Основываясь на правилах композиции выполните упражнения – : . . : , , . .

Содержание

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ — технологий.

Организационный момент

Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства.

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура и т.д.

Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..

Ход урока

Слайд 1,2 (Приложение 1.)

Темой, которую предстоит изучить сегодня , является тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции».

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет — элемент композиционного пространства

6. Буква- строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Слайд 3.

Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.

Графика бывает станковая, книжная, прикладная.

Слайд 4.

Станковая графика. Род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды станковой графики — станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир

Книжная графика. Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.

Слайд 5.

Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности

Слайд 6.

Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона Гинзы. В продолжительной истории использования визуальных коммуникаций существуют смутные различия и пересечения искусства рекламы, графического дизайна и изобразительного искусства. Их объединяет множество общих элементов, теорий, принципов, практик и языков, а также, иногда один покровитель или клиент. В искусстве рекламы абсолютной целью является продажа товаров и услуг.

Графический дизайн: «Сущность — давать информации порядок, идее — форму, предметам — экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека».

Слайд 7.

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг

Фирменный стиль , фирменные знаки, логотипы, брендбуки

Визуальные коммуникации, системы ориентации

Плакатная продукция

Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

Задачи веб-дизайна

Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Слайд 8.

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов

Слайд 9.

Графический дизайн — деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики. Кисть, карандаш, перо, мышь компьютера, фломастер — равноправные инструменты создания продуктов графического дизайна. Используются различные художественные приемы и эффекты, рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.

Слайд 10.

Давайте попробуем сформулировать свойства композиции:

1. Симметрия и асимметрия

2. Динамика и статика

3. Ритм

4. Контраст и нюанс

5. Пропорциональность и масштабность

6. Колорит и тональное единство

По типу исполнения можно четко выделить три группы:

— только текст

— только знак

— комбинированное исполнение

Слайд 11.

Что же можно назвать продуктами графического дизайна?

— корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип

— буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция

— упаковки, этикетки, обложки

— сувенирная продукция

— интернет-сайты

— книжные макеты и иллюстрации

Слайд 12.

от греч. logos — слово + typos — отпечаток

Логотип — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, работающее на имидж компании.

Логотип — лицо компании. Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль.

Как любое графическое изображение, логотип создается

по законам и свойствам композиции Построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обусловлены смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Главное в композиции - создание художественного образа.

Слайд 13.

Главные критерии при разработке логотипа, знака или торговой марки:

Индивидуальность — это свойство позволяет выделиться на рынке продукции и составить хорошую конкуренцию

Оригинальность — создание образа носителя логотипа, отличающегося от конкурентов, это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у потребителей

Функциональность — критерий, позволяющий размещать логотип как на фирменных бланках и web страничках, так и на факсовых сообщениях, сувенирной продукции или листовках, для чего логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым

Ассоциативность — это свойство обозначает присутствие связей, ассоциаций между логотипом и особенностями товара.

Слайд 14.

Прежде, чем приступить к практической части нашего урока давайте немного отдохнем. Физкультминутка

Задание 1 Создать логотип

  1. Разработать логотип под эгидой:
  2. Физическое здоровье (спортивное шоу)
  3. Конкурс творческих проектов (ярмарка идей)
  4. Художественная галерея (вернисаж)
  5. Нравственное здоровье (акция «Твори добро»)
  6. Фестиваль искусств (праздник — олимпиада)
  7. При разработке логотипа Вы можете использовать и свои темы.

Слайд 15.

Для выполнения данного задания Вам понадобится программа, основанная на векторном решении. Векторный формат позволяет изменять размер изображения, например, увеличить его до параметров рекламного щита и более, без потери качества. Это очень важно, так как позволит наносить ваш логотип как на футболки и ручки, так и на большие носители, включая различную промо-продукцию. Такими средствами создания логотипов являются такие программы, как Adobe Illustrator, Corel Draw, Freehand, XARA X и др.

Слайд 16.

Что необходимо учесть при создании логотипа:

— оригинальность

— выразительность

— лаконичность

— удобочитаемость

— запоминаемость

Привлекательность

— рекламоспособность и технологичность в использовании

В логотипах желательно избегать многоцветия.

1. чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии;

2. слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе;

3. затраты на рекламно-сувенирную продукцию в случае многоцветного логотипа могут возрасти в несколько раз.

Слайд 17.

К графическому дизайну относится плакатная продукция.

Плакат (нем. Plakat отфр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.В другом значении — разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации .

Слайд 18.

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что

urok.1sept.ru

Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе по теме «Плакат и его виды. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне»

43

Класс 7

Предмет «изобразительное искусство»

Тема урока: Плакат и его виды. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Цели:

  1. Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка.

  2. Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком.

  3. Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликации.

  4. Воспитывать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

Ход урока:

I. Организация урока.

1. Приветствие

Учитель. С произведениями графического искусства мы с вами уже встречались на уроках искусства в начальной школе и в прошлом году.

— Какие виды графики вам известны?

(Станковая графика, книжная, плакат, прикладная графика.)

Давайте обратимся к произведениям графики.

Видеоряд графических произведений представлен на доске.

44

hello_html_7a8a3b02.jpg

hello_html_m22e95582.jpg

Н. В. Кузьмин Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Тушь. Россия. XX в.

45

hello_html_m66254dde.jpg

П. Пикассо. Голубь мира. Тушь. Франция. XX в.

Мы видим, что специфика и задачи различных произведений графики могут быть противоположными. Сравните, например, станковую графику и плакат.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с плакатом, как особом виде графики, обратим внимание на специфику его образного языка, узнаем, какая роль отводится тексту в плакате и его взаимосвязь с рисунком.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие о плакате.

Учитель. Произведения станковой графики требуют камерного, постепенного, внимательного вглядывания вместе с художником изображаемого мира.

Восприятие станкового графического произведения предлагает неоднозначность понимания. Художник-станковист раскрывает зрителю свой взгляд на мир, его оттенки понимания произведения могут быть различными.

У плаката же совершенно другие задачи. Содержание его должно пониматься однозначно.

46

Плакат — это броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполненное в агитационных, информационных или учебных целях.

Плакат рассчитан на то, чтобы вызывать одинаковую у всех реакцию. Искусство плаката хорошо известно вам. Вы встречаетесь с ним чаще, чем с любыми другими видами изобразительного искусства.

— Приведите примеры плакатов, где вы с ними встречались?

Давайте поговорим о плакате подробнее.

(Видеоряд плакатов на доске.)hello_html_419d44c.jpg

Специфика плаката заключается в том, что он отражает текущие события. И хотя плакат — вид графики, функции его сходны с функциями монументального искусства. Он, как и другие виды монументального искусства, обращен одновременно ко многим людям. Вступая в общение со зрителями, он напоминает о каких-то важных событиях для общества, страны, призывает людей откликнуться на идеи, провозглашенные художником, выразителем идеалов своей эпохи.

47

У плаката, как у хорошего оратора, «речь» должна быть яркой, предельно выразительной и краткой. Плакат должен приковывать к себе взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни.

В потоке информации, среди бесчисленных надписей, вывесок, опознавательных знаков, рекламных щитов, светящихся витрин плакат должен найти путь к уму и сердцу зрителя.

Часто одного беглого взгляда, иногда даже из окна движущегося транспорта, достаточно, чтобы смысл, содержание плаката сразу раскрылись. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ адекватен заложенным идеям, глубоко отражает его смысл. Язык плаката предельно лаконичен и скуп. Изображение составляет с текстом единое целое.

Давайте рассмотрим специфику плаката как вида графического искусства на примере лучших образов отечественного плакатного «искусства, которые хранятся в музеях и могут встать в один ряд с выдающимися произведениями других видов изобразительного искусства.

2. Беседа о плакате Д. Моора «Помоги».

Обратимся к плакатам Д. Моора, и в первую очередь его знаменитому плакату «Помоги».

А поможет нам в этом разговоре книга В. В. Алексеевой «Что такое искусство?».

«Горожане спешат, поглощенные заботами, мыслями. Горожан — тысячи. И машин — тысячи! Значит, надобно пробиться к человеку сквозь движущуюся толпу, шумящую пестроту современной городской жизни! Но как? Сначала захватить глаз (зрительное внимание), а через него к уму и сердцу. Лучше прямо к сердцу — тогда умом будешь принят наверняка. Глаза же человека смотрят чаще, чем читают, стало быть, Смысл должен стать Изображением. Он должен быть «ладно скроен» в самом изображении, чтобы человек Увидел! и Понял! без слов.

48

Иль спаять изображение воедино с текстом. Иль с одним только словом, которое станет… громом разряжающейся молнии Смысла. Как «разрядилась» в плакате «Помоги» восклицающая белая тень Человека-Голода; восклицающая всем своим бесплотным высохшим существом, начиная от вскинутых «рук-костей» через «восклицательный знак» тела вплоть до огромных ног, бредущих в черном бесплодном пространстве неродившей Земли. Как только выдерживает обыкновенная бумага черно-белую вспышку беды?

Это было давно. В двадцатых годах голодало Поволжье. И страна помогала. Помогал и плакат. Он шел по стенам, по заборам не одним листом. Он кричал «Помоги» во много голосов, ступал белыми рядами из черноты прямо к нам за помощью.

hello_html_75e9a0eb.jpg

Плакат «Помоги». Д. Моор

49

И тревожило глаз черно-белое, и сжималось сердце под напором видимого горя, и задумывался разум. «Что делать?, чтобы помочь в ответ на призыв плаката».

3. Понятие о графическом дизайне.

Учитель. Теперь мы подошли к тому моменту, когда сможем использовать на практике знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя, казалось бы, совершенно отвлеченные упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. Оно определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.

IV. Практическое задание:

Основываясь на правилах композиции, выполните упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых вместо прямоугольников – фотографии, а вместо линий – строки текста («рыба»)

hello_html_11a86fa7.jpg

(учащиеся выполняют задание)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

50

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы

Только что вы проследили, как линия превращается в строку. Тем самым текст становится элементом композиции, приобретая и изобразительный, и информационный смысл.

hello_html_11a86fa7.jpg

hello_html_m34e92ff5.jpg

51

Перед вами плакаты. Если вы внимательно вглядитесь в них, то сможете обнаружить сходство со своими композиционными упражнениями. Только вместо линий и полосок здесь текст, а вместо прямоугольников и пятен — изображения. В упражнениях прямоугольники были лишь контрастными пятнами, а в плакате эти пятна превращаются в конкретные фотографии, рисунки и предстают изобразительными элементами композиции.

4. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

На примере плаката проследим, как взаимодействуют текст и изображения. ПЛАКАТ — это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.

Соединение, синтез изображения и текста позволяет создать произведение на стыке графики и дизайна. В отличие от картины, которая ведет со зрителем бессловесный диалог, плакат ведет его в прямом смысле, неся некое сообщение. Язык плаката точен, выразителен и многообразен: от шутливого напоминания «Ты позвонил?» до страстного призыва «Голосуй, а то проиграешь!». Плакат может быть истинным произведением искусства, если его делал Художник. Символом своего времени стали плакаты «Помоги!», «Родина-мать зовет!». Выразительность и яркая образность этих плакатов помогли остаться им в памяти народной, как не всякой картине удается.

Изобразительный язык плаката отличается от языка реалистической картины. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нем вообще нет глубины, в отличие от картины, где создается иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно-смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). Мы видим, например, рядом с валенком, изображенным крупно, дом, равный ему по размерам. И это норма плакатного искусства.

52

Объекты разных времен, разной величины, в разных ракурсах вместе с текстом композиционно соединяются в единой плоскости. Соединение изображения и текста по принципу образно – смысловой значимости называется монтажным или монтажом.hello_html_m35f3ba0c.jpg

Слово и изображение, соединенные в плакате, воспринимаются не по отдельности. А как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ.

hello_html_4b99bdbe.jpghello_html_33b9e25a.jpg

53

Одно и то же изображение (например, руки) в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.

Единая образность порождает стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения в плакате.

Образ в искусстве плаката создается минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа.hello_html_m4fdd022d.jpg

hello_html_m2177f32c.jpg

54

Мы видим, что в плакате образ подчас может рождаться и без текста, но никогда — без изображения. Проследим, какого вида изображения используются художником в плакате.

Прежде всего это рисунок: реалистический или условный, вплоть до декоративной абстракции.

Фотография активно формирует образный язык и стиль современного плаката.

Фотография на поле плаката может быть отдельным элементом (например, в виде прямоугольника), а может (как и текст) «вырастать» из фона. В учебных работах этого эффекта можно добиться, вырезав фотографию по контуру и вклеив ее эскиз плаката.

В плакатах, книгах и журналах фотоизображение может быть не только фрагментом композиции, но и ее фоном. Вы видите, как фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для изобразительной детали и текста. В печатной проекции очень значима читаемость текста, для этого его размещают на спокойной, нейтральной части фотоизображения.

Работа над эскизом плаката доставит вам удовольствие и тем, кому она будет предназначена.

V. Итог урока

Выставка работ учащихся.

Домашняя работа: выполнить плакат, используя фотографии из журналов, в технике коллажирования.

55

Используемая литература:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы», под рук. Б. М. Неменского. — Москва «Просвещение», 2008

  2. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов (С.Н. Гуревич – М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Гуревич С.М. Номер газеты. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

infourok.ru

Блог учителя ИЗО Маргариты Сергеевны Ежовой: Седьмые классы

2 урок. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и  эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Что такое композиция?

Главное в композиции – создание художественного образа. Картины ,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии  с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что  наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.

Композиционные схемы помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды».Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста, везде контрасты и противопоставления, в картине две диагонали, светлые пятна кафтана воина и головы лошади создают ощущения глубины пространства. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали, а введение пик с флажками создало ритмическое разнообразие и сделало композицию живой.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Каждый вид искусства наряду с общими закономерностями композиции имеет свою специфику.

В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.

Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов ( линий и пятен)  на плоскости.

Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.

Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.

Мы имеем пустое пространство. Чтобы получился диалог между чем-то и чем-то, необходимо что-то , что стало бы спорить с этой пустотой.

Этим что-то может быть любое изображение.

Симметрия. Что такое симметрия? Встречается ли симметрия в природе? Назовите симметричные объекты, созданные людьми и созданные природой.

Все мы знаем, что симметрия в природе существует. Кристаллические структуры и организмы животных, геологические образования и элементарные частицы подчиняются этому закону.

Симметрия предполагает собой некий определенный порядок, математическую закономерность расположения элементов относительно друг друга и в пространстве. 

Симметрия встречается не только в объектах, созданных человеком, мы сплошь и рядом встречаем симметрию в природе, именно оттуда изначально брал пример человек, создавая какие либо объекты и предметы, именно поэтому древние считали симметрию условием красоты и гармонии.

Симметрия снимает зрительное раздражение диспропорцией черного и белого и создает гармонию, ценой исчезновения изобразительного эффекта.

Симметрию можно выстраивать вокруг точки (радиальная), вокруг одной оси, вокруг нескольких осей.

Для достижения равновесия может быть использован прием симметрии.

В таких ситуациях композиция превращается в орнамент.

Становится монотонной и однообразной.


Асимметрия и динамическое равновесие

Если в симметричной композиции баланс  и порядок элементов  абсолютны, то в асимметричной они относительны.

Взаимное расположение форм создает динамическое равновесие, которое достигается путем добавления дополнительного элемента. Рассмотрим представленные рисунки. На первом явно преобладает белый цвет, путем добавления второго черного элемента снимем ощущение лишнего  белого. Определяем место второго элемента и его размер.

Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной

Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены под углом к  краю поля, называется глубинной

Не следует смешивать фронтальную и глубинную композиции, т.к. отсутствие цельности композиции приводит к тому, что элементы существуют как бы сами по себе, «разваливаются»
















примеры работ:

Житлухиной Александры, 7 Б


Басенко Насти, 7 Б


Угрюмова Лиза, 7 Б


3 урок. Цвет — элемент композиционного пространства

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Цвет — элемент композиционного творчества. Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет — это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Цветовой круг — система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких — либо красок.

Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную. Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета. Теплые цвета — (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета — (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы. Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. «Контраст как противопоставление цветов есть основной прием художественного мышления» (Н.Волков) Применение светлового и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции. Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние. 1.     В теплой гамме 2.     В холодной гамме Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Свободные формы: линии и тоновые пятна Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.
Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.




Примеры работ:

Шишова Саша, 7 Б

5 урок. Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта. 

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.

Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты , придуманные разными дизайнерами.

Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:

Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).

Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.

Засечками называют дополнительные элементы.

mokrousovams.blogspot.com

Плоскость и пятно- Уроки ИЗО

Цель: установить равновесие между изобразительной плоскостью и изображением.

Нужно напомнить, что восприятие любого предмета (пятна) человеком должно идти по следующей системе:

  • расположение предмета в пространстве;
  • величина расстояния между предметами;
  • степень яркости предмета.

Материал: кисть, черная и белая гуашь, белый картон, черная и серая бумага.

Упражнение по композиции в рисунке № 1.

Вырежьте из белого картона прямоугольник или квадрат размерами не менее 15 см по меньшей стороне и круги из черной или серой бумаги диаметром 5-6 см. Найдите с помощью диагоналей центр плоскости и положите черный круг (рис. 1). В этом положении круг будет иметь самое устойчивое положение.

Теперь сдвиньте круг вправо до того момента, когда глаз станет воспринимать его стремящимся выскочить за пределы плоскости (рис. 2).

Образовавшееся расстояние между кругом и краем плоскости как бы нуждается в дополнительном пространстве.

Возьмите лист бумаги, зафиксируйте это положение и добавьте справа формат фона до того момента, когда это чувство необходимости дополнительного пространства исчезнет, очертите формат четко (рис. 3).

Двигая круг, можно заметить, что он не просто занимает определенное место на плоскости, но кажется в некоторых точках плоскости каким-то нетерпеливым, неустойчивым. Возникает внутренняя невидимая линия, по которой круг стремится к движению в каком-то определенном направлении. Появляется это ощущение оттого, что круг начинает взаимодействовать с окружающей его плоскостью (рис. 4).

Упражнение по композиции в рисунке № 2.

Передвигайте круг в различных направлениях по отношению к плоскости, каждый раз внимательно наблюдая за ним и фиксируя в себе вызванные чувства. Можно заметить, что в одних случаях круг будет казаться более устойчивым, в других — вызывать нити натяжения в определенных направлениях, в третьих — неопределенное состояние, в четвертых — колеблющееся.

Фиксируйте на бумаге те положения круга, когда он кажется более устойчивым.

Упражнение по композиции в рисунке № 3.

Перемещая круг по диагоналям плоскости, наблюдайте, когда появится неприятное чувство. Оно возникнет при неопределенном положении круга. Глаз не может решить, в каком направлении происходит давление на круг со стороны границ плоскости. Если возникает неприятное чувство, сдвиньте круг по диагонали к центру и сделайте рисунок.

После проведения таких, казалось бы, очень простых упражнений глаз начинает настраиваться на определенный режим восприятия плоскости и пятна.

Итак, в центре плоскости все силы натяжения находятся в состоянии равновесия. Самое спокойное состояние круга — центральное (рис. 5).

Второе спокойное состояние круга находим, перемещая его по диагоналям. Остановится «спокойный круг», не дойдя до угла плоскости на расстояние примерно своего радиуса.

Упражнение по композиции в рисунке № 4

Возьмите два одинаковых черных круга и плоскость. Перемещая круги по плоскости и относительно друг к другу, можно заметить, что возникает эффект взаимодействия не только между кругом и плоскостью, но и между кругами.

Если два круга рядом, они притягиваются и выглядят как одно целое пятно. Передвигая два круга по плоскости, добейтесь стабильного состояния при восприятии кругов и плоскости как единого (рис. 6).

Круги являются симметричной парой, но в целом композиция не уравновешена, так как глаз не может остановиться у какого-либо края плоскости, а свободные углы плоскости давят и вытягивают группу в «узкую нитку».

Если круги очень близко расположены, они будут «отталкиваться» друг от друга (рис. 7).

Поставьте один круг по вертикальной оси ниже геометрического центра, а второй водите по радиусу, добиваясь баланса между группой и белым полем (рис. 8).

Поставьте один круг по диагонали плоскости, а второй двигайте по направлению луча, исходящего из центра первого круга, в различных направлениях (рис. 9).

Положите один круг строго в центре, а второй — по диагонали. Затем сдвиньте круги на такое расстояние и в том направлении, чтобы они замкнули оставшееся белое поле (рис. 10).

Упражнение по композиции в рисунке № 5

Положите на плоскость три черных и три серых круга. Добейтесь равновесия между белым полем и пятнами так, чтобы одноцветные пятна стремились друг к другу.

Лучшее расположение появляется тогда, когда круги одного цвета образуют треугольник. Черные круги будут стремиться к сближению и отталкиваться от серых (рис. 11, 12).

Упражнение по композиции в рисунке № 6

Возьмите восемь одинаковых кругов и расположите их группами (3+3+2) так, чтобы различные по расположению группы уравновешивали белое или черное поле (рис. 13).

Упражнение по композиции в рисунке № 7 (для самостоятельной работы).

Положите в любом месте плоскости черный круг, сдвинув его от центра, а затем несколькими кругами замкните белое поле, придав определенное направление всей композиции.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

urokizo.ru

Конспект урокаКомпозиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. 7 класс

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Шалойникова Екатерина Владимировна, учитель изо

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна

Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ — технологий.

Организационный момент

Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства. На доске написаны понятия выделите пожалуйста виды изобразительного искусства.

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура и т.д.

Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..

Ход урока

Слайд 1,2 (Приложение 1.)

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции».

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет — элемент композиционного пространства

6. Буква- строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Слайд 3.

Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.

Графика бывает станковая, книжная, прикладная.

Слайд 4.

Станковая графика. Род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды станковой графики — станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики — музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир

Книжная графика. Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.

Слайд 5.

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности

Слайд 6.

Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона Гинзы. В продолжительной истории использования визуальных коммуникаций существуют смутные различия и пересечения искусства рекламы, графического дизайна и изобразительного искусства. Их объединяет множество общих элементов, теорий, принципов, практик и языков, а также, иногда один покровитель или клиент. В искусстве рекламы абсолютной целью является продажа товаров и услуг.

Графический дизайн: «Сущность — давать информации порядок, идее — форму, предметам — экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека».

Слайд 7.

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг

Фирменный стиль, фирменные знаки, логотипы, брендбуки

Визуальные коммуникации, системы ориентации

Плакатная продукция

Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

Задачи веб-дизайна

Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Слайд 8.

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов

Слайд 9.

Графический дизайн — деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики. Кисть, карандаш, перо, мышь компьютера, фломастер — равноправные инструменты создания продуктов графического дизайна. Используются различные художественные приемы и эффекты, рассчитанные на положительное восприятие, как автором, так и пользователем.

Слайд 10.

Давайте попробуем сформулировать свойства композиции:

1. Симметрия и асимметрия

2. Динамика и статика

3. Ритм

4. Контраст и нюанс

5. Пропорциональность и масштабность

6. Колорит и тональное единство

По типу исполнения можно четко выделить три группы:

— только текст

— только знак

— комбинированное исполнение

Слайд 11.

Что же можно назвать продуктами графического дизайна?

— корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип

— буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция

— упаковки, этикетки, обложки

— сувенирная продукция

— интернет-сайты

— книжные макеты и иллюстрации

Слайд 12.

от греч. logos — слово + typos — отпечаток

Логотип — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, работающее на имидж компании.

Логотип — лицо компании. Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль.

Как любое графическое изображение, логотип создается

по законам и свойствам композиции Построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обусловлены смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Главное в композиции — создание художественного образа.

Слайд 13.

Главные критерии при разработке логотипа, знака или торговой марки:

Индивидуальность — это свойство позволяет выделиться на рынке продукции и составить хорошую конкуренцию

Оригинальность — создание образа носителя логотипа, отличающегося от конкурентов, это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у потребителей

Функциональность — критерий, позволяющий размещать логотип как на фирменных бланках и web страничках, так и на факсовых сообщениях, сувенирной продукции или листовках, для чего логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым

Ассоциативность — это свойство обозначает присутствие связей, ассоциаций между логотипом и особенностями товара.

Слайд 14.

Прежде, чем приступить к практической части нашего урока давайте немного отдохнем. Физкультминутка

Задание 1 Создать логотип

1. Разработать логотип под эгидой:

2. Физическое здоровье (спортивное шоу)

3. Конкурс творческих проектов (ярмарка идей)

4. Художественная галерея (вернисаж)

5. Нравственное здоровье (акция «Твори добро»)

6. Фестиваль искусств (праздник — олимпиада)

7. При разработке логотипа Вы можете использовать и свои темы.

Слайд 15.

Для выполнения данного задания Вам понадобится лист бумаги, карандаши и краски. Будем работать в группах по 3 человека. Всё необходимое находится у вас на столах.

Слайд 16.

Что необходимо учесть при создании логотипа:

— оригинальность

— выразительность

— лаконичность

— удобочитаемость

— запоминаемость

Привлекательность

— рекламоспособность и технологичность в использовании

В логотипах желательно избегать многоцветия.

1. чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии;

2. слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе;

3. затраты на рекламно-сувенирную продукцию в случае многоцветного логотипа могут возрасти в несколько раз.

Слайд 17.

К графическому дизайну относится плакатная продукция.

Плакат (нем. Plakat отфр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.В другом значении — разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации .

Слайд 18.

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Слайд 19.

Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат — распространённый вид наглядной агитации.

Слайд 20.

Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.

Прежде всего необходимо наметить и решить композицию плаката.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции.

Слайд 21.

В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции.

Плакат — это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх — четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

Слайд 22, 23, 24,25,26,27. (Приложение 2.)

Сообщение ученика

Слайд 28.

Тематика и назначение плакатов могут быть самыми разнообразными:

— Информационные

— Учебные

— Агитационные

— Рекламные

— Инструктивные

— Сатирические

Слайд 29.

Задание 2. Изображение — образный элемент композиции

Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:

1. Вместо прямоугольников — фотографии, а вместо линий- строки текста

2. Вместо пятен — изображения ( фотографии, рисунки, вырезанные по контуру, вырастающие как и строки из фона

3. Фотография служит фоном для текста и других композиционных элементов

Слайд 30.

В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость.

Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.

Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым.

Слайд 31.

Домашнее задание 3. Макетирование открытки

Выбрав тему и жанр открытки, определите ее конструкцию.

Текст может находиться на фоне изображения и вне его.

Композиционные задачи здесь те же, что и в плакате.

Слайд 32.

Подведение итогов урока.

» С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

» Ответы учеников. (графика, плакат и т.д..)

» Просмотр работ и анализ.

На доске чистый лист бумаги

(Каким был урок: красный — интересным, познавательным;

Синий — скучным и неинтересным;

Жёлтый – урок понравился, но ничего нового не узнали )

Список литературы.

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. «Титул», 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, «Просвещение», 2008г.

infourok.ru

Упражнения для самостоятельной работы обучающихся на тему «Основы композиции»

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для самостоятельной работы обучающихся на тему «Основы композиции»»

Упражнение 1. Равновесие масс чёрного и белого. Путем подбора размера черного прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию.

Упражнение 2. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем симметричную композицию.

Упражнение 3. Асимметрия и динамическое равновесие. Путем подбора размера черных или цветных прямоугольников создать на белом листе равновесие масс, ощущение зрительного равновесия.

Упражнение 4.Глубинная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.

Упражнение 5. Разность планов. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников (3-4) и выполняем композицию . В этой работе чётко будут прослеживаться разность планов. Первый план, второй план, третий и т.д.

Упражнение 6. Фронтальная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля.

Упражнение 7.Ритм и зрительное равновесие в композиции. Вырезаем несколько черных или цветных геометрических фигур и выполняем композицию, в которой сгущенность и разрежённость элементов рождают ритм.

Упражнение 8. Создайте замкнутую или открытую композицию.

Упражнение 1. Равновесие масс чёрного и белого. Путем подбора размера черного прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию.

Упражнение 2. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем симметричную композицию.

Упражнение 3. Асимметрия и динамическое равновесие. Путем подбора размера черных или цветных прямоугольников создать на белом листе равновесие масс, ощущение зрительного равновесия.

Упражнение 4.Глубинная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.

Упражнение 5. Разность планов. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников (3-4) и выполняем композицию . В этой работе чётко будут прослеживаться разность планов. Первый план, второй план, третий и т.д.

Упражнение 6. Фронтальная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля.

Упражнение 7.Ритм и зрительное равновесие в композиции. Вырезаем несколько черных или цветных геометрических фигур и выполняем композицию, в которой сгущенность и разрежённость элементов рождают ритм.

Упражнение 8. Создайте замкнутую или открытую композицию.

multiurok.ru

Конспект занятия на тему «Теоретические основы композиции»

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Эрик С.Ф.

Тема занятия

Теоретические основы композиции.

Понятие о композиции. Принципы построения композиции. Правила, приемы, средства композиции.

Цельность композиции. Открытые и закрытые композиции.

Цель: Знакомство с понятием «композиция», принципами построения. Формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи:

  • Обучающая: Познакомить с понятием композиции, основными законами и выразительными средствами.Научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

  • Развивающая: Способствовать развитию композиционных навыков, творческого мышления.

  • Воспитывающая: воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету через познавательный материал.

Этапы занятй:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Повторение изученного материала — 3 мин.

  3. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

  4. Сообщение и усвоение новых знаний -20 мин.

  5. Физминутка-3 мин.

  6. Упражнения на составление композиции– 15 мин.

  7. Упражнения. Зарисовки схем- 10 мин.

  8. Контроль результатов первичного запоминания-20 мин

  9. Подведение итогов – 10 мин.

  10. Домашнее задание – 2 мин.

Оборудование для педагога:

1. Учебная доска, медиапроектор, экран, компьютер, слайдовая презентация .
2.Наглядные пособия: таблицы по основам композиции.
3.Раздаточный материал: карточки «Собери композицию» -3 шт;

Задание-кроссворд- 25шт, слова-ребусы;

листы ¼ формата А4 – 45 шт.

для студентов: альбомы, простые карандаши, ластик, тетради.

7.Содержание занятия:

Организационный этап – 2 мин

а) взаимное приветствие;

б) проверка готовности студентов к работе;

в)организация внимания: девиз-

Знать, Уметь. Хотеть, Отвечать, Успевать, Рисовать!

Приветсвие – игра

Организация рабочего места.

Эмоциональный настрой на восприятие, готовность к занятию

  1. Повторение изученного материала – 3 мин

Повторение-озвучивание ранее изученной темы.

Участвуют в беседе- обсуждении;

Самопроверка

  1. Актуализация опорных знаний- 5 мин

Подготовка к изучению нового материала

Целеполагание.

Принятие цели.

Алгоритм выполнения работы.

Настрой на работу.

  1. Сообщение и усвоение новых знаний -20 мин.

Теоретическое изложение материала

• Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей, встречается во всех областях жизни человека.

Назовите области, где, по вашему мнению, встречается термин КОМПОЗИЦИЯ?

музыке, в одежде, в архитектуре, в еде, в дизайне, в искусстве, литературе). В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.

Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

• Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.)

• Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения.

• Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения.

• В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины.

• Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

• Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

• В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым роразнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.

Комментарий к слайдовой презентации

Мультимедиа-просмотр, участие в беседе

Развитие интереса к предмету.

Интерес к предмету.

Композиция

композиционный центр

симметричное построение картины

Симметричные композиции

Ассимметричные композиции

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

hello_html_m6c70a434.png

Открытая. Закрытая композиция

Построение картины можно рассчитать заранее.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Вместо точки может быть любой объект, например один человек или даже толпа народа, если взглянуть на нее с большой высоты.

Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества людей и взглянуть с высоты. Вы увидите линию.

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Давайте с вами представим, что изображено на рисунках:

  1. изображен человек на берегу моря.

  2. может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору.

  3. может показать охотников на берегу реки.

  4. пейзаж.

Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Составьте по одной композиции и зарисуйте на листах.

Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.

Но для того, чтобы подняться к вершинам мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с ее правилами, приемами и средствами.

hello_html_mc5e74d1.png

hello_html_4c786943.png

Словесные зарисовки-представления

Зарисовки в альбом

законы

Итак, профессионалы уверены, что создание картины – это некий процесс, когда идея (о чём эта картина) обрастает костяком содержания (что именно будет изображено) и затем выражается в картине через определенные приемы и средства (как это будет изображено).

Мы последовательно рассмотрим с Вами основные законы, приемы и средства композиции.

Казалось бы, что «Творчество и законы? –несовместимо!» Творчествоведь не терпит ограничений. В изобразительном искусстве не так уж много утверждений, являющихся догмой. Поэтому их называют правилами, приемами или средствами. Это то, что апробировано многими поколениями художников и «рекомендовано к применению», однако при этом «нет правил без исключений», и порой именно пренебрежение правилом дает требуемый результат. И все же есть в теории композиции несколько непоколебимых законов, которые нарушать нельзя. Давайте с ними познакомимся.

Теория композиции все еще находится в стадии становления, и в разных книгах вы можете встретить разные точки зрения по поводу деления на законы, правила, приемы и средства. Я предлагаю Вам один из вариантов:

Итак,

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ.

Я полагаю, что законы композиции – это некоторые условия наличия гармонии в произведении. Если они не соблюдены – картина (или скульптура, объект дизайна, прикладного творчества) не состоялась. Нет гармонии – нет произведения.

Чтобы картина состоялась, необходимо подчинение ее художественного строя всем законам композиции! Вот они:

1. Закон цельности

2. Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу

3. Закон композиционного равновесия

Я предлагаю вам работу в группах…. Необходимо обсудить каждый конкретный закон и озвучить главную мысль закона.

Законодательная часть наша процесса продолжается…

hello_html_d79d8e2.pnghello_html_2bae26b9.png

Идея

Художественный замысел принципы, законы, средства и приемы

Работа в группах.

Озвучивание главной мысли закона

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил.

В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта — создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

Статика и динамика в композиции

Статичными называют композиции неподвижные, тяжёлые, основательные. Ярким примером статичной композиции являются симметричные композиции (регулярные сады в ландшафтном дизайне).

Все простые геометрические фигуры делятся на статичные и динамичные.

К статичным можно отнести:

квадрат, прямоугольник, лежащий на большей грани

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (то есть АВ : ВС = АС :АВ). Приближенно это отношение равно 5 : 3, точнее 8 : 5, 13 : 8 и т. д. Термин «золотое сечение» был упомянут римским историком Витрувием как основа пропорции классической греческой архитектуры.

hello_html_m573d54a1.pnghello_html_m1d6cbd57.png

hello_html_m1e7e0680.png

hello_html_1033b55d.png

Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве — это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Правило передачи покоя:

— если на картине отсутствуют диагональные направления;

— если перед движущимся объектом нет свободного пространства.

— если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.

— если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция

Рассмотрите рисунки и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами

hello_html_m2c03cc55.pnghello_html_6583f0f.png

hello_html_62378f89.png

hello_html_190599f8.png

hello_html_m19d3d4d6.png

hello_html_m45ab8be1.png

Разговором о ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ — то, что бросается в глаза прежде всего –. Именно главный персонаж завладевает нашим вниманием и раскрывает всю идею картины. Спрашивается, как же ему это удается?

Давайте разберемся. Что превращает актера в персонажа той или иной пьесы? Ведь сегодня актер играет короля, а завтра, может быть, шута? Одежда, грим, прическа – это понятно. Что еще? Мимика, походка, характер движений, манера говорить. Да много что еще.

А случалось ли вам когда-нибудь, глядя на автомобиль, увидеть в нем человека? Бывало такое? Вот посмотрите, Вам эти автомобили никого не напоминают?

Как Вы думаете, Ведь у машин нет ни мимики, ни жестов, ни, тем более, причесок, по какой причине у нас формируется определенное впечатление от каждого автомобиля.

Догадались? Во-первых, форма, да? Ее силуэт, пропорции, соотношение большой массы и частей. Во-вторых – детали. Их местоположение, форма и, опять же, пропорции. Цвет тоже немаловажен.

Назову еще несколько средств – это фактура поверхности, текстура, декор (орнаменты и узоры), масштабность. Все они способны сформировать для нас тот или иной образ объекта.

Все это –СРЕДСТВА для раскрытия художественного образа, так ведь?

То же самое и в изобразительном искусстве. Только вот далеко не всегда персонажем картины является человек. Это может быть все что угодно – дерево, стол, лошадь. Но даже в них мы можем увидеть характер, настроение, темперамент. Конечно, если художник ставил такую цель… 🙂

Разберем каждое средство чуть подробней.

ФОРМА. Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:

Квадрат и прямоугольник. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.

Круг. Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».

Треугольник. Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник — символ движения, энергии, иногда даже агрессии.

Форма «амёбы». Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.

Форма может быть плоской и объемной. Объем сильнее воздействует на зрителя. Впечатление от перевернутой пирамиды будет сильнее, нежели от треугольника.

ЛИНИЯ также способна выражать образ. Какой — зависит от ее характера. Плавные округлые формы имеют те же характеристики, что и круг, острые зигзагообразные — как треугольник, прямые — как квадрат. Одна линия дает один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий усиливают воздействие.

Жесткая линия – прямая. Мягкая линия – волнистая. Последнюю Уильям Хогарт, замечательный английский художник 18 века, написавший «Анализ красоты» (рекомендую прочесть всем) назвал «змеевидной линией» или «линией красоты». Он отметил, что чем больше в объекте будет таких линий – тем данный объект эстетически привлекательнее.

Доказать последнее не трудно. Женщина эстетичнее мужчины, лошадь (пожалуй, наиболее красивое четвероногое) – эстетичнее носорога или быка.

Мягкую линию можно охарактеризовать как органическую, жесткую – как механическую.

Кроме статического и динамического состояний есть еще хаос. В последние годы не счесть хвалебных од во славу хаоса, дионисийства, Инь. Он де и вечно живой и творческий, в противоположность засушивающему Янскому началу.

Кроме того, значение имеют пропорции формы и ее масштабность.

МАСШТАБНОСТЬ — это соразмерность формы относительно другого объекта, например, человека. Как говорится, «размер имеет значение» — одно и то же по форме пятно, но разного размера будет по-разному воздействовать на человека. Одно дело — «амёба» размером с ладошку и совершенно другое — она же, но больше человеческого роста.

О пропорциях мы говорили уже немало. ПРОПОРЦИИ, как Вы помните, это соотношение размеров. Пропорция 1:1 дает нам квадрат и соответственно — ощущение покоя, уверенности, 1:2 — вытянутый прямоугольник, более выражающий идею движения, а прямоугольник с размерами 1:10 вызовет ощущение стройности и хрупкости. Определения «стройный», «толстый», «массивный», «высокий», «изящный» задают именно пропорции объекта.

ТЕКСТУРА — это природный рисунок поверхности. Один и тот же куб, оклеенный текстурной бумагой под дерево, мрамор или шёлк, в каждом из этих случаев будет смотреться иначе.

ФАКТУРА — характер поверхности предмета, т.е. какова она на ощупь. Фактура может быть гладкой, шершавой, мягкой, пушистой, колкой, скользкой, бугристой и т.д. Мягкие, шероховатые поверхности ассоциируются у нас с тишиной и покоем, а блестящие, колючие — с активностью, динамикой и даже агрессией.

ЦВЕТ — очень важное выразительное средство. Каждый цвет спектра имеет собственную характеристику и особое воздействие на человека. Например, красный цвет будоражит, притягивает внимание, зеленый — успокаивает, навевает мысли о стабильности, желтый — радует, призывает к действию.

Тема цвета на самом деле очень обширна и заслуживает более пристального внимания и изучения, поэтому сейчас мы лишь упомянем это выразительное средство.

А пока я приведу веселый пример, чтобы Вы могли наглядно увидеть, как упомянутые выразительные средства формируют образ. Посмотрите на эту картинку с изображением котов. Какие разные характеры! Одного можно назвать комичным, другого — миленьким, третьего — хитрым. Попробуйте определить для себя, какими средствами воспользовался художник, чтобы выделить эти черты?hello_html_710d76c4.jpg

На примере этой картинки мы можем поговорить еще об одном выразительном средстве, о СТИЛИЗАЦИИ.Этот термин, как и термин «композиция» имеет несколько значений. В данном случае он обозначает особенности техсредств, которые использует художник, его характерную манеру рисунка. Думаю, глядя на эти изображения котов, Вы прекрасно можете представить каждого из них, нарисованного в той же манере, но в другой позе, настроении и даже с совершенно другим характером.

Стилизация — это намеренная имитация стиля определенного автора или направления в искусстве. Один и тот же сюжет мы можем изобразить в стиле Рембрандта или Сезанна, Ван Гога или Сальвадора Дали. Объект — один, а впечатление от него будет разным. Представляете, насколько это может расширить возможности художника!

Ну что же, думаю, теории на сегодня достаточно. Обратимся к ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.

hello_html_8591636.jpg

hello_html_m4d8ac1a3.png

формат

пространство

композиционный центр

равновесие

ритм

контраст

светотень

цвет

декоративность

динамика

статика

симметрия

асимметрия

открытость

замкнутость

целостность

образ

форма

стилизация

Упражнения на составление композиции– 15 мин.

Студентам предлагается подойти к доске и составить из шаблонов свою композицию.

Обсуждение. Варианты композиций.Перенос своего варианты композиции в альбом. Выбор материала произвольный.

В конце урока рассматриваем работы, находим те, в которых наиболее интересно использованы особенности и характеристики предметов, наиболее точно схвачены композиционные нюансы.

hello_html_m745c317b.jpg

Составление из шаблонов композиции.

Физминутка-3 мин.

Порисуем в воздухе все что мы сегодня называли …..

Упражнения. Зарисовки схем- 10 мин.

Зарисовки схем в тетрадях

Вы можете вести предварительные поиски композиции натюрморта так же, мы делали на доске, только зарисовывая в карандаше.

Найдите лучшее, наиболее гармоничное и выразительное решение. Ведь это Ваша картина. И в ней – рассказ о вашем любимом кувшине. Проявите максимум фантазии и вкуса!

Окончательный вариант рисунка мы выполняем карандашом, в линиях. Однако если Вам очень захочется заштриховать рисунок, показав объем предметов, или раскрасить его, сделав цветным — не отказывайте себе в этом творческом порыве.

Статика динамика

Контроль результатов первичного запоминания-20 мин

Организация анкетирования

Что вам понравилось сегодняшнее творческое путешествие в композиционный мир? Продолжите фразу анкеты:

сегодня я узнал(а)… …………………………….

было интересно… …………………….

было трудно… ………………….

я выполнял(а) задания……………………..

я понял(а), что… …………………

теперь я могу…………………….

у меня получилось … ……………….

я попробую………………….

мне понравилось………………..

Большое спасибо.

Слова –ребусы

Ответы на анкеты

Подведение итогов – 10 мин. Организация работы по парам — разгадывание кроссворда

Подведем итог.

Использовать форму, ее силуэт и пропорции, а так же декор или текстуру для создания определенного образа предмета. Можно выделить следующие композиционные правила:

передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Сегодня Вы узнали: определения слова «композиция».

Познакомились с выразительными средствами, которые создают художественный образ. Это форма, пропорции, масштабность, цвет, декор, фактура, текстура, стилизация.

Разгадывание кроссворда

Закрепление знаний.

Домашнее задание – 2 мин

Композиционные зарисовки предметов быта

Приложение 1

Кроссворд № 1 (закрепление)

По горизонтали:

  1. Композиционное правило, передающее движение

  2. Не зеркальное расположение предметов по отношению к центральной оси картины

  3. Размер листа бумаги

  4. Порядок изложения согласно построению произведения.

  5. Равномерного распределения объектов за счет цвета, формы, размера, яркости

  6. Зеркальное расположение предметов

  7. Соотношение размеров

По ветрикали:

  1. Композиционное правило, запечатлевшее покой

  2. Главная мысль произведения

  3. Точка пересечения каких-либо осей, линий

  4. Составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей

  5. Чередование элементов в определенной последовательности

Кроссворд № 1 (закрепление)

По вертикали:

  1. Статика– композиционное правило, запечатлевшее покой

  2. Идея — главная мысль произведения

  3. Центр- Точка пересечения каких-либо осей, линий

  4. Композиция-составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей

  5. Ритм – чередование элементов в определенной последовательности

infourok.ru

Основываясь на правилах композиции выполните упражнения – : . . : , , . .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх