Юпитер 9 обзор: MC Jupiter-9 2/85 (ЛЗОС). Обзор от читателя Радоживы

MC Jupiter-9 2/85 (ЛЗОС). Обзор от читателя Радоживы

Обзор MC Jupiter-9 2/85 (ЛЗОС) специально для Радоживы подготовил Родион Эшмаков.

MC Jupiter-9 2/85

Отличающихся моделей объективов Юпитер-9 существует великое множество, как и 44-х Гелиосов.

Ниже показан список основных версий ЮПИТЕР/JUPITER-9:

  1. ЮПИТЕР-9 2/85 АВТОМАТ. В корпусе для камер Киев-10/15, завод Арсенал (Киев), байонет Киев-Автомат
  2. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см. В белом корпусе, красногорский, байонет Контакс-Киев
  3. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см П. В белом корпусе, з-д «Арсенал» (Киев), байонет Контакс-Киев
  4. Юпитер-9 1:2 F=8,5см П. В белом корпусе, КМЗ, М39 для камер «Зенит»
  5. ЮПИТЕР-9 2/85. В белом корпусе, лыткаринский, М39 для камер «Зенит»
  6. В черном корпусе старого типа, лыткаринский, М42 (обзора пока нет)
  7. JUPITER-9 2/85. В черном корпусе нового типа, лыткаринский, М42
  8. MC JUPITER-9 2/85. В черном корпусе нового типа, лыткаринский, с ‘МС’, М42

Этот объектив – «последний из Могикан» – последняя версия Юпитер-9, выпускавшаяся на ЛЗОС вплоть до 2008 г. Конкретный экземпляр выпущен в 2000 г., о чем свидетельствует информация в паспорте объектива и его номер. Также в этой маленькой брошюрке присутствует некоторая техническая информация и руководство пользователя.

Характеристики объектива можно найти в техническом паспорте и руководстве пользователя, скан которого доступен по этой ссылке.

Конструктивно эта модификация ничем не отличается от JUPITER-9 2/85 производства ЛЗОС в корпусе нового типа.

Спереди отличий от обычного юпитера и не сыскать. MC Jupiter-9 2/85

Это все тот же компактный и отлично собранный объектив с большой передней линзой и шикарной диафрагмой о 15 лепестках, все с тем же «ароматом» лыткаринского «солидола».

А сбоку – тем более не различить с не-МС версией. MC Jupiter-9 2/85

Единственное отличие от распространенных на вторичном рынке версий ЛЗОС 80-х годов – наличие многослойного просветляющего покрытия оптики, о чем говорит аббревиатура «МС» в названии.

Выдает наличие МС зеленый отблеск задней линзы. MC Jupiter-9 2/85

Хотя про лыткаринские «Юпитеры» ходит недобрая молва (и вполне заслуженно), этот объектив должен быть наиболее совершенен с технической точки зрения. Так кто же круче: лев или тигр? 50-х годов версия из Красногорска ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см или лыткаринец из 21 века?

ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см и MC Jupiter-9 2/85

Оптические свойства. Сравнение с версией производства КМЗ (1959 г.)

Несмотря на многослойное просветление, объектив с трудом справляется с боковым или контровым светом: даже прикрыв его ладонью от заходящего солнца можно получить заметных невооруженным глазом прирост контраста изображения:

MC Jupiter-9 2/85. Без бленды

MC Jupiter-9 2/85. Прикрыт от света

Страшно представить, чего ждать от лыткаринского объектива, лишенного многослойного просветления…
При сравнении с объективом производства КМЗ можно заметить большие резкость и контраст последнего. Да – новейшая версия уступает одной из старейших «во всем и сразу»!

Фотографии идут парами:

Объективы имеют отличающееся по характеру боке: у новой версии оно более аляповатое и нагруженное, чем у старой – благодаря большему уровню сферических аберраций.

В контровом свете старый добрый белый ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см ведет себя лучше: меньше страдает от бликов и вуали. Скорее всего, тому виной плохое чернение у новой версии Юпитер-9.

Блестящая диафрагма ЛЗОС MC Jupiter-9 2/85 в сравнении с черненой ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см

Блестящая диафрагма ЛЗОС MC Jupiter-9 2/85 в сравнении с черненой ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см

У примененного в MC Jupiter-9 2/85 просветления есть большой минус: оно сильно и не очевидно, на первый взгляд, влияет на цветопередачу. Во-первых, скорее всего, просветление является двуслойным и отражает участки спектра в желто-зеленой и зелено-голубой областях, что суммарно даст наблюдаемый холодный зеленый блик от линзы. Такой спектр пропускания сильно влияет на фотографии, выполненные на зеленом фоне: чувствуется, что, например, в тени очень плохо передается цвет травы, который становится землистым. А на солнце трава порой приобретает неестественный ядовитый оттенок. Масла в огонь подливает тот факт, что в современных цифровых камерах с фильтром Байера зеленых субпикселей больше всего, потому плохая передача именно зеленого цвета сильно влияет на видимый результат. Изображение старого Юпитер-9 намного более предсказуемое: его цветопередача, как и многих старых объективов, просто сдвинута в теплую область и максимум светопропускания приходится как раз на желто-зеленый цвет.

Несмотря на все недостатки, трудно не согласиться с тем, что МС Юпитер-9 формирует приятное глазу изображение на F/2, отличающееся особой мягкостью и притягивающие своим боке. Многослойное просветление позволяет добиться естественной цветопередачи и сносного контраста при обычных условиях съемки.

Выводы

Даже последняя версия Юпитера-9 уступает «белому» из КМЗ по всем параметрам: это и резкость, и контраст, и даже цвет. МС Юпитер-9 имеет некоторую изюминку в картинке и по сути является другим объективом (в сравнении с «белым» КМЗ), в котором особенности боке и сильный софт черной версии дополнены цветопередачей получше и контрастом повыше.

Благодарю за внимание, Эшмаков Родион.

Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.

UPDATE от Аркадия

Так случилось, что в это же время на обзоре у Аркадия был точно такой же объектив, только другого года производства, с серийным номером 8910104.

Фотографии с Sony Alpha NEX-3N, а также фотографии с видом самого объектива от Аркадия:

Исходные фотографии в формате JPEG можно скачать по этой ссылке (87 файлов, 566 МБ).

Объектив Юпитер-9 (М39 дальномерный) обзор

Длиннофокусный светосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных фотокамер.

В Юпитере-9 воплощена оптическая схема Sonnar немецкой фирмы Carl Zeiss. Конструкторская и технологическая документация Цейса достались СССР в счет репараций.
Первые выпуски шли даже под наименованием ЗК-85 — Зоннар Красногорский, 85 мм.

Выпускались варианты Юпитер-9 с самыми разными вариантами креплений, как для дальномерных фотоаппаратов, так и для зеркальных.

В обзоре представлена дальномерная резьбовая версия, произведенная на ЛЗОЗ. Если вас интересуют иные версии — их обзоры я обязательно опубликую. Ищите на карте блога или подпишитесь на e-mail рассылку.

Оптическая схема:


Фокусное расстояние: 85 мм
Угол поля зрения: 28°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 7/3
Рабочий отрезок — 28,8 мм
Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 15
Регулировка диафрагмы — бесступенчатая
Предустановка диафрагмы — отсутствует


Ближний предел фокусировки — 1,15 м
Соединения:
объектива с камерой — M39×1
для ввинчивающихся насадок — M49×0,5
для надевающихся насадок — ∅51 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 30/18 линий/мм

Коэффициент светопропускания: 0,75

Вес — 315 г

Просветление химическое однослойное желто-фиолетового цвета.

Юпитер-9 — объектив сравнительно крупный. Поэтому, все кольца разместились на нем комфортно.

Даже самое ближнее к камере неподвижное ребристое кольцо, за которое, как предполагается, объектив будут накручивать и откручивать — довольно далеко отстоит от камеры.

Кольцо фокусировки весьма широкое и расположено очень удобно. Оно ложится ровно под пальцы левой руки.

Полный ход геликоида — около 210 градусов. Ход длинный, что очень удобно при фокусировке на портретных дистанциях. Собственно, Юпитер-9 и носит, вполне заслуженно, статус классического советского портретника.
Кольцо диафрагмы приемлемой толщины, достаточно отдалено от кольца фокусировки и расположено не на самом краю. Никаких нареканий. Объектив светосильный. Диафрагмы 2 вполне достаточно для сильного размытия заднего фона.

Диафрагма состоит из 15, нет, лучше так — из ПЯТНАДЦАТИ лепестков.

На любом значении апертуры они формируют идеально ровные круги.

Это — тоже незаменимое свойство Юпитера-9 для портретной съемки.
Лепестки черненые, матовые. Но на снимках видно, что один из краев лепестков имеет более светлую кромку. Это не очень хорошо, т.к. возрастает риск внутренних переотражений.

Возможно, это особенность небольшой партии, один из экземпляров которой попал ко мне.

Юпитер-9 дает очень мягкую и пластичную картинку. Многие экземпляры имеют даже нарекания за чрезмерный софт-эффект на диафрагмах 2-2,8.

Тем не менее, принято считать, что для портретной съемки лишняя жесткая резкость — тоже не очень хорошо, т.к. слишком прорисовывает дефекты кожи.
В любом случае, Юпитер-9 — это объектив, заслуженно снискавший любовь у миллионов советских фотолюбителей.

Не стоит забывать также он его более чем солидном внешнем виде. Размеры и диаметр передней линзы выгодно отличают Юпитре-9 от разного рода штатных Индустаров.

Владелец такого объектива в советские времена автоматически повышал свой престиж в глазах прочих фотолюбителей.

На зеркальных камерах дальномерный объектив будет работать только в режиме Макро.

Конечно, если вам нужно именно Макро, то от светосилы Юпитера-9 не будет никакого прока. А мягкость его рисунка — будут только вредить.

Использовать этот объектив по прямому назначению — имеет смысл, если у вас беззеркалка.
Но тут вопрос цены. Возможно, зеркальная версия этого объектива будет стоить дешевле, т.к. на рынке их существенно больше.

Тестовые снимки:

Пока в режиме Макро, конечно. Как-нибудь разживусь беззеркалкой – нащелкаю нормальных тестов.

Фокусировочное кольцо выставлено на бесконечность. Снимки сделаны с максимальной дистанции, на которой объектив способен фокусироваться за зеркалке.

В принципе, для создания творческих композиций с крупными планами ФР 85 мм применимо даже если объектив дальномерный, а камера – зеркальная.

Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. На беззеркалке возможно полноценное использование.

Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.

ТипБрендСсылка на переходник
ЗеркалкиNikonM39-Nikon F
CanonM39-Canon EF
SonyМ39-Sony/Minolta
PentaxM39-pentax K
БеззеркалкиSonyM39-NEX
Оlympus/ PanasonicM39-m 4/3
FujiM39-FX
NikonM39-Nikon 1


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см (КМЗ). Обзор от читателя Радоживы

Вид на объектив Юпитер-9 85/2 (КМЗ, 1959 г.), адаптированный под байонет М42 с байонета Контакт-Киев, примеры фото с него, и сам обзор специально для Радоживы, подготовил Родион Эшмаков.

Вид Юпитер-42 адаптированный для М9 (КМЗ, контакт-киевская военная машина)

Это обзор еще одной из многочисленных модификаций объектива Юпитер-9:

Характеристики Юпитер-9(источник: zenitcamera):
Фокусное расстояние: 85 мм
Относительное отверстие: 1:2
Светопропускание: 0,75
Угол поля зрения (на полном кадре малого формата): 28 градусов
Оптическая схема: Zonnar 7 элементов в 3 группы
Диафрагма: черненая матовая 15 лепестков, без предустановки и храпового механизма, F/2-F/22
Разрешение согласно ТУ (центр/край): 30/18 лин/мм
МДФ: 1,15 м
Крепление для фильтров: 49*0,75 мм

Ниже представлен список основных модификаций ЮПИТЕР / ЮПИТЕР-9 :

  1. ЮПИТЕР-9 2/85 АВТОМАТ. В чехле для фотоаппаратов Киев-10/15 завод Арсенал (Киев), крепление Киев-Автомат
  2. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см. В белом корпусе, Красногорск, крепление Контакт-Киев
  3. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см П. В белом корпусе Арсенал корпус (Киев), Контакт-Киев байонет
  4. Юпитер-9 1:2 F=8,5см П… В белом футляре, КМЗ, М39 для фотоаппаратов Зенит
  5. ЮПИТЕР-9 2/85. В белом корпусе, Лыткаринский, М39для фотоаппаратов Зенит
  6. В черном корпусе старого образца, Лыткаринский, М42 (отзывов пока нет)
  7. ЮПИТЕР-9 2/85. В черном корпусе нового типа, Лыткаринский, М42
  8. МС ЮПИТЕР-9 2/85. В черном футляре нового образца, Лыткаринский, с ‘МС’, М42

Конструкция и особенности Юпитер-9 для байонета Контакт-Киев

Данный образец представляет собой адаптированный объектив под байонет М42 производства Красногорского механического завода 1959 года, о чем свидетельствует номер объектива и символика на титульном кольце.

Вид объектива спереди

Дальномерный вариант Юпитер-9 для киевских фотоаппаратов сильно отличается от «зеркального»: сильно упрощены геликоид и механизм установки диафрагмы, а байонет и рабочий отрезок не позволяют использование объектива с зеркальными камерами без переделки.

Это был мой первый опыт подбора объективов, адаптация проводилась с осторожностью по этой инструкции.

В результате замены байонета и уменьшения рабочего отрезка объектив сильно уменьшился, став размером с полтинник.

Юпитер-9 и Гелиос-44

Юпитер-9 и Гелиос-44

Конструкция линзоблока этого Юпитера-9 мало чем отличается от других модификаций: есть информация о том, что линзоблоки взаимозаменяемы с объективами черного цвета, выпускаемыми по ЛЗОС. К счастью, эта унификация коснулась и светосилы объектива – на всех модификациях, кроме Юпитер-9 Автомат, она черная, матовая и имеет целых 15 лепестков. Это позволит сохранить боке даже при любом значении диафрагмы.

Юпитер-9диафрагма объектива

Но у этой модификации нет механизма предустановки диафрагмы, и кольцо диафрагмы вращается свободно, бесступенчато. Последнее можно назвать плюсом — полезное свойство для съемки видео.

Конструкция фокусера существенно отличается, из-за чего линзоблок объектива при фокусировке вращается во время фокусировки — это заметно мешает слепым при попытке выставить диафрагму одной рукой. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1,15 м вместо 0,8 м у варианта для зеркальных камер. Короче Юпитер-9в макро нельзя, такая большая МДФ иногда немного напрягает.

В целом конструкция объектива неплохая: легко разбирается и обслуживается, переделка варианта под киевские камеры тоже не представляет особой сложности. В то же время Юпитер-9 имеет весьма скромные для оптики такого класса габариты: например, адаптированный проекционный планар РО500-1 90/2 занимает в корпусе в два раза больше места и к тому же в ~3 раза тяжелее.

НПЗ РО500-1 90/2 и Юпитер-9

При использовании данной модификации Юпитер-9 зарекомендовал себя как очень удобный объектив.

Оптические свойства

Данный объектив был приобретен в результате поисков резкого Юпитер-9. Да, он действительно то, что нужно и на голову выше смекалки своего лыткаринского собрата. У этого варианта тонкая ГРИП, в которую очень сложно попасть при съемке – иногда даже с КО-120 120/2.1 гораздо проще сфокусироваться.

Юпитер-9 страдает продольной хроматической аберрацией (окантовкой), все же несколько мягковат, если сравнивать с аналогичными по ВЧ объективами (например, хорошая проекция F-92 дает лучшее изображение). Если придираться, то можно найти у кого и по краю, и виньетирование. Опыт съемки показывает, что в итоге только ХА.

Юпитер-9 имеет очень хороший для советской оптики контраст, который немного падает в контровом свете. Во многом это результат применения схемы Зоннара с малым количеством стекловоздушных поверхностей.

Юпитер-9 имеет химическое просветление фиолетовых тонов, то у него искаженная цветопередача — изображение имеет желто-зеленый оттенок. Просветление дает яркий контровой свет, яркие кольцевые и чечевичные блики.

Блики в свете солнца на ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см (КМЗ)

Рисунок данной модификации предельно ровный и спокойный, боке выполнено из правильных кругов с практически равномерным распределением яркость. В этом плане объектив является антагонистом гелиосов и триплетов с ярким, броским боке, что не всем нравится.

Сочетание светосилы, ФР и оптических свойств делает этот объектив одним из самых предпочтительных для портретной съемки.

Сначала Юпитер-9 показался мне скучным, т.к. я им редко пользовался, предпочитая более экзотическую оптику. Однако сейчас, исходя из опыта использования таких объективов, как PO500-1 90/2, Carl Zeiss Jena Pancolar 80/1.8, красногорский Юпитер-9 могу назвать поистине отличным.

ОБНОВЛЕНО

Примеры фото на Sony A7S:

Выводы

КМЗ Юпитер-9 для киевских камер — очень удачный портретный объектив, хотя и требует адаптации для использования с зеркальными камерами. Его сила в хорошей резкости и контрастности, приятном спокойном боке и компактности, что позволяет всегда брать его с собой. Однако следует помнить, что Юпитер-9плохо справляется с более общими задачами, чем портретная съемка: неудобна и плоха при макросъемке, недостаточно хороша при фотографировании пейзажей.

Спасибо за внимание, Эшмаков Родион.

Больше отзывов читателей Радоживы вы найдете здесь.

Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 vs. Jupiter-9 85mm f2.0

Предисловие: объективы 85 мм.

Объективы с фокусным расстоянием 85 мм — явление немного странное. Они использовались в эпоху 35-мм пленки в качестве портретных объективов и были довольно популярны среди пользователей. Если рассматривать с точки зрения популярности среди производителей то есть фокусное расстояние было (на тот момент) примерно на четвертом — пятом месте (50мм — 1 место, 135мм и 28-35мм 2-е и 3-е) вместе со 100мм объективами. Произведенное количество Первые три фокусных расстояния были настолько велики, что сегодня на вторичном рынке их можно купить практически за бесценок. Конечно, я не беру в расчет сверхбыстрые модели. Цена до 50$ есть довольно часто. А вот цена на объективы 85мм уже не та. Самые дешевые в ряду Юпитер-9, версии Minolta SR и Canon R. Юпитер-9 стоит 150$, Minolta SR и Canon R — где угодно от 250 долларов (цены на сентябрь 2012 года).

Первый дешевле, потому что покупка Юпитера-9 в нете — это рулетка, и, что самое интересное, более новый объектив выглядит более выигрышно… мусор. Minolta SR и Canon R «дешевы» из-за того, что фланец (43.5мм и 42мм соответственно) не позволяет использовать их на зеркальных камерах без доработки. Более-менее быстрые варианты от др. производителей (Olympus, Nikon, Canon EF) может стоить 350-500$.
Такие цены можно объяснить относительной редкостью 85мм объективов. Например, первые объективы с фокусным расстоянием 35 мм, 50 мм, 100 мм и 135 мм Minolta выпустила в 1958 году, а первые 85 мм — только в 1970 году! Поэтому общее количество изготовленных объективов было относительно небольшим. У меня нет данных от других производителей.
Столь высокий спрос может быть вызван еще и тем, что для кроп-фактора х1,5 у цифровых камер 85мм становится 137мм, а для кропа х2,0 — 170мм. Есть телеобъективы для портретов – широко используемые и популярные фокусные расстояния.
Однако – это очень странно. Я уж не говорю о Гелиос-40 за 600 долларов… (Кстати, похоже КМЗ возобновил производство этого объектива и цена скоро должна снизиться… Может быть…)
Приглашаю всех, у кого есть мнение или информация по тема для участия в обсуждении.
Внедрение беззеркальной технологии только подталкивает цены вверх на вторичном рынке и выравнивает цены на Minolta SR и Canon R. Объявление «Ищу Minolta MD 85mm f2.0» не является редкость в настоящее время. Я предвижу огромный спрос на «старые» объективы, когда на рынке появится первая коммерческая полнокадровая камера без зеркала (Leica не в счет). И это выглядит вроде SONY будет первой…

Объективы 85 мм на Olympus E-PL1 с кроп-фактором x2 следует рассматривать как 170 мм, эквивалентные полному кадру 35-мм пленки. Как уже было сказано выше, их используют в основном для портретов.

Объективы, о которых пойдет речь:


Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 — Объектив для зеркальных фотоаппаратов Minolta SR второго поколения серии MD (о чем свидетельствует диаметр светофильтра 49 мм) пр-во примерно 1983 г. Диафрагма имеет шесть лепестков.
Юпитер-9 85мм f2.0 – это вариант для дальномерных камер с винтовым креплением Leica M39, выпущенный в 1971 году. Объектив Лыткаринского завода с названием написанное латиницей — средство для поставок за границу. Диафрагма имеет пятнадцать лепестков.
Важным отличием является минимальная дистанция фокусировки – Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 – 0.85м, Юпитер-9 85mm f2.0 – 1.15м.

Оптическая схема:


Об оптической схеме Юпитер-9 85мм f2.0 много говорить не приходится. Это ремейк (слово «копия» здесь не совсем уместно) знаменитого немецкого объектива Carl Zeiss Jena Sonnar T 85mm f2.0. Схема Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 — это разработка двойной схемы Гаусса для достижения более высокого оптического качества по сравнению со стандартной конструкцией.
Так что это сравнение может выявить или не выявить некоторые особенности, характерные для оптических схем.

Групповое фото:


На втором фото показаны объективы с присоединенными адаптерами M39-m43 и Minolta SR-m43. Это сделано намеренно. В сети часто муссируется мнение, что Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 — один из самых самые компактные 85-мм объективы. Однако следует отметить, что с переходником общая длина обоих объективов одинакова (!) — 82мм и вес тоже практически одинаков (370г — Minolta MD Rokkor-X 85 мм f2.0; 380г — Юпитер-985мм f2.0). Внешний диаметр объектива тоже очень близок (60мм – Юпитер-9 85мм f2.0 против 64мм – Minolta MD Rokkor-X 85мм f2.0), поэтому вопрос какой из них больше более компактный.

Параметры для сравнения:
Удобство использования, механическое и оптическое состояние
Резкость изображения в центре и краю кадра на небольшом расстоянии (~1,5 м)
Резкость изображения в центре и краю кадра рамка на дальнее расстояние (150м)
Цветопередача
Виньетирование
Точечный источник света на заднем плане и размытие фона (боке)
Стойкость к засветке
Хроматическая аберрация
Возможность макросъемки

Удобство использования, механическое и оптическое состояние объектива

So — Юпитер -9 85мм f2. 0. Законы советского производства оставили неизгладимый след на объективе. Во-первых, 15 лепестков диафрагмы – очень хорошо, но зачем так обильно смазывать? Вся диафрагма пропитан маслом. Однако благодаря бережному хранению проем не заедает, открывается и закрывается плавно. Немного хуже обстоит дело с кольцом фокусировки. Изначально было красиво сдвинуть его тяжело, даже пару раз объектив выкручивался из переходника. Однако через некоторое время использования ситуация улучшилась — кольцо хоть и туго вращается, но приемлемый.

Про Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 я просто молчу — вся механика в идеальном состоянии.

Оптика (линзы) в обоих объективах в идеальном состоянии — без пятен, царапин и других дефектов. Есть ли у Юпитер-9 85мм f2.0 просветляющее покрытие – непонятно, похоже, что его нет … Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 — просветление с обеих сторон какого-то желтовато-фиолетового цвета.

Оба объектива я получил от их первых владельцев.

Резкость изображения в центре и по краю кадра на небольшом расстоянии (~1,5м)

Условия тестирования: непрямой солнечный свет, ISO100, фиксированный баланс белого (солнце), Olympus E-PL1 (кроп-фактор x2) , штатив.
В этот раз я попробовал использовать стандартный формат тестирования оптического оборудования… и надо сказать, что это было довольно удобно. Расстояние от модели было выбрано таким, чтобы модель покрывала всю плоскость рама. Для анализа я использовал две области в центре кадра и одну на краю



Формат



100% кроп

Итак, Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 имеет видимое преимущество на диафрагме f2.0 в центре и на краю кадра. Юпитер-9 85мм f2.0 имеет значительный софт на f2.0, что, собственно, многократно обсуждалось в предыдущих обзорах этого объектива. Однако Юпитер-9 85mm f2.0 стал намного резче на f2.8. В то же время резкость Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 при остановке снижается с f2.0 до f2.8 увеличивается не быстро. Максимальная резкость достигается у обоих объективов при f5.6. На f8.0 заметно влияние дифракции, которая смешивает детали на f11 в кашу.
Поскольку основное использование данного объектива — портрет, ниже приведены примеры на диафрагмах f2. 0 и f2.8

Примеры портретов.


Резкость изображения в центре и по краю кадра на большом расстоянии (150м)



Фото модели

100% кроп

При ближайшем рассмотрении видно заметное преимущество Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0, как на краю, так и в центре кадра.

Воспроизведение цвета


Тестовая картинка

Как видно на картинках, линзы по-разному передают цвета. Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 характеризуется некоторым избытком синего, а Jupiter-9 85mm f2.0 – желтого. Это должно быть вспомнил, поэтому я бы рекомендовал использовать съемку в RAW с последующей коррекцией баланса белого

Виньетирование

Обнаружить виньетирование невооруженным глазом на этих объективах было очень сложно, поэтому в Photoshop была применена опция — (Уровень постеризации 6 )



Фотошоп

Результат странный. С одной стороны у Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 ярко выраженное виньетирование на f2.0 (по моему идеально для портретов!). Он исчезает на f2.8. С другой стороны, распределение света через изображение Юпитер-9 85мм f2.0 на f2.0 немного «неровно». Трудно сказать, что является первопричиной.

Точечный источник света на заднем плане и размытие фона (боке)




Фото модели 1


Изображение модели 2

Этот тест показал совсем другую картину боке.

Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 open wide представляет идеальные круги в центре кадра, переходящие в уменьшенные овалы по краям кадра. При диафрагмировании до f2.8 круги превращаются в шестиугольники, хотя надо признать, что скругление лепестков диафрагмы давало очень качественную картинку.
Jupiter-9 85mm f2.0 в отличие от Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 показывает идеальное круговое боке в центре и по краю кадра. Скорее всего, это прямое влияние оптической системы Соннар. Естественно, что при 15 лепестках диафрагмы диафрагмирование не меняет форму круга в боке, а только его диаметр.
Обратите внимание, что при кроп-факторе x2 реальный край линз не используется.
Хотя на изображении модели видно, что объективы показывают совершенно разное размытие фона, на мой взгляд, у обоих объективов отличное боке. Единственный минус – боке на f2.0 у Юпитер-985мм f2.0 вряд ли будет использоваться из-за сильного софт-эффекта.

Сопротивление факелу

Тест

Тест на бликовость выявляет проблему, присущую объективам советского периода — технологию просветляющих покрытий (или их отсутствие). Это сильно влияет на изображение. падение контраста очень заметно на f2.0 у Юпитер-9 85мм f2.0, а при остановке до f2.8 ситуация заметно улучшилась. Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 с очень хорошими показателями устойчивость к засветке начиная с f2. 0.

Хроматическая аберрация



100% урожай

100% кроп из предыдущего теста показывает, что хроматические аберрации по краям изображения сильнее выражены у Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0, а диафрагмирование до f2.8 не меняет картина.
Однако следует отметить, что для улавливания этих аберраций я использовал сильно контрастный солнечный свет. Так что при нормальном освещении аберрации не заметны.


100% тест урожая


Тест на продольные хроматические аберрации показывает примерно такую ​​же картину – у Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 они более выражены.

Возможность макросъемки.

Сами по себе объективы не «макро» — не хватает минимальной дистанции фокусировки (Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 — 0.85м, Юпитер-9 85mm f2.0 — 1.15м).


Макро тест

При использовании макроудлинительного кольца 30мм (для м4/3) удалось сделать несколько снимков, но это было довольно сложно. Очень короткий ход кольца фокусировки не позволяет правильно сфокусироваться.

Ориентир:

Я попытался ранжировать цели по пятибалльной системе для каждого из вышеперечисленных параметров. Оценка конечно относится к конкретному объективу и не претендует на абсолютную точность.

Параметр Минолта 85 50мм f2.0 Юпитер-985мм f2.0
Удобство использования 4 4
Механическое качество. 5 3
Резкость изображения на небольшом расстоянии (1,5 м) по центру 5 4
Резкость изображения на коротком расстоянии (1,5 м) от края 5 4
Резкость изображения на большом расстоянии (150 м) центр 5 4
Резкость изображения на большом расстоянии (150 м) от края 5 4
Виньетирование 4 4
Воспроизведение цвета 4 4
Размытие фона (боке). 5 5
Сопротивление факелу 5 4
Хроматическая аберрация (CA) 4 5
Возможность макросъемки. 2 2
Средний 4,4 3,9

Выводы:

1. По резкости абсолютное преимущество у Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0. Этот объектив можно использовать от f2.0 и превосходит Юпитер-9.85мм f2.0 вблизи и дальнее расстояние через весь диапазон апертур. При этом хочу отметить, что мой экземпляр Юпитер-9 85мм f2.0 очень качественный, и за исключением светосилы f2.0 немного проигрывает Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0. Формально этот объектив должен называться Юпитер-9 85мм f2.5, с такой светосилы он вполне рабочий.


2. Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 показывает лучшую устойчивость к бликам на f2.0.


3. У Minolta MD Rokkor-X 85mm f2.0 более выражены ХА, но проявляются они только при очень сильном освещении.


4. Размытый фон (боке) отлично подходит для обоих объективов. Некоторое преимущество у Юпитер-9 85мм f2.0 есть за счет пятнадцати лепестков диафрагмы, но в то же время Юпитер-9 85mm f2.0 на f2.0 тяжело использовать из-за софт-эффекта.

Подводя итог, могу лишь сказать, что оба объектива можно успешно использовать для портретной съемки, а опытный фотограф может преодолеть некоторые недостатки конкретного объектива в его пользу.

Юпитер 9 обзор: MC Jupiter-9 2/85 (ЛЗОС). Обзор от читателя Радоживы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх