Canon Lens EF-S 24mm 1:2.8 STM. Обзор читателя Радоживы
Обзор Canon Lens EF-S 24mm 1:2.8 STM специально для Радоживы подготовил Родион Эшмаков.
Canon Lens EF-S 24mm 1:2.8 STM
Выпущенный в 2014 году Canon EF-S 24/2.8 STM позиционируется производителем как (дословно) «компактный и доступный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и диафрагмой f/2.8» для APS-C кадра. Видимо, этот объектив – проявление заботы компании о владельцах кроп-зеркалок, которым крайне сложно найти недорогой широкоугольный фикс-объектив. А если прибавить сюда еще и «компактный», то это было вовсе невозможно из-за применения громоздких ретрофокусных схем. До тех пор, пока не появился «блинчик» 24/2.8 STM.
Технические характеристики
Оптическая схема – 6 линз в 5 группах, асферический задний элемент. Далекий потомок обычного двойного гаусса. Схема.
Формат кадра – APS-C;
Фокусное расстояние – 24 мм, эквивалентное для APS-C – 38 мм;
Диафрагма – 7 скругленных лепестков, привод энергозависимый, F/2.8-F22;
Минимальная дистанция фокусировки – 0.16 м;
Привод фокусировки – шестереночный шаговый мотор STM;
Диаметр резьбы под фильтры – 52 мм;
Вес – 125 г;
Стоимость: 170-190$, текущие цены можно посмотреть здесь;
Конструкция и сборка
Canon EF-S 24/2.8 STM – это объектив-блинчик, являющийся кроп-аналогом полнокадрового Canon EF 40/2.8 STM. Корпус выполнен из матового черного пластика, типичного для объективов этого производителя. Белая точка подсказывает необходимую для стыковки с камерой ориентацию объектива. Из органов управления – переключатель автофокуса и кольцо фокусировки на носу объектива. Управление диафрагмой осуществляется через меню камеры.
В отличие от большинства EF-S объективов, этот несовместим с полнокадровыми камерами не только «механически» за счет искусственно добавленной пластиковой детали, цепляющей зеркало. Задний фокальный отрезок объектива действительно не позволит достичь фокусировки на бесконечность при попытке установки на камеру с байонетом EF.
Вид выступающей за плоскость байонета задней части объектива
На задней стороне Canon EF-S 24/2.8 STM можно увидеть надпись “Made in Malaysia” рядом с электроконтактами байонета.
Надпись с указанием страны-производителя на задней части объектива
Объектив осуществляет фокусировку движением всего линзоблока. Его передняя часть при этом остается неподвижной и не люфтит. Приводом является шестеренчатый шаговый мотор (STM), основным преимуществом которого является быстрая, бесшумная и плавная фокусировка при видеосъемке, как заявляет производитель. В действительности же требуется наличие камеры, поддерживающей прелести и фишки автофокуса с STM-объективами (Canon 650D, 100D, 250D – например): моя Canon 600D с ними не работает и в видео фокусируется в авторежиме из рук вон плохо. С другой стороны, фокусировка действительно не шумная – заметное жужжание проявляется только при быстром полном прогоне линз. Изредка можно услышать негромкие отрывистые звуки, когда мотор производит точную доводку фокусировки.
Вид объектива при фокусировке на бесконечность
Вид объектива при фокусировке на МДФ
В режиме фото автофокусировка работает очень быстро и цепко даже на моей камере, время полного прогона линз от МДФ до бесконечности составляет менее секунды. На средних дистанциях фокусировка от бесконечности практически мгновенная – объектив позволяет снимать живые динамические сцены и очень удобен для съемки, например, мероприятий в помещениях. В этом помогает маневренность связки довольно маленькой кроп-камеры с миниатюрным Canon EF-S 24/2.8 STM.
К сожалению, фокусировка доступна только при включенной камере – даже если использовать мануальный режим фокусировки. Иными словами, прямой связи между кольцом и фокусировочным механизмом нет: этим обусловлена характерная манера мануальной фокусировки объектива, требующая привычки после старых объективов. И благодаря этому кольцо не вращается при автоматической фокусировке и всегда доступно для ручной ее коррекции.
Диафрагма объектива состоит из 7 лепестков, причем форма отверстия всегда очень близка к круглой. Мелочь, а так приятно! Точечные источники света дадут плюшку из 14 лучиков при закрытой апертуре.
Вид диафрагмы объектива через заднюю линзу
Почти идеально круглое отверстие диафрагмы Canon EF-S 24/2.8 STM.
Почти идеально круглое отверстие диафрагмы Canon EF-S 24/2.8 STM.
Чтобы сделать фото объектива с прикрытой диафрагмой мне потребовалось присоединить его к камере, выбрать значение апертуры и нажать кнопку рядом с байонетом, закрывающую диафрагму до выбранного значения. Удерживая эту кнопку, я отсоединял объектив. Когда я это сделал в режиме Live View, камера немного сошла с ума и пришлось ее перезагрузить доставанием батареи. Не делайте так.
Полвека разницы: Гелиос-44 и Canon EF-S 24/2.8 STM.
Canon EF-S 24/2.8 STM оказался хорошо собранным и очень удобным в обращении объективом. Я не смог найти каких-либо явных недостатков конструкции или работы автоматики. Если придираться, то недостатком можно назвать особенность STM-привода, связанную с невозможностью фокусировки объектива на выключенной камере.
Оптические свойства
На кроп-камерах Canon EF-S 24/2.8 STM является умеренным шириком или, скорее, универсальным штатником, с ЭФР 38 мм. В отличие от полнокадровых 24 мм объективов Canon EF-S 24/2.8 STM обладает куда менее асимметричной оптической схемой, что позволяет уменьшить полевые аберрации. Кроме того, исправление оптических искажений обеспечивает асферический задний элемент.
Картинка у объектива очень резкая с открытой диафрагмы. Лишь по углам кадра можно заметить небольшую (в сравнении с любыми с древними широкоугольными мануалами так точно) кому. Присутствует заметное виньетирование (до 50%), его косвенным признаком является закручивание боке объектива на открытой диафрагме. При изменении апертуры к F/4.5 объектив становится очень резок, аберрации пропадают. Дальнейшее закрывание диафрагмы приводит к увеличению глубины резко изображаемого пространства.
Изменение картинки при диафрагмировании:
Canon EF-S 24/2.8 STM.
Canon EF-S 24/2.8 STM.
Canon EF-S 24/2.8 STM.
Canon EF-S 24/2.8 STM очень хорошо справляется с контровым светом: только яркое солнце прямо в лоб способно заставить залить кадр зайцами.
Поведение объектива в жестком контровом свете
У объектива очень хорошая цветопередача, замечательный контраст изображения. Для коррекции остаточных аберраций (главным образом виньетирования и легкой бочкообразной дисторсии) доступен профиль в Canon DPP.
На апертурах, близких к F/2.8, и малых дистанциях фокусировки Canon EF-S 24/2.8 STM демонстрирует приятное размытие заднего плана. На портретных дистанциях объект от фона отделяет слабо.
Малая дистанция фокусировки (всего 16 см) позволяет снимать объекты крупным планом, при этом довольно заметными становятся интересные перспективные искажения.
Довольно тяжело произнести такую фразу, но, как мне кажется, у этого объектива нет недостатков, связанных с оптической частью: открытая апертура является полностью рабочей, для достижения максимального разрешения достаточно прикрыть диафрагму на стоп-полтора.
Примеры фото на Canon EF-S 24/2.8 STM и Canon 600D (проявка из RAW в Canon DPP, профиль коррекции применен выборочно) приведены ниже.
Выводы
Canon EF-S 24/2.8 STM – это очень и очень удачный объектив для зеркальных камер формата APS-C. Компактный, быстрый, качественный и – доступный. Какие-либо существенные недостатки отсутствуют. Святой Грааль для владельцев кроп-камер.
Благодарю за внимание, Эшмаков Родион.
Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.
Фокусное расстояние 24 мм — минимальная граница трансфокации для большинства стандартных зум-объективов. Однако «зумы» вряд ли способны тягаться по качеству получаемого изображения с «фиксами». Поэтому в арсенале оптики многих систем есть не только объективы 24—70 мм с трансфокатором, но и отдельные 24-миллиметровые с аналогичной и более высокой светосилой. Canon выпускает несколько таких объективов, и в этом материале мы приведем результаты сравнения двух из них — «старшего» Canon EF 24mm f/1.4L II USM и «младшего» Canon EF 24mm f/2.8 IS USM.
Полное наименование | Canon EF 24mm f/1.4L II USM | Canon EF 24mm f/2.8 IS USM |
---|---|---|
Тип | широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием | широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и оптической стабилизацией |
Дата анонса | 17 сентября 2008 г. | 7 февраля 2012 г. |
Информация производителя | https://www.canon.ru/lenses/ef-24mm-f-1-4l-ii-usm-lens/ | https://www.canon.ru/lenses/ef-24mm-f-2-8-is-usm-lens/ |
Цена в России | Виджет Яндекс Маркет | Виджет Яндекс Маркет |
«Большой брат» из линейки профессиональной оптики Canon почти вдвое дороже младшего объектива, но и светосила у него больше на две ступени. Он должен считаться старшим в буквальном смысле, поскольку эта версия увидела свет на 3,5 года раньше, чем более скромный Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Посмотрим на детали подробнее.
Технические характеристики (данные производителя)
Canon EF 24mm f/1.4L II USM | Canon EF 24mm f/2.8 IS USM | |
---|---|---|
Байонет | Canon EF | |
Фокусное расстояние | 24 мм | |
Максимальная диафрагма | F1,4 | F2,8 |
Минимальная диафрагма | F22 | |
Число лепестков диафрагмы | 8 | 7 |
Оптическая схема | 13 элементов в 10 группах | 11 элементов в 9 группах |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,25 м | 0,20 м |
Угол обзора | 84° | |
Максимальное увеличение | 0,17× | 0,23× |
Привод автофокуса | ультразвуковой мотор (USM) | |
Стабилизация | нет | оптическая (IS), до 4 ступеней |
Защита от влаги и пыли | есть | нет |
Резьба для светофильтров | ∅77 мм | ∅58 мм |
Размеры (диаметр × длина) | ∅83,5×86,9 мм | ∅68,4×55,7 мм |
Вес | 650 г | 280 г |
Зачем нужна светосила
Сверхвысокая светосила — конечно же, роскошь (это заметно по цене), но роскошь порою необходимая: есть ситуации, когда обойтись без нее невозможно. Разъясним нашу позицию.
В типичном случае, когда широкоугольная оптика используется по своему основному назначению (для фотографирования пейзажей, городских ландшафтов и интерьеров помещений), ей надлежит обеспечить наибольшую глубину резкости, чтобы хорошо проработать детали на всех планах. Для этого диафрагму прикрывают до F8—F16 (в зависимости от свойств оптического инструмента и съемочных условий), а камеру часто ставят на штатив, поскольку при сохранении ISO 100 (что желательно для обеспечения максимальной детализации) длительность выдержки ночью может достигать нескольких минут, да и в пасмурный день может оказаться недостаточно короткой для съемки с рук без «смаза». Из-за традиции сильно диафрагмировать такие объективы при съемке традиционных сюжетов некоторые их марки сильно ограничены в своем максимальном раскрытии. Это делается, главным образом, с целью уменьшить размеры стекол и, соответственно, вес и размеры объектива. В качестве иллюстраций приведем великолепные Voigtländer Heliar Ultra Wide 12mm f/5.6 и Super Wide 15mm f/4.5 для Leica-M и Sony FE, редуцированный ad absurdum Carl Zeiss Hologon 16mm f/8.0 (!) для Contax G/G2, а также венец миниатюризации — сверхтонкие «блинчики» MS Optics Perar 21mm f/4.5 и 17mm f/4.5 японского мастера Садаяшу Миязаки. В этих оптических инструментах светосила не важна, главное — рекордно малые размеры. А раскрытие более F2,0 будет востребовано, когда требуется следующее:
- Запечатлеть динамичную сцену на достаточно короткой выдержке «без смаза».
- Обеспечить адекватное размытие заднего или переднего планов (по отношению к объектам в зоне фокуса) в соответствии с творческим замыслом фотографа.
- Снимать видео в условиях недостатка освещения, чтобы избежать подъема ISO и/или уменьшения частоты кадров, то есть эквивалента выдержки.
- Сфотографировать ночное звездное небо, при этом ограничив длительность экспозиции, чтобы точки звезд не превратились в черточки (дуги), то есть «не размазались» из-за вращения Земли.
Конструкция
Оба наших подопечных отличаются безукоризненным качеством сборки и хорошо продуманной конструкцией, в которой нет ничего лишнего, а все полезное расположено с расчетом на максимальное удобство для пользователя. Canon EF 24mm f/1.4L II USM подтверждает свою принадлежность к линейке профессиональной оптики (L) не только более значительными светосилой, весом, размерами и ценой, но и гарантированной герметизацией (при использовании соответствующих моделей фотокамер Canon).
Canon EF 24mm f/1.4L II USM обладает новым просветляющим покрытием SWC, которое состоит из наночастиц размерами меньше половины длины волны видимого света. Предполагается, что они более эффективно фильтруют паразитные отражения.
«Младший брат» лишен этих новшеств; в нем присутствует лишь один асферический элемент.
Лабораторный тест
Сравним наших подопечных в стендовых испытаниях.
Стендовые съемки традиционно проводились в RAW, после чего подвергались проявке с использованием последних профилей Adobe. В ходе этого процесса слабые хроматические аберрации в центре кадра, которые в «камерном» JPEG были едва заметными, отчетливо визуализировались по вине проявщика и использованного им профиля объектива. Впрочем, в углах кадра хроматические аберрации достаточно заметные у обоих объективов. Несмотря на центрально-взвешенный режим экспозамера, на открытых диафрагмах углы получаются очень темными. Насколько такой перепад освещенности критичен, покажут только полевые снимки. Подобная виньетка возникает у обоих объективов на открытых диафрагмах, а с ее прикрытием практически пропадает. Если браться за оценку светопропускания, то в обоих случаях оно одинаковое в пределах погрешности измерения, так что оценить относительную эффективность просветляющих покрытий сложно.
Итак, хроматические аберрации у обоих объективов находятся на примерно одинаковом (низком) уровне. Дисторсия у «старшего брата» менее выражена — здесь надо отдать должное асферическим линзам, которые позволяют заметить эту небольшую разницу между двумя объективами. А вот с разрешающей способностью все очень непросто. «Младший брат» демонстрирует кривые, характерные для высококачественного объектива: небольшой перепад разрешения между открытой и прикрытой диафрагмой, высокое среднее значение и хорошая стабильность в центре и на краю кадра. А вот Canon EF 24mm f/1.4L II USM ведет себя как минимум странно. Провал разрешения на краю кадра при полном раскрытии ему еще можно простить — это привычное поведение широкоугольного оптического инструмента. Но то, что на F2,8 он уступает по разрешению младшей модели и не может догнать ее даже на F8, уже настораживает. Зато здесь край кадра практически не отстает от центра. Впрочем, разрыв между двумя объективами небольшой: оба могут похвастать высокой и достаточно стабильной разрешающей способностью.
Canon EF 24mm f/2.8 IS USM оснащен стабилизатором изображения. Производитель обещает эффективность в 4 ступени EV. Тестирование по нашей методике дает оценку эффективности в 3⅔, что очень близко к заявленной.
По результатам теста нельзя однозначно сказать, какой объектив лучше, потому что они слишком разные — и слишком одинаковые. В общем-то, это хорошо: производитель по-разному позиционирует объективы, что не мешает ему в обоих случаях ставить высококачественную оптику. Те, кому нужно снимать в студии с гарантированным качеством и хорошей светосилой, наверняка будут смотреть в сторону L-серии. Те, кто хочет мобильности, вероятно, предпочтут модель попроще, но технически более пригодную для своих задач. Но и первые, и вторые в итоге смогут получать изображения достаточно высокого качества.
Практическая фотосъемка
Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Canon EOS 5D mark IV. При этом использовали следующие параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG со минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Главное назначение широкоугольных объективов — съемка ландшафтов. Для первой серии полевого теста мы как раз выбрали чисто русский пейзаж: Боголюбский луг, что под Владимиром, и стоящий на нем храм Покрова на Нерли. Он был возведен в 1165 г., затем много раз перестраивался, теряя архитектурные детали, но даже в том состоянии, в котором он предстает перед нами сегодня, есть волшебное очарование лаконизма форм и их органичного сочетания с природным окружением.
Мы будем сравнивать объективы только при доступных обоим значениях диафрагмы. Для каждого из них приведем по паре снимков: первый — результат «проявки» без коррекции с помощью профилей, второй — с использованием таких профилей. Эквивалентную светочувствительность на всех снимках удалось удержать на ISO 100.
На первых трех парах кадров (диафрагмирование от F2,8 до F5,6) «младший брат» обнаруживает недодержку примерно на ⅔ ступени, которую почему-то допускает автоматика. Отчасти это подтверждается тем, что экспозиция ею выбирается короче на ⅓, но откуда берется оставшаяся разница, остается неясным. Начиная с F8 длительность выдержки при съемке с помощью обоих подопечных выравнивается, но у Canon EF 24mm f/2.8 IS USM при этом все равно сохраняется картина общей недодержки — правда, уже всего ⅓ EV.
Оба объектива на максимальном раскрытии виньетируют (до ⅔ EV у «старшего брата» и до 2 EV у «младшего»). Виньетка сохраняется вплоть до F4. Приложение профилей в ходе «проявки» в Adobe Camera RAW устраняет этот недостаток, а допущенная недодержка уменьшается наполовину.
Canon EF 24mm f/1.4L II USM рисует картинку с дрейфом АББ в более холодные тона, а Canon EF 24mm f/2.8 IS USM — в более теплые.
Резкость в центре практически одинаковая у обоих испытуемых при всех сравнимых степенях диафрагмирования. А вот на периферии картина явно не пользу «старшего брата»: при F2,8—F4 он сильно уступает Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, демонстрируя то, что на фотожаргоне обычно именуют «мылом» (хотя F2,8 — далеко не максимальное для этого объектива значение диафрагмы). Оговоримся: вполне возможно, что в столь демонстративном отставании Canon EF 24mm f/1.4L II USM от младшего соперника виновата специфика конкретного (неудачного) экземпляра объектива.
Хроматические аберрации на периферии кадра заметны у обоих испытуемых на любом раскрытии. Если приложить соответствующие профили, то при «проявке» они эффективно удаляются, но резкость при этом, конечно, не повышается.
Проведем контрольное испытание и обратимся к сцене, более сложной по характеру освещения: контражур, высокий контраст, обилие мелких деталей на периферии. В ней перед нами утренней порой предстает замечательный памятник древнерусского зодчества — Георгиевский собор в Юрьеве-Польско́м Владимирской области. Именно так, с ударением на последнем слоге, и принято называть этот город. Нынче в именительном падеже он пишется как «Польский», и несведущие люди произносят это прозвище соответственно, однако оно не имеет ничего общего с соседним европейским государством, а лишь отражает местонахождение среди полей (а не за лесами, в отличие от знаменитого Переславля).
Георгиевский собор был построен в 1234 г. князем Святославом, сыном Всеволода Большое Гнездо. По свидетельству Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер» — он возложил на себя обязанности главного архитектора и начальника строительства. И за четыре года поставили суздальцы чудесную церковь, «вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
Спустя два столетия значительная часть здания обрушилась (все-таки Святослав не был профессионалом в архитектуре и строительстве), и плашки с каменной резьбой осыпались. Уже в 1471 г. храм был восстановлен бригадой зодчих под началом Василия Ермолина, однако, не имея представления о том, как должны располагаться эти плашки, а равно и за недостатком времени, резьбу размещали на стенах как попало, не подбирая отдельные фрагменты по сюжетам, а некоторые — даже развернув на 90 градусов. К тому же часть резьбы вообще отыскать не удалось: то ли рвения было мало, то ли окрестные жители растащили камень на личные нужды. Но то, что дошло до нас, радует, удивляет и ставит в тупик своими загадками: драконы, слоны, львы, грудастые русалки — всё это трудно назвать традиционными элементами оформления храмов России.
Вернемся к нашему тестированию и на этот раз исследуем весь диапазон доступных значений диафрагмы у обоих испытуемых. Аналогично предыдущей серии, для каждого объектива мы приведем по паре фотографий: первая — результат «проявки» без коррекции, вторая — с приложением соответствующего профиля. Благодаря яркому солнцу, эквивалентную светочувствительность удалось сохранить на отметке ISO 100.
При раскрытии F1,4—F2 «старший брат» ведет себя так же, как и при F2,8 в предыдущей серии. То есть резкость в центре кадра хорошая, а ее падение на периферии выражено примерно так же, как и с F2,8. Это подтверждает наше предположение об особенностях конкретного экземпляра объектива, поскольку эта самая нерезкость должна была бы возрастать от F2,8 к F1,4.
Canon EF 24mm f/2.8 IS USM вновь демонстрирует недодержу от ⅔ до 2 EV на всех снимках. Она примерно наполовину компенсируется при приложении профиля, но все же остается заметной по сравнению со «старшим братом». Однако благодаря этой особенности, сцена больше подходит именно младшему объективу: недодержка хотя и «давит» детали в тенях, но позволяет лучше проработать фактуру облаков в ярких светах изображения.
Видимой на глаз разницы в балансе белого нам выявить не удается. Но в таком «противосолнечном» сюжете воспроизведение цветов вообще сильно страдает из-за высокого контраста, поэтому цветопередачу в этой серии оценивать не стоит. Лучше возьмем другой сюжет: сцену в Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. Здесь иногда проводят службы, но в основном это экспозиция Суздальского музея-заповедника, куда водят толпы иностранных туристов. Этот сюжет мы снимали при одинаковых параметрах: F2,8; 1/30 c; ISO 320. Благодаря тому, что для освещения использованы светодиодные лампы, коррекции АББ не потребовалось. Верхние снимки — без коррекции, нижние — с коррекцией при помощи соответствующих профилей объективов.
Canon EF 24mm f/1.4L II USM | Canon EF 24mm f/2.8 IS USM |
---|---|
Без профиля | Без профиля |
С профилем | С профилем |
Цветопередача в столь непростых условиях хорошая. Дополнительно двигать ползунки в Adobe Camera RAW нам не понадобилось. Кроме виньетирования, сильнее выраженного у Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, обращает на себя внимание интересное явление: та нерезкость на периферии, которая сильно ухудшила качество фотографий храма Покрова на Нерли, снятых с помощью «старшего брата», здесь стала значительно менее выраженной, и теперь менее привлекательным кажется «младший брат».
Вопреки традиции, мы не станем изучать специфику наших подопечных в деле размытия заднего плана, потому что, во-первых, при сравнимых диафрагмах (F2,8) его получить чрезвычайно трудно (нужно работать на макродистанциях), во-вторых, при столь широком угле обзора, как у наших подопечных, оно обычно никого не интересует, а в-третьих, 24-миллиметрового объектива с по-настоящему красивой картиной бокэ, кажется, не существует в природе.
Оба наших подопечных предоставляют широкие возможности для съемки не только ландшафтов и интерьеров, но и репортажа, причем преимущества «старшего брата» по части светосилы с лихвой покрываются оптической стабилизацией, которой оснащен «младший». Дополнительные иллюстрации можно найти в галерее, куда мы решили собрать другие снимки без подписей и комментариев. Параметры Exif в исходных файлах доступны во всех случаях.
Итог
Из арсенала широкоугольной оптики Canon для полнокадровых ЦЗК мы сравнили характеры двух «братьев» — старшего Canon EF 24mm f/1.4L II USM и младшего Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Их роднит величина фокусного расстояния и заметно отличают цены, размеры, вес и светосила. Менее «продвинутая» младшая модель для компенсации светосилы оснащается оптическим стабилизатором изображения, который позволяет получить выигрыш не менее чем в три с половиной ступени экспозиции, то есть дает возможность работать с нею на выдержках менее 1/3 с (или так, как будто ее максимальная диафрагма составляет F1,0).
Canon EF 24mm f/1.4L II USM имеет максимальное раскрытие F1,4 — на сегодняшний день это практический максимум для 24-миллиметровых объективов для «полного кадра». Как и любой другой представитель профессиональной линейки (L) оптики Canon, этот объектив обладает защитой от проникновения пыли и влаги (при использовании с теми камерами, которые в состоянии это обеспечить).
По качеству получаемого изображения оба испытуемых близки, но младшая модель обладает более выраженным виньетированием, а старшая — более заметной периферийной нерезкостью при диафрагме до F5,6.
Несмотря на неоднозначные результаты, которые показывают оба испытуемых в лабораторном и полевом тестах, каждый из них вправе рассчитывать на то, что он найдет себе заботливого хозяина, которому сможет подарить много отличных снимков.
Авторские фотографии, сделанные с помощью 35-миллиметровых и 24-миллиметровых объективов Canon, можно найти в этом альбоме: http://ixbt.photo/?id=album:60381
Авторские фотографии, сделанные с помощью объектива Canon EF 24mm F1.4L II USM, можно найти в этом альбоме: http://ixbt.photo/?id=album:60513
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор объектива Canon EF 24mm F1.4L II USM:
Наш видеообзор объектива Canon EF 24mm F1.4L II USM можно также посмотреть на iXBT.Video
Благодарим компанию Canon за объективы и фотокамеру, предоставленные для тестирования
Среди объективов с байонетом Canon EF-S есть немало интересных образцов, и Canon EF-S 24mm f/2.8 STM имеет все основания считаться таковым.
Canon EF-S 24mm f/2.8 STM | ||
---|---|---|
Дата анонса | 15 сентября 2014 г. | |
Тип | широкоугольный объектив | |
Информация на сайте производителя | canon.ru | |
Цена | виджет Яндекс.Маркет |
Герою нашего исследования всего три года — для оптики это детский возраст. Вероятно, поэтому данный объектив еще не получил широкого распространения в фотографической среде. Но за этим дело не станет, мы уверены. В качестве первой иллюстрации возможностей Canon EF-S 24mm f/2.8 STM приведем таблицу спецификаций по данным производителя.
Технические характеристики
Полное наименование | Canon EF-S 24mm f/2.8 STM |
---|---|
Байонет | Canon EF-S |
Фокусное расстояние (эквивалент пленки 35 мм) | 24 (38) мм |
Максимальный угол обзора (по диагонали) | 59° |
Оптическая схема | 6 элементов в 5 группах |
Максимальная диафрагма | F2,8 |
Минимальная диафрагма | F22 |
Число лепестков диафрагмы | 7 |
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) | 0,16 м |
Максимальное увеличение | 0,27× |
Привод автофокусировки | шаговый двигатель (stepping motor, STM) |
Шкала дистанций | нет |
Стабилизатор изображения | нет |
Резьба для светофильтров | ∅52 мм |
Размеры (диаметр/длина) | ∅68/23 мм |
Вес | 125 г |
Совершенно уникальным объектив делают три обстоятельства:
- Компоновка типа «блинчик»: наименьшие размеры (длина 23 мм) и вес (125 г) в линейке оптики Canon EF-S
- Короткая минимальная дистанция фокусировки (16 см), позволяющая использовать его для съемки макро
- Удивительно невысокая цена
Конструкция
Оптическая схема нашего героя не так сложна, как это обычно бывает у крупных профессиональных объективов. Она включает всего 6 линз, объединенных в 5 групп. Один из элементов (задний) представляет собой асферическое стекло. | |
Корпус объектива изготавливается из полимерного композита. Он достаточно легкий, но не вызывает сомнений в прочности. Органов управления всего два: узенькое кольцо ручной фокусировки, расположенное в оправе передней линзы, и переключатель режимов наведения на резкость (автомат/ручной). Шкалы дистанций объектив не имеет — очевидно, из-за сверхмалой длины корпуса. | |
Не будь байонет Canon EF-S таким значительным в поперечнике, наш герой мог бы быть много меньше. Полезный диаметр передней линзы хорошо виден на этом фото. В принципе, производитель мог бы сделать посадочную резьбу для светофильтров меньше, чем 52 мм, но это изменило бы дизайн нашего подопечного не в лучшую сторону. | |
Стыковочный узел байонетного крепления металлический, тщательно обработанный и надежный. | |
На камере Canon EOS 7D Mark II, с которой мы тестировали нашего героя, он выглядит просто игрушкой и внешне не обнаруживает своих серьезных способностей. | |
На графике MTF (частотно-контрастной характеристики) синим представлены кривые при F8, черным — при максимальном раскрытии диафрагмы. Толстые линии — при разрешении 10 линий/мм, тонкие — 30 линий/мм; сплошные — для сагиттальных структур (S), пунктирные — для меридиональных (M). Напомним, что в идеале кривые должны стремиться к верхнему пределу, быть максимально пологими и содержать минимум искривлений. |
Объектив отлично спроектирован. Он компактный, легкий и удобный в работе. Посмотрим, что нам покажут тесты в лаборатории.
Лабораторные испытания
Кривая разрешающей способности очень стабильная. Максимальное разрешение достигается в области f/3,5—f/5,6 и составляет 85%. В остальном диапазоне объектив отрабатывает сенсор примерно на 80%, причем как в центре кадра, так и на краях. Лишь на f/16 разрешение падает до 70%, что по-прежнему можно назвать высоким результатом.
Хроматические аберрации в центре кадра есть, но весьма слабые: такие можно легко убрать в редакторе при «проявке». На краю кадра эффект смещения спектра чуть сильнее, но тоже не бросается в глаза. Объектив демонстрирует небольшую бочкообразную дисторсию, но при таком фокусном расстоянии и физических размерах объектива это простительно.
Разрешение, центр кадра |
---|
Разрешение, край кадра |
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра |
Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
Честно признаться, результаты лабораторного теста превосходят наши ожидания. От такого малыша никак не ждешь высокой и стабильной разрешающей способности и уж тем более минимальных оптических дефектов. При этом выглядит объектив как самый дешевый «полтинник» EF 50 1.8, но работает куда более гладко (благодаря приводу автофокусировки). А за те деньги, что просит производитель, это вообще обязательный инструмент выбора для фотолюбителя.
Практическая фотосъемка
Фотографирование в реальных условиях мы производили в связке с камерой Canon 7D Mark II. Перед началом работы устанавливали следующие съемочные параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля объектива для коррекции виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций. Полученные изображения преобразовывали в 8-битные JPEG-файлы с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Оптические свойства
Приведем первую серию, снятую при разных значениях диафрагмы. Это знаменитая церковь Покрова на Нерли, стоящая на Боголюбском лугу (Владимирская обл.).
Резкость в центре хорошая даже при максимальном раскрытии, на краях — удовлетворительная. По мере диафрагмирования резкость растет, и при F8 разница между центром и краями кадра уже не определяется. Виньетирование выражено лишь при F2,8, но оно полностью нивелируется приложением профиля объектива при «проявке» в ACR. А начиная с F4 виньетирование на глаз уже не выявляется.
Дисторсия в виде «бочки» заметна начиная с F2,8. Она полностью удаляется при обработке фото с профилем, но не компенсируется диафрагмированием объектива.
Canon EF-S 24mm f/2.8 STM отлично передает все богатство полутоновых градаций, причем прекрасно прорабатывает детали как в ярких светах, так и в глубоких тенях.
В целом результаты очень хорошие, даже несколько неожиданные, так как наш герой явно не относится к категории премиальной оптики, но демонстрирует качества, довольно близкие к ней.
Следующая серия снята в полях Владимирской области.
Картина аналогична той, что мы наблюдали в первой серии снимков. Однако при сильном диафрагмировании начинают проявляться традиционные «болезни»: резкость на периферии и в центре падает начиная с F11 и достигает максимума при минимальной диафрагме (F22). Заметим, что в последней ситуации нерезкость достигает столь высокой степени, что снимки становятся малопригодными для какой-либо цели. На наш взгляд, правильной мерой будет ограничение диафрагмирования максимальным значением F8.
Работа при слабом освещении
Теперь обратимся к возможностям работы в условиях недостатка света. Следующие фотографии сделаны в Преображенском соборе Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале. Мы снимали их с упором, чтобы избежать «смаза» при довольно длительной выдержке (1/5 с), которая, в свою очередь, была выбрана с целью не допустить подъема ISO выше 100 единиц.
Нам очень понравилось, как отработал объектив. Конечно, резкость на периферии оставляет желать лучшего, но все же она довольно приличная — по крайней мере, вполне может соперничать с краевой резкостью, которую обеспечивают на аналогичном раскрытии профессиональные широкоугольные объективы. Да и цветопередача достаточно правильная, не потребовавшая от нас вмешательства при преобразовании RAW в JPEG.
Размытие
Явно не рекордное максимальное раскрытие нашего подопечного осложняет его использование для размытия фона. Впрочем, попробуем выяснить, какого эффекта можно добиться. Снимки ниже сделаны на лугах Владимирщины. Мы специально выбрали такой пятнистый фон, чтобы быть достаточно придирчивыми к качеству рисунка. Фокусировка производилась по соцветиям болиголова внизу на переднем плане.
F2,8; 1/1250 c; ISO 100
Объектив сделал, пожалуй, все, что мог — но смог он немного. Размытие не достигает нужной степени, и структура бокэ получилась слишком назойливой и «нервной». Что ж, это не вина Canon EF-S 24mm f/2.8 STM, а технические ограничения.
в качестве контрольного образца приведем еще одно фото, снятое там же, с теми же параметрами, но при иной компоновке кадра.
Нет, к сожалению, и здесь ничего высокохудожественного получить не удается. Не будем требовать от нашего подопечного отличного результата той работы, для которой он, в общем-то, не создавался.
Сделанные нами снимки можно посмотреть в мини-галерее.
Галерея
Итог
Canon EF-S 24mm f/2.8 STM — «бюджетный» оптический инструмент, предназначенный, в основном, для фотолюбителей. Профессионалы нечасто пользуются такими объективами, и в случае с нашим подопечным это совершенно незаслуженно: он позволяет получать отличные снимки, особенно на пленэре при несильном диафрагмировании, да и на полном раскрытии в условиях недостатка света ведет себя вполне достойно.
Мы настоятельно советуем всем поклонникам неполнокадровой цифровой системы Canon обратить внимание на весьма удачный объектив Canon EF-S 24mm f/2.8 STM, который позволяет получать настоящее удовольствие при съемке и радовать потом ее результатами.
Благодарим компанию Canon за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру
Обзор стандартного зум-объектива Canon EF 24-70mm f/4L IS USM
Производитель | Canon |
---|---|
Дата анонса | ноябрь 2012 г. |
Тип | стандартный зум |
Информация на сайте производителя | Canon EF 24-70mm f/4L IS USM USM |
Средняя цена | T-8522517 |
Содержание
При наличии в линейке стандартных зумов Canon объективов Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и Canon EF 24-105mm f/4L II USM не очень понятно, что еще можно сюда добавить. На первый взгляд, объектив с ТТХ 24-70mm f/4L находится в заведомо проигрышной позиции, уступая одному из этих объективов по светосиле, а второму — по фокусному расстоянию. Посмотрим, что же он может предложить взамен и действительно ли у него качество изображения соответствует гордой литере L.
Технические характеристики
При первом взгляде на технические характеристики рассматриваемого стандартного зума для полнокадровых камер Canon напрашивается сравнение с бывалым и заслуженным «старшим братом» Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. При одинаковом диапазоне фокусных расстояний у них можно ожидать схожих характеристик, но все же это действительно разные объективы. Нынешний подопытный имеет на одну ступень меньшую светосилу, но остальные различия между объективами выглядят интересно.
Байонет | Canon EF (совместим с байонетом Canon EF-S, может использоваться с камерами APS-C) |
---|---|
Фокусное расстояние | 24 — 70 мм для полного кадра 38,4 — 112 мм для формата APS-C |
Максимальная диафрагма | f/4,0 |
Минимальная диафрагма | f/22 |
Число лепестков диафрагмы | 9 (круглое отверстие диафрагмы) |
Оптическая схема | 15 элементов в 12 группах |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,38 м |
Угол обзора | 74° — 29° по диагонали (для полного кадра) |
Максимальное увеличение | 0,7× для полного кадра |
Автофокусировка | внутренняя |
Привод автофокуса | кольцевой ультразвуковой привод (USM) |
Стабилизация | оптическая (IS), эффективность до 4 ступеней EV |
Защита от пыли и влаги | есть |
Резьба для светофильтров | ∅77 мм |
Размеры (диаметр/длина) | ∅82/93 мм |
Вес | 600 г |
Особенности |
|
Снижение светосилы позволило сделать объектив заметно компактнее и на четверть легче, а в практическом смысле недостаток светосилы частично компенсируется наличием 4-ступенчатого стабилизатора. Также стоит отметить наличие макро-режима с неплохим коэффициентом увеличения — 0,7. Все это на фоне более чем двукратной разницы в цене делает объектив достаточно интересным для покупки владельцами полупрофессиональных полнокадровых камер.
Конструкция, дизайн, управление
В состав оптической схемы из 15 элементов в 12 группах входят две асферические линзы и две UD-линзы. Диафрагма 9-лепестковая, скругленная, для обеспечения мягкого круглого боке.
Оптический стабилизатор отрабатывает, согласно заявлениям производителя, 4 ступени экспозиции. Рычажок включения стабилизатора, равно как и переключатель режимов фокусировки, удобен, не требует лишних усилий. | |
Конструкция отдает надежностью, присущей L-серии, однако выдвигающаяся часть объектива немного люфтит. Кольцо фокусировки прорезинено, работает плавно, ход достаточно большой для удобной фокусировки в ручном режиме, но не настолько большой, чтобы его приходилось перехватывать. Кольцо зуммирования не такое плавное, немного тугое, зато оно надежно фиксирует выбранное фокусное расстояние. За фиксацию объектива в транспортном сложенном состоянии отвечает соответствующий фиксатор, который также служит для перевода объектива в макро-режим. | |
Диаметр резьбы для фильтра — 77 мм, что делает аксессуары для него совместимыми с большим количеством других профессиональных объективов. | |
Объектив комплектуется блендой EW-83L с бархатистой внутренней частью для минимизации засветки при съемке в контровом свете. Передняя крышка удобная, надежная, с центральным хватом, удобно снимается и надевается одной рукой. |
Качество сборки, материалов, удобство — характерны для серии L. Никаких неожиданных выводов на этом этапе сделать мы не можем. Пожалуй, единственное, на что можно пожаловаться, это легкий люфт подвижной части. Объектив компактен и не очень тяжел для своего класса.
Разрешение, аберрации (лабораторный тест)
Фокусное расстояние 24 мм
Мы начнем просматривать характеристики «подопытного» с короткого фокусного расстояния — 24 мм. Это фокусное расстояние считается широкоугольным, хотя границы «широкоугольности» условны.
Мы же не будем отвлекаться на условности и зафиксируем на этом ФР умеренную «бочку» — бочкообразную дисторсию, вытянутую по вертикали (DВЕР = −1,47). По горизонтали (как обычно) дисторсия менее заметна, DГОР = −0,29.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
---|---|---|---|
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
Разрешение «подопытного» очень радует в центре кадра: в диапазоне f/4 — f/18 оно держится на очень высоком уровне 0,8 линии на пиксель и выше. Однако на периферии кадра разрешение очень заметно падает: на крайних значениях диафрагм — до 0,6 линии на пиксель, и даже максимум его составляет лишь 0,75 линии. Зато хроматические аберрации держатся на очень умеренном уровне — порядка 4% в центре кадра и порядка 2% на краю. Canon EF 24-70mm f/4L USM представляет собой довольно редкий экземпляр, характеристики которого в центре кадра порой уступают характеристикам на краю.
В последних тестах мы, кроме цифровых характеристик дисторсии, даем «кроп» угла кадра. Как видите, на самом коротком «фокусе» у нашего героя дисторсия выправлена почти идеально. Прямые линии почти не искажены. Лишь на самом краю мы наблюдаем небольшую «змейку».
Фокусное расстояние 42 мм
Переходим к среднему фокусному расстоянию 42 мм. Здесь мы видим почти полностью выправленною дисторсию, с искажениями по горизонтали и вертикали меньше 0,5.
И разрешение картинки на этом фокусном расстоянии радует намного больше: в диапазоне f/4 — f/18 разрешение по всему полю кадра держится на очень высокой отметке, выше 0,8 линии на пиксель, и только на диафрагмах f/20 и f/22 скатывается ниже 0,8 линии. В общем, на среднем «фокусе» разрешение нашего подопытного близко к идеальному.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
---|---|---|---|
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
Кроме того, на среднем «фокусе» практически полностью пропадают хроматические искажения. Мы можем назвать точные цифры, но они не изменят суть: «хроматика» здесь почти полностью отсутствует.
Фокусное расстояние 70 мм
Переходим к длинному «фокусу» — 70 мм. Здесь почти незаметная «бочка» становится почти незаметной «подушкой» — дисторсия меняет знак. Но от перемены знака мало что меняется: дисторсия выправлена почти идеально, численные показатели по вертикали меньше единицы, а по горизонтали меньше 0,5.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
---|---|---|---|
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
Разрешение на длинном «фокусе» не такое высокое, как на среднем, но не такое низкое, как на «коротком». На краю кадра оно заметно отстает от разрешения в центре, но с небольшой натяжкой можно считать, что в диапазоне f/4 — f/16 четкость картинки держится на очень высоком уровне, порядка 0,8 линии на пиксель, а потом (на узкой диафрагме) падает до 0,7 линии, что тоже является очень хорошим показателем.
Но зато вырастает «хроматика». В центре она почти незаметна, но на краю держится на уровне 4%. То есть заметна, но не слишком заметна.
Стабилизатор
Последняя часть нашей лабораторной работы — определение эффективности стабилизатора. Здесь мы устанавливаем фокусное расстояние 50 мм и снимаем «таблицу офтальмолога» с расстояния 5 метров.
Как видите, мы зафиксировали эффективность стабилизатора на уровне чуть ниже, чем 4 ступени EV, что почти совпадает с данными производителя. Наш метод «страдает» погрешностью порядка 1/3 ступени, так что общий вывод теста стабилизатора такой: мы подтверждаем высокую эффективность оптического стабилизатора, она действительно находится на уровне порядка 4 ступеней. (Наша методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300.)
Итоги лабораторного теста
Перед тем, как перейти к практическому тесту Canon EF 24-70mm f/4L IS USM, мы подведем итоги лабораторных испытаний:
- Стандартный зум Canon EF 24-70 mm f/4L IS USM обеспечивает очень высокое разрешение почти во всех режимах работы. Только на коротком «фокусе» разрешение на краю кадра заметно отстает от разрешения в центре, но при этом держится на уровне выше 0,6 линии на пиксель, что для края кадра вовсе не плохо.
- Уровень «хроматики» находится на позиции «почти незаметна» или «слабо выражена». То есть хроматические аберрации не являются проблемой.
- Стабилизатор объектива обладает высокой эффективностью, мы подтвердили заявление производителя, что стабилизатор способен «подарить» фотографу до 4 ступеней EV.
- К конструкции и эргономике придраться почти невозможно.
- По результатам лабораторных испытаний мы подтверждаем, что объектив обладает высокими характеристиками, свойственными серии Canon «L».
Что касается минусов нашего подопытного, то их можно только выдумать. Конечно, хотелось бы, чтобы объектив ничего не весил, ничего не стоил и выдавал бы идеальную картинку. Но такого не бывает. Если не отрываться от реальности, Canon EF 24-70 mm f/4L IS USM близок и идеалу.
Практическая фотосъемка
Набор фокусных расстояний от 24 до 70 мм у рассматриваемого объектива позволяет рассчитывать на работу с пейзажами, групповыми фотографиями, средними планами и портретами не крупнее поясных, если придерживаться традиционных представлений о допустимости дисторсии в портретной съемке. Налицо репортажная направленность объектива. Отсутствие 105 мм в диапазоне фокусных расстраивает, но будем надеяться, что меньшая кратность зума положительно скажется на качестве изображения.
Практическую часть тестов этого объектива я провел в два этапа. Сначала проверил уже известные факты на практике, а также попробовал выявить свойства объектива, которые трудно определить в нашей лаборатории. Этот этап был проведен в рамках поездки в Грецию, на остров Родос — заодно объектив был проверен на универсальность. Второй этап — практическая репортажная работа на киносъемках фильма «Счастья, здоровья!», который готовится к выходу 1 февраля 2018 года. С учетом фокусных расстояний объектива я подобрал сцены в помещении, где отсутствие длинного угла не так критично. Это были весьма забавные кадры с мальчишника в сауне.
Первое, что бросилось в глаза при использовании объектива в реальных условиях — очень заметное виньетирование на минимальных отметках фокусного расстояния, причем картина радикально не меняется при закрытии диафрагмы. Потемнение кадра на периферии заметно невооруженным взглядом, уже на экране фотоаппарата. Нарастает затемнение плавно, не очень навязчиво, но при этом самые края кадра темнее примерно на 2 ступени. С одной стороны, для многих жанров это не так критично — например, в портретной съемке это даже способ привлечь дополнительное внимание к центру кадра. Но вот в пейзажной съемке такая характеристика расстраивает, даже несмотря на беспроблемную компенсацию виньетирования в большинстве программ по обработке и конвертации фотографий. Если вы намерены редактировать фотографии, то приходится учитывать, что часть «запаса информации» в тенях уже будет израсходована на эту компенсацию, и вы уже не сможете в широких пределах дополнительно поднимать экспозицию или осветлять тени без того, чтобы на периферии кадра не полезли шумы.
Для субъективной оценки геометрических искажений я выбрал объект с прямыми линиями и попробовал заполнить им кадр максимально полно на всех основных фокусных расстояниях. На большом и среднем фокусных дисторсия действительно столь малозаметна, что никоим образом не мешает. На широком угле бочка становится заметной, хоть и достаточно умеренной. Тем не менее, при съемке объектов с правильными формами я бы рекомендовал в обязательном порядке исправлять искажения в редакторе.
Попробуем теперь визуально, не прибегая к лабораторным методам, оценить разрешение объектива, его резкость. Рассмотрим несколько кадров. При съемке на максимальных фокусных расстояниях и оптимальных значениях диафрагмы качество изображения очень высокое. Сложно придраться к резкости, как в центре кадра, так и по его краям. Хроматические аберрации визуально не наблюдаются даже при максимальном увеличении, даже по краям кадра.
На 24 мм и прикрытой до F9 диафрагме также не на что жаловаться: разрешение стабильно высокое по всему полю кадра, разве что появляется чуть заметная цветная кайма вокруг контрастных линий на периферии кадра. Однако данный дефект выражен очень слабо и легко и без последствий лечится в программе по обработке. Ну и упомянутое ранее виньетирование снова дает о себе знать.
Открываем диафрагму до F4, оставаясь при этом на широком угле. Виньетирование буквально бьет по глазам, но это для нас уже не новость. Субъективно разрешение объектива в центре кадра на открытой диафрагме находится на очень достойном уровне и лишь у самого края кадра наблюдается легкое падение резкости. Хроматика есть, но ее надо искать очень внимательно, ее уровень исчезающе мал.
Теперь посмотрим, какую картинку дает нам объектив на открытой диафрагме и фокусном расстоянии 70 мм. Видим отличную резкость в центре кадра и небольшое падение ближе к краю. Однако вопреки данным, полученным в лаборатории, падение к краям мне показалось более существенным, нежели на широком угле. А вот следов хроматических аберраций, напротив, обнаружить не удалось.
Любые попытки обнаружить на снимках переотражения источников света на внутренних линзах не увенчались успехом — объектив идеально справляется с солнцем в кадре и не допускает появления «зайцев».
Для проверки характера размытия дальнего плана на этом объективе пришлось установить самую открытую диафрагму, максимальное фокусное расстояние и выбрать объект, находящийся в пределах минимальной дистанции фокусировки — иначе на объективе со светосилой F4 и диапазоном фокусных расстояний 24—70 мм очень сложно получить значительную степень размытия. Но, тем не менее, благодаря скругленной 9-лепестковой диафрагме размытие равномерное, академичное.
Настал черед проверки в действии работы оптического стабилизатора. Учитывая отсутствие в объективе действительно больших фокусных расстояний, я рискнул предположить, что на практике стабилизатор окажется наиболее полезен при вечерней съемке пейзажа. Вместо того чтобы поднимать светочувствительность с базового ISO 100 до ISO 1600, что, как ни крути, для пейзажа не является оптимальным значением, мы попробуем компенсировать 4 ступени экспозиции работой стабилизатора. Объект съемки — центральная площадь старого города в крепости на острове Родос. Хотелось непременно дождаться паритета яркости вечернего неба и уже включившейся подсветки. Посмотрим, что удастся снять, не прибегая к помощи штатива, но снимая при этом на прикрытой диафрагме. В итоге, конечно, мне удалось из спортивного интереса получить снимок, четкость которого я бы оценил на 9 из 10, при следующих параметрах кадра: ISO 200, ФР 24 мм, F11, выдержка 0,8 с. Но для достижения этого результата мне пришлось предпринять более 10 попыток, пользуясь всеми мне известными способами получения стабильного кадра — удобная поза, локти к корпусу, съемка серией. В работе я бы не стал рассчитывать на все 4 ступени компенсации, так как без просмотра снимка на большом экране есть риск, что ни одного действительно четкого кадра вы не получите, если только вы не снайпер с железными руками. На 3 ступени уже можно надеяться, если не мешать работе стабилизатора. Если выдержка длиннее оптимальной для текущего фокусного расстояния на 2 ступени, то практически все кадры будут стабильными.
Благодаря быстрому ультразвуковому мотору вы можете рассчитывать на большое количество удачных кадров при съемке серий в режиме следящего автофокуса — объектив успевает за движением объекта и обеспечивает на большинстве снимков попадание в фокус в диапазоне от абсолютного до очень хорошего.
На сладкое я оставил проверку макро-режима. Переключаем рычажок на корпусе объектива и начинаем исследование макромира. Дистанция фокусировки сокращается до считанных сантиметров, и объектив то и дело упирается в снимаемый объект. Если бы степень увеличения была еще больше, то без вспышек для макросъемки было бы уже не обойтись. Качество изображения для неспециализированного объектива — на высоте, наблюдается высокая резкость на всех диафрагмах. Как итог — очень приятный бонус обладателям этого объектива. От вас не ускользнут никакие мелочи, и снято все будет без ущерба для качества (как это нередко бывает при использовании «гибридов»).
Хоть съемка в полевых условиях и может много рассказать фотографу о качествах тестируемой техники, мне представляется важным, как поведет себя объектив в повседневной работе, когда не будет избытка времени и подобранных сюжетов, зато будет необходимость работать на результат в реальных условиях. Для выяснения этого я отправился на съемочную площадку. Фотографии доступны для просмотра в галерее, а я поделюсь опытом использования этого «стекла» в репортажной съемке.
Объектив был удобен, конструкция не вызывала ни затруднений, ни неприятных ощущений — другими словами, никак не отвлекала от съемки. Все на своих местах, все легко находится вслепую. Объектив работает очень тихо и быстро, однако в нескольких ситуациях при съемке контрастных и хорошо освещенных объектов камера долго не могла поймать фокус. При попытке снять этот же объект в этих же условиях другим объективом я никаких сложностей не испытал. С точки зрения практического применения объектив не столь универсален, как хотелось бы. Очень часто возникало ощущение, что 70 мм ему маловато для того, чтобы провести полноценный репортаж, который бы включал в себя крупные портреты с соответствующей перспективой.
В условиях недостаточности освещения начинаешь мечтать о диафрагме F2,8, чтобы хотя бы на одну ступень понизить светочувствительность. И в случае репортажа наличие стабилизатора, как вы догадываетесь, не спасает, поскольку компенсирует только движение камеры, а не объекта. Однако к качеству снятого материала у меня не возникло ни одного вопроса. Все без исключения фотографии лишены технических недостатков и полностью пригодны для дальнейшей работы и использования.
Итог по практической фотосъемке
Делать вывод об этом объективе ох как непросто. К сильным его сторонам, несомненно и в первую очередь, стоит отнести очень высокое качество изображения. Единственное, что хотелось бы улучшить — это степень виньетирования на коротких фокусных расстояниях. Также радуют вес и компактность объектива. Условные недостатки связаны с использованием Canon EF 24-70mm f/4L IS USM в отдельных жанрах, для которых он в теории предназначен. Для звания профессионального репортажного объектива ему не хватает светосилы, а для путешествий — универсальности в виде большего диапазона фокусных расстояний. С другой стороны, в некоторых ситуациях недостаток света можно компенсировать хорошим стабилизатором, а диапазон применения объектива расширен благодаря наличию функции макросъемки. Если же обратиться к цене объектива, то двукратная разница с более светосильной версией, а также меньший вес делают его весьма привлекательным для обладателей младших полнокадровых камер Canon. В своем диапазоне фокусных расстояний объектив очень хорош. Если же универсальность важнее размера, то следует присмотреться к Canon EF 24-105mm f/4L II USM либо подумать о покупке нескольких объективов, которые бы покрыли интересующие фокусные расстояния без ущерба для качества изображения.
Редакция выражает благодарность компании Canonза предоставленную на тестирование фототехнику
Сегодня расскажу про данный объектив, который был у меня в пользовании около 1,5 лет. Сначала на кропе (50Д), затем на полнокадровом (6Д).
Началось с того, что я переходила на систему кенон, приобретала б/у-тушку 50Д с небольшим пробегом. Именно тушку, а нет китовый комплект, поскольку до этого уже была знакома с цифровыми зеркалками и понимала существенную разницу между китовыми объективами и светосильными фиксами.
Мне нужен был светосильный штатник на кроп-камеру. А это означает, что фокусное расстояние объектива нужно умножить на коэфициент, равный примерно 1,5 (т.к. меньшая по размеру матрица приближает больше). Вообще, я в основном снимаю портреты, поэтому наиболее удобное для меня фокусное расстояние на кропе — 50мм, на полнокадоровом аппарате — 85мм. Но в помещениях с ними тесно. Долго выбирала и остановилась на Canon EF 24mm f/2.8 USM. Приобрела его так же б/у, отдельно купила китайскую бленду.
Основаниями для данного выбора послужили:
1. фокусное расстояние: 24мм*1,5 = 36. — данное фокусное позволяет снимать в помещениях и захватывать много пространства в кадр, не слишком искривляя геомиетрическую перспективу.
2. Светосила 2,8. против 4 на китовом — это существенно. Можно снимать в более сложных условиях, когда освещения уже недостаточно
3 цена/качество. — недорогой объектив, простой рисунок, Если учесть цену, то неважное размытие можно простить.
Мои впечатления:
Для домашней/семейной съемки — вполне хороший выбор. И в помещении детей снимать, и на природе с ним легко. Брала его в путешествия в Таиланд — осталась довольна (хотя там и с китовым объективом света с лихвой) Отдавала на юстировку — пару месяцев резкость была звенящая, но потом мылить стал. Причем, именно мыло, т.к. четких линий фокусировки нигде не видно. Этакий софт-фокус
Пользовалась как вспомогательным объективом, когда не было возможности воспользоваться Canon EF 50mm/f1,4 USM и уж тем более CanonEF 85mm/f1.8 USM. Любимым не стал из-за того что все же рисунок мне его не нравился. Слишком бытовой какой-то… Но , все равно, достойные кадры и на него получиться могут. Надо просто заранее продумать свет и композицию.
Вот мои фотографии, снятые на этот объектив в связке с кроп-камерой Canon 50D
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Похвастаюсь поездкой в Таиланд (2013г)
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Canon 50Д + 24mm/f2.8
Затем я сменила камеру с кропа на модель с полнокадровой матрицей Canon 6D.
Объектив стал проявлять как классический широкоугольник, с искажением геометрической перспективы. Для кого-то это недостаток, но мне, наоборот, нравится. Широкий угод задает динамику снимку. У меня был неприятный случай, когда навернулся жесткий диск, поэтому мало фотографий снятых с этой линзой удалось сохранить. Остался один фотосет. Думаю, и так понятно какую картинку дает объектив:
Canon 6D + 24mm/f2.8
Canon 6D + 24mm/f2.8
Canon 6D + 24mm/f2.8
Canon 6D + 24mm/f2.8
Canon 6D + 24mm/f2.8
Canon 6D + 24mm/f2.8
А затем я приобрела свой штатник Sigma 35mm/f1.4Art, и после этого Canon 24mm/f2,8 стал невостребованным. Пропылился у меня несколько месяцев и был продан, о чем ни разу не жалею.Рекомендую ли я данный объектив? Если выбирать между ним и китовым Canon 18-55/f3,5-5,6, то я всегда буду за светосильные фиксы! Если бы выбор встал перед единственным бюджетным объективом, то я все же предпочла бы Canon EF 50mm/f1,4 USM или CanonEF 85mm/f1.8 USM, поскольку я все же предпочитаю портретную, а не репортажную или пейзажную съемку.
Всем удачи и хороших снимков. Так же предлагаю познакомиться с более удачными, на мой взгляд, светосильными фиксами, от съемки с которыми я получаю удовольствие:
CanonEF 85mm f/1.8 USM
Sigma 35mm f/1.4Art
Canon EF 50mm f/1.4
Сохранить
со стабилизатором изображения для природы, путешествий и спорта.
Стильные и практичные ручные, настольные, научные и печатные модели.
Фото, документ и большой формат для бизнеса и дома.
Красные лазерные указки с функциями презентации.
Высококачественные спреды с технологией lay-flat.
- Просмотреть все продукты Просмотреть все продукты
Функциональные и стильные домашние фотопринтеры и многофункциональные устройства, обеспечивающие качественные результаты.
Работайте с целым рядом небольших офисных принтеров, которые станут вашими идеальными спутниками.
Наслаждайтесь высоким качеством, низкой стоимостью печати и максимальным удобством с перезаправляемыми чернильными принтерами серии PIXMA G.
Получите полный творческий контроль над своими изображениями с помощью профессиональных фотопринтеров PIXMA и imagePROGRAF PRO.
Используйте расходные материалы Canon для обеспечения оптимальной производительности и превосходного качества при каждой печати.
- Последние принтеры Последние принтеры
- Просмотреть все принтеры Просмотреть все принтеры
со стабилизатором изображения для природы, путешествий и спорта.
Стильные и практичные ручные, настольные, научные и печатные модели.
Фото, документ и большой формат для бизнеса и дома.
Красные лазерные указки с функциями презентации.
Высококачественные спреды с технологией lay-flat.
- Просмотреть все продукты Просмотреть все продукты
Функциональные и стильные домашние фотопринтеры и многофункциональные устройства, обеспечивающие качественные результаты.
Работайте с целым рядом небольших офисных принтеров, которые станут вашими идеальными спутниками.
Наслаждайтесь высоким качеством, низкой стоимостью печати и максимальным удобством с перезаправляемыми чернильными принтерами серии PIXMA G.
Получите полный творческий контроль над своими изображениями с помощью профессиональных фотопринтеров PIXMA и imagePROGRAF PRO.
- Последние принтеры Последние принтеры
- Просмотреть все принтеры Просмотреть все принтеры
- Помоги мне выбрать Помоги мне выбрать
- Бизнес-принтеры Бизнес-принтеры