Композиция портрет: особенности композиции в портретной фотографии

Композиция портрета.

Портрет требует своего подхода к решению композиции. Это не просто изображение человека, это рассказ о нем. Это комплекс всех аспектов, индивидуальных с одной стороны: характера, внешности, мимики, только его характерных жестов и движений, а с другой стороны -собирательных черт присущих определенной категории людей, где угадывается профессия и принадлежность к определенному слою общества.

Фото из свободных источников. Нестеров М. В. «Портрет академика И.П. Павлова.»Фото из свободных источников. Нестеров М. В. «Портрет академика И.П. Павлова.»

Эти типичные черты позволяют увидеть социальный тип, хотя сам портрет написан на основе индивидуальных данных. Именно типичность, обобщенность образа определяет портрет как картину, а не просто учебную постановку с изображением человека.

Композиция портрета зависит от психологического состояния человека, его позы, движений, внешних данных. За счет формата и размера холста, организации композиции портрета можно подчеркнуть индивидуальность портретируемого, его образ.

Фото из свободных источников. Бродский. И.И. «Портрет матери и сестры художника».Фото из свободных источников. Бродский. И.И. «Портрет матери и сестры художника».

Спокойное, уравновешенное построение композиции подчеркнет гармоничное, спокойное состояние человека. Асимметрия, резкие углы укажут на бурю эмоций, переживаний портретируемого.

Если человек смотрит влево, то его изображение на портрете сдвигается вправо. Оставляется специально больше места слева, для того чтобы было куда направить взгляд. Равновесие композиции в этом случае достигается за счет деталей обстановки вокруг.

Фото из свободных источников. Пластов А.А. «Вова Гусенков».Фото из свободных источников. Пластов А.А. «Вова Гусенков».

Можно конечно и не соблюдать это правило, но тогда будет казаться драматичным ограничение пространства и это сыграет на образ самого человека, зажатого в рамки.

Если же пишется групповой портрет, то важно не просто расположить людей с портретным сходством, но и выявить их смысловую взаимосвязь. Здесь важен закон цельности, чтобы вся группа смотрелась воедино и не распадалась на части, на отдельные портреты.

Фото из свободных источников. Репка (Андриевская) В.А. » Водитель Валя».Фото из свободных источников. Репка (Андриевская) В.А. » Водитель Валя».

Единство изображенных на групповом портрете может быть выражено через движение, направленность взглядов, построение самой композиции. Совместная беседа как у Тициана, пирушка или лекция как у Рембрандта.

Здесь в групповые портреты вносится сюжетное начало, намечается переход к жанровой сценке. Это стирание жанров определяет живость и выразительность в портретах.

Фото из свободных источников. Дейнека А.А. «Девушка с книгой».Фото из свободных источников. Дейнека А.А. «Девушка с книгой».

Плохо смотрится фронтальная фотография, перенесенная один в один на картину. Она не раскрывает образ человека и выглядит непрофессионально и неинтересно. Просто срисованные внешние черты это не портрет человека, и количество людей, например, на семейном портрете только усугубляет это ощущение.

Портрет и однофигурная композиция очень близки, может быть, в последней большую роль играет окружающая обстановка, как например, в картине Дейнеке «Тракторист» или у Крамского «Неутешное горе».

Такую композицию и портрет объединяет передача внутреннего состояния человека, и хотя здесь нет развернутого сюжета, нам становится понятно и без него.

Фото из свободных источников. Туник Ю.Ф. «Корреспондент «Красного Знамени»»Фото из свободных источников. Туник Ю.Ф. «Корреспондент «Красного Знамени»»

Количество деталей не мешает раскрытию образа в портрете, если все они тактично подчинены главному. Излишняя детализация не должна мешать восприятию образа человека.

Обобщение, выделение типичного, грамотный отбор деталей везде: в изображении формы головы, рук, одежды – главный принцип композиции портрета. Все должно работать на образ человека, чей портрет пишет художник. Здесь лучше не добавить, чем перенасытить поле портрета, отвлекая от главного – образа человека.

Хотя нужно отметить отдельно, что характер детализации, подход к композиции и сама манера написания портрета сильно зависит от самого художника и его подхода к творчеству. Тем не менее, собственная манера написания приходит с опытом, а для начинающего художника важно соблюдать правила композиции.

Подписывайтесь на мой канал, где я делюсь своим опытом и впечатлениями, рассказываю об изобразительном искусстве, размышляю о проблемах творчества в современном мире.

источник

 

Композиция портрет на деревянной мозаике

Главная / Мозаика в России / Композиция портрет

Это одно из наиболее сложных заданий, которое может поставить мозаичистов в затруднительное положение. Так как в творческой работе сплошь и рядом встречаются композиции, в которых требуется набирать из древесных пород лицо человека, это задание должно быть хорошо освоено. Портрет в мозаике — это плоскостное декоративное изображение человека с передачей индивидуального сходства.

В учебный период не следует увлекаться сложными тоновыми решениями портретов. Наиболее просто в мозаике выполняется профиль человека. Поэтому для начала можно вырезать профильное однотонное силуэтное изображение своего товарища, подруги или кого-либо из знакомых, а затем усложнить тоновую задачу. Рисунок делается просто: на стену накалывается лист бумаги, перед ним — лицо портретируемого, освещенное направленным пучком света. На бумагу ложится тень с четкими очертаниями. Остается только обвести карандашом эти контуры, а плоскость внутри них заполнить тушью. Если размер покажется большим, его следует уменьшить с помощью клеточек.

Портрет деревянная мозаика

Тоновое решение такого портрета может быть различным: на светлом фоне традиционный темный теневой силуэт или, наоборот, светлый профиль, окруженный плотной, приглушенной древесиной.

Положение «в фас» значительно более сложное. Оно требует серьезной подготовки, определенных графических навыков, владения изобразительной грамотой.

Поэтому это задание лучше отложить на будущее, не задерживая этап обучения.

Было время, когда существовала теория невозможности сюжетных и портретных тем в искусстве деревянного набора. Она была вызвана тем, что мозаичные портреты выполнялись главным образом в виде копий станковых произведений или фотографий, механически переведенных в древесину. В них не было самостоятельного, оригинального «древесного» решения, и это не могло не вызвать отрицательного отношения зрителей и нареканий критиков.

Обращаясь к портретам в деревянной мозаике, художник не должен забывать, что будет склеивать их из тех же фанерок, которые применял для других своих декоративных композиций. Он должен помнить, что деревянная мозаика сохраняет свою условно-декоративную манеру передачи изображения независимо от того, будет ли это орнамент или пейзаж, анималистическая композиция или портрет. Что касается портретного сходства, то его нужно добиваться в тех пределах, которые допускает материал. Степень стилизации и декоративности портрета определяется целью, которую ставит себе художник, его умением обобщить и стилизовать черты конкретного человека.

То обстоятельство, что в дереве нужно решать портреты с определенной долей условности, не исключает большой выразительной силы художественного произведения. Например, широко известный портрет В. В. Маяковского в мощном графическом исполнении художника Ю. Могилевского передан всего двумя контрастными тонами. Предельно лаконично прорисовываются все черты выразительного лица поэта. Теневые части лица сливаются с темным фоном; яркими, мощными пятнами вырваны световые участки. Эта слепящая освещенность «съела» многие мелкие черточки, теньки, рефлексы. Многого нет на этом рисунке, например графической линией не отделены белки глаз от нижних век, а дальняя щека от плоскости носа; не прорисована носогубная складка. Но от этого не страдает общее сходство изображения с портретируемым, так как опущены несущественные детали. Ими пожертвовал художник, создавая монументальный образ революционного поэта и трибуна.

Такая трактовка портрета вполне приемлема для деревянной мозаики с использованием бестекстурных пород, например белого клена и темного красного дерева.

А вот другой пример — портрет студентки. Здесь иной подход к композиции, более мягкое цветовое звучание, вызванное образом женщины. В отличие от портрета В. В. Маяковского, где перед зрителем предстает ярко освещенное лицо поэта, а волосы, затылок, шея срезаны рамкой, в новом портрете в центре светлого нейтрального фона темнеет повернутая в профиль женская головка. Волнистые темные волосы художник нашел в струйчатой древесине грецкого ореха. Для передачи цвета лица использовано красное дерево с постепенным переходом от несколько темного на шее к более светлому на лице.

На этом фоне темные вставки грецкого ореха стилизованно передают глаза, брови, нос, губы, ухо. Они довершили цветовое и графическое решение портрета. По одному и тому же рисунку можно поразному склеить деревянный портрет. Можно применить разное количество пород, регулировать тоновой строй портрета, применять различную степень условности. Так как каждая древесная порода имеет особый характер расположения волокон, то у них и особое эмоционально-образное звучание. Например, темная, сложная древесина наплывов груши или грецкого ореха, перевитые, перекрученные волокна саилеватостей дуба или серого ясеня могут подойти для передачи образа старого человека, прожившего большую, сложную жизнь, тогда как светоносная древесина березы или осины вызывает ощущение чистого ясного детского образа.

Эта особенность материала должна находить свое отражение в образном решении мозаичных портретов.

Серьезных нареканий заслуживают портретные наборы, в которых изображение создается не монолитными однотонными участками, а в произвольной комбинации небольших плоских фигур, нарезанных от одной и той же породы. Таким формальным способом отдельные любители пытаются подогнать свое произведение под понятие «мозаика», т. е. изображение, склеенное из кусочков материала. Такой способ хорош, когда набирают композиции, например, из смальты, стекла или керамических плиток, где красота графической фактуры достигается сетчатой паутинкой швов.

В дереве все иначе. Ведь древесина богата собственными узорами. Поэтому красивая фактура декоративных деревянных плоскостей должна получаться не за счет щелей между деталями набора, а извлечением спрятанных в древесине природных рисунков. И еще — древесина очень деликатный и своеобразный материал. Присутствующие в нем сердцевинные лучи заставляют нарезанные кусочки мерцать по-разному: по одним свет скользит не задерживаясь — они остаются темными, а другие (в них свет упирается) высвечиваются.

Такое свойство материала, если умело его применять, может стать сильнейшим изобразительным средством в руках мастера. А в случае с портретом оно оборачивается против автора — поверхность, склеенная из однотонных и одноцветных, но поразному повернутых кусочков древесины, становится пятнистой. Набор получается настолько несогласованным, что отдельные световые участки становятся много плотнее темной теневой стороны. Чтобы избежать в наборах такого казуса, мозаичистам надо знать один профессиональный «секрет»: в наборах, где отдельные детали не должны менять степень светлоты по отношению друг к другу, волокна на всех применяемых породах надо располагать строто в одном направлении.

Тогда при изменении освещения вся плоскость панно или засветится или потухнет, но относительно друг друга все элементы композиции будут оставаться неизменными. Мозаичист должен иметь в виду еще одно условие, которое ставит перед ним древесина: если деревянные наборы создаются для конкретного места в помещении, важно тщательно продумать направление волокон в композиции. Подбор древесины в этом случае должен осуществляться с учетом дневного и вечернего освещения, характерных для данного места.

Таковы общие правила работы над портретами в деревянной мозаике. Но древесина настолько необычный художественный материал и настолька богато и неповторимо творчество природы, что нередко среди обилия рисунков волокон проглядывают портреты, созданные в стволе дерева. Причем они так совершенны, что художнику почти нечего к ним добавить. Таков, например, образ древнего восточного мудреца. Обтянутое коричневой кожей лицо, длинная седая борода, жилистая худая шея. Так и кажется, что этот персонаж сошел со страниц древней книги «Тысяча и одна ночь». На самом же деле он навлечен из двух полос древесины грецкого опеха, склеенных симметрично по центральному шву. Никаких иных мудрствований с данным портретом не производилось.

Этот пример лишний раз показывает, что следует взять за правило при пересмотре древесных пачек складывать две соседние фанерки. Оторванные друг от друга сучки или свилеватые волокна могут быть совершенно невыразительными, но сложенные симметрично нередко рождают неповторимые древесные образы. Подтверждение тому «Волк» из предыдущего раздела, портрет «Восточного мудреца» п еще несколько наборов, которые мы рассмотрим несколько позже. Все это как бы призывает мастеров с большим вниманием и уважением относиться к поистине неисчерпаемому художественному творчеству великого волшебника — леса.

Портрет Композиция: 6 простых советов, как каждый раз получать красивые фотографии

Создание потрясающих портретов — сложный процесс. Большинству начинающих фотографов достаточно сложно не забыть попросить своего объекта выглядеть анимированным, не говоря уже о том, чтобы обращать внимание на окружение и композицию. Но портрет — это гораздо больше, чем просто предмет.

В этой статье я рассмотрю несколько простых советов по композиции, которые каждый раз будут приносить вам потрясающие результаты.

1. Начните с глаз

Абсолютно у каждого хорошего портрета есть по крайней мере одна общая черта, и это четкие глаза. Какую бы композицию и стиль вы ни выбрали, портрет не произведет впечатления, если глаза будут мягкими. Самый быстрый способ убедиться, что глаза четкие, — это выбрать подходящую точку фокусировки вручную на вашей камере, которую вы затем поместите между глазами, как бык! Это обеспечит резкость.

Еще одна хитрость с глазами объекта съемки заключается в том, чтобы держать их в верхней трети фотографии (если объект целиком не находится в нижней трети фотографии). Это наиболее естественное место для глаз, и именно здесь зритель будет автоматически искать их, что облегчает ему связь с объектом.

2. Если вы собираетесь обрезать, не будьте половинчатыми!

Помните, что портрет посвящен объекту, и он всегда должен быть в центре вашего изображения. Один из самых простых способов привлечь внимание к объекту — увеличивать масштаб до тех пор, пока его лицо не заполнит кадр. Не бойтесь заняться урожаем!

Нет ничего хуже нерешительного кадрирования, при котором одна нога или рука были отрезаны с тоннами мертвого пространства с другой стороны объекта. Если вы собираетесь обрезать, это должен быть сильный урожай, сделанный равномерно с обеих сторон. Ищите самые сильные черты вашего предмета и сосредоточьтесь на них.

3. Используйте глубину резкости

Когда профессионалы снимают портреты в студии, у нас есть полный контроль над используемым фоном. Но иногда, когда мы на съемочной площадке, фон не очень гламурен и может даже отвлекать. Или вы можете пытаться сфотографировать одного человека посреди толпы. Какие бы препятствия ни находились на вашем фоне, самый простой способ справиться с ними — контролировать глубину резкости.

Делая объект резким, а фон размытым с малой глубиной резкости, вы фокусируете внимание на объекте, избавляясь от любых отвлекающих факторов на заднем плане. Для снимка головы и плеч используйте диапазон от f4 до f5.6. Однако помните, что глубина резкости будет более заметна при использовании более длинных фокусных расстояний и объективов, специально разработанных для портретной съемки.

4. Проверьте свой запас высоты

Если вы фотографируете объект с фоном вокруг него, будьте осторожны и не используйте слишком большой запас высоты. Вам нужно, чтобы ваш объект выглядел сбалансированным в кадре — в конце концов, он находится в центре вашего изображения! Слишком большой запас отвлекает зрителя.

Несмотря на то, что жестких правил не существует, постарайтесь помнить, что ваш запас по высоте должен уменьшаться по мере увеличения масштаба.

5. Не используйте традиционные

Стандартный портрет обычно делается вертикально, с прямым зрительным контактом с объектом. И это часто дает ошеломляющие результаты. Но часть творческих способностей композиции заключается в том, чтобы научиться пробовать что-то новое. Такая простая вещь, как съемка горизонтального портрета, может иметь большое значение.

Попробуйте поместить объект с одной стороны кадра, снять под другим углом (например, встать на лестницу) или поэкспериментировать с объектами, выглядывающими из кадра.

6. И, наконец, не забывайте о кадрировании

Мы говорили об увеличении, чтобы добавить фокуса на объект, но иногда портреты делаются в полный рост. А снимать в полный рост может быть сложно. Итак, вместо того, чтобы оставлять объекты стоять посреди ниоткуда, выглядя немного потерянными, попробуйте создать для них окружение вокруг них.

Дверные проемы, окна и арки могут добавить визуального интереса и создать естественную рамку для взаимодействия с объектом.

Помните, что портретная съемка — это создание расслабленного и естественного снимка вашего объекта. Используя эти простые советы по композиции, вы сделаете эту работу намного проще!

Перейти на следующую страницу для получения дополнительных советов

Когда центральная композиция может поднять портрет | Советы Тамары Лаки

Новичок

В исполнении Тамары Лэки

Тамара Лэки о портретной композиции

Глоссарий

Один из первых советов, который профессиональный фотограф дает начинающему фотографу, — отказаться от помещения объекта в центр кадра. кадра в пользу более визуально убедительных композиционных приемов. Некоторые из наиболее популярных предлагаемых методов композиции включают использование правил третей, включение направляющих линий, наслоение фотографии и многое другое.

Но центральная композиция может быть поразительной, если использовать ее вдумчиво. А добавление еще одного или двух композиционных приемов к общему кадру может помочь центральному изображению выделиться еще больше. Вот несколько моментов, о которых следует помнить при выборе центральной композиции:

1. Убедитесь, что ваш объект достаточно яркий, чтобы управлять кадром. Имейте в виду, однако, что когда дело доходит до портретной съемки, объект не всегда обязательно является человеком. Это может быть то, что, по мнению фотографа, привлекает наибольшее внимание — иногда это отношения между людьми; иногда это дух, выражение или отношение, которое человек передает.

D4S, AF-S NIKKOR 70–200 мм f/2,8G ED VR II, 1/1000 с, f/2,8, ISO 320, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
На этой фотографии явно изображены безудержная радость и смех ребенка. Здесь также задействованы другие композиционные аспекты, которые еще больше дополняют композицию в центре. Четкие направляющие линии, направляющие внимание зрителя на предполагаемую достопримечательность, усиливают привлекательность этого изображения. Кроме того, мягкий, яркий цвет осенних деревьев уравновешивает единственный яркий цвет в этом образе — ее одежду.

© Tamara Lackey

D4S, AF-S NIKKOR 70–200 мм f/2,8G ED VR II, 1/1000 с, f/2,8, ISO 320, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
На этой фотографии явно изображены безудержная радость и смех ребенка. Здесь также задействованы другие композиционные аспекты, которые еще больше дополняют композицию в центре. Четкие направляющие линии, направляющие внимание зрителя на предполагаемую достопримечательность, усиливают привлекательность этого изображения. Кроме того, мягкий, яркий цвет осенних деревьев уравновешивает единственный яркий цвет в этом образе — ее одежду.

D810, AF-S NIKKOR 85 мм f/1,4G, 1/400 секунды, f/2,5, ISO 500, ручная экспозиция, точечный замер.
Игривое сочетание этой маленькой волшебной девочки и ее воинственного настроя работают вместе, чтобы сделать этот во всех отношениях милый образ намного более интересным и достойным того, чтобы быть в центре внимания. Кроме того, вертикальные линии сосен на заднем плане работают вместе с боке или расфокусированными кругами света, создавая мечтательный фон из-за предполагаемой малой глубины резкости.

© Tamara Lackey

D810, AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, 1/400 секунды, f/2.5, ISO 500, ручная экспозиция, точечный замер.
Игривое сочетание этой маленькой волшебной девочки и ее воинственного настроя работают вместе, чтобы сделать этот во всех отношениях милый образ намного более интересным и достойным того, чтобы быть в центре внимания. Кроме того, вертикальные линии сосен на заднем плане работают вместе с боке или расфокусированными кругами света, создавая мечтательный фон из-за предполагаемой малой глубины резкости.

2. Держите остальную часть кадра как можно более чистой, если только определенные элементы не влияют на предполагаемую точку фокусировки. Может быть сложно сделать так, чтобы изображение, расположенное по центру, не выглядело слишком перегруженным, если в кадре есть дополнительные элементы, конкурирующие за намерение зрителя. Если требуется немного больше времени, чтобы очистить сцену перед фотографированием объекта, расположенного в центре, это стоит затраченных усилий.

D4S, AF-S NIKKOR 85 мм f/1,4G, 1/800 секунды, f/2,8, ISO 1000, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
Из-за поразительного (но потенциально подавляющего) света и цвета на заднем плане этой фотографии было важно урегулировать здесь пару элементов. Прежде всего, нужно было устранить любые дополнительные отвлекающие факторы за счет преднамеренного кадрирования и некоторой фактической очистки сцены (т. е. убедиться, что отвлекающая скамейка просто находится вне кадра, и переместить обломки деревьев до того, как была сделана фотография). Второе соображение заключалось в том, чтобы отделить объекты от фона и снимать с очень малой глубиной резкости, чтобы они максимально выделялись.

© Tamara Lackey

D4S, AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, 1/800 секунды, f/2.8, ISO 1000, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
Из-за поразительного (но потенциально подавляющего) света и цвета на заднем плане этой фотографии было важно управлять парой элементов здесь. Прежде всего, нужно было устранить любые дополнительные отвлекающие факторы за счет преднамеренного кадрирования и некоторой фактической очистки сцены (т. е. убедиться, что отвлекающая скамейка просто находится вне кадра, и переместить обломки деревьев до того, как была сделана фотография). Второе соображение заключалось в том, чтобы отделить объекты от фона и снимать с очень малой глубиной резкости, чтобы они максимально выделялись.

D800, AF-S NIKKOR 14–24 мм f/2,8G ED, 1/320 с, f/3,5, ISO 250, ручная экспозиция, точечный замер.
Найденные отметки на этом уличном пейзаже были причудливым дополнением к этому незагроможденному снимку. Основное внимание здесь уделяется буйному ощущению этого, дополненному яркостью цветов в кадре. В этом случае дополнительные элементы на фотографии только усиливали фокусировку на ее предмете.

© Tamara Lackey

D800, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, 1/320 секунды, f/3.5, ISO 250, ручная экспозиция, точечный замер.
Найденные отметки на этом уличном пейзаже были причудливым дополнением к этому незагроможденному снимку. Основное внимание здесь уделяется буйному ощущению этого, дополненному яркостью цветов в кадре. В этом случае дополнительные элементы на фотографии только усиливали фокусировку на ее предмете.

3. Включение естественного обрамления может помочь изолировать предполагаемую достопримечательность от ее окружения. Естественное обрамление — это любой элемент, который естественным образом обрамляет ваш объект, например, деревья и ветки, дверные проемы и арки, а также изогнутые объекты.

Композиция портрет: особенности композиции в портретной фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх