Композиция портрета: особенности композиции в портретной фотографии

Содержание

Композиция портрета.

Портрет требует своего подхода к решению композиции. Это не просто изображение человека, это рассказ о нем. Это комплекс всех аспектов, индивидуальных с одной стороны: характера, внешности, мимики, только его характерных жестов и движений, а с другой стороны -собирательных черт присущих определенной категории людей, где угадывается профессия и принадлежность к определенному слою общества.

Фото из свободных источников. Нестеров М. В. «Портрет академика И.П. Павлова.»Фото из свободных источников. Нестеров М. В. «Портрет академика И.П. Павлова.»

Эти типичные черты позволяют увидеть социальный тип, хотя сам портрет написан на основе индивидуальных данных. Именно типичность, обобщенность образа определяет портрет как картину, а не просто учебную постановку с изображением человека.

Композиция портрета зависит от психологического состояния человека, его позы, движений, внешних данных. За счет формата и размера холста, организации композиции портрета можно подчеркнуть индивидуальность портретируемого, его образ.

Фото из свободных источников. Бродский. И.И. «Портрет матери и сестры художника».Фото из свободных источников. Бродский. И.И. «Портрет матери и сестры художника».

Спокойное, уравновешенное построение композиции подчеркнет гармоничное, спокойное состояние человека. Асимметрия, резкие углы укажут на бурю эмоций, переживаний портретируемого.

Если человек смотрит влево, то его изображение на портрете сдвигается вправо. Оставляется специально больше места слева, для того чтобы было куда направить взгляд. Равновесие композиции в этом случае достигается за счет деталей обстановки вокруг.

Фото из свободных источников. Пластов А.А. «Вова Гусенков».Фото из свободных источников. Пластов А.А. «Вова Гусенков».

Можно конечно и не соблюдать это правило, но тогда будет казаться драматичным ограничение пространства и это сыграет на образ самого человека, зажатого в рамки.

Если же пишется групповой портрет, то важно не просто расположить людей с портретным сходством, но и выявить их смысловую взаимосвязь. Здесь важен закон цельности, чтобы вся группа смотрелась воедино и не распадалась на части, на отдельные портреты.

Фото из свободных источников. Репка (Андриевская) В.А. » Водитель Валя».Фото из свободных источников. Репка (Андриевская) В.А. » Водитель Валя».

Единство изображенных на групповом портрете может быть выражено через движение, направленность взглядов, построение самой композиции. Совместная беседа как у Тициана, пирушка или лекция как у Рембрандта.

Здесь в групповые портреты вносится сюжетное начало, намечается переход к жанровой сценке. Это стирание жанров определяет живость и выразительность в портретах.

Фото из свободных источников. Дейнека А.А. «Девушка с книгой».Фото из свободных источников. Дейнека А.А. «Девушка с книгой».

Плохо смотрится фронтальная фотография, перенесенная один в один на картину. Она не раскрывает образ человека и выглядит непрофессионально и неинтересно. Просто срисованные внешние черты это не портрет человека, и количество людей, например, на семейном портрете только усугубляет это ощущение.

Портрет и однофигурная композиция очень близки, может быть, в последней большую роль играет окружающая обстановка, как например, в картине Дейнеке «Тракторист» или у Крамского «Неутешное горе».

Такую композицию и портрет объединяет передача внутреннего состояния человека, и хотя здесь нет развернутого сюжета, нам становится понятно и без него.

Фото из свободных источников. Туник Ю.Ф. «Корреспондент «Красного Знамени»»Фото из свободных источников. Туник Ю.Ф. «Корреспондент «Красного Знамени»»

Количество деталей не мешает раскрытию образа в портрете, если все они тактично подчинены главному. Излишняя детализация не должна мешать восприятию образа человека.

Обобщение, выделение типичного, грамотный отбор деталей везде: в изображении формы головы, рук, одежды – главный принцип композиции портрета. Все должно работать на образ человека, чей портрет пишет художник. Здесь лучше не добавить, чем перенасытить поле портрета, отвлекая от главного – образа человека.

Хотя нужно отметить отдельно, что характер детализации, подход к композиции и сама манера написания портрета сильно зависит от самого художника и его подхода к творчеству. Тем не менее, собственная манера написания приходит с опытом, а для начинающего художника важно соблюдать правила композиции.

Подписывайтесь на мой канал, где я делюсь своим опытом и впечатлениями, рассказываю об изобразительном искусстве, размышляю о проблемах творчества в современном мире.

источник

 

Цвет мастера

Серов историк человеческих судеб, его кисть передавала чистые, ничем не искаженные чувства и эмоции, вытягивала на полотно истинную натуру человека. Он месяцами писал портрет, добиваясь идеальной позы, переписывая и переделывая детали, свет, композицию, в итоге превращая мазки в шедевр.

Творческий путь Серова — загадка. Как реалист, он пишет работы полные темных тонов, лишь некоторые остаются в светлой гамме, а как импрессионист — остается верен темной палитре. Тем не менее, от картины к картине чувствуется, что и в мазке, в выборе композиции, в глубине и постановке света происходят изменения.

Существует некая закономерность в работах Серова. Фигуры на портретах поглощены темными тонами, но лица всегда освещены, как будто их выхватил луч прожектора и явил из мрака, они по-особому выразительны, словно оставляют все ненужное за пределами багета.

Особенно поучительно сравнение двух потрясающих, выразительных, неоднозначных и загадочных портретов, схожих, но в тоже время различных. Портрет княгини З.Н.Юсуповой был написан в промежутке с 1900 года по 1902, а портрет Е.И.Лосевой был завершён годом позднее, в 1903 году.

Оба выполнены в ахроматической гамме, на одном преобладают белые тона на другом полотне — серо-коричневые и чёрные оттенки. Стиль связывает портреты, но манера письма, мазки, детали, композиция, пространственность, созданная цветовой перспективой, отличает их.

Стремление постигнуть, увидеть отличия и сходства, служит главным двигателем творческого процесса, способного подтолкнуть к осмыслению портретов.

Для Серова характерна требовательность, внимание к деталям, глубокая продуманность композиционного решения. В написании картины важны многие аспекты: освещение, колористическое построение, поза, детали интерьера, семиотическая направленность.

Это своего рода подсказки художника будущим поколениям. К примеру, анализ колористического построения картин приводит к выводу, что цвет, прежде всего, является главным средством изображения в живописи, он играет важную роль в композиционном построении. Посредством цвета Серов заставлял зрителя воспринимать изображение в определенной последовательности, идя от основного к второстепенному.

Портрет Евдокии Ивановны Лосевой написан Серовым ненасыщенными, слегка замутненными красками. При восприятии же картины в целом, краски кажутся чистыми.

Яркостные отношения способствуют выделению главных элементов. Цвет лица и рук взят отдельно, что добавляет контрастности и способствует закреплению внимания на живом и загадочном образе девушки. Глубокий, проницательный взгляд устремлен на художника. Выразительные, большие черные глаза, небольшая улыбка, вьющиеся тёмно-каштановые волосы и румяные щеки олицетворяют ум и красоты, женскую силу и достоинство. Скромное черное платье только подтверждает догадки о природной скромности, но вместе с тем яркой натуре Евдокии Ивановны. Евдокия Ивановна Лосева была уникальной личностью, она одна из основательниц музея истории и этнографии игрушек. Так же она собрала неплохую коллекцию живописи, которая позже была передана в Русский Государственный музей.

Портрет Е.И.Лосевой. 1903. Холст, масло.

Москва Государственная Третьяковская галерея.

Положение рук гармонично, слегка расслабленные кисти небрежно лежат на приподнятых коленях.

Палитра портрета Е.И.Лосевой состоит из следующих цветов: чёрный, матовый белый или античный белый, серебристый, бежевый, голубовато-серый, темно-каштановый, умбра жжёная, умбра, красно-коричневый, терракотовый, медный.

Использование тусклых тонов, позволяет сфокусироваться на главном. Если окинуть картину беглым взором, создается  впечатление, что героиня поглощена темным цветом. Возможно, в этом кроется разгадка того, почему использование темных оттенков, не утяжеляют картину, а напротив, направляют зрителя.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой в своём дворце на Мойке. 1900 — 1902

Холст, масло. 181,5 × 133, Русский Государственный музей.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой в своём дворце на Мойке шедевр русской живописи.

Два долгих года Серов трудился над созданием этого полотна. Княгиня Юсупова заказала художнику целую серию портретов своей семьи (портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова, 1903, портрет Н. Ф. Юсупова-Сумарокова-Эльстон, 1903, портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона.1903, Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, 1909). Также Серов пишет еще один портрет княгини З.Н. Юсуповой.

Портрет Зинаиды Николаевны преисполнен света и чистоты, величественные черты лица, изящность и легкость позы придают полотну удивительную атмосферу старорусского дворянства. Красота княгини выступает здесь как символ эпохи. Пластичная, изысканная и утонченная, она всегда была неотразима и величественна.

Шея княгини украшена чёрным бархатным эсклаважем, что было очень модно в начале 1900-х годов. Обычно на эсклаваж крепился драгоценный камень: жемчуг, рубин или бриллиант, на шее же Зинаиды Николаевны повязана только бархатная лента без драгоценностей. Это кажется странным, но при баснословном богатстве семьи Юсуповых, Зинаида Николаевна явно избегает броских дорогих украшений. Уши украшены небольшими серьгами, они идеально сочетаются с нарядом. Элегантная прическа и небольшая седина дополняют изящный образ.

Белое платье с чёрным корсетом украшено узорной вышивкой. Для пошива подобных нарядов использовались легкие, полупрозрачные материи (шифон, шелковая ткань шармёз), они легко ложились мягкими складками, подчеркивая плавную текучесть силуэта. Эти наряды были типичными для эпохи модерна.

В портрете преобладают серебристо-бежевые и голубовато-серые оттенки, также дополнительными оттенками являются темно-каштановый, терракотовый, лиловый, синий, умбра, умбра жженая, красновато-коричневый и матовый белый, серебристый, темно-серый. Воспринимая краски картины, мы познаем не только светлоту пятна, цветовой тон, насыщенность — собственные качества цвета, — мы познаем пространственный план пятна, его тяжесть или легкость, различаем свет и тень. Цвет принимает участие в определении формы.

«Белый цвет, не видящий ни падающего света, ни какого-либо сорта света отраженного,

является тем, который прежде других целиком теряет в тени свой собственный природный цвет».

Лицо княгини освещено дневным светом, в то время как в портрете Е.И. Лосевой преобладают приглушенные, тусклые тона, закрытого, искусственно освещенного помещения.

Цвет остаётся неизменным, лишь под воздействием света он изменяется.

Лицо Зинаиды Николаевны отражает дневной свет и благодаря серебристо-голубой палитре оно кажется мраморным, не смотря на румянец, чёрная лента на шее цвет волос и бровей как бы обрамляют, делая его выразительнее, тоньше, изысканнее.

Лицо же Евдокии Ивановны поглощает приглушенные тона, чёрное платье с воротником скрывает шею, густые темные волосы придают лицу загадочную неповторимость, делая его выгодно освещенным, что придаёт образу завершенность.

Два портрета, два шедевра русской портретной живописи написанные Валентином Серовым, такие разные и такие похожие.

Улучшите композицию своего портрета с помощью шести важных советов

Поделись с

своими друзьями:

Оставить комментарий

Как и в любой другой фотографии, портретная композиция является ключом к отличным результатам. Это то, что определяет намерение, цель и влияние вашей работы. Многие правила композиции хорошо подходят для портретной фотографии. Однако, если вы только начинаете, вы можете сначала освоить несколько основных техник, чтобы не перегружаться.

В приведенном выше видео профессионального фотографа-портретиста и педагога Джоэла Граймса он рассказывает о шести наиболее важных правилах композиции для портретов. Во-первых, он объясняет цель эффективной композиции: направить взгляд зрителя на конкретную достопримечательность. Кроме того, эти советы или правила не закрепляют ваши композиции в камне.

Таким образом, вы должны работать со своей интуицией, чтобы определить, где или что это за точка интереса. В большинстве случаев у вас даже будет несколько правил композиции, работающих вместе для достижения наилучших результатов. По сути, ваше творческое видение является вашим проводником в этом.

Среди этих правил есть такие классические правила, как правило третей, направляющие линии и мышление треугольниками, которые на самом деле очень хорошо работают вместе. Некоторые фотографы считают, что симметрия — это клише. Тем не менее, это действительно эффективная техника для портретной композиции, если все сделано правильно.

Нужны дополнительные советы по портретной композиции и вдохновение? Убедитесь, что вы уже присоединились к сообществу Photofocus, чтобы вы могли участвовать в групповых обсуждениях с другими фотографами-портретистами!

Расскажите свою историю на второй ежегодной конференции Visual Storytelling Conference!

Примите участие в четырехдневных интерактивных онлайн-тренингах с разнообразным образовательным контентом под руководством опытных фотографов и создателей контента. Это бесплатное мероприятие начинается с серии технических учебных курсов для развития необходимых навыков, за которыми следуют живые онлайн-сессии по фотографии, видео, бизнесу и социальным сетям. Присоединяйтесь к прямому эфиру с 10 по 13 марта 2022 г.!

Получите бесплатный билет или сэкономьте на VIP-пропуске!

Джой Селин Асто

Джой — кинофотограф, писатель и визуальный рассказчик из Манилы, Филиппины. Ее привлекают концептуальные портреты и сюрреалистические образы, которые она также стремится воплотить в своих работах. Ее фотографии были размещены на Flickr и в нескольких независимых блогах и журналах, посвященных кинофотографии.

joycelineasto.com

Похожие темы

8 мая 2021 г.

Оставить комментарий

Спасибо нашим партнерам, которые сделали фотофокус возможным. Tamron поможет вам с превосходной оптикой, идеально подходящей для любой ситуации. Благодаря защите от непогоды и улучшенной стабилизации изображения вы откроете свои творческие возможности.

Radiant Photo  – Radiant Photo Готовые фотографии высшего качества с идеальной цветопередачей, доставленные в рекордно короткие сроки. Ваши фотографии — просто СИЯЮЩИЕ. Какими они должны быть.

AfterShoot — AfterShoot помогает фотографам быстрее отбирать фотографии, оставляя больше времени для творческих задач. Сэкономьте 10 долларов с кодом PHOTOCUS10.

Mylio Photos – Доступ к вашим фотографиям из любого места без облака! Легко демонстрируйте свои фотографии на ходу, устраняйте дубликаты, находите лица и ищите эти потрясающие места.

Skylum – Ваши фотографии станут еще красивее за считанные минуты. Skylum адаптируется к вашему стилю и уровню навыков. Оцените уникальные инструменты Luminar Neo для замены неба и редактирования портретов.

B&H – B&H является всемирно известным поставщиком всего оборудования, которое необходимо фотографам, видеооператорам и кинематографистам для создания наилучших работ.

MPB . Приобретайте бывшие в употреблении, но отлично работающие камеры и объективы по более низкой цене или превращайте свое старое оборудование в деньги, обменивая и продавая его на MPB!

Вам также может понравиться

Вам также может понравиться

Получайте больше в свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости от Photofocus каждую неделю.

Улучшите композицию портрета с помощью этой простой техники

Упрощение фона — один из самых эффективных способов улучшить композицию портрета. В этом видео я расскажу, как применить эту технику, а также отредактировать финальное изображение в Lightroom.

Видео: улучшите композицию портрета с помощью этой простой техники

Занятый фон на фотографии может сильно отвлекать. Вместо этого мы хотим найти простые фоны, которые помогут подчеркнуть наш объект. Обычный способ сделать это — использовать малую глубину резкости, например, с диафрагмой f/0,95 объектива Laowa 35 мм. Однако мы не хотим всегда полагаться на малую глубину резкости для достижения лучшей портретной композиции. Вместо этого лучший способ приблизиться к этому — искать цвет, освещение и узоры.

Прежде чем мы начнем, обязательно загрузите здесь файл упражнения и следите за моим редактированием! Вы также можете познакомиться с Киарой, нашей сегодняшней моделью, в Instagram здесь.

По теме: Venus Argus Laowa 35mm f/0.95 Prime Lens Review

Снимок с прогулки

Даже с безумной глубиной при диафрагме f/0.95 фон по-прежнему довольно занят. Давайте изменим ситуацию.

В поисках лучшей портретной композиции

Мы хотим найти портретную композицию, которая дополнит оранжевый цвет и текстуру наряда Киары. Я поместил Киару в вырез ближайшей живой изгороди, которая давала:

  1. Однородный рисунок и текстура.
  2. Цветное дополнение к наряду Киары

Заталкивая Киару обратно в изгородь, мы не только получаем большую глубину, но и получаем отличное освещение на ее лице. Основной свет исходит из отверстия наверху. Между тем, стороны живой изгороди действуют как негативные заливки и создают большие тени.

Снято с выдержкой 1/1000 с, f/0,95, ISO 50

В итоге мы получаем портретную композицию, в которой основное внимание уделяется Киаре. Обратите внимание, что темно-зеленый цвет живой изгороди создает естественную виньетку. Узор не отвлекает и помогает оранжевому наряду Киары выделиться в центре образа.

Lightroom Edit #1

Шаг №1: Начните со взгляда

VF Presets > Mood Pack > Soft Light

Я начал с применения моего пресета.

Шаг 2. Настройте экспозицию

Размещение объекта на темном фоне — отличный способ придать портрету глубину. Чтобы усилить этот эффект, уменьшите экспозицию и увеличьте блики.

Lightroom Edit #2

Шаг 1: Примените матовую отделку

Затем я смягчил изображение, применив стильную матовую отделку.

Шаг № 2: Цветокоррекция

Теперь давайте подчеркнем цветовой контраст, используя эти настройки цвета HSL.

Шаг № 3: Улучшение глаз

Я применил Eye Whiten из набора Retouching Toolkit и закрасил им глаза Киары.

Затем я использовал Eyes Catchlight, чтобы усилить блик в ее глазах. Не переусердствуйте с этими настройками, так как они могут привести к неестественным результатам.

Разглаживание кожи

В Lightroom

Используйте кисть Smooth Skin, чтобы применить эффект смягчения кожи.

В Photoshop

Перейдите в Меню > Фильтры > Нейронные фильтры

Вы также можете загрузить изображение в Photoshop и использовать новые нейронные фильтры, чтобы применить сглаживание кожи на основе ИИ. Я использовал настройки по умолчанию и отрегулировал интенсивность с помощью непрозрачности слоя.

Окончательное сравнение

Давайте сравним каждую портретную композицию рядом!

Заключение

Надеюсь, вам понравилось это видео/статья. Упрощая наш фон, мы можем получить мощную портретную композицию, которая фокусирует внимание прямо на нашем объекте. При поиске фона обращайте внимание на цветовые сочетания, узоры и освещение. Затем наблюдайте, как возможности открываются еще больше, когда вы редактируете! Ознакомьтесь с разделом Mastering Lightroom на SLR Lounge Premium, чтобы получить полные руководства по редактированию в Lightroom.

Композиция портрета: особенности композиции в портретной фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх