Фотографии портреты – Ой!

Содержание

Как создать красивый фотопортрет

Фотопортрет – очень многогранный жанр в искусстве фотографии. Классифицировать его трудно, трудно даже найти грань между портретом и просто изображением человека на фото, ведь далеко не каждый человек делает саму фотографию портретом. В этом и заключается основная задача данного жанра – изображение свойств вашего персонажа, внимание именно к нему.

Тут все зависит от двух факторов – техники и фантазии.

Техника

Это фундамент, как не крути. Но стоит развеять миф, что если у вас нет дорогой техники – портрет вы не снимете. Конечно, деловой или фешн-портрет как на обложках журналов у вас не получится, а вот остальные техники – пожалуйста. Но и на мыльницу не рассчитывайте. Фотоаппарат должен иметь ручные настройки. Как, например, мой Fuji s1500.

Оптика тут не съемная, но портреты получаются достаточно неплохие.

Фантазия

Тут многим я помочь не смогу. Фантазия или есть, или ее нету. Но могу сказать следующее.

Художественный фотопортрет — продукт творческого труда. Создать его так, как хочется — значит предварительно изучить и понять свою модель. С уверенностью можно сказать, что если период вынашивания темы у художника или писателя ни у кого не вызывает сомнения, то в отношении художественной портретной фотографии на этот счет можно предвидеть некоторый скептицизм. Фотографический портрет создается не в несколько минут, а требует длительной подготовки и немалых временных затрат.

Портрет требует знакомства с моделью, а фотограф должен быть психологом и чувствовать модель. Ни в одном виде изобразительного искусства не ощутимо такое воздействие технологии на творчество, как в художественной фотографии. Однако, если замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими средствами его не выполнить. Надо заранее знать, какой результат должен быть, что должно получиться на фотографии. Никого не интересуют торопливые и невнятные снимки-однодневки, которые легковесно и узко отражают действительность. Поиск нового интересного сюжета неизбежно ведет к стилизации.

Режим

В жанре “портрет” очень важен боке – размытость заднего плана. Этот расфокус мы можем сделать в фотошопе, но стоит попытаться сделать это с помощью настроек. В случае с таким фотоаппаратом как у меня, без съемной оптики и фокусного колесика, делаем вот что:

– выбираем на фотоаппарате режим А

– открываем диафрагму до конца, т.е. выставляем минимальное значение «f/» (этим самым вы обеспечите размытость фона)

– фотографируем, смотрим на экран, если фотография чересчур темная или светлая – корректируем экспозицию

Фокусное расстояние

С фокусным расстоянием все просто: чем оно больше, тем сильнее размывается фон. Так, если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием, то есть «зум», при значении 55 мм фон будет размыт больше, чем, к примеру, при 35 мм. В случае с «мыльницами» старайтесь использовать приближение в той степени, пока оно еще остается оптическим: с определенного момента многие камеры используют цифровое приближение, а оно портит качество снимка.

С диафрагмой тоже особых сложностей нет. Чем больше она открыта, то есть чем меньшее значение диафрагмы установлено, тем сильнее размыт фон. Например, на диафрагме 5.6 задний план будет размыт сильнее, чем на 8.0.

Свет

Теперь о времени съемки и о том, что лежит в основе любой фотографии – о свете. Многие начинающие фотографы привыкли снимать в первой половине дня ближе к полудню, аргументируя это тем, что «чем больше света, тем лучше». Увы, в такое время снимать портреты не стоит. Если вы решитесь фотографировать против солнца, на лицо и тело человека со стороны объектива не будет попадать прямой солнечный свет Как итог – фон будет чересчур светлым, а модель – слишком темной. Не забывайте, что камера видит чуть меньше деталей в светлых и темных участках, чем наш глаз, особенно это касается «мыльниц».

На фото модель стоит против солнцаНа фото модель стоит против солнца, но благодаря двум отражателям свет направлен на нее

 

Если же вы поставите человека под прямой солнечный свет, получится совершенно некрасивая картинка. Часть лица «украсит» огромная треугольная тень от носа, а глаза, на которые ляжет тень от век и бровей, превратятся в черные дыры. Единственное спасение в такой ситуации – искать плотную тень от деревьев и снимать именно там. Но, во-первых, вы будете жестко ограничены в плане мест, сюжетов и фонов, а во-вторых, в полной тени света может быть маловато. Особенно если вы снимаете на «мыльницу» или даже зеркальную камеру со штатным объективом.

Когда же лучше снимать портреты?

Идеальное время – ближе к закату, а точнее, за 2-2,5 часа до него. В это время солнце постепенно начинает садиться, свет становится мягче и приобретает теплый оттенок. Чем это выгодно? Во-первых, количество и объем теневых участков на природе существенно возрастает – солнечный свет падает под более пологим углом. Во-вторых, освещение становится не таким жестким, и за час-полтора до полного заката уже можно будет снимать человека на прямом солнечном свету. Тени от носа смягчаются, глаза благодаря другому углу падения света уже не превращаются в черные дыры. В-третьих, на закате можно снимать против солнца: разница в освещенности между светлыми и темными участками уже не так велика. А если еще взять помощника со светоотражателем…

Кстати, светоотражатель совсем не обязателен и пригодится только в солнечную погоду. Предпочтительнее брать варианты с радиусом 90 или 110 см, производитель не имеет значения. Большинство отражателей поставляются в формате «5 в 1», то есть с пятью различными по окраске кусками материала, которые меняются путем натягивания на каркас. Портретиста больше всего интересуют те, что с белым и золотистым покрытием. Преимущество отражателя в том, что, снимая модель против солнца или другого источника света, можно отразить и направить этот свет на человека. Белая поверхность отдает свет ровно в таком виде, в каком принимает, а золотистая делает его более теплым.

Композиция портрета

Учитывать ли правила композиции? Да, да и еще раз да. Прежде всего – используйте правило золотого сечения. На случай, если вы еще незнакомы с ним, посмотрите на иллюстрацию ниже.

Как видите, линии пересекаются в четырех точках. Так вот: именно эти четыре точки принято считать центрами визуального внимания. Именно недалеко от них лучше всего располагать главный объект съемки, в данном случае – фотомодель.

Если вы снимаете лицевой или погрудный портрет, около одной из верхних точек должен находиться глаз человека, на который вы умышленно делаете акцент. Если же вы снимаете поясной или ростовой кадр, то близко к одной из верхних точек должно быть лицо. Это правило, конечно, не догма: иногда его можно и нужно нарушать, причем лучшие кадры зачастую получаются с нарушением многих правил. Тем не менее, начинающим фотографам лучше тренироваться, учитывая мудрость веков. Со временем появится четкое понимание, когда правилами можно и нужно пренебречь.

Не забывайте и о пространстве для взгляда. Так, если человек смотрит вправо, его лицо должно располагаться в левой части кадра, если же влево – то в правой. Смотрит вниз – в верхней части, смотрит вверх – в нижней.

Действительно, портрет – один из самых сложных жанров в фотографии, так как человек многогранен. Но с другой стороны, вы можете воплотить в фотографии самые разные идеи, с помощью одного человека. главное, экспериментируйте!

Превью: Depositphotos

Вам будет интересно:

Что делать, если вы утопили фотоаппарат

12 основных правил качественной мобильной фотографии

Прогноз на 2016 год: тренды в фотографии

say-hi.me

Портрет в фотографии. Классика жанра

Жанр портрета пришел в фотографию из живописи, во многом позаимствовав её художественные приемы. Фотография научилась воспроизводить лица людей «черта в черту».

«…Фотографические снимки чрезвычайно редко бываю похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было бы её вовсе в лице. Фотография же застаёт человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным». М. Ф. Достоевский

Портрет – самый распространённый и вместе с тем самый сложный жанр в фотографии. Человек многогранен и в разные моменты своей жизни он может выглядеть по-разному и вместе с тем оставаться настоящим. Настоящий портрет это даже не пойманное мгновение, это квинтэссенция жизни человека. Выражение лица постоянно меняется. Мы складываем мнение о знакомом человеке из совокупности свойственных ему выражений и состояний, а камера фиксирует лишь одно… Художественным можно назвать только тот портрет, который передаёт типичные характерные черты человека, некое духовное сходство. Вот это вероятно и есть разница между хорошим и плохим портретом. Художник может подметить совокупность черт характерных человеку и запечатлеть их, камера сохранит лишь сиюминутный момент, который должен быть пойман так, чтобы отражать наиболее характерное состояние для человека. Фотограф находится в менее благоприятных условиях чем художник, который в течении многих дней изучает модель и пишет портрет, психологически раскрывая образ. Фотограф должен составить себе представление о человеке значительно за более короткий период времени, составить правильное представление о внешних и внутренних особенностях снимаемого, найти эти самые наиболее характерные выражения лица и позу.  Предлагаю рассмотреть разные виды художественного портрета, приемы и способы на примерах авторов давно ставших классикой фотографии. Так как их работы оценило само время.

Юсуф Карш (1908-1992), один из самых знаменитых фотографов-портретистов, оказавший большое влияние на многих фотографов, снимавших портрет. С фотографий Карша на нас смотрят глаза многих его знаменитых современников. Черно-белые портреты, снятые крупным планом, в низком ключе, акцент в них сделан на лица и руки моделей. Только лица, наедине с вами, только психология образа. Самый знаменитый и растиражированный созданный им образ, это портрет Уинстона Черчилля.

На этой фотографии Черчилль предстает перед нами в совокупности всех черт присущих политику. Элеонора Рузвельт впоследствии скажет об этом портрете: «Это, вероятно, было первым серьёзным поражением Черчилля». Успех снимка прост, Карш застал Черчилля врасплох. Черчилль не хотел фотографироваться, но разрешил быстро сделать одну фотографию, не обращая внимания на фотографа, он как обычно достал свою сигару и решил закурить. Только вот Каршу сигара в образе Черчилля показалась лишней. Тогда Карш подошёл к Черчиллю и, пробормотал: «Простите, сэр… », и выдернул сигару из губ премьера, не ожидающего такой наглости. «Когда я вернулся к камере, — вспоминал фотограф, — он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать». В этот момент он и нажал на кнопку. Снимок был напечатан в журнале Life и сделал фотографа знаменитым. С него делали плакаты и почтовые марки.  После этого снимка все хотели быть сфотографированы Каршем. На его снимках появляются: короли и президенты, римские папы и космонавты, учёные и врачи, художники и писатели, актёры и музыканты. И всё это многообразие не менее удачных образов и характерных портретов, калейдоскоп эмоций. Из 100 самых знаменитых людей XX века Карш сфотографировал 51-ого. Среди самых знаменитых его работ портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто, Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хэпбер, Бернарда Шоу и Элеаноры Рузвельт. Мой любимый портрет Эрнеста Хэменгуэя,  образ, который лучше других последующих отражает мои представления о писателе. Сам автор считал своими лучшими работами на ряду с портретом Черчилля так же портреты Шоу и Рузвельт. Каждый из созданных Каршем портретов детально обсуждать можно очень долго, все они несомненная коллекция знаковых примеров портретной фотографии.

Слева: Жак-Ив Кусто, Справа: Эрнест Хэмингуэй

«В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть её. Это открытие произойдёт, если оно вообще произойдёт, в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь ещё сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен сделать свою работу… или он проиграл». Юсуф Карш

 

Филипп Халсман (1906-1979), американский фотограф литовского происхождения. Филипп Халсман это и знаменитые снимки Мэрлин Монро, характерный для неё образ кокетки, та Мэрлин, которую мы привыкли видеть.  И не менее знаменитые портеры Сальвадора Дали, с которым он дружил на протяжении 30 лет. Результатом этого творческого сотрудничества Дали и Халсмана было большое количество портретов испанского художника и знаменитый фотоальбом «Усы Дали» (1954).  Для одной из самых известных фотографий этого цикла Халсман построил из семи обнажённых натурщиц, фигуру напоминающую человеческий череп.

Ещё одна и, пожалуй, самая известная фотография – это «Дали Атомикус», ставшая фотографическим продолжением картины Дали «Атомная Леда». Друзья хотели показать движение электронов вокруг ядра. Для этого ассистенты на счет три подбрасывали кошек и выплёскивали воду из вёдер, Дали никто не подбрасывал, он подпрыгивал сам. Да, это не photoshop, в то время его ещё не было. После каждого дубля фотограф удалялся в тёмную комнату, проявлял плёнки, выходил и виновато говорил «ну ещё дублик». Ассистенты собирали кошек, вёдра и всё повторялось. Нужный результат получился только после 28-ой попытки.

Слева: Сальвадор Дали для альбома «Усы дали», Справа: Мэрлин Монро

Во время съёмки семейства Генри Форда, Халсман неожиданно для себя самого открывает новый технический приём съемки, человек в прыжке. «Когда человек прыгает,- говорит фотограф, его внимание направлено на сам акт прыганья, маска спадает и появляется его истинное лицо». Начало этой серии положила, жена Форда. Миссис Эдсель, не разрешите ли Вы сфотографировать вас в прыжке? Она взглянула на него с удивлением, потом улыбнулась: «Вы же не заставите меня прыгать на этих каблуках?», — спросила она и разулась. За этой фотографией последовало множество других, запечатлевших знаменитых личностей в прыжке.

Так среди них были Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт  Оппенгеймер и многие другие актеры, политики, писатели, художники, учёные. Потрясающий портрет Жана Кокто. Альфред Хичкок и его самый известный фильм Птицы. В этих образах читается все: характер и суть их жизни.

«Меня всегда интересовали люди. Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял. Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу или ставя его голову под определённым углом. Для этого нужно провоцировать «жертву», развлекать её шутками, убаюкивать тишиной, задавать такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать». Филипп Халсман

 

Нельзя не привести в качестве примера портретной фотографии и незаслуженно забытого Гьен Мили  (1904-1984), чьё имя стало понемногу возвращаться только в век тотального интереса к фотографии. Его биография, пожалуй, самая бедная фактами, про его жизнь не известно почти ничего. А вместе с тем он наряду с Халсманом, Ричардом Аведоном, Ансел Адамсом, Анри Картье-Брессоном, Альфредом Эйзенштедтом, Эрнестом Хаас, Юсуфом Каршем и Юджином Смитом, был назван одним из 10 величайших фотографов в мире (по версии журнала «Популярная фотография»). По непонятным причинам известный фотограф, снимавший так же как и другие фотографы для журналов (в том числе для Life) в интересной и для того времени новой технике, был забыт. Гьен Милле использовал в своей фотографии разработки профессора Гарольда Юджина Эдгертона. Эдгертон стал первым использовать в фотографии стробоскоп (прибор производящий быстро повторяющиеся импульсы).

Это позволило показать красоту ранее не видимого мира. Так как Энгертона интересовали только факты, он уступил художественную составляющую фотохудожнику, который с радостью воспользовался его научными разработками.

Эта «смесь алгебры с гармонией» и принесла популярность фотографу. Он смог показать красоту остановившегося движения. И даже серии движений.

Отдельно выделим классиков, которые снимали портреты в жанре фэшн-фотографии. Ирвин Пэн, Арнольд Ньюман и Ричард Аведон.

Ирвин Пенн (1917-2009), показал свои неординарные способности во многих областях фотографии. Широкой общественности он известен как фотограф-портретист, работающий со знаменитостями. Но этот факт не отображает широты его фотографических интересов. В своей практике Пенн использовал много разнообразных приёмов, как подсмотренных ранее у кого-то, так и изобретённых им самим. Так у Пенна есть серия работ, в которых он снимает моделей как бы загнанными в угл, который имитирует замкнутое пространство.

Слева: Марсель Дюшан, справа: боксер Джо Луис

Реакция у моделей на то что их загнали в угл у всех разная: кто-то чувствовал себя вполне комфортно, кто-то был явно обеспокоен или даже испуган, чувствуя себя пойманными в капкан. Пенн ставил модель в этот угол, перед ним ставил камеру, тем самым  отрезая все возможные ходы к отступлению. Среди моделей на этих фото немало знаменитостей: композитор Игорь Стравинский, художники Сальвадор Дали и Марсель Дюшан, герцогиня Винзор, Труман Капоте, Марлен Дитрих и многие другие. Пенн любил выстраивать для своих моделей пространство, использовал различные предметы мебели и устройства. Так в качестве фона он мог использовать, приобретённый накануне антикварный ковёр, используя разные его части для съемок портретов (философ Джон Дьюи, режиссер Альфред Хичкок). Вместе с тем Пенн очень любил разнообразные этнографические исследования: фотографировал папуасов Новой Гвинеи, марокканцев, берберов и других представителей, так называемых примитивных народов. На этих фотографиях зачастую даже не видно лиц, они скрыты от зрителя платком, паранджой или маской и вместе с тем это не просто портрет какого-то человека, это портрет нации.

Однажды, в беседе журналист, интересовавшийся этой серией работ Пенна, обобщил их назвав «примитивными», на что Пенн ответил, — «Примитивные люди живут в Нью-Йорке». И кому как не ему снимавшему столько разных лиц судить об этом. Когда мы доберёмся до портретов, снятых не в европейских спокойных городах, мы сможем в полной мере оценить разницу в лицах. Насколько они более открытые и настоящие.

Художественный портрет не механический оттиск. Такого рода портрет может и не понравится, тому с кого он сделан, так как это совокупность увиденного  фотографом. Так произошло с портретами Арнольда Ньюмана (1918 -2006) на которых были запечатлены Игорь Стравинский и Боленн Крупп. После второй мировой войны Ньюман был самым известным фотографом портретистом. Его фотографии не сходили с обложек ведущих журналов. Фотографию Стравинского не принял Harpers Bazaar, который и заказал ему портрет композитора. Её не принял и непререкаемый авторитет в мире глянцевых журналов Алексей Бродович.

Игорь Стравинский

Снимок остался в полном распоряжении автора и впоследствии став знаменитым принёс ему немалые дивиденды. А сам Игорь Стравинский во время новой встречи (Ньюману опять заказали портрет композитора) обнял фотографа и воскликнул: «Господи Ньюман, вы сделали меня известным!»  Впоследствии Ньюман выпустит фотоальбом с серией портретов композитора «Браво Стравинский» (1967). Несколько иная история произошла с портретом Круппа. Его не принял сам г-н фон Болен Крупп.

Немецкий промышленник Альфрид Крупп

После съемки этого портрета Ньюману пришлось спешно уехать из страны, так как фотограф стал всерьез опасаться за свою жизнь. Ведь на снимке Ньюмана Круп предстал во всём своём великолепии мефистофеля ХХ века, зловещего символа злодея-буржуа, германского промышленника и военного преступника.  Сам Крупп при виде снимка пришёл в бешенство и пообещал объявить фотографа персоной нон грата в Германии. В этом портрете отразилось личное отношение Ньюмана к Круппу, чей портрет изначально, он не хотел делать, считая его чуть ли не дьяволом и заносчивым нацистом. На снимках Ньюмана много хорошо узнаваемых лиц его современников.

Художник Вилем де Кунинг

Анри Картье-Брессон

У него, как и у других есть серия портретов Пикассо, но это именно его Пикассо не похожий на других. «Из всех кого я фотографировал, только Пикассо можно назвать человеком с пронзительным взглядом». На протяжении всей своей жизни Ньюман хотел вернуться к живописи, с которой всё и началось, но, к сожалению или к счастью этого так и не произошло.

Ричард Аведон (1923 — 2004) в своих фотографиях искал что-то очень важное…С Аведоном связана целая эпоха в фэшн-фотографии. Про него говорили, что он умел превращать людей в символы самих себя. В его коллекции портретов политики от Дуайта Эйзенхауэра до Хиллари Клинтон, художники от Пабло Пикассо до Энди Уорхола, люди искусства от Чарли Чаплина до Бьорк. Это человек, для которого мода была образом жизни. Он был первым, кто вывел моделей из студий на улицы города, пляжи, поместил в кафе, бары, в музейные залы и т.д.

Всё это многообразие естественных пейзажей и становится его местом для съемок, его съемочными площадками. Он совмещает фэшн-съемки с реальной жизнью. И так же как и Ирвин Пенн открывает выразительный минимализм студийных портретов. На его фотографиях Сьюзан Паркер летит на роликах по парижской Площади Согласия, а модель Кармен под зонтиком прыгает с парапета через воображаемую лужу. Самым узнаваемым снимком 50-х годов становится фотография, на которой изображена модель Довима в платье от Ив Сен-Лорана, в окружении африканских слонов.

Аведону нравилось  воображение и веселье девушек на его фотографиях. Это его процесс съемки. Он открывает миру Твиги. Аведону позируют музыканты, художники, певцы, модели, балерины и скульпторы.

С его фотографии на нас смотрит Чарли Чаплин, каким его не видел никто. Но вместе с тем его модели, это и никому неизвестные американские солдаты, пациенты психиатрических больниц, просто люди. Проект «Американский запад», был не принят ни общественностью, ни критиками.  На что сам фотограф ответил «…сейчас то, что интересует журналы мод перестало быть интересно мне». Результат этого 5-летнего проекта стали 752 фотографии. Это портреты американцев, на которых больше нет налёта гламура, на их лицах прорисовывается все до последней морщинки, родинки, шрама… Большинство американцев не захотело принять себя  в этих лицах. На них была смерть, отчаянье, старение, в общем, на них была просто жизнь. Так произошла эволюция Аведона как автора от классического портрета, где главные критерии – это максимально красиво передать уникальность лица каждого с передачей состояния, настроения, черт характера, до портрета творческого, где главное – это передача авторского восприятия портретируемого, а главный критерий нравится ли это фотографу.  Портрет это ещё не внешнее сходство. И Аведон так же хорошо понимал это. Человек поневоле создаёт образ самого себя. Поэтому не должно быть красноречивых поз. И на смену лиц с глянцевых обложек приходят просто люди. Только люди, только лица, только глаза, всматривающиеся в вашу душу.

«Каждый фотографирующийся, знает, что его фотографируют. Поэтому он неестественен, он поневоле создает образ самого себя. Но есть ещё и мои представления. Моё «я» вступает в отношения с «приготовленной» личностью модели. Ответ, полученный в результате – производное от тех взаимодействий, которые происходят прямо в студии. Это химический процесс». Ричар Аведон

 

Просмотрев весь этот калейдоскоп образов, понимаешь, насколько многогранен человек.  Мы сами не воспринимаем себя однозначно. Есть то какими мы сами видим себя в зеркале – это некая тайна, мы не хотим чтобы такими нас видели другие; есть то какими мы хотим, чтобы нас видели другие — это имидж который мы себе создаём; есть то, что в нас видят другие и чего мы сами упорно не хотим признавать в себе; и наконец, есть вещи, о существовании которых не знаем мы, не знают окружающие — это то, что проявляется в экстремальных ситуациях. Именно поэтому портреты, сделанные в горячих точках и в экстремальных условиях жизни для людей, так притягивают. Таких лиц не встретить на улицах спокойных европейских городов, где жизнь размеренна и плавно течёт своим чередом. Люди живут там, где жить нельзя… Их лица открытые и более настоящие, вместе с тем простые и понятные,  в их глазах читается вся их жизнь. И это не может не притягивать. Настоящее всегда подкупает. Это ещё один вид портрета, жанровый портрет, сделанный в естественных условиях жизни, там, где человек привык находиться изо дня в день. Всем нам хорошо знаком портрет Стива МакКарри «Афганской девочки», даже если вы и не знали автора фотографии, вы наверняка не раз встречали её.

Портрет афганской девочки

И хотя у фотографа было множество других не менее живых портретов, он так и остался в истории фотографом одной фотографии. Впоследствии фотография была признана одной из 100 самых популярных фотографий по версии Национального географического общества (National Geographic). Она стала для американцев символом войны в Афганистане, её публиковали самые известные издания, печатали на плакатах, борцы за национальную независимость делали татуировки с изображением афганской девочки. Феномена популярности фотографии не мог объяснить и сам фотограф. Впоследствии он признавался, что в тот день он сделал много снимков афганских детей в местной школе и этот снимок был для него одним из многих. Это портреты на грани репортажа и художественной съёмки, фотограф просил позировать своих спонтанных моделей.

«Самое главное – быть предельно внимательным к человеку, серьёзным и последовательным  в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая моя фотография это не просто эпизод из жизни, это вся её история». Стив МакКарри

Также завораживают ужасом войны и вместе с тем красотой фотографии бразильца Себастио Сальгадо. Хотя сам автор выступает против того, чтобы его фотографии рассматривали как художественные работы, сам он их считает исключительно плодом работ фотожурналиста.

Мы не будем касаться этической стороны таких портретов. Афганская девочка с фотографии Стива МакКари, живущая в ужасных условиях, не получила ничего с огромных гонораров, которые получил автор фотографии.  Хотя через много лет National Geographic организовал  целую экспедицию по её поискам, и она была найдена. В результате чего был опубликован уже два её портрета: когда она была девочкой и много лет спустя.

Каждая фотография предельно точна. В человеке нельзя снять то, чего в нём нет. И при этом ни в одной из них нет правды. Ошибочно утверждать, что фотография это только лишь документация фактов. Художественные портреты, сделанные мастерами, несомненно, и мнение автора. Так некоторые критики обвиняли Юсуфа Карша в том, что он чрезмерно идеализирует персонаж, навязывая модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. А известный антрополог Лионель Тайгер, чей портрет сделал Ирвин Пенн, говорил о своих ощущениях в качестве модели следующее: «Я помню чувство, что отдаю больше, чем имею, что в этот момент я был больше чем я есть на самом деле, рассказывал не свою историю, а нечто большее…». «Мои портреты больше обо мне, чем о тех, кого я снимаю», — говорит Ричар Аведон. Такой художественный портрет это и способ сфотографировать самого себя.  Но никто не возьмётся отрицать, что портреты, сделанные этими мастерами и внутренний мир модели…или фотографа, скорее всего совокупность их, оказывает часто гипнотическое воздействие на зрителя. Что же такое настоящий художественный  портрет, сказать не так просто. Но он уж точно не похожее на сотни других ничего не выражающее лицо абстрактного человека. Всматриваясь в людей, понимаешь, что на самом деле они все уникальны и неповторимы.

Мной не случайно была выбрана классика. Невозможно вместить в рамки одной статьи, то, что было сделано в портретной фотографии. Все эти фотографы жили и работали примерно в один период времени, снимая своих знаменитых современников. В результате мы можем сравнить индивидуальность образов, создаваемых фотохудожниками, увидеть такого разного Дали, Пикассо или Хичкока. Фотография на самом деле может быть очень субъективной. Портрет превращается в художественный, когда перестает быть просто фиксацией и становится мнением.

Дарья Жмылева

www.fondartproject.ru

Портрет как жанр фотографии. | ДРУГ ФОТОАППАРАТ

Продолжаем рассматривать жанры фотографии  среди них – портрет в фотографии

Центром изображения портрета в фотографии является человек. Другие объекты, элементы изображения имеют вспомогательное значение, они только оттеняют изображение главного героя снимка, помогают его восприятию.

Главное в портрете — отражение индивидуальных, неповторимых черт конкретного человека, его характера.

Герой снимка может фотографироваться либо в естественной, бытовой обстановке (тогда это будет жанровый портрет), или во время каких-либо событий (репортажный портрет). Во всех этих случаях обстановка или событие не являются главной целью снимка, его сюжетным центром. Они лишь дополняют представление о человеке.

Портрет в фотографии может быть как бы выхваченным из жизни мгновением, но может быть и постановочным, статичным.

Портрет отличается теми же выразительными особенностями, как и сам герой снимка. В этом смысле они подобны.

Исходя из этого подобия, в фотографии  существуют две тенденции, два подхода в изображении человека:

— точно отразить внешний облик человека, как отражает зеркало;

— основной упор сделать на отражении внутреннего мира человека, его своеобразия.

Если передача внешнего сходства для современной фотографической техники не является проблемой, современный фотоаппарат может точно передать внешний облик человека.Кстати, современные фотографы нередко грешат именно этим. Но вот показать внутренний мир человека … тут уже нужно быть художником, а может быть и психологом, т.к. фотоаппарат фиксирует только краткий миг бытия, а за ним зритель должен увидеть развитие, цельный образ .

Какими изобразительными средствами пользуется фотограф для того, чтобы создать тот образ человека, который ему представляется? Это такие средства, как:

— создание соответствующей обстановки в кадре, фона;

— положение человека, его поза;

— место расположения фотоаппарата (точка съемки) ;

— технические параметры съемки – соответствующая оптика фотоаппарата, глубина резкости, постановка освещения.

Для построения композиции снимка необходимо использовать все средства для выделения главного в снимке, которые рассматривались ранее. Все принципы фотокомпозиции относятся и к портрету тоже.

Как фотограф организует съемку своей модели, чтобы получить выразительный портрет в фотографии?

Прежде чес снимать человека, настоящий фотограф-художник должен изучить героя своей фотографии, насколько это возможно.

Хорошо снимать друзей, которых давно знаешь, представляешь характер человека, его особенности, привычки. Тогда исходя из своего представления о человеке намечаешь, как ты его будешь снимать, в каком ключе – веселым, солнечным или наоборот, задумчивым, грустным. И стремишься создать соответствующее настроение в кадре.

А вот, посмотрите видео с прекрасной музыкой:

Поделиться в соц. сетях

Об авторе

Я живу в г Новосибирске. Образование высшее — НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение — любительская фотография.

makal47.ru

Как появился фотопортрет / Смысл этого искусства

Дата публикации: 15.02.2010

Фото Арнольда Ньюмена

Свое бурное развитие фотосъемка пережила в середине XIX века. Создаваемая как альтернатива живописи, фотография со временем превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, когда и началась история фотопортрета. Первые фотографические эксперименты сразу вызвали большой интерес. Особенно привлекательна была иллюзия простоты получения изображения. Качество работы фотографа оценивали по степени достижения внешнего сходства, а погрешности фотографии исправляли вручную ретушерами. Например, прорисовывались глаза, которые на фотопортретах того времени часто получались закрытыми. По желанию клиентов, фотографии раскрашивали акварелью.

Портреты с характером

Для создания портрета использовали громоздкие камеры. Фотоматериалы, применяемые в ту эпоху, требовали длительных экспозиций и не позволяли схватывать мимолетные движения. Но, с другой стороны, из-за того что человек оставался перед объективом фотокамеры продолжительное время на портретах запечатлевались не только внешние черты человека, но и открывались черты его характера. Такой подход к съемке можно увидеть в работах известного российского фотографа Сергея Левицкого. Его известные фотопортреты – это знаменитые русские писатели и общественные деятели XIX века, такие как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, И. А. Герцен и многие другие. Кроме того, в 1877 году он получил звание фотографа Их Императорского Величества и создал портреты четырех поколений династии Романовых.

z

Фото Арнольда Ньюмена

Фото Моисея Наппельбаума

Фото Андраника Кочара

z

Как правило, фотографы-портретисты в конце XIX века создавали свои работы в одном и том же стиле: использовались повторяющиеся аксессуары, работы выполнялись на белом или сером фоне, выстраивались групповые «трехъярусные» композиции. Фотограф Моисей

Эксперименты с позами

Наппельбаум в своих работах бросает вызов устоявшимся традициям. Он отвергает статичность поз, создающих ощущение искусственности, перестает использовать однотонные серые фоны и вместо традиционной композиции предлагает живые сцены общения людей. Наппельбаум утверждал, что в портрете должно ощущаться движение, иначе в нем не будет жизни. Этим принципом руководствуются и современные фотографы-портретисты.

[LINK_TO ARTICLE 3118]

Например, в старых фотопортретах американского фотографа Родни Смита важно все — поза, жест, направление взгляда. Все это создает в его портретах присущую только ему энергетику. На данный момент работы Смита отмечены 75 наградами и выставляются в престижных галереях по всему миру. С изобретением портативных камер появилась возможность отказаться от студийных съемок и необходимости позировать перед фотоаппаратом. Это спровоцировало развитие нового жанра — репортажного портрета. Знаменитый фотограф Андраник Кочар в своих снимках отказывается от поиска выразительных поз, а фиксирует отдельные мгновения в поведении человека во время общения.

Визуальные образы, создаваемые с помощью света, насыщают картину теплом и жизнью или, как в работах Роберта Мэпплторпа, напротив, делают ее чуть ли не безжизненной. В своих работах Мэпплторп выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркивались холодность, отчужденность, одиночество изображаемого, находящегося как будто в безвоздушном пространстве.

Говоря о своих работах, фотограф-портретист Арнольд Ньюмен отмечал, что для того, чтобы сделать хороший портрет, необходимо думать не только о личных качествах позирующего, но и о доме, в котором он живет и работает, нужно знать, как он ведет себя в повседневной жизни, и понимать, что делает этого человека личностью.

Значение портретного фото

Фотография важна не только с художественной точки зрения, она является памятным историческим документом и включается в арсенал научного инструментария и доказательств. Например, фотографии этнологов, географов, репортеров, путешественников часто обладают высокой художественной ценностью, но при этом со временем превращались в важные исторические документы. То же самое можно сказать и о портретном жанре. Типология портретов весьма разнообразна. К ним относятся и студийный, и репортажный портреты, психологический и детские, они могут быть как цветными, так и черно-белыми. Со временем фотопортреты становятся научным, историческим и документальным свидетельством эпохи.

Узнать больше об искусстве фотопортрета можно, изучив статьи о правильном фотографировании детей, студийном фотопортрете, и даже почитав о правилах фотографии домашних питомцев.

Фото Родни Смита

Фото Роберта Мэпплторпа

z

prophotos.ru

Портрет в образе по фото, заказ исторического портрета

Портрет в образе по фото — лучший подарок!

Устали искать подарок? Хотите подарить что-то по настоящему креативное и интересное и в то же время памятное и ценное? Лучшее решение — творческий подарок! Наша мастерская предлагает вам стать автором такого подарка! Мы предлагаем удивить и несомненно порадовать виновника торжества его портретом в образе исторической эпохи прошлого или настоящего!

Мы часто слышим от людей, что они не любят видеть себя на фотографиях, считают себя не достаточно привлекательными не достойными быть изображенными героями картины на холсте. В нашей мастерской мы считаем иначе — для нас, как для настоящих художников, каждый человек уникальная фотомодель, с неповторимыми чертами и характером. Весь вопрос в мастерстве художника и правильном выборе антуража и образа для портрета. В своей работе мы используем самые лучшие исторические и современные образы, которые вы можете увидеть в нашей галерее. Мы с радостью поможем подобрать то, что нужно именно вам! Ведь именно вы знаете особенности характера человека, его увлечения, предпочтения и род занятий. Мы поможем вам подобрать образ для портрета, подчеркивающий личность человека!

Для создания портрета в образе по фото нам нужно лишь несколько удачных фотографий! Наши художники наилучшим образом воплотят в жизнь любые ваши пожелания — замена фона, деталей одежды, привнесение новых элементов, коррекция фигуры, цвета глаз и прически — ведь вы и есть истинный автор картины, и только вы знаете все эти нюансы.

С нами вы станете автором прекрасной картины с оригинальным сюжетом и создадите неповторимый шедевр для дорогого человека!

Исторический портрет в образе по фотографии

Всегда хочется выбрать такой подарок, который совмещал бы в себе практичность и оригинальность. Наша студия предлагает решить этот вопрос изящно и просто — преподнесите исторический портрет по фотографии в образе!
В таком выборе подарка столько плюсов, что можно составить целый список!

Во-первых, исторический портрет на заказ, это практично. Судите сами, — какая вещь будет отражать самого человека и при этом никогда не надоест ему? Что будет хранить память о нем долгие годы? Ответ — портрет этого человека! Ведь все мы в своих мечтах прекрасны, так почему же не воплотить мечты? Да еще и таким изысканным и благородным способом как написанием портрета на холсте! Такой подарок уж точно не передарят! Во все исторические времена портреты маслом украшали дома и считались не только украшением, но и фамильным достоянием!

Во-вторых, портрет в образе на заказ на историческую тему — это оригинальный подарок. Большая часть того, что мы дарим, это что-то из серии: «Ну, ты вроде это любишь». Мы же предлагаем вам сделать презент, который не только выделит вас, но и удивит и порадует человека, которому предназначается! Согласитесь, выразительный портрет в образе маслом на холсте, это не то что можно купить супермаркете.

В-третьих, портрет в историческом образе по вашей фотографии, это невероятно интересно и увлекательно! Вы сами становитесь соавтором картины! Представьте только — вы можете выбрать абсолютно любой образ и примерить его как наряд в магазине! Мечтали в детстве быть принцессой, космонавтом, полководцем или великим королем, – пожалуйста!

В-четвертых, исторический портрет, это подарок весьма статусный. Вы можете выбрать подходящий образ и заказать историческую картину, к примеру, своему начальнику. Мы сделаем для вас портрет в образе на заказ с деликатной прорисовкой французскими масляными красками, и в дополнение предложим широкий выбор багетных рам из натуральной древесины. Такой роскошный исторический портрет на заказ произведет нужный эффект и будет отличным решением непростого вопроса в выборе подарка.

Стоит отметить, что такой презент не оставит равнодушной ни одну даму. И, если вы собираетесь покорить сердце любимой или порадовать необычным подарком супругу, то заказать исторический портрет в образе по фото, это идеальное решение!

В-пятых, портрет в образе на заказ, это подарок, в качестве которого вы можете не сомневаться! Мы на 100% процентов гарантируем, что работа будет выполнена на высочайшем уровне. В нашей студии с вами будут работать только профессионалы, все, от менеджера до курьера! Наши художники виртуозно и безукоризненно выполнят любой исторический портрет, создав неповторимый образ героя, точно отражающий его достоинства!

В-шестых, заказать портрет по фотографии в образе, это очень просто! Вам достаточно прислать нам фото и описать свои пожелания, остальное мы возьмем на себя! Мы подберем для вас самый подходящий образ, предложим оптимальный размер и красивую багетную раму, которая обрамит картину. Вы получите бесподобный портрет в надежной и удобной картонной коробке, который мы доставим прямо к вашему порогу!

la-portret.ru

Портретная фотография | советы для начинающих | Soohar

Портретная фотография или просто портрет это съемка человека или небольшой группы людей (групповой портрет), в котором лицо является преобладающим элементом. Цель этого вида фотографии продемонстрировать сходство, настроение и индивидуальность объекта. Как правило, в центре картины сфокусировано лицо, но некоторые снимки также включают в себя и другие части тела. Есть портреты, снятые для непрофессиональных целей, просто чтобы хранить воспоминания. Но есть и такие, которые делаются в коммерческих целях для плакатов, рекламных щитов, обложек дисков, книжных обложек и так далее.

Какой бы ни была цель, вам будет приятно узнать советы про то, как снять отличные портретные фотографии. И если вы новичок в этой области, то следующие 12 советов, приведенные ниже, будут вам полезны в создании ярких и запоминающихся снимков.

1. Определить цель

Перед тем как сделать снимок, нужно определить его цель. Восприятие фотографии другими людьми будет зависеть от того, что вы пытались показать. Вам надо определиться, хотите ли получить более широкую картину лица или просто часть лица под наклоном. Также нужно определиться с тем, в каком положении должно быть лицо: в вертикальном или горизонтальном. Например, если вы снимаете портрет ребенка, то можете снять горизонтальный портрет. Например такие портреты часто можно увидеть на детских открытках или на поздравительных карточках.

 

 

2. Выберите модель

В зависимости от того, какой снимок вы хотите получить, грамотно отнеситесь к выбору модели или объекта. Это может быть кто угодно.  Если вы работаете для коммерческого проекта, было бы лучше выбрать приятную глазу модель, которая выглядит дружелюбно. Не обязательно модель не должна быть сексуальной и ярко накрашенной. Важно то, как он или она смотрит в камеру, и то, как модель может выражать эмоции и передавать основную мысль.

 

 

3. Выберите место и фон

Найдите идеальное место для съемки. Внимательно отнеситесь к выбору фона. Следите за тем, чтобы он был как можно проще. Избегайте фона, на котором много мелких деталей, потому что он будет отвлекать от основного объекта съемки. Для коммерческой фотосъемки идеально подойдет однотонный фон.

 

 

4. Выбор позы

Прежде чем начать, вы должны подумать о правильной позе. Это поможет сделать съемку сцены более энергичной. Остановка съемки только для того, чтобы подумать о нужной позе, только утомит модель и потратит время. Таким образом, перед началом съемки потратьте время для планирования креативных и интересных поз. Благодаря этому вы будете чувствовать себя уверенно и энергично. От вас также зависит, то, как нужно правильно настроить позу модели для передачи нужных эмоций

 
 
 

5. Съемка разных эмоций

Не надо фотографировать только простые улыбки. Эмоции на лице должны быть разнообразными. На некоторых кадрах может быть улыбка с зубами, на других лишь легкий намек на улыбку. Некоторые кадры могут выглядеть серьезными, некоторые могут выглядеть загадочными. Есть портреты, которые выглядят печальными. Попробуйте поймать различные эмоции.

 

 

6. Используйте реквизит

Использование реквизита может помочь вашей модели чувствовать себя спокойно и непринужденно. Он также может добавить драмы к изображению. Реквизит может оказать большую помощь в рассказе истории. Он может придать фотографии интересный или таинственный вид. Вы можете заметить, что снимки, в которых используется реквизит, по-разному воспринимаются зрителями.

 

 

7. Откровенный взгляд

Фотография расскажет больше, когда она откровенна. Мало снять модель в правильной позе, вам также необходимо придать снимку искренности. Вы можете сделать это, позволяя модели отворачиваться от камеры, чтобы её внимание не перебивала камера и сам момент съемки. Вы можете предложить модели сосредоточить взгляд на какой-нибудь объект, например цветок или что-то еще. Таким образом, вы создаете ощущение, будто снимок был сделан без художественного направления. Это придает изображению более интересный вид.

 

 

8. Экспериментируйте с различными объективами

Попробуйте использовать различные объективы при съемки портретных фотографий. Благодаря этому вы получите совершенно разные результаты. Попробуйте поснимать 50-мм и 24-мм объективом и вы сразу же почувствуете разницу.

 

 

9. Используйте окружение

Существует множество способов использовать окружение для построения впечатляющего снимка. Например, модель может облокотиться на дверной проем или опереться на стол и тем самым это поможет сделать хороший кадр. Смотрите креативным взглядом. Использование окружения  может сделать ваш снимок неповторимым.

 

 

10. Экспериментируйте с различным освещением

Вы можете придать одной и той же фотографии совершенно разный эффект при помощи различного типа освещения. Вы можете использовать много источников освещения, чтобы модель выглядела ярко, или наоборот мало, чтобы она выглядела немного темнее. Вы можете также искать «золотые часы» (время перед закатом), чтобы обеспечить золотистое свечение на коже. В помещении, вы можете поставить модель у окна, чтобы придать ей мягкий отраженный свет.

 

11. Заполните кадр

Портретная фотография может выглядеть уникальной в отличие от того, что мы обычно видим в различных социальных сетях. Вы можете заполнить кадр, чтобы сосредоточить внимание только на лице модели. Это помогает привлечь больше внимания к глазам, губам, и волосам. Безусловно, заполнение кадра делает картинку четкой и красивой.

 

 

12. Используйте разные точки съемки

Наряду с различным освещением и фоном, которые можно применить, вы также можете воспользоваться разными точками съемки. Это может сделать изображение более увлекательным. Это может даже повлиять на общее восприятие изображения, выделив некоторые части объекта. Ищите угол съемки, который сделал бы кадр привлекательным. Ищите нужную точку и угол съемки для получения великолепных снимков. Для захвата окружающей среды вокруг объекта можно использовать широкоугольный объектив.

 

 

Автор урока Ebrian Acebedo. Перевод Евгения Филенкова.

 

soohar.ru

Семейный портрет в истории фотографии

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра. 


Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.


Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust, фотографии World Press Photo и International Photography Awards. 


Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.


На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.



Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.


Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету — чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.


 


Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.


 


Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


 

Посмертная фотография, 1895.


 

Посмертная фотография, 1900.


Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


 


  

Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.




Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.




Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.


В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.




Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.


Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон — представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.



Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.



Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.


Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.



Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.


Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.



Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.


В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


 

Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


 

Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


 

Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


 

Фотограф Карл Булла, 1908.


 

Фотограф Федор Боассон, 1913.


 

Фотограф Федор Боассон, 1910.


 

Фотограф Карл Ягельский, 1909.


В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.


В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.


В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:


  


  
 


Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном — The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» —
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


 

Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


 

Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.


Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.


Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.


Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

  


Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

   


Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:



С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

 


В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.


 

Фотограф Салли Манн, 1992 год.


Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.


Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.

 

Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.


Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.




Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год. 

  

Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.




Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.


Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.




«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.


В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.




Фотограф Павел Кривцов.




Фотограф Владимир Вяткин.


Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

nikonpro.ru

Фотографии портреты – Ой!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх