Композиция из фото – 20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь

Содержание

Фотография с нуля • Урок №6. Основы композиции

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.


Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

 

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте. 

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.

Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.

Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием

"Золотого сечения". Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8-left$Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

 

Равновесие на снимке - для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной.  Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. 

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие

свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

 

Важный элемент - задний план. Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане). 

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность. 

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Ритм. Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

 

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока,  бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».

Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.


Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

Практическое задание. 

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране)  есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?

  Фото №1

 Фото №2

 Фото №3

И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой. 

 

Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.


В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее? 

dphotoworld.net

Основы композиции в фотографии |

Содержание статьи:

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые фотографии привлекают внимание зрителя, в то время как другие оставляют его равнодушным. . .

. . . почему некоторые фотографии экспонируются в галереях месяцами и годами продолжают интересовать зрителя?

Задумывались ли вы над тем, почему некоторые фотографы постоянно становятся победителями разных конкурсов, а в прессе о них публикуются только положительные статьи и заметки критиков?

Одна из основных причин, почему некоторые снимки выделяются на фоне других, состоит в том, что их авторы мастерски владеют искусством композиции кадра.

Именно искусству композиции и посвящена данная статья. Мы хотим продемонстрировать, как правильная композиция кадра может улучшить фотографии.

Хорошая композиция позволяет зрителю увидеть не только сам объект, но и его историю. Греки и римляне поняли это еще за2000 лет до изобретения фотографии!Подтверждение этому- архитектурные памятники, сохранившиеся с тех времен.

И в настоящее время композиция продолжает играть важную роль в современной архитектуре. Существует очень простое определение термина «композиция» — «гармоничное размещение объектов на снимке».

В некоторых случаях для обеспечения гармоничной композиции достаточно разместить объекты в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

prophotopro.net

Композиция в фотографии | Фотография для начинающих

Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Можно сказать, что композиция это соотношение и взаиморасположение частей.

О композиции как фотографии, так и вообще написано великое множество книг и учебников. Безусловно есть очевидные вещи, но есть и спорные. Можно без сомнений сказать, что без знаний основных композиционных приемов сделать приличную фотографию просто невозможно. Чувство композиции врожденное, как музыкальный слух. Как и слух его можно развить. Но если этого чувства нет, то скорее всего Вам придется смириться с мыслью, что в фотографии будете только посредственным ремесленником. Ниже я опишу основные составляющие композиционного решения снимка.

Для передачи пространства на снимке необходимо знать и использовать закономерности линейной и тональной перспективы.

 

Линейная перспектива

Линейная перспектива: параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, предметы и объекты имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше чем дальше они от нас находятся.

Линейная перспектива снимка, прежде всего, зависит от выбора точки съемки. Это высота на которой установлена камера, расстояние до объекта и направление съемки. По мимо этого на передачу перспективы оказывает влияние фокусное расстояние объектива. Помните широкоугольный объектив растягивает перспективу, а длиннофокусный — сжимает.

 

Линейная перспектива и ритм повторяющихся объектов служат дополнение друг к другу:

 

Тональная перспектива

Первые определения тональной (многие говорят «воздушная») перспективы дал Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии….. не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее Леонардо пишет, что отдаленные предметы приобретают голубоватый оттенок и светлеют. Фотографии, как и картины, создаются на плоскости. И иллюзию глубины пространства можно передать тональной перспективой. Наиболее выразительным снимком с ярко выраженной тональной перспективой будет снимок в тумане. В этом случае на передний план поместим наиболее темный объект. Следующие планы снимка более мягкие, а объекты дальнего плана почти не имеют деталей. Взаимодействие плавного перехода между объектами ,так сказать тонального градиента, как раз и создает иллюзию глубины пространства на фотографии.

 

Тональная перспектива обусловленная довольно сильным туманом

 

 

Ракурс съемки

Немаловажно для передачи пространства на фотографии является наличие разных планов объектов съемки. Большинство снимков можно разделить на три плана: передний, средний и задний. Одноплановые сюжеты почти всегда лишены объема пространства. Более темный передний план подчеркнет глубину пространства на фотографии.

Например, при съемке в туманную погоду, когда отсутствует прямой не рассеянный свет, который помог бы выявить объем, наличие переднего или нескольких планов создаст глубину на снимке.

Часто разделить планы помогает открытая диафрагма, то есть маленькая глубина резкости. Этот прием будет более выражен, если Вы воспользуетесь длиннофокусным объективом.

 

Точка съемки

При съемке очень важен выбор точки съемки. Если предположить, что свет падает на предмет съемки, то при разных поворотах объект окажется или более узнаваемым, или будет выявлена его фактура. Фактически точка съемки определяет предмет и его свойства.

 

Акцент в фотографии

Акцент – это способ сосредоточить внимание зрителя на главном объекте или важной детали при помощи его расположения в кадре, за счет цветового или тонального акцента. В сочетании с другими правилами композиции этот прием дополнительно усиливает эмоциональное воздействие. Эти способы часто применяются в рекламной фотографии.

 

Суть черно-белых фотографий

Черно-белые фотографии имеют удивительную внутреннюю силу, которой очень часто нет у цветных. Притягательность черно-белых снимков в том, что они отходят от воспроизведения реальности дальше, чем цветные. Мир в черно0белых тонах непривычен глазам человека и отображается уже в некоем символическом виде.

Тем не менее, большинство людей делают цветные фотографии. Это связано с человеческим восприятием мира и изображений. Проще смотреть на цветное изображение, чем додумывать, как определенный цвет переходит в серый оттенок. Массовое появление цветных минилабораторий привело к тому, что большинство снимающих разучились снимать на черно-белую пленку, или никогда этого не делали из-за трудоемкости проявки и печати в домашних условиях.

С появлением цифровых технологий популярность так и осталась за цветной фотографией. Но и по сей день есть фотографы, которые не только снимают в чб, но и делают это по старинке аналоговым способом.

 

 

Правила построения композиции

Выделим несколько правил, которые не имеют исключений:

— Каждая фотография должна иметь сюжетный центр;

— Сюжетный центр должен быть один.

Итак, сюжетный центр — главная часть изображения, она несет основную смысловую нагрузку. Сюжетный центр может располагаться в одном месте более или менее компактно. На пример на портрете во весь рост сюжетным центром является лицо человека, на крупно-плановом портрете центром будут глаза.

Еще сюжетный центр можно разделить на несколько частей, расположенных в разных местах снимка. Важно что бы эти части имели смысловое взаимодействие — противопоставление, сравнение или перечисление.

 

Композиционный центр

Показываем ссору на снимке. Скамейка через весь кадр, двое сидят по разные стороны, ближе к краям скамьи, отвернувшись друг от друга (смотрят в разные стороны). Сюжетным центром выступят две фигуры, Он и Она. Они являются одним центром, но при этом разнесены по разные стороны кадра.

Красивое отражение в воде. Здание в весеннем парке. Сюжетный центр будет основан на красивом отражении объектов. Ведь и сам объект и его отражение будут одним сюжетным центром, хотя между ними нет геометрического объединения.

Сюжетный центр может занять всю площадь кадра, любой одноплановый снимок с ритмическими повторами. Представьте березовую рощу, снимок заполнен параллельными стволами деревьев.
Взгляните еще раз на свои снимки, особенно ранние, и попробуйте отыскать сюжетный центр. Есть вероятность, что Вы его там не будет. Это будет лучшим объяснением, почему снимок не удался. По этому Вам и казалось, что с кадром, что то не так.

Помните, что сюжетный центр должен быть один, и конкурентов у него не должно быть. Все объекты композиции, претендующие на роль сюжетного центра, будут лишними в кадре. Они будут отвлекать зрителя от того что вы хотели показать. Такие снимки можно разрезать по полам и получить две фотографии со своими сюжетными центрами.

Важно не засорять изображение. Оно должно быть лаконичным. Множество случайных деталей, пагубно влияют на раскрытие основного сюжета. При этом эти детали, могут не мешать сюжетному центру, но поверьте, они будут мешать, будут отвлекать внимание зрителя и могут не дать ему сосредоточится на главном.

Различные технические средства помогают нам избавиться от лишних деталей в кадре. Например при помощи длиннофокусного объектива или открытой диафрагмы мы можем размыть фон, смазав при этом детали которые помешают восприятию снимка. Использование широкоугольного объектива позволит заполнить кадр основным объектом, то есть занять большую часть плоскости изображения. В этом случае мелкие детали заднего плана будут изображены очень мелко.

 

Равновесие в фотографии

Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет наставлений и рекомендаций, которые расскажут Вам все раз и навсегда. В основном придется опираться на врожденное чувство композиции. Но некоторые знания все, же пригодятся.

— В каждом кадре, нужно соблюдать два типа равновесия. Первое – это равновесие по пятнам. Для анализа изображения этим методом, просто расфокусируйте его. На изображении (оно будет лишено содержания), Вы получите множество пятен разной яркости, при этом они должны быть уравновешены. Второе – это равновесие по смысловым частицам фотографии. Не забывайте учитывать направление взглядов и движения снимаемых объектов, расположение линейных частиц кадра и соотношение площадей объектов.

— Мы ходим по земле, а не парим в невесомости, все объекты на чем-то лежат, стоят и пр. Для нашего восприятия, изображаемые люди и объекты стоящие или лежащие на какой то поверхности, являются нормой. Если человек изображен во весь рост, обрезать границей кадра ботинки, будет не допустимо. Нельзя подвешивать здания в воздухе если оно не помещается в кадр.

— Нужно очень осторожно относиться к изображению вертикалей и горизонталей в кадре. Они режут композицию, особенно если такой элемент пересекает кадр от края до края. В силу своей естественности, линия горизонта в этом плане не так опасна, но не стоит размещать ее посередине снимка, ее лучше сместить вниз или вверх. Вообще изображения линии горизонта следует избегать, замещая ее деталями или плавными переходами цветов и текстур.

Для каждого из выше перечисленных советов есть исключения, но использовать их можно только сознательно и с твердой целью достижения творческого замысла. Правила же нужно запомнить и довести их использование до автоматизма.

 

Кадрирование изображения

Кадрирование изображение или обрезание лишних частей кадра – это процесс, целью получить безупречное или наиболее выигрышное композиционное решение. Кадрирования сопровождает нас практически на всех этапах создания снимка. Главная ошибка начинающих заключается во включении в кадр только сюжетного центра или наоборот, когда в кадре размещают максимальное количество деталей. Конечно нужно стремиться полностью заполнить кадр, но не переусердствуйте и не засоряйте снимок.

 

Правило золотого сечения в фотографии

Одним из базовых понятий композиции является так называемое золотое сечение, открытое еще в Древней Греции. Золотое сечение — это метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а Численно это выражается отношением 5 к 8 (более точно 8/13 или 13/21).

Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части.

Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

 

foto-like.ru

Лучшие композиционные приемы в фотографии

Композиция в фотографии – вещь абсолютно относительная и индивидуальная. Некоторые люди ее легко чувствуют и создают шедевры, а у некоторых уходят годы на изучение и все равно не получается. Часто у таких людей опускаются руки, и они останавливаются на половине пути. Эта статья именно для тех, кто хочет обучиться правилам композиции, а потом знать, как их нарушать.

1. Правило третей

Это самый простой и понятный способ понять азы композиционной техники. Почему? Вы мысленно делите кадр на 9 равных частей (три по горизонтали и три по вертикали) и располагаете композиционно важные элементы на пересечении этих линий.

Screenshot_1

 2. Центральное кадрирование

Это правило диаметрально противоположно правилу третей. Есть такие вещи, которым очень к лицу центральное кадрирование, особенно если вы хотите подчеркнуть симметрию объекта съемки.

Screenshot_2

В этом случае фотограф подчеркнул симметрию моста

Screenshot_3

А в некоторых случаях можно использовать оба этих приема: в этом случае центр кадра делится линией горизонта по середине, а дерево расположено в одной из третей.

3. Передний план и глубина снимка

Фотография сама по себе 2D объект, поэтому каждый фотограф пытается добавить что-то на передний план, чтобы получить глубину в снимке. Это могут быть как и очевидные вещи, которые уже есть в кадре, так и специально всунутая веточка или цветок перед объективом.

Screenshot_4

Камни на переднем плане подводят к объекту съемки – водопад

4. Создание рамок без рамок

Это прием больше подходит для пейзажной и городской съемки. Благодаря нахождению таких рамок вы также создаете глубину в снимке.

Screenshot_6

Screenshot_5

5. Ведущие линии

Ведущие или активные линии помогают направить взгляд зрителя к объекту съемки и скорее его показать. Трубы, перила или линии тротуарной плитки, все что угодно поможет вам создать эти линии.

Screenshot_8

Screenshot_7

6. Динамика в кадре

Хороший снимок – тот, на котором взгляд задерживается больше 30 секунд, поэтому важно придать снимку динамику и заставить взгляд зрителя бегать из угла в угол, вертикально и горизонтально.

