаний: портрет, интерьер, пейзаж.
Портрет
Это один из самых важных композиционных элементов в литературе. Он описывает не только внешний облик героя, но и его внутренний мир – так называемый психологический портрет. Разнолико и место портрета в художественном произведении. С него может начинаться книга или, наоборот, им заканчиваться (А. П. Чехов, «Ионыч»). Описание внешности может быть и сразу после совершения персонажем какого-то поступка (Лермонтов, «Герой нашего времени»). Кроме того, автор может нарисовать персонажа одним махом, монолитно (Раскольников в «Преступлении и наказинии», князь Андрей в «Войне и мире»), а другой раз и рассеять черты по тексту («Война и мир», Наташа Ростова). В основном писатель сам берётся за кисть, но иногда предоставляет это право кому-то из действующих лиц, например, Максим Максимычу в романе «Герой нашего времени», чтобы он как можно точнее описал Печорина. Портрет может быть написан иронично (Ипполит Курагин), сатирически (Наполеон в «Войне и мире») и «парадно». Под «увеличительное стекло» автора иногда попадает только лицо, определенная деталь или вся стать – фигура, манеры, жесты, одежда (Обломов).
Описание интерьера
Интерьер – это элемент композиции романа, позволяющий автору создать описание жилища героя. Оно не менее ценно, чем портрет, поскольку описание вида помещения, обстановки, атмосферы, царящей в доме – всё это играет бесценную роль в передаче характеристики персонажа, в понимании всей глубины созданного образа. Интерьер обнаруживает и тесную связь с художественной деталью, которая и является той частью, через которую познается целое, и тем единичным, через которое видится множественное. Так, к примеру, Достоевский в романе «Идиот» в мрачный дом Рогожина «повесил» картину Гольбейна «Мёртвый Христос», дабы еще раз обратить внимание на непримиримую борьбу истинной веры со страстями, с безверием в душе Рогожина.
Пейзаж – описание природы
Как писал Федор Тютчев, природа – это не то, что мы себе представляем, она не бездушна. Наоборот, в ней много скрыто: и душа, и свобода, и любовь, и язык. То же самое можно сказать и о пейзаже в литературном произведении. Автор с помощью такого элемента композиции, как пейзаж, изображает не только природу, местность, город, архитектуру, но тем самым и раскрывает состояние персонажа, и противопоставляет естественность природы условным человеческим убеждениям, выступает в роли некоего символа.
Вспомните описание дуба при поездке князя Андрея в дом к Ростовым в романе «Война и мир». Каким он (дуб) был в самом начале пути – старый, угрюмый, «презрительный урод» среди улыбающихся миру и весне берёз. Но при второй встрече он неожиданно расцвёл, обновился, несмотря на столетнюю жесткую кору. Он все же подчинился весне и жизни. Дуб в данном эпизоде – это не единственно пейзаж, описание оживающей природы после продолжительной зимы, но и символ произошедших в душе князя перемен, нового этапа в его жизни, который сумел «переломать» уже почти укоренившееся в нем желание быть изгоем жизни до конца своих дней.
Повествование
В отличие от описания, которое статично, в нём ничего не происходит, ничего не меняется и в целом оно отвечает на вопрос «какой?», повествование включает в себя действие, передает «последовательность происходящих событий» и ключевым вопросом для него является «что случилось?». Если говорить образно, то повествование как элемент композиции художественного произведения можно представить в виде слайд-шоу – быстрой смены картинок, иллюстрирующих какой-либо сюжет.
Система образов
Как у каждого человека есть своя сеть линий на подушечках пальцев, образующая неповторимый рисунок, так и каждое произведение обладает своей уникальной системой образов. Сюда можно отнести образ автора, если таковой имеется, образ рассказчика, главных персонажей, героев-антиподов, второстепенных героев и так далее. Их отношения выстраиваются в зависимости от идей и целей автора.
Авторское отступление
Или лирическое отступление – это так называемый внесюжетный элемент композиции, при помощи которого личность автора как бы врывается в сюжет, тем самым прерывая непосредственный ход сюжетного повествования. Для чего это нужно? Прежде всего для установления особого эмоционального контакта между автором и читателем. Здесь писатель выступает уже не в роли рассказчика, а открывает свою душу, поднимает глубоко личные вопросы, рассуждает на моральные, эстетические, философские темы, делится воспоминаниями из собственной жизни. Таким образом, читателю удаётся перевести дух перед потоком следующих событий, остановиться и более глубоко вникнуть в идею произведения, задуматься над поставленными перед ним вопросами.
Вставные жанры
Это еще один немаловажный композиционный элемент, который является не только необходимой частью сюжета, но и служит более объёмному, глубокому раскрытию личности героя, помогает понять причину его того или иного жизненного выбора, его внутренний мир и так далее. Вставными могут быть любые жанры литературы. Например, рассказы – это так называемые рассказ в рассказе (роман «Герой нашего времени»»), поэмы, повести, стихи, песни, басни, письма, притчи, дневники, поговорки, пословицы и многие другие. Они могут быть как собственного сочинения, так и чужого.
Сюжет и фабула
Эти два понятия зачастую либо путают между собой, либо ошибочно полагают, что это одно и то же. Но их следует различать. Сюжет – это, можно сказать, скелет, основа книги, в котором все части взаимосвязаны и следуют одна за другим в том порядке, который необходим для полной реализации авторского замысла, раскрытия идеи. Иными словами, события в сюжете могут происходить в разные временные периоды. Фабула – это та основа, но в более сжатом виде, и плюс – последовательность событий в их строго хронологическом порядке. Например, рождение, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, смерть – это есть фабула, то сюжет – это зрелость, воспоминания из детства, отрочества, юности, лирические отступления, старость и смерть.
Сюжетная композиция
У сюжета, точно так же, как и у самого литературного произведения, есть свои этапы развития. В центре любого сюжета всегда существует конфликт, вокруг которого и развиваются основные события.
Начинается книга с экспозиции или пролога, то есть с «разъяснения», описания той обстановки, той отправной точки, с чего всё начиналось. Далее следует завязка, можно сказать, предвидение будущих событий. На этом этапе читатель начинает осознавать, что будущий конфликт уже не за горами. Как правило, именно в этой части и встречаются главные герои, которым суждено вместе, бок о бок пройти через грядущие испытания.
Продолжаем перечислять элементы сюжетной композиции. Следующий этап – развитие действия. Обычно это самый весомый кусок текста. Здесь читатель уже становится незримым участником событий, он со всеми знаком, он чувствует, в чем соль происходящего, но всё ещё заинтригован. Постепенно центробежная сила его засасывает, медленно, неожиданно для самого себя, он оказывается в самом центре водоворота. Наступает кульминация – самый пик, когда и на главных героев, и на самого читателя обрушивается настоящая буря чувств и море эмоций. И тогда, когда уже понятно, что самое страшное позади и можно дышать, в дверь тихонько стучится развязка. Она всё разжевывает, объясняет каждую деталь, раскладывает все вещи по полочкам – каждую на своё место, и напряжение потихоньку спадает. Эпилог же подводит окончательную черту и кратко обрисовывает дальнейшую жизнь главных и второстепенных героев. Однако не все сюжеты имеют одинаковое строение. Традиционные элементы сказочной композиции совсем иные.
Сказка
Сказка – ложь, да в ней намек. Какой? Элементы композиции сказки кардинально отличаются от своих «собратьев», хотя при чтении, лёгком и непринужденном, этого не замечаешь. В этом и заключается талант писателя или даже целого народа. Как наставлял Александр Сергеевич, читать сказки просто необходимо, особенно простонародные, потому что в них заключены все свойства русского языка.
Итак, какие же они – традиционные элементы сказочной композиции? Первые слова – это присказка, которая настраивает на сказочное настроение и обещает уйму чудес. Например: «Будет эта сказка сказываться с утра самого и до обеда, поевши мягкого хлеба…» Когда слушающие расслабляются, усаживаются удобнее и готовы слушать дальше, настает самое время зачина – начала. Представляются основные герои, место и время действия, а также проводится еще одна черта, разделяющая мир на две части – реальный и волшебный.
Далее идёт сама сказка, в которой нередко встречаются повторы для усиления впечатления и постепенного приближения к развязке. Кроме того, стихи, песни, звукоподражания животным, диалоги – всё это также неотъемлемые элементы композиции сказки. У сказки имеется и своя концовка, которая вроде как подводит итог всем чудесам, но в то же время намекает на бесконечность волшебного мира: «Живут, поживают и добра наживают».
fb.ru
Элементы композиции — линия, форма и др.
Автор Green На чтение 11 мин. Просмотров 1.1k.
Элементы цветочной композиции
Для того, чтобы составить красивый букет, необходимо знать правила его построения. Сложная аранжировка из цветов, веток, коряг, листьев, злаков тем более потребует знания основных элементов композиции и умелого их использования. К элементам композиции относятся точка, линия, форма, поверхность, масса, цвет, освещение, пропорции, акцент, контраст, равновесие и др. Существуют законы композиции, действующие во всех видах изобразительного искусства. Начинающему аранжировщику предлагаются некоторые основные правила и приемы, которыми прежде всего следует руководствоваться:
- — в качестве залога удачной композиции правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, зелени и вазы по размеру, форме и цвету,
- — естественное, асимметричное размещение растений разной высоты в вазе,
- — четкость, выразительность линий, образуемых растительным материалом,
- — широкое использование, наряду с цветами, ветвей, трав, камней, плодов, коряг и т.п.
- — соответствие аранжировки интерьеру и назначению,
- — соблюдение масштабности и других основных выразительных элементов композиции – пропорции, равновесия, контраста, акцента и т.д.
Элементы композиции: точка
Точка может взять на себя роль акцента, т.е. главную, наиболее важную, сильную, эффектную часть композиции. У точки отсутствует какое-либо направление, но зато она имеет вес, а поэтому может быть центром притяжения взгляда. Такой точкой в аранжировке может быть пучок травы или кусок декоративного материала, красивый цветок (или их группа), особо привлекательный своей формой, окраской, но может быть и какой-либо примечательный крупный лист, необычное сочетание растений по фактуре, форме и цвету.
Элементы композиции: линия
От этого элемента зависит форма композиции, так как именно линией она отграничивается от всего окружающего мира. Линия, в отличии от точки, имеет направление, поэтому кажется, что она течет, движется и живет. У человека при виде линии возникают различные чувства. Горизонтальная линия в аранжировке дает ощущение спокойствия, фундамента, земли, выражает плоскость и холод.
Вертикальная линия как бы восходит к свету, выражает высоту и тепло, поэтому чаще воздействует празднично и радостно. Наклонные линии могут действовать различно. Те из них, которые поднимаются слева направо и вверх, вызывают активность, сообщают настроение подъема, взлета. Спускающиеся вниз слева направо выражают пассивность, вызывают чувство печали, скорби.
С помощью линий можно выразить динамичность аранжировки и даже задать ей определенную скорость. Вертикальная падающая линия дает ощущение ускорения, поднимающаяся – замедления. Движение ее слева направо всегда будет казаться более быстры, чем в обратном направлении.
Линия может быть легкой и весело взвивающейся, извилистой и волнообразной, зажатой и напряженной, нервной и жесткой. Это необходимо учитывать, если аранжировке придается определенный характер. Наклонные линии, выходящие под разными углами из одной точки, прозвучат громко и дадут ощущение остроты, а они же, будучи одинаковой длины, как бы замкнутые в круге, выразят мягкость.
Это свойство используется в букете бидермейер. Кроме того, при включении в аранжировку падающих линий надо стремиться, чтобы их верхушки приподнимались. Иначе у зрителя создается тягостное ощущение обреченности. Даже ампельные растения следует подбирать с поднятыми кончиками. Это внушает надежду. Разорванная линия, выполненная грубой веткой, может восприниматься как символ тяжелых условий жизни. Плодородие, изобилие, силу и спокойствие можно выразить наклонной линией из ветки, усаженной набухающими почками. Все эти линии возникают из ритма и характера роста растений, нужно только их заметить, выделить и использовать в аранжировке.
Если необходимо создать образ бесконечного, полного силы стремления к росту ввысь, можно использовать такие растения, как аконит, дельфиниум, наперстянка, сансивьера, вербаскум и др. они дают почти перпендикулярные, устремленные вверх линии. В аранжировке они требуют свободного жизненного пространства, поэтому их не нужно закрывать другими растениями, иначе они потеряют свой образ и красоту.
Стремящиеся ввысь и развертывающиеся в конечной точке во все стороны линии роста можно получить, используя лилии, стрелиции, амариллис и др. Их несущая сила – стебель, должен в композиции оставаться на виду. Он не может быть ни закрыт, ни укорочен. Эти растения лучше всего помещать в середине букета, так как они требуют свободного пространства не только над собой, но и вокруг себя. В таком случае благородные формы их цветов могут проявить себя в полной мере.
Линии роста, взвивающиеся вверх и в стороны имеют гвоздика, фрезия, тюльпан, гербера, форзиция, хлорофитум и многие травы. С их помощью можно получить диагональ, разлагающуюся на составляющие: горизонтальную, обозначающую «солнце уходит к закату» и вертикальную – «полдень». В зависимости от угла наклона диагонали аранжировке можно придать тот или другой характер.
Лучеобразно расходящиеся линии роста дают юкка и кордилина. Эти растения должны стоять совершенно свободно, в крайнем случае их можно соединить только с подчиненными растениями.
Извилистые, волнистые и причудливые линии дают лианы – плющи, клематисы, бугенвиллии, актинидии и др. Ниспадающие линии можно получить с помощью ампельных растений и плакучих форм древесных пород. Эти растения могут играть роль посредника между растениями и сосудом.
Есть среди линий, используемых при составлении композиции, еще одна, которая носит название «линии красоты». Эту изогнутую S – образно линию называют также по имени ее создателя, английского художника 18го века У. Хогарта. Художник сумел обнаружить эту линию в цветах и других служащих украшением формах, например, в корсетах. Она придает композиции своеобразную форму, так как сама является эталоном красоты и изящности.
Элементы композиции: расположение
Построение композиции (геометрическое) может быть основано на двух принципах построения живой природы – симметрии или асимметрии. Симметричные композиции как бы делятся воображаемой осью на две равные части, где величина, форма, цвет одинаковы как зеркальное отражение одного и того же предмета. Они производят впечатление строгости, парадности, уравновешенности. Асимметричную композицию невозможно разделить на две равные части. Они свободнее, живописнее, соответствуют естественному характеру роста растений.
Можно взять за основу аранжировки схему строения соцветий цветочных растений – колос гладиолуса, зонтик укропа, метелку сирени и др. Вариантов расположения растительного и вспомогательного материалов в таком случае как по принципу симметрии, так и асимметрии может быть бесконечное множество.
Элементы композиции: форма
Форму букета определяют его назначением , характером цветов, формой вазы и замыслом аранжировщика. Он может быть круглой, овальной, вертикальной, S- и L-образной, треугольной, серповидной. Вертикальную форму можно создать используя соцветия в виде колоса на прямом и жестком стебле у шалфея, аконита, гладиолуса, дельфиниума. С помощью этих же растений можно получить и овальную форму, если установить их не жестко вертикально, а под небольшим углом, с более широким использованием зелени.
Крупные цветки округлой и шарообразной формы пиона, циннии, гвоздики, розы, герани придают эту форму всей композиции, если в ней отсутствуют другие цвета. Их размещают в центральной части композиции. Если шарообразную форму создают не отдельные крупные цветки, а соцветия растений с нежной тонкой ажурной листвой и мелкими изящными цветками (гипсофила, аспарагус, дрожалка, тысячелистник) , то их располагают в верхней части композиции.
Для композиций треугольной формы ассортимент цветов более разнообразный. При этом высота треугольника будет зависеть от их высоты. Строгость формы помогут поддержать ветки различных растений – туи, можжевельника, дуба, ивы и др. Злаки травы, ветки деревьев и кустарников играют значительную роль и в аранжировках S-образной и серповидной форм. Их значение возрастает в композициях всех асимметричных форм.
Элементы композиции: объемность
Аранжировщику надо следить, чтобы цветы и ветки не стояли в одной плоскости, а создавали бы впечатление объемности, многоплановости. Особенно ощутима глубина композиции, когда 1-2 небольших веточки или цветка ставят в тыльной части и наклоняют их назад.
Элементы композиции: пропорции
В аранжировке очень важна соразмерность – определенное соотношение частей между собой и целым, чаще всего между размерами (высотой и диаметром) вазы, цветов над ней и всей композиции. Такие соразмерности называются пропорциями. С древних времен основой пропорции считается «золотое сечение». Эта гармоничная пропорция возникает при делении линии на два неравных отрезка. При этом меньший отрезок относится к большему, как больший к целому. В цветочной аранжировке это выражается в принятом соотношении 3 : 5 = 5 : 8, то есть в композиции высотой, равной 8 частям, 3 части составляет высота вазы, 5 частей – высота цветов над ней. Если ваза низкая, то вместо ее высоты в соотношении участвует диаметр. Указанные пропорции размеров глаза человека воспринимают с наименьшей затратой энергии, отсюда ощущение гармонии. В различных школах икебаны пользуются соотношениями размеров букета и вазы, характерными для данной школы.
Элементы композиции: поверхность
Структура поверхности растений воспринимается человеком как жесткая и мягкая, блестящая или матовая, гладкая или шероховатая и т.п. Поверхность одних растений напоминает человеку шелк, парчу или бархат, других – металл, стекло или фарфор. Особенности восприятия поверхности обязательно должна учитываться в аранжировке при создании определенного образа и при подборе растений.
Шелковистую поверхность имеют цветки розы, гвоздики, душистого горошка, плодовых деревьев. Для них подойдут сосуды из стекла, фосфора и глазурованной керамики. Бархатистый вид имеет листовая бегония, шерстистый – стахис. С бархатистой и шерстистой поверхностью гармонирует неглазурованная керамика. Металлический вид имеет листва фикуса, камелий, антуриума, пеперомий и др. Для этих растений подходят металлические и фарфоровые сосуды. Фарфоровую поверхность имеют цветки тюльпана, цикламена, орхидеи, нарцисса, ландыша. Их красота наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах.
Элементы композиции: масса
Растения в аранжировке могут быть представлены в единичном виде и в виде массы. В единичном, т.е. в виде одиночного растения, эффектно выглядят розы, орхидеи, гвоздики. Они требуют совершенно свободного, возвышающегося над другими растениями, положения. В таком виде они проявляют свою элегантность и выразительность. Эти растения можно объединить и в малые группы, но только в больших аранжировках. В малые группы можно собрать также тюльпаны, нарциссы, цикламены, азалии, пуансеттии. В массовые формы собирают большинство цветов летников и двухлетников (бархатцы, маргаритки, виолы, ноготки, незабудки и др.) , мелколуковичных (сцилла, печеночница, камнеломка) растений. При этом соединяют много цветов и располагают их под высокими растениями. Иногда массовые формы используют для изображения животных, строений, слов и т.п. Подобное растрачивание цветов расценивается как отсутствие вкуса у аранжировщика. Масса может образоваться и из хвои сосны или ели, листьев. Она сгущает окраску отдельных цветков, дает ощущение силы, веса, создает акцент. Если располагаются рядом две или три массы, то все внимание аранжировщика сосредоточено на их гармоничном или контрастном сопоставлении.
Элементы композиции: контраст
Это один из излюбленных приемов в аранжировке, создающий эмоциональность, необычность художественного эффекта. Так, рядом с образовавшейся массой или крупным листом располагают изящные тонкие прямые или изогнутые линии. Рядом с листом глянцевидной поверхности – опущенные растения, с ветками и цветами замысловатых очертаний – лаконичные, с темной зеленью – светлая пятнистость и т.д.
Элементы композиции: свет
На восприятие композиции влияет освещенность. При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона. На юге глаз различает меньше оттенков, чем в средней полосе. Днем человек максимально чувствует красные тона, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых лучей. В сумерки сначала потухает и сереет красный цвет, затем желтый, позднее – зеленый и синий, но синий цвет не сереет и не темнеет, а наоборот становится светлее, т.е. ярче.
При газовом освещении цвет бледнеет, при свече – краснеет, при электрическом свете, который ближе всего к дневному, отклонения различны при разной интенсивности света. Сильнее всего изменяет окраску цветной искусственный цвет: при красном освещении белый цвет кажется красным, красный цвет при зеленом свете кажется коричневым, при синем – фиолетовым. Оранжевый при зеленом свете – желтым, при красном – красно-оранжевым, при синем – коричневым. Условия освещения и его влияние на цвет необходимо принимать во внимание при аранжировке, особенно при украшении комнат, интерьеров общественных зданий и витрин.
Интересно, что некоторые растения могут сами в темноте светиться. Этим свойством обладают вербена, настурция, красная лилия, герань.
Знание линий роста растений, формы, цвета, света и других элементов композиции, а также умение их использовать при аранжировке растений поможет достигнуть гармонии, работая с меньшим количеством материала. Стремление втиснуть в композицию все имеющиеся растения, коряги, ветки, декоративный материал, вместо того, чтобы выбрать те элементы композиции, которые подходят друг другу, глубоко ошибочно, так как «выразительность скупа, а все лишнее безобразно».
cvetutcvety.ru
Элементы композиции фотографии
Понимание композиции, это то, чему должен уделять время каждый фотограф. Без необходимости вкладываться в покупку дорогостоящего оборудования, элементы правильной композиции позволят существенно повысить уровень ваших снимков. Работа над «взглядом фотографа» у кого то происходит естественно, но для других требуется время и усилия, чтобы отточить свои визуальные навыки и умения, применительно к фотографии. Сегодня мы рассмотрим несколько простых, но важных советов, которые помогут вам при оценке композиции собственных работ.
Старайтесь держать эти советы в голове и применять их на практике в следующий раз, когда возьметесь за камеру. Возможно, это поможет вам понять разницу между просто хорошим снимком и великолепным.
Шаг 1. Не пытайтесь достичь совершенства
Важно понимать, что нет такого понятия как «идеальная» композиция. Как и в любом искусстве, вы никогда не достигните той точки, на которой вы сможете остановиться и сделать «совершенный» снимок, но вполне можно приблизиться к этой точке и сделать снимок с отличной композицией. Фотографическая композиция состоит из многих элементов, основные из которых мы рассмотрим подробнее чуть ниже. Снимок не обязательно должен содержать все эти элементы. Он может использовать один или несколько, в различных комбинациях.
Шаг 2. Простота
Одно из самых основных правил, это как элементы в кадре взаимодействуют друг с другом и их количество. Что следует включить в кадр, а что оставить за ним. Обычно хочется запихать в кадр как можно больше всего интересного и сразу. Но думая о композиции следует быть более внимательным и думать, что важно, а что нет. Очень много наиболее выразительных снимков имеют простую, но эффектную композицию. Количество важных элементов в снимке ограничено, что позволяет взгляду зрителя сосредоточится на главном, а не выискивать в хаосе объектов – что же именно хотел показать фотограф.
Шаг 3. Правило третей
Правило третей – самое простое и самое основное правило хорошей композиции, доступное новичками и используемое профессионалами. Его еще называют «золотым сечением», что не совсем верно. Суть метода – мысленно провести в кадре две линии по вертикали и две по горизонтали, разделяя кадр на три равных секции по обоим осям (всего девять секций). Затем мы формируем кадр так, чтобы значимые элементы снимка находились на линиях или в местах их пересечений. Не обязательно точно, но максимально приближенно. Это правило – очень простое, но невероятно эффективное. Например для пейзажа – расположите линию горизонта по нижней линии, при этом так, чтобы гора была в районе правой вертикальной линии, а вершина горы приходилась на точку где она пересечется с верхней линией. В портрете – скомпонуйте кадр так, чтобы глаза приходились на пересечения верхней линии с вертикальными. Вариантов масса и соблюдение этого правила не требует больших усилий.
Шаг 4. Пейзажная композиция
Эффективно используйте композицию при съемке пейзажей. Впечатление от пейзажа во многом зависит именно от композиции и структуры. Во первых, спросите себя – что именно вы хотите снять. Вода, горы в отдалении, горизонт, восход или камни на переднем плане? На чем именно вы хотите сделать акцент ? Используйте правило третей, и старайтесь использовать многоплановость. Наличие интересного ближнего плана придает пейзажу глубину и масштаб и подводит взгляд к тому, более приоритетным элементам снимка.
Шаг 5. Линии
Линии – один из наиболее эффективных способов создания снимка вызывающего какие то эмоции. Горизонтальные и вертикальные линии придают снимку некую строгость и четкую структуру. Кривые линии дают толе расслабляющий эффект. Подумайте, где каждая линия снимка начинается и заканчивается. Линии можно использовать для подчеркивания главного объекта в кадре. Чтобы взгляд, скользя по ним, приходил именно к нему. Например, из одного угла снимка в другой. Дороги, реки, рельсы, провода, ограждения – множество вещей и предметов могут стать линиями, если вы сумеете их разглядеть и использовать.
При работе с вертикальными и горизонтальными линиями, следите за тем, чтобы их вертикальность и горизонтальность была соблюдена сразу. «Заваленный» горизонт или «падающий» дом может безнадежно испортить кадр. Конечно все можно исправить пост обработкой, но лучше следить за этим сразу, так как при пост обработке возможно вам придется пожертвовать чем то важным, что было на краю кадра и при повороте, окажется за краем.
Шаг 6. Формы
Когда вы поймете роль линий и как они работают в композиции, вы начнете замечать и использовать формы. Попробуйте немного абстрагироваться от предмета съемки и оценить формы элементов в кадре. Важно понять как они соотносятся друг с другом. Треугольные и квадратные формы проще найти и передать, чем мягкие округлые. Речь не идет о конкретных предметах – форма может быть выражена овальным озерцом или островком деревьев в поле, комбинацией нескольких предметов, в целом образующих треугольник и т.п. Использование форм и подчеркивание их в снимках, позволят усилить эффект от вашего кадра.
Шаг 7. Контраст.
Когда вы уже поняли что является объектом, посмотрите на его контекст и окружение. Как его цвет, форма, текстура, освещенность соотносится с окружением. Если есть какая то четкая корреляция – можно поработать с ней и таким образом создать композицию, в привязке объекта к его окружению. Если они сильно различаются – подчеркните это различие, чтобы усилить визуальный эффект и подчеркнуть главный объект. Примеров может быть множество – яркий осенний лист на серых камнях, маленькая ручка новорожденного в руке его матери, гладкий стеклянный шарик на шершавой поверхности…
Шаг 8 — Обрамление
Обрамление так же один из основных и очень сильных композиционных элементов. Естественное обрамление предмета съемки, расположенного по центру, это первое, что приходит на ум, но часто выглядит несколько странно и не связно с объектом. Попробуйте сместить объект в один или другой угол и посмотрите что получится. Обрамление может быть частичным, например крона и ствол дерева сбоку и сверху. Но не стоит всегда избегать центрирования объекта. Иногда это наоборот, дает более сильный эффект. Так что здесь очень большой простор для экспериментов и фантазии.
Шаг 9. Свободное пространство.
Важно правильно ценить пространство вокруг объекта. При работе с мелкими одиночными объектами возникает желание снять его максимально «крупно». Чтобы максимально заполнить кадр нашим объектом. Но фокус в том, что впечатление может быть более сильным если наоборот вы дадите объекту «дышать», оставив пространство вокруг него. Особенно, если это пространство контрастирует с самим объектом. Перед тем как нажать на спуск, попробуйте немного поиграть с размером и окружением объекта в кадре, возможно окончательное решение будет отличаться от первоначального.
Шаг 10. Угол
При работе с объектом, не забываете об угле, под которым вы его снимаете. Чаще всего вы снимаете «в лоб», но не факт что ваш объект будет выглядеть лучше всего именно под этим углом. Попробуйте разные углы и точки съемки, возможно вы найдете что то более интересное.
Шаг 11. Слои и перспектива
Слои и перспектива это то, что в первую очередь важно для пейзажа. Но не забывайте об этом и при других съемках. Элементы расположенные в отдалении, придадут глубину вашему снимку. Этот эффект можно использовать и для того, чтобы наоборот, подчеркнуть значение того, что расположено на переднем плане.
Шаг 12. Симметрия и повторы.
Эффективное использование симметрии и повторяющихся деталей позволит делать очень интересные и запоминающиеся снимки, особенно если вы работаете с архитектурой. Потратьте немного времени и попробуйте найти паттерны (повторы), линии, текстуры, формы – все что можно использовать. Попробуйте так же найти точку симметрии и сконцентрироваться на ней. Будьте аккуратны при формировании кадра, чтобы что то лишнее не испортила симметрию, тогда вы добьетесь от нее максимального эффекта.
Шаг 13. Кадрирование
В наш цифровой век пост обработки, не все потеряно, если вы пришли домой и открыв снимок обнаружили что в него «влезло» что то лишнее. Практически все программы работы для работы с фотографиями имеют инструменты кадрирования. Так что вы вполне можете воспользоваться ими, чтобы отрезать лишнее и оставить только то, что вам нужно. Кроме того, вы вполне можете позволить себе поиграть с соотношением сторон, например сделать снимок квадратным, для большего эффекта, или отрезать сверху и снизу, сделав эффект панорамы.
Шаг14. Практика, Практика, Практика.
Самый важный момент. Чтобы научиться, нужно больше практиковаться. Снимайте больше, снимайте чаще. Не стесняйтесь тратить сотни кадров на одно и то же, чтобы экспериментировать и пробовать разные композиционные приемы. Используйте их всегда, и когда вы снимаете что то для души, и когда просто снимаете в поездке или в компании друзей.
Главное помните. В композиции есть правила, но нет строгих законов, которые нельзя нарушать. Но чтобы понять, когда их стоит нарушить, нужно вначале научиться их соблюдать.
Источник: lightroom.ru
www.takefoto.ru
Композиция в дизайне. Элементы композиции. Законы композиции
Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого — удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто — предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, — дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.
Что такое дизайн и каковы его особенности?
Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.
Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.
При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента — практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).
Виды
Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:
- Графический — нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
- Промышленный — специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
- Архитектурный — нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
- Дизайн архитектурной среды. Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
- Дизайн сферы — это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
- Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.
Что такое композиция и зачем она нужна?
Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.
Композиция в дизайне — это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.
Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление — это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне — привлечь внимание потенциального покупателя.
Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма «Глянец»: «Дело художника — почувствовать то, что продается… Что не продается, то не искусство!»
Геометрический и композиционный центр: в чем разница?
Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель — привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен «зацепить» увидевшего готовое изделие.
Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.
Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.
Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:
- Выделение его с помощью цвета.
- Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
- Выделение особым освещением.
- Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.
Элементы композиции
Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:
- Точка — это графический акцент на плоскости.
- Линия — по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
- Пятно — в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.
Основные виды композиции
Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.
- Фронтальная — подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
- Объемная — относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
- Объемно-пространственная композиция в дизайне — состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.
Композиционные законы
Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.
Итак, существует три закона композиции:
- Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих — неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали «дружат» между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
- Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).
- Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.
Средства
Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.
Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один — это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.
- Контраст — это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.
- Нюанс — незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
- Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество является признаком статичности всей комбинации.
- Симметрия/асимметрия. Симметрия — это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия — это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
- Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.
- Модульность — это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию «модуль». В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
- Пропорциональность — согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.
- Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум — это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.
Физические свойства формы
При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:
- Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
- Величина — это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
- Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
- Цвет — является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного ) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная цветовая композиция в дизайне любого изделия.
- Светотень — свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
- Фактура — создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
- Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные — их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.
Шрифты в композиции
Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).
Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.
Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.
В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:
- Изящные.
- Массивные.
- Строгие.
- Живописные.
Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.
fb.ru