Что такое художественный портрет: Художественный портрет в живописи и литературе: особенности функционирования

Портрет как художественный прием и средство формирования особенного художественного пространства | Творческая работа учащихся по литературе (9 класс):

Портрет как художественный прием и средство формирования особенного художественного пространства

Выполнила: Краденовой Алины

Ученица 9 «М» класса

МАОУ «Гимназия №14»

Научный руководитель : Колобова О.В.

г.Улан-Удэ

2016

Портрет как художественный прием и средство формирования особенного художественного пространства

 (на материале повести Н.В.Гоголя «Портрет», романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея», жизни и творчества художника М.А.Врубеля )

       Цель работы – выявить и проанализировать символическое значение художественного пространства, его сюжетообразующую, идейную и философскую составляющую. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить различные точки зрения по данному вопросу;

2.Выяснить значение терминов хронотоп, символизм; найти их решение в предложенных произведениях;

3. Изучить биографические данные создателей художественных произведений Н.В.Гоголя, О.Уайльда, М.А. Врубеля ;

4.Найти примеры решения темы демонического начала в литературе и изобразительном искусстве;

5.Сравнить полученные результаты и сделать выводы по данной проблеме;  

    Портрет как художественный прием очень часто являлся особым художественным пространством, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Здесь уместно было бы говорить о понятие хронотоп. Мы в своей работе обратили внимание на пространственную составляющую этого термина. Подобным образом писатели создали мир «Портрета» для того, чтобы рассказать не о внешнем виде человека, а его переживаниях, мыслях, характере, чувствах, отношении к окружающему миру, что связано с   внутренним состоянием  героя.

    Произведение знаменитого зарубежного классика Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» наглядно показывает прием «Пространства портрета». Главный герой, молодой мужчина знатных кровей, Дориан получает в подарок от своего друга — художника собственный портрет, на котором герой изображен настолько живым, что даже Лорд Генри — будущий приятель Дориана, оценил картину, как лучшую за всю жизнь художника. Молодой человек не смог стерпеть того, что он постареет и будет некрасив, а картина останется сиять и восхищать людей, и убрал свой портрет подальше от своих глаз. Со временем Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве определителя его выбора, где герой оставался «чист», а всю «черноту» собирало полотно. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.

     Тему портрета, также, затронул Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Портрет». В первой части повести мы встречаем нищего художника -Чарткова с «парой монет» в кармане, которые он потратил странный портрет старика с пронзительными глазами. Это был страшный ростовщик, прославившийся своей дьявольской силой и возможностью влиять на чужие судьбы самым роковым образом.   По ночам портрет глядел на него или ростовщик ходил вокруг, гремя мешочком с монетами. Вскоре Чартков начинает изгонять из своего мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро, что привело его к сумасшествию и смерти. Во второй же части  рассказ ведется от лица повествователя, присутствующего на аукционе, где продают  портрет старика. Неожиданно человек  лет тридцати пяти прерывает аукцион, объясняя, что искал этот портрет много лет. Он рассказывает невероятную историю написания картины. Много лет назад жил странный ростовщик, «существо во всех отношениях необыкновенное… Ho что страннее всего и что не могло не поразить многих — это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом». Отец же молодого человека, присутствующего на аукционе, был талантливым художником. Неожиданно ростовщик приходит в мастерскую художника и просит нарисовать его портрет, живописец берется за кисть. Сходство получается поразительное, но чем лучше выписываются детали, тем большее отвращение чувствует художник к работе. Он отказывается продолжать портрет. Ростовщик кидается перед ним на колени, умоляет закончить картину, объясняя, что на портрете он будет жить и после смерти.  После, присутствующие на аукционе оборачиваются к портрету, но того уже нет на стене. Возможно, кто-то успел украсть его.

     Тема  портрета, как «внутреннего пространства души» человека, присутствует не только в литературе, но и в самом изобразительном искусстве. Художник — передвижник Михаил Александрович Врубель  написал полотно «Демон сидящий», которое, по словам его приятелей-художников, было его «полным духовным портретом», но по другим источникам, художник считал эту картину провалом, ведь у «Сидящего демона» были глаза Эмилии — любви Врубеля, которая не ответила взаимностью. Данная картина является первым значительным произведением русского символизма, определившее его главную тему – стремление творческой личности к высшей красоте. Врубель творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Но, вскоре, после написания картины в 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Так появляется тема дьявольского начала в искусстве, его разрушительной роли для самого же создателя , то есть для Михаила Врубеля.

Портрет в произведения выступает не только, как пространство, но и как «душевная копия» натурщика. В «Портрете Дориана Грея» герой романа поддался соблазну вечной жизни и красоты, не замечая ее вокруг. В «Портрете» Гоголя  ростовщик, наоборот, является тем соблазнителем, который, искушая владельцев портрета беззаботной и богатой жизнью, забирает у них главное – их добрую душу.. А картина «Демон сидящий» выражает «вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения… страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе»- как говорил Врубель. Отсюда видно, что «портрет» в произведениях выражает собой  испытание человека перед грехами и его сомнения и терзания об этом. Но испытание состоит не только в «хорошем» и «плохом», а в стремлении к искусству и его скоростному упадку вниз. Как в произведении «Портрет Дориана Грея» стоит заметить, что главный герой очень любил искусство, у него были огромные дорогие коллекции, и сам Дориан прекрасно играл на фортепиано. В повести Гоголя Чартков «изменил» себе и своему искусству, сделав его обычной работой за деньги.

     Также портрет помогает раскрыть героя до конца, данный прием похож на прием со сном, который отражает его чувства, имея символическое значение. Если во сне знаки определяются предметами, то в портрете внешностью самого натурщика. В романе Оскара Уайльда показаны изменения в портрете с таким изменением личности Дориана Грея. Явным примером является первое изменение в картине – появление жуткой ухмылки, затем в портрете стали видны следы крови, лицо стало изуродованным и т.д. В повести Гоголя отличительной чертой портрета были яркие пронзающие душу глаза. Символизм встречается и в картине «Демон сидящий», в которой демон изображает душу, алый закат- стремление, а цветы на заднем фоне -умиротворенность. Лицо демона кажется спокойным, но через глаза видно, что он «мечется в вечной борьбе».

     Также, сам портрет имеет психологическое давление на хозяина картины. Так в повести Гоголя отличительной чертой всех владельцев полотна была ужасная участь, из-за которой многие умирали. Всех давил портрет ростовщика, принося только страдания. В «Портрете Дориана Грея» подобный случай, когда картина  только была написана,  Дориана захватила зависть перед красотой его же собственного портрета. В жизни Врубеля наблюдается такой же переломный момент после написания «духовного портрета». Немногие  знают о том, что именно после этого у Врубеля наблюдается  душевное расстройство, позже невероятная травма из-за смерти маленького сына, приведшая к длительному лечению в психиатрической клинике.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что как только дьявольская тема становится определяющей в творчестве писателя-художника, она обязательно находит способы и возможности для своей реализации в творчестве, а иногда и в реальной жизни.  

Таким образом,  портрет в различных художественных произведениях, будь то литературное или же изобразительное искусство, имеет определенные цели и характеристики:

1)портрет является «душевным пространством» изображаемого, при этом, когда происходит изменение в данном человеке, то такое же изменение наблюдается и на холсте;

2) портрет можно рассмотреть как внутреннюю копию натурщика;

3) в произведениях, портрет является «искусителем» при выборе между искусством и рутиной;

4) картина является символическим методом описания человека.

5) изображение человека на холсте, несомненно, имеет воздействие  на его владельца для того, чтобы показать читателю, зрителю  насколько  бывает непросто сделать выбор между жизнью по совести и жизнью без нее.

 

 

Библиографический список

1.

Портрет героя: литературный портрет | Пиши.про

Пиши .про для писателей

  1. Сайт для писателей
  2. Теория
  3. Портрет героя: литературный портрет

  Теория

19 Июня

14 минут на чтение


Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.

То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

  1. Раскрыть характер персонажа.
  2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
  3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).

Художественный образ

Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Причем если мы взглянем на произведения 18-19 веков, то столкнемся с многословными портретами, насыщенными многочисленными деталями, призванными описать героя во всех подробностях. Постепенно описания героев становятся более лапидарными, краткими, автор как будто предлагает читателю самому составить представление о герое по его поступкам, высказываниям, движениям. В любом случае портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетам, делает повествование выразительным, зримым.

То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.

Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.

Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.

Портреты персонажей в мировой литературе

И. С. Тургенев «Накануне». Портрет главной героини Елены Николаевны Стаховой:

«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных.

Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».

Ги де Мопассан «Милый друг»:

«Одна из таких женщин, прислонившись к их ложе, уставилась на него. Это была полная набеленная брюнетка с черными подведенными глазами, смотревшими из-под огромных нарисованных бровей. Пышная ее грудь натягивала черный шелк платья; накрашенные губы, похожие на кровоточащую рану, придавали ей что-то звериное, жгучее, неестественное и вместе с тем возбуждавшее желание».

Чарлз Диккенс «Большие надежды»: 

«Дядя Памблчук, грузный, неповоротливый мужчина, страдающий одышкой, с  глазами, рыбьим ртом и изжелта-рыжими волосами, торчком стоявшими на голове, так что казалось, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся». 

Чарлз Диккенс «Пиквикский клуб»

«Он был среднего роста, но благодаря худобе и длинным ногам казался значительно выше. В эпоху «ласточкиных хвостов» его зеленый фрак был щегольским одеянием, но, по-видимому, и в те времена облекал джентльмена куда более низкорослого, ибо сейчас грязные и выцветшие рукава едва доходили незнакомцу до запястья. Фрак был застегнут на все пуговицы до самого подбородка, грозя неминуемо лопнуть на спине; шею незнакомца прикрывал старомодный галстук, на воротничок рубашки не было и намека. Его короткие черные панталоны со штрипками были усеяны теми лоснящимися пятнами, которые свидетельствовали о продолжительной службе, и были туго натянуты на залатанные и перелатанные башмаки, дабы скрыть грязные белые чулки, которые тем не менее оставались на виду. Из-под его измятой шляпы с обеих сторон выбивались прядями длинные черные волосы, а между обшлагами фрака и перчатками виднелись голые руки. Худое лицо его казалось изможденным, но от всей его фигуры веяло полнейшей самоуверенностью и неописуемым нахальством».

Ян Флеминг «Казино Руаяль»

«Бонд видел глаза Намбера, красные, в прожилках лопнувших сосудов; в них, как смородины в крови, плавали зрачки. Лицо Намбера было желтого цвета, полное, с коркой черной щетины; из-за расползавшихся вверх следов кофе в углах губ оно казалось улыбающимся; свет из-за штор ложился на него яркими полосами».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Четтерлей»:

«Недостало этому плоду солнца и тепла, оттого и цветом тускл, и соком скуден».

Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»

«И, наконец, Д. Б. Да-Сильва – быстрые движения и парфюмерная vonn».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»:

«У нее была осанка балерины; она несла свое тело легко и прямо, при каждом шаге не оседая книзу, но словно вытягиваясь вверх. Ее тень, совсем коротенькая под отвесными лучами, лежала у ее ног; на миг она попятилась — от горячего света больно стало глазам».

Синклер Льюис «Главная улица»:

«Неделей позже Сай прикрепил к окну их гостиной колотушку, и постукивание, доносившееся из темноты, напугало Кэрол до слез. С тех пор, за четыре месяца, ей довелось наблюдать, как он вешал кошку, крал дыни, швырял помидоры в дом Кенникотов и оставлял следы лыж на их газоне. Она слышала также, как он громогласно и с потрясающим знанием дела объяснял кому-то тайну деторождения. Одним словом, это был редкий образец того, что могут сделать захолустный городишко, строгие учителя, здоровый народный юмор и благочестивая мать из смелой и деятельной натуры».

Закончить этот текст нам бы хотелось фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть».Здесь один объект –юная девушка — описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур»:

«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник! 
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…

А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».



Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Поделитесь с друзьями