Screenshot_10

Screenshot_9

7. Паттерны и текстуры

На сайте уже была информация об этом приеме. Он достаточно легок и прост, и вы можете потратить пару минут на чтение этой статьи.

Screenshot_11

8. Правило нечетности

Это достаточно спорное правило, которое требует располагать нечетное количество композиционно важных элементов. Именно поэтому его не всегда удается применить.

Screenshot_12

9. Заполнить рамку кадра

Заполнить кадр полностью объектом съемки, оставляя очень мало места, либо не оставляя его вообще, может быть эффективным приемом в некоторых ситуациях. Например, это поможет вам сфокусировать зрителя на объекте и позволит рассмотреть черты лица и архитектурные элементы максимально близко.

Screenshot_13

10. Оставлять негативное пространство

Еще одно правило-антоним. Необязательно, чтобы объект занимал всю область снимка, наоборот можно оставить много негативного пространства, чтобы подчеркнуть размеры объекта.

Screenshot_14

11. Измените угол зрения

Человек привык смотреть на предметы с высоты своего роста, редко поднимает голову и опускает ее. Плюс вы всегда можете показать типичные предметы с нетипичного угла зрения!

Screenshot_15

Интересно, а какими правилами пользуетесь вы?

Читайте также:

Как снимать портреты в низком ключе: пошаговая инструкция и советы

Почему у вас не получается создать снимки как в рекламе iPhone 7?

Андрес Кальдерон о фотографии, бизнесе и работе с другими фотографами

say-hi.me

Композиция в фотографии - Фуд фотограф

Язык композиции разнообразен. Композиция — расположение объектов в кадре, которые выражают идею автора. Основы композиции лучше знать человеку, который занят в искусстве.

Основы композиции в фотографии

Виды композиции:

  • целостность;
  • контрастность;
  • равновесие;
  • правило третей;
  • глубина фокуса;
  • рамка;
  • линии и треугольники;
  • паттерны;
  • нечетность;
  • минимализм;
  • сочетание цветов.

Целостность композиции

Создавая изображение искусства, автор должен стремиться к гармонии. Единый и не рушимый образ в сознании зрителя, где всё логично и понятно. Мозг человека видит больше, чем человек осмысливает и зачастую изображение не нравится по причине отсутствия целостности в кадре. Очень часто мешает целостности кадра лишний декор или не нужные вещи. Следите, за тем, что расположено в кадре и убирайте не нужные элементы.

Контраст в композиции

Контраст организует композицию, делает работу запоминающейся. В первую очередь зритель замечает то, что само бросается в глаза. Мозг так устроен, что автоматически все сравниваем. Использование контраста сделает работу интереснее, дает мозгу анализировать картинку. При отсутствии контраста объект становится маловыразительной. Контраст отвечает за яркость, активность, мощь композиции. Поэтому контраст используют тогда, когда нет времени для рассматривания либо время ограничено: в рекламе, на плакатах. Задача контраста — привлечь внимание, удержать взгляд, заинтересовать.

контраст композицииконтраст композиции

Равновесие в композиции

Композиция подразумевает под собой соединение элементов в кадре в единое целое. При расположении объектов в кадре какие-то из них большего размера, какие-то меньшего. Какие-то расположены слева, какие-то справа. Вот это самое распределение предметов в композиции и может создавать ощущение движения, смещения, равновесия.

Уравновесить элементы композиции можно разными способами по:

  • массе;
  • тону;
  • цвету.

По тону равновесие композиции зависит от количества в кадре тёмных и светлых пятен. Мозг ассоциирует тёмные тона с тяжестью, а светлые — воздушностью.

Правило третей

Правилом третей – это известное многим правило золотого сечения. Образование шести частей, или трех третей, на которые мысленно делится фото. Выглядит оно так: две вертикальные и две горизонтальные линии проходят через равные промежутки по кадру и пересекаются, в четырех точках – самых активных областях любой фотографии.

Это правило можно легко понять, посмотрев на пример. Используя это правило, Вы эффективно направляете взгляд зрителя, привлекаете его к рассмотрению важных элементов на снимке. Это упорядочивает композицию. Фотография становится эстетически приятнее взгляду человека.

правила третейправила третей

Глубина фокуса

Управление глубиной резкости хорошим способом менять настроение фотографии. Делая объект резким или наоборот, уводя в зону не резкости, вы создаете ощущение объёма и концентрируете взгляд зрителя на главном. Изменение диафрагмы способ для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра. В разных фотографиях нужна разная глубина резкости. В рекламной съемке еды часто используется полная резкость, чтобы хорошо было видно продукт продажи. При художественной съемки продуктов (сладостей, тортов), часто объект съемки расположен не в полной резкости, чтобы придать более художественный вид фотографии.

глубина резкостиглубина резкости

Рамка

Одним из способов заполнить пространство в кадре и добавить глубину изображению служит композиционный прием – рамка. Использование природной рамы позволяет создавать новую форму внутри изображения. Это добавляет разнообразие кадру и часто дает возможность замаскировать не нужные моменты в кадре. Для создания рамы в кадре потребуется немного наблюдательности. Это может быть съемка через рамы окон или стоящих на столе бокалов, возможно съемка между листьев или крон деревьев.

Линии и треугольники

В композиции часто используются простые геометрические фигуры. Это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии. Использование линий бывает весьма эффективным. Можно использовать параллельные и сходящиеся линии не только для фоновых элементов, но и для направления взгляда зрителя. Наиболее частая в природе форма – это треугольник. Несколько треугольников в кадре ассоциируются с позитивным движением. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.

линии в композициилинии в композиции

Паттерны в композиции

Паттерн — это простые повторяющиеся формы, цвета или объекты. Часто использование этого приема в фотографии создает прекрасную и стильную композицию, которая привлекает взгляд. Фотограф может найти их в окружающей среде и использовать как свое преимущество. Паттерны, или узоры, окружают повсюду, предоставляя возможность делать эффектные и привлекательные фотографии. Одними из самых удачных паттеров являются строгие структуры из повторяющихся форм, линий и цветов. Заполнение кадра чёткими и последовательно повторяющимися линиями или последовательно повторяющимися геометрическими формами ведёт к сильной, драматичной композиции кадра. Именно закономерность придаёт силу узору. Природа предлагает  огромное количество возможных паттернов, которые нужно найти и удачно запечатлеть. Простые скальные образования, линии деревьев, прожилки листьев.

узор в композицииузор в композиции

Нечетные объекты в композиции

Данное композиционное правило означает, что изображение визуально привлекательно, если в кадре присутствует нечетное число предметов. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Данное правило часто соблюдают рекламные фотографы, создавая композиции. Уделяя внимание расположению реквизита, количеству в кадре. При съемке людей, данное правило работает редко.

нечетный принципнечетный принцип

Минимализм

Минимализм заключается в использовании минимального числа компонентов — цветов, форм, линий и текстур в кадре. В мире искусства это считается чрезвычайно субъективной концепцией. Основой минимализма является стремление к простоте. Но это не значит, что работа должна быть неинтересной и скучной. Объект это основной элемент снимка, даже если он не занимает основную часть кадра. Главным ключом к получению идеального минималистического снимка является сильный композиционный элемент – главный герой. Цвет в минималистической фотографии  полезный инструмент для создания простого, но притягивающего взгляд снимка. Яркий фон часто применяют в концепции фото. Как и многое в искусстве минимализма, снимок базируется на текстуре и цвете, но может привлекать взгляд даже без ярко выраженного объекта. Чтобы добиться этого, нам нужна интересная поверхность.

минимализм в композицииминимализм в композиции

Сочетание цветов

Цвет сильно влияет на восприятие изображения. Являясь инструментом композиции, создания баланса и контраста. Мозг реагируем на цвет быстрее, чем на  объем. Цвета обладают силой вызвать у зрителя различные эмоции. В психологическом плане цвет разделяется на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные. На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче. Подробнее о влияние цвета на восприятие можно почитать в статье Управления цветом в фудфото.

карамельный капкейккарамельный капкейксочетание цветов в композиции

annakalinicheva.ru

Назад к основам: 10 правил построения композиции в фотографии

Фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоФотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видео
  • Новости и события
  • Интервью
  • Фотография
  • Дизайн
  • Бизнес и маркетинг
  • Фотоколлекции
  • О нас
  • Библиотека
  • Гостевой блоггинг
  • Связаться с нами
  • Фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоФотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоlanguage
    • Фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоФотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоEnglish
    • Фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоФотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоРусский
    • Фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоФотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоPolski
    • Фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоФотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видеоPortuguês

© 2009-2019. Depositphotos Inc., EUA. Все права защищены.

blog.depositphotos.com

Композиция в фотографии | Сайт веб-дизайнера фрилансера Яны Ходкиной

Композиция в фотографии  —  организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.  wikipedia.

При правильном использовании композиции в своих фотографиях, можно контролировать внимание зрителя. При правильном формировании объектов в кадре, при правильном кадрировании фотографии, вы сами показываете смотрящему — на что обратить внимание сначала, а на что потом. С помощью композиции вы показываете ключевой объект и уводите внимание от второстепенных. Успех снимка на 80% зависит от удачной композиции.

Те кто заинтересовался фотографией и композицией в фотографии, скорее всего уже слышали про понятие  — «Золотого сечения». Простое сечение делит кадр по горизонтали и вертикали на три части.

Золотое сечение выглядит так:

Золотое сечение

Если объект в кадре находится на одном из пересечений этих линий — вы можете быть уверены, что внимание зрителя упадет на этот объект в первую очередь. Располагая объекты вдоль воображаемых линий, вы сделаете фотографию более сбалансированной, а нужный объект сразу привлечет к себе внимание.

Композиция в фотографии

Люди видят картину мира в объеме. Фотоаппарат же передает плоское изображение. Для передачи объема предметов и глубины пространства на фотографии мы можем использовать приемы перспективы. Перспектива помогает показать расположение объектов в пространстве, а значит объем на фотографии.

Перспектива. Виды.

Линейная перспектива.

Композиция в фотографии Линейная перспектива

Сходящиеся линии.  Свойство человеческого восприятия таково, что большие объекты — нам кажутся ближе, а маленькие — дальше. Далекие объекты — меньше, а ближние — крупнее. Расположите точку схождения линий на одной из точек пересечения, и кадр будет смотреться более выигрышно.

Воздушная перспектива.

Дым, дождь, туман, горячий воздух… Все эти явления делают воздух плотнее. За счет чего, дальние объекты выглядят менее контрастными.

Перспектива

Найди птичку 🙂

Композиция в фотографии

Фото сделано мной на побережье Индийского океана

Это еще один из способов, передать  глубину пространства и объяснить смотрящему на фотографию — что находится ближе, а что дальше.

Тональная перспектива.

Восприятие цветов у всех людей приблизительно одинаковое. Теплые оттенки воспринимаются нами ближе, чем холодные. Это правило можно применять в фотографии, располагая объекты теплых цветов на переднем плане, а объекты холодных оттенков (серый, голубой, синий) на заднем. Так фотография будет смотреться гораздо гармоничнее.

 Направляющие линии.

Один из способов управления вниманием зрителя — это направляющие линии на фото. Точнее объекты, дающие зрителю возможность передвигаться по ним взглядом.

Композиция в фотографии Композиция в фотографии Композиция в фотографии Композиция в фотографии

Статика и динамика.

Композиция в фотографии может передавать настроение и ощущения. Вертикальные снимки нам кажутся более динамичными, а горизонтальные более спокойными и статичными. Поэтому придать дополнительную динамику кадру можно придать, сделав его вертикальным.

Композиция в фотографииКомпозиция в фотографии

Диагонали.

Диагонали так же придают динамику снимку и задают настроение. Например восходящие диагонали создают впечатление роста и стремления, а так же задают небольшое напряжение.

Пространство.

Не забывайте оставлять пространство для взгляда. Оставляйте воздух на фотографии. Не заполняйте объектом весь кадр. Если вы фотографируете портрет, то оставьте свободное место в той части кадра — куда направлен взгляд модели.

Симметрия и асимметрия.

В основном симметрия делает кадр очень статичным. Вспомните большое количество фотографий заката с солнышком прямо по центру кадра. Для зрителя не понятно, что важнее в кадре, море или небо.  Расположите горизонт на одной из линий третей, и фотография будет смотреться гораздо интересней.  А солнышко же можно расположить на пересечении этих прямых. Таким образом  на фотографии появится ключевой объект.

2013-05-13_190446 Диагонали.

 Ну и не заваливайте горизонт 🙂  Снимок с неровной линией горизонта выглядит не доделанным и неопрятным.  Оправдывающим фактором может служить то, что из горизонта, вы строите стильную диагональ.

При использовании в одном кадре несколько этих правил — композиция усилит эффект от просмотра.    И позволит зрителю взглядом путешествовать в пространстве фотографии.

Следите за обновлениями, подписывайтесь. Пишите комментарии.

Если статья показалась вам полезной, расскажите пожалуйста о ней друзьям, нажав на одну из кнопочек «Поделиться». Буду благодарна 🙂

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER

yanakhodkina.com

Композиция из фото – 20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх