Типы объективов – Все об объективах. Типы и виды объективов

Содержание

Виды объективов

Давайте расположим объективы таблицей, от минимального фокусного расстояния до бесконечности, и опишем их основные характеристики и предназначение.

Теперь рассмотрим подробнее, для чего нам требуется каждый тип объективов в отдельности — это и определиться поможет, стоит ли их покупать и с какой целью.

Рыбий глаз, сверхширокоугольный объектив

Объективы типа «рыбий глаз» характеризуются очень широким углом охвата окружающего пространства — при стандартном 180° по диагонали кропнутого кадра им конкурентов просто нет. По традиции, маркировка на этих объективах обратная, сначала минимальное диафрагменное число, потом через черту фокусное расстояние. В этом направлении рекодрсменом является Sigma, которая выпустила объектив с фокусным расстоянием 4.5 мм и относительным отверстием 2.8 — естественно, и стоит он сказочно, зато и картинку дает, которая охватывает больше 180°… не знаю, кому как, а у меня такое представить не получается.

Впрочем, за такой широкий угол охвата (практически все, что способны увидеть наши глаза, не двигаясь, вместе с периферийным зрением) и платить приходится неплохую цену. Нет, мы не имеем в виду те сказочные деньги за упомянутую нами Sigma, все гораздо проще: из-за сверхширокого охвата

оптические искажения объектива становятся практически такими же, как изгиб его передней линзы — не зря же его назвали «рыбьим глазом» (видимо, изобретатели были в курсе особенностей рыбьей морфологии). Впрочем, фотографы страдали от этого недолго, научившись использовать эти слабости себе в плюс — объектив превосходно искажает перспективу и имеет практически бесконечную ГРИП с полуметра уже при диафрагме 5.6, т.е. можно снять человека с уровня 20 см над головой, и голова в кадре будет огромной, а ножки напомнят нам о карликах. Интересно искажает он и линейные объекты — колонны по бокам кадра выгибаются наружу, только круги остаются кругами (на худой конец, эллипсами), а вот все остальные объекты «плывут».

В целом, объектив считается скорее неплохой развлекалочкой (почти 100% случаев его использования приходится на эксперименты), нежели серьезным инструментом — что верно, даже в тесном помещении человеку не понравится быть выгнутым по краям кадра, пусть и вместе с колоннами.

Широкоугольный объектив

«Ширик» — необходимый инструмент фотографа-пейзажиста и репортера, снимающего тесные корпоративы или вечеринки. ЭФР здесь начинаются с 15-16 мм (на примере представлена Tokina 12-24, что составляет 18-36 мм), позволяющих охватить 90° и даже чуть больше, что «за глаза» достаточно для съемки даже в комнате. Обычно утверждается, что для ширика совершенно необязательна «большая дырка» 2.8 — однако, с этим вряд ли согласятся профессионалы-корпоративщики, которым часто приходится работать разве что не в кромешной тьме, а людей здесь можно встретить разных, в том числе и боящихся дневного света, с которым они могут спутать импульс вспышки.

Преимущество обычного линейного широкоугольника перед «рыбьим глазом» — картинка почти без искажений (чем выше цена, тем меньше сферических искажений и тем больше относительное отверстие), а недостаток — почти в два раза меньший угол охвата.

Объектив также можно использовать для искажения пропорций объектов — при съемке объектов с угла, вблизи, он визуально «сжимает» их (если вы видели, как картинка в 16:9 показывается на телевизоре 4:3, поймете), так как глаз воспринимает картинку как нормальную (снятую «нормальным» объективом), а она широкоугольная.

Обратите внимание, что люди, стоящие по краям горизонтального кадра, заметно толстеют и сбавляют в весе только по мере приближения к центру кадра.

Нормальный объектив

В пленочные времена «нормальным» (стандартным) объективом считался «полтинник», но с наступлением времен уменьшенных матриц (все-таки, полный кадр сейчас дороговат для энтузиаста) ему на смену приходит 35-мм объектив, хотя многие так и продолжают пользоваться полтинниками, пусть и угол охвата у них сократился совсем до умеренного портретника.

Нормального в объективе немного — если исключить человеческое периферическое зрение, 50-миллиметровый объектив дает абсолютно такую же картинку, которую видит человек, а потому все пропорции соблюдаются (широкоугольные этим и отличаются — они просто захватывают часть поля из периферического зрения). Собственно, раньше этого было достаточно — дальше осуществлялся просто «зум ногами». Сегодня ему на смену пришел настоящий зум.

По сути, конечно, заменить полтинник нечем — это та самая грань между широкоугольным и длиннофокусным объективом, на которой выросло не одно поколение успешных фотографов. Обычно его делают достаточно светосильным, около f/1.8, причем за смешные деньги, около 100 баксов, на что многие ведутся — однако, когда вокруг все с зумами, объектив по универсальности все же проигрывает, зато быстро учит фотографа игре в рамках кадра. Другими словами, объективы такого типа скорее для обучения, нежели для повседневного использования в разных ситуациях — и угол недостаточен для помещения, и портрет нормальный не очень-то снимешь.

Универсальный объектив, кит

Покупая первую зеркалку, обязательно берите ее в комплекте с «китом» — производители делают хитрый ход, направленный на сбыт именно своих, «родных» стекол, снижая цену на штатник ниже ее рыночной стоимости (т.е., если будете покупать такой объектив новым отдельно от фотоаппарата, в сумме разница составит 100-200 долларов, которые можно потратить как раз на полтинник). Качество штатника не ахти какое, но увидите это вы только через год-два съемки, да и то, если повезет — а к тому времени, может, и его пластмассовый корпус начнет служить не так верно, как в былые времена.

По сути, функционально штатные зумы заменили стандартные полтинники — ЭФР 50 мм сегодня находится посередине их диапазона (в случае с 18-55, конечно). Получается, что тот самый полтинник просто расширили возможностью зума, и все, оставив сам полтинник. Видите циферку 35? Это он и есть.

Преимущество «кита» перед «полтинником» — в функциональном плане, так как он и в комнате позволяет снимать обстановку, и портреты неплохие из него выходят, надо лишь кольцо зума покрутить. Недостатки тоже очевидны — по качеству он всегда проигрывает, правда, это в начале творческого пути можно смело скинуть со счетов, так как лучше объектива для учебы не найти.

Портретный объектив

Не ищите надпись portrait на этом объективе — таких не бывает. Портретный объектив просто имеет фокусное расстояние ЭФР 85-120 мм, в зависимости от вкуса фотографа. Причина проста: общаясь с человеком, большинство из нас смотрит на собеседника обоими глазами, а потому мы привыкли видеть совершенно определенный ракурс, и только люди с односторонними недостатками зрения видят оппонентов по-другому — впрочем, с меньшинством никто никогда не считался, и циники-фотографы не исключение. Чтобы понять этих людей, не меняя позиции, закройте один глаз рукой и посмотрите, как сильно изменился ракурс: расширились скулы, припрятались уши, расползся нос… нравится? А причина проста: глядя двумя глазами, свет от объекта (естественно отраженный — при жизни мало кто светится лично) распространяется в одном направлении, практически не сходясь, а одним мы заставляем его сходиться в одну точку под углом. Исправить ситуацию можно, сделав этот угол более острым, чтобы крайние лучи были более близки к параллельным линиям, что мы имеем, глядя на объект двумя глазами — не фонтан, конечно, но это лучшее из того, что мы имеем… ведь у объектива всего один орган зрения.

Естественно, портреты и снимаются с некоторого удаления (вновь вспоминаем «зум ногами»), в зависимости от того, что нужно: крупный план, погрудный, поясной или в полный рост — узкий угол охвата объектива сам «приблизит» нас к объекту.

Обратите внимание, что есть куча различных портретных объективов — на них по своим техническим характеристикам похожи макро-объективы, но требования в обоих случаях разные: «портретник» должен не только давать резкую картинку в зоне фокуса, он еще и фон должен размывать красиво (если знаете, что такое «боке», поймете), в то время как от «макрика» требуется только резкость.

Макрообъектив

Макрофотография — чуть ли не единственное направление в фотографии, где все или почти все зависит от техники, используемой для съемки. Безусловно, художественное чутье здесь важно, но хороший объектив свою работу за вас сделает куда лучше — именно поэтому многие новички именно с макро и начинают. Макрообъектив — это любой объектив с надписью «macro» или «micro», что не просто выделяет его среди других как крутого пацана, а попросту позволяет ему фокусироваться с более близкого расстояния. Если посмотрите таблицу характеристик объектива, увидите параметр «минимальная дистанция фокусировки», которая у современных объективов может составлять 35-38 см, а у макрообъективов — 5 см и менее. Естественно, какой объектив, такая у него и работа в макро — если не хотите много шаманить в Фотошопе с доводкой результатов, покупайте сразу хороший, хотя макроигры, наверное, тоже не стоит делать увлечением на всю жизнь.

Конечно, хорошо иметь быстрый двигатель фокусировки, но это совсем не обязательно — поймать пчелу на лету даже с быстрым автофокусом не получится, и надо пользоваться префокусом и функцией его блокировки вкупе с серийной съемкой. А вот открытая диафрагма здесь играет двойную роль: «большая дырка» позволяет снимать при плохом освещении, но желаемой глубины резкости, требуемой для макро, не дает, так что дырку все равно надо зажимать. Впрочем, в некоторых случаях сверхмалая ГРИП, характерная для макро, дает неплохие результаты. Обратите внимание, что самые бюджетные модели объективов (вроде той, что на фото) «мылят» картинку, т.е. четкости, за которую ценят макро, не дает — да, это можно скомпенсировать в редакторе, но все равно уже будет не то.

По идее, макрообъектив, как и портретник, просто не имеет права быть универсальным — оба имеют весьма узкое применение и, как следствие, особенности конструктива и качества, а потому, должны покупаться только под эти цели. Естественно, моветон снимать портреты макрообъективом, но если другого нет, разве кто запретит? Лично я специально макрушник себе не покупал — просто использовал тот, что достался мне из пленочной эры.

Длиннофокусный объектив, телеобъектив

Объектив, который часто позволяет «подобраться поближе», того не делая — как правило, такие объективы, сами по себе, длиннее, по сравнению со всеми, о которых мы говорили выше. Именно ими часто меряются фотографы, хотя, казалось бы, смысла нет — ну снимешь ты птичку в небе или луну там же, а потом пойдешь на любой хостинг и туда зальешь, снабдив соответствующими тегами, зато потом, отсортировав по этим тегам, получишь еще пару тысяч сходных кадров от других пользователей, и эго при этом сильно пострадает. Да, с нами не согласятся репортеры — их такие объективы кормят (не такие, как на фото, а длиннее и толще — как раз в их работе размер имеет значение), потому что подобраться к президенту поближе и пыхать ему в лоб мощным стробом позволяют далеко не всем.

Снимают данным объективом, как правило, государственных деятелей, показы мод, соседок из дома напротив в неглиже и без неглижа. Ах да, еще луну и птичек — в конце концов, мы так редко их видим в жизни.

Автор: Самсонов Сергей

nikon3100.ru

Основные типы объективов. Какие объективы бывают.

Объективы — статья от Радоживы

Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.


Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).

Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния — тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.

Значение диафрагмы (относительного отверстия) указывается как число F. Например F4.5, или F/4.5 или f4.5 или f/4.5 и т.д. Еще, вместо числа F часто пишут «1:х», например 1:4.5 (читается как «один к четыре и пять»). Для фикс объективов пишут одно число F, например F2.8 или F5.6 (читается как «эф пять и шесть»). Для зумов пишут два числа F, например F/2.8-4,5 или F/3,5-5,6.

Можно встретить разные методы написания. Но смысл один и тот же. Для зум-объективов числа показывают значения диафрагмы для крайних положений фокусного расстояния. Например, обозначение 18-55mm F/3.5-5.6 говорит о том, что при 18мм фокусного расстояния (на широком угле, на ‘коротком конце’) максимальная диафрагма будет F/3.5, а для 55мм (на ‘длинном конце’ объектива) максимальное значение диафрагмы уже будет F/5.6.

Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.


И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:

Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) — объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.


Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) — объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.


Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) — это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.


Как узнать кратность зума? Очень просто, нужно поделить большее число в обозначении объектива на меньшее. Для примера, зум 18-105VR дает 5.8 кратное увеличение. Действительно, 105мм/18мм=5.8 раз. Китовый объектив 18-55мм дает зум в 3 раза. Кратность зума принято обозначать через ‘Х’, например, 3Х, 5Х, 12Х.


Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) — объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.


Китовый объектив (кит, китовый объектив, kit lens) — объектив из комплекта, который идет вместе с камерой. Обычно под китовым объективом подразумевают объектив начального уровня, но это не всегда соответствует правде. Примером китового объектива может служить Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III, Nikon 18-55mm F/3.5-5.6, Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM или SMC Pentax-DA 1:3.5-5.6 18-55mm AL WR.


Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.


Мануальный чипованный объектив — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.


Автофокусный объектив — объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).


Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) — объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).


Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) — объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.


Теле объектив (Телевик, telephoto lens) — объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) — эти разделения сильно субъективны.


Портретный объектив (портретник, portrait lens) — объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.


Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) — объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.


Профессиональный (проф. объектив, pro lens) — объектив улучшенной конструкции, рассчитанный на большие нагрузки, такие объективы дают хорошее качество исходного изображения и предполагают достаточно глубокий кошелек владельца. Понятие условное, но серьезно влияющее на чувство достоинства фотографа. К таким объективам можно отнести Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S N Nikkor, Nikon 28-70mm f/2.8D ED AF-S Nikkor, Nikon 80-200mm f/2.8D ED AF Nikkor


Специализированный объектив (спец объектив) — объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть

  • софт объективы, более длинное название «мягкорисующий объектив»
  • объективы монокли. Что это такое, читайте в моей статье монокль
  • тайтл шифт объективы — объективы со смещением и наклоном оптической оси
  • кинообъективы, проекционные объективы, репродукционные объективы, объективы от фотоувеличителей и т.п.
  • объективы для астрономии, для военного дела, промышленные объективы, объективы для ночного наблюдения, медицины и т.д.

Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.

Важно как фотографировать, а не с помощью какой аппаратуры. Потому, для этой статьи я снял весенние зарисовочки, чтобы разбавить скучный текст. Снимал на самую простенькую Nikon D40 и самый простой неавтофокусный, мануальный, очень старый, объектив без зума, нечипованый, советский, без переходника МС Гелиос-81Н. Все без обработки, накамерный JPEG среднего качества с нейтральным режимом управления снимками, уменьшен размер и впечатаны данные из EXIF — никакой магии.


Выводы:

В силу того, что нет универсального объектива, который смог бы соединить в себе все качества разных фиксов и зумов и обеспечил покрытие всех диапазонов фокусного расстояния, приходиться пользоваться несколькими объективами по очереди. Каждый объектив имеет свое предназначение и будет полезен в разных задачах. Можете также почитать интересные мысли на тему зум и фикс объективов.

Делитесь и лайкате статью Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Классификация объективов и их назначение (часть 1)

Приветствую тебя дорогой гость моего сайта. Сегодня немного скучной теории из мира фотографии. Поговорим о том без чего ни одна фотография не может появиться на свет – об объективах. Для новичка возможно это и скучная тема, однако заядлые фотолюбители и профессионалы об объективах и их характеристиках могут неустанно часами вести беседы. Многие фотолюбители новички при покупке первой зеркальной камеры не знают какой объектив взять в качестве первого и подыскивают универсальные варианты на все случаи.  Я же расскажу вам о классификации объективов и их назначении. После того как вы познакомитесь с классификацией объективов  выбрать наиболее подходящий вам объектив не составит никакого труда, поэтому читайте статью до конца и вы станете знатоком в оптике для фотоаппаратов.

1. Классификация объективов по типу байонетного крепления.

    Тип байонетного крепления это самый первый критерий выбора объективов.  Как вы наверное уже догадались байонет это то по средством чего объектив крепится к камере.

Nikon F – байонет всех зеркалок никон.

Nikon 1 – Байнет объективов никон для беззеркакльной системы  Никон1

Canon EF /Canon EF-S – байонет зеркалок Canon. EF- объективы для полного кадра, EF-S – объективы для кропнутых камер. Байонетное крепление у них одинаковое.

CanonEOSM – байонет для беззеркалок Сanon.

MinoltaA – Этот байонет использует компания сони. Для зеркальных камер

E — mount  — Тоже использует компания Sony но уже для новых компактных беззеркалок c более коротким рабочим отрезком.

 

2. Классификация объективов по фокусным расстояниям

По фокусным расстояниям объективы классифицируют на 3 категории:

2.1. широкоугольные объективы.

Их еще называют «рыбий глаз». Они имеют очень большой угол охвата и позволяют снимать различные сцены с близкого расстояния. Фокусное расстояние у таких объективов до 35мм

14mm F2,8

Назначение: Съемка пейзажей, архитектурная съемка, съемка интерьеров, удобен для съемки селфи.

2.2. Штатные или стандартные объективы.

У этих объективов угол охвата меньше.  Это наиболее часто используемые фокусные расстояния: 35-70мм

18-55 F3,5-5,6

Назначение: Наиболее часто используется для съемки общих и средних планов.

2.3. Длиннофокусные объективы или телевики.
  • 2.3.1 Портретные объективы Название говорит само за себя 70-135мм Деление весьма условное, но именно при этих фокусных расстояниях происходит наименьшее искажение изображения
85mm F1,8

               Назначение: съемка портретов.

  • 2.3.2 Теле объективы У этих объективов узкий угол охвата, зато ими можно снимать с большого расстояния.  70мм и более
800mm F5,6

Назначение: Съемка с больших расстояний, съемка диких животных в их среде обитания, объектив детектива-шпиона

3. Объектив фикс или зум.

Все вы наверняка знаете, что такое зум объективы. Подавляющее большинство цифромыльниц сегодня на рынке имеют зум-объективы. Удобство и универсальность зум объективов заключается в том что у них переменное фокусное расстояние.  Это удобно тем, что можно кадрировать снимок перед съемкой, приблизить или удалить объект съемки, меняя фокусное расстояние объектива.

18-300mm

Казалось бы взял себе  парочку зум объективов и этого хватит на все случаи жизни, однако из-за универсальности технически сложно и дорого сделать большую светосилу на зум объективе, поэтому зум объективы относительно темные в сравнении с фикс объективами.

 

Фикс объективы имеют постоянное фокусное расстояние, и оно не меняется. Казалось бы это не удобно, однако все фикс объективы обладают высокой светосилой.

50mm F1,8

Порой выигрыш в светосиле бывает на 3-4 ступени, что позволяет снимать при слабом освещении, не задирая светочувствительность матрицы и при этом использовать приемлемые значения выдержки не боясь шевеленки.

4. Оптический стабилизатор изображения

Объективы еще разделяют по наличию или отсутствию в них оптического стабилизатора изображения.

Объективы без стабилизатора с ними все просто и ясно. В них НЕТ стабилизатора. Это подавляющее большинство фикс объективов, редкие модели фикс объективов встречаются со стабилизатором изображения, и то это телеобъективы.

Чаще всего оптический стабилизатор ставят на зум объективы. Особенно на объективы с большими фокусными расстояниями.

Назначение: стабилизатор изображения позволяет компенсировать дрожание рук, дрожание камеры от срабатывания затвора, предотвращает микровибрации камеры при съемке на длинных выдержках. Хорошие стабилизаторы изображения позволяют скомпенсировать до 4-х ступеней экспозиции.

Фотографы придерживаются правила: выдержка равна 1/фокусное расстояние объектива. То есть если вы снимаете телевиком на 200мм то выдержка должна быть не длиннее 1/200 секунды, а если снимать на кропнутую камеру то лучше еще и на кропфактор помножить. На кропе получается не длиннее 1/300 секунды. Если использовать на пример выдержку 1/100 то большая вероятность шевеленки в кадре. Тут и приходит на помощь стабилизатор изображения. Стабилизатор изображения позволяет снимать на более длинных выдержках и исключает вероятность шевеленки на фотографии.

Подведение итогов.

Мы рассмотрели основные критерии классификации объективов и их назначении. В о второй части статьи рассмотрим характеристики объективов которые ценят профессионалы, а так же рассмотрим  некоторые специализированные объективы предназначенные для определенных типов съемки. Если вам понравилась статья жмите слева социальные кнопочки чтобы поделиться с друзьями.

Не забудьте подписаться на обновление сайта, что бы не пропустить вторую часть статьи.

С уважением Роман.

roman-vlah.ru

Основные типы объективов. Какие объективы бывают.

Объективы — статья от Радоживы

Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.


Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).

Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния — тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.

Значение диафрагмы (относительного отверстия) указывается как число F. Например F4.5, или F/4.5 или f4.5 или f/4.5 и т.д. Еще, вместо числа F часто пишут «1:х», например 1:4.5 (читается как «один к четыре и пять»). Для фикс объективов пишут одно число F, например F2.8 или F5.6 (читается как «эф пять и шесть»). Для зумов пишут два числа F, например F/2.8-4,5 или F/3,5-5,6.

Можно встретить разные методы написания. Но смысл один и тот же. Для зум-объективов числа показывают значения диафрагмы для крайних положений фокусного расстояния. Например, обозначение 18-55mm F/3.5-5.6 говорит о том, что при 18мм фокусного расстояния (на широком угле, на ‘коротком конце’) максимальная диафрагма будет F/3.5, а для 55мм (на ‘длинном конце’ объектива) максимальное значение диафрагмы уже будет F/5.6.

Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.


И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:

Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) — объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.


Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) — объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.


Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) — это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.


Как узнать кратность зума? Очень просто, нужно поделить большее число в обозначении объектива на меньшее. Для примера, зум 18-105VR дает 5.8 кратное увеличение. Действительно, 105мм/18мм=5.8 раз. Китовый объектив 18-55мм дает зум в 3 раза. Кратность зума принято обозначать через ‘Х’, например, 3Х, 5Х, 12Х.


Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) — объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.


Китовый объектив (кит, китовый объектив, kit lens) — объектив из комплекта, который идет вместе с камерой. Обычно под китовым объективом подразумевают объектив начального уровня, но это не всегда соответствует правде. Примером китового объектива может служить Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III, Nikon 18-55mm F/3.5-5.6, Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM или SMC Pentax-DA 1:3.5-5.6 18-55mm AL WR.


Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.


Мануальный чипованный объектив — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.


Автофокусный объектив — объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).


Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) — объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).


Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) — объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.


Теле объектив (Телевик, telephoto lens) — объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) — эти разделения сильно субъективны.


Портретный объектив (портретник, portrait lens) — объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.


Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) — объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.


Профессиональный (проф. объектив, pro lens) — объектив улучшенной конструкции, рассчитанный на большие нагрузки, такие объективы дают хорошее качество исходного изображения и предполагают достаточно глубокий кошелек владельца. Понятие условное, но серьезно влияющее на чувство достоинства фотографа. К таким объективам можно отнести Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S N Nikkor, Nikon 28-70mm f/2.8D ED AF-S Nikkor, Nikon 80-200mm f/2.8D ED AF Nikkor


Специализированный объектив (спец объектив) — объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть

  • софт объективы, более длинное название «мягкорисующий объектив»
  • объективы монокли. Что это такое, читайте в моей статье монокль
  • тайтл шифт объективы — объективы со смещением и наклоном оптической оси
  • кинообъективы, проекционные объективы, репродукционные объективы, объективы от фотоувеличителей и т.п.
  • объективы для астрономии, для военного дела, промышленные объективы, объективы для ночного наблюдения, медицины и т.д.

Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.

Важно как фотографировать, а не с помощью какой аппаратуры. Потому, для этой статьи я снял весенние зарисовочки, чтобы разбавить скучный текст. Снимал на самую простенькую Nikon D40 и самый простой неавтофокусный, мануальный, очень старый, объектив без зума, нечипованый, советский, без переходника МС Гелиос-81Н. Все без обработки, накамерный JPEG среднего качества с нейтральным режимом управления снимками, уменьшен размер и впечатаны данные из EXIF — никакой магии.


Выводы:

В силу того, что нет универсального объектива, который смог бы соединить в себе все качества разных фиксов и зумов и обеспечил покрытие всех диапазонов фокусного расстояния, приходиться пользоваться несколькими объективами по очереди. Каждый объектив имеет свое предназначение и будет полезен в разных задачах. Можете также почитать интересные мысли на тему зум и фикс объективов.

Делитесь и лайкате статью Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Основные типы объективов. Какие объективы бывают.

Объективы — статья от Радоживы

Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.


Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).

Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния — тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.

Значение диафрагмы (относительного отверстия) указывается как число F. Например F4.5, или F/4.5 или f4.5 или f/4.5 и т.д. Еще, вместо числа F часто пишут «1:х», например 1:4.5 (читается как «один к четыре и пять»). Для фикс объективов пишут одно число F, например F2.8 или F5.6 (читается как «эф пять и шесть»). Для зумов пишут два числа F, например F/2.8-4,5 или F/3,5-5,6.

Можно встретить разные методы написания. Но смысл один и тот же. Для зум-объективов числа показывают значения диафрагмы для крайних положений фокусного расстояния. Например, обозначение 18-55mm F/3.5-5.6 говорит о том, что при 18мм фокусного расстояния (на широком угле, на ‘коротком конце’) максимальная диафрагма будет F/3.5, а для 55мм (на ‘длинном конце’ объектива) максимальное значение диафрагмы уже будет F/5.6.

Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.


И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:

Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) — объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.


Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) — объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.


Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) — это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.


Как узнать кратность зума? Очень просто, нужно поделить большее число в обозначении объектива на меньшее. Для примера, зум 18-105VR дает 5.8 кратное увеличение. Действительно, 105мм/18мм=5.8 раз. Китовый объектив 18-55мм дает зум в 3 раза. Кратность зума принято обозначать через ‘Х’, например, 3Х, 5Х, 12Х.


Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) — объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.


Китовый объектив (кит, китовый объектив, kit lens) — объектив из комплекта, который идет вместе с камерой. Обычно под китовым объективом подразумевают объектив начального уровня, но это не всегда соответствует правде. Примером китового объектива может служить Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III, Nikon 18-55mm F/3.5-5.6, Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM или SMC Pentax-DA 1:3.5-5.6 18-55mm AL WR.


Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.


Мануальный чипованный объектив — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.


Автофокусный объектив — объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).


Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) — объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).


Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) — объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.


Теле объектив (Телевик, telephoto lens) — объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) — эти разделения сильно субъективны.


Портретный объектив (портретник, portrait lens) — объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.


Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) — объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.


Профессиональный (проф. объектив, pro lens) — объектив улучшенной конструкции, рассчитанный на большие нагрузки, такие объективы дают хорошее качество исходного изображения и предполагают достаточно глубокий кошелек владельца. Понятие условное, но серьезно влияющее на чувство достоинства фотографа. К таким объективам можно отнести Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S N Nikkor, Nikon 28-70mm f/2.8D ED AF-S Nikkor, Nikon 80-200mm f/2.8D ED AF Nikkor


Специализированный объектив (спец объектив) — объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть

  • софт объективы, более длинное название «мягкорисующий объектив»
  • объективы монокли. Что это такое, читайте в моей статье монокль
  • тайтл шифт объективы — объективы со смещением и наклоном оптической оси
  • кинообъективы, проекционные объективы, репродукционные объективы, объективы от фотоувеличителей и т.п.
  • объективы для астрономии, для военного дела, промышленные объективы, объективы для ночного наблюдения, медицины и т.д.

Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.

Важно как фотографировать, а не с помощью какой аппаратуры. Потому, для этой статьи я снял весенние зарисовочки, чтобы разбавить скучный текст. Снимал на самую простенькую Nikon D40 и самый простой неавтофокусный, мануальный, очень старый, объектив без зума, нечипованый, советский, без переходника МС Гелиос-81Н. Все без обработки, накамерный JPEG среднего качества с нейтральным режимом управления снимками, уменьшен размер и впечатаны данные из EXIF — никакой магии.


Выводы:

В силу того, что нет универсального объектива, который смог бы соединить в себе все качества разных фиксов и зумов и обеспечил покрытие всех диапазонов фокусного расстояния, приходиться пользоваться несколькими объективами по очереди. Каждый объектив имеет свое предназначение и будет полезен в разных задачах. Можете также почитать интересные мысли на тему зум и фикс объективов.

Делитесь и лайкате статью Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

КАК И КАКОЙ ОБЪЕКТИВ ВЫБРАТЬ?

15 Фев КАК И КАКОЙ ОБЪЕКТИВ ВЫБРАТЬ?

Приветствую вас дорогие посетители. Как вы поняли речь пойдет о выборе объектива для вашего фотоаппарата. Сегодня мы рассмотрим: какие бывают виды типы объективов, их параметры и характеристики. На последок, хорошенько изучив статью, узнаем как и какой объектив выбрать вам под свои нужды. Если у вас возник такой вопрос, значит вы являетесь обладателем зеркального фотоаппарата со стандартным объективом ( китовым «kit» — штатный объектив, который идет в комплекте со многими любительскими зеркальными фотоаппаратами при покупке в магазине) и вам уже его не хватает для реализации ваших творческих задумок. Если вы еще не обзавелись фотоаппаратом, то советую прочитать и изучить статью «Как выбрать зеркальный фотоаппарат?«.

Выбор нового объектива, в замен своего штатного (kit) или в дополнение, на самом деле шаг не простой и довольно решительный. Многие купив фотоаппарат с возможностью смены объективов останавливаются на стандартном комплекте и даже не задумываются о его усовершенствовании или выборе к нему другой линзы. Но раз вы находитесь здесь, за прочтением этой не маленькой статьи, значит вы не такие как многие и готовы идти дальше. Кто знает, возможно вы тот самый будущий фотограф, с мировым именем, покоривший всех своими работами. Но что бы таковым стать нужно знать много технических особенностей и четко понимать чего вы хотите добиться и увидеть в своих фотографиях.
С этого и начнем!

Прежде чем задаваться вопросом, какой вам выбрать объектив под те или иные задачи, нужно ознакомиться с их видами и изучить все характеристики. Только после это вы сможете смело ответить на этот вопрос поняв, что именно вам нужно.
Начнем с ответа на самый главный вопрос! Что такое объектив?

 

Что такое объектив?

 

  • Объектив — это оптическое устройство, которое пропускает внутрь фотоаппарата свет, тем самым передавая информацию о снимаемом объекте.
  • Это важнейшая часть фотоаппарата, которая отвечает за качество получаемого изображения не меньше самого фотоаппарата.
  • От него зависит на сколько четким будет ваше изображение и насколько качественно будут передаваться цвета.


Какие бывают типы и виды объективов?

Все объективы можно разделить на две большие группы, а именно :
С постоянным фокусным расстоянием (дискретные или как их еще называют — «фиксы») — они имеют фиксированное фокусное расстояние и славятся своими техническими особенностями: высокой светочувствительностью, резкостью получаемого изображения, малыми габаритами. Но за счет своих конструктивных особенностей «фиксы» уступают в удобстве «зумам» из-за отсутствия «гибкости» при использовании. Проще говоря, приходиться больше двигать телом. Но многие фотографы делают выбор объективов этой группы за счет их характеристик.

С постоянным фокусным расстоянием
С переменным фокусным расстоянием (трансфокаторы или «зумы») — такие объективы имеют диапазон фокусных расстояний, умеют удалять или приближать объект в кадре. Главным преимуществом при выборе таких объективов является их универсальность и оперативность при съемки. Ведь один «зум» может заменить 2-3 «фикса» и не надо постоянно менять их при съемки. Так же увеличивается свободное место в вашем кофре. Но чаще всего «зумы» уступают в качестве получаемого изображения «фиксам». Как правило у «зумов» меньше светосила и надежность, больше искажений и чуть хуже рисунок. За счет своей универсальности, большинство фотографов выбирают объективы со сменным фокусным расстоянием.

С переменным фокусным расстоянием
Основные типы объективов:

  • «Фишай» (рыбий глаз, от английского fish-eye, fisheye) — захватывают диапазон фокусных расстояний 6-16 мм
  • Сверхширокоугольные — 10-24 мм
  • Широкоугольные — 24-35 мм
  • Стандартные — 35-70 мм
  • Длиннофокусные, телеобъективы (длиннофокусные, сверхдлиннофокусные) — от 70 мм……. намного выше
  • Макрообъективы 30-300мм
  • Tilt-Shift объективы — как правило являются широкоугольными

Поговорим о каждом типе по порядку.

Объективы рыбий глаз

Редкий объектив в арсенале фотографа, который не часто используется для работы и в основном применяется для реализации творческих задач и забавы. Когда у меня появился впервые «фишай», через него прошла не одна свадьба =) Но наигравшись в доволь, был положен в дальний ящик и стал использоваться в крайне редких случаях.
Рыбий глаз, представляет из себя сверхширокоугольный объектив, который имеет угол обзора максимально приближенный к 180 или все 180 градусов и находиться в диапазоне фокусных расстояний 6 — 16 мм. Японскими инженерами были побиты все рекорды, когда они представили Fisheye-Nikkor 6mm f/2.8s с углом обзора 220 градусов и весом 5.2 килограмма. Подобные объективы были известны еще в советское время, одними из таких объективов были легендарные «Пеленгом-8» и «Зенитар-М».

Современные «фишай» объективы условно можно разделить на 2 типа — диагональные (когда кадр заполняется целиком и соответствует его диагонали) и циркулярные (когда в кадре получается изображение плотно вписанного круга). Эти 2 типа сложились из-за разных размеров матриц фотоаппаратов.»Кропнутые» фотоаппараты, с размерами матриц значительно меньше размеров плёночного кадра. Циркулярный (для плёнки) «рыбий глаз» на такой камере внешне схож с диагональным «фишаем» – где площадь кадра полностью или почти полностью занята изображением.

Но из-за этого огромного достоинства, столь широкого угла обзора, который дает возможность снимать, к примеру, в узких малых помещениях захватывая при этом все пространство, не спешите выбирать этот объектив, он имеет ряд недостатков. Из-за которых, я так полагаю, у «фишая» не получилось подвинуть стандартные широкоугольники.

Все объективы рыбий глаз имеют характерное искажение сразу бросающееся в глаза, подобное искажение принято называть «бочкой». Происходит искажение прямых линий по краям кадра и чем линия длиннее тем изогнутей она получается к краю. Также нарушаются пропорции в кадре и маленькая короткая машина может превратиться в длинный лимузин, а стройная девица может стать в несколько раз шире.

Чтобы максимально удачно применять «фишай» нужно знать ряд особенностей:

oОбъект съемки старайтесь держать в районе центра и как можно ближе к объективу.

oГоризонт в кадре следует располагать посередине кадра, можно немного выше, ниже.

oОбъективы рыбий глаз позволяют очень близко фокусироваться (от 5 см), благодаря этому можно выделять главные объекты приблизившись к ним максимально возможно, соседние при этом обтекут центральный, а задние окажутся значительно меньше, тем самым получится чуть ли не эффект трехмерной глубины.

oПозволительно применять немного большие параметры выдержки. Область в 180 градусов проглотить небольшое дрожание.

oС помощью программного обеспечения можно объединять несколько подобных изображений в 360 градусную картину.

Лично я выбрал этот объектив только из-за любопытства, скажу вам, что не пожалел положив в своё портфолио, благодаря ему, достаточно много фотографий.

Сверхширокоугольные объективы


Этот тип объектива имеет фокусное расстояние от 10 до 24 миллиметров (меньше малой стороны матрицы) и угол обзора 83 и более градуса. Поэтому для 35 мм камер любые объективы с фокусным расстоянием меньше 24 мм будут сверширокоугольниками т.к. кадр имеет размер 24 на 36 мм.

Пример кадра, сделанного сверхширокоугольным объективом
Рассмотрим особенности таких объективов:

oКак и у линзы рыбий глаз, широкоугольники имеют большую глубину резкости.

oБлагодаря маленькому фокусному расстояния, появляется возможность снимать на более длинных выдержках, что удобно при недостаточном освещении.

oБольшой угол обзора уменьшает объекты в кадре, поэтому даже солнце нам может не помешать если окажется пойманным.

oЖелательно применение поляризационных и градиентных фильтров, так как благодаря широкому углу, частым гостем в кадре является небо, которое желательно притемнять, тем самым увеличивая его естественность.

Широкоугольные объективы

Подобный объектив выбирает в свою коллекцию каждый фотограф т.к. он охватывает часто используемые фокусные расстояния, благодаря чему им можно снимать практически все. Широкоугольные объективы имеют диапазон фокусных расстояний 24-35 мм, которое меньше, чем диагональ матрицы или плёночного кадра с углом поля зрения от 52° до 82° градусов.

Пример кадра, сделанного сверхширокоугольным объективом
Особенностями широкоугольного объектива, также как и описанных выше, являются:

oОхват широкого поля зрения (угла обзора)

oМинимальная дистанция фокусировки

oБольшая глубина резкости (хотя эту особенность можно считать ошибочной, зависит она только от выбора способа применения самого объектива, потому что если вы приблизитесь к объекту на минимальное расстояние фокусировки, глубина резкости будет похожа на глубину резкости телеобъектива)

oНаклон вертикали — когда вы широкоугольник располагаете ниже или выше горизонта, вертикальные параллельные линии начинают сходиться. Подобное явление наблюдается на любом объективе, просто широкий угол это делает заметнее. Учтите эту особенность при съемки.

oОсторожным следует быть при съемки людей, если вы решите снять крупный план лица и приблизитесь к нему слишком близко, то будьте готовы увидеть неестественные пропорции. Поэтому выбирать объективы для портретной съемки, следует меньшего угла. Но данную особенность можно применять в творческих целях, преследуя свои задумки с помощью такого эффекта.

Стандартные объективы

Почему их называют стандартными? Все просто, потому что угол их зрения совпадает с углом зрения человеческого глаза, это примерно где-то 46 градусов. Диапазон фокусных расстояний которых составляет 35-70 мм.

Пример кадра, снятого на стандартный объектив
Особенности стандартных объективов:

oДистанция фокусировки больше чем у широкоугольных и сверхширокоугольных объективов (примерно около полуметра)

oСтоимость этих объективов как правило меньше стоимости объективов другого типа, при этом сохранены характеристики высокого качества. Из-за чего начинающие фотографы останавливают свой выбор на этом объективе.

oСреди этого типа чаще всего распространены короткие «зумы» (объективы с переменным фокусным расстоянием). Часто камеры комплектуются объективами с фокусным расстоянием 18-55 мм, что на «кропе» (что такое «кроп»?, вы можите прочитать в статье — Как выбрать зеркальный фотоаппарат?) составляет 28-86 мм. Подобные «зумы» очень удобны они позволяют заменить несколько «фиксов».

oНедостатком этого типа объектива является их не универсальность, при съемки вы можете охватывать угол обзора только такой, как видите сами.

Макрообъективы

Что такое макрообъективы? Сама приставка «макро» уже дает нам ассоциации с чем-то большим. Макро (от греческого (макрос) — большой, увеличенный). Эти объективы предназначены для съемки каких-либо мелких объектов (жучки, паучки, камушки, ракушки — ну это к примеру). Диапазон фокусных расстояний колеблется от 30мм до 300мм. Чем меньше фокусное расстояние, тем меньше минимальная дистанция фокусировки. Любители микроприроды выбирают объективы именно этого типа.

Особенности макро объективов:

oПрежде всего это возможность фотографировать в масштабе 1:1. Что это такое? Ну к примеру вы фотографируете линейку и на кадре вы можете увидеть реальный размер вашей матрицы глядя сколько этой самой линейки (в сантиметрах) поместилось в кадр. Увеличив изображение до максимума вы увидите эту линейку в огромном масштабе. Представьте что вы сфотографировали таким образом какую-нибудь букашку, увеличив изображение вы разглядите на ней каждую волосинку. Своеобразный получился мини микроскоп.

oБлагодаря особому строению линз макрообъектив имеет возможность фокусироваться почти в плотную к объекту.

oГлубина резкости их очень мала и при фотографировании объекта с близкого расстояния вам придется сильно закрывать диафрагму. Для подобных съемок понадобиться много света.

oПоложительной особенностью так же является высокая разрешающая способность.

oМакрообъектив можно частично заменить обычным объективом в комплекте с макро кольцами.

 


Tilt-Shift-объективы

Редко кто останавливает выбор на объективе этого типа, они как редки так и дороги.
Отличительной особенностью шифт-тилт объектива является возможность смещения оптической оси, тем самым позволяя избавиться от геометрических искажений. Вот поэтому этот объектив часто используют при фотографировании зданий архитектуры. Благодаря необычному эффекту, в модельной фотосъемки они тоже очень популярны.Шифт-объективы обычно используются на 35-мм зеркальных фотоаппаратах или же на профессиональных среднеформатных камерах, принадлежат типу широкоугольников.

Пример кадра, снятого на Tilt-Shift-объектив
Возможно вы слышали об эффекте Tilt-Shift который может из обычной мира сделать иллюзию игрушечного . Это как раз и достигается за счет шифт-тилт объектива. Не было бы мне жалко кругленькую сумму я бы выбрал этот объектив в свою коллекцию.

fotoirk.ru

Основные типы объективов. Какие объективы бывают.

Объективы — статья от Радоживы

Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.


Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).

Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния — тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.

Значение диафрагмы (относительного отверстия) указывается как число F. Например F4.5, или F/4.5 или f4.5 или f/4.5 и т.д. Еще, вместо числа F часто пишут «1:х», например 1:4.5 (читается как «один к четыре и пять»). Для фикс объективов пишут одно число F, например F2.8 или F5.6 (читается как «эф пять и шесть»). Для зумов пишут два числа F, например F/2.8-4,5 или F/3,5-5,6.

Можно встретить разные методы написания. Но смысл один и тот же. Для зум-объективов числа показывают значения диафрагмы для крайних положений фокусного расстояния. Например, обозначение 18-55mm F/3.5-5.6 говорит о том, что при 18мм фокусного расстояния (на широком угле, на ‘коротком конце’) максимальная диафрагма будет F/3.5, а для 55мм (на ‘длинном конце’ объектива) максимальное значение диафрагмы уже будет F/5.6.

Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.


И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:

Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) — объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.


Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) — объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.


Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) — это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.


Как узнать кратность зума? Очень просто, нужно поделить большее число в обозначении объектива на меньшее. Для примера, зум 18-105VR дает 5.8 кратное увеличение. Действительно, 105мм/18мм=5.8 раз. Китовый объектив 18-55мм дает зум в 3 раза. Кратность зума принято обозначать через ‘Х’, например, 3Х, 5Х, 12Х.


Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) — объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.


Китовый объектив (кит, китовый объектив, kit lens) — объектив из комплекта, который идет вместе с камерой. Обычно под китовым объективом подразумевают объектив начального уровня, но это не всегда соответствует правде. Примером китового объектива может служить Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III, Nikon 18-55mm F/3.5-5.6, Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM или SMC Pentax-DA 1:3.5-5.6 18-55mm AL WR.


Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.


Мануальный чипованный объектив — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.


Автофокусный объектив — объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).


Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) — объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).


Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) — объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.


Теле объектив (Телевик, telephoto lens) — объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) — эти разделения сильно субъективны.


Портретный объектив (портретник, portrait lens) — объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.


Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) — объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.


Профессиональный (проф. объектив, pro lens) — объектив улучшенной конструкции, рассчитанный на большие нагрузки, такие объективы дают хорошее качество исходного изображения и предполагают достаточно глубокий кошелек владельца. Понятие условное, но серьезно влияющее на чувство достоинства фотографа. К таким объективам можно отнести Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S N Nikkor, Nikon 28-70mm f/2.8D ED AF-S Nikkor, Nikon 80-200mm f/2.8D ED AF Nikkor


Специализированный объектив (спец объектив) — объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть

  • софт объективы, более длинное название «мягкорисующий объектив»
  • объективы монокли. Что это такое, читайте в моей статье монокль
  • тайтл шифт объективы — объективы со смещением и наклоном оптической оси
  • кинообъективы, проекционные объективы, репродукционные объективы, объективы от фотоувеличителей и т.п.
  • объективы для астрономии, для военного дела, промышленные объективы, объективы для ночного наблюдения, медицины и т.д.

Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.

Важно как фотографировать, а не с помощью какой аппаратуры. Потому, для этой статьи я снял весенние зарисовочки, чтобы разбавить скучный текст. Снимал на самую простенькую Nikon D40 и самый простой неавтофокусный, мануальный, очень старый, объектив без зума, нечипованый, советский, без переходника МС Гелиос-81Н. Все без обработки, накамерный JPEG среднего качества с нейтральным режимом управления снимками, уменьшен размер и впечатаны данные из EXIF — никакой магии.


Выводы:

В силу того, что нет универсального объектива, который смог бы соединить в себе все качества разных фиксов и зумов и обеспечил покрытие всех диапазонов фокусного расстояния, приходиться пользоваться несколькими объективами по очереди. Каждый объектив имеет свое предназначение и будет полезен в разных задачах. Можете также почитать интересные мысли на тему зум и фикс объективов.

Делитесь и лайкате статью Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Типы объективов – Все об объективах. Типы и виды объективов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх