Объектив для портретной съемки — Сайт Александра Нечаева
Строго говоря, портрет можно сделать абсолютно любым объективом: от фишая до сверхтелевика, но то будут очень специфические фотографии, которые могут быстро примелькаться. В большинстве случаев портеры снимаются специализированной оптикой, которая должна быть в фотосумке у каждого любителя этого жанра.
Обычно в качестве портретников выступают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Это диктуется особенностью портретной съемки. Частая и быстрая смена фокусного расстояния здесь не требуется, в случае необходимости можно кадрировать снимок «ногами», приближаясь к модели или удаляясь от нее. Использование фиксов имеет и экономическую подоплеку: при сходной цене объектив с фиксированным фокусным расстоянием по оптическим характеристикам всегда будет лучше зума, а те зумы, которые могут соперничать с фиксами, стоят гораздо дороже.
Традиционно портретными фокусными расстояниями считается диапазон 75-150 мм в 35-милиметровом эквиваленте. Меньше – возникают искажения, больше – уплотняется перспектива, что тоже нежелательно. Если вы используете аппарат с неполноформатной матрицей, то эти значения нужно поделить на коэффициент кропа. Например, для зеркалок формата APS-C это будет 50-100 мм.
К слову, на портретные объективы можно делать совершенно разнообразные снимки, к примеру съёмка пейзажей, архитектуры, или даже заснять галерею картин, в которую люди приходят для того, что бы купить картину разнообразных знаменитых художников.
Canon 50/f.1,2
Среди фотографов бушуют серьезные споры можно ли считать объективы с фокусным расстоянием 50 мм портретными. Часть фотографов говорит, что да, ведь на камерах с кропом они дают угол обзора, соответствующий 75 мм, а это уже приемлемое значение для портретов, другая же утверждает, что хотя угол обзора и нормальный, фокусное все равно слишком «широкое» и дает небольшие оптические искажения, которые потом остаются на фотографиях. Однако это не мешает делать «полтинниками» отличные портретные фотографии. Особенно если при этом у вас кропнутая камера, а портрет вы делаете не лицевой, а хотя бы поясной. Некоторые объективы с фокусным расстоянием 50 мм будто созданы для портретов, например Canon 50/f.1,2, который благодаря очень широкой диафрагме великолепно размывает фон.
В качестве портретников можно использовать и макрообъективы с подходящим фокусным расстоянием. У них обычно меньше светосила, однако разница в стоп-полтора не является критичной. У хороших «макрушников» надежный конструктив и великолепное оптическое качество, что будет полезно и при съемке портретов.
При этом, фотографируя макрообъективом людей, нужно учитывать такую особенность. Эти объективы обладают чрезмерной резкостью и могут очень детально передавать фактуру кожи со всеми ее недостатками. Для мужского портрета это даже хорошо (на фотографиях появляется брутальность), но девушка-модель вряд ли обрадуется графическому напоминанию о ее проблемах. Такие снимки, как минимум, требуют последующей обработки в графическом редакторе.
Nikon 85/f.1,4
В общем, типичные черты объектива для портретной съемки – фикс в диапазоне фокусных от 75 до 150 мм. Этим критериям отвечает масса оптики. Почти у каждого производителя есть фиксы с традиционными значениями фокусных: 85 мм, 105 мм, 135 мм. Все эти объективы хорошо подходят для съемки портретов: у них высокая светосила, хорошее оптическое качество, красивая картинка и бокэ.
У каждого производителя есть наиболее популярные для портретов объективы. Скажем, почитатели Nikon чаще всего выбирают 85/f.1,4 (или бюджетный вариант 85/ f.1,8), тем более, что не так давно вышла его новая версия со встроенным мотором. Адепты Canon предпочитают 135/f.2,8, который особенно хорош при использовании на полноформатной матрице. Фотографы с аппаратами Sony часто используют старую оптику Minolta, например 100\f.2, а те, кто себе может это позволить, покупают Carl Zeiss с соневским байонетом.
Немало интересной оптики для портретов выпускают и сторонние производители. У Sigma есть весьма успешный объектив 85/f.1,4, который к тому же стоит дешевле многих конкурентов. У Tamron хорошие портреты получаются на 90/f.2,8, даже несмотря на то, что это макрообъектив.
Выбор правильного объектива – первый шаг на пути к хорошим снимкам. Если вы хотите снимать портреты, но еще не определились с объективом, то советуем попробовать 85/1,8. Оптика с этими характеристиками есть в линейке каждого производителя, недорога, подходит как для кропа, так и для полноформатных матриц, а главное с помощью нее уже можно снимать шедевры.
Материал написан для блога phototricks.ru.
Оригинал
anechaev.org
Выбор портретного объектива — Фотожурнал
Какой же объектив выбрать для портретной съемки?
Начнем с определения. Портретный объектив — средний телеобъектив, имеющий достаточно большую светосилу. Часть портретных объективов имеет особую конструкцию, позволяющую получать смягчение и другие эффекты. К портретным объективам принято относить объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы), имеющие фокусное расстояние от 50 до 200 мм. Если говорить о классических портретниках здесь фокусное расстояние еще уже: от 70 до 180 мм.
![](/800/600/https/dphotoworld.net/_pu/1/s55846933.jpg)
Перспектива и пропорции:
Перспектива зависит только от вашей позиции. Это не имеет ничего общего с вашим объективом.
Короткофокусные или длиннофокусные линзы не меняют точки зрения, они просто делают кадрирование плотнее или свободнее.
Различные линзы требуют приближения или удаления для получения нужного кадрирования , но это изменение позиции, которая изменяет перспективу, а не линзы.
Если вы хотите получить плотное кадрирование снимка головы (хедшот), используя объектив 50 мм, то вам нужно сделать это с слишком близкого расстояния, что делает его плохим выбором для хедшотов, поскольку он искажает пропорции носа и ушей.
Расстояние до объекта съемки:
Наш мозг воспринимает черты лица людей, как они есть, с расстояния около 5 метров. В случае распознавания лица, когда наши глаза видят знакомое лицо, это заставляет наш мозг восстановить образ из тех особенностей, которые он обработал при их появлении на расстоянии примерно 5 метров.
Если мы видим кого-то с меньшего расстояния, мы не видим искажения пропорций, в отличии от камеры, так как наш мозг воспринимает и восстанавливает пропорции исходя из того, что он запомнил увидев их с 5 метров. Поэтому для достижения реалистичных пропорций при съемке людей, необходимо находится от них на расстоянии примерно 5 метров.
Так какой же объектив будет оптимальным для портретной съемки?
Это зависит от того, как вы снимаете человека. Если вы хотите получить ростовой портрет стоящего человека, вы можете использовать объективы с фокусным расстоянием 50-70мм. Сидящего человека объективами 70-105mm.
Если вы хотите крупно-плановый портрет, до груди, то идеально подойдут 200 – 300 мм объективы, по крайней мере, если вы хотите снимать с комфортного расстояния от модели.
Постоянное фокусное расстояние дает ряд преимуществ, которые существенны для портретных объективов:
- Фиксы обычно имеют небольшое количество линз. Вообще количество линз, в хороших объективах стремятся свести к минимуму и добавляют новые только в случае крайней необходимости, если без этого нельзя добиться заданных качественных характеристик объектива. Каждая лишняя отдельная линза – это лишние потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле.
- У объективов с постоянным фокусным расстоянием, как правило, бОльшая светосила, что хорошо сказывается на пластичности и объеме картинки, а также рисунке зон нерезкости (Боке).
Справедливости ради, следует сказать, что есть и зум-объективы, которые можно с успехом применять для портретной съемки, например, многие вариации зум-объектива с фокусным расстоянием 70-200мм. Но они все равно проигрывают фиксам по качественным характеристикам, прежде всего, по светосиле и характеру рисунка боке.
Боке:
Фон очень важен в портретах. Обычно вы хотите, чтобы он был не в фокусе и размыт.
Большие отверстия, такие как 2,8 или 2 прекрасно с этим справляются. Именно поэтому фотографы используют светосильные объективы с минимальным значением диафрагмы от f/1.2 до f/2.8.
Объектив с недостаточным размытием фона может сохранить на нем отвлекающие от портрета детали, даже если они совершенно не в фокусе!
Пластика и объем картинки
У хорошего портретного объектива есть достаточная резкость для выделения сюжетно-важных областей (глаза, ресницы, волосы, брови), но в то же время присутствуют мягкость и пластичность, плавность тональных переходов. При всем при этом изображение выглядит очень объемным.
Контраст для портретов, как правило, предпочтительнее средний, или ниже среднего. Кожа смягчается легким оптическим размытием, дефекты кожи сглаживаются. Для этого в конструкцию объектива могут вносить линзу с дополнительным рассеиванием.
Часто эффект усиливается с помощью специальных диффузионных светофильтров или самодельных приспособлений (съемка через капроновый чулок, съемка через светофильтр с нанесенным на него тонким слоем вазелина и т.д.).
Удачной вам съемки портретов! И помните: хороший объектив — лишь инструмент, который, при правильном выборе, может значительно улучшить восприятие фотографии зрителем, но не более того! Придумать сюжет, правильно выбрать модель, продумать световое и цветовое решение снимка, выстроить композицию, поймать нужную эмоцию и т.п. за вас он никак не сможет 😉
dphotoworld.net
Советы по съёмке портретов от Брайана Смита
Брайан Смит снимает портреты знаменитостей, спортсменов и бизнесменов для обложек многих журналов. Сегодня он делится с нами несколькими советами по съёмке портретов.
Выбирайте правильный объектив
Выбор правильного объектива может оказать огромное влияние на ваши портреты. Традиционными портретными объективами считаются 85-мм, 100-мм и 135-мм объективы, но я предпочитаю диапазон фокусных расстояний, предлагаемый 24-70-мм зумом. На самом широком конце – 24 мм – он это позволяет захватить обширное пространство вокруг модели. Если вы находитесь ближе к человеку, которого фотографируете, увеличьте фокусное расстояние. Для съёмке портрета крупным планом выберите 70мм.
24-70-мм объектив, пожалуй, один из самых универсальных объективов для портретной съёмки, поскольку он охватывает диапазон от широкоугольного до умеренного телеобъектива. Оба портрета ниже отсняты на 24-70-мм объектив – левый на фокусном расстоянии 24 мм, правый – 70 мм:
Изучите свой объектив
Различные фокусные расстояния по-разному сглаживают перспективу. Понимание того, какие именно изменения происходят с изображением при изменении фокусного расстояния вашего объектива – ещё один инструмент в создании эффектных портретов. Заполнение кадра и изображение модели в зависимости от фокусного расстояния воспринимаются совершенно по-разному. Съемка портрета с близкой дистанции при помощи умеренно-широкоугольного объектива приводит к более округлым чертам лица, по сравнению с результатом съёмки на большем фокусном расстоянии.
Обратите внимание на разницу в перспективе и заднем фон между двумя портретами выше, отснятыми на широком угле 35-мм объективом (слева) и 135-мм телефото (справа) с выдержкой 1/200 сек на f/2.0.
Зуммируйте ногами
Никогда не забывайте, что лучший зум-объектив, который у вас когда-либо был, располагается в нижней части ваших ног и называется ступни. Не забывайте зуммировать сцену при помощи собственных ног, особенно при съёмке с фиксами.
Оба портрета выше я отснял на 135mm f/1.8 объектив Sony Zeiss, приближаясь и отдаляясь от модели.
Автор и фото: Брайан Смит / briansmith.com
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!Поделиться новостью в соцсетях Метки: Портретная фотосъёмка, Фотосоветы Об авторе: spp-photo.ru « Предыдущая запись Следующая запись »
spp-photo.ru
какие выбрать и для чего использовать?
Сейчас люди фотографируют в самых разных жанрах. Но в начале прошлого века ситуация была иной. Чаще всего фотографировались портреты, так как людям нужно было оставить потомкам память о себе. О съемке природы, городов и других предметов люди стали задумываться гораздо позже.
Многие производители старались выпускать объективы, идеально подходящие для съемки портретов. Дошло до того, что именно такую оптику люди стали называть нормальной. Многие интернет-магазины даже имеют специальный подраздел “Нормальные объективы”. В него входят экземпляры, с помощью которых создаются отличные портреты.
В сумке любого фотографа обязательно должен присутствовать хотя бы один портретный объектив. И не нужно думать, что он пригодится только для съемки людей. На природе подобная оптика тоже используется. Дело в том, что такой объектив передает картинку примерно так, как его видит любой человеческий глаз. Линейная перспектива отображается правильно. Не наблюдаются всяческие оптические искажения, вроде бочкообразной дисторсии. Единственный недостаток подобной оптики – фиксированное фокусное расстояние. Картинку невозможно увеличить, придется использовать для этого собственные ноги.
![Объектив Nikon 35mm f/1.8g AF-S Nikkor](/800/600/https/dofmag.ru/wp-content/uploads/2014/10/849-99922b1-300x300.jpg)
Портреты получаются красивее всего в случае максимального размытия заднего фона. Именно поэтому нормальные объективы обладают повышенной светосилой. Диафрагма обычно имеет значение f/1,4 или хотя бы f/1,8. Если задействовать такое широкое диафрагменное отверстие, то глубина резкости сильно сокращается, задний фон размывается очень красиво. Начинающие фотолюбители обязаны приобрести такую оптику. Только с ней можно совершенствовать собственные навыки. В комплекте с зеркальными фотокамерами поставляются похожие объективы, но они не способны предоставить столько широко раскрывающуюся диафрагму. Из-за этого и размытие заднего фона при съемке с помощью “китовой” оптики происходит не очень сильно. Запомните, объективы, поставляющиеся в комплекте с зеркалкой, предназначены в первую очередь для съемки сцен с максимальной глубиной резкости. Для съемки портретов с меньшей глубиной существуют отдельные объективы.
![Объектив Nikon 50 mm f/1.8G AF-S Nikkor. Объективно один из самых лучших портретных объективов.](/800/600/https/dofmag.ru/wp-content/uploads/2014/10/19871-300x292.jpg)
Объектив Nikon 50 mm f/1.8G AF-S Nikkor. Объективно один из самых лучших портретных объективов.
Для камер с кропнутой матрицей следует выбирать оптику с 35-миллиметровым фокусным расстоянием. Если же вы обладаете полнокадровым фотоаппаратом, то следует купить 50-миллиметровый объектив. Такую же оптику следует приобретать и тем, кто в ближайшие годы собирается перейти с дешевой зеркалки на профессиональный аппарат. Так сказать, объектив в этом случае покупается “на вырост”. Например, весьма неплохим выбором является Nikon 50 mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Но не следует считать, что 50-миллиметровая оптика подходит для съемки любых портретов. Отнюдь, в первую очередь она предназначена для создания поясных портретов. Именно такие фотографии получаются наиболее красивыми. Если же вы захотели снять крупным планом лицо человека, то красота будет испорчена. В этом случае на помощь приходит другой портретный объектив, который имеет фокусное расстояние 85 мм. По крайней мере, так считают профессиональные фотографы. На самом деле можно экспериментировать, снимая 50-миллиметровой оптикой с самых разных ракурсов. Запасаться двумя-тремя портретными объективами следует только в том случае, если вы собираетесь заняться фотосъемкой профессионально. Например, широким набором оптики обладают фотографы, работающие в студиях. Им без разных объективов просто не обойтись. Теоретически можно попробовать воспользоваться универсальным объективом с тем или иным диапазоном фокусных расстояний. Но в этом случае не получится раскрыть диафрагму до значения f/1,4, которое привносит в снимок привлекательное боке.
Оптика с фокусным расстоянием 50 мм подходит для поясного портрета и фотографии человека в полный рост. В некоторых случаях можно делать и погрудный портрет, но лучше для этого задействовать 85-миллиметровый объектив. Ну а для фотографирования лица крупным планом или даже части лица следует использовать оптику с фокусным расстоянием 100 или 135 мм. Такой объектив имеет меньший угол обзора, за счет чего картинка приближается. При фиксированном фокусном расстоянии диафрагма раскрывается достаточно широко, поэтому с красивым боке никаких проблем не будет. Однако и стоит такой объектив достаточно дорого, приобрести же его можно только в специализированных интернет-магазинах. Например, за Tokina 100 mm f/2.8 AF просят около пятисот долларов. Но на что только не пойдешь ради великолепных результатов своей работы…
Не следует использовать для съемки портретов широкоугольные объективы. С 14-миллиметровой оптикой для съемки придется подойти к человеку вплотную. Но и после этого результат не порадует. Пропорции модели не сохранятся. Именно поэтому для съемки портрета нужен объектив, фокусное расстояние которого равняется хотя бы 35 мм.
Ещё необходимо помнить, что объективы с разным фокусным расстоянием по-своему размывают задний фон. При 35- или 50-миллиметровом фокусном расстоянии на заднем фоне можно заметить разные светящиеся пятна от фонарей и фар машин. Объективы с фокусным расстоянием от 100 мм размывают картинку, находящуюся вне зоны резкости, интенсивно и плавно, всяческие светящиеся круги не наблюдаются. Нельзя сказать, что тот или иной тип размытия лучше. Это просто свойство работы оптики, его нужно учитывать.
![Пример красивого боке при использовании портретного объектива. Фотография - Kevin Dooley.](/800/600/https/dofmag.ru/wp-content/uploads/2014/10/10484175063_dd7b29cd701-300x199.jpg)
Пример красивого боке при использовании портретного объектива.
Фотография – Kevin Dooley.
Портретные объективы приходят на помощь и в случае плохого освещения. В темных помещениях без привлечения студийного света зум-объективом пользоваться достаточно сложно, приходится задействовать длительную выдержку. Если вы хотите сфотографировать прыгающую кошку, то без портретной оптики не обойтись. С ней легко можно установить выдержку 1/1000 секунды, “заморозив” полет своего домашнего питомца.
На этом можно закончить рассказ о портретных объективах. Вы должны запомнить, что для съемки портретов такая оптика подходит идеально. Она размоет задний фон гораздо лучше любого зум-объектива. При выборе оптики ориентируйтесь на фокусное расстояние и значение диафрагмы. Портретный объектив в любом случае должен иметь постоянное фокусное расстояние. В противном случае диафрагма будет не столь хорошей, как этого хотелось бы.
dofmag.ru
какой нужен Объектив для портретной съемки???
Многие годы стандартом портретного объектива на 35-мм плёнке считался объектив с фокусным расстоянием 85 и относительно высокой светосилой (порядка 1,4 — 1,8). Поскольку сейчас работают в основном зумами фокусное расстояние должно быть (в плёночном эквиваленте) примерно 75-90 мм. Это касается студийного портрета. А есть ещё портрет, так называемый, «репортажный». Обычно это съёмка человека в обычной для него обстановке (производственной, бытовой и т. п. ) таким образом, что снимаемый знает, что его фотографируют, но фотограф находится относительно далеко, «щёлкает» вольно и незаметно. Идеальное фокусное расстояние для такого портрета — 135 мм или, чуть короче, — 105. Глубина резкости в портретной съёмке тоже может быть концептуально разной. Обычно стремятся в резкости «удержать» лицо целиком (в «классическом» портретнике это возможно при диафрагме порядка 2,8-3,5). В репортажном портрете — это вообще обязательное условие. Но фон в том и другом случае должен быть вне фокуса, причём степерь «размывки» значительная. Обёективы «размывают» по-разному. При выборе объектива для портретной съёмки очень важно учитывать насколько «красива» (живописна) зона нерезкости. Слишком жёсткая по контрасту «размывка» плохо влияет на эстетику портрета. Вопрос применения фильтров, смягчающих сеток и прочего — личное дело фотографа, часто требуется в зависимости от характера рисунка самого объектива. Часто даже разные экземпляры одного и того же объектива рисуют немного по-разному. А кроме, того, смягчить цифровое изображение можно при последующей обработке обработке. Это требует умения работать с электронными фильтрами, а это целая наука плюс опыт. В любом случае фотограф сам выбирает на каком этапе применить фильтры — при съёмке или при обработке. Но в портретной съёмке они необходимы — современная оптика слишком хорошо прорабатывает фактуру кожи, а это не всегда приятно. Хочу сказать, что в студийном портрете не только оптика и свет играют роль. Человека желательно гримировать, даже мужчину. Как минимум, нужно положить на лицо и шею равномерный тон. Это сделает лицо более выразительным и свет распределится равномерно. В те времена, когда студийный портрет делался на фотопластинку большого формата и печатался контактным способом без увеличения, самым распространённым «портретником» был триплет — простой трёхлинзовый объектив (такой в Смене стоял) . Разрешение у триплета невысокое (да и зачем, ведь печать была контактная) , а по живописности и мягкости мало какой тип объектива мог поспорить с триплетом. (Применялись объективы даже проще триплета, — однолинзовые; дисторсия и падение освещённости по краям в портрете обычно не мешают) . Специальные портретные объективы для камер 35-мм пытались делать по рисунку похожими на триплет, но с более высоким разрешением. Поэтому хороший портретник всегда стоил дорого…
А сейчас все фотоаппараты с зуммами. Кому он нужен, этот Васька ?
Фокусное расстояние должно лежать в пределах 70-90 мм в 35-мм эквиваленте.
Фокусное расстояние 70-120 мм в эквиваленте — съёмка более короткофокусным объективом приводит к геометрическим искажениям (более близкие части лица будут крупнее) . Кроме того у этих объективов меньшая глубина резкости, что позволяет сделать задний план размытым. Светосильный — относительное отверстие F1.4-2(2.8) — с целью обеспечения всё той же меньшей глубины резкости, кроме того такие объективы мягче рисуют. Для цифрозеркалки с половинной матрицей неплохо подойдёт светосильный макрообъектив с фокусным расстоянием 50 мм (75…80 мм в эквиваленте).
Конечно классический портрет, крупный план снимается на фокусном 70-100 мм…это в теории, всё так. Но на практике приходится снимать и на 30-ти мм (несмотря на искажения) и полтинником (который кстати на кропнутой матрице вовсе не превращается в портретник, это общераспространенное заблуждение, фокусное да, меняется, но не перспектива и угол зрения). И диафрагма при портретной съемке обычно 4, более открытая приводит ни к тому, что модель отделяется от фона, а к тому, что на самой модели появляются зоны нерезкости при крупном портрете (глазки резко, а носик нет, ну а если человек немного бочком, то это ещё больше усугубляется). исходя из этого для съемки подобной наиболее подходит объектив с фокусным что-то типа 28-70, 28-75 или 24-105. Хотя я очень люблю снимать 135-ти мм-ым объективом как крупные портреты, так и в полный рост (опять же из-за перспективы). Насчет макро-объектива вышеуказанного, если будете использовать подобный, то приобретите к нему софт-фильтр, макрушники имеют излюшнюю резкость, которая обычно очень некстати на крупном плане (не видел ещё человека который бы хотел подчеркнуть все абсолютно свои морщинки и поры кожи).
Наиболее подходящими здесь будут не телевики, а длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием от 85 до 135 мм применительно к кадру 24 на 36. ГРИП у этих линз как раз такой, какой необходим при портретной съёмке и наименьшие искажения при передаче изображения лица и фигуры человека. Что касается кропнутых матриц, то желательно придерживаться таких же линз, по причине сохранени ГРИП с теми же самыми характеристиками.
да можно без кучи припонов, и будут хорошиефотки
touch.otvet.mail.ru
Выбор фокусного расстояния | Сайт профессионального фотографа в Киеве
Выбор объектива для фотографа даже более важен, чем выбор фотоаппарата. В этом обзоре вы найдёте описание фокусных расстояний от 14мм до 300мм. Каждое фокусное расстояние имеет свою специфику, это нужно учитывать при выборе объектива. Начинать, я считаю, нужно с китового объектива. Можно даже с зума вроде 18-135, а уже потом подходить к выбору более специализированной оптики. Это процесс индивидуальный и творческий.
Оптимальное фокусное расстояние зависит от:
- жанра съемок
- места съемок
- специфики работы
- творческого видения каждого фотографа
Со всем этим можно определиться только уже имея определенный опыт в фотографии. Ниже я поделюсь своими наблюдениями. Вся информация касается работы с полным кадром. Если у вас камера с кроп матрицей, умножайте цифры фокусного расстояния на полтора.
Рыбий глаз (fish eye)
Кадр сверху сделан на объектив Samyang 8mm t3.8. Этот объектив даёт полное покрытие кадра на кроп камере и круг с чёрными краями на полном кадре. Угол зрения — 180 градусов по диагонали. Кадры, грамотно сделанные на фишай, выглядят завораживающе. Особенность этого фокусного расстояния (бывают от 4мм до 15мм) в том, что у него очень узкая сфера применения. Фишай — объектив с максимально широким углом обзора, но при этом без коррекции дисторсии. В итоге мы имеем закруглённые линии, которые должны быть прямыми, и очень специфическую перспективу. Такой объектив берется с собой ради нескольких ярких кадров. Пользоваться им долго затруднительно.
14мм
Объектив с фокусным расстоянием 14мм также очень специфичен. Это касается геометрии получаемого изображения. Малейший неверный наклон камеры вызывает сильные искажения. Особенно это ощущается при интерьерной съемке. На природе же легко заваливается горизонт. Угол зрения очень широк — нужно понимать, нужно ли это вам. В нем есть плюсы: можно, к примеру, снять салон машины изнутри целиком; в любом тесном помещении вас не будет проблем с углом обзора; на природе можно делать интересные панорамы с объёмным передним планом. Снимать портреты с таким фокусным расстоянием можно только очень осторожно и в полный рост. Вообще, снимать людей на объектив с таким фокусным нужно крайне вдумчиво. Это, впрочем, касается любых съемок — здесь перед тем как сделать кадр нужно думать. Объектив 14мм — не каждодневный инструмент.
24мм
24мм — довольно широкий угол. Работая с широкоугольным объективом всегда нужно думать о том, что должно попасть в кадр, а что не должно. С этим фокусным расстоянием работать проще. Он не так искривляет пространство и больше соответствует обычному восприятию. На 24мм очень комфортно снимать в помещении. Захватить комнату целиком не составит проблемы. В то же время, геометрические искажения куда менее выражены. Это удобное фокусное расстояние, с ним можно путешествовать (что я не советовал бы делать имея только 14мм), снимать репортаж внутри небольших помещений, делать пейзажные снимки. Для портретов объектив 24мм, опять же, малопригоден.
28мм
28мм — одно из очень удобных фокусных расстояний на полном кадре (что соответствует 18мм на кроп матрице). На объектив 28мм очень просто строить кадр. Этот угол довольно широкий. Пятиться с ним никогда не придётся. В то же время, геометрические искажения ощущаются слабо. Конечно, размещать людей по углам кадра на таком фокусном не стоит. Но на 24мм снимать сложнее ввиду специфической перспективы. 28мм дает очень удобный угол зрения. У меня лично ощущение, что это фокусное расстояние соответствует зрительному восприятию окружающего пространства. Поэтому, такой объектив удобен для съемок общих сцен. Но это — однозначно не портретный объектив (даже с большой светосилой).
35мм
35мм на полном кадре уже не ощущается широким углом. Это одно из стандартных фокусных расстояний. Оно удобно для различного репортажа. Фикс 35мм может вполне заменять зум 24-70мм в репортажных целях. Годится для поясных портретов. Если снимать ближе, это вызовет искажения на лице портретируемого — в первую очередь в виде удлиненного носа. 35мм — это все ещё широкоугольник. Для лицевых портретов нужно использовать 85мм и более. На 35мм также можно снимать портрет на природе или на улице, если нужно передать атмосферу места съемок. На этом фокусном расстоянии сохраняется баланс между акцентами на человеке и на окружающей местности. На 35мм удобно снимать групповые портреты (на выпускные, к примеру). Он достаточно широк, чтобы слишком далеко не пятиться, и в то же время, люди по краям кадра не пострадают от перспективных искажений. Также с этим фокусным очень хорошо работать в интерьерной студии. Для съемок природы мне лично это фокусное не нравится. Этот угол недостаточно широк, чтоб сделать многоплановый пейзаж, и, в то же время, это — не телевик, позволяющий сделать акцент на деталях или красиво сжать перспективу.
50мм
50мм и 35мм — родственные фокусные расстояния. На 50мм по-прежнему не стоит снимать крупные лицевые портреты (в принципе можно, но я бы этого не делал). На него, так же как и на 35мм, хорошо делать поясные портреты. Вообще, я бы сказал, что это — жанровое фокусное расстояние. Имея фикс 50мм приятно снимать небольшие сценки с участием нескольких людей. Он позволяет погрузится в атмосферу происходящего, находясь на приемлемом расстоянии. Также 50мм, по моим ощущениям, неплох для пейзажей. Но здесь уже нужно думать, как далеко отходить от снимаемого объекта. Этот угол совсем не широкий, но ещё достаточно удобный. Недаром 35мм и 50мм часто используются как штатники. При съемках в помещении 50мм часто может вызывать неудобство, связанное с желанием отойти подальше. А это не всегда возможно. В помещении им нормально снимать людей крупным планом, но снять комнату целиком не выйдет никак.
70мм
Семьюдесятью миллиметрами я пользуюсь на объективе Canon 24-70 f2.8L при съемках в студии. На 70мм хорошо снимать портреты. В общем скажу, фокусное оптимальное расстояние портретного объектива находится в пределах 70-200мм (хотя это не значит, что нужно покупать такой объектив, но об этом в отдельной статье). Расстояние в 70мм ещё очень удобно для предметной съемки. С этой цифры начинается территория телеобъективов.
85мм
85мм, по моему мнению, идеальное расстояние для портретной съемки. Не 135мм, а именно 85мм. Именно на этом расстоянии удобно работать с моделью. Оно позволяет стоять от человека на расстоянии 2-3 метров. Во-первых, это удобно в плане коммуникации с моделью. Во-вторых, если вы снимаете портрет в парке на что-то вроде 135мм или 200мм, то между вами и моделью будет расстояние метров 5-6. Между вами и моделью уже будут ходить случайные люди, что крайне неудобно. Если же вы снимаете на 85мм, то посторонним будет проще обойти вас за спиной. Если же снимать модель на 50мм, приходится стоять к ней очень близко (около метра, может и меньше), что может вызывать дискомфорт у модели. И, конечно же, светосильный объектив 85мм даст хорошее размытие заднего плана, что важно при портретной съемке. На 85мм людей можно снимать и в помещении. При желании можно снимать и пейзажи. Это короткий телевик — он дает компрессию пространства и им удобно пользоваться. Ещё на 85мм можно использовать относительно длительные выдержки (до 1/80). Более длинные фокусные расстояние в этом плане становятся куда более прихотливыми.
135мм
135мм — угол менее универсальный по сравнению с 85мм. В помещении с ним не развернуться. И на улице он требует больше пространства. Кто-то может сказать, что по сравнению с 85мм, 135мм это всего лишь еще пару шагов назад. Это так, если вы снимаете в безлюдной местности. Для портретной съемки в лесу он очень удобен. Впрочем, в лесу можно вообще снимать на что угодно:) Но если вы снимаете в черте города, всегда будет ощущаться необходимость держаться на расстоянии от модели. В первую очередь, из-за посторонних пешеходов, о чем я уже писал выше. Во-вторых, на 85мм куда удобней строить кадр. Преимущество 135мм в том, что он сильнее размывает фон и дает большую компрессию пространства. Насколько это важно судить можно только субъективно. 135мм требует ощутимо более короткие выдержки (без стабилизатора меньше 1/200 не советую ставить). Важный нюанс: 135мм находится на границе, после которой незнакомые люди не будут замечать, что вы их снимаете. На 85мм сложно снять человека, чтоб она вас не заметил. 135мм уже даёт вам достаточно расстояния от объекта съемки, чтобы он на вас не обращал внимания.
200мм
200мм соответственно еще более специфический угол. Для объективов от 50мм действует правило: чем длиннее фокусное расстояние, тем уже сфера его применения. Что можно снимать на 200мм? Можно по прежнему снимать портреты. Преимущество 200мм в очень приятном боке и сильном сжатии заднего плана. Это фокусное позволяет очень хорошо изолировать объект, отделив его от заднего плана. Другое дело — удобство использования. На 200мм уже можно снимать спорт и дикую природу. Выдержки должны быть очень короткими, руки не дрожащими. Объектив с фокусным расстоянием 200мм и больше должен иметь стабилизатор, иначе вам будет очень некомфортно. Как вариант — пользоваться штативом или моноподом, но это также удобства не добавляет.
300мм
300мм — это уже очень специфическое фокусное расстояние. Главное предназначение таких объективов — съемка спорта и дикой природы. Я лично купил объектив Таир 33В 300мм 4.5 для пробы. Снимать портрет на таком фокусном — мучение. Коммуникация с моделью исключительно жестами. Чтоб картинка не дрожала — штатив обязателен. Чтоб скомпоновать кадр нужно бегать на 3-4 метра назад/вперед/вправо/влево. Другое дело, если вы снимаете кого-то, кто об этом не подозревает. В этом плане 300мм вполне уместно.
Видео тест различных фокусных расстояний:
В этом обзоре я поделился своими впечатлениями от работы в основном с фикс объективами от 14 до 300мм. Можно приобретать качественные зумы вроде 24-70 или 70-200, а можно обходится исключительно фиксами. Выбор зума или фикса — отдельная тема. Этот материал дает представление о различных фокусных расстояниях, что должно помочь определится с выбором оптимальной оптики.
На этом сайте (http://dofsimulator.net/en/) можно поиграться с различными фокусными расстояниями и увидеть, как они передают перспективу.
Полезные статьи:
olegasphoto.com.ua