Объектив юпитер 3 – Объектив Юпитер-3 50 mm f/ 1.5 Характеристики, MTF, отзывы, обзоры, тесты :: Lens-Club.ru

Содержание

Объектив Юпитер-3 (М39) обзор — Фототехника СССР

Сменный сверхсветосильный объектив с просветлённой оптикой для дальномерных фотокамер.

Представляет собой реплику объектива Carl Zeiss Sonnar 1,5/50. Первые выпуски шли даже под наименованием ЗК (Зоннар Красногорский).
До 1954 года Юпитеры-3 собирались из немецких комплектующих, полученных СССР с рамках репараций. По исчерпании запаса комплектующих оптическая схема была пересчитана и объектив с небольшими изменениями в конструкции с 1954 выпускался уже из отечественных материалов.

Выпускались варианты с резьбой М39 и Contax-Киев для дальномерных фотоаппаратов Зоркий и Киев, соответственно.

В обзоре представлена резьбовая версия, произведенная на ЗОМЗ

Оптическая схема:


Фокусное расстояние: 50 мм
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 7/3
Рабочий отрезок — 28,8 мм
Относительное отверстие: 1:1,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 13

Регулировка диафрагмы — бесступенчатая
Предустановка диафрагмы — отсутствует


Ближний предел фокусировки — 1 м
Соединения:
объектива с камерой — M39×1
для ввинчивающихся насадок — M40,5×0,5
для надевающихся насадок — ∅42 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 30/14 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,80

Вес — 140 г.

Линзы объектива имеют просветление, о чем свидетельствует краспая буква П на переднем торце. Просветление химическое однослойное. Цвет его – фиолетовый.

Объектив очень компактный и легкий. Для сравнения, объектив для зеркальных камер Зенитар-М 1,7/50 весит 280 г. – вдвое больше.

Кольцо фокусировки достаточно отнесено от корпуса камеры и имеет приемлемую ширину. Фокусироваться вполне удобно.

Полный оборот кольца фокусировки— 180 градусов.

Кольцо для управления диафрагмой расположено на самом конце объектива. Кольцо очень тонкое, но ребристое и использование его затруднений не вызывает.

Лепестки диафрагмы — черненые и их целых 13 штук (!!!). На любой диафрагме лепестки формируют абсолютно ровный круг.

На диафрагме 1,5 объектив показателями не блещет. Нужно понимать, что в первую очередь такая светосила предназначалась для съемки в условиях плохой освещенности при отсутствии светочувствительных материалов с приемлемой зернистостью.
Светосильный объектив позволял зарядить в фотоаппарат пленку с более низкой чувствительностью и улучшить тем самым фотографии, несмотря на потери качества на диафрагме 1,5.

Высокая светосила Юпитера-3 — это не погоня за бокэ, а суровый выбор между резкостью оптики и зерном пленки.

Это в современных камерах чувствительность матрицы в несколько тысяч единиц — нормальное дело. Если кто не помнит или просто не застал времена СССР — напомню, что даже в 90-е годы самой ходовой пленкой была 64-я. А 125-я и 250-я считались уже пленками с крупным зерном. Что говорить о конце 50-х?

На дальномерной камере с портретной дистанции я бы не стал даже пытаться попасть в ГРИП на диафрагме 1,5. Разве, что изобразить а-ля брекинг фокусировки и извести кучу кадров?

Но тогда ведь выяснится, что на самом удачном кадре модель моргнула. Или даже зевнула от скуки. :о)
В цифровом мире Юпитер-3 получил вторую жизнь уже как портретник. Правда, на зеркальных камерах объектив можно использовать только как Макро, но есть ведь еще беззеркалки.

До приемлемых значений разрешающая способность и контраст Юпитера-3 возрастают только с диафрагмы 2. Но по краям резкости все-таки еще не хватает.

На данной диафрагме юпитер-3 рисует пластичную и выразительную картинку с неплохим размытием.
Стоит ли покупать Юпитер-3 на цифровую камеру? Беззеркальную, конечно.

Увы, но это относительно редкий объектив и стоимость его высоковата. Если вы хотите получить светосильный фикс и при этом оптимизировать соотношение цена / качество — это не ваш вариант. Цена слишком высока при слишком неоднозначных показателях на открытой диафрагме.

Вероятно, преимуществом для владельцев беззеркалок будет размер. И сам объектив небольшой, и переходник с дальномерного объектива будет короче, чем с зеркального.

Но в основном, Юпитер-3 интересен, конечно, коллекционерам и тем людям, которым нравится сам процесс фотосъемки старой техникой.

Тестовые снимки:

Пока в режиме Макро, конечно. Как-нибудь разживусь беззеркалкой — нащелкаю нормальных тестов. Но то, что на f1.5 резкость хромает на обе ноги — видно и тут.

Фокусировочное кольцо выставлено на бесконечность. Снимки сделаны с максимальной дистанции, на которой объектив способен фокусироваться за зеркалке.

f1.5
f2
f4
f5.6
f22


P.S. Многие советские объективы можно использовать с цифровыми фотоаппаратами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. И не забывайте про кроп-фактор.

Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть  2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в  LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Все указанные переходники также можно купить с кэшбэком. Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


fotoussr.ru

Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П — 50 mm F 1.5

Интересный объектив Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П для обзора прислал Владимир Михайлович.

Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П

Существует много различных модификаций Юпитер-3, так как сам объектив выпускался на нескольких советских заводах и претерпел ряд модификаций. Номер моего экземпляра N5704933, а значит объектив был выпущен в 1957 году уже с ‘нашего’ советского оптического стекла. Этот обзор очень поверхностный, так как, по некоторым причинам, я не имею сейчас возможности протестировать Юпитер-3 с фокусировкой на бесконечность. Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П — это объектив от дальномерных камер с посадочной резьбой М39. На зеркальных камерах без переделки его можно использовать только как макро объектив. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 на камере Canon EOS 350D с помощью самодельной конструкции. Как вообще использовать старые объективы с посадочной резьбой М39 на современных камерах Nikon читайте здесь, а на Canon здесь.

Вид Юпитер-3 50/1.5 на ЦЗК

Сейчас, в 2013 году, Юпитер-3 50/1.5 на барахолках продают по 150-200 у.е. Он считается одним из самых легендарных объективов Советского Союза, хотя первоначально был скопирован с немецкого Зоннара. Советские объективы со светосилой F/1.4, F/1.5 можно пересчитать по пальцам. Интересный обзор переделанного «на бесконечность» Юпитера-3 можете найти здесь.

Вид просветления объектива Юпитер-3 50/1.5

Объектив имеет однослойное просветление, на что указывает красная буква ‘П’ в названии объектива. Кольцо фокусировки вращается на 180 градусов, при фокусировке передняя линза не вращается, а хобот объектива слегка удлиняется. МДФ объектива составляет 1 метр.  Юпитер-3 50/1.5 интересен своей 13-ти лепестковой диафрагмой. Диафрагма регулируется плавно, без фиксированных промежуточных значений. Очень мало объективов может похвастаться 13-тью лепестками диафрагмы, которые формируют идеальное ровное отверстие, что создает правильные кружочки нерезкости.

Диафрагма объектива Юпитер-3

Примеры фотографий

Все снято на F/1.5. Объектив имеет шикарный необычный рисунок. Многие просто в восторге от боке объектива. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 только в макро-режиме, потому мне сложно судить про качество фото в действительности. Но все же объектив дает сильный желто-зеленый оттенок на фото и имеет ярко выраженные сферические аберрации на F/1.5.

Мой опыт

На Canon 350D я посадил Юпитер-3 50/1.5 не с помощью обычного переходника, а просто утопил объектив в байонетной шахте камеры, после чего закрепил такую конструкцию непрозрачным скотчем. Таким образом я попытался несколько уменьшить макро эффект.

Я не рекомендую выбрасывать столько денег ради Юпитер-3 50/1.5, а вполне достойной заменой ему может служить младший брат объектива — Юпитер-8. Юпитер-8 и Юпитер-3 в моем печатном альбоме ‘бокенаторов’ занимают почетные места. Я был восхищен рисунком Юпитер-3 настолько, что заказал себе кинообъектив Юпитер-8 за 3 у.е. для макро экспериментов 🙂 хотя давно зарекся «не покупать старую мануальную оптику!»

Размеры двух дальномерных полтинников

Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.


Выводы:

Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П — маленький, компактный супер-светосильный советский полтинник для дальномерных камер. Имеет очень приятный рисунок, но к сожалению, нет зеркальной версии объектива. В наше время Юпитер-3 50/1.5 стоит дороже многих ‘родных’ зеркальных автофокусных полтинников.

Интересную информацию по ЮПИТЕР-3 еще можете почитать в обзоре ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Объектив Юпитер-3 — Заметки на полях — LiveJournal

Хочу рассказать об этом объективе.

Сменный сверхсветосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных фотокамер. Снабжен ирисовой диафрагмой.
Переименованный трофейный объектив Carl Zeiss Sonnar 1,5/50. Вначале выпускался под наименованием ЗК (Зоннар Красногорский), затем — Юпитер-3.
В 1954 году в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла (вывезенное в качестве репараций), был пересчитан под отечественное. Одновременно с этим была немного изменена конструкция оправы, в частности — переделано кольцо установки диафрагмы. Серийный выпуск измененной версии начался с 1955 года.
С 1956 года объектив выпускался Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ, г. Загорск, ныне — Сергиев Посад), а с конца 1970-х годов — на валдайском заводе «Юпитер».
(источник — Архив НТЦ)

Мой экземпляр выпущен в 63году в ЗОМЗ, куплен через Молоток за 2000р+доставка. Доставка была небеспроблемной, но сейчас не об этом. Хорошо что дошел таки, в целости и сохранности. Шел из Саратова, а все потому что лот был охарактеризован как «Оптика в редкостном состоянии — на линзах ни пылинки, даже нет микроцарапин от протирки оптики». Хотя задняя крышка неродная, помечена как сделанная в Казани, на КоМЗ. Но объектив действительно в очень хорошем состоянии. В Москве такие экземпляры стоят уже более 3500, так что овчинка стоила выделки. Так же через oly43club.ru был куплен переходник m4/3 — M39 Leica. Причем здесь Лейка? — А очень просто: объективчик этот для дальномерных камер (Rangefinder Cameras), т.е. его можно поставить как на новейшую Leica M9, так и на старенький послевоенный Зоркий (тоже копия Лейки) и ФЕД. Конечно, при установке на m4/3 неизбежно скажется что размер сенсора по диагонали в два раза меньше стандартного кадра 24х36 мм. Но и стоит мой G1 далеко не 5000$ =) Poor man Leica — одно из прозвищ всех камер m4/3.

Объектив на камере

Конечно черненький смотрелся бы лучше, но черненькие выпускались только валдайским заводом, с более плавающим качеством..
Кстати говоря, можно купить и новую инкарнацию папы этого Ю-3. Почти братья — такая вот ирония жизни. Есть и беленькие, и черненькие. 969$ однако.)

Вообще кавай. И родные черты просто бросаются в глаза. Хотя на рисунке, похоже, байонетный вариант.

Но, вообще говоря, при перерасчете в 54-55г. была несколько изменена оптическая схема:

Схема Юпитер-3


Схема C Sonnar T* 1,5/50 ZM. Хорошо виден воздушный промежуток и прочие более мелкие отличия у прародителя.

С Клуба Дальномер:

Объектив изумительный, картинка просто с ног валит. У меня их 2 — один 54-го (последний год работы на немецком стекле), другой 64-го (загорский). Ну не знаю… Оба хороши, хотя немецкий вроде бы помягче, но нужно все-таки не сканировать, а печатать. Как напечатаю, добавлю
Еще полтора года назад обещал добавить отзыв после печати. Так вот увы и ах Косиновскому Ноктону 1,5/50. Если сравнивать их карточки (не сканы), то Ю-3 дает хорошую фору. Из под него картинки выходят живые, объемные. Их очень приятно печатать, приятно смотреть, как карточка проявляется. Совершенно особняком в сравнении с Ю-3 находится Суммилюкс 1,4/50 (у меня он не из современных, ему лет 10-12 на вид). Вот уж действительно чудеса творит. Если Ю-3 объемный, то Люкс дает картинку сродни голограммы. Все-таки немецкие оптики далеко забрались. В общем и целом Ю-3 супер-пупер полтиник в своих хороших экземплярах. Главное ощущение хочу еще раз подчеркнуть — чертовски приятно печатать с него карточки.

Как и все светосильные Зоннары, объектив в своем собсвтенном классе. Покупал его не ожидая особых откровений, и был в корне неправ. Сравнивать с чем-то неуместно, его надо просто вкурить. При диафрагмах 1.5-2.8, средней дистанции и удачном свете рисунок просто магический.

Я еще явно «не вкурил», но смутные ощущения чего-то живого и прекрасного есть. Объектив мне явно показывает, что резкость — не самое главное. В нем есть душа Он живой, и им прятно и интересно работать. В отличии от современного «идеального» и резкого panas 14-45 😉

http://35photo.ru/items/item_4170/ — фотографии, снятые на Юпитер-3
http://www.ziforums.com/album.php?albumid=56 — фотографии, снятые на Zeiss C Sonnar 50mm f1.5
И даже обнаружился тест этого Цейса на фокусировку, разрешающую способность и все такое >>

Конечно, нужно учитывать, что на m4/3 с кроп-фактором 2 этот универсальный полтинник с мягкий рисунком превращается в портретник (ЭФР 100мм) )с очень мягкий рисунком. Такой вот бесплатный пилинг кожи модели.)

Некоторые мои снимки. Эти, конечно, почти необработанные. В двух — легкий кроп, во всех ресайз и шарп при конвертации в web-качество. Диафрагма 1:1.5-2.0, точно не помню какая где.

Парочка боянистых картинок. Попытка портретов

И конечно еще можно посмотреть по тегу Ю3 50мм f:1.5

dgv-ff.livejournal.com

ussrlens.com — Юпитер-3 50/1.5

Светосильный штатный объектив для дальномерных фотокамер типа ФЭД-Зоркий-Leica (м39) и Киев-Contax (крепление Contax). Первые образцы объектива собирались на Красногорском Механическом Заводе (КМЗ) из комплектующих Carl Zeiss Sonnar F 1.5 50 mm и носили они название Зонар Красногорский, и уже позже Юпитер-3. Собирали объективы из немецких трофейных комплектующих до тех пор пока  стекла не закончились , до 1954 года. После оптическую схему оптимизировали под отечественный сорт стекла, была переработана и оправа. 

 

С 1954 по 1955 включительно обновленный Юпитер-3 производился на КМЗ. А уже на 1956 производство было передано Загорскому оптически-механическому Заводу  (ЗОМЗ). Дальше с середины 70-х Юпитер-3 снова поменял прописку, на Валдайскую завод «Юпитер» — где производился примерно до 1986 года.

Технические характеристики:

  • Фокусное расстояние — 52 мм.
  • Максимальная диафрагма — 1,5.
  • Минимальная диафрагма   — 22.
  • Количество лепестков диафрагмы — 13.
  • Количество линз/групп      — 7/3.
  • Минимальная дистанция фокусировки — 1 м.
  • Разрешающийся способность центр/край  — 30/14 линий на мм.
  • Светопропускание — 0,80.
  • Рабочий отрезок — 28,8 мм.
  • Крепление насадок  — резьбовое м40,5.
  • Крепление оптики — М39.

Конструктив и эргономика:

Юпитер-3 довольно таки компактный светосильный объектив, ровнять его с подобными объективами для зеркальных фотокамер язык не поворачивается, он раза в два меньше.  Корпус объектива сделан из алюминия, приятная тяжесть и чувство надежности. 

Казалось бы не больший размеры негативно сказываются на эргономике, а нет. Классическая компоновка органов управления 50-60х. годов  положительно сказывается на удобстве использования объектива.



Кольцо фокусировки не широкое но расположено по центру, тем самым обеспечивая нормальный доступ к фокусировки. Пальцы руки нормально удерживают кольцо благодаря рельефное плоскости, ход геликоида составляет чуть меньше чем пол оборота, примерно 170°.  Чего для точной фокусировки на открытой апертуре не всегда достаточно.  

Управление диафрагмой осуществляется так же кольцом, расположено он на передней части объектива. Диафрагма закрывается без ступеней, есть возможность выставить любое значение, в том числе промежуточное. Сама же диафрагма Юпитер-3 многолепестковая и состоит из 13 штук, но всех значениях апертуры лепестки формируют круг без зазубрин.





Объектив юпитер-3 производился с двумя типами крепления к фотоаппарату, Contax-Киев и м39. На обзор представлен Юпитер-3 м39, данное резьбовое крепление встречается и у первых отечественных объективов для Зеркальных камер — зачастую называют универсальным м39. Но существует большая разница между рабочими отрезками м39 для дальномерных камер и м39 зеркальных, а именно 28,8 мм у дальномерного варианта против 45,2 зеркального.



Разница в 6.4 мм не позволяет установить дальномерную оптику на зеркальные камеры с сохранением бесконечности, фокусировка возможна только в макро режиме.  По этой причине Юпитер-3 м39 возможно установить исключительно на беззеркальные камеры при помощи переходника. 

Художественные качества:

Открытая диафрагма 1.5 позволяет вести съемку относительно слабо освещенных объектов при использовании низкочувствительных фотоматериалов, при  этом получит приемлемый результат. То-есть речи о отличной резкости на F-1.5 не идет. В эру черно-белой пленки не было  высокочувствительных  фотоматериалов обладающими мелким зерном, те что были давали посредственный результат. Посему наращивали светосилу объективов, цена высокой светосилы некоторое падение ТТХ, но в любом случае такой вариант давал значительно лучший отпечаток (снимок) нежели менее светосильный объектив+высокочувствительная пленка. 

В эру цифровых фотокамер где рабочие iso 1600 считается нормой светосильная оптика обрела новый смысл, теперь акцент делается в угоду «Боке». 



На открытой диафрагме 1,5 сложнее попасть в ГРИП (глубина резко изображенного пространства), по краям кадра существенное падение резкости — мыло. Резкость можно наблюдать только в центре кадра. Контраст выше среднего, в контровом свете заметно падает. Хроматические аберрации лезут до диафрагмы 2.0, дальше они практически не заметны. 

Если бленды нет, то закрытие диафрагмы до 4.0-5.6 во многих ситуациях спасает, хотя в откровенно жестком освещении Юпитер-3 пасует.

 

А вот боке заметно сильно отличается от  Planar-о подобных объективов, оптическая схема Sonnar  вносит свои коррективы и имеет свой рисунок. Особенно сильно это заметно в плавном переходе из ГРИП в зону нерезкости Боке. Боке Юпитера-3 значительно жестче нежили у Гелиоса ( Planar-о подобного). 



На 2.0 разрешающая способность Ю-3 заметно возрастает, контраст прекрасный. По краям резкости все же не хватает. Боке чуть менее выразительно но все равно узнаваемо. На данной диафрагме юпитер-3 рисует пластичную и выразительную картинку, любителям портретов понравится.

На более высокой апертуре 2.8-5.6  Боке становится жестким, поскольку Глубина резкости возросла то и от плавного перехода ГРИП в Боке остается всего ничего. К достоинствам можно отнести значительно возросшую резкость по краям кадра (F2.8), контраст  так же подрос. 



Стоит отметить что Юпитер-3, точнее Carl Zeiss Sonnar 1.5/50, разрабатывались для черно-белой пленки, по этой же причине цветопередача хоть и естественная но не насыщена красками.  Отсюда приличная серость и блеклость, сложнее подобрать баланс белого.

Любителям снимать видео Юпитер-3 послужит хорошим художественным объективов, как было выше сказано большой плюс объектива это плавно закрывающееся диафрагма, без ступеней и скачков. На видео не будут заметны резкие скачки и перепады экспозиции, опять же все очень мягко и плавно.

 

 

ussrlens.com

​Юпитер-3 — Красноярский фотограф Артур Миханев

Я очень долго гонялся за объективом «Юпитер-3» по вменяемой цене. А когда, наконец, купил, то вскоре испытал желание продать – мол, не совпали мы темпераментами. И лишь активное сопротивление прекрасного пола удержало от этого шага. «Ты что! – сказали мне. – Посмотри, какой он атмосферный!»
 
Действительно, Юпитер-3 дает совершенно удивительную картинку. Ниже я попробую перечислить все эпитеты, которые свойственны этому стеклу:
 
Мягкая резкость
Праздничность
Атмосферность
Легкость
Воздушный контраст
Неброский цвет

 
Все снимки, которые вы увидите ниже, сделаны на очень «уставший» объектив. Он достался мне в микроцарапинах, которые снижают контраст и влияют на резкость. И тем не менее…
Объектив удивил. Он прекрасно подходит для съемки женских портретов, создавая атмосферу задумчивости, легкости, невесомости. Можно ли его рекомендовать для съемки детей? Пожалуй, только в том случае, если ребенок спокоен и малоэмоционален. «Юпитер-3», на мой взгляд, не слишком подходит для съемки сцен, где веселье бьет ключом, где бьют краски жизни. В этом его коренное отличие от «Юпитер-8».

Считаю, что этим объективом хорошо снимать и натюрморты — причем, выдержанные, скажем так, в «старинном стиле». Хотя и современная посуда, сфотографированная на хорошо освещенной витрине, выглядит весьма неплохо.
Можно ли снимать пейзажи — затрудняюсь сказать, так как мой «Юпитер-8» на открытом воздухе показал существенное падение контраста.
Юпитер-3 крайне плохо переносит даже намек на контровый свет.  Ситуацию спасает даже использование родной глубокой советской бленды. Интересно, что порой возникающие без бленды засветки придают особенную художественность кадру, а вовсе не портят его.
Все снимки сделаны на полностью открытой диафрагме. Перед тем, как вы увидите остальные фото, должен оговориться – мне достался объектив 1956 года с множеством микроцарапин на передней линзе. Возможно, низкая контрастность объясняется в том числе и этим фактом.
И еще один момент — после переделки у моего экземпляра значительно сократилась МДФ. Вот почему я могу снимать на Sony NEX C-3 некоторые сюжеты с расстояния чуть ли не 45 см., что было бы невозможным на дальномерной камере.

В заключение отмечу, что в яркий солнечный день снимать на полностью открытой диафрагме проблематично (если ваш фотоаппарат не позволяет делать выдержку короче 1/4000 секунды). Выход — только в использовании нейтрально-серого фильтра. Ниже я привожу пример снимка с диафрагмой f/1.5, выдержкой 1/4000 и ISO 200.

Но только на полном кадре объектив раскрывает весь свой потенциал. Снимки ниже сделан на беззеркальную фотокамеру Sony A7 Mark II

ЧИТАТЬ ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА «ГЕЛИОС-103»
ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА «ЮПИТЕР-12»
ЧИТАТЬ ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА «ЮПИТЕР-8»

 

mihanev.ru

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

За предоставленный объектив ЮПИТЕР-3 1,5/50 с серийным номером №720915 ( изготовлен на ЗОМЗ — Загорский оптико-механический завод), огромная благодарность Денису ‘10111’ Ткаченко.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

ЮПИТЕР-3 1,5/50 из данного обзора имеет внутренний байонет Contax-Киев RF и, в отличии от объективов с наружным байонетом Contax-Киев RF, не имеет кольца фокусировки, шкалы ГРИП и шкалы дистанции фокусировки. Много полезной информации про необычный байонет Contax-Киев RF можете найти в обзоре ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с наружным байонетом Contax-Киев RF.

Существует большое количество советских модификаций ЮПИТЕР-3 с байонетом Contax-Киев RF, выпускавшихся в разное время и на разных заводах. Ниже расположена полезная информация про ЮПИТЕР-3 от Дениса:

Общеизвестно, что ‘ЮПИТЕР-3’ является советской копией знаменитого немецкого объектива ‘Carl Zeiss Jena Sonnar 1:1.5 f=5cm’, который был разработан талантливым конструктором-оптиком Людвигом Бертеле в 1932 году как сверхсветосильный объектив для фотоаппарата Zeiss Ikon Contax I.

Первоначально готовые объективы и линзоблоки оригинального Зоннара поставлялись в СССР в качестве репараций по итогам Второй Мировой войны. Во второй половине 40-х годов, по причине ликвидации запасов готовой оптики, в Германии было развернуто производство линзоблоков, которые затем поставлялись в СССР на Красногорский механический завод, и устанавливались в оправы под именем ‘ЗОРКИЙ ЗК 1:1.5 f=5см П’ (ЗК — Зоннар Красногорский, Зоркий — телеграфный адрес завода в военное время). Эти объективы производились как в варианте крепления М39х1/28.8, так и в оригинальном байонетном варианте для аппаратов Киев и Контакс. Характерным отличием этих объективов являются т.н. ‘ушки’ на кольце управления диафрагмой, которые перешли по наследству от Зоннаров.

Уже с 1948 года при участии немецких специалистов производство объективов было перенесено в СССР, на Красногорский завод, где объектив был пересчитан и выпускался из запасов немецкого оптического стекла. Между 1950 и 1951 г.г. название объектива было изменено — исчезла аббревиатура ‘ЗК’, появилось известное ныне название ‘ЮПИТЕР-3 1:1.5 f=5см П’.

К 1954 году, в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла, объектив был пересчитан М. Д. Мальцевым под отечественный сортамент оптического стекла. Новый вариант объектива начал производиться с 1955, однако уже в следующем 1956 производство ‘ЮПИТЕР-3’ было перенесено на Загорский оптико-механический завод, где он выпускался до конца 70-х годов.

Именно ‘загорские’ ‘ЮПИТЕРЫ-3’ составляют основную массу изготовленных объективов, как резьбовых, так и байонетных. С 1962 сменилась маркировка и логотип ЗОМЗ — вместо ‘склейки линз‘ стал использоваться стилизованный глаз (как на объективе из этого обзора), а название стало более современным — ‘ЮПИТЕР-3 1,5/50’. По причине наличия просветления во всех объективах, выпускавшихся в СССР, исчезла и буква ‘П’, означавшая его наличие. В процессе производства просветление совершенствовалось, однако, так и осталось однослойным химическим.

С конца 70-х годов производство ‘ЮПИТЕРа-3’ было перенесено на завод ‘Юпитер’ в г. Валдай, где выпускались черные резьбовые версии. Они отличаются более совершенным просветлением, что позволяет им лучше передавать цвет. Производство продолжалось до середины 80-х годов.

Также известны опытные партии объективов, производившиеся в первой половине 50-х в ГОИ для прототипов фотоаппарата ‘Ленинград’. Некоторое количество объективов в конце 50-х было подготовлено для фотоаппарата ‘Комета’ в специальном байонетном варианте.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

ЮПИТЕР-3 обладает диафрагмой с тринадцатью лепестками. Лепестки матовые, при их закрытии формируется правильное круглое отверстие. У объектива есть только одно кольцо — кольцо управления диафрагмой, с его помощью можно установить любое значение числа F: от F/1.5 до F/22. Кольцо не имеет фиксированных промежуточных значений и вращается плавно. На корпусе есть метки для F/1.5, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 22. Диафрагменное кольцо узкое и им не всегда удобно пользоваться.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

ЮПИТЕР-3 небольшой, весит около 150 грамм, использует светофильтры диаметром 40.5 мм. Родная передняя крышка не имеет защелок и просто плотно прилегает к  корпусу объектива. Объектив хорошо изготовлен, судя по номеру — в 1972 году.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

Относительное отверстие 1:1.5 в 1.78 больше, чем 1:2, которое используется у младшего брата — ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П. ЮПИТЕР-3 — один из самых светосильных советских объективов.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

И еще немного фотографий самого объектива:

Просветление передней линзы ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF. Передняя линза отливает еле заметным желтоватым оттенком

 

Просветление задней линзы объектива ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF, линза отливает сиреневым оттенком

 

Размеры объектива ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

 

Размеры ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF и ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П с байонетом Contax-Киев RF

 

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

 

Размеры ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF и ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П с байонетом Contax-Киев RF

 

 

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF на камере КИЕВ-3а и ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П с байонетом Contax-Киев RF на камере КИЕВ-4а

У объектива имеются незачерненные фаски линз, которые теоретически влияют на контраст и засветки. На F/1.5 объектив очень слабенький в плане резкости, закрыв диафрагму хотя бы до F/2.0 можно получить более-менее нормальное изображение. В общем и целом объектив интересен в первую очередь своим ‘рисунком’, а технические составляющие качества изображения уходят на второй план :).

Исходные файлы можно скачать по этой ссылке (45 фото в формате ‘.ARW’, 1.05 ГБ). В галерее все фото без обработки, обычный уменьшенный накамерный JPEG. На беззеркальной камере Sony a7 я использовал ЮПИТЕР-3 с помощью самодельного переходника с байонета Contax-Киев RF на байонет SONY E.

Обратите внимание, что дальномерные объективы, такие как этот, на зеркальных камерах использовать нельзя. Если даже установить их на зеркальную камеру, то снимать можно будет только ‘макро’.

Юпитер-3 на камере Sony a7

Видеообзор можно посмотреть на моем канале YouTube:


Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Итоги

ЮПИТЕР-3 1,5/50 довольно высоко ценится многими фотографами и коллекционерами, а на барахолках за него просят немалые суммы денег. Сам по себе ЮПИТЕР-3 очень приятный объектив.

Дочитали до конца обзор этого редкого объектива или посмотрели примеры фотографий? Тогда обязательно поделитесь этой информацией в социальных сетях (кнопки находятся чуть-чуть ниже).

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Юпитер (объектив) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Объективы семейства «Юпитер»

Юпи́тер — семейство фотографических объективов анастигматов типа «Зоннар», выпускавшихся в СССР с 1948 года[1]. Большинство «Юпитеров» созданы для малоформатных фотоаппаратов, но это же название носят и некоторые киносъёмочные объективы, а также оптика для специальных видов аппаратуры[2].

Оптическое устройство прототипов «Юпитера» типа Zeiss Sonnar: 1 — 50/2,0; 2 — 50/1,5

Объективы «Юпитер» появились в СССР после окончания войны, когда в счёт репараций была получена конструкторская документация, запасы сырья и производственное оборудование для изготовления немецкой фотоаппаратуры. После 1945 года все германские патенты были аннулированы странами Антигитлеровской коалиции, и разрешено свободное копирование довоенных разработок[3]. Первые «Юпитеры» стали советскими вариантами объективов серии Zeiss Sonnar[* 1].

Однако, они не являются буквальными копиями, поскольку для оригинальных «Зоннаров» необходимо оптическое стекло определённых сортов, не производившихся в Советском Союзе. Поэтому, с июля 1947 по апрель 1949 года под руководством оптика Михаила Мальцева 4 объектива «Зоннар» были заново рассчитаны в ГОИ под доступный в СССР сортамент стёкол[4]. Тем не менее, некоторые из них до 1954 года выпускались на КМЗ из вывезенных запасов немецкого стекла под названием «Юпитер»[5][6][* 2]. В первую очередь были скопированы сменные объективы, разработанные Людвигом Бертеле ещё в 1932 году для фотоаппаратов Contax: Zeiss Sonnar 50/1,5; Zeiss Sonnar 50/2,0 и Zeiss Sonnar 85/2,0. Они предназначались для советской копии этих же камер, производство которой запускалось на киевском заводе «Арсенал» под названием «Киев»[8].

Тогда же, в декабре 1947 года, был перерассчитан под советское стекло светосильный телеобъектив Zeiss Sonnar 180/2,8, предназначавшийся для комбинации дальномерного фотоаппарата с зеркальной приставкой[4]. Позднее он выпущен с маркировкой «Юпитер-6» для только что появившегося «Зенита»[9]. Успешный запуск серийного производства советских копий «Зоннаров» позволил в скором времени начать собственные разработки на основе этой принципиальной схемы. Так появились объективы, созданные для первых зеркальных фотоаппаратов, и 16-мм кинокамер. Из-за особенностей оптического принципа, заложенного Бертеле, большинство «Юпитеров» были телеобъективами с высокой светосилой. На момент появления «Юпитера-3» он был самым светосильным в СССР нормальным объективом[7].

Точные значения фокусных расстояний не всегда совпадают с указанными на оправе округлёнными цифрами и приводятся из каталога разработчика объективов ГОИ им. Вавилова[10].

Объектив «Юпитер-8», КМЗ Объектив «Юпитер-37А» со сменным хвостовиком
Объективы «Юпитер»[11]
МодельПрисоединениеФокусное расстояниеСветосилаУгловое поле
Юпитер-3[* 3]Киев-Contax, М39×152,54 ммƒ/1,545°
Юпитер-4МКиев-Contax50 ммƒ/2,0
Юпитер-6М39×1, М42×1180,29 ммƒ/2,814°
Юпитер-8[* 4]Киев-Contax, М39×152,4 ммƒ/2,045°
Юпитер-9[* 5]М39×1, М42×1, Киев-Contax, Киев-Автомат84,46 ммƒ/2,028°50′
Юпитер-10[* 6]17 ммƒ/1,845°
Юпитер-11[* 7]М39×1, М42×1, Киев-Contax, Киев-Автомат133,12 ммƒ/4,018°30′
Юпитер-12М39×1, Киев-Contax35,7 ммƒ/2,863°
Юпитер-13[* 8]125 ммƒ/1,5
Юпитер-14[* 6]19 ммƒ/1,845°
Юпитер-1650 ммƒ/2,041°
Юпитер-17[* 9]М39×1, M24×152,49 ммƒ/2,045/27°
Юпитер-1819 ммƒ/1,842°
Юпитер-21[* 10]М39×1, М42×1200 ммƒ/4,012°
Юпитер-2275 ммƒ/2,035°
Юпитер-23М39×185 ммƒ/2,528°
Юпитер-24[* 11]8-мм киноплёнка12,2 ммƒ/1,932°30′
Юпитер-25ЦБайонет Ц85 ммƒ/2,528°
Юпитер-29[* 6]74,88 ммƒ/1,810°
Юпитер-30М39×185 ммƒ/2,028°
Юпитер-36Байонет Б, Байонет В250 ммƒ/3,519°
Юпитер-37М42×1, байонет K135 ммƒ/3,518°
Юпитер-38[* 12]М42×175 ммƒ/4,035°
Юпитер-39[* 12]М42×1135 ммƒ/5,618°
Юпитер-100ОСТ-19100 ммƒ/2,524°
Юпитер-200ОСТ-19200 ммƒ/4,012°
  1. ↑ Фотографическая оптика, 1978, с. 318.
  2. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 442.
  3. ↑ Германские репарации (рус.). «Politik» (26 февраля 2001). Дата обращения 14 января 2015.
  4. 1 2 Объективы, разработанные в ГОИ, 1963, с. 16.
  5. Г. Абрамов. «ЗК», «Юпитер-3», 1,5/50, 1948 — середина 80-х, КМЗ, ЗОМЗ, Валдайский з-д «Юпитер» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 16 апреля 2019.
  6. 1 2 Юпитер-3 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 16 апреля 2019.
  7. 1 2 Аркадий Шаповал. Эксклюзивный обзор ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF (рус.). «Радожива» (15 февраля 2015). Дата обращения 28 декабря 2018.
  8. ↑ «ЗЕНИТ»: предыстория (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 29 сентября 2018.
  9. ↑ Юпитер-6 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 14 сентября 2019.
  10. ↑ Объективы. Каталог, 1971.
  11. ↑ Каталог объективов КМЗ (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 11 сентября 2019.
  12. ↑ New Jupiter 3+ (англ.). Lomography. Дата обращения 11 сентября 2019.
  13. ↑ Объективы. Каталог, 1971, с. 195.
  14. ↑ Юпитер-9 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 14 сентября 2019.
  15. ↑ Объективы. Каталог, 1971, с. 165,198.
  16. ↑ Юпитер-17 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 14 сентября 2019.
  17. Аркадий Шаповал. Обзор Юпитер-21А 4/200 (рус.). «Радожива» (10 мая 2011). Дата обращения 12 сентября 2019.
  18. ↑ Фотографическая оптика, 1978, с. 423.
  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 47—49. — 447 с. — 100 000 экз.
  • Cynthia Boylan. Jupiter-9. The Bokeh Monster (англ.). How To Capture “Bokeh Madness” Using a 85mm F/2 Russian Lens. журнал «Shutterbug» (17 November 2015). Дата обращения 18 ноября 2015.

ru.wikipedia.org

Объектив юпитер 3 – Объектив Юпитер-3 50 mm f/ 1.5 Характеристики, MTF, отзывы, обзоры, тесты :: Lens-Club.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх