Автопортрет дали: Автопортрет с беконом и квантовая Мадонна. Гид по выставке Сальвадора Дали в Манеже

Автопортрет с беконом и квантовая Мадонна. Гид по выставке Сальвадора Дали в Манеже

Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы продолжают серию выставок известных художников XX века. Первой из них стала ретроспектива «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера».

В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь одного из самых неординарных художников прошлого столетия, — больше 180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили музей «Гала — Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра покажут в нашей стране впервые.

«Главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти работы в одно время в одном месте. Изначально речь шла о 70 экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить это число до 180. Еще одна трудность была связана с транспортировкой — вся коллекция не могла перемещаться одним видом транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это одно из главных требований музеев», — рассказал Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже, выступившего организатором выставки.

Содержание

«Автопортрет с рафаэлевской шеей»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Импрессионистский «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — одна из первых работ Сальвадора Дали. Он написал ее в 1921 году, вскоре после того, как умерла его мать Фелипа Доменеч. Эта смерть стала тяжелейшим испытанием в его жизни — Сальвадор, которому на тот момент едва исполнилось 17, был очень привязан к маме.

Эта картина — отсылка к автопортрету Рафаэля Санти, созданному в 1506 году. Великий художник эпохи Возрождения, которому на тот момент было 23 года, изобразил себя как мечтательного и немного женственного юношу. Дали, ярый поклонник Рафаэля, изобразил себя в том же духе. Шея на его холсте — могучая, удлиненная — такая же, как на картине Рафаэля. Однако сам Сальвадор никогда не мог похвалиться атлетическим телосложением.

Его увлечение творчеством Рафаэля было огромным — Дали хотел походить на него внешне и в жизни: например, однажды отпустил волосы на манер своего кумира.

«Кубистический автопортрет»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Таким Дали изобразил себя в 1923 году, во время обучения в мадридской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Художник дружил с режиссером Луисом Бунюэлем и поэтом Федерико Гарсией Лоркой, преклонялся перед талантом психолога Зигмунда Фрейда и основоположника кубизма Пабло Пикассо. К картинам последнего он питал особую страсть — настолько, что сам решил написать что-то в этом стиле.

Образ Дали на «Кубистическом автопортрете» распадается на отдельные трапециевидные сегменты. От его внешнего облика остаются разве что глаза, брови и волосы.

«Невидимый человек»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

«Невидимый человек» — первый сюрреалистический шедевр Дали — был создан в 1929 году. Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К этому времени он успел устроить собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.

Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название картины — «Невидимка». В основе сюжета — контуры предметов, метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов, составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы станут визитной карточной художника.

«Архитектонический “Анжелюс” Милле»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил

детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.

Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор — родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он — реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.

Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» — один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.

«Пейзаж с загадочными элементами»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

«Пейзаж с загадочными элементами» — одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы — частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.

Спиной к зрителю изображен Вермеер Делфтский — голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи». Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей — этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии. Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.

На картине есть и сам Сальвадор — в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.

«Мягкий автопортрет с жареным беконом»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Один из самых известных автопортретов Дали также показывают в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам, закрученным вверх.

В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении — а именно так он относился к этому автопортрету — через образ змеи, сбрасывающей кожу.

«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», — писал он.

На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь», — так пояснял Дали значение этого элемента.

«Безумный Тристан. Эскиз декорации»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде — легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. В 1944 году, взяв за основу оперу Вагнера «Тристан и Изольда», он создал либретто, костюмы и декорации для балета «Безумный Тристан». Это была последняя совместная работа Дали и Леонида Мясина — хореографа и танцовщика дягилевской труппы. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба.

Лейтмотив постановки — история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.

1940-е годы стали для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем — создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.

«Ураново-атомная меланхолическая идиллия»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. В частности, ядерный удар стал главной темой «Ураново-атомной меланхолической идиллии» — первой работы, где главным цветом становится черный.

Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света — отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.

После 1945 года в творческой жизни Дали начинается новый атомно-мистический период. 

«Максимальная скорость мадонны Рафаэля»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Трагедия Хиросимы стала поворотным моментом в карьере Дали. Она заставила художника задуматься о мощи атома. В это же время он серьезно увлекся мистицизмом, а также обращался к классической живописи. В 1950-х Сальвадор начинает интересоваться квантовой теорией. В результате этих увлечений появилась картина «Максимальная скорость мадонны Рафаэля».

В основе композиции — голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти. Дали объединяет каноны классического религиозного искусства и собственную интерпретацию физических теорий. Образ Мадонны распадается на геометрические фигуры и формы по принципу золотого сечения. Дали считал, что динамическое движение этих идеальных форм, с одной стороны, доказывает непрерывность материи, а с другой — показывает процесс ядерного распада, скрытый от глаз.

«Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах. Стереоскопическое произведение»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение». 

Его картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса — еще одного художника, которого Дали очень ценил. А расположение мастера за мольбертом спиной к зрителю — оммаж все тому же Вермееру Делфтскому.

Главная героиня картины — Гала, жена Дали. Ее настоящее имя — Елена Дьяконова, она была родом из России. Художник познакомился с ней в 1929 году, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром. Сальвадор и Гала полюбили друг друга с первого взгляда. На первое свидание Дали пришел в драной рубашке, вместо духов использовал козий навоз, а подмышки подкрасил синей краской. Гала оценила его эксцентричный вид. Вскоре она развелась с Элюаром. Через три года Сальвадор сделал ей предложение. Этот союз был идеальным — влюбленные сходились в самом главном: Дали — гений.

Гала умерла на семь лет раньше своего супруга. Он тяжело переживал эту потерю и практически перестал творить. К слову, незадолго до смерти Гала стала бояться нищеты, хотя предпосылок к этому не было никаких. Тем не менее она даже просила мужа подписывать чистые листы бумаги, чтобы в случае финансовых проблем их можно было бы продавать как автографы. Он подчинился, хотя это было опасно: на листках недобросовестный покупатель в теории мог разместить что угодно: и рисунки, и долговые расписки.

Автопортрет с рафаэлевской шеей картина Сальвадора Дали

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — один из самых известных автопортретов испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Картина была написана в 1921 году. Холст, масло. Размеры: 41,5 × 53 см. В настоящее время находится в музее Фонд «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе, Испания.

Сальвадор Дали больше известен именно как художник-сюрреалист, однако данная работа создана в стиле импрессионизм. В это время Дали был вдохновлён творчеством художника Рамона Пичота, который писал картины в стиле нео-импрессионизм. Под его влиянием он пытался создать необычные эффекты живописи. Стоит отметить, что Дали на момент создания картины было всего 17 лет, но молодой художник уже делал успехи в живописи и пробовал себя в различных техниках.

В центре картины автопортрет самого Сальвадора Дали с длинной шеей, о причине которой мы поговорим ниже. На этой картине Дали попытался передать ощущение меланхолии и грусти, так как в 1921 году умерла его мать. Как рассказывал сам художник, смерть матери для него стала одним из самых тяжёлых переживаний в жизни. На заднем плане видна рыбацкая деревня Кадакес, которая расположена на побережье Коста-Брава. В этой деревне семья Сальвадора Дали проводила лето.

Картина называется «Автопортрет с рафаэлевской шеей» по той причине, что здесь Дали создал изобразительную отсылку к известной картине великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520) «Автопортрет». На картине Рафаэля бросается в глаза несоразмерная с головой и телом шея, которая кажется неестественно толстой и удлинённой. Эту деталь картины великого итальянского художника и заимствовал Сальвадор Дали, сделав свою шею длиннее и крупнее, чем положено. Таким образом Дали пытался завершить тот меланхоличный и грустный образ, что пытался передать в своей работе, поместив в картине символ — отсылку на произведение Рафаэля.

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» картина Сальвадора Дали

Автопортрет с рафаэлевской шеей Дали

 

«Автопортрет» картина Рафаэля Санти

Автопортрет Рафаэль Санти

Уникальные изделия из серебра в интернет-магазине «Золотая паутина». Заходите на сайт kubachi-zp.ru, чтобы ознакомиться с выбором. Украшения, вазы, сервизы, кувшины, турки и многое другое.

Дали вблизи – Огонек № 3 (5598) от 27.01.2020

Масштабная выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» открывается в столичном «Манеже» 28 января.

Нина Костючкова

Это не первая серьезная персональная выставка знаменитого испанского художника XX века в России. В 2011-м в ГМИИ им. А.С. Пушкина показали 25 картин и 90 листов графики из музея-театра Дали в Фигерасе, в 2017-м 150 работ были выставлены в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Нынешняя выставка превосходит предыдущие масштабом (180 произведений), хронологическим охватом (работы 1920–1980-х годов), разнообразием жанров (живопись, иллюстрации, офорты, сценография, даже мультфильм и огромный фотоархив) и значительностью конкретных произведений: среди прочего, в Москву привезут картины «Невидимый человек» (1929–1932), «Архитектонический "Анжелюс" Милле» (1933), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945) и другие.

Монсе Агер, куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», рассказывает «Огоньку»:

— У нынешней выставки много поворотов, и мы надеемся, что зрители посетят ее не один раз. Мы покажем Дали во всех возможных амплуа: и как театрального художника, и как автора рекламных образов (он создал логотип Chupa-Chups, делал календари Pirelli). Он работал для модных домов — сохранились его рисунки для Chanel и Dior. Мы покажем Дали — виртуозного рисовальщика (он называл рисунок «пробой искусства»). Мы привезем его иллюстрации к учебнику живописи «50 секретов магического мастерства». Он считал себя неважным художником на фоне Рафаэля, но абсолютным гением в сравнении с другими мастерами XX века. Его миссия состояла в том, чтобы научить следующие поколения ремеслу. «Я рожден, чтобы спасти современную живопись от хаоса и лени».

Сюр, Гала и память


«Портрет моей сестры», 1925 год «Портрет моей сестры», 1925 год
«Портрет моей сестры», 1925 год

Фото: © Salvador Dali, Fundacio Gala-Salvador Dali, UPRAVIS, Moscow, 2019

Большие выставки дают шанс переосмыслить творчество художника. Хотя отношение к Дали менялось так много раз, что впору не переосмыслять, а просто выбрать подходящий ракурс: скользить глазами по биографии и мысленно ставить li

Сальвадор Дали: известные картины с описанием

Если хотите узнать суть сюрреализма, тогда познакомьтесь с ярким представителем этого направления в живописи ХХ века. Это Сальвадор Дали. Картины испанского художника — воплощение философии и духа сюрреализма, эпатажа и гиперэмоциональности. Узнайте интересные факты о его лучших творениях.

Фото: os.colta.ru

Сальвадор Дали отождествлял себя с сюрреализмом. Этой эстетической концепции соответствовало всё в художнике: его мышление, манера поведения, безумие, свобода от моральных предписаний и стереотипов поведения, эмоциональность и открытость.

Дали — это эпатаж в искусстве и жизни. Он всегда делал только то, что хотел, и писал о том, что считал уместным. Поэтому не удивительно, что в 1930–1950-х гг. публику шокировали его художественные эксперименты. Живописец, прекрасно владевший классической техникой рисунка, увлекался импрессионизмом и кубизмом, а в результате пришел к сюрреализму.

Это направление в искусстве давало возможность художнику откровенно рассказывать о самом сокровенном: касаться темы секса и эротики, сексуальных извращений и подавленных сексуальных желаний, разрушения и саморазрушения человека. Но главная тема его полотен — это иллюзии, в мире которых обретается человек.

Фото: art-holst.com.ua

Картины Сальвадора Дали сложно интерпретировать, дать логическое пояснение тем или иным образам, деталям, прочитать их смысл. Всё потому, что состоят они из визуальных каламбуров, шизоидных образов, аллюзий, построены на игре смыслами и сюжетами.

Представляем самые известные картины Дали с кратким описанием. Попробуйте сравнить открытые искусствоведами смыслы с собственными впечатлениями и эмоциями, которые порождают эти сюрреалистические полотна:

«Постоянство памяти» (1931)

Фото: muzei-mira.com

Эта картина имеет несколько названий: «Мягкие (текучие) часы», «Течение времени», «Твердость памяти». Великий мистификатор Дали несколько раз давал разъяснения относительно символов, которые представлены на полотне, однако это еще больше запутало искусствоведов.

«Постоянство памяти» разрушает стереотип восприятия человеком времени. Автор акцентирует внимание на том, что оно далеко от линейности, с которой часто ассоциируют протекающее время.

Идея картины пришла к Дали за завтраком, когда Гала на тост намазывала мягкий сыр. Писал живописец картину, одолеваемый мигренью. Отсюда хмурость тонов, преобладание коричнево-серых оттенков.

Центральный образ — голова на земле, в которой узнаются черты самого Дали, — это воплощенное желание покоя и отдыха от боли. Остальные образы (встречались часто на его полотнах) представляют идею тленности бытия: муравьи и муха поедают время, как старение поедает тело человека. Скалистый берег и море — символы бессмертия, которое вне времени, вечно, поэтому и находится на втором плане. Иссушенное дерево оливы — иссякшая жизнь. Вся картина выражает меланхолию и угасание.

Сейчас эта небольшая картина (24х33 см) красуется в нью-йоркском Музее современного искусства.

«Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)

Фото: opisanie-kartin.com

Это полотно представляет реакцию Сальвадора Дали на внутриполитические процессы, которые охватили Испанию в конце 1930-х гг. Это время прихода к власти Франко, борьба республиканцев с националистами. Страна в преддверии гражданской войны.

Несмотря на то что Дали был сторонником Франко, картина, которая должна была изобразить позитивные изменения в обществе, поражает фантасмагоричностью и жутковатыми образами.

Описанное выше политическое противостояние в Испании 1936 года представлено автором в образе двух человеческих тел, которые срослись различными частями тела и страдают от этого. Они вроде бы и борются, стремятся отделиться и не могут существовать друг без друга, потому что так будет потеряна опора. Горстка вареных бобов, рассыпанных возле корявой руки одного из атлантов, — символ нищеты, которая одолела испанское общество.

Сейчас картина хранится в Филадельфии, в Музее искусств.

«Жираф в огне» (1936–1937)

Фото: cameralabs.org

Еще одна картина из целого ряда полотен, в которых Дали передал собственное переживание и ощущение войны. Картина, как и все другие творения автора, содержит мистически-фантастические образы, которые поражают воображение своей абсурдностью. Но если выключить рациональное мышление и опереться исключительно на эмоциональное восприятие, тогда все смыслы становятся понятны.

Две женские фигуры (любимый образ Дали) — это воплощение человеческого сознания. Оно не стойкое, шатающееся, ему постоянно нужна поддержка и опора. Выдвижные ящики — это память и мысли, которые люди стремятся спрятать, но в какой-то момент открывают их публике. Это приводит к трагедии (кровавые руки героинь).

Жираф, объятый пламенем, помещен автором на второй план. Он символизирует мужское апокалиптическое начало. В целом же картина — это воплощенное предчувствие войны в Испании.

Сейчас картина находится на хранении в Базельском музее искусств.

Читайте также: Самые дорогие картины в мире: топ-10

«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)

Фото: a-nasta-siya.livejournal.com

Тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника) нашла отражение в этом творении. Здесь представлен особенный параноидально-критический метод художника.

На полотне запечатлена его детская травма, загнанная глубоко в подсознание и напоминающая о себе образами-символами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть суть иллюзии, в которой живет человек и которая подавляет его.

Известно, что у Сальвадора Дали непросто складывались отношения с родителями. Они очень горевали о первом ребенке, которого потеряли в младенчестве. Поэтому второго сына назвали так же, как и первенца, — Сальвадор. Будущий художник в юном возрасте столкнулся с иллюзией реальности: окруженный детскими вещами и игрушками брата, он не мог понять, жив или умер, это он существует или его брат.

Эти ощущения и обиду на родителей гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — иллюзия добропорядочной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.

Дали превозносил слонов за то, что они самоотверженно заботятся о своем потомстве. Кроме того, слоны — это доминирование и власть, чего явно не хватало маленькому Сальвадору, чтобы почувствовать себя защищенным.

Скорбящий человек, изображенный слева на фоне скал, — сам автор, который не готов расстаться с обидой, не готов повернуться к ней лицом.

На сегодняшний момент эта картина — собственность частного коллекционера.

«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)

Фото: artchive.ru

Многим известны образы трех Харит, или Граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, изящество и вдохновение. Это не удивительно, потому что они служат богине любви Афродите. Но есть и другие три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойры.

Сальвадор Дали решил соединить эти два образа, создав образ жизни души человека. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести кружево судьбы. Вторая — символ зрелости человеческой души, когда приходит осознание себя, своей личности. Поэтому только у нее проступают четкие черты облика.

Кстати, если внимательно присмотритесь к чертам, то увидите мчащегося на коне всадника и бегущего за ним человека. Эти очертания символизируют человеческое стремление быстрее прожить жизнь, вечную погоню за мечтой.

Третья — олицетворение умирания, поэтому ее лицо — камень. Так застывает душа после смерти. Поэтому же фигура третьей Грации-Мойры практически сливается с пейзажем, тогда как две другие имеют четко очерченные женские формы.

Сам фон, на котором они изображены, также символичен: песчаный берег — мимолетность человеческой жизни, а море — вечность.

Хранится эта картина в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.

«Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)

Фото: artrue.ru

Как изобразить с помощью живописных образов рождение сновидения? Фрейдистская теория сна как проявления неосознанных желаний дала толчок к рождению этой картины. В ней автор изобразил всплеск образов подсознания, посылом для которых стали реальные обстоятельства сна женщины. А теперь обо всем детально и по порядку.

Изображенные на картине образы четко формируют две проекции: ближняя — спящая женщина — это реальность; тигры, слон, разбитый гранат и море — это бессознательное, которое порождает сновидения.

Сальвадор в образе спящей запечатлел Галу — свою любовницу, музу и жену. Расслабленная поза женщины свидетельствует о том, что она крепко спит. Возле нее лежит гранат, над которым летает пчела.

Пчелиное жужжание, отбивающееся в подсознании, стимулирует появление образов, которые ассоциативно связаны с агрессией, — разъяренные цирковые тигры, выпрыгивающие из пасти огненной рыбы-хищницы. Та в свою очередь появляется из мистической сердцевины граната, что напоминает растерзанную плоть (два зернышка — капли крови).

Если учесть, что картина дополнена образом слона на длинных ногах с айсбергом на спине, то становится очевидным фрейдистский подтекст этой картины: эмоциональное восприятие женщиной соития. Оно ассоциируется с нападением, жертвенностью и смертью (приставленное ружье).

Эта картина Сальвадора Дали находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы.

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)

Фото: artchive.ru

Гала была не просто женой и любимой женщиной, но и моделью мира, с помощью которой Сальвадор Дали стремился познать вечное, прекрасное и незыблемое.

Картина пронизана трагедией восприятия мимолетности бытия и поиска того, что вечно и нетленно. Как и в большинстве полотен Сальвадора Дали, изображение подчинено двупланной композиции. На переднем плане — женщина, представленная со спины. Изгибы ее тела прекрасны и нежны. Это воплощение человека, его телесной сущности.

Справа от нее греческий барельеф — символ вечности культуры и одуванчик — символ мимолетности бытия. Стена, на фоне которой они изображены, испещрена трещинами, что подсказывает, что эти образы отображают тленность сущего. Это касается и женщины: ее волосы — продолжение этих трещин.

А вот перспектива — это воплощенная вечность. Когда-то в детстве Сальвадор Дали нашел на берегу моря пустую ракушку и был восхищен ее структурой и совершенной красотой. Сквозь пустую костяную оболочку проглядывало небо — вечное и недосягаемое.

Эту идею художник перенес на образ Галы. Героиня проектируется на второй план, где становится бесплотной, превращается в ажурную беседку, сквозь колонны которой открывается мир. Ее голова — площадка, с которой видна небесная высь.

Полотно находится в музее-театре Сальвадора Дали в Испании.

«Расщепленный атом» (1947)

Фото: art-assorty.ru

Сальвадор Дали интересовался достижениями науки, потому что стремился познать загадку жизни. Эта картина посвящена самому прекрасному и ужасному изобретению человеческого разума — ядерному расщеплению. Творческим импульсом для написания полотна послужил взрыв в Хиросиме.

Художник восхищен, удивлен и одновременно угнетен этим достижением науки. Центральный образ — гранат, закованный в обработанную гранитную глыбу, на которой написаны греческие письмена. Это символ научного прогресса от античности до нашего времени. Автор как бы говорит людям: «Вы же именно этого хотели». Человечество хотело познать тайну мироздания и поставить себя на службу силы природы. Оно этого достигло и ужаснулось.

В немом изумлении застыли три фигуры — средневекового рыцаря, пажа и молящейся женщины. Они выражают интерес, преклонение и страх перед открытой силой. Сам образ атома угрожающий. Гранат — символ жизни, плоти, которую разделила человеческая мысль, человеческое познание. Недаром возвышается над этой экспозицией бюст Нерона — одного из самых жестоких правителей Рима, на котором завершилась история великой Римской империи.

Сейчас полотно находится в музее-театре в Фигерасе.

Огромное количество картин Сальвадор Дали посвятил своей музе — Гале (Елене Дьяконовой). Не забывал художник и о себе. Стремясь познать самого себя, живописец создал ряд сюрреалистических автопортретов. «Кубистический автопортрет», «Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Обнаженный Дали», «Солнце Дали», «Автопортрет с L Humanite», «Сон», «Мягкий автопортрет…» дают пространство для психоаналитического изучения личности Дали.

Большинство картин гения сюрреализма — это исследование всего, что человек стремится спрятать под маской культуры. Дали выворачивает это наизнанку и дает возможность заглянуть в глаза собственным страхам, комплексам и угнетенным состояниям. Такая позиция автора формирует актуальность и интерес к его творениям.

Читайте также: Современные художники Казахстана и их работы

10 работ Сальвадора Дали, ради которых стоит пойти на выставку в «Манеже»

“Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее”, — Сальвадор Дали.

Он называл себя гениальным художником и, без сомнения, был им. Свою первую картину “Пейзаж близ Фигераса” Сальвадор написал в возрасте шести лет. Он не был отличником в школе, а из Академии изящных искусств в Мадриде Дали исключали два раза. 

Его часто подозревали в наркотической или алкогольной зависимости, полагая, что настолько сюрреалистичные картины нельзя создавать в здравом уме и твердой памяти. Но Дали использовал другой творческий метод: он засыпал с ложкой в руках, чтобы добиться пограничного состояния между сном и бодрствованием (ложка падала — он просыпался), помогавшего ему в работе.

Он был одержим Фрейдом и Гала. Он работал с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем. Он был неповторим.


28 января в московском «Манеже» открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная  Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). 


Так у москвичей и гостей столицы появилась уникальная возможность увидеть живопись, рисунки, акварели и гравюры Дали (всего 180 произведений), многие из которых в России впервые. Мы побывали на вернисаже — и готовы назвать 10 работ Сальвадора Дали, которые стоят того, чтобы отстоять любую очередь.

“Андалузский пес” (1929)

17 минут чистого сюрреализма — так можно охарактеризовать этот фильм. Режиссером выступил Луис Бунюэль, но Дали помогал ему писать сценарий и консультировал на всех этапах.

Важно: на выставке фильм транслируется в отдельном зале вместе с мультфильмом Destino.

“Невидимый человек” (1929–32)

Этой картиной Дали окончательно вступил в ряды сюрреалистов. Он экспериментирует с пустотой и формами, создает нечто неочевидное, но все же довольно ясно представляющее собой человека.

“Мягкий автопортрет с жареным беконом” (1941)

Здесь отразилось стремление Дали «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл искусства в идеалах Возрождения.

“Тристан и Изольда” (1944)

В 1944 году Дали ставит первый «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера. В это же время создается эскиз к постановке.

“Ураново-атомная меланхолическая идиллия” (1945)

Взрывы в Хиросиме и Нагасаки становятся для Дали человечеко-поведенческим потрясением. Он впервые использует в работе большое количество черного цвета, который контрастирует с беспечным голубым небом. 

“Дематериализация под носом Нерона” (1947)

Узнав, что атомы не соприкасаются между собой, Дали начинает художественно осмысливать тему. Эта картина — одна из главных работ периода.

“Портрет Галы с носорогическими признаками” (1954)

Гала появлялась на множестве картин Дали, оставаясь его вечной музой (до 1925 года, впрочем, главной женской моделью художника была его сестра Анна Мария). На этой картине у нее декольте из носорожьих рогов, фотрму которых Сальвадор считал безупречной.

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (1959–63)

Заказ на создание серии иллюстраций для «Божественной комедии» Дали получил от итальянского правительства в 1951 году. Всего было создано 100 акварелей — по одной на каждую песню.

“Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца” (1977)

Начиная с 1960-х годов и до конца жизни Дали восхищается наукой и новыми технологиями, а потому активно использовал в своих работах стереоскопию и голографию, называя их языком будущего. 

Важно: на выставке стереоскопические работы можно рассмотреть в объеме через установленные здесь же стереоскопы. 

“Три знаменитые загадки Гала” (1982)

Последние годы жизни художника отличаются обращением к наследию Микеланджело и Веласкеса, тревожной атмосферой и безрадостной гаммой. Эта картина была написана за две недели до смерти Гала в 1982 году. О каких загадках идет речь, так никто и не узнал.

 

28 января — 25 марта 2020

10:00 – 20:45

Центральный Манеж, Манежная площадь, 1

"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941). Сальвадор Дали - шедевры Театра-музея

Картина "Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941, масло, холст) выставлялась в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке в апреле-мае 1941 - и, несмотря на растущую славу  Сальвадора Дали и его очевидную популярность в США, распродажи представленных на выставке работ не случилось. По словам Жюльена Леви, бизнес тогда не то чтобы шел плохо - никакого бизнеса, особенно в сфере искусства, не было вообще. Эта ремарка далеко не случайна, поскольку имеет прямое отношение к нашему собственному методу в "далиеведении", о котором мы не раз уже упоминали: "Для того, чтобы лучше понять картину Дали, нужно знать, при каких жизненных обстоятельствах она была написана."

Правило это действует безотказно, поскольку "обстоятельства" жизни Дали вольно или невольно прорывались в его работы - что мы и наблюдаем на примере "Мягкого автопортрета". Полотно выдержано в мрачных тонах, свойственных многим работам Дали 1936 - 1941 годов - времени великой еропейской, а после и мировой смуты.

Пусть не лишенные приятности, но все-таки скитания четы Дали по Европе закончились бегством в США, где будущее поначалу тоже представлялось окутанным мраком неизвестности. Ситуация в огромном внешнем мире, равно как и в персональном мирке Сальвадора Дали не давала никаких поводов для оптимизма - что и обусловило темный, откровенно пессимистичный колорит полотна. 

 

По словам самого Сальвадора Дали, в этом "антипсихологическом" автопортрете он изобразил себя в виде куска кожи с головы, лишенной черепа.  Из-за отсутствия твердой костной основы образ, и так весьма расплывчато-мягких очертаний,  стремится окончательно "обесформиться" и "стечь" аморфной грудой на пьедестал, на котором по-английски (дань приютившей его американской земле) изображено название картины.

Здесь на секунду прервемся и воздадим дань тщеславию Дали - так свойственному ему качеству. По замыслу каталонского усача, у всякого при виде этой "кожаной" головы должна возникнуть мгновенная и прочная ассоциация с Микеланджело, изобразившим себя в виде содранной кожи в Сикстинской Капелле, на фреске "Страшный Суд".

 

Напомним, Микеланджело Буонаротти всегда был одним из главных кумиров Дали, которым он не переставал восхищаться даже в тот период, когда начисто отрицал в живописи все, созданное не им. Дали часто обращался к творчеству Микеланджело в разные периоды своей карьеры, да и вообще  любил подчеркивать свое сходство с великими мастерами эпохи Возрождения, заявляя: "Подобно им, челюсти моего мозга находятся в беспрерывном движении." Тот факт, что Микеланджело изобразил себя именно в виде кожи, позволял Дали утверждать, что именно кожа, как ни странно, является самым стойким и долговечным элементом человеческого естества - и как раз о "стойкости" идет речь в этой картине.

Единственная причина, по которой автопортрет не "теряет лицо" - это большие и малые костыли, всегда выступавшие в работах Дали символом поддержки. В данном случае, можно не сомневаться - речь идет о поддержке финансовой, поскольку денежные дела Сальвадора Дали в то время не были блестящи, а оказаться на мели, в чужой стране, в военное время - тут всякий, даже Сальвадор Дали, озаботится!

 

Неосознанно, или, напротив, намеренно, Дали с полотна явно взывает к американским толстосумам: "SOS! Я уже привык к определенной роскоши, и тем более к ней привычна моя обожаемая супруга. Нас вовсе не прельщает перспектива скатиться в нищету, с которой начиналась наша совместная жизнь - так что прошу помощи!"

О том же страхе нищеты, и, как следствие, голода и смерти свидетельствуют и муравьи - одна из главных фобий художника - поедающие его кожаную плоть. В работах Дали муравьи чаще всего символизируют именно разложение и смерть, мысли о которых неизбежно посещают любого в периоды депрессии.

Шедевры музея Сальвадора Дали. "Мягкий автопортрет с беконом"

Собственно, из этой же области и бекон, который, к тому же, Дали регулярно подавали на завтрак в пятизвездном отеле Сейнт-Реджис, где они с Гала остановились и жили - разумеется, в долг, который впоследствии вырос до размеров астрономических. Голодный человек постоянно думает о еде. Голодный художник выражает эти навязчивые мысли посредством живописи - говоря "голодный" я, разумеется, утрирую,  о настоящем голоде нищего Дали образца 1930 речь не идет - но суть, думаю, понятна.  

 

Впрочем, Дали вовсе не просит милостыню. Само расположение аморфной головы-лица: на пьедестале, подобно бюсту, статуэтке или скульптуре - то есть, объекту искусства, выставленному на продажу - как раз заявляет о том, что Дали обменять свой талант, причем в любой форме, на финансовые блага, а уж сама эта "форма" напрямую будет зависеть от пожеланий покупателя и толщины финансового "костыля".

 Да, искусство в современном мире -  не магия, доступная лишь избранным существам с Олипа, но, прежде всего, объект купли-продажи, как, например, тот же бекон - и не случайно, думается, голова Дали и сало расположены рядом. 

 

Как я уже сказал, картины с этой выставки распродавались из рук вон плохо, и, к тому же, были изрядно раскритикованы искусствоведами - так что страхи, фобии и опасения Дали имели под собой реальную почву. 

 

Но не станем забывать - мы говорим не о каком-то там "художнике" - но о Сальвадоре Дали. Неудачи только подстегивали его врожденное трудолюбие и жажду преодолеть их во что бы то ни стало. Именно сверхактивность Дали под чутким руководством Гала в этот тяжелый период вскоре привела к тому, что все наладилось и дела, как творческие, так и финансовые, пошли в гору! 

Свяжитесь с нами:

[email protected]

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

kartiny Salvadora Dali 1

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

kartiny Salvadora Dali 2

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

kartiny Salvadora Dali 3 1

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

kartiny Salvadora Dali 4 1

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

kartiny Salvadora Dali 5

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

kartiny Salvadora Dali 6

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

kartiny Salvadora Dali 7 1

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

kartiny Salvadora Dali 8 1

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

kartiny Salvadora Dali 9 1

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

kartiny Salvadora Dali 10

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

kartiny Salvadora Dali 11

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

kartiny Salvadora Dali 12

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

kartiny Salvadora Dali 13

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

kartiny Salvadora Dali 14

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

kartiny Salvadora Dali 15

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

kartiny Salvadora Dali 16

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

kartiny Salvadora Dali 17

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Смотрите также:

портретов | Вивиан Майер Фотограф

Автопортреты | Вивиан Майер Фотограф Автопортрет, 1954
VM1954W02936-11-MC Автопортрет, 1971
VM1971W01703-09-MC Автопортрет, 1961
VM1961W00940-05-MC Автопортрет, 1954
VM1954W00130-07-MC Автопортрет, 1955
VM1955W02770-06-MC Автопортрет; 18 октября 1953 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк,
Автопортрет, без даты
Автопортрет, 1953
VM1953W00034-03-MC Автопортрет, 1953
VM1953W03391-04-MC Автопортрет, 1971
VM1971W01908-05-MC Автопортрет, 1955
VM1955W000134-09-MC Автопортрет, 1955
VM1955W02784-03-MC Автопортрет, 1955
VM1955W03420-05-MC Автопортрет, 1950-е годы
VM195XW00077-01-MC Автопортрет, 1961
VM1961W00838-03-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW04205-01-MC Автопортрет, 1970
VM1970W01642-09-MC Автопортрет, 1956
VM1956W00024-11-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW03260-12-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW03867-11-MC Автопортрет, 1963
VM1963W00684-07-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW03129-02-MC Автопортрет, 1970-е годы
VM197XW01894-08-MC Автопортрет, 1961
VM1961W00962-12-MC Автопортрет, 1971
VM1971W01695-04-MC Автопортрет, 1957 г.
VM1957W03410-07-MC Автопортрет в Бангкоке, Таиланд - 15 июня 1959 г.
VM1959W02676-06-MC Автопортрет, 1959
VM1959W03384-05-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW03099-04-MC Автопортрет, 1960
VM1960W00213-09-MC Автопортрет, 5 мая 1955 г.
1955
VM1955W06571-12-MC Автопортрет, 1956
VM1956W00022-09-MC Автопортрет, 1956
VM1956W03008-11-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW06689-01-MC Автопортрет, 1959
VM1959W04133-04-MC Автопортрет, 1971
VM1971W01758-10-MC Автопортрет, 1954
VM1954W00106-05-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW03470-06-MC Автопортрет, 1960
VM1960W00211-03-MC Автопортрет, 1956
VM1956W03008-12-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW04202-11-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW04206-07-MC Автопортрет, без даты
VM19XXW04208-09-MC ,
Автопортрет дали: Автопортрет с беконом и квантовая Мадонна. Гид по выставке Сальвадора Дали в Манеже

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх