Fujifilm x t1 обзор: тест и сравнение фотоаппарата с другими моделями

Содержание

тест и сравнение фотоаппарата с другими моделями

Дата публикации: 21.04.2014

Не так давно в нашей тестовой студии уже побывала новинка от Fujifilm — новейшая системная камера Fujifilm X-T1. Тогда, будучи ограниченными во времени, мы смогли сделать не так много тестовых снимков, как нам хотелось бы. Многие интересные особенности и новые функции этой модели остались за кадром. Поэтому мы вновь возвращаемся к Fujifilm X-T1, но на этот раз тестировать ее будем в расширенном формате “Неделя с экспертом”, каждый день публикуя новые части большого теста, посвященные той или иной съемочной ситуации или особенности камеры. Следите за обновлениями и не переключайтесь!

Снимок сделан с объективом Fujinon XF 56mm F1.2 R

Кстати, на этот раз в нашем распоряжении есть полный парк оптики Fujifilm. В комментариях вы можете задавать вопросы по поводу интересующих вас объективов, а мы на них постараемся ответить в ходе нашего теста.

Основные особенности модели:

  • 16-мегапиксельная матрица APS-C формата X-TRANS CMOS II;
  • отсутствие низкочастотного фильтра на матрице и уникальное запатентованное расположение цветофильтров X-TRANS;
  • гибридный автофокус с применением датчиков фазовой детекции на матрице;
  • серийная съемка со следящим автофокусом на скорости до 8 кадров/с;
  • OLED-видоискатель с разрешением 2,36 млн. точек и самым большим на данный момент увеличением х0,77;
  • наклонный 3-дюймовый дисплей с закаленным стеклом и разрешением 1,04 млн. точек;
  • Full HD видеосъемка с частотой до 60 кадров/с;
  • магниевый корпус с пыле- и брызгозащитой;
  • возможность работы с цветовыми профилями пленок.

Итак, знакомимся: Fujifilm X-T1 — новый флагман линейки компактных системных камер Fujifilm и одновременно первая по-настоящему репортажная камера в этой линейке. Если в предыдущих моделях ставка все же была сделана на качество изображения, то в X-T1 наряду с быстрой гибридной автофокусировкой, высокоскоростной серийной съемкой и доработанным электронным видоискателем появилась влагозащита и по-настоящему развитое управление. А качество снимков осталось на столь же высоком уровне, потому что в камере по-прежнему применена фирменная матрица X-Trans CMOS II.

Но главное — камера полностью унаследовала от всех своих предшественников фирменный дизайн Fujifilm с некоторым уклоном в ретро-стиль и высокое качество сборки. Корпус X-T1 изготовлен из магниевого сплава и почти полностью покрыт нескользящими резиновыми вставками.

Камера с рукояткой MHG-XT

Однако, я не могу сказать, что удерживать X-T1 одной рукой мне комфортно на все сто процентов. У меня крупная ладонь, и мизинец так и норовит соскочить с рукоятки — корпус явно создавался под меньшую ладонь. Но японские разработчики решили все же удружить большеруким европейцам. К камере можно докупить дополнительную рукоятку MHG-XT. Она увеличивает наплыв под правую руку и высотку самой камеры. С ней в мою руку X-T1 ложится идеально! Кстати, нижняя часть рукоятки имеет форму стандарта Arca Swiss, что дает возможность крепить камеру на совместимые штативные головы. При этом рукоятка не блокирует доступ к аккумулятору.

Камера без рукоятки

Удерживать камеру с рукояткой намного удобнее

Рукоятка MHG-XT — это сугубо эргономическое решение. Если же вам нужна действительно функциональная рукоятка с вертикальным хватом, дублирующими кнопками управления и отсеком для батарейки, то и такая для Fujifilm X-T1 выпускается. Это VG-XT1. Но с ней камера становится достаточно громоздкой для повседневного ношения. Этот аксессуар я приберегу для репортажной съемки.

Рукоятка MHG-XT

Батарейная ручка VG-XT1

А что с управлением? Здесь царит классический подход: каждой функции свой селектор. Все настройки экспозиции устанавливаются при помощи отдельных колец и дисков: выдержка, диафрагма (соответствующим кольцом оборудованы все объективы профессиональной серии XF, кроме XF 27 mm), экспокоррекция, светочувствительность, режим экспозамер. Впрочем, работы автоматики также никто не отменял: диски выдержки и ISO, а также кольцо диафрагмы можно поставить в положение А, получив полноценный авторежим или режим приоритета выдержки или диафрагмы.

На объективах серии XF есть кольцо для установки диафрагмы

Барабанчик установки выдержки совмещен с селектором режима экспозамера

Чувствительность устанавливается при помощи отдельного барабанчика

Под большим пальцем — диск экспокоррекции

Также отдельных селекторов удостоились режим работы затвора и режим фокусировки. Остальные настройки предстоит менять либо в основном меню, либо в меню быстрого доступа (вызывается кнопкой Q), либо при помощи программируемых горячих кнопок. Также к услугам фотографа два управляющих диска. Но я их применял лишь для просмотра снимков: передним колесом листал кадры, задним — увеличивал фрагмент на дисплее. Но если вы снимаете в приоритете выдержки, то одному из дисков можете поручить как раз управление выдержкой с шагом ⅓ ступени.

Селектор режима автофокуса на передней панели камеры

У Fujifilm X-T1 два управляющих диска: на передней и на задней панели

Кнопка Q на задней панели вызывает экранное меню

Экранное меню Fujifilm X-T1

Я обмолвился о программировании кнопок, и сразу хочу поделиться одной хитростью. В Fujifilm X-T1 можно перепрограммировать в общей сложности шесть кнопок, четыре из которых — это кнопки навипэда. Всем этим четырем кнопкам я назначаю функцию выбора области фокусировки, получая таким образом прямой выбор точки фокусировки при нажатии на любую из них — то, к чему я привык в зеркалках.

Кнопке на передней панели достается регулировка баланса белого. Все, теперь у меня есть доступ в одно касание к любым важным функциям!

Но есть и еще один способ управления камерой — с помощью Wi-Fi интерфейса и вашего смартфона или планшета. В одной из частей нашего большого теста мы эту функцию протестируем более детально.

Fujifilm X-T1 — это компактная системная фотокамера, такие еще называют “беззеркалками”, фотоаппаратами без механического блока с подвижным зеркалом, необходимого лишь для того, чтобы обеспечить работу оптического видоискателя. В Fujifilm X-T1 вместо оптического видоискателя применен электронный. Но его размер даже чуть больше размера видоискателя лучших полнокадровых зеркалок, разрешение крайне высокое по современным меркам — 2,36 млн. точек.

Конечно, мы протестируем его в реальных условиях съемки. Но даже одного взгляда в видоискатель достаточно, чтобы сказать: он работает великолепно! Изображение не стробит и не тормозит даже там, где света уже не хватает для съемки с рук.

Впрочем, если вам не нравится строить кадр по видоискателю или вы ведете съемку с не слишком удобной позиции, то изображение можно вывести и на основной дисплей камеры. За это отвечает малозаметная кнопка на верхней панели камеры. По умолчанию же выбор между дисплеем и видоискателем осуществляется автоматически при помощи специального датчика, определяющего, когда фотограф подносит камеру к глазу.

Дата публикации: 21.04.2014

Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

водостойкая «беззеркалка» / Фото и видео

Формально Fujifilm X-T1 в табели о рангах стоит ниже флагмана X-Pro1, который может похвастаться оригинальным гибридным видоискателем. Однако у флагмана процессор значительно слабее, серийная съёмка — медленнее, а при записи Full HD-видео поддерживается лишь режим 24p, к тому же у него нет популярного ныне встроенного модуля Wi-Fi. В общем, флагману пора на пенсию — он представлен довольно давно и уже успел устареть.

У Fujifilm X-T1 новый, гораздо более мощный процессор, новая матрица, скорость серийной съёмки составляет 8 кадров/с против 6 у флагмана, поддерживается режим видеозаписи 1080/60p, да и Wi-Fi-модуль с широкой функциональностью имеется. Корпус камеры защищён от попадания внутрь влаги и пыли. Видоискатель, конечно, не столь инновационный, как в X-Pro1, но тоже весьма неплохой — OLED-матрица с разрешением 2 360 тыс. точек, то есть не хуже, чем у конкурентов от Sony.

⇡#Технические характеристики, заявленные производителем

Fujifilm X-T1
Сенсор изображения APS-C-матрица X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров
Эффективное количество точек, Мп 16,3
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2. 3, DCF 2.0), RAW
Видео: MOV (H.264)
Объектив Сменный объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS в комплекте
Размер кадра в пикселях Фотокадр: до 4896×3264
Видео
: до 1920×1080
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте AUTO (с максимальным значением ISO 6400) 200–6400;
Расширенный диапазон чувствительности: 100, 12 800, 25 600 и 51 200
Диапазон выдержек, секунд от 30 до 1/4000;
Длительная: до 60 мин
Экспозамер, режимы работы TTL-замеры в 256 зонах, мульти/точечная/средняя
Экспокоррекция ±3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2/10
Устройство хранения информации SD / SDHC / SDXC(UHS-II)
ЖК-дисплей ЖК-дисплей, 7,6 см (3 дюйма), разрешением 1 040 тыс. точек
Видоискатель Цветной OLED-видоискатель с диагональю 0,5 дюйма, с разрешением прибл. 2 360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт·ч
Габариты, мм 129×89,8×46,7
Масса, г 440 (вкл. батарею и карту памяти)
390 (только корпус)

⇡#Комплект поставки и дополнительные опции

К сожалению, на тестирование был предоставлен ознакомительный образец для прессы, комплект которого включал лишь аккумулятор, зарядное устройство, штатный объектив и заглушки на «горячий башмак» и на разъём подключения батарейного блока. Согласно информации на сайте производителя, полноценный коробочный образец включает следующее: литий-ионный аккумулятор NP-W126, зарядное устройство BC-W126, внешнюю вспышку EF-X8, наплечный ремень, диск с ПО (Viewer, Raw File Converter) , а также крышки для байонета, «горячего башмака», разъёма крепления батарейной ручки и контакта синхронизации.

В качестве опций доступны две вертикальные рукоятки, причем одна из них — с возможностью установки дополнительного источника автономного питания, кожаный чехол в стиле ретро, а также внешний микрофон, переходник под резьбовые объективы, три вспышки — с ведущим числом 20 у младших решений и 42 у старшего. В общем, опций традиционно немного. А вот объективов в модельном ряду компании уже не так и мало, причём все как на подбор хороши.

⇡#Внешний вид и удобство использования

Внешне Fujifilm X-T1 больше похожа на классическую зеркалку, нежели на дальномерку, с которыми имеют внешнее сходство большинство «беззеркалок». Ближе всего по дизайну к нему камеры семейства Olympus OM-D. Если конкретнее, то во внешности Olympus OM-D E-M1 тоже использованы ретромотивы и он тоже похож на зеркалку, а вдобавок к этому ещё и защищён от попадания влаги, как и тестируемая камера. В общем, он является одним из главных конкурентов X-T1.

Корпус Fujifilm X-T1 отливается из магниевого сплава, обеспечивающего высокую прочность.

Кроме того, камера защищена от попадания внутрь корпуса влаги и пыли. Как заявляет производитель, для этого было использовано 80 элементов герметизации.

Рукоятка в лицевой части, облегчающая работу с камерой, значительно меньше, чем у основного конкурента, тем не менее удерживать фотоаппарат с комплектным зум-объективом довольно легко. Да и работать со всеми органами управления, коих немало, достаточно удобно. Исключением являются разве что двухэтажный диск выбора уровня чувствительности и режима протяжки, а также рычажок выбора режима фокусировки, для работы с которыми приходится использовать вторую руку. Однако не стоит воспринимать это как недостаток, ведь благодаря наличию диска управления чувствительностью оперативность работы выше, чем в случае использования горячей клавиши и дисков управления, да и за значением на экране следить не приходится.

С лицевой стороны довольно много различных функциональных элементов, но от этого она не кажется перегруженной. Помимо байонета, тут находятся лампа подсветки автофокуса, фронтальный диск управления, программируемая функциональная клавиша, рычажок выбора режима фокусировки, а также порт синхронизации, который крайне редко встречается в «беззеркалках».

С тыла органов управления также довольно много. Большую часть поверхности занимает наклонный дисплей, над которым находится видоискатель, а также клавиши удаления и перехода в режим просмотра. Правее расположены тыльный диск управления, раздельные кнопки блокировки AЭ и АФ, клавиша Focus Assist, кнопки вызова быстрого меню и смены режима отображения дисплея (она же — возврата на один уровень назад в меню), а также четыре программируемые клавиши навигации, которые объединены в схематичное кольцо и дополнены кнопкой входа в меню/ввода по центру.

Верхняя часть корпуса Fujifilm X-T1 изобилует разнообразными функциональными элементами, из-за чего у неподготовленного пользователя поначалу глаза разбегаются. Однако долго привыкать не надо даже тому же неподготовленному пользователю, ведь все органы управления весьма удобны в работе. По центру на небольшом пьедестале, напоминающем о зеркалках, находится «горячий башмак». Левее установлен диск коррекции диоптрий, а также двухэтажный диск выбора режима протяжки и чувствительности, причём для поворота последнего необходимо нажать клавишу блокировки по центру.

Правее находятся клавиша переключения между видоискателем и дисплеем, диск выдержек, дополненный рычажком выбора режима экспозамера, диск введения коррекции экспозиции, кнопка спуска затвора с рычажком питания, а также функциональная программируемая клавиша (по умолчанию отвечающая за переход в режим беспроводного управления) и кнопка видеозаписи. Тут стоит отметить, что спусковая клавиша лишилась возможности установки механического спускового тросика. Конечно, острой необходимости в нём нет, особенно в свете поддержки беспроводного управления при помощи смартфона, но из-за этого Fujifilm X-T1 теряет некий шарм старых плёночных камер. А ведь возможность использования спускового тросика в камерах модельного ряда Fujifilm встречается не только в дорогих фотоаппаратах, выполненных в ретростиле, но и во вполне обычных ультразумах. В общем, оставить данную «фишку» можно было хотя бы как дань традициям.

Снизу, помимо привычного отсека для аккумулятора и штативного разъёма, находится порт подключения батарейной ручки, скрытый резиновой заглушкой.

На левой боковой поверхности под резиновой дверцей скрыты разъёмы подключения USB- и HDMI-кабелей, а также комбинированный разъём подключения микрофона либо проводного пульта дистанционного управления. Справа под пластиковой дверцей скрыт разъём установки карты памяти, что в случае «беззеркалок» обычно встречается только в наиболее дорогих устройствах.

⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейс

В камере используется довольно крупная матрица видоискателя с диагональю 0,5 дюйма, причём это не ЖК-матрица, а OLED, к тому же с огромным разрешением — 2 360 тыс. точек. В общем, тут Fujifilm X-T1 ничуть не уступает топовым камерам Sony, где также используется OLED-видоискатель со схожим разрешением. Однозначно можно сказать, что отдельные точки заметить невозможно в принципе, поэтому цифровую натуру видоискателя выдает только динамический диапазон системы в целом, а также промахи баланса белого при освещении лампами с низкой цветовой температурой. А вот мерцание при освещении флуоресцентными лампами, которое иногда заметно в OLED-видоискателях камер Sony, в случае тестируемой камеры обнаружено не было. В общем, работать с таким видоискателем одно удовольствие. Конечно, тут трудно не вспомнить, что X-Pro 1 оборудован потрясающе удобным гибридным видоискателем, с которым даже самой хорошей матрице конкурировать сложно. Также стоит отметить наличие датчика приближения, который инициирует автоматическое переключение между экраном и видоискателем, что минимизирует риск ослепления дисплеем, да и удобно это, в конце концов.

Fujifilm X-T1 оборудована 3-дюймовым наклонным дисплеем с разрешением 1040 тыс. точек. Стоит напомнить, что у Olympus O-MD E-M1 размер и разрешение дисплея схожие, да и конструкция наклонная, но вдобавок к этому экран основного конкурента ещё и сенсорный, тогда как у тестируемой камеры он не чувствителен к нажатию. В остальном дисплеи приблизительно схожи — огромные углы обзора, хорошая цветопередача, высокая контрастность, да и запас яркости высок. Примечательно, что даже при использовании среднего уровня яркости подсветки дисплей легко читается под прямыми солнечными лучами. Защита экрана очень толстая и прочная. Правда, даже при давлении по центру защита контактирует с ЖК-матрицей по периметру, где и появляются радужные разводы. Нельзя сказать, что это плюс, но всё же нагрузка распределяется равномерно, что снижает риск повреждения матрицы.

Меню X-T1 вполне типично для камер Fujifilm и состоит из главного окна, быстрого меню и основного меню. В главном окне предусмотрено несколько режимов отображения служебной информации, в том числе не только путём наложения данных на кадр, но и отдельное отображение исключительно служебной информации. В данном случае визирование осуществляется лишь при помощи видоискателя. Быстрое меню представляет собой матрицу (4х4) ячеек с различными параметрами. Быстрый доступ к 16 параметрам — это здорово, но при его выводе визирование невозможно ни при помощи дисплея, ни при помощи видоискателя. Основное меню вполне стандартное для камер Fujifilm, чего-то экстраординарного в нём нет. Анимация в нём есть, и пусть её немного, но она неотключаема. К счастью, анимация очень быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает от процесса съёмки. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана.

⇡#Особенности камеры

Одним из важных отличий Fujifilm X-T1 от большинства «беззеркалок» является надёжная пылебрызгозащитная конструкция. Магниевый корпус камеры имеет около 80 герметичных соединений, предотвращающих попадание внутрь пыли и влаги. Кроме того, благодаря особой конструкции X-T1 может нормально работать при температурах до –10 градусов Цельсия.

В камере используется новый двухъядерный процессор EXR II, который, по заверениям производителя, стал вдвое быстрее предыдущего процессора. Fujifilm X-T1 действительно быстра. Например, скорость фокусировки заявлена на уровне 0,08 секунды. Результат, прямо скажем, впечатляющий, но это мы ещё проверим по нашей стандартной тестовой методике.

Матрица X-Trans CMOS II отличается оригинальным цветовым фильтром с нерегулярной структурой расположения пикселей, что устраняет необходимость в использовании оптического низкочастотного фильтра. Эти фильтры применяются в обычных системах для устранения муара, но значительно снижают разрешение. Матрица X-Trans CMOS II улавливает нефильтрованный свет от объектива и запечатлевает изображение с более высоким разрешением, чем система с оптическим фильтром. Также стоит отметить технологию оптимизации модуляции света (LMO), которая появилась в результате совместной разработки объектива, матрицы и процессора. Высокоточная обработка параметров фокусного расстояния и диафрагмы каждого устанавливаемого объектива и данных со всей площади кадра позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съёмке с малым раскрытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива. Однако работать функция будет только с новейшими объективами и только после обновления их прошивки.

Также стоит отметить фирменную «фишку» камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работают данные режимы не всегда. Например, DR200% можно активировать при ISO 400 и выше, а DR400% — начиная со значений чувствительности ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Матёрые фотографы-«плёночники», скорее всего, оценят режим моделирования плёнок Fujifilm. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции моделирования плёнки.

Нельзя не отметить возможность камеры снимать панорамы с довольно высоким разрешением — до 2160х9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600х1440 точек при горизонтальном. В плане удобства использования Fujifilm X-T1 тоже хороша, ведь, во-первых, в процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а во-вторых, на экране отображается не только строка прогресса, но и уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота: даже если провести её в обратном направлении, съёмке это не навредит, а «прогресс-бар» при обратном движении будет попросту стоять на месте. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство процесса съёмки, но и точность склейки, и тут многое зависит от процессора, корректности алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам тестируемая камера пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но всё же результат вполне достойный.

Ещё одна важная и популярная нынче особенность — это наличие модуля Wi-Fi. Передача данных на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатное ПО, подключить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении от смартфона, записывая их в метатеги снимка. Отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только отправлять фото в соцсети собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и посылать электронные письма. Также стоит отметить функцию геотегинга. Примечательно, что для её работы внешний GPS-модуль не требуется. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm. Кроме того, предусмотрена и функция управления съёмкой при помощи смартфона, причём возможна не только фото-, но и видеосъёмка.

⇡#Съёмка и впечатления от работы

Производитель заявляет, что камера готовится к работе полсекунды при использовании объектива XF27 F2,8. Разумеется, объективы с фиксированным фокусным расстоянием нередко шустрее «зумов», тем более комплектных, причём не только в плане скорости фокусировки, но и в плане скорости подготовки к работе. В нашем же случае использовался комплектный зум-объектив. К сожалению, у Fujifilm X-T1 не получилось подтвердить заявленные производителем результаты — камера смогла сделать снимок лишь через 0,97 секунды. Для сравнения: схожая по начинке E-X2 при том же заявленном времени подготовки к работе смогла сделать первый снимок через 1,09 секунды. Впрочем, даже это небольшое преимущество перед сородичем не меняет того факта, что это крайне медленно и соизмеримо с показателями «беззеркалок» первой волны, тогда как современные конкуренты зачастую укладываются в треть секунды.

Скорость серийной съёмки Fujifilm X-T1 составляет 8 кадров в секунду (при фокусировке по первому кадру), но и этот высокий показатель — не лучший среди конкурентов. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Тут стоит отметить, что Fujifilm X-T1 может похвастаться поддержкой карт класса UHS-II. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости 36 кадров, в RAW и RAW+JPEG — по 22 кадра. Результат весьма неплохой, особенно с учётом довольно высокой скорости серийной съёмки, но всё же не рекордный. Olympus OM-D E-M1 при использовании той же карты памяти смог отснять со скоростью 9 кадров в секунду серии длительностью 40, 35 и 33 кадра соответственно. Скорость записи серии на карту памяти зависит исключительно от скорости карты памяти. В нашем случае даже при записи RAW+JPEG ждать приходится буквально несколько секунд. Да, собственно, и ждать особого смысла нет, ведь органы управления при этом не блокируются.

В плане скорости фокусировки камера в теории должна показать чуть ли не безупречный результат, ведь производителем заявлено 0,08 секунды. Подобный результат возможен при тестировании по методике CIPA с объективом XF14 мм F2,8 R. «Фиксы» зачастую быстрее зум-объективов, но именно «зум» нам и был предоставлен, причём штатный, пусть и весьма качественный. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тут стоит отметить, что X-E2, у которой также заявлен результат в 0,08 секунды, смогла сфокусироваться лишь за 0,32 секунды на широком угле и за 0,34 секунды в телеположении. Наш подопытный оборудован тем же объективом, что и E-X2 (в пресс-парке Fujifilm один и тот же объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS кочует от камеры к камере, поэтому на данный момент он выглядит весьма потрёпанным), благодаря чему результаты сравнить ещё интереснее. В телеположении результат, прямо скажем, не то что не впечатлил, а разочаровал — 0,52 секунды. Однако на ШУ камера смогла уложиться в 0,09 секунды! В общем, отличный результат. Тут стоит отметить, что Olympus OM-D E-M1 потребовалось 0,1 секунды. Примечательно и то, что тестируемая камера легко фокусируется на контрастных объектах при освещённости 0,6-0,8 лк, тогда как X-E2, будучи оборудованной таким же процессором и сенсором, как и наш подопытный, смогла сфокусироваться на тестовом шаблоне при освещённости лишь 1,5 лк, что, впрочем, также является отличным показателем.

В плане настроек и удобства работы с камерой во время фокусировки придраться особо не к чему. Для выбора режима работы фокусировки (постоянный, покадровый и ручной) не нужно бродить по меню, ведь для этого предусмотрен отдельный рычаг в лицевой части камеры, что весьма удобно. Режимов выбора зоны фокусировки немного, точнее, их всего два — мультивыбор и ручной выбор зоны фокусировки, причём вызов функции выбора зоны фокусировки можно завязать на одну из программируемых клавиш, поэтому в меню заходить не приходится. Отдельно стоит отметить режим определения лиц. Он работает, причём работает отлично, и как лица определяются только лица, в том числе людей в солнцезащитных очках. Более того, лица замечательно удерживаются даже при активном движении. Но работает функция только при съёмке в фас, а вот в профиль автоматика лица не распознает. К тому же в X-T1 нет ни списка избранных лиц, ни режима определения улыбки, что учитывая позиционирование камеры, нельзя отнести к недостаткам.

Впрочем, не только автоматическая фокусировка заслуживает похвалы, ведь ручному режиму тоже есть чем похвастаться. Для начала стоит отметить оригинальную шкалу дистанций, на которой отображается не только непосредственно дистанция, но и приблизительная глубина резкости, что весьма удобно. Во-вторых, при помощи клавиши Focus Assist можно увеличить выбранную зону фокусировки с двумя вариантами масштаба. В-третьих, предусмотрена подсветка зон резкости, или же так называемый «пикинг». Но главное отличие от конкурентов — это своеобразный аналог клиньев Додена, именуемый «разделением экрана». В случае зеркалок для реализации клиньев достаточно заменить фокусировочный экран, после чего работа с мануальной оптикой превращается в сплошное удовольствие. Вот только электронный аналог далёк от прообраза по удобству работы, а уж при слабом освещении помощи от данной функции, как, впрочем, и от «пикинга» немного. Однако при достаточном уровне освещения функция весьма интересна и удобна в работе.

В Fujifilm X-T1 используется TTL-экспозамер, который по современным меркам может показаться не особо продвинутым, ведь зон немного — 256. Впрочем, сразу стоит отметить, что экспозамер тестируемой камеры один из самых точных — если не самый точный — среди всех протестированных нами камер, причём не только в лабораторных, но и в обычных, полевых условиях. Fujifilm X-T1 без проблем способна снимать сильно затенённые объекты, при этом совершенно не «вытягивая» тени, чем грешит большинство современных фотоаппаратов независимо от типа и класса. Кроме того, камера прекрасно снимает, даже если яркое солнце светит прямо в лоб. На приведённом ниже снимке представлен один из таких случаев — с солнцем в кадре. В подобных условиях большинство камер попросту поднимут белый флаг — им потребуется вмешательство пользователя, а X-T1 пусть не идеально, но всё же вытянула кадр в программном режиме установки экспопары без ручного вмешательства.

Следующий пример также отснят в программном режиме без ручного вмешательства. Как видим, Fujifilm X-T1 смогла сделать корректный снимок в условиях, где большинство камер здорово осветлили бы весь кадр, дабы вытянуть большой затенённый участок, что потребовало бы введения отрицательной коррекции экспозиции.

Из настроек пользователю доступен выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера, причём для этого не обязательно идти в меню, так как предусмотрен отдельный рычаг, что весьма удобно. Конечно, подобный рычаг есть даже у некоторых ультразумов (кстати, большая часть из них — именно производства Fujifilm), но среди «беззеркалок» это всё же большой плюс. Разумеется, предусмотрено и введение коррекции экспозиции, причём тоже механическим регулятором. Вот только диапазон коррекции для столь недешёвой камеры довольно скромный — от -3 до +3 EV с шагом в треть ступени. А ведь можно было предусмотреть коррекцию и в чуть большем диапазоне, но, например, в меню. В плане настроек брекетинга камера разочаровала, ведь предусмотрена съёмка только с вилками 1/3, 2/3 и 1 ступень, да и количество кадров ограничено всего-навсего тремя, что по силам всем ультракомпактам с функцией брекетинга. Но всё же стоит напомнить, что экспозамер в камере работает отлично, и уж больно большой разбег при съёмке с брекетингом ей особо не нужен (исключением является лишь подготовка к созданию HDR-снимков).

Выбор выдержек осуществляется при помощи диска в пределах от 1 до 1/4000 секунды с шагом в одну ступень. Исключением является только значение 1/180 секунды. Дело в том, что скорость синхронизации вспышки как раз и составляет 1/180 секунды, поэтому на диске выдержек данное значение даже отмечено особым образом — 180x. Если шага в одну ступень недостаточно, то изменение возможно и с более привычным шагом в треть ступени — при выборе любого из значений на диске возможна корректировка в обе стороны на 1/3 или 2/3 ступени, благодаря чему одну и ту же выдержку можно установить в двух положениях диска. В общем, управление весьма удобно, и расстраивает только минимальная выдержка в 1/4000 секунды, тогда как у главных конкурентов доступен вариант вдвое меньше. Тут же стоит напомнить и о минимальной чувствительности в 200 единиц (значение ISO 100 из расширенного диапазона доступно только при съёмке в формате JPEG), что при использовании светосильного объектива в солнечный день потребует наличия ND-фильтров.

В лабораторных условиях камера показала буквально чудеса. При освещении лампами дневного света ошибка не превышала 0,03 EV, а при использовании ламп накаливания — -0,03 EV. Это абсолютный рекорд среди всех протестированных нами камер. После «полевых» испытаний хороший результат был вполне ожидаем, но столь мизерную ошибку мы увидеть не рассчитывали. В общем, браво, Fujifilm!

В настройках баланса белого предусмотрено семь пресетов, в том числе три для различных вариантов ламп дневного света и по одному для ламп накаливания, тени, дневного света, а также подводной съёмки. Кроме того, доступен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с постепенным увеличением шага от 50 K в начале диапазона и до 900 K на трёх последних значениях. Разумеется, предусмотрены автоматический и ручной режимы, причём для последнего имеется только один контейнер, хотя у большинства продвинутых камер предусмотрено 2-3 контейнера и более. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, есть тонкая регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной клавиши для баланса белого нет, но данное меню можно привязать к программируемым кнопкам, например к одной из клавиш навигации.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].

⇡#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием. Съёмка тестовой мишени в формате JPEG была проведена с тремя из пяти режимов шумоподавления (значения активности функции -2, 0, +2) при высоких значениях чувствительности. Данная функция работает на всех значениях чувствительности, но особенно эффект заметен на высоких. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. К сожалению, комплектное ПО на тестирование предоставлено не было, поэтому конвертирование проводилось в пакете Silkypix Developer Studio.

На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными уровнями чувствительности с шагом 1 EV: от 100 до 51 200 единиц в ISO-эквиваленте в формате JPEG и от 200 до 6400 единиц в формате RAW. Тут стоит отметить, что на соответствующем диске имеется всего два положения для высокой чувствительности — Hi1 и Hi2, поэтому пользователю приходится программировать их из меню, присваивая им одно из трёх значений чувствительности — 12 800, 25 600 или 51 200 единиц. Так как максимальный уровень чувствительности сложно назвать рабочим, вряд ли недостаток положений на диске можно отнести к недостаткам.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 RAW
JPEG
ШП -2
JPEG
ШП 0
JPEG
ШП +2
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800

ISO
25600

ISO
51200

Фр 2 RAW
JPEG
ШП -2
JPEG
ШП 0
JPEG
ШП +2
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800

ISO
25600

ISO
51200

Фр 3 RAW
JPEG
ШП -2
JPEG
ШП 0
JPEG
ШП +2
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800

ISO
25600

ISO
51200

RAW (конвертировано в TIFF)

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400

Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.

JPEG, активность шумоподавления -2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 0,434783 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/600 c, ISO 25 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/1300 c, ISO 51 200

JPEG, активность шумоподавления 0

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 0,384615 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/600 c, ISO 25 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/1300 c, ISO 51 200

JPEG, активность шумоподавления +2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/600 c, ISO 25 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/1000 c, ISO 51 200

⇡#Вспышка

Встроенной вспышки у камеры нет, но в комплекте поставки коммерческих образцов имеется съёмная. К сожалению, на тестирование она предоставлена не была, поэтом проверить её в работе не удалось.

Предусмотрено четыре режима работы — принудительное срабатывание, синхронизация по первой или второй шторке, а также командный режим. Примечательно, что отдельного режима срабатывания вспышки с подавлением эффекта «красных глаз» нет, но зато в меню данную функцию можно активировать для всех имеющихся режимов срабатывания. Разумеется, в настройках предусмотрена возможность введения коррекции при работе в режиме TTL в диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в 1/3 EV. А вот делитель мощности в ручном режиме не доступен, тогда как, например, у прямого конкурента в лице Olympus OM-D E-M1 он имеется. В отличие от большинства «беззеркалок», многие топовые решения класса имеют порт синхронизации, есть он и у тестируемой камеры. В принципе, в эпоху дешёвых радиосинхронизаторов, которые значительно упрощают работу с внешним светом, наличие порта синхронизации — не такой уж громадный плюс, но все же это приятное дополнение.

⇡#Примеры снимков

Примеры снимков

Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.

⇡#Режим видеосъёмки

Сильной стороной многих «беззеркалок» Sony и Panasonic является не только поддержка формата AVCHD, но возможность записи Full HD-роликов в режиме 60p, то есть со скоростью потока 60 кадров в секунду и прогрессивной развёрткой, тогда как большинство конкурентов при аналогичной скорости потока поддерживают лишь чересстрочную развёртку. Fujifilm X-Pro1, например, и вовсе довольствуется режимом 24p, что по современным меркам весьма скромно для камеры такого класса. Новинка же поддерживает режим 1080/60p, что не может не радовать. Однако, несмотря на данную особенность, по качеству видеозаписи она всё равно здорово уступает тем же камерам Panasonic и Sony, в чём можно убедиться, просмотрев приведённый ниже пример видеозаписи.

Пользователю доступно управление настройками баланса белого и введение коррекции экспозиции в диапазоне -2…+2 EV непосредственно во время видеозаписи. А вот управлять параметрами экспопары в процессе съёмки невозможно. В камере имеется пара микрофонов, что хорошо, а вот слабая защита от ветра — уже плохо. К тому же в Fujifilm X-T1 даже не предусмотрена активация программного подавления шума ветра. Зато стоит отметить возможность подключения внешнего микрофона, но для его работы в настройках камеры предварительно необходимо указать тип подключаемого устройства, ведь в этот же разъём вставляется коннектор пульта дистанционного управления.

Пример записи 1080/60p

⇡#Источники питания и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-W126 ёмкостью 8,7 Вт·ч. Точно такой же встречался нам в Fujifilm X-E2, которая при температуре около 4 градусов тепла смогла отснять лишь 288 кадров вместо заявленных 350. Для X-T1 при тестировании по стандарту CIPA при комнатной температуре заявлена возможность съёмки всё тех же 350 кадров на одном заряде. По случайному стечению обстоятельств температура воздуха вне помещения оказалась точно такой же, как и во время тестирования X-E2, поэтому камеры во время «полевых» испытаний оказались в совершенно равных условиях. Однако тестируемая камера смогла отснять на одном заряде даже меньше X-E2 — всего 265 кадров и около 2 минут видео. Довольно скромно, ведь 4 градуса тепла — далеко не критичная температура для литий-ионного аккумулятора, поэтому пенять на мороз не приходится. Впрочем, повторные испытания при комнатной температуре дали не сильно лучший результат — 323 кадра, что также не дотягивает даже до заявленного. А ведь у камеры ещё имеется Wi-Fi-модуль, который тоже обладает определённым аппетитом, но во время измерения длительности не использовался вовсе.

⇡#Выводы

Fujifilm X-T1 нам очень сильно понравилась. Но всё же не без оговорок, коих не так и мало, поэтому с них и начнём. Так, не совсем понятно позиционирование камеры. Формально она стоит на ступень ниже X-Pro1, однако по многим параметрам превосходит её и в тоже время оборудована пускай весьма качественным, но всё же цифровым, а не гибридным видоискателем. X-T1 позиционируется как камера для профессионала, но тут же всплывает ряд недостатков, которые не позволяют использовать её, например, как репортажную. А именно: скоростная серийная съёмка только с фокусировкой по первому кадру, минимальная выдержка 1/4000 секунды, настройки брекетинга слабоваты, а главное — запас автономного хода довольно скромен, и даже батарейная ручка особо не спасёт, ведь большинство зеркалок на одном аккумуляторе способны отснять больше, чем герой материала с батарейной ручкой. В общем, несмотря на позиционирование Fujifilm X-T1 как профессиональной камеры, таковой её признать сложно. В режиме видео тоже не всё гладко. Поддержка 1080/60p есть, но качество видеоряда всё же заметно хуже, чем в случае фотокамер Sony и Panasonic, да и к звуковой дорожке, а точнее к подавлению шума ветра, имеются замечания.

У камеры не очень демократичная стоимость — и это чуть ли не главный её недостаток. Собственно, бюджетный полный кадр стоит приблизительно столько же, но всё же на стороне X-T1 компактность, да и полный кадр — не всегда спасение, ведь глубина резкости у него существенно меньше. Из достоинств стоит отметить массу весьма удобных в работе органов управления, быстрый автофокус на широком угле (и, скорее всего, при использовании «фиксов»), невероятно точную автоматическую экспозицию, причём даже в чрезвычайно сложных условиях, очень резкий и качественный объектив, который можно смело назвать одним из лучших комплектных объективов, хорошую цветопередачу, да и Wi-Fi-модуль здорово помогает в работе с камерой.

Выражаем благодарность представительству компании Fujifilm за фотокамеру, предоставленную для тестирования.

Так надежнее. Обзор погодозащищенной беззеркалки Fujifilm X-T1 — Ferra.ru

Беглого взгляда на спецификации Fujifilm X-T1 достаточно, чтобы понять, что очень многое было заимствовано у беззеркалки X-E2. При этом новинка позиционируется как устройство более высокого класса, стоит дороже и способна конкурировать даже с Olympus OM-D E-M1. Прошлый год запомнился нам выпуском бюджетных беззеркалок, таких как X-M1 и X-A1, а сейчас, похоже, настало время флагманов. Впрочем, достоверной информации о замене X-Pro 1 до сих пор нет. Fujifilm X-T1 стала не только первой погодозащищенной системной камерой в семействе, но также и первой камерой с внешностью пленочной зеркалки прошлого века.

Технические характеристики, комплектация, аксессуары

 Fujifilm X-T1Olympus OM-D E-M1
Классбеззеркальная камера со сменной оптикойбеззеркальная камера со сменной оптикой
МатрицаX-Trans CMOS II, 16,3 Мп, APS-C (23,6 x 15,6 мм)CMOS, 16,1 Мп, Micro Four Thirds (17,3 x 13мм)
Формат снимковJPEG, RAW (максимальное разрешение 4896×3264)JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608×3456)
Формат видеоH. 264 (1920х1080/60p)H.264, Motion JPEG (1920х1080/30p)
Диапазон светочувствительностиISO 100–51200ISO 100–25 600
БайонетFujifilm XMicro Four Thirds
Диапазон выдержек1/4000–30 с, X sync — 1/180 с1/8000–60 с, X sync — 1/320 c
ЭкранLCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 040 000 точекLCD, сенсорный, наклонная конструкция, диагональ — 3’’, разрешение — 1 040 000 точек
Видоискательэлектронный, разрешение — 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение — 0,77хэлектронный, разрешение — 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,74х
Памятькарты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)
Вспышкапоставляется в комплекте, ведущее число 8 при ISO 100поставляется в комплекте, ведущее число 7,4 при ISO 100
Wi-Fiвстроенный модульвстроенный модуль
ИнтерфейсыUSB/AV, HDMIUSB/AV, HDMI
АккумуляторLithium-ion, NP-W126, 1260 мАчLithium-ion, BLN-1, 1220 мАч
Габариты и масса129 x 90 x 47 мм, 440 г130 x 94 x 63 мм, 430г

Компания Fujifilm не отличается богатством выбора аксессуаров для своих камер. В основном она предлагает различные чехлы, опциональные рукоятки и вспышки. С выходом X-T1 этот набор пополнился батарейной ручкой VG-XT1, пригодной для съемки в портретной ориентации, а также еще одной обычной рукояткой MGH-XT. Эта пара аксессуаров совместима только с Fujifilm X-T1. Впрочем, все последующие камеры наверняка получат их поддержку.

В комплекте с камерой идет зарядное устройство и аккумулятор NP-W126, набор крышек и заглушек, наплечный ремень, внешняя вспышка, USB-кабель и компакт-диск с софтом и руководством пользователя. Стоит также отметить, что Fujifilm X-T1 поставляется с продвинутым зум-объективом 18-55 мм F2.8-4.0. Правда, этот объектив не является погодозащищенным — об этом следует помнить в первую очередь.

Дизайн и эргономика

Трудно однозначно определить, на что конкретно внешне похожа Fujifilm X-T1. Скорее всего, это камера Fujica ST701 1970-го года выпуска. Однако можно усмотреть и сходство с недавними камерами Olympus. В беззеркалке Fujifilm впервые появилась более выраженная рукоятка, псевдопентапризма с блоком видоискателя и опциональная батарейная ручка. В общем, все как у классических DSLR-like камер. Фотоаппараты в таком форм-факторе уже давно имеются в коллекции Panasonic, Olympus и Samsung. В роли основного материала корпуса выступает прочный магниевый сплав, а его защита от попадания влаги и пыли обеспечивается прокладками в 80 точках. Надежный корпус также гарантирует устойчивую работу камеры в десятиградусный мороз.

Передняя панель, помимо эргономического выступа, содержит ряд важнейших элементов управления. В верхней части рукоятки находится передний скроллер. Рядом с ним находится светодиод подсветки автофокуса и одна из шести программируемых клавиш. Байонет снабжен фиксатором, а в правой части панели видна заглушка синхроконтакта для внешних вспышек и рычажок переключения режимов фокусировки, уже знакомый нам по предыдущим беззеркалкам Fujifilm. Вся передняя панель вместе с рукояткой покрыта приятным на ощупь текстурированным синтетическим материалом. Сама рукоятка не отличается особой эргономичностью, но это в любом случае лучше, чем ничего. К тому же, в продаже имеется и опциональная рукоятка, и даже увесистая батарейная ручка.

Стоит отметить, что скроллер недостаточно выпуклый — площадь соприкосновения с пальцем небольшая. Поэтому при прокрутке вам буквально приходится гладить резину корпуса. Такой же недостаток обнаружился и у заднего скроллера, но о нем мы поговорим ниже.

Верхняя панель буквально загромождена крупными селекторами и кнопками. Ни одна беззеркалка Fujifilm не могла похвастаться таким изобилием. В левой части расположен диск установки ISO, а этажом ниже встроен переключатель режимов протяжки. На левой боковине блока видоискателя посажено колесико диоптрийной коррекции, а на ее вершине — стандартный «горячий башмак». По правую сторону лежит аналогичный левому диск выбора выдержки с переключателем типа экспозамера. На правом краю панели сидит диск ввода экспокоррекции. Кнопка спуска совмещена с рычажком включения камеры, а справа от нее в корпус утоплена кнопка старта видеозаписи. Еще одна небольшая кнопка рядом с диском экспокоррекции отвечает за активацию Wi-Fi.

Все диски селекторов выполнены из алюминия, причем диски выдержки и ISO снабжены фиксаторами положения. Это вообще один из самых спорных элементов эргономики. Фиксация положения полезна в ряде случаев, но управлять таким скроллером в итоге сложнее. Это неудобство проявится особенно ярко при съемке в режиме приоритета выдержки. На наш взгляд, правильнее всего делать скроллеры достаточно тугими, чтобы избежать случайных смещений.

На верхней панели можно заметить отсутствие выделенного переключателя режимов съемки. В топовых камерах Fujifilm смена режима съемки происходит с помощью установки диафрагмы или выдержки в режим «А». На правом склоне псевдопентапризмы находится кнопка переключения экран/видоискатель. Есть возможность полностью отключить дисплей, а видоискатель включать только при срабатывании датчика приближения. Это существенно сэкономит заряд батареи, тем более что основные параметры съемки можно изменять механикой.

На задней панели в глаза бросается в первую очередь крупный видоискатель с внушительным резиновым наглазником. Fujifilm заявляет, что видоискатель X-T1 является самым большим по своей площади среди всех беззеркалок. По субъективным ощущениям его площадь соответствует размерам видоискателей в топовых полнокадровых камерах вроде Nikon D800/D800E. Слева от него располагаются кнопки входа в режим просмотра и удаления снимков. Справа — кнопка блокировки экспозиции, заднее управляющее колесико и отдельная кнопка блокировки автофокуса. Выступ немного мешает работе со скроллером, поскольку слабо выступает за пределы корпуса. Это, как мы уже сказали, вынуждает гладить пальцами корпус и прилагать большее усилие для прокрутки. Мелочь, но надеемся, что компания учтет этот момент при разработке следующих камер.

Справа от дисплея лежат кнопки Focus Assist, Q и Disp/Back. Первая из них запускает различные инструменты для помощи при ручной фокусировке, например, функцию focus peaking. Вторая отвечает за вызов быстрого меню, а третья переключает виды выводимой на дисплей информации. Кнопка ввода и входа в главное меню камеры окружена четырьмя навигационными клавишами без каких-либо подписей. Крайняя правая часть панели прорезинена и в месте прилегания большого пальца имеет заметный выступ для упора.

Левая боковина занята дверцей, за которой скрываются разъемы HDMI и USB, а также 2,5-миллиметровый разъем для подключения внешнего микрофона или устройства дистанционного управления. Противоположная сторона включает в себя отсек для карты памяти. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой цифровой камерой, поддерживающей SD-карты самого современного высокоскоростного класса UHS-II.

На нижней панели в области рукоятки находится батарейный отсек, а рядом с ним — штативная резьба. Для монтажа батарейной ручки имеется специальный разъем, закрытый резиновой заглушкой.

Фотоаппарат выпускается исключительно в черном цвете, по крайней мере, пока что. Габариты камеры составляют 129x90x47 мм, а вес — 440 граммов. Примерно такие же параметры и у ближайшего конкурента, Olympus OM-D E-M1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Экран без каких-либо изменений достался новинке от Fujifilm X-E2. Объективно это отличный экран с правильной цветопередачей, неплохим запасом яркости и широкими углами обзора. Мы отметили это про себя еще при знакомстве с X-E2 и уверенно можем повторить сейчас. Разрешение дисплея составляет 1 040 000 точек при диагонали 3 дюйма. Сенсорным слоем экран так и не обзавелся. Это можно назвать недостатком всех камер семейства Fujifilm X. Матрица покрыта защитным стеклом без всякого воздушного зазора и лишена паразитных бликов — картинка прекрасно читается на ярком солнечном свете. И это в очередной раз заставляет задуматься о необходимости электронного видоискателя. Не лучше было бы отказаться от него в угоду компактности камеры?

Отметим, что до сих пор ни одна из камер Fujifilm высшей ценовой категории не имела наклонного экрана. Такими дисплеями оснащались лишь бюджетные беззеркалки.

Видоискатель остался таким же, что и у Fujifilm X-E2, то есть полностью электронным и даже сохранил разрешение 2,36 млн. точек и 100-процентное покрытие кадра. Скорее всего, что Fujifilm приберегла свой гибридный видоискатель для более высокоранговой модели, о которой пока ничего не слышно. В меню можно отключить одновременно и видоискатель и дисплей, что бывает полезным в астрофотографии. Видоискатель снабжен колесиком диоптрийной подстройки и датчиком приближения. Это один из лучших электронных видоискателей, с которыми мы имели дело. По качеству изображения он превосходит аналог в Olympus OM-D E-M1 и субъективно выглядит лучше, чем в Sony A7/A7R. Кроме того, видоискатель в X-T1 имеет рекордно высокую степень увеличения, равную 0,77х, а также довольно небольшую задержку изображения.

Меню практически не изменилось. Были лишь добавлены новые пункты для программирования клавиш. Как уже отмечалось, шесть механических кнопок поддаются перепрограммированию.

Функциональные возможности

Fujifilm X-T1 без изменений заимствовала 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS II у Fujifilm X-E2. Такой же сенсор установлен и в Fujifilm X100S. Его главной особенностью, напомним, является не только отсутствие АА-фильтра, но и поддержка гибридной автофокусировки благодаря фазовым датчикам в структуре самой матрицы. Кроме того, RAW-файлы записываются с 14-битным разрешением для более качественной передачи полутонов.

Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO 200-6400, но может быть расширен до ISO 100-51200. Камера позволяет задать минимальную выдержку при работе в режиме Auto ISO, составляющую 1/500 долю секунды. Диск ввода экспокоррекции дает возможность вводить поправки в пределах от -3 до +3 EV. А при съемке видео граничным значением ISO является 6400.

Никаких изменений в сравнении с X-E2 не наблюдается и в процессорной части. Здесь установлен уже знакомый чип EXR II. Частота серийной съемки составляет 8 кадров в секунду с активным автофокусом, а глубина буфера достигла 47 кадров в формате JPEG или 23 в формате RAW при условии использования карт памяти класса UHS-II. Съемка с непрерывной фокусировкой и активным Live view понижает показатель скорострельности до трех кадров за секунду, а глубина буфера в данном случае ограничивается объемами карты памяти. Лаг затвора составляет всего пять сотых секунды, а на включение и выключение камеры уходит примерно полсекунды.

Одной из важных особенностей процессора EXR II является алгоритм Lens Modulation Optimizer, устраняющий аберрации и дифракционные эффекты оптики. Реализовано это вот как — камера содержит в памяти данные по каждому совместимому объективу и программно компенсирует искажения с учетом таких данных. Эту функцию при желании можно и отключить, а все возникающие искажения править в дальнейшем вручную в RAW-конвертере.

Затвор фокального типа с вертикальными шторками способен срабатывать на выдержках вплоть до 1/4000 с, а также работать в режиме ручного определения выдержки (Bulb). Строго говоря, 1/4000 cекунды — достаточно длинная выдержка при съемке на открытой диафрагме в яркий солнечный день, причем камера не содержит встроенного нейтрального светофильтра для снижения экспозиции. Сам затвор показался нам шумным, а электронная шторка, как в Lumix GM1, здесь не предусмотрена. Затвор синхронизируется со вспышкой на выдержках не короче 1/180 с, что является довольно скромным значением на сегодняшний день. Olympus OM-D E-M1 может синхронизироваться на выдержках до 1/320 с.

Нельзя не отметить систему фокусировки Fujifilm, которая сделала скачок вперед буквально за год. Еще недавно фотоаппараты Fujifilm ассоциировались с чрезвычайно медленным автофокусом, скромным набором видеорежимов и отсутствием Wi-Fi. Но с выходом X-E2 и бюджетной X-M1 ситуация резко выправилась. Fujifilm X-T1 имеет 49-точечную систему гибридной фокусировки с функцией слежения за объектом. Благодаря скоростному автофокусу удалось достичь вышеуказанной скорострельности. Кроме того, это одна из немногих камер, предлагающая сразу три инструмента для помощи при ручной фокусировке — функцию focus peaking, увеличение фрагмента кадра, а также инструмент Digital Split Image (подсмотренный, судя по всему, у дальномерных пленочных камер).

Стоит добавить, что скорость фокусировки сильно зависит от того, какой объектив установлен на камере. С комплектным «стеклом» 18-55 мм камера наводится на резкость очень быстро и практически не ошибается. А при использовании объектива 35 мм F1.4 фокусировка становится гораздо медленнее. Наградой за такое неудобство становится прекрасное качество картинки. Это наш любимый объектив для камер Fujifilm, кроме шуток.

Fujifilm X-T1 при своих габаритах не содержит встроенной вспышки, но она все же идет в комплекте. Ее ведущее число составляет 8 м при ISO 100. Прилагаемая вспышка крепится в стандартный «горячий башмак», а для подключения внешних стробов имеется синхроконтакт на передней панели камеры.

Для беззеркалок Fujifilm наличие функции внутрикамерной обработки RAW уже стало стандартом, от которого не отошли и в X-T1. Также здесь в полном составе такие функции, как съемка панорам (2160×9600), набор из десяти эффектов симуляции пленки, восемь художественных фильтров, брекетинг ISO, баланса белого, динамического диапазона и эффектов симуляции пленки, мультиэкспозиция, а также интервальная съемка (с ограничением серии, не более 999 кадров).

Как уже говорилось, Fujifilm X-T1 поддерживает работу с Wi-Fi благодаря встроенному модулю. С помощью смартфона или планшета можно управлять процессом съемки, принимать отснятые изображения, загружать данные в социальные сети и даже присваивать геометки. Набор беспроводных функций здесь далеко не самый богатый, зато все это реализовано интуитивно понятно и просто. Для устройств на базе Android и iOS есть целых два приложения для работы с камерой — Fujifilm Camera App и Fujifilm Camera Remote. Последнее позволяет использовать смартфон в качестве удаленного видоискателя, менять настройки, фокусироваться и даже записывать видео. По сути, Fujifilm Camera Remote включает в себя все функции более старого приложения Fujifilm Camera App. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой камерой, поддерживающей функции дистанционной съемки.

А теперь мы подходим к самому деликатному моменту. А именно — парку совместимой оптики. X-T1 стала первой погодозащищенной беззеркалкой Fujifilm, но выпустить хотя бы пару соответствующих объективов компания попросту не успела. Напомним, Nikon 1 AW1 поступила в продажу одновременно с двумя герметичными «стеклами». Все что осталось Fujifilm, это опубликовать свои планы по выпуску оптики на ближайшие год-два. Защищенные объективы будут иметь маркировку WR и в 2014 году таких моделей выйдет три. Вот как выглядит эта тройка: 18-135 мм F3.5-5.6 R OIS WR, 16-55 мм F2.8 R OIS WR и 50-140 мм F2.8 R OIS WR. Первый зум-объектив будет выпущен в июне нынешнего года. Но, конечно, камера полностью совместима и с обычными, незащищенными объективами, среди которых есть очень качественные экземпляры.

Тестовые снимки, видео, автономная работа

Поcкольку мы уже имели дело с матрицей X-Trans CMOS II, ожидания по поводу уровня шума были довольно высокими. Но несмотря на то, что сенсор здесь такой же, как в X-E2, мы все равно провели тестовую съемку, поскольку результат может зависеть от внутренних алгоритмов обработки изображения. Напомним, что тестовая съемка проводится в темное время суток, при искусственном освещении лампой накаливания 40 Вт. Функции шумоподавления полностью отключаются либо — при невозможности полного отключения — задействуются с минимальной мощностью.

Результаты ожидаемо прекрасные. Шум не проявляется на всех значениях ISO вплоть до отметки 3200 единиц. При ISO 6400 шум минимальный и устраняется программно без потери качества. То же самое можно сказать и о снимках, сделанных при ISO 12800. Да и на максимуме шум совершенно не пугает, с такими снимками можно работать.

Ну а что касается расширенного диапазона, то в нем съемка возможна только в формате JPEG с уменьшенным разрешением. Но давайте лучше взглянем на примеры съемки из повседневных ситуаций и заодно оценим работу алгоритмов шумоподавления.

На двух последних снимках виден результат работы шумодава. Как видно, детализация снимка заметно снижается. При этом изначальный шум не столь значительный. Так что, на наш взгляд, значение функции подавления шума лучше перманентно установить в минимальное положение. При необходимости шум можно убрать в Adobe Photoshop или Lightroom.

Видеосъемка возможна в разрешении Full HD при 60 или 30 полных кадрах в секунду. Звук записывается в режиме стерео и в целом очень неплох. Дополнительно, впрочем, предусмотрена возможность подключения внешнего микрофона, а кнопка старта съемки отдельно вынесена на верхнюю панель корпуса. Кажется, это одна из наиболее дружелюбных по отношению к видеолюбителям камер Fujifilm. Впрочем, своему ближайшему конкуренту от Olympus камера заметно уступает. Здесь, например, нет механической стабилизации изображения, нет разъема для наушников и нет функции вывода несжатого видео через HDMI-порт.

Штатный аккумулятор WP-N126 рассчитан на съемку 350 кадров, что является средним значением в классе. В то же время, от полуфлагмана стоило ожидать большего. При желании, конечно, можно докупить батарейную ручку, несущую в себе такой же аккумулятор, и тем самым удвоить ресурс.

Конкуренты

Olympus OM-D E-M1

Olympus OM-D E-M1 является, пожалуй, самым амбициозным проектом на рынке беззеркалок. Эта камера стоит дороже любой камеры Micro Four Thirds и дороже Fujifilm X-T1. Она также заключена в погодозащищенный корпус из магниевого сплава, имеет разъемы для подключения внешнего микрофона, батарейной ручки, и в избытке снабжена механическими органами управления.

Надо отметить, что обе камеры оборудованы фактически одинаковыми дисплеями и видоискателями, имеют схожие беспроводные функции и набор режимов съемки. Olympus OM-D E-M1 — это единственная на сегодняшний день беззеркалка Micro Four Thirds с матрицей без низкочастотного фильтра и возможностью фазовой фокусировки при съемке объективами Four Thirds. Камеру также отличает фирменная система пятиосевой стабилизации изображения, более широкий диапазон выдержек, скорострельность и глубина буфера на уровне полупрофессиональных зеркальных камер. Фотоаппарат не имеет встроенной вспышки, а единственный слот для карт памяти поддерживает работу с SD-накопителями класса UHS-I. В коллекции Olympus защищенных объективов не слишком много, но они есть и были доступны в момент выхода OM-D E-M1.

Читайте также:  Маленькая камера с большими амбициями. Обзор системной камеры Olympus OM-D E-M1

Nikon D7100

Этой камере присущи все преимущества классической зеркалки: оптический видоискатель, отличная полноценная 51-точечная система фазовой фокусировки, функция кропа матрицы, богатейший выбор совместимой оптики, емкий аккумулятор, два слота для карт памяти и лучшая эргономика. Nikon D7100 успела завоевать ряд наград в качестве лучшей полупрофессиональной DSLR-камеры.

В то же время, камера не имеет Wi-Fi модуля, имеет более низкую скорострельность, проигрывающую контрастную автофокусировку в Live View, неподвижный дисплей и, конечно, большие габариты и вес.

Читайте также:  Новая высота. Обзор зеркальной камеры Nikon D7100

Выводы

Fujifilm X-T1 произвела впечатление крайне качественной камеры. В этом заслуга и отличного экрана, и проработанной эргономики, и усовершенствованных Wi-Fi функций, и прекрасного сенсора. Фактически, камера вобрала все достоинства беззеркалок серии Х и в придачу получила защиту от влаги.

Но вместе с тем мы не увидели ничего принципиально нового. Да, X-T1 стала первой камерой в коллекции Fujifilm в подобном форм-факторе. Но фактически вся начинка и все функции уже встречались нам ранее. Не стоит забывать и о промахе с выпуском совместимой оптики. Мы рекомендуем не торопиться с покупкой и подождать до лета, когда в продажу поступят защищенные объективы. Тогда появится смысл взять камеру уже в комплекте с одним из них и получить полноценную погодоустойчивую систему.

Обзор и характеристики Fujifilm X-T1

Содержание

  • Обзор Fujifilm X-T1

  • История серии X-T1

  • Плюсы и минусы

  • Оценки и места в ТОП

  • Размеры

  • Сравнение размеров ближайших конкурентов

  • Полные характеристики Fujifilm X-T1

Обзор Fujifilm X-T1


Выпущен 14 апреля 2014, Fujifilm X-T1 имеет 16 Мпикс, относится к беззеркальным фотоаппаратам с APS-C (23.6 x 15.6 мм) CMOS X-TRANS II сенсором.

FujiFilm X-T1 заменил Fujifilm X-T2. По ссылке ниже есть сравнительный обзор X-T1 с Fujifilm X-T2